"Бесценный кладезь обучения в Казани". Казанская гимназия и университет в жизни С.Т. Аксакова

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Бесценный кладезь обучения в Казани". Казанская гимназия и университет в жизни С.Т. Аксакова

Фазылова А.Д. 1
1МБОУ "СОШ 48" Приволжского р-на г.Казани
Саматова Н.А. 1
1МБОУ "СОШ 48" Приволжского р-на г.Казани
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Казанский период жизни – это начало формирования С. Т. Аксакова как будущего писателя. Меня очень заинтересовал этот период жизни известного литературного деятеля. У нас дома оказался сборник сочинений С. Т. Аксакова «Воспоминания» и я поставила перед собой цель изучить подробно о его жизни в Казани. Собрав разный материал, изучив литературу и прочитав «Воспоминания» писателя, я более подробно прониклась идеей моей работы об учёбе и опыте жизни Аксакова в Казани. Каким он был в гимназии? Как стал первым студентом Казанского университета? Какими были его учителя и наставники? Какие предметы любил писатель и чем увлекался? Все эти вопросы волновали меня и я задалась целью раскрыть их в своей работе. Увлекательный и поистине очень важный этап его жизни связан с Казанью. Мне важно было выяснить все аспекты его жизни в Казани и так же узнать о его стремлениях, успехах, понять какую роль оказали Казанская гимназия и университет в формировании его творчества. Бесценный кладезь обучения в Казани, который помог создать известные произведения писателю, так же наставники и учителя, оставившие глубокий след в памяти Аксакова – всё это отразилось в моей работе.

Глава 1

Болезненное детство

Мальчиком восьми лет Серёжа Аксаков в 1799 году впервые приехал в Казань, где впоследствии учился в гимназии и университете. Семья Аксаковых оказалась в Казани в середине зимы – стояли трескучие морозы, что «чай не согрел меня… и я лег спать. Но непогода и сложности с поиском нужной квартиры не испортили впечатления от города. Проснувшись утром я был поражен движением на улице, до сих пор я ничего подобного не видывал. Впечатление было так сильно, что я не мог оторваться от окошка» - писал позже Аксаков. Как и бывает обычно в таком возрасте, он с интересом наблюдал за всем происходящим. Его определили в Казанскую гимназию учеником. Но маленькому мальчику тяжело было привыкнуть ко всему в городе. Он тосковал по деревне, родным и особенно по матери, прощание с которой было для него трудным испытанием. После отъезда матери, приближаясь к зданию гимназии Аксаков писал в своих «Воспоминаниях»: «Огромное белое здание гимназии, с ярко зелёной крышей и куполом стоящее на горе, сейчас бросилось мне в глаза и поразило меня, как будто я его никогда не видывал. Оно показалось мне страшным замком (о которых я читывал в книжках), тюрьмою, где я буду колодником.» В это время писатель осознал, что он теперь «казенный воспитанник казенного учебного заведения».

Особенности жизни и обучения в гимназии.

В гимназии были свои правила: вставание по звонку, скудные завтраки и обеды, в спальнях держали определенную температуру (всего 12 градусов тепла). Изнеженному мальчику, которого мать воспитывала с трепетом, это были суровые условия. К тому же Аксакову в первый год в гимназии не удалось сблизиться с воспитанниками, у него не было друзей. Перемены в жизни и впоследствии плохое самочувствие привели к его болезни. Он начал грустить и много думал, мечтал. Серёжа не получал удовольствия и от учёбы.

Ему казались скучными все занятия, так как мальчик догнал в учёбе всех своих товарищей и много времени был ничем не занят. Грусть и тоска привели к припадкам. Вскоре Аксаков оказался в больнице. Даже участие внимательного воспитателя Василия Петровича Упадышевского и забота преданного дядьки Ефрема Евсеича не огородили Аксакова от нервных расстройств. Ребёнок, попавший в новую среду, остро чувствовал и боль, и страдания, и радость, и нежность. Когда припадки его начали повторяться чаще, сообщили Марии Николаевне. Обеспокоенная мать сразу же приехала в Казань. Она рисковала жизнью ради сына, переправляясь через Каму в половодье. Наконец, встал вопрос возвращения Аксакова домой. «Вот где было настоящее торжество безграничной, бескорыстной, полной самоотвержения материнской любви!» - писал С. Т. Аксаков в своём произведении «Воспоминания» о матери (приложение №2). Она сделала всё, чтобы Аксакова отпустили домой для выздоровления и потом устроила его в гимназию на следующий год.

