Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности

Сергеев М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» МБОУ «СОШ №108»
Нагорнова Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» МБОУ «СОШ №108»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В наше время востребован всесторонне развитый человек. Формирование личности начинается с детства, и в этом помогают нейротренажёры — устройства или программы для развития когнитивных функций мозга.

В современном образовании важно сочетать теорию и практику для всестороннего развития учащихся. Одним из эффективных способов этого является школьная мастерская, где ученики осваивают работу с деревом, металлом, современным оборудованием и инструментами.

1 АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

    1. Описание проекта

Суть проектапереоборудование школьной мастерской для производства деревянных нейротренажёров — развивающих устройств для учреждений (школ, больниц, детских садов, домов престарелых, НКО), направленных на поддержку когнитивных функций и профилактику нарушений памяти, внимания и сознательной деятельности.

Идея проекта предоставить учащимся возможность применять знания на практике, создавая и внедряя нейротренажёры в учреждениях для улучшения когнитивных функций и профилактики нарушений памяти, внимания и сознательной деятельности.

Видение проекта направлено на созданиединамичной и поддерживающей образовательной среды для всестороннего развития учащихся, формирования личностных качеств и подготовки к успешной жизни в современном обществе.

Миссия проекта – создание развивающей среды, способствующей увеличению работоспособности мозга.

Актуальность. Переоборудование школьной мастерской для производства деревянных нейротренажёров актуально в современном образовании, ориентированном на развитие критического мышления, креативности и практических навыков. Растущий интерес к ментальному здоровью и когнитивному развитию повышает спрос на такие тренажёры, особенно из экологичных материалов — дерева, что отвечает предпочтениям заботящихся об окружающей среде потребителей. Кроме того, проект соответствует требованиям ФГОС по ранней профориентации учащихся, в частности в технических и инженерных направлениях.

Проблема. Современное общество сталкивается с ростом проблем памяти и концентрации — об этом сообщили 84% из 110 опрошенных респондентов разных возрастов. Многие связывают ухудшение когнитивных функций с последствиями перенесённого ковида. Одновременно 100% опрошенных родителей и учителей отмечают, что переизбыток вредной информации из гаджетов и экранов способствует деградации мозга. Нейротренажёры могут стать эффективным средством профилактики и поддержки когнитивного здоровья.

Стратегическая цель. Развитие к 01.09.2026 г. на базе школьной мастерской МБОУ «СОШ №108» доступной образовательной среды для ранней профориентации и развития технических навыков у учащихся 8–9 классов в инженерном направлении через производство и продажу нейротренажёров из дерева.

Ряд задач для достижения цели: 1) утвердить проект и назначить руководителя из числа педагогов школы, обеспечив организацию самостоятельной работы учащихся; 2) исследовать потребности и возможности муниципальных учреждений в использовании нейротренажёров; 3) разработать и согласовать нормативно-правовую базу функционирования мастерской, определив полномочия и зоны ответственности; 4) создать специализированные нейротренажёры с учётом возрастных особенностей и специфики различных заболеваний; 5) переоборудовать школьную мастерскую, наладить производственный процесс и оценить эффективность изготовленных тренажёров; 6) составить бизнес-план для обеспечения финансовой устойчивости и развития мастерской; 7) официально открыть мастерскую и провести оценку эффективности её практического использования.

Результат. К 10.09.2026 г. в МБОУ «СОШ №108» разработаны 4 вида нейротренажеров: «Рука-Ум», «Устройство Цезаря», «НейроТонус», «Ручное зеркало», и начала функционировать школьная мастерская по изготовлению нейротренажеров.

Продукт. Школьная мастерская по производству нейротренажеров.

Продукция. Комплекс нейротренажеров из дерева для детей и взрослых.

Горизонт расчета проекта - 01.10.2024 - 11.07.2027 г.г. по плану проекта.

Социальная значимость. Проект способствует развитию когнитивных способностей у детей и взрослых, а также создаёт возможности для обучения, трудоустройства и социального роста школьников, принося пользу обществу через инновационное образование.

1.2 Описание продукта

Проект «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности» направлен на развитие у школьников не только технических навыков, но и креативного мышления, командной работы и социальной ответственности. Подробное описание представлено в Приложении А.

Достигнута предварительная договоренность с администрацией школы о реализации проекта на базе школьных столярных мастерских и размещении комплекса нейротренажеров в обеих рекреациях третьего этажа школы на S=170 м2, а также на S=85 м2 коворкинг зоны на первом этаже школы.

Основные виды и назначения комплекса нейротренажеров представлены в Приложении Б.

Материалы: изготовление из экологически чистой древесины, что обеспечивает безопасность и долговечность продукта, использование нетоксичных красок и покрытий для защиты и эстетики.

Дизайн: эстетически привлекательный и эргономичный дизайн, который будет интересен как детям, так и взрослым.

Основные типы тренажеров: тренажеры для развития памяти, которые стимулируют запоминание и воспроизведение информации; тренажеры для внимания, направленные на улучшение концентрации; моторные тренажеры, которые развивают мелкую моторику и координацию движений; креативные тренажеры, способствующие развитию творческого мышления и воображения.

Дополнительные функции: включение обучающих материалов и методических рекомендаций для родителей и педагогов; возможность интеграции с мобильными приложениями для отслеживания прогресса и предоставления дополнительных заданий; проведение дополнительных мероприятий: соревнования по скорости выполнения игровых заданий и прохождения траекторий маршрутов различных видов нейротренажеров.

