Елецкий край в творчестве Н. С. Лескова

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Елецкий край в творчестве Н. С. Лескова

Бабкина А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Веретенникова О.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Классик русской литературы Николай Семёнович Лесков завоевал всемирную славу. Его творчество восхищало всегда. В своих произведениях он создает яркий мир воспоминаний детства, можно сказать, сообщает исторические сведения, облечённые в форму художественную.

Цель данной исследовательско-краеведческой работы - проследить связь творческого пути Н.С. Лескова с Елецким краем.

С этой целью проведено исследование литературной деятельности писателя. Для ее достижения поставлены следующие задачи:

- отметить влияние Елецкого края на творчество писателя;

- найти в текстах классика упоминания о Елецком крае, аллюзии на него;

- проанализировать образы персонажей-ельчан в творчестве Н. С. Лескова с точки зрения воплощения в них черт русского национального характера.

Объект исследования: биография и творческое наследие Н. С. Лескова (корпус текстов, содержащих отсылки к Ельцу)

Предмет исследования: связь творческого и жизненного пути писателя с Елецким краем.

Актуальность исследования заключается в понимании влияния локального провинциального текста на формирование особенностей идеостиля писателя и образа мира и человека в его творчестве.

В работе были использованы текстологический, историко-литературный методы исследования.

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученныйопыт могут применять в своей практике учителя литературы для включения регионального компонента в программу по литературе.

Основными источниками при изучении заявленной темы являются биографические и литературоведческие материалы, исследующие факты биографии Николая Семёновича Лескова.

Образ елецкого края в малых жанрах Н. С. Лескова: биографические истоки «очарования» провинциальной Русью.

С Елецким краем связаны имена многих выдающихся русских писателей: М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.Н.Толстого, А.М.Горького, И.А.Бунина, но в своей работе я хочу рассказать о связи Елецкого края и творчества великого русского классика Николая Семёновича Лескова. Елецкая округа была тем местом, где пересекались жизненные дороги ярких людей государства Российского. Именно к ней в своих воспоминаниях обращается Николай Семенович Лесков.

Чтобы понять творчество любого писателя, нужно знать его биографию. Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Мария Алферьева, принадлежала к дворянскому роду. Отец будущего писателя, Семён Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

С городом Ельцом связаны самые яркие детские воспоминания Николая Лескова, о которых он поведал в своей «Автобиографической заметке», там, где речь идёт об отцовской службе в Орловской уголовной палате: «Отец был превосходный следователь… и особенно долго жил в Ельце, где им было раскрыто весьма запутанное дело. Я помню, как мы с матерью ездили к нему в Елец». Это воспоминание о дороге перешло в «Очарованного странника». Образ дороги по пути в Елец стал образом жизненного пути писателя: «Поехали мы с графом и графинею в Воронеж и остановились в Елецком уезде, в селе Крутом лошадей кормить… Выезжаем, а гора здесь прекрутая-крутищая, и сбоку обрыв, в котором тогда невесть сколько народу погибло».

О символике пространства подробнее поговорим далее. В рассказах «Зверь», «Несмертельный Голован» топос тоже узнаваемый, получивший название от небольшой речки, левого притока Быстрой сосны: «отца моего не застала дома, по командировке его в Елец на следствие о страшном убийстве. Во всём доме были одни мы, женщины и девичья прислуга. Елец, прежде всего, ассоциируется с образом отца - человека долга, ответственного и принципиального, способного честно и самоотверженно трудиться.

«Город на горе»: духовные и национальные основы выстраивания пространственного образа Ельца в идеостиле Н. С. Лескова.

Этимологически именование города связано с лесом, что позволяет ему оставаться местом, важным в нескольких аспектах: пространством, где возможно почувствовать глубинную связь с народными корнями, где человек проходит испытания на крепость и силу характера, верность собственным принципам и заветам предков,воплощением внутренней свободы духа русского человека, который, по мнению исследователей, не всегда чувствуют тонкую грань между словами «воля» и «своеволие» (именно об этом говорят герои «Грабежа», которые «сами себе» правила устанавливают).

Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, отметим, что Елец в творчестве писателя предстает как город «концентрического типа», что связано с образом города на горе (или на горах). Такой город выступает как посредник между землей и небом, он имеет начало, но не имеет конца – это“вечный город”». К образу этого города в поисках ответов на вечные вопросы русской жизни неоднократно возвращается и Н. С. Лесков.

