Изготовление и применение красок из природных материалов и изменение их цвета с помощью пищевых реагентов

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изготовление и применение красок из природных материалов и изменение их цвета с помощью пищевых реагентов

Кузина А.С. 1Кузина А.С. 1
1МБОУ"Средняя школа №6" города Обнинска Калужской области
Голюк Н.Н. 1
1МБОУ "Средняя школа №6" города Обнинска Калужской области
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Нас окружает великое множество различных цветов и оттенков. Каждая весна и лето дарят нам огромное разнообразие растений, цветов и других природных материалов, богатых своими индивидуальными цветами, оттенками со своим химическим составом и неповторимыми химическими свойствами. Наблюдая за природой человек, не устает ей восхищаться и постоянно находить для себя что-то новое. Вот и мы, любуясь природой, решили воспользоваться природными материалами и создать собственные природные краски, попробовать их применить в различных сферах деятельности человека. Химия, как наука, и в частности химические процессы, встречаются во всех отраслях человеческой деятельности: в пищевой промышленности (для консервации или окрашивания продуктов в привлекательный цвет, в текстильной (например для окрашивания или придания тканям определенных свойств), в бытовой, в фармацевтической, в индустрии игр и развлечений и многое другое. Вот и мы решили создать свои собственные природные краски и применить на них некоторые химические процессы, при помощи доступных пищевых реагентов изменять цвета наших красок.

Цель работы:

1) Изучить, как и из каких природных материалов можно сделать краски в домашних условиях. . 2) Создать свои краски из природных материалов в домашних условиях и сделать выкраски получившихся цветов.

3) Провести опыты с самодельными красками из природных материалов путем добавления в них пищевых реагентов. 4) Применить самодельные краски в разных сферах и направлениях деятельности человека.

Задачи, которые предстоит решить:

1)Изучить способы и технологию создания красок из природных материалов в домашних условиях. 2) Собрать и подготовить природные материалы для создания самодельных красок. Сделать краски. 3) Провести опыты с нашими красками с помощью пищевых реагентов. 4) Изучить информацию и применить наши природные краски в разных сферах человеческой деятельности.

Актуальность.В наше время продолжают высоко цениться изделия, покрашенные натуральными красками. Например, одежда и изделия из кожи, покрашенные натуральными красителями, имеют большой спрос и высокую стоимость. Натуральные краски имеют очень гармоничные цвета и оттенки, их очень легко сочетать друг с другом. Они не токсичны и безопасны для человека и окружающей среды. К тому же они общедоступны и не требуют больших финансовых затрат. Сейчас стали доступными новые природные материалы. Например, разные приправы, которые раньше, из-за своей дороговизны, в качестве красителя практически не использовались, а также плоды экзотических деревьев и растений, разные чаи. А используя химические реагенты можно создавать еще больше различных цветов и оттенков. Натуральные краски - это тема, которая таит в себе высокий потенциал и будет актуальна всегда.

Объект исследования - природные материалы.

Методы исследования- поисковый, исследовательский, практический, опытно-экспериментальный.