1.3 Стейкхолдеры и социальное партнерство проекта

Социальное партнёрство и взаимодействие со стейкхолдерами повышают качество продукции, расширяют узнаваемость проекта, стимулируют спрос и обеспечивают устойчивый рост. Регулярная обратная связь позволяет оперативно адаптироваться к рыночным потребностям и улучшать продукт.

Схема социального партнерства и Целевая аудитория: учащиеся школ, воспитанники детских садов, родители, учителя, дети-инвалиды, пожилое население г. Трехгорный, представлены в Приложении В. Стейкхолдеры проекта: команда-разработчик, учащиеся школ, их родители, пожилое население г. Трехгорный, администрации школ, детских садов, больниц, администрация города и других групп населения. Их интересыи дерево стратегических параметров проекта представлены в ПриложенииГ.

2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА

2.1 Анализ внешней среды

В рамках анализа внешней среды был проведен PEST-анализ, позволяющий выявить ключевые факторы влияния внешней среды на отрасль проекта. Политическая поддержка, положительная экономическая динамика, социальный интерес и технологические инновации могут способствовать успешной реализации проекта. Результаты представлены в Приложении Д.

Для полного анализа внешней среды предприятия, были изучены факторы микросреды предприятия с помощью схемы «5 сил Портера». Анализ проводится путем идентификации 5 основных конкурентных сил и отражен в Приложении Д-1. Подробное изучение ситуации позволит избежать возможных рисков и выбрать максимально эффективную стратегию развития компании в будущем. 

2.2 Анализ внутренней среды

Для проведения анализа внутренней среды был использован инструмент 4Р (см. Таблицу Е.1 в Приложении Е). Были выявлены сильные и слабые стороны проекта, что помогло четко определить позиционирование нашего продукта на рынке, а также адаптировать подходы к продажам и маркетингу для достижения максимальной эффективности. Регулярный пересмотр и корректировка стратегии в зависимости от изменений на рынке и отзывов клиентов будут способствовать успешному развитию проекта.

2.3 SWOT – анализ

Оценка перспектив развития школы в соответствии с изменениями внешнего окружения и влиянием факторов внутренней среды была сделана на основе SWOT – анализа. Составлена SWOT-матрица проекта, представленная в Рисунке Е.1 Приложения Е. SWOT-анализ показывает, что проект имеет несколько сильных сторон, таких как уникальность и экологичность продукта, а также возможности для роста и расширения.

2.4 Количественная оценка взаимовлияния SWOT факторов и формирование проблемных полей-полей решений

Бальная и количественная оценки взаимовлияния SWOT-факторов, позволяющие выявить ключевые проблемные области и разработать стратегии для их решения, а также формирование проблемных полей и определение рейтинга мероприятий проекта, представленные в Приложениях Е-1 и Е-2. В результате был выявлен рейтинг мероприятий проекта (см. Таблицу Е-2.2 в Приложении Е-2), главное из которых - провести переговоры с исполнительным директором Павлом Куликовым (ООО «Альтернатива») и ген. директором ФГУП «ПСЗ им. К.А.Володина» В. В. Белобровым для получения финансовой поддержки проекта. Регулярный мониторинг этих факторов и адаптация стратегии проекта помогут обеспечить его устойчивое развитие и успешную реализацию.

3 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1 Ленточный график работ по проекту

Реализация проекта основана на формировании позитивного имиджа школы, актуализации нормативно-правовой базы, научных исследованиях и развитии новой — включая инклюзивную — образовательной деятельности. Работа стартует после оформления документов.

Календарный план и дорожная карта представлены в Приложении Ж. и создало основу для составления календарного плана работ, где были конкретизированы комплексы работ дорожной карты. На основе их был определен жизненный цикл проекта (см. Рисунок Ж.1 в Приложении Ж). Далее составлен ленточный график (см. Таблицу Ж.1 в Приложении Ж).Реализация проекта начинается после оформления всей нормативно-правовой документации и производится в соответствии с разработанным календарным планом и дорожной картой проекта.

3.2. Затраты на реализацию проекта

Оценка объемов финансирования проекта и источники финансирования. Предварительные расчеты стартовых инвестиций проекта отражены в Приложении К. Расчетная сумма инвестиций составила 184 419 ₽. Список и характеристики необходимого оборудования и инструментов представлены в Приложении К-1. Возможные источники финансирования: конкурс благотворительных проектов ФГУП «ПСЗ им. К.А. Володина»; конкурс на грант губернатора Челябинской области; доходы школы от платных услуг.

Планируемый фонд оплаты труда, штатное расписание проекта, заработная плата работников и страховые выплаты за месяц, а также суммы отчислений и налогов представлены в Приложении И (см. Таблицу И-1). Сотрудникам школы заработная плата начисляется в соответствие с выполнением своих основных обязанностей и на основании Положения о стимулирующих выплатах в МБОУ «СОШ №108» за внеурочную работу.

3.3 План маркетинга

Сравнительный анализ конкурентов представлен в Приложении Л. Главными факторами конкурентного преимущества являются: наличие программ ранней профориентации, ценовая политика и наличие дополнительных функций.

Основные факторы успеха. Проект направлен на разные группы населения: школьников, их родителей, учителей, детей с особенностями развития, пожилых людей и т.д. Данное направление в работе школы будет являться новым, востребованным для потенциальных потребителей, и есть опыт применения совмещенных программ: образовательной и по внеурочной деятельности. Администрация школы готова оказывать активную поддержку в реализации проекта.

Реклама и продвижение на рынке. Инструменты продвижения услуг – сайт производства, группа в соц. сети ВК, публичные выступления; презентации; дни открытых дверей; публикации в СМИ, визитки и т.п.

