О чём расскажет "тихая" книга?

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чём расскажет "тихая" книга?

Таратин В.А. 1
1МАОУ "СОШ 61 им. С.В. Капранова"
Александрова Н.В. 1Таратина Е.Г. 1
1МАОУ "СОШ 61 им. С.В. Капранова"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я очень люблю читать и сочинять разные истории про ровесников или про животных, но многие мои друзья и знакомые не разделяют моего увлечения, а уроки литературного чтения у них точно не входят в число любимых. У моих сверстников книги не вызывают никакого интереса, а про разнообразие книг они почти ничего не знают - этим и объясняется их нелюбовь к чтению. Но, как писала английская писательница Джоан Роуллинг, «если Вы не любите читать, значит Вы просто не нашли нужную книгу». Этим и обусловлена актуальность нашего проекта: я решил познакомить окружающих с «тихими» книгами, и, может быть, они и станут отправной точкой зарождения их любви к чтению.

Цель настоящего проекта: изучение и описание жанра «тихая книга» и создание своей «тихой» книги.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, Интернет-ресурсы, познакомиться с историей жанра «тихая книга» и определить его особенности;

  2. Составить вопросы, провести анкетирование среди учащихся средней школы №61 и выяснить книжные предпочтения ребят;

  3. Придумать сюжет для создания тихой книги;

  4. Определить ключевые образы, узнать их символическое значение, продумать их расположение на страницах книги;

  5. Оформить тихую книгу;

  6. Подготовить и провести лингвистический эксперимент;

  7. Записать истории, придуманные читателями тихой книги;

  8. Составить памятку «Как стать автором «тихой» книги»

Методы исследования: изучение литературы по теме, опрос, эксперимент, наблюдение, сопоставительный и описательный.

Теоретическая часть

Свое исследование я начал с изучения интернет-источников и литературы по теме (Приложение 1). Вот что я узнал.

«Тихая» книга (англ. Silent books) — книга без текста, состоящая только из иллюстраций; автор-художник передает свою идею только при помощи изобразительных средств. Ее еще называют «молчаливой» книгой, «безмолвной» книгой, «бессловесной» книгой, «немой» книгой – такое разнообразие терминов обусловлено тем, что такие книги появились не так давно и в литературоведении еще не установилось единство термина. Многие думают, что «тихие» книги – это не совсем книги, потому что их не читают в обычном понимании этого слова. Но чтение бывает не только словесное, но и «визуальное», то есть «расшифровка» информации, которую передают при помощи рисунков [7].

Предшественниками «бессловесных» книг можно считать вазы и амфоры Древней Греции, на которых изображались мифические сюжеты или исторические события. Сами «тихие» книги появились в России. Одни из первых «тихих» книг – это книга «Всякая всячина», созданная художником В.Л. Конашевичем в 1923 году; «Охота» В.В. Лебедева. Очень известной является книга Е.Сафоновой «Река», опубликованная в 1930 году. Сейчас «тихие» книги очень популярны и в России, и за рубежом, их авторы затрагивают самые разные вопросы и самые актуальные проблемы.

«Тихие» книги можно разделить на три группы (классификация Е.С. Квашниной, учителя из Санкт-Петербурга) [3 : 12]:

  1. «Тихие» книги о многообразии мира (Д.Штеренберг «Посуда», О.Фадеева «А в это время…»);

  2. «Тихие» книги с картинками-рассказами (Э.О. Плауэн. «Папа и сын»);

  3. «Тихие» книги с сюжетом (О.Посух «Ключ», К.Собрал «Пустой»);

Кроме этого, к «тихим» книгам относятся очень популярный вид «тихих» книг виммельбух – детская развивающая книга, выполненная в крупном формате в виде комикса и содержащая яркие, детальные иллюстрации.