Практическая значимость работы:Краски из природных материалов не токсичны и безопасны для человека и окружающей среды. Природные краски имеют очень широкую область применения. Их можно использовать при написании картин и в декоративно - прикладном искусстве, для покраски тканей и изделий из кожи. Природные краски так же можно использовать и для производства косметики, моющих средств, в качестве пищевых красителей и др. Часть 1. Глава 1.Способ и технологиясозданиякраскиизприродныхматериалов. Изучив литературу и воспользовавшись, интернет ресурсом мы узнали, что технологии приготовления красок с древних времен практически не изменились: сначала добывается материал, из которого будет изготавливаться краска, просушивается и измельчается (перемалывается) до состояния мельчайшей пыли. Полученная пыль называется пигментом. Чем мельче частицы пигмента, тем качественнее получится краска. Создавать пигмент можно практически из любого природного материала: глины, сажи, земли, различных растений, листьев, цветов и даже плодов деревьев и кустарников. Их нужно тщательно высушить, а затем измельчить (например при помощи миксера). . В полученный пигмент добавляют связующее. Оно необходимо для того, чтобы краска легче наносилась на поверхность и не осыпалась при высыхании. Связующим могут быть разные вещества. И в зависимости от того какое связующее было добавлено, получается тот или иной тип краски. Например, для создания акварели в пигмент добавляют гуммиарабик (высохший сок акации) или древесный клей. Для создания темперы ПВА в пигмент добавляют клей ПВА. Для создания желтковой темперы в пигмент добавляют яичный желток - такую темперу с древних времен и до наших дней широко применяют в иконописи. Для создания масляных красок в пигмент добавляют олифу. Для изготовления гуаши в пигмент добавляют декстрин, крахмал и гуммиарабик*. И так далее. Типов краски огромное множество и все они широко используются. Еще одним способом создания краски в домашних условиях является замачивание, заваривание и настаивание, и выжимание сока. Для некоторых природных материалов этот способ является наиболее эффективным: например для ягод (малины, жимолости, черники,..) винограда, для сочной зелени (лопуха, салатных листьев) и др.

Изучив информацию, мы поняли, что создание краски в домашних условиях процесс не быстрый, но интересный и краски создать возможно. Мы решили использовать оба способа для создания наших собственных красок: для получения различных цветов и оттенков, чтобы в дальнейшем применить их в разных сферах.

Глава 2. Процесс создания краски.

1 этап. Сбор природных материалов. Создание своих самодельных красок мы начали со сбора природных материалов. И здесь фантазии нет предела: практически все, что нас окружает, может стать краской. Мы собрали более 30 разных природных материалов: различные цветы, плоды (шиповник, черника, жимолость, виноград,), овощи (свекла, морковь), земля, уголь, веточки туи, луковую шелуху, различные растения, а также приправы, чаи, кожуру от таких фруктов как манго, апельсин и лимон. Нам было интересно узнать, будет ли отличаться краска из высушенной зелени гортензии от краски из листьев монарды или туи. Или будет ли отличаться краска из бордовой розы от краски из красной циннии. Природных материалов вокруг нас великое множество. Нас окружает огромное количество разноцветных цветов, плодов, ягод, но даже и травы разных растений имеют разные оттенки и разные свойства, химический состав, что может повлиять на цвет получаемой краски. Зимой сбор природных материалов практически останавливается, можно добыть небольшое количество материалов, поэтому лучше заранее запастись разными видами природных материалов. .2 Этап. Сушка. Следующим этапом стало просушивание природного материала. Просушить растения можно книжным способом, но это очень долгий процесс и может занять до двух недель. Этот способ для нас не подходит, ведь известно то, что чем быстрее растение высохнет, тем ярче оно будет и тем ярче получится из него краска. Одним из способов просушивания природных материалов может стать сушка с помощью утюга. Еще можно просушить природный материал, воспользовавшись микроволновкой или духовкой. Но мы использовали другой метод сушки. Природные материалы мы просушивали электросушилкой для фруктов и ягод «Ветерок».

Интересным открытием стало то, что не все цветы при высыхании сохраняют свой цвет, а некоторые становятся совсем не привлекательными. Например, при высыхании, нежно-розовые цветки домашней фиалки и светло-фиолетовые цветки стрептокарпусов стали светло- коричневого цвета. Другие же цветы: фиолетовые флоксы, бархатцы, циннии, бордовая роза и др. при высыхании не поменяли своей цвет и не утратили яркости. Цветы имеют разный химический состав, поэтому при высыхании ведут себя по-разному. 3 Этап. Измельчение. Очень важно начать измельчение сразу же после сушки, потому что хорошо высушенный природный материал начинает вбирать в себя влагу из окружающей среды и его становится сложнее измельчить. Чтобы измельчить природный материал мы использовали миксер. Интересным открытием стало то, что чем тверже высушенный природный материал, тем легче и быстрее его измельчить. Например, хорошо высушенные шкурки и цедра лимона, апельсина и манго, а также кофе и ш иповник, гораздо быстрее измельчить в мельчайшую пыль, чем цветы и листья растений. К тому же и пигмент из твердых материалов получается более мелкого помола, и благодаря чему краска получается более качественной и укрывистой. Этап измельчения (перемалывания) не быстрый процесс. Ведь для пигмента краски подходят только самые мелкие частицы -мельчайшая пыль, которая поднимается во время перемалывания и оседает на крышке миксера. Ее необходимо аккуратно собрать кисточкой- именно она нам и нужна. Процесс перемалывания нужно повторять до тех пор, пока не наберется достаточное количество этой пыли. Эту получаемую пыль называют пигментом. Чем мельче перемолоть пигмент, тем лучше и качественнее получится краска. Для создания краски полученную пыль-пигмент, мы собрали в баночки и подписали их нумерацией. Таким образом мы создали около 30 красок из различных природных материалов. Так же мы решили создать краску вторым способом: Для этого мы изготовили сок из винограда сорта «Изабелла», калины, жимолости, ежевики, малины и апельсина. Сок этих плодов и будет нашими красками. Ура, наши краски готовы!