4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

4.1. Оценка инвестиционных и эксплуатационных затрат проекта

Оценка инвестиционных и эксплуатационных затрат проекта будет осуществлена на основе результатов полученных доходов от деятельности мастерской для потребителей продукции проекта – нейротренажеров, после завершения основного этапа проекта. Эксплуатационные расходы в год равны операционным расходам и составляют 192 498,96 ₽.

Операционные расходы (зарплата, в том числе налоги и коммунальные платежи) составили в год 289 993,40 ₽. Чистая прибыль, как разница между выручкой и переменными затратами составила 273 006,60 ₽ (см. Приложение М). Это доказывает, что проект может принести дополнительный доход школе, т.к. выручка покрывает операционные расходы проекта.

4.2. Прогнозирование результатов проекта

Прогнозирование коммерческих результатов проекта. Проект носит социально-экономический характер и имеет возможность получения коммерческого результата. Ценовой диапазон для нейротренажеров - от 1 000 до 1500 ₽ (в зависимости от сложности и материалов).

Ежегодно принимать участие в 4-х выставках и 3-х ярмарках школьного и городского уровней. Потенциальный объем выручки за месяц может составить от 60 000 ₽ (см. табл. М.1 Приложения М) Формула для расчета выручки:

Выручка = Объем продаж х Цену = (1000 * 15) * 2 + (1500*20) * 2 = 60 000 ₽

Срок окупаемости ≈ 6 мес.

Дисконтированный срок окупаемости ≈ 7 мес.

Точка безубыточности – 33 ед. Значит, чтобы проект стал безубыточным, нужно продавать хотя бы 33 единицы продукции в месяц.

Рентабельность показывает, насколько эффективно проект генерирует прибыль относительно вложенных средств.

Рентабельность = (Чистая прибыль/Выручку) × 100% =

= (417 584,20/600 000,00) × 100% ≈ 70 %

Подробное описание расчетов и планируемые результаты проекта представлены в Приложении М.

Прогноз социальных результатов проекта: проект позволяет учащимся изучать основы работы с деревом, применять знания на практике, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности; мастерская многофункциональна и может быть использована для различных образовательных программ, включая уроки технологии, искусства и физики, что позволяет развивать междисциплинарные навыки у учащихся; проектучитывает потребности детей и взрослых с особыми потребностями, т.к. нейротренажеры могут быть использованы для их развития мозга и новых нейронных связей, что создает инклюзивную образовательную среду; учащиеся могут участвовать в процессе разработки и продажи нейротренажеров, что способствует развитию предпринимательских навыков и пониманию основ бизнеса, что может стать основой для будущих стартапов; использование экологически чистых материалов и методов производства, что формирует у участников ответственность за окружающую среду; проект способствует развитию социальных навыков и умения работать в группе, где можно достигать общих целей; поддержка местного сообщества способствует развитию партнерских отношений, что может включать в себя совместные мероприятия, выставки и ярмарки.

4.3. Эффект и эффективность проекта

Для оценки эффекта и эффективности проекта школьной мастерской по производству нейротренажеров из дерева необходимо рассмотреть несколько ключевых аспектов, включая финансовые показатели, а также методы оценки эффективности.

Эффект проекта = Чистая прибыль в год – Инвестиции = 168 165,20 ₽. Эффективность проекта = Эффект / Инвестиции = 168 165,20 /249 419,00 = 0,67

5 РИСКИ ПРОЕКТА

Реализация проекта по организации школьной мастерской для производства нейротренажеров из дерева имеет свои риски. Анализ показал, что наиболее высокими рисками являются финансовые, технические и риски безопасности. Эти области требуют особого внимания и тщательной проработки стратегий минимизации. Средние риски связаны с организационной стороной проекта и вовлеченностью участников.

Рекомендуется сосредоточиться на разработке детального бюджета с учетом возможных непредвиденных расходов, уделить внимание поиску дополнительных источников финансирования, таких как гранты и спонсорство, проводить обязательные инструктажи по охране труда с учащимися и безопасной работы с инструментами. Важно заранее планировать и учитывать возможные проблемы, чтобы обеспечить безопасное и эффективное обучение учащихся. Риски проекта и стратегии их минимизации представлены в Приложении Н.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом был проведен анализ условий выхода на рынок, который включал в себя исследование конкурентной среды, оценку потребительского спроса, определение целевой аудитории и анализ возможных рисков. Это позволило выявить ключевые факторы успеха, разработать стратегию маркетинга и продаж, а также определить оптимальные каналы распределения для достижения максимальной эффективности и устойчивости проекта, который показал, что создание проекта«Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности» в МБОУ «СОШ №108» носит перспективный характер, т.к. проведенные финансовые расчеты показали, что проект сможет стать источником дополнительных поступлений в бюджет школы, планируемый доход в месяц составит 990 000 ₽ с момента реализации проекта. Продукция мастерской будет востребована, что показали тестовые пробы среди потенциальных пользователей проекта, процедура его продвижения не будет трудоемкой.

Социальный эффект. Проект организации школьной мастерской по производству нейротренажеров из дерева направлен на решение нескольких ключевых задач, способствующих развитию как учащихся, так и общества в целом. Проект дает школьникам возможность получить практические навыки работы в дереве, дизайне, проектировании, маркетинге и продажах. Это способствует развитию STEM-компетенций (наука, технологии, инженерия, математика) и подготовке к будущей трудовой деятельности. В эпоху доминирования цифровых устройств деревянные нейротренажеры предлагают альтернативный, тактильный и «аналоговый» способ стимуляции мозга, снижающий зависимость от экранов и способствующий сенсорному развитию. Мастерская может стать местом, где учащиеся из разных социальных и культурных слоев смогут работать вместе, что способствует социальной интеграции и взаимопониманию; поддержка детей с особыми потребностями, что позволит им развивать свои навыки и улучшать качество жизни. Успешная реализация проекта требует активного участия всех заинтересованных сторон, включая учащихся, преподавателей и родителей, что позволит создать положительное влияние на общество в целом.

