Разработка интерактивной игры по литературе для подготовки к итоговому сочинению "По страницам русской классики"

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка интерактивной игры по литературе для подготовки к итоговому сочинению "По страницам русской классики"

Шемякина О.В. 1
1КОГОАУ "Вятский технический лицей"
Терехова О.Н. 1
1КОГОАУ "Вятский технический лицей"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русская классическая литература всегда играла важнейшую роль в жизни общества, являясь не только источником эстетического наслаждения, но и мощным инструментом формирования мировоззрения, нравственных ориентиров и культурных ценностей поколений, но сегодня интерес к ней нередко теряется на фоне цифровых развлечений. В условиях цифровизации и сокращения времени на чтение школьники всё реже обращаются к русской классике, что ставит под угрозу не только знание канона, но и умение анализировать сложные тексты.

В современном образовательном процессе особое место занимает итоговое сочинение, которое выступает как одна из форм проверки уровня литературного образования учащихся и их способности к глубокому анализу и осмыслению прочитанного. Итоговое сочинение представляет собой важный этап в образовательном процессе, так как оно позволяет оценить не только знание произведений, но и умение учащихся размышлять, аргументировать свою точку зрения и выстраивать логические цепочки рассуждений. В этом контексте литература становится не просто учебным материалом, а средством развития критического мышления и формирования личностных качеств.

Поэтому возникает противоречие между общим снижением уровня читательского интереса, интеллектуального уровня развития учащихся и требованием образования – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике

Цель проекта: создать образовательную игру, которая позволит учащимся повторить сюжеты, героев и основные проблемы, поднимаемые в произведениях русской классической литературы, в формате игровых заданий, принимая при этом активное участие в развитии событий и анализе мотивов персонажей.

Задачи проекта:

- изучить основные произведения русской классики;

- систематизировать и проанализировать полученную информацию;

- собрать сведения о технологиях создания интерактивных игр;

- составить раунды игры, разработать презентацию и раздаточные материалы;

- описать систему оценивания в баллах;

- продемонстрировать созданную игру учащимся;

- составить заключение о результатах проведения игры и в целом о её востребованности среди школьников.

Аннотация: проект разработан для учащихся 11 класса. С его помощью они могут вспомнить забытый материал и укрепить свои знания текста произведений, стать увереннее. Результат проекта (игра) может использоваться на уроках литературы.

Гипотеза: я предположила, что повторение материала в формате игры может помочь ученикам лучше подготовиться к итоговому сочинению, создав игру, можно получить целое учебное пособие для подготовки.

Актуальность: значимость выбранной темы обусловлена снижением интереса школьников к чтению классической литературы и необходимостью поиска новых форм её подачи. Также в настоящее время многие ученики сталкиваются с трудностями при написании итогового сочинения: путают сюжеты, героев, с трудом запоминают инициалы авторов, не выдерживают связь между тезисом и доказательством при выполнении творческой работы.

Практическая значимость проекта заключается в создании адаптивного интерактивного инструмента, который системно улучшает подготовку учащихся к итоговому сочинению: развивает умение выбирать релевантные аргументы, анализировать литературные тексты и формировать логическую композицию сочинения. Игра повышает мотивацию, обеспечивает оперативную обратную связь и снижает нагрузку на учителя благодаря чёткой системе оценивания работы учеников. Внедрение проекта позволит облегчить подготовку к итоговому сочинению для выпускников.

Риски: возникновение тупика в ходе тестирования созданной игры, нехватка времени для написания проекта.

Теоретическая часть

Долгое время человечество существовало без единой для всех системы образования. При этом люди получили все необходимые для развития и жизни навыки. Это происходило благодаря игре. Дети всему учатся в игре, в процессе которой они воплощают действия взрослых.

Игра - это структурированная форма деятельности, обычно предпринимаемая для  или , а иногда используемая как образовательный инструмент. Также это важнейший институт конфликтологии. С её помощью формируется нормальный, адекватный, законопослушный член общества, который понимает, что есть правила и договорённости, и нельзя действовать по принципу, что у кого больше сил, тот и прав.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям. Но главное отличие игры от простого изучения – это интерес, развлечение. Увлёкшись, дети не замечают, что вроде бы отдыхают, но и одновременно учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы выиграть самому или не подвести товарищей по команде.

Игры можно использовать на уроках литературы для активизации учебного процесса, повышения мотивации учащихся, развития их коммуникативных, творческих и аналитических навыков. Игры помогают углубить понимание текстов, развить умение работать с текстом и анализировать его с разных точек зрения.