Часть 2. Глава 1. Изменение цвета самодельных красокс помощью пищевых реагентов. В химииреагент— это вещество или соединение, добавляемое в систему для запуска химический реакцииили проверки её наличия. В органической химии реагент— это химический ингредиент (соединение или смесь, обычно состоящая из неорганических или небольших органических молекул), который вводят, чтобы вызвать желаемую трансформацию органического вещества. Поэтому вещества: уксус, лимонную кислоту и соду мы условно можем отнести к категории реагентов. Добавляя их в наши краски мы запускаем химические реакции, которые изменяют цвет, кислотность и консистенцию наших красок. Мы создали более 30 натуральных красок из природных материалов (пигменты и сок плодов) и со всеми провели химические реакции с помощью наших реагентов (уксус, лимонная кислота, и сода), результаты (изменение цвета и в некоторых случаях изменение консистенции и укрывной способности) мы отобразили в таблице с пигментами Приложение 1. и в таблице с соком плодов Приложение 2. Некоторые природные материалы в реакции с реагентами очень сильно изменяют свой цвет (иногда даже на противоположный), некоторые сильно реагируют только на соду, некоторые реагируют слабо на все реагенты, а некоторые практически остаются без изменений. Условно разобьем наши природные краски на 4 группы: Изменение цвета натуральных красок из природных материалов с помощью реагентов.

 

Реакция на реагенты:

Наши природные краски:

1

Сильно выраженное изменение цвета на все реагенты:

Василек, шелуха арахиса, черника, бархатцы, капуста фиолетовая, иван-чай, свекла, каркаде, шелуха красного лука, фиолетовые флоксы, виноградный сок сорта «Изабелла», сок ежевики, сок малины, сок жимолости.

2

Слабо выраженное изменение цвета на все реагенты:

Апельсиновая и лимонная церы, морковь, монарда (цветки), чай черный.

3

Изменение цвета только на соду:

Куркума, шиповник, сок калины, сок апельсина.

4

Практически нет видимой реакции на реагенты:

Паприка, шкурка манго, кофе зерновой,

Например, если в краску из шелухи красного лука добавить уксус, то цвет краски станет темно-зеленым, а если в пигмент из шелухи добавить лимонную кислоту, то цвет станет ярко-красным, а если добавить соду, то цвет станет шоколадно- коричневым. Если в краску из капусты фиолетовой добавить уксус, то цвет изменится на синий, а если в эту же краску добавить лимонную кислоту, то цвет изменится на ярко-малиновый, а если добавить соду, то она приобретёт светло-зеленый цвет. Так же меняют свои цвета краски из гортензии, базилика,.. Нам стало интересно, почему некоторые природные краски так сильно реагируют на реагенты, а другие нет? Мы провели анализ и сравнение этих природных материалов, обратились в информационные источники и выяснили, что сильно изменяют свой цвет натуральные краски богатые антоцианами. Антоцианы (также антоцианины; от греч. Ἄνθος — цветок и греч. Κυανός — синий, лазоревый)- это природные красящие вещества растений из группы флавоноидов, придают синюю, фиолетовую или красную окраску плодам и растениям. Антоцианы в щелочной среде (при добавлении соды), как правило, приобретают изумрудный цвет. При добавлении уксуса антоцианы меняют свой цвет на розовый, а при добавлении лимонной кислоты они меняют свой цвет на красный. Таким образом мы выяснили, что к первой группе нашей таблицы относятся природные краски богатые антоцианами, так как они сильно изменяют свой цвет при взаимодействии со всеми нашими реагентами. Но все же краски, богатые антоцианами, при взаимодействии с реагентами по-разному изменяют свой цвет и имеют свои оттенки. Это связано с тем, что каждая наша природная краска имеет свой богатый, неповторимый состав и в каждой из них большое количество разных природных элементов, которые тоже вступают в реакцию с нашими реагентами и могут влиять на изменение цвета. Поэтому и измененный цвет получается таким разным. Так же на соду очень сильно реагируют краски с большим содержанием витамина С: шиповник, сок калины, сок малины, капуста фиолетовая,...Известно, что сода вступает в бурную реакцию с витамином С и разрушает его. Сам витамин С — бесцветный, но при разрушении может изменять свой цвет. А такие реагенты, как уксус и лимонная кислота вступают в очень слабую реакцию с витамином С (преимущественно в окислительную), так как витамин С (аскорбиновая кислота) с ними родственна. Видимо поэтому, при добавлении уксуса или лимонной кислоты и не происходит сильных изменений в цвете наших красок из третьей группы, а при добавлении соды цвет резко изменяется. В группу «Практически нет видимых реакций на реагенты» попадают краски, в составе которых небольшое количество антоцианов и аскорбиновой кислоты (исключение паприка) - в ней много витамина С, но в нем и большое количество каротина*, который устойчив к нашим реагентам и препятствует сильному изменению цвета. В эту группу так же можно добавить еще две краски, которые мы сделали, но не стали подвергать экспериментам с реагентами - это пигмент из угля и земли. Они тоже практически не содержат витамина С или других активных элементов, которые бы вызвали ярко выраженную реакцию с нашими реагентами, поэтому и изменение цвета их будет минимальным.

Глава 2. Применение самодельных красок в разных сферах человеческой деятельности:

Самое первое, где мы захотели применить наши самодельные краски- это в написании картины.

1. Использование полученных красок в написании картины.

Чтобы пигмент легко можно было нанести на бумагу, или какую-то любую другую поверхность и он не осыпался, в него можно добавить связующее.

И з источников информации мы узнали, что для создания акварели в качестве связующего можно использовать гуммиарабик + мед + вода. Или крахмал + мед + вода. Мы попробовали оба эти варианта и кардинальных отличий не нашли ни в цвете, не в консистенции краски. Но, все же использовать гуммиарабик нам понравилось больше, потому что он имеет структуру мелких крупиц и при смешивании мастихином получается дополнительное измельчение (перетирание) нашего пигмента в еще более мелкий. Процесс смешивания пигмента со связующим выгладит так: берется 4 части пигмента + 1 части гуммиарабика + 1 часть меда и несколько капель воды. Эта пропорция получена опытным путем.