В ходе работы над планом проекта создания инновационной мастерской на территории МБОУ «СОШ №108» была представлена администрации школы, ученикам и родителям, исполнительному директору ООО «Альтернатива» П. Куликову и получила одобрение. В настоящий момент получено полное финансирование сразу из двух источников: Благотворительного Фонда ООО «Альтернатива» и Благотворительного Фонда поддержки социально значимых проектов ФГУП «ПСЗ» и приобретено полностью оборудование и инструменты для начала реализации проекта. Началась работа по разработке технической документации для изготовления нейротренажёров.

Таким образом, проект представляет собой инновационное решение, способствующее развитию практических навыков у учащихся, укреплению связей между теорией и практикой, ранней профориентации школьников. Мастерская - это многофункциональный и инклюзивный проект, который способствует развитию учащихся, их социальному взаимодействию, а также формированию активной гражданской позиции среди молодежи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Баев Л. А., Литке М. Г. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие по курсовому проектированию/под ред. Л. А. Баева – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – 68 с.

  1. Материалы выездного тура Открытого Чемпионата по проектному управлению на кубок Губернатора Челябинской области 2023,2024, 2025 г.г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

П

Описание проекта «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности»

РИЛОЖЕНИЕ А

 

Изготовление и внедрение специальных нейротренажеров в муниципальных и иных учреждениях для улучшения когнитивных функций для детей и взрослых.

Идея проекта

 

Результат:

1. К 10.09.2026 г. в МБОУ «СОШ №108» разработаны 4 вида нейротренажеров: «Рука-Ум», «Устройство Цезаря», «НейроТонус», «Ручное зеркало».

2. За первый год будет создано 50 нейротренажеров, произойдет улучшение успеваемости учеников на 10%.

3. К началу реализации будет приобретено 9 единиц оборудования.

4. Кол-во учеников, работающих на производстве тренажеров к концу 1-го года реализации, составит до 50 чел.

С проектом:

1. Уменьшено количество детей и престарелых людей, подверженных болезням, связанным с когнитивными пробелами.

2. Увеличение работоспособности детей.

3. Развитие творческого потенциала детей и пожилых жителей города.

4. Улучшение качества образования.

5. Появление возможности в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности принимать участие в ранней профориентации в инженерном направлении и освоении рабочих специальностей на современном оборудовании.

Без проекта:

1. Ухудшение уровня когнитивного здоровья населения.

2. Снижение уровня продуктивной работоспособности у детей.

3. Детям сложно сфокусироваться на учёбе.

4. Учащиеся не могут развивать навыки работы с деревом, что ограничит их техническое образование и уверенность в своих силах.

5. Без мастерской, оборудованной по современным требованиям, учащиеся могут потерять интерес к учебным предметам, связанным с технологиями и наукой, что негативно скажется на их успеваемости.

6. Отсутствие групповых проектов приведет к нехватке социальных навыков, таких как сотрудничество и коммуникация.

Продукт проекта

Развитие у пользователей нейротренажерами всех возрастов: мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, координации движений, усидчивости, логики, воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Обеспечение поддержки развития людей в раннем и в преклонном возрасте для предотвращения возникновения проблем с памятью, вниманием и когнитивными функциями в целом.

Школьная мастерская по производству комплекса нейротренажеров из дерева для детей и взрослых.

Организация школьной мастерской по производству нейротренажеров из дерева, как специальных развивающих устройств для муниципальных и иных учреждений, а именно: школ, больниц, детских садов, домов престарелых, НКО инвалидов (детских и взрослых), для увеличения продуктивности работы мозга во избежание возникновения различных болезней, негативно влияющих на память, концентрацию внимания и сознательную деятельность.

Для чего?

Суть проекта

Социальная значимость

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Структура, объекты и основные виды комплекса нейротренажеров

Таблица Б.1 - Структура, объекты и основные виды комплекса нейротренажеров

№ п/п

Объекты комплекса нейротренажеры

Изображение нейротренажеров

Описание действия нейротренажера

1

 

Устройство Цезаря

 

Кому подойдет: эмоциональным детям.

На что воздействует: преодоление препятствий с нарастающей сложностью даёт чувство успеха. Это не бросать дело, развивает усидчивость и умение планомерно идти к цели. Балансборд помогает ребятам и взрослым почувствовать свое тело, развить координацию и умение держать равновесие.

Как заниматься: для продуктивных занятий достаточно уделять тренажеру 10-15 минут в день и выполнять упражнения из инструкции.

2

НейроТонус

 

На что воздействует: деревянная доска с лабиринтом, по которому необходимо провести шарик с помощью наклона. Развивает координацию движений, концентрацию внимания и пространственное мышление. Лабиринт кажется простым, но проходить его необходимо двумя руками одновременно. Это стимулирует мозг к активной работе. В ходе игры формируются новые нейронные связи и активизируется взаимодействие между полушариями. Такая умственная зарядка помогает развитию интеллектуальных способностей. Эта модель - для повышения концентрации внимания и усидчивости у ребёнка, а самим ребятам очень нравится её внешний вид и занимательные упражнения из нашей инструкции.

Кому подойдет: нейропсихологи и логопеды отмечают, что ежедневные занятия с межполушарным лабиринтом в течение 5-10 минут способствуют совершенствованию речи, воображения, грамотного чтения и красивого письма. Тренажер подойдёт для поддержания эмоционального равновесия детей с повышенной импульсивностью, гиперактивностью.