Глава 2

Стены гимназии и университета в «Воспоминаниях» Аксакова.

Много было жизни в поре нашей юности;

И отрадно вспоминать о ней.

С. Т. Аксаков

Потребовалось немало времени, заботливого участия матери и наставников, чтобы оторванный от родного дома мальчик привык к новой обстановке, режиму жизни и учёбы. Серёжа стал отлично учиться и даже полюбил гимназию. Приехав в Казань уже в 1801 году С.Т. Аксакова поручили учителям поступившим уже давно в гимназию из Московского университета Ивану Ипатовичу Запольскому, преподававшему физику и Григорию Ивановичу Карташевскому, преподававшему чистую математику. Они уже заботились о восьмерых воспитанниках гимназии и занимались их обучением. Что интересно, впоследствии Григорий Иванович стал для С. Т. Аксакова отличным другом, наставником и имел огромную роль в формировании стремлений и творческой деятельности юноши. Григорий Иванович в 1816 году даже женился на сестре Аксакова – Надежде Тимофеевне.

Наставники и учителя.

«Григорий Иванович серьёзно занимался своей наукой и, пользуясь трудами знаменитых тогда учёных по этой части, писал собственный курс чистой математики для преподавания в гимназии; он читал много немецких писателей, философов и постоянно совершенствовал себя в латинском языке.» - писал С. Т. Аксаков в своих «Воспоминаниях». Наставники и преподаватели, как Григорий Иванович, старались научить своих воспитанников всему, что знали, они участвовали в жизни своих подопечных, оценивали их старания и знания. Система оценки в те годы сильно отличалась от привычной нам пятибальной системы – она была словесной. При этом оценивалась не только глубина знаний, но и характеристики поведения и отношения к учёбе.

У Сергея Аксакова и его товарищей встречались такие оценки: «тих», «внимателен», «исправен», «прилежен», «мало старается», «слаб». «В арифметике я был слаб и в нижнем классе, а в среднем оказалось, что я не имею вовсе математических способностей; такая аттестация удержалась за мной не только в гимназии, но и в университете» - писал Аксаков. А вот всеобщая история и география ему хорошо давалась. Гуманитарные предметы Серёже были намного ближе. Аксаков горячо и сильно полюбил литературу. В среднем классе, самым ответственным по мнению С. Т. Аксакова, он испытал большое влияние словесника Николая Мисаиловича Ибрагимова. Ибрагимов заботился о воспитании литературного вкуса своих учеников, выбирал лучшие места из Карамзина, Ломоносова, Хераскова и давал им толкование. Сам Николай Мисаилович писал стихи, увлекался устным народным творчеством и был автором популярнейшей песни «Во поле берёзонька стояла». Именно он первый открыл для Аксакова красоты современной художественной литературы. Его ученик увлекся заучиванием разнообразных стихотворных отрывков наизусть.

Мой Телемак

Наставники видели старания и стремления молодого гимназиста, всячески поддерживали и помогали ему, развивая его таланты и воспитывая в нём любовь к знаниям. Григорий Иванович же выписывал Аксакову разные книги и так же занимался с ним языками, главным образом изучением французского языка. «Я не умею себе объяснить, отчего я был так горячо привязан к Григорию Иванычу?» - говорил Аксаков. Он слушал и уважал своего наставника. Карташевский называл Аксакова мой Телемак. Его самого же друзья в шутку называли Ментором (земное воплощение богини Миневры) - наставником. «За своего Телемака, господа, я ручаюсь» - говорил Григорий Иванович, когда образовывался университет и шло зачисление студентов. (Из книги «Воспоминания». Собрание сочинений С. Т. Аксакова. Москва. 1955г.)