Я читал некоторые «тихие» книги, особенно мне нравятся (Приложения 2 и 3):

  1. книга Е. Сафоновой «Река» - здесь показан весь путь реки от истока до устья. Очень много деталей, например. кто-то в реке стирает, кто-то купается, стадо идет на водопой. Чем дальше – тем река становится мощней, вот уже по ней плывут корабли, а потом она, очень широкая, впадает в море;

  2. книга К. Собрал «Пустой» - о человеке, которого никто не замечает, он идет к доктору со своей проблемой, но врач впервые сталкивается с такой ситуацией. Человек пытается себя наполнить чем-то: едой, он начинает читать книги, гулять, наблюдать за природой, но всё это наполняет его на какое-то небольшое время, а потом он снова становится пустым. А вот когда он встретил женщину (тоже пустую) и влюбился в нее, он постепенно перестает быть пустым;

  3. книга О. Фадеевой «А в это время…» - здесь мальчик и мама с книжкой уютно устраиваются на диване. Страница перелистывается — и вдруг мы оказываемся посреди бушующего моря, а потом на пестрой городской улице, провожаем улетающую птичью стаю где-то у деревенской околицы и вдыхаем ароматы пряностей на восточном базаре, наблюдаем за извержением вулкана на экзотических островах и мерзнем на ветру с пингвинами в Антарктике… Каждую секунду в мире что-то происходит, и благодаря такой книжной кругосветке можно увидеть всё-всё и снова вернуться домой к маме.

Не любые картинки, идущие друг за другом, можно назвать «тихой» книгой: согласно «бессловесная» книга обладает рядом особенностей:

  1. универсальность, то есть она не привязана к конкретному языку и не требует перевода;

  2. подтекст и многозначность, то есть то, что каждый читатель по-своему «расшифровывает» ее содержание, исходя из своего возраста, эмоционального состояния и жизненных принципов;

  3. сотворчество, то есть у «тихой» книги не бывает одного или двух авторов, как у обычных книг: каждый читатель становится соавтором произведения. «Тихие» книги – это особые книги, которые требуют правильных слов. Они необходимы для развития эмоционального интеллекта, и поэтому их нельзя читать быстро, на бегу, а нужно вчитываться, всматриваться в изображение, обращая внимание на самые разные детали.

  4. Наличие визуальной эстетики, то есть стиль рисунка, цветовая гамма, принципы размещения иллюстраций на странице играют важнейшую роль в раскрытии замысла автора. Например, дети могут бать изображены в одном стиле, а чтобы показать их сон, художник использует другой стиль рисования.

Многозначность прочтения «тихой» книги достигается с помощью использования различных средств визуального повествования: предметной и цветовой символики, выбор ракурса и плана изображения, внимания к деталям.

Изучив особенности жанра «тихая» книга и средства ее создания, я решил попробовать создать свою «молчаливую» книгу.

Практическая часть

Гипотеза 1: я думаю, что мои ровесники не знают, что такое «тихая» книга.

Работу над практической частью своего исследования я начал с анкетирования, в котором приняли участие 110 учеников нашей школы (Приложение 4). Цель анкетирования заключалась в выяснении книжных предпочтений ребят и их осведомленности о «молчаливых» книгах. Результаты анкетирования показали, что 12 % опрошенных любят читать, но предпочитают книжки с картинками (это ученики младших классов) или книги небольшого объема (это старшеклассники). С «тихими» книгами не знаком ни один ученик нашей школы. Многие предполагают, что это книга со спокойным сюжетом, в которой мало иллюстраций. Практически все респонденты (107 чел.) хотят узнать о жанре «безмолвной» книги, некоторые (34 человека) хотели бы стать соавторами произведений (Приложение 5).

Вывод 1: гипотеза подтвердилась, я узнал, что школьники не знают о жанре «тихая» книга, но хотели бы о ней узнать и даже стать соавтором произведений.

Гипотеза 2: я предполагаю, что смогу создать «тихую» книгу.