3

Рука-Ум

 

Кому подойдет: модель часто выбирают для реабилитации детей с особенностями развития. Главная функция тренажера - развитие межполушарных связей.

На что воздействует: налаженная связь левого и правого полушарий способствует совершенствованию интеллектуальных процессов: речи, памяти, внимания, воображения, мышления и восприятия. Игрушка развивает мелкую моторику рук, координацию движений, концентрацию внимания, усидчивость. Для прохождения лабиринта ребятам нужно будет включать и логическое мышление. Взрослым балансир “Лабиринт” напомнит знакомую игру из детства, только в современном исполнении - из качественных, натуральных материалов.

Как заниматься: инструкция к игрушке поможет сделать занятия более интересными и продуктивными. Инструкция прилагается в электронном виде.

4

Ручное зеркало

 

Кому подойдет: спокойным и неторопливым ребятам. Рисунок лабиринта разработан для ускорения работы мозга, быстрой реакции и повышения ловкости движений. Логопеды и нейропсихологи рекомендуют использовать тренажер в период подготовки к школе или в процессе адаптации к ней.

На что воздействует: участие в игре обеих рук одновременно способствует синхронизации правого и левого полушарий мозга. Это напрямую влияет на развитие интеллектуальных способностей: речи, памяти, образного и креативного мышления, умения хорошо читать и писать.

Плавные движения руками по лабиринту, в свою очередь, благоприятно воздействуют на нервную систему и снимают эмоциональное напряжение ребенка в период адаптации к новой группе детского сада или новому классу.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Социальные партнеры проекта «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности»

 

ЦДТ, детские сады, школы, библиотеки города

 

Рисунок В.1 – Схема социального партнерства проекта

Детские поликлиника и больница, городские НКО с детьми-инвалидами и взрослыми, г. Трехгорный

Администрации г. Трехгорный и ФГУП «ПСЗ имени К. А. Володина», IT-куб

Комплекс тренажеров для детей и взрослых

Рисунок В.2 – Схема целевой аудитории проекта

Дети с ОВЗ 11%

Дети-инвалиды 9%

Школьники младших классов и среднего звена, их родители, учителя 39%

Пожилые люди 8%

Воспитанники детских садов и их родители 32%

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Стейкхолдеры, их заинтересованность и Дерево стратегических параметров проекта

«Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности»

 

Стейкхолдеры

 

Администрация школы, партнеры, администрация города

Ученики, учителя, родители учащихся

Дети-инвалиды и пожилые люди из НКО г. Трехгорный, городская детская поликлиника

 

Разработчик проекта

Создание и запуск школьной мастерской по производству нейротренажеров из дерева 10.09.2026 г.

 

  1. Участие в проекте позволяет разработчику развивать свои профессиональные навыки в области проектирования, управления и обучения.

  2. Реализация проекта требует взаимодействия с различными специалистами, что способствует улучшению индивидуальной работы и коммуникации.

  3. Разработчик заинтересован в создании пространства, где учащиеся смогут развивать практические навыки и креативное мышление.

  4. Возможность применять современные образовательные подходы и технологии в обучении.

  5. Запустить комплекс нейротренажеров в активную эксплуатацию.

  6. Использование экологически чистых материалов и технологий, что способствует формированию у учащихся ответственности за окружающую среду.

  7. Установление связей с местными предприятиями и организациями для получения ресурсов и поддержки.

  8. Подготовить документы для подачи их на конкурс благотворительных проектов ФГУП «ПСЗ» для получения финансирования проекта.

1.Администрация школы:Улучшение имиджа школы через инновационные и практико-ориентированные проекты среди жителей г. Трёхгорный.

- Обеспечение соответствия образовательным стандартам и программам.

- Развивать ученическое самоуправление и раннюю профориентацию школьников.

- Эффективное использование ресурсов и получение финансирования на реализацию проекта.

2. Партнеры: Поддержка образовательных проектов для улучшения общественного имиджа компании.

- Возможность привлечения молодых талантов в рамках своей деятельности.

- Участие в социально ответственных инициативах.

3. Общественные организации и руководство администрацией города:

- Поддержка образовательных инициатив, направленных на молодежь.

- Вовлечение молодежи в социальные и эколого-ориентированные проекты.

- Создание партнерств и сотрудничество, направленные на развитие местного сообщества.

Дети-инвалиды и пожилые люди:

1. Иметь еще один из способов общаться и социализироваться в обществе.

2. Снижение уровня стресса.

3. Организация индивидуального подхода к каждому пользователю.

5. Поддержка развития детей-инвалидов и помощь их родителям в организации частичной реабилитации.

6. Привлечение внимания к проблемам детей-инвалидов и пожилых людей.

Городские детские поликлиника и больница:

1. Иметь еще один из способов общаться и социализироваться в обществе.

2. Один из способов полезного занятия досуга в ситуации долгого ожидания.

3. Снижение уровня стресса.

  1. Ученикам: предоставляется возможность самовыражения и творчества через проектирование и изготовление нейротренажеров, развитие критического и креативного мышления. Иметь возможность для участия в командных проектах, чтобы развивать социальные навыки, получать практический опыт и навыки работы с деревом и другими материалами.

  2. Учителям: иметь возможность внедрять практико-ориентированное обучение в учебный процесс, поддерживать и развивать творческую активность учеников, укреплять связи между теоретическими знаниями и практическими навыками, профессионально развиваться через участие в проекте.