Функции игры:

  1. Обучающая - развитие литературных знаний (анализ, восприятие);

  2. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;

  3. Коммуникативная - объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;

  4. Релаксирующая - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

  5. Функция самовыражения- стремление ребёнка реализовать в игре свои творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Достоинства и недостатки использования игровой деятельности на уроках литературы:

Таблица 1

Достоинства

Недостатки

Повышение мотивации и вовлеченности

Долгая подготовка

Улучшение запоминания и понимания текста

Работа одних и тех же учащихся

Формирование критического мышления и интерпретатного умения

Ресурсные и организационные затраты

Предоставление диагностической информации для учителя

Риск искажения авторского смысла учащимися

Объединение коллектива

Дисциплинарные проблемы

Разрядка напряжения и смена деятельности

Потеря учебной фокусировки

Анкетирование

В ходе разработки интерактивной игры был проведён опрос среди учеников 11 класса КОГОАУ «ВТЛ» города Кирова в количестве 105 человек. Анкета прикреплена в Приложении 1. Далее можно ознакомиться с результатами опроса:

  1. Как вы оцениваете свой уровень подготовки к итоговому сочинению?

Рис. 1

Исходя из данных, можно сделать вывод, что больше половины учащихся обладают базовыми знаниями в русской литературе и оценивают свой уровень подготовки к итоговому сочинению средне.

  1. Как проходит ваша подготовка?

Рис. 2

Исходя из данных, можно сделать вывод, что большинство учеников готовятся к итоговому сочинению на уроках с учителем и самостоятельно, не привлекая внешнюю помощь.

  1. Какие эмоции вы испытываете при мысли о сочинении?

Рис. 3

Исходя из данных, можно сделать вывод, что большинство опрошенных испытывают тревожные, неспокойные мысли о сочинении.

  1. Хотели бы вы расширить свои знания для итогового сочинения?

Рис. 4

Исходя из данных, можно сделать вывод, что больше половины выпускников хотели бы уделить больше внимания подготовке к итоговому сочинению.

  1. Согласны ли вы, что игра - один из самых эффективных способов для повторения и закрепления материала?

Рис. 5

Исходя из данных, можно сделать вывод, что больше 75% респондентов согласны с утверждением.

Благодаря анкетированию мы подтвердили актуальность проекта, увидели ключевые аспекты в состоянии участников, их подготовке и самооценке.

Создание интерактивной игры «По страницам русской классики»

  1. Подбор произведений для раундов игры.

Список включённой литературы:

- Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

- Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

- Александр Николаевич Островский «Гроза»

- Иван Александрович Гончаров «Обломов»

- Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

- Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

- Александр Иванович Куприн «Олеся»

- Максим Горький «На дне»

- Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет»

- Иван Алексеевич Бунин «Господин из Сан-Франциско»

- Антон Павлович Чехов «Крыжовник»

- Максим Горький «Старуха Изергиль»

2 этап. Разработка раундов и заданий, создание презентации

Игра состоит из 5 частей - раундов, которые по сюжету были составлены представителями разных профессий: следователем, художником, ученым-историком, журналистом и учителем литературы.

1 раунд.Следователь представил свои отчёты, в которых зашифрованы литературные произведения. Задача участников - определить название, которое зашифровано в стиле юридического текста. (Приложение 2)

2 раунд. Художник нарисовал ребусы, где загадал слова, которые ярче всего фигурируют в разных произведениях. Участники успешно справились и с этим заданием, расшифровав все слова. (Приложение 3)

3 раунд. Ученый-историк решил проверить, как же хорошо ребята знают содержание литературных шедевров. В нескольких произведениях он перемешал события, а участники должны восстановить хронологию всей картины. (Приложение 4)

4 раунд. Журналист взял интервью у некоторых главных героев со страниц русской классики, но решил разнообразить содержание ответов и придумал по одному ложному факту про каждого героя. Задача участников - определить неверный факт. (Приложение 5)

5 раунд. Совсем скоро учеников ждёт итоговое сочинение, поэтому учитель литературы решил проверить ребят и подготовил несколько тем из декабрьского сочинения, а участники должны были вспомнить произведения и привести аргументы, подходящие к данной теме. (Приложение 6)

3 этап. Описание ответов и формирование системы оценивания в баллах (Приложение 7)

4 этап. Демонстрация игры учащимся.

Игра проведена для пяти 11 классов КОГОАУ «ВТЛ» в рамках недели русского языка и литературы. Каждый класс делился на 3 команды в хаотичном порядке путём жеребьёвки. По итогам игры мы выявили 3 команды победителей среди всех команд, принимавших участие в игре. Это был незабываемый опыт, по мнению учеников.

Заключение

Любой урок литературы представляет собой процесс общения: общение между учащимися и учителем, общение друг с другом, общение с художественным текстом, а значит, общение с писателем и его эпохой.

Проделав долгую кропотливую работу, систематизировав программные произведения русской классической литературы, мне удалось создать интерактивную игру, а это значит, что цель моего проекта достигнута.

Моя гипотеза о том, что если создать интерактивную литературную игру, то возможно получить настоящее пособие для использования на уроках литературы для облегчения подготовки к итоговому сочинению, подтвердилась.

