1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Мировая мода постепенно приходит к осознанию важности сохранения и передачи культурных ценностей. Это проявление уважения к истории и наследию своего народа, а также желание сохранить уникальность и разнообразие культур в современном обществе.
Русский стиль — это отражение уникальной культурной и исторической идентичности русского народа. Он представляет собой синтез традиционных элементов, мотивов и рисунков, воплощенных в одежде, интерьере и украшениях. Ключевыми чертами русского стиля являются национальные мотивы, которые передают богатство русской культуры и ее уникальность.
Сохранение культурного наследия не означает копирование прошлого, а, наоборот, переосмысление традиций. Дизайнеры и художники ищут новые способы применения русских мотивов и выражения национальной идентичности. Это позволяет исконному стать актуальным и интересным для современного общества.
Наша семья активно поддерживает русские традиции, мы изучаем, сохраняем и воплощаем русский стиль в своей жизни. В своих семейных путешествиях мы познаем о различных художественных промыслах, истории национального декоративно-прикладного творчества. Все вместе мы участвуем в различных творческих событиях нашей школы. И на примере моей семьи я хотела бы доказать, чторусский стиль - не просто поверхностная декорация, а своего рода путешествие во времени, переносящее нас в эпоху великих русских мастеров. Он отражает историю, в которой переплетаются древние традиции и современные взгляды.
В своём проекте я хотела бы наглядно показать, что русский стиль не просто дань моде. Это возрождение культурных ценностей русского народа. Мода — это быстро меняющееся явление, которое отражает текущие тенденции в обществе. Однако, среди многообразия мировых трендов, всегда найдется место для культурного наследия и национальной идентичности.
Моя работа направлена на решение ряда насущных вопросов:
Изучение понятия «русский стиль».
Чем характеризуется русский стиль в одежде, интерьере и украшениях?
Что включает в себя понятие русских художественных промыслов?
Какие виды русских национальных головных уборов существовали в разные эпохи?
Что символизирует славянская вышивка и какие разновидности актуальны в современности?
Цель проекта – разработка и создание нарядного женского платья и семейного паспорту в русском стиле.
Задачи проекта:
Изучить историю национальных головных уборов в Древней Руси.
Изучить историю возникновения павлопосадских платков.
Изучить историю славянской вышивки (вологодское кружево).
Изучить коллекции в русском стиле современных дизайнеров.
Разработать эскиз модели нарядного женского платья и изготовить их самостоятельно.
Разработать и изготовить семейное паспорту в русском стиле.
Мотивировать учащихся относиться с любовью к русской культуре и народному творчеству.
II. Предметы и мотивы русского стиля в одежде.
Русский стиль, со своими мотивами и традициями, несомненно, заслуживает внимания и интереса. Он не просто является популярным трендом, но символизирует важность сохранения и переосмысления культурных ценностей. Подобные проявления уважения к своему прошлому помогают обогатить современную культуру, делают ее более разнообразной и уникальной. Русский стиль — это не просто мода, это возрождение исторической и культурной ценности, которая будет продолжать вдохновлять и восхищать нас и будущие поколения.
2.1 Кокошники и венцы
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Традиция обязательно покрывать голову появилась на Руси с древнейших времен.
Как известно, главной девичьей красой на Руси была ее коса, а потому головной убор девушки оставлял макушку открытой и был призван подчеркивать ее красоту. Обычно девицы носили крепившийся на затылке узкий металлический обруч. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями, становился венцом.
Из праздничных уборов уже тогда у девушек существовало некое подобие кокошника — повязка и венец, а из украшений — височные кольца, очелья, подвески, бляшки и пряжки.
Впервые название «кокошник» встречается в документах XVI века. Слово «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха. Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X и XII веку, встречается некоторое подобие кокошника — твердого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. Кокошники считаются головными уборами богатых замужних женщин.
Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором. С проникновения на Русь православной веры платок стал самым актуальным и незаменимым атрибутом в одежде женщины.
Данный аксессуар являлся символом благочестия, для женщины или девушки было немыслимо появиться в общественном месте без платка. Незамужние девушки носили платки как знак чистоты помыслов и поступков, а платок на замужней женщине означал полную покорность своему мужу. Примечательно и то, что платки незамужних женщин отличались от платков замужних как цветом, так и величиной. Предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось неприличным, а сорвать убор с ее головы, оставить ее простоволосой, было страшным оскорблением. Отсюда корни выражения «опростоволоситься», означающего «опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении».
В старину платок был самым желанным подарком, знаком любви, заботы и уважения. Его мог подарить парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестный, приглашенный на торжество. В наши дни ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и указывает на ее благочестие и целомудрие.
2.2 Павловопосадские платки
Павловопосадские набивные платки — это один из самых известных русских народных промыслов. Производство налажено на Павловопосадской платочной мануфактуре более двухсот лет назад. Сегодня павловопосадские платки и шали с потрясающим цветочным орнаментом знамениты на весь мир. Павлопосадские яркие шали и нарядные платки с шелковой бахромой — символ России.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, оно было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.
В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики. Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы… Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей. Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно — и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий.
В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.
На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков. Художники, работающие на предприятии, — члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, а в 1999 году — Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей. Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский. Не удивительно, что искусство изготовления павловопосадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.
2.3 Славянская вышивка. Вологодское кружево.