  3. Родителям: Обеспечение качественного образования для своих детей, участие в образовательном процессе и оценка его значимости для будущего детей, возможность вовлечения в школьные мероприятия и развитие сообщества. Воспитание у детей чувства социальной ответственности через участие в проектах, направленных на благо сообщества, что будет способствовать формированию активной гражданской позиции.

 

1. Организовать самостоятельную работу над проектом, утвердить проект и руководителя из состава педагогов школы.

2. Разработать исогласовать нормативно-правовую базу функционирования комплекса, распределить полномочия и ответственность.

3. Составить план открытия школьной мастерской по производству нейротренажеров.

4. Изучить существующие продукты на рынке нейротренажеров, проанализировать потребности целевой аудитории, разработать нейротренажеры, учитывающие особенности различных возрастных групп и групп заболевания.

5. Сформировать укрупненный бюджет создания проекта и расходы на его эксплуатацию.

6. Закупить необходимые инструменты, оборудование и материалы для производства первой партии нейротренажеров.

7. Подготовить программу мероприятий к открытию и дальнейшему функционированию проекта (проведение тренингов для потенциальных потребителей по безопасному обращению с продукцией проекта. обращению с продукцией проекта.

8. Разработать укрупненную концепцию проекта и оценить эффективность его использования.

 

Рисунок Г.1 - Стейкхолдеры, их заинтересованность и Дерево стратегических параметровпроекта

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица Д.1 – PEST-анализ проекта

 

 

Рисунок Д.1 – График взвешенной оценкипроекта

ПРИЛОЖЕНИЕ Д-1

 

Таблица Д-1.1 - Анализ «5 сил Портера»

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица Е.1 – 4Р продукта

Продукт (Product)

Цена (Price)

1. Нейротренажеры из дерева, предназначенные для развития моторики, координации и когнитивных навыков у потребителей.

2. Экологически чистые материалы (дерево).

3. Индивидуальный подход к дизайну и функциональности.

4. Способствуют развитию детей игровой форме.

5. Безопасны для здоровья (отсутствие токсичных материалов).

6. Поддержка образовательных программ и методик.

1. Установление конкурентоспособных цен на основе анализа цен конкурентов.

2. Возможность предоставления скидок для образовательных учреждений, организаций и оптовых покупателей.

3. Разработка различных ценовых категорий в зависимости от сложности и функциональности нейротренажеров.

4. Ценовой сегмент: средний и высокий, с акцентом на качество и уникальность продукта.

Место (Place)

Продвижение (Promotion)

1. Прямые продажи через собственный веб-сайт и социальные сети.

2. Партнерство с образовательными учреждениями, общественными объединениями инвалидов и детскими центрами.

3. Участие в выставках и ярмарках, посвященных образованию, развитию и детским товарам.

4. Начать с локального рынка, с последующим расширением на региональный и национальный уровни.

1.Создание контента в социальных сетях, который демонстрирует использование нейротренажеров в образовательном процессе.

2. Проведение мастер-классов и открытых уроков для педагогов и родителей.

3. Реклама в специализированных изданиях и на платформах, ориентированных на образование.

4. Целевая аудитория: учебные заведения (школы, детские сады), общественные организации инвалидов, родители, заинтересованные в развитии своих детей, специалисты в области педагогики и психологии.

 

1. Малые затраты на ресурсы и изготовление продукта проекта.

2. Доступность продукта проекта для разных групп потребителей и экологичность.

3. Проведены переговоры и достигнуто соглашение с администрацией МБОУ «СОШ №108» для предоставления технических мастерских для начала разработки и реализации проекта.

 

Рисунок Е.1 – SWOT-матрица проекта «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности

»

1. Партнерство с местными общественными организациями и государственными учреждениями обеспечивает более быстрое развитие на старте проекта.

2. Сформировано 35 информационных цифровых комплексов для замещения зарубежных технических инструментов.

3. Возможность получение финансирования через участие в грантовых конкурсах: «Грант губернатора Челябинской области" (Фонд поддержки гражданских инициатив), "Грант ФГУП ПСЗ имени К.А.Володина" (Росатом).

1. Недостаточное оснащение технических мастерских современным оборудованием.

2. Отсутствие финансирования на стадии разработки проекта.

3.Не все потребители могут осознавать преимущества нейротренажеров или иметь интерес к их использованию.

1. Увеличение налога на прибыль организаций.

2. В стране зафиксирован рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 9,4%.

3. Увеличение прожиточного минимума по Челябинской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е-1

Т

аблица Е-1.1 – Бальная оценка факторов SWOT

Т

аблица Е-1.2 – Количественная оценка взаимовлияния SWOT- факторов

ПРИЛОЖЕНИЕ Е-2

Т

аблица Е-2.1 – Формирование проблемных полей-полей решений

Таблица Е-2.2 – Рейтинг решений

 

Рейтинг мероприятий

Сумма баллов

1

Провести переговоры со стейкхолдерами (ООО «Альтернатива» (в лице исполнительного дир. Павла Куликова), ФГУП «ПСЗ им. К.А.Володина» (в лице ген. дир. В.В.Белоброва)

53

2

Запуск startUP проекта с целью привлечения дополнительных финансовых средств на начальном этапе проекта.

47

3

Использование нового оборудования (Копир по дереву, ручной фрезерный прибор, электролобзик, деревообрабатывающий станок, шуруповёрт) для ускорения прозводства нейротренажеров, использование мощных ПК для работы с чертежами в программе 3D-компас и обработки заказов.

37

4

Участие в грантовых конкурсах: Грант губернатора Челябинской области (Фонд поддержки граждаских инициатив), Грант ФГУП «ПСЗ им. К.А.Володина» (Росатом).