Рефлексия по итогам проектной работы показала:

• ученикам был ценен и полезен опыт совместной работы;

учащиеся заметили, что часть материала при изучении была забыта, а с помощью игры они смогли её вспомнить;

участники были довольны полезно проведённым временем;

• у учащихся появилось желание в дальнейшем участвовать в таких играх.

Список литературы

  1. Литература (русская литература ХХ века). 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Агеносов и А.Н. Архангельский; Под ред. В.В. Агеносова. – 13-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2013г

  2. Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

  3. Литература (в 2 частях), 11 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

  4. Крупская Л.И. Литературные игры и инсценировки школьников.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 63 с.

  5. ЕГЭ. Литература: пошаговая подготовка / Л. А. Скубачевская, Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. - Москва: Эксмо, 2018. - 288 с.

Приложение 1. Анкета

  1. Как вы оцениваете свой уровень подготовки к итоговому сочинению?

А) Высокий (без затруднения привожу аргументы на все темы 3-х разделов, выдерживаю структуру написания и объем)

Б) Выше среднего (без затруднения привожу аргументы на большинство тем, понимаю структуру и стараюсь писать нужный объем слов)

В) Средний (привожу аргументы в основном на широкие темы, большинство критериев соблюдаю)

Г) Ниже среднего (затрудняюсь с постановкой тезиса, знаю содержание только базовых произведений -> сложность с аргументацией)

Д) Низкий (не понимаю, что нужно писать в аргумент, теряюсь в структуре)

  1. Как проходит ваша подготовка?

А) Школьные уроки

Б) С репетитором

В) Онлайн (видео, сайты)

Г) Самостоятельно

Д) Другое… (свой ответ)

  1. Какие эмоции вы испытываете при мысли о сочинении?

А) Уверенность

Б) Беспокойство

В) Интерес

Г) Безразличие

Д) Другое… (свой ответ)

  1. Хотели бы вы расширить свои знания для итогового сочинения?

А) Да

Б) Нет, я уверен(-а) в своих знаниях

В) Возможно

  1. Согласны ли вы, что игра – один из самых эффективных способов для повторения и закрепления материала?

А) Да

Б) Нет

Приложение 2. Раунд 1

Приложение 3. Раунд 2

Приложение 4. Раунд 3

Приложение 5. Раунд 4

Приложение 6. Раунд 5

Приложение 7. Ответы

1 раунд «Отчёт»

Баллы:

1 балл – верно указано название произведения

1 балл – верно указан автор (можно инициалы)

1 балл – верно указан жанр

СУММА: 3 балла за полный и верный ответ

1. Лев Николаевич Толстой «Война и мир» - роман-эпопея

2. Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» - роман

3. Александр Николаевич Островский «Гроза» - пьеса

4. Иван Александрович Гончаров «Обломов» - роман

5. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» - роман

6. Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - поэма

7. Александр Иванович Куприн «Олеся» - повесть

8. Максим Горький «На дне» - пьеса

9. Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет» - повесть

ИТОГО: 27 баллов за раунд

2 раунд «Расшифруй-ка!»

Баллы:

1 балл – верно отгадано слово

1 балл – верно указано название произведения

СУММА: 2 балла за полный и верный ответ

1. Халат – «Обломов»

2. Атлантида – «Господин из Сан-Франциско»

3. Колдовство – «Олеся»

4. Гранатовый браслет – «Гранатовый браслет»

5. Громоотвод – «Гроза»

6. Крыжовник – «Крыжовник»

7. Ночлежка – «На дне»

8. Процентщица – «Преступление и наказание»

9. Евангелие – «Война и мир»

ИТОГО: 18 баллов за раунд

3 раунд «А как было?»

Баллы:

3 балла – верно указана хронология

2 балла – допущено 2 ошибки

1 балл – допущено 4 ошибки

0 баллов – неверная хронология

СУММА: 3 балла за полный и верный ответ

1. В А Д Г Б

2. Д Б Г А В

3. Д В А Б Г

4. Б Д В А Г

5. Б Д А В Г

6. Г Б А Д В

7. Г А В Д Б

8. В А Г Д Б

9. В Д А Г Б

ИТОГО: 27 баллов за раунд

4 раунд «Это клевета!»

Баллы:

1 балл – верно найден ложный факт

СУММА: 1 балл за полный и верный ответ

1. 2

2. 2

3. 3

4. 2

5. 1

ИТОГО: 5 баллов за раунд

5 раунд «Готовы к итоговому сочинению?!»

Баллы:

3 балла – верно указано 3 выбранных произведения к теме

3 балла – развёрнуто и ясно описаны 3 примера

СУММА: 6 баллов за полный и верный ответ

ИТОГО: 6 баллов за раунд

ВСЕГО БАЛЛОВ ЗА РАБОТУ: 83

Просмотров работы: 25