Университет и новый друг Александр Панаев. Любовь к литературе и театру.

В 1805 году был торжественно открыт Казанский университет, куда вместе с другими гимназистами старшего класса был зачислен и Сергей Аксаков. Его имя стояло в списке первым, поэтому считается, что он первый студент Казанского университета. Ему тогда было всего 14 лет (приложение №1). Про университетские годы Аксаков писал: «Прекрасное, золотое время! Время чистой любви к знанию, время благородного увлечения… Нельзя без удовольствия и без уважения вспомнить, какою любовью к просвещению, к наукам было одушевлено тогда старшее юношество гимназии. Занимались не только днём и по ночам». Важные события происходили в жизни Аксакова в этот период: вместе с дядей А.Н. Зубовым Серёжа впервые попал в театр, который произвёл на юношу сильное впечатление и навсегда стал источником радости. Особенно горячо волновал Аксакова созданный силами студентов театр. Вдохновлял молодёжь неожиданно появившийся на казанской сцене московский актёр П. А. Плавильщиков. Студенты посещали все спектакли с его участием. Огромное значение имела для всей творческой жизни Аксакова игра этого актёра, она открыла ему неведомый новый мир в театральном искусстве – мир сценической истины, простоты и правды. Позже пришло разрешение создать в университете театр, в организации которого многое было сделано студентами, в том числе и Аксаковым. Театр занял особое место в его душе, он был вдохновлён игрой и ролями. «Бедность и благородство души» - последний спектакль, в котором играл Серёжа. Аксаков говорил: «Это моё последнее сценическое торжество в Казани». Особая любовь к театру осталась с ним на долгие годы.
Вскоре Аксаков увлекся рукописным журналом «Аркадские пастушки», который издавали гимназист Александр Панаев и его брат. Серёжа нашёл себе друга и товарища. «С открытием университета дружба моя с Александром Панаевым, также произведенным в студенты, росла не по дням, а по часам» - говорил Аксаков. Студентов сблизили общие интересы и увлечения. «Кроме любви к литературе и к театру, которая соединяла меня с Александром Панаевым, скоро открылась общая склонность: натуральная история и собирание бабочек» - писал в своём произведении «Воспоминания» С. Т. Аксаков. Собирание бабочек оставило в памяти писателя глубокое впечатление. Панаев был старше Серёжи на три года, но это им не мешало заниматься вместе литературными, театральными интересами. В 1806 году они принялись за издание «Журнала наших занятий». В том же году студенты при содействии Н. М. Ибрагимова создали литературное общество, в котором читали и обсуждали свои литературные произведения. В дальнейшем оно превратилось в «Общество любителей российской словесности при Казанском университете», почётным членом которого Аксаков был до конца жизни. В марте 1807 года С. Т. Аксаков получил аттестат. Он писал в «Воспоминаниях»: «За всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда.» Так закончился этот период жизни С. Т. Аксакова. Стены гимназии, его товарищи и учителя – это всё составляло его мир тогда. Аксаков был благодарен за этот опыт и за бесценный кладезь знаний, который он вынес из университета.

Викторина для учащихся 6 класса МБОУ «СОШ №48» г. Казани по творчеству и жизни С. Т. Аксакова.

  1. Какое из этих произведений написал С. Т. Аксаков?

  1. Кот-ворюга

  2. Приключения Тома Сойера

  3. Аленький цветочек

  1. Какое увлечение появилось у Аксакова в университете?

  1. Собирание марок

  2. Собирание бабочек

  3. Собирание монет

  1. Какой была система оценок в Казанской гимназии?

  1. Стобальная

  2. Словесная

  3. Пятибальная

  1. В каком возрасте С. Т. Аксакова отдали в Казанскую гимназию?

  1. 7 лет

  2. 8 лет

  3. 11 лет

  1. Какое произведение писателя посвящена Казанской гимназии и университету?