15

5

Запуск патриотической рекламной программы «ZаНашПром».

9

6

НКО «Особый ребенок» и НКО «Феникс» могут выделить денежные средства на приобретение продукции (нейротренажеров)

7

7

Привлечение старшеклассников к участию в стартапах, программе ранней профориентации в инженерном направлении и в программе импортозамещения на отечественные технологии и разработки.

5

8

Проведение мастер-классов для представителей целевой аудитории города (воспитанники детских садов, ученики школ, дети с ОВЗ, НКО «Особый ребенок» и «Феникс»

5

9

Проведение мероприятий в школе совместно с психологом для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

4

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

К

алендарный план проекта и жизненный цикл проекта «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности»

Рисунок Ж.1 – Календарный план и жизненный цикл проекта «Исследование комплексной модели школьной мастерской по созданию нейротренажёров: от стратегического планирования и STEM-проектирования до оценки образовательной и социальной эффективности»

Т

аблица Ж.1 – Ленточный график проекта

 

202 660,58 руб.

 

35 000 руб.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Организационная структура проекта

 

Согласование

Директор МБОУ «СОШ №108»

 

Обслуживание

 

Инженер-электронщик

Зам. директора по УВР

Контроль, согласование

 

Бухгалтер

 

Контроль, согласование

 

Уборщик

Учитель технологии

Учитель ИКТ

Руководитель проекта

 

Разработчик проекта:

Сергеев М.

 

Ученики – исполнители производства

 

Исполнители

Исполнитель

Т

Должность

Кол-во сотруд-ников, чел.

Оклад, руб.

Размер нагрузки

Итоговая сумма, руб.

Примечание

1

2

3

4

5

6

Инженер-электронщик, бухгалтер, уборщик помещений выполняют работу в рамках должностных обязанностей, учителя получают оплату из стимулирующего фонда

1

Зам директора по УВР

1

26 928,00

0,1

2 692,80

3

Учителя-предметники

2

26 928,00

0,1

5 385,60

4

Итого:

3

 

 

8 078,40

5

Страховые взносы (30,2% ФОТ), в месяц руб.

 

 

 

2 439,68

6

ИТОГО в мес.:

 

 

 

10 518,08

аблица И.1 - Персонал, численность, заработная

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Расходы проекта и источники финансирования

Таблица К.1 - Оценка объемов финансирования проекта

 

Наименование статьи расходов

Стоимость, руб.

 

Кол-во

В месяц

В год

 

1

Стартовые расходы

 

Исследование рынка

1

2500,00

 

 

 

Дизайн и прототипирование

1

25000,00

 

 

 

Тестирование продуктов

1

2500,00

 

 

 

ИТОГО:

 

30000,00

 

 

2

Операционные расходы

 

Коммунальные услуги

10

16 041,58

160 415,80

 

 

ИТОГО:

 

16 041,58

160 415,80

 

3

Расходы на маркетинг

 

Обслуживание сайта

1

0,00

15 300,00

 

 

Реклама (цифровая, местные СМИ и т.д.)

12

200,00

2 400,00

 

 

Участие в выставках и мероприятиях

4

2 000,00

8 000,00

 

 

ИТОГО:

 

2 200,00

25 700,00

 

4

Инвестиционные расходы

 

Расходы на приобретение оборудования и материалов

 

Электролобзик

1

9690,00

 

 

 

Ручной фрезер

1

15834,00

 

 

 

Шуруповёрт

1

4199,00

 

 

 

Лазерный фрезерный станок

1

125000,00

 

 

 

Копир по дереву

1

17160,00

 

 

 

Ручная шлифовальная машина

1

2591,00

 

 

 

Набор шлифовальных кругов 125мм

20

352,00

 

 

 

Наждачная бумага набор

3

635,00

 

 

 

Оргстекло(700*400мм)

5

4500,00

 

 

 

Клеевой пистолет

1

1500,00

 

 

 

Стержни для клеевого пистолета(30 штук = 1 комплект)

1

1999,00

 

 

 

Клей столярный

4

959,00

 

 

 

ИТОГО по п.п 4:

 

184419,00

 

 

5

Расходы на регистрацию товарного знака в ПАО СБЕР Банк

 

Регистрация заявки и проверка документов

1

4000,00

 

 

 

Проведение экспертизы по существу (проверка на уникальность и соответствие нормам закона)

1

13000,00

 

 

 

Регистрация товарного знака и выдача свидетельства в эл.виде

1

18000,00

 

 

 

ИТОГО по п.п.5:

 

35000,00

 

 

 

ИТОГО:

 

219 419,00

 

 

 

ВСЕГО по статьям расходов:

 

267 660,58

186 115,80

 

Рисунок К.1 - Объем инвестиций и источники финансирования

ПРИЛОЖЕНИЕ К-1

Характеристика оборудования для проекта

Таблица К.1.1 – Характеристика необходимого оборудования для проекта

Изображение оборудования

Наименование и описание характеристики оборудования

 

Электролобзик

Тип питания - от сети

Мощность - 450 Вт

Маятниковый ход - Да

 

Ручной фрезер

Тип - Сетевой

Макс. число оборотов холостого хода, об/мин - 27000

Габариты - 170х320х330

 

Шуруповерт

Класс - бытовой

Максимальный крутящий момент, Н/м - 35

Мягкий крутящий момент, Н/м - 25

Число ступеней крутящего момента - 17

 

Лазерный фрезерный станок

Питающая сеть, В/Гц - 220/50

Мощность шпинделя, Вт – 540

Максимальное число оборотов шпинделя, об/мин – 30000

 