Образ дороги, памятный по повести «Очарованный странник», вносит в творчество Лескова идею катастрофичности: лошади понеслись, мальчик пытается их остановить; он останавливает карету на краю пропасти, но лошади срываются и погибают, срывается и мальчик. В произведении сливается воедино реальный мир (елецкая округа у села Крутого) и мир высшей духовности (упал в пропасть… все думали, что «мертвый совсем, а глядим — так дышит, только воздухом дух обморило…»). Образ елецкой дороги, на которой произошло переломное, роковое событие, становится символом жизненных испытаний главного героя.

Таким образом, Лесков развивает идею Ельца как города высокой духовной культуры, места нравственной трансформации, пространства, особенно близкого к Богу. Идея эта коренится в преданиях старины. Одно из них, «Повесть о Темир-Аксаке», рассказывает, как под Ельцом Богородица явилась Тамерлану с небесным войском, и «вниде страх в сердце его и ужас в душу его, вниде трепет в кости его», и заставил повернуть вспять, «аки некими гоним быша». Закреплению за Ельцом образа «святого места» способствовало признание его святителем Тихоном Задонским «вторым Сионом».В идеостиле Н. С. Лескова локальный топос Елец предстает как воплощение русской земли, пространство, у которого есть свой характер и судьба, превращается в полноценное действующее лицо.

Герои-«провинциалы» в малых жанрах Н. С. Лескова как воплощение национального характера: два облика Ельца

Лесков прекрасно знал Елец, немало строк написал о нём и его купеческом, патриархальном быте.Ельцу и его жителям Лесков посвятил свой святочный рассказ «Грабёж». Само понимание святочного рассказа было трансформировано автором именно в направлении, интересном с точки зрения проводимого исследования. В них, по свидетельству самого писателя, «чудесное» «имеет свои основания не в сверхъестественном, а истекает из свойств русского духа» (7, 440). Дороги были жители глубинки автору, по его собственному признанию, как «живые лица», интересные «своим духовным содержанием». Выделим некоторые его аспекты. Осмысляемая в рассказе проблема может быть сформулирована афоризмом Амвросия Оптинского: «Кого в чем осудишь, в том сам и побудешь». Рассказчик (первичный нарратор) представляет этот нравственный закон в действии: сообщает о «воровском часе», в который «и честные люди грабят».

По сюжету рассказа ельчане, будучи в Орле, совершают кражу. В этом произведении Лесков выступает замечательным знатоком провинциальной жизни, точно передаёт наиболее примечательные особенности. Главный герой, Мишенька, соблюдает заповедь божью о почитании родителей: находится «у матушки в полном повиновении». Ельчане, из которых происходит род рассказчика по материнской линии, охарактеризованы как «люди церковной веры», имеющие «страх божий» - важнейшую христианскую добродетель, возникающую из доверия ко Господу и нежелания делом или мыслями обидеть его. Семья героя ведет строгую духовную жизнь. Мишенька отступается от своего принципа повиновения матери только тогда, когда душа его не смиряется с тем, когда его земляков теснят в кулачном бою (сам факт кулачного боя отсылает нас к народным представлениям о справедливом суде Божьем, вспомним значение этого события в «Песне про купца Калашникова») - тогда он просит благословения вступиться «за гонимую сторону» и бьётся «за други своя».

Рассказ построен на сравнении ельчан и орловцев. Действие происходит в Орле, куда приехали ельчане в поисках дьякона для своей церкви. Не простого, а «особо поющего», «как в нашем городе любят», чтобы мог и «вопль пустить и памятную завойку сделать». Жители двух городов одновременно глупы и мудры, наивны и предусмотрительны. Однако автор вовсе не идеализирует героев. Эту характерную черту идеостиля Н. С. Лескова отмечает А. Ранчин в работе «Грешный праведник»: «Нравственная оценка персонажа становится предметом размышления, в которое вовлекается, а иногда на которое даже провоцируется читатель. Роль воспринимающего текст становится деятельной, активной». Так воплощается сатериологический и дидактический потенциал творческого наследия писателя. А такая дуальность характера соответствует исконно русским представлениям о святогрешности: как пояснил суть этого феномена А. В. Амфитеатров, почувствовав глубоко народное его понимание: «грешный наказуемым проступком», русский человек «свят натурою». Приведём только некоторые характерные примеры.

«...В Ельце все колобродники. Даже и в дома-то их ходить страшно: чиновников зазовут угощать, а потом в рот силой льют, или выливают за ворот, и шубы прячут, и ворота запрут, и запоют: «Кто не хочет пить — того будем бить». «Эх вы, вороны-сударыни, купчихи орловские! У вас и город-то не город... далеко вам до нашего Ельца, даром, что вы губернские. Наш Елец хоть уезд-городок, да Москвы уголок...».