После того, как я узнал, что «тихая» книга интересна ребятам, я решил попробовать ее создать. Первым этапом мне нужно было определиться с сюжетом. Я долго над этим думал, потом решил взять за основу сюжет, связанный с дорогой: мы каждый день куда-нибудь ходим – в школу, в магазин, в кружки, мы каждый день проходим мимо чего-то, по дороге встречаем самых разных людей и животных. Эта тема знакома каждому, поэтому я остановился именно на этом сюжете.

Второй шаг в создании «тихой» книги заключался в выборе персонажа или персонажей. На самом деле в моей книге два главных героя: мальчик в футболке с буквой «Я» и сама дорога, поэтому мою книгу можно читать как от лица повествователя-мальчика, так и от лица повествователя-дороги.

Третий шаг заключался в продумывании деталей и элементов «визуальной» эстетики. Чтобы определиться с образами и деталями, которые наполнят мою «молчаливую» книгу и будут раскрывать авторскую идею, я проконсультировался с кандидатом философских наук Александрой Валерьевной Никитиной (Приложение 6). Александра Валерьевна рассказала мне, что выбор основного цвета книги очень важен, так как это влияет на общий эмоциональный настрой при восприятии книги: красный цвет наполнит книгу тревогой и волнением, а также некоторой агрессией; белый цвет символизирует, с одной стороны, наивность и чистоту, но, с другой стороны, - холод и пустоту; черный цвет – цвет надвигающейся катастрофы или власти; символическое наполнение желтого цвета зависит от контекста: он может обозначать свет и теплоту, а может намекать на трусость, болезненность и слабость; синий цвет тоже неоднозначен: он говорит не только о доверии и чистоте, но и о грусти и меланхолии. Всё это, конечно, не подходило для моего замысла – я хотел показать, как герой, взаимодействуя с окружающим миром, испытывает радость, легкость и чувствует себя частью этого огромного мира. Поэтому я остановился на спокойном зеленом цвете – символе жизни, надежд и новых начинаний. Детали же – зданий, одежды героев, окружающих предметов – я раскрасил в яркие, сочные цвета, потому что именно эта сочность и яркость ассоциируются у нас с детством.

Александра Валерьевна рассказала мне, что для создания подтекста нужно использовать образы-символы, например, образ собаки, который будет говорить о верности, преданности и дружбе, или образ моря, символизирующий свободу и огромное пространство, дарящее безграничные возможности.

Для создания подтекста и многозначности в своей «тихой» книге я решил использовать следующие образы, которые можно «прочитать» буквально и в переносном значении – для этого я использовал «Большую энциклопедию символов», рекомендованную А.В. Никитиной [1], и интернет-ресурсы. Все использованные мной символы и их значения я представил в виде таблицы:

Многозначные образы в моей «тихой» книге

Образ

Прямое значение

Переносное (символическое) значение

дорога

полоса земли, служащая для езды и ходьбы

жизненный путь

вишня

плодовое дерево или кустарник с мелкими сочными тёмно-красными плодам

продолжающаяся жизнь и связь между поколениями, а также радость и блаженство

цветы

травянистые растения, которые в пору цветения имеют яркую (часто и ароматную) головку или соцветие

красота природа и свобода

небо

пространство над поверхностью Земли

спокойствие и размышления

хоровод

кольцо взявшихся за руки людей

взаимная поддержка, единение

собака

домашнее животное семейства псовых

верность, преданность

     

книга

печатное произведение в виде сброшюрованных, переплетённых вместе листов с каким-либо текстом

знание

шахматы

настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников

борьба

гитара

струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмёрки и длинным грифом

творчество и самовыражение

море

часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышенностями подводного рельефа

свобода и безграничные возможности

корабль

крупное морское судно

судьба

маяк

высокое сооружение в форме башни с сильным источником света, которое служит ориентиром для судов

надежда, поддержка и просвещение

карта мира

географическая карта, на которой изображён земной шар целиком. 