Копир по дереву

Максимальная длина образца/шаблона - 1075 мм

Максимальный диаметр копируемого образца - 80 мм

 

Ручная шлифовальная машина

Тип питания - от сети

Потребляемая мощность - 300 Вт

Макс. частота вращения диска - 14000 об/мин

 

Клей столярный

 

Ноутбук игровой

Операционная система – windows 11

Конструктивное исполнение - классический

Цвет, заявленный производителем - Black

Раскладка клавиатуры - английская/русская

Модель встроенной видеокарты - Intel UHD Graphics

Модель дискретной видеокарты - GeForce RTX 4060 для ноутбуков

Объем видеопамяти - 8 ГБ

Общий объем твердотельных накопителей (SSD) - 512 ГБ

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Сравнительный анализ конкурентов

Таблица Л.1 – Сравнительный анализ конкурентов

Критерии конкурентоспособности

Нейрофокус 108

(г. Трехгорный)

Нейротойс

(г. Красноярск)

Sibbord

(г. Краснодар)

Нейротренажеры (г. Новоуральск)

Уникальность проектной идеи

8

9

9

9

Наличие программ ранней профориентации школьников

10

1

1

1

Сайт производства

9

10

10

10

Наличие разнообразных нейротренажеров

9

9

9

9

Целевая аудитория

10

10

10

10

Наличие собственного помещения

10

10

10

10

Наличие дополнительных функций

9

7

8

7

Рекламная активность

5

10

10

10

Ценовая политика

8

5

5

5

Разнообразие групп-потребителей продукции

8

8

8

8

Уровень компетентности работников

8

9

9

9

Итого:

81

92

93

92

Рисунок Л.1 – Диаграмма факторов сравнительного анализа конкурентов

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Оценка потенциального дохода и планируемые результаты проекта

Таблица М.1 – Оценка потенциального дохода от продажи готовой продукции

Статья доходов

Кол-во продукции

Сумма за ед. продукции, руб.

Итого в мес., руб.

Итого в год., руб.

"Рука-Ум"

15

1000,00

15000,00

 

"Устройство Цезаря"

15

1000,00

15000,00

 

"НейроТонус"

10

1500,00

15000,00

 

"Ручное Зеркало"

10

1500,00

15000,00

 

Итого:

 

 

60000,00

600000,00

П

Постоянные затраты = Стартовые расходы + Инвестиционные расходы + Расходы на регистрацию товарного знака = 30 000,00 + 184 419,00 + 35 000,00 = 249 419,00 ₽

Переменные затраты = Операционные расходы в мес. + Расходы на маркетинг в мес. =

= 16 041,58 + 2 200,00 = 18 241,58 ₽

Маржинальная прибыль = Средняя цена продажи - Переменные затраты на ед.продукции =

= 1 200,00 – 454,00 = 746,00 рублей

Рентабельность = (Чистая прибыль/Выручку) × 100% =

= (417 584,2/600 000,00) × 100% ≈ 70 %

Рисунок М.1 – Показатели эффективности проекта

Точка безубыточности (BEP) = Постоянные затраты / Маржинальная прибыль =

= 24 941,90 / 746,00 ≈ 33 единицы продукции

Срок окупаемости (РР) = Инвестиционные затраты / Чистая прибыль в год =

= 249 419,00 / 417 584,20 = 0,6 мес. ≈ 6 мес.

Дисконтированный срок окупаемости при ставке дисконтирования 10%

DPP = PP * (1 + Ставка дисконтирования) = 0,6 * (1 + 0,1) ≈ 0,7 года

Чистая прибыль в год = (Выручка в мес. – Переменные затраты в мес.) * 10 =

= (60 000−18 241,58) * 10 = 417 584,20 ₽

Эффективность = Эффект / Инвестиции = 168 165,20 /249 419,00 = 0,67

Эффект = Чистая прибыль в год – Инвестиции = 417 584,20 – 249 419,00 = 168 165,20 ₽

РИЛОЖЕНИЕ Н

Таблица Н.1 – Риски проекта и стратегии их минимизации

Риск (наименование)

Вероятность риска (0-1)

Последствия риска (0-1)

Итоговое влияние (0-1)

Вариант минимизации риска

Финансовые риски (недостаток средств, неожиданные расходы)

0,8

0,9

0,72

Разработать детальный бюджет проекта с учетом возможных непредвиденных расходов, уделить внимание поиску дополнительных источников финансирования, таких как гранты и спонсорство.

Организационные риски (нехватка квалифицированных кадров - отсутствие специалистов для обучения учащихся и проведения мастер-классов) / Из-за неправильного планирования и распределения задач могут возникнуть проблемы с управлением проектом, что приведет к задержкам и неэффективности

0,6

0,5

0,30

Нанять квалифицированных специ-алистов и провести обучение для преподавателей, создать четкую структуру управления проектом с учетом обязательств; осуществлять четкое планирование

Технические риски из-за неисправности оборудования / Использование некачественных материалов

0,5

0,7

0,35

Регулярное техническое обслужи-вание оборудования и инструмента, заключение договоров с надежными поставщиками материалов.

Социальные риски (если проект не будет интересен учащимся) / Низкая внимательность родителей и сообщества

0,4

0,4

0,16

Проведение информационных меро-приятий для учащихся и родителей о инновационном проекте, привлече-ние родителей и местных сообществ к организации мероприятий и мастер-классов

Риски безопасности: работа с инструментами и материалами может привести к травмам.

0,7

0,8

0,56

Проведение обязательных инструк-тажей по охране труда с учащимися и безопасной работы с инструментами, обеспечение средствами индивиду-альной защиты и регулярные следить за соблюдением норм безопасности.

Просмотров работы: 5