Все это помещается на ровную поверхность (стекло, плоский камень, оргстекло) и, используя мастихин или камень с ровной поверхностью, делают круговые движения, растирая краску. В процессе можно добавлять воду по капелькам до получения удобной, для перемешивания, консистенции. Для соединения и перетирания пигмента со связующим можно использовать каменную ступку. Смешивать (перетирать) краску нужно не менее 5 минут, чтобы все вещества хорошо перемешались и стали одним целым. Полученную краску, перед использованием, следует подсушить на свежем воздухе в течении суток, или ускорить этот процесс, поставив баночки на батарею. Измельчение и добавление связующего, процесс не быстрый и трудоемкий. Полученную краску мы переложили в баночки и подписали ее нумерацией. Самодельная краска отличается от заводского цвета и нанесением, тем, как она ложится на бумагу. Она не такая однородная, как покупная, и в ней встречаются вкрапления (более крупные частицы пигмента), но это добавляет в картину свою прелесть, фактурность. Такая краска имеет другую консистенцию, и чтобы ей рисовать - нужно приноровиться. Некоторые цвета получились яркими и насыщенными, другие - бледными и не укрывистыми. Но все же у нас получилось большое количество ярких, интересных цветов и оттенков. В процессе написания картин мы широко применяли и использовали наши реагенты для изменения цветов нашей краски: мы получили такие цвета как синий, фиолетовый, розовый, красный, изумрудный. Процесс написания картины нам очень понравился, было действительно интересно работать такими красками. Наблюдать, как изменяются цвета при помощи реагентов и сочетать их между собой. Хотелось лучше изучить возможности самодельных красок, и мы написали вторую картину. Интересным открытием на этом этапе стало то, что если в добавляемую в пигмент воду выжать несколько капель лимонного сока, то цвет полученной краски становится более ярким и насыщенным. 2. Использование полученных красок для окрашивания самодельного слайма.

В интернет-ресурсах есть очень много рецептов самодельных слаймов. Мы воспользовались одним из них для создания своего собственного слайма. Для его создания нам понадобились: миска -1шт, ложка -1шт, гель для душа (любой) -2ст.ложки, тетраборат натрия -0,5 ч. ложки, клей ПВА важно! - так называемый «рабочий» , который вступает в реакцию с тетраборатом натрия (мы использовали столярный клей фирмы «Момент»)- 2ст. ложки, самодельный краситель (пигмент) разных цветов примерно по 2 гр. Процесс создания самодельного слайма: В миску наливаем 2 столовые ложки геля для душа, добавляем столько же клея и всe тщательно перемешиваем до получения однородной массы. Затем добавляем несколько капель тетрабората натрия: очень важно его добавлять очень осторожно, чтобы не переборщить, так как он является загустителем для нашего слайма. Все тщательно перемешиваем в течении 5 мин: за это время клей вступает в реакцию с тетраборатом натрия: жидкое вещество становится более вязким и превращается в слаймообразную массу. Если вещество все еще очень жидкое, то тогда нужно еще добавить несколько капель тетрабората натрия и продолжить перемешивание. Для окрашивания слайма мы использовали 4 разных самодельных пигмента. Их мы добавили в готовый

Окрасить слайм можно в абсолютно разные цвета, добавив разные пигменты. От количества добавленного пигмента зависит насыщенность цвета слайма. Так-же в окрашенный самодельными пигментами слайм можно добавлять различные наполнители: блестки, кристаллы, разные посыпки фимо, мелкие пенопластовые шарики, и т.д.... При игре с нашими слаймами ни один из них не не окрасил руки или игровую поверхность. Цвета наших слаймов получились яркими и насыщенными. Покрашенные нашими красками слаймы можно смешивать между собой и смотреть, какие цвета получаются и это тоже один из игровых и познавательных моментов. Практически все готовые слаймы, окрашенные в натуральные пигменты будут иметь свои нежные, приятные запахи. Например, слайм, окрашенный пигментом из мяты, имеет очень приятный нежный запах мяты. Свой приятный натуральный запах будут иметь пигменты из: базилика, корицы, шалфея, эстрагона, аниса, манарды, кофе, какао и многие другие, что так-же можно использовать в познавательно-развлекательной игре ребенка. Из вышеперечисленного мы делаем выводы, что использование красок из природных материалов в изготовлении слаймов, и различных пластичных масс для игры и развития малышей не только возможно, но и открывает новые возможности. 3. Использование самодельных красок для окрашивания материала

Из информационных источников мы узнали что натуральные красители лучше окрашивают материалы из натуральных волокон: шёлк, шерсть, лён, хлопок. Синтетические волокна (полиэстер) окрашивать не рекомендуется — естественные растительные пигменты с трудом проникают внутрь искусственных волокон. Для своих экспериментов мы взяли бязь (плотный хлопчатобумажный материал) белого цвета. Для окрашивания нашей ткани мы использовали всего три самодельные краски: пигмент из куркумы, свежевыжатые соки малины и винограда. Окрашивая ткань соком винограда мы применили метод изменения цвета с помощью реагента: один отрез ткани, мы покрасили чистым виноградным соком, а другой отрез ткани мы покрасили виноградный сок+уксус — что полностью изменило его цвет. В результате, используя одну природную краску (виноградный сок) мы получили два совершенно разных цвета: малиново-р озовый и сине-фиолетовый.