мир

Кроме этого, я использовал разные детали, которые также играют важную роль в «прочтении» моей «тихой» книги: детская коляска, песочница с игрушками, горка, книги, которые несут или читают дети («Война и мир» Л.Н. Толстого и «Мой дедушка был вишней» А. Нанетти), ошейник собаки, спортивные принадлежности, российский флаг.

Четвертый шаг заключался в непосредственном создании «тихой» книги с учетом ее жанровых особенностей (Приложение 7)

Пятый шаг – тестирование «тихой» книги. Для этого я провел эксперимент: я показал мою книгу моим одноклассникам, ученикам 11 класса и учителям и предложил им «прочитать» ее, то есть внимательно рассмотреть ее страницы и воспринять историю, в ней изложенную. В эксперименте приняли участие те же 110 человек, что и в анкетировании, и не было ни одной повторяющейся истории. Я попросил ребят записать свои рассказы, с некоторыми из них можно познакомиться в Приложении 8.

Итак, я создал «молчаливую» книгу, сохранив все особенности ее жанра.

Вывод 2: гипотеза подтвердилась, у меня получилось создать «тихую» книгу.

Гипотеза 3: я думаю, что «тихие» книги могут послужить «отправной» точкой для возникновения интереса к чтению.

Чтобы проверить эту гипотезу, я использовал метод наблюдения. Многие мои одноклассники стали подходить ко мне и спрашивать, могу ли я показать им свои любимые «тихие» книги. Когда я принес их в школу, на переменах многие сидели и рассматривали их, некоторые даже брали домой, чтобы посмотреть их с семьей в спокойной обстановке. Семь человек из класса попросили меня рассказать, как самим сделать «тихую» книгу. Для них, да и для всех интересующихся я составил памятку «Как стать автором «тихой» книги» (Приложение 9). Мы решили в классе организовать библиотеку «тихих» книг, созданных как настоящими писателями и художниками, так и ребятами нашего класса.

Вывод 3: гипотеза подтвердилась частично, некоторые ребята заинтересовались жанром «тихой» книги, с удовольствием их читают, есть и такие, кто хочет сам создать «молчаливые книги», но говорить о том, что такие книги стали «отправной» точу=кой для возникновения интереса к чтению пока рано.

Заключение.

Итак, почти все мои гипотезы подтвердились, у меня получилось создать «тихую» книгу «Дорога» и заинтересовать часть ребят этим жанром, но говорить о возникновении у них интереса к чтению пока рано.

Список источников:

  1. Баешко Л.С. Большая энциклопедия символов. – М., Эксмо, 2009. – 304 с.

  2. Ерохина Т.И. Эстетика визуального в современной культуре: феномен тихой книги. // Ярославский педагогический вестник, 2023. / https://vestnik.yspu.org/releases/2023_4/21.pdf

  3. Молчаливые книги. Как читать и как работать. Практикум / составители Е.С. Квашнина, Т.Ю. Дрыжова. - Москва: Библиомир, 2024. - 204 с.

  4. Сафонова Е.В. Река. – М.: Белая ворона, 2021. – 32 с.

  5. Собрал К. Пустой. – М.: Лимонад, 2024. – 33 .

  6. Фадеева О. А в это время… - М. : Лимонад, 2023. – 32 с.

  7. Чтение = Reading: энциклопедический словарь под редакцией Ю. П. Мелентьевой; — Москва : Наука, 2021. — 438 с. / https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010831329/

  8. https://scilead.ru/article/5167-tikhaya-kniga-istoriya-i-osobennosti

Приложение 1. Изучение интернет-источников

Приложение 2. Чтение «тихих» книг

Приложение 3. Примеры «тихих» книг

Приложение 4. Вопросы для анкетирования

Приложение 5.

Приложение 6. Онлайн консультация с кандидатом философских наук А.В. Никитиной

Приложение 7. Моя «тихая» книга «Дорога»

Приложение 8. Работы участников эксперимента

Приложение 8. Памятка «Как стать автором «тихой» книги»

Просмотров работы: 12