  1. Аленький цветочек

  2. Воспоминания

  3. Семейная хроника

Результаты викторины

Мы провели викторину среди учащихся 6 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» г. Казани по творчеству и жизни С. Т. Аксакова. Было интересно узнать, знают ли ученики произведения знаменитого писателя, много ли учащихся знают его связь с нашим городом и так же о его жизни?

В викторине было 5 вопросов связанных с творчеством и жизнью писателя. Что интересно, из 18 опрошенных 12 учеников очень хорошо знают С. Т. Аксакова по произведению «Аленький цветочек». Во втором вопросе учащиеся ответили про увлечения писателя во время учёбы в университете и 6 человек смогли ответить правильно. Третий вопрос был про систему оценок в то время и 11 учеников ответили верно. Следующий вопрос касался возраста Аксакова: когда его определили в Казанскую гимназию? 9 учеников смогли ответить правильно. Последний вопрос был по творчеству С. Т. Аксакова. Надо было угадать произведение связанное с Казанской гимназией и университетом. На этот вопрос 12 учеников ответили правильно. В таблице ниже я показала данные по викторине среди 18 опрошенных.

Вопросы №

Правильный ответ: количество учеников

Неправильный ответ: количество учеников

1

12

6

2

6

12

3

11

7

4

9

9

5

12

6

 

Итого: 50 правильных ответов

Итого: 40 неправильных ответов

Исследование и оценка знаний о С. Т. Аксакове среди учеников показали, что творчеством этого писателя знакомы многие. Я была воодушевлена тем, что мои одноклассники согласились пройти викторину и интересовались жизнью и творчеством С. Т. Аксакова. Ученики знают, что он учился в Казани и это очень важно, ведь мы должны знать историю и знаменитых людей когда то живших в нашем прекрасном городе. С. Т. Аксаков оставил для нас много интересных произведений и это безусловно большой вклад в наше воспитание и образование.

Заключение

В результате исследования Казанского периода жизни С. Т. Аксакова мне удалось увидеть огромное его значение в жизни юноши для становления личности, формирования его как будущего писателя, ставшего впоследствии талантливым и известным. Я думаю, что справилась с поставленной целью и раскрыла тему моей работы. Этот период жизни С. Т. Аксакова имеет очень важное значение в изучении его творчества и личности. «Воспоминания» известный писатель закончил в 1855 году и написанное почти через пятьдесят лет после изображенных в ней событий, это произведение до сих пор остаётся важным документальным отображением того времени. Даже за пределами нашей страны читают и изучают С. Т. Аксакова по «Воспоминаниям». Наверное, редкий писатель может создать такие автобиографические работы и с такой точностью мыслей воссоздать память о годах детства и юношества. Он описал свои чувства, переживания, каждый момент, как будто только вчера вышел со двора Казанского университета. Изучая тему своей работы, я ещё больше прониклась творчеством и жизнью С. Т. Аксакова. Мне захотелось прочитать и другие автобиографические произведения писателя, такие как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука». Аксаков взволновал меня и вызвал бурю эмоций и я прониклась любовью к его творчеству. Я начала открывать для себя этого замечательного писателя.

Список литературы

  1. Аксаков С.Т. «Воспоминания». «Азбука». 2021.

  2. Аксаков С.Т. «Собрание сочинений, т. 2». «Гослитиздат». 1955.

  3. Владимиров В. «Историческая записка о 1-й Казанской гимназии, в 3-х частях». Казань. 1868.

  4. Войтоловская Э.Л. «С. Т. Аксаков. В кругу писателей-классиков» «Детская литература» 1982.

  5. Горталов Н.К. «Из прошлого императорской Казанской 1-й гимназии». Казань. 1910.

Приложение

№1

С.Т. Аксаков в юности.

№2

Мария Зубова – мать С.Т. Аксакова.

№3

I Императорская мужская гимназия.

№4

Сергей Тимофеевич Аксаков

Просмотров работы: 15