Процесс окрашивания: Мы взяли емкости, в которые поместили наши краски: сок малины; сок винограда; сок винограда + уксус; куркума ( в небольшом количестве воды растворили порошок куркумы, примерно 4 грамма) для получения насыщенного цвета. Затем в эти емкости мы положили отрезы ткани (бязь) и начали нагревать на плите до кипения. Оставили кипеть на слабом огне 40 минут. Затем выключили нагрев и дали нашей ткани остыть в емкостях с краской до комнатной температуры естественным путем. После остывания достали нашу ткань и прополоскали ее под струей прохладной воды. Насыщенность цвета можно регулировать от нежно-пастельных цветов до насыщенных ярких, добавляя меньшее или большее количество краски. Образцы лоскутков получившихся цветов мы подписали и представили в Приложении 3. Наука не стоит на месте и в окрашивании материала природными красками можно использовать разные закрепители цвета или пропитки. Это позволит расширить возможности использования и область применения такой краски. Природные краски можно применять для росписи по ткани в разных техниках. Также можно использовать акриловые и различные другие контуры для ткани: для нанесения природными красками узора или орнамента.. Можно применять различные техники окрашивания тканей, например: техника Тай-дай(от англ. «tie» — завязывать, скручивать, мешать и «dye» — красить), ледяное окрашивание, техника «омбре» (амбре) и др. Из вышеперечисленного мы видим, что окрашивание ткани природными красками - это очень интересная, обширная, разнообразная, и творческая область применения наших красок. 4. Применение природных красок в качестве пищевых красителей. Каждое растение или плод имеет свой уникальный состав и свойства. Некоторые из них ядовиты и их нельзя применять в качестве пищевых красителей (например: вороний глаз, волчья ягода, белладонна, ландыш,..) Поэтому в качестве пищевых красителей можно использовать только растения и ягоды с хорошо известными и изученными составом и свойствами. Мы решили использовать, хорошо нам знакомые, природные красители и создать с помощью них разноцветные кексы. Процесс создания разноцветных кексов: Сначала мы приготовили тесто для наших кексов. Мы использовали простой рецепт приготовления кексов на кефире с добавлением изюма. Затем из общей массы мы откладывали в отдельные емкости готовое тесто для его окрашивания, и затем перекладывали в формочку для выпекания. Выпекали мы наши кексы как, обычные, простые кексы, не изменяя ни температуру, ни время выпекания. Мы применили 11 самодельных красок и испекли 11 разноцветных кексов. В качестве красителей мы использовали пигменты, полученные из: моркови, свеклы, шиповника, мяты, куркумы, паприки, какао, травы сныть, шелухи красного лука, древесного угля, и сока винограда. Примечательно то, что каждый кекс имеет не только свой особый цвет, но и свой неповторимый аромат и вкус. Например, кексы, покрашенные пигментами из свеклы, моркови и имеют тонкие ароматы и вкусы этих овощей. Очень ароматные кексы получились с добавлением плодов шиповника и конечно же какао. Кекс с добавлением древесного угля не имел ни запаха не вкуса угля: по вкусу и запаху был обычным кексом, и этим он отличался от всех остальных, но цвет кекса получился самым необычным! Сверху мы решили украсить наши кексы самодельными зефирными украшениями, которые тоже окрасили нашими самодельными пигментами. Было интересно применить наши самодельные краски в качестве пищевых красителей. Пигментов для окрашивания кексов требуется совсем немного, а результат превосходит все ожидания: это и необычный вид и интересные, порой неожиданные, но однозначно приятные ароматы и вкусы. А если в кулинарии использовать и цвет, т и учитывать природные полезные свойства растений и плодов, то можно создавать не просто красивую пищу, но и очень полезную: например пирожное от изжоги, или пирожное, укрепляющее иммунитет человека в сезон простуды, в состав которого, например, могут входить плоды шиповника, крапивы и малины. Или пирожное, успокаивающее во время сессии или сдачи ЕГЭ с мятой и мелиссой.. Думаем, в каком-нибудь кафе такая выпечка пользовалась бы спросом.