Интересные наблюдения даёт исследование рассказа с точки зрения взаимосвязи русской литературы и фольклора. Крылатые выражения из рассказа уходят корнями в прошлое. Поговорка «Елец - всем ворам отец» подчеркивает особый менталитет ельчан, их любовь к свободе воле, почти вольнице. Понимание слова «вор» здесь несколько иное: не столько «грабитель», сколько близкое к позиции Пугачева в «Капитанской дочке»: такие «орлы» обретали в Ельцевторую Родину.

Особенное место занимает в рассказе занимает мотив сватовства. Он помогает подсветить истинно народное понимание супружества и представление о семейных ценностях. Как отмечал И. Сахаров, «Всматриваясь в святочные обычаи, мы видим, что святки созданы для русских девушек. В посиделках, гаданьях, играх, песнях всё направлено к одной цели – к сближению суженых». Вся жизнь человека есть подготовка к этому важному событию, сговор благословляется Богом, происходит в красном углу, «под крестами», Автор исследует народный идеал русской женщины, воплощенный в ельчанках:  «настоящие девицы: не щепотницы, а скромные – на офицеров не смотрят, а в платочке молиться ходят и старым русским крестом крестятся. На такой как женишься, то и благодать в дом приведешь». То есть, не знаю греха осуждения и сребролюбия, скромны, что включает смирение, кротость из любви к ближним, воспитаны в вере и уважении к традициям предков. Именно поэтому счастье в жизнь Мишеньки приходит, когда он приводит в дом жену. Лесков отражает глубинные народные представления: крепкая благочестивая семья, наполненная «детским духом», от которого «нечистый скрежещет» - вот настоящий фундамент нации.

В свете проблемы исследования отметим, что особые духовные отношения связывают Елец с Москвой. Упомянутый в летописи на год раньше (1146 г.), Елец в отношении столицы выступает «старшим братом», который всегда с готовностью встанет на ее защиту (так, в легенде о нашествии на Русь Тамерлана Елец предстает как святое место, духовный центр и хранитель традиций русской земли). Как говорят об этом герои «Грабежа»: «Елец хоть уезд-городок, да Москвы уголок...»

Подводя итоги, можно отметить, что образ провинциального Ельца задается в творчестве Лескова совокупностью образов-мотивов, идей, мифов, формирующихся на основе базовых ценностей культурного бытования города, и позволяющих выстроить как горизонталь (в предметно-вещном мире купцов с их чувством гордой принадлежности своему сословию, так и ценностно-оценочную вертикаль, опирающуюся на его духоно-религиозную составляющую.

Заключение

Елецкий край навсегда остался в сердце Николая Лескова. Эта привязанность к воспоминаниям детства подарила читателям замечательные произведения, героями которых являются самые различные слои русского провинциального общества: помещики, чиновники, священники…

Лесков мастерски воссоздает жизнь елецкого купечества, передает нравы провинциальной жизни и дает отчетливое представление о культурном фоне, отчасти сохранившемся и в современном Ельце.

Ключевая доминанта понимания города – «Елец купеческий», однако через нее постоянно, пульсируя, просвечивает видение пространства провинциального уездного города как места духовных испытаний.

«Елецкий текст» формирует свой локальный текст культуры в творчестве писателя.

Список литературы

  1. Амфитеатров А. В. Собрание сочинений В 10 т. Книга 1. Мемуары. Властители дум: Литературные портреты и впечатления. М.: «Интелвак», 2003

  2. Лесков Н.С. Грабеж и другие рассказы // цит. По: Собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1989 Т.5. 512с.

  3. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург: тр. По знаковым системам. XVIII. Учен. зап. Тарт. ун-та. Вып. 664 Тарту, 1984 C. 30-45.

  4. Новикова-Строганова А. А. Грабёж в русском стиле. // По ком звонит колокол (сетевой журнал)

  5. Повесть о Темир-Аксаке // Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981 606 с.

  6. Разумова И.А. «Как близко от Петербурга, но как далеко» (Петрозаводск в литературных и устных текстах XIX–XX вв.) // Русская провинция: миф – текст – реальность. М.; СПб., 2000 С.291- 298

  7. Ранчин А. «Грешный праведник» // «Новый мир» №8, 2024

  8.  Сахаров И. Песни русского народа. Часть 1. — СПб., 1838. — С. 3.

  9. Эртнер Е.Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX – начала XX века. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005 212 с. 163

Просмотров работы: 10