Заключение. Создание самодельных красок процесс трудоемкий, не быстрый, но очень интересный и познавательный. В результате этой работы мы узнали много всего нового. На каждом этапе нашей работы были интересные открытия. Мы собрали и применили большое количество природных материалов и создали своими руками более 30 природных красок, сделали их выкраски. Цвета получаются очень красивыми, сложными, они очень хорошо сочетаются друг с другом. Очень много оттенков можно получить даже с одного вида природного материала. Мы узнали, из каких природных материалов получаются красивые, насыщенные, яркие краски, а из каких не получаются совсем, или получаются бледными (хотя, возможно они просто требуют еще более мелкого помола или перетирания). Мы попробовали применить наши природные краски в различных сферах человеческой деятельности: в написании картин, в окрашивании самодельных слаймов, в окрашивании ткани и в качестве пищевых красителей для выпечки. И увидели, что в каждом из этих направлений был положительный результат, и за счет своих свойств применение природных красителей расширяет возможности использования в каждой из этих областей и во многих других. Например, применённые для окрашивания слаймов природные краски могут выступать и в качестве природного ароматизатора для слайма и слаймообразных пластичных масс для развлекательно - познавательной деятельности ребенка; а в кулинарии природные краски можно применять в качестве красителя, ароматизатора, вкусовой добавки и используя свойства и состав создавать кулинарные изделия с определенными свойствами: пирожное от изжоги, или пирожное, укрепляющее иммунитет человека в сезон простуды. В каждом из этих направлений было интересно и познавательно работать и в каждом из них природные красители зарекомендовали себя с положительной стороны.

Мы научились изменять цвет природной краски с помощью пищевых реагентов, и благодаря этому создавать большое количество цветов и оттенков: в результате таких экспериментов с реагентами из одной краски мы получаем 4 абсолютно разных цвета, мы применили полученные знания в написании картин и окрашивании материала. Узнали какие группы химических элементов, находящихся в наших природных красках, наиболее сильно вступают в реакцию с пищевыми реагентами и сильно меняют свой цвет, а какие остаются практически неизменны. Мы узнали, что растения имеют разный химический состав и свойства и познакомились с некоторыми компонентами из их состава.

Можно и дальше изучать и применять свойства природных красок, продолжать проводить разные опыты и эксперименты с изменением цвета, искать наиболее удачную пропорцию составления краски. Искать и пробовать новые природные материалы, пробовать применять новые реагенты. Эта тема очень интересна и познавательна! Своими руками можно создавать великое множество различных цветов и оттенков. Направлений, в которых можно применить натуральные природные краски очень многого и во всех эта тема актуальной. Список литературы:

1. Батурицка Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. 1991г.

2. Блинчева И.Б. Из чего в древности делали краски-«Мир книги», 2013г.

3. Кабанова Л. «Краски радуги», Издательство: Стрекоза, 2016.V

4. Как сделать пигмент из растений. https://dzen.ru/video/watch/66339cd1aef1ff543f423c46?f=d2d

5. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» «Высшая школа». М. 1992г.

6. Энциклопедия для детей: «Искусство», том 7, часть 1, «Аванта +» М. 1997г

7. Никифорова О. «Краски из растений». — М.: «Малыш», 2013.

8. Бетаин//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86т. (82т. и 4доп.).СПб., 1890—1907.

9. Аблесимов Н.Е.Сколько на свете химий? // Химия и жизнь— XXIвек. 2009. №5. С. 49-52; №6. С. 34-37.

10. Некрасов Б.В.Основы общей химии, т. 1.— М.: „Химия“, 1973

11. Химия: Справ. изд./ В. Шретер, К.-Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др.: Пер. с нем.— М.: Химия, 1989

Просмотров работы: 6