На Руси вышивка, как свидетельствуют археологические находки, появилась в IX-X веках. Самой ранней из сохранившихся на Руси вышивок X века считается черниговская, обнаруженная в кургане Чёрная могила: это вышивка растительного орнамента, выполненная на привозной шёлковой ткани золотой нитью. Вышитые ткани XI- XIII веков были обнаружены при раскопках в северных областях Руси – в Вологодской, Новгородской, Псковской, Архангельской землях. За давностью лет установить точные названия орнаментов и мотивов древнерусской вышивки не удалось: через несколько столетий один и тот же орнамент в разных регионах России стал носить разные названия. Так, ромб с удлинёнными сторонами в Тверской губернии носил название «ласточкино гнездо», а в Рязанской губернии – «репей». Но выявлены наиболее устойчивые элементы вышивки, сохранившиеся со времён языческой Руси: геометрические фигуры, образы птиц, зверей, дерева, женщины и всадников. Первые орнаменты состояли из геометрических узоров: ромбов, квадратов, треугольников, крестов, розеток.
Со времён древних славян изображению орнамента и фигур придавалась охранительная функция, поэтому вышивку помещали на одежду рядом с теми участками тела, через которые, по поверьям, чаще всего проникали тёмные силы: у горловины, у запястья, на груди, у ног по низу одежды, у головы и лица на головных уборах.
Одной из вышивок, описанных ранее, является крестецкая строчка- уникальный и очень сложный вид сквозной вышивки. Этот промысел зародился в 1860 году в Крестецком уезде Новгородской губернии. Возникновение было напрямую связано с производством льна в данном регионе и попытке местных мастериц придать ткани уникальность за счёт создания незамысловатого узора. Вплоть до середины XX века, изделия с крестецкой строчкой относились к кустарному ремеслу и выполнялось на домотканом полотне в ручных пяльцах. Но в 1956 году на фабрике «Крестецкая строчка» произошёл производственный прорыв в связи с внедрением машинного способа строчки. Такое обновление способствовало снижению затрат на производство и улучшению экономических показателей предприятия.
В 1956 году на фабрике «Крестецкая строчка» произошел производственный прорыв в связи с внедрением машинного способа строчки. Новшество способствовало снижению затрат на производство и улучшению экономических показателей предприятия. С тех пор в своей работе вышивальщицы используют не только ручной труд, но и машинный.
Но к сожалению, к началу XXI века фабрика пришла в упадок: число работников становилось всё меньше и меньше, здание пребывало в плачевном состоянии, в сам промысел был на грани исчезновения.
И вот в 2015 году, когда на фабрике висели многомиллионные долги и оставалось 6 мастериц, бизнесмен Антон Георгиев вместе со своей женой Александрой, дизайнером, выкупили всё предприятие. И фабрика «Крестецкая строчка» начала новую жизнь: была проведена реставрация здания, полностью модернизировали производство и радикально перестроили маркетинг.
Примерно с 1820-х годов на территории Вологодской губернии стали появляться настоящие производства: крепостные крестьяне изготавливали кружевные изделия в промышленных масштабах. Одно из первых производств устроила помещица Варвара Засецкая — в своем имении, в селе Ковырино недалеко от Вологды. Там мастерицы плели деликатное кружево, которым украшали платья и белье.
Узоры в XIX веке выполняли из льняных нитей с помощью деревянных палочек — коклюшек. В основу рисунков кружевных изделий легли мотивы других вологодских промыслов: резьбы по дереву, ткачества. Отличительной чертой этих узоров была снежинка. Рисунки вологодских мастериц выделялись еще и тем, что на них были четко разделены фоновый узор и основной сюжет. Сюжеты кружевных рисунков варьировались: от изображений птиц, животных и растений до целых бытовых сцен.
К концу века в Вологодской губернии работала треть всех кружевных мастериц страны. Согласно статистике, в 1893 году в Вологде этим ремеслом занималось около 4000 мастериц. А через 20 лет их стало в 10 раз больше. Часто знания о кружевоплетении передавались по наследству, существовали целые династии кружевниц. Обучали девочек этому промыслу с пяти лет.
В советские годы именно в Вологде появилась школа кружевниц. Также там был основан Вологодский кружевной союз, при котором открылась художественная лаборатория. Советская действительность повлияла и на вологодское кружевоплетение: в 1930-х годах в орнаментах стали встречаться сцены, вдохновленные соцреализмом.
Вологодское кружево стало известно и популярно даже за рубежом. Еще в прошлом веке мастера из Вологды получили несколько престижных наград: золотую медаль на выставке 1925 года в Париже, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль и Гран-при в Брюсселе в 1958 году. А вот интересный факт: 24 июня 2011 года в Вологде состоялась акция «Самое массовое кружевоплетение» в рамках Международного фестиваля кружева «VITA LACE» («Живое кружево»). Одновременно на Кремлёвской площади плели 570 мастеров. В этом мероприятии приняли участие кружевницы из Вологодской области, Череповца, других 18 регионов России и из восьми зарубежных стран: Австралии, Болгарии, Хорватии, Франции, Ирландии, Канады, Польши и Словении. 2011 году изделие из вологодского кружева было занесено в Книгу рекордов Гинесса, как самое массовое кружевоплетение.
III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
(проведение анкетирования среди учеников, родителей и педагогов школы)
3.1 Стереотипы о понятии стиля в одежде «аля-рус»
Как вы думаете, какие предметы одежды, элементы относятся к русскому стилю?
Влиял ли русский стиль на мировую моду?
Русский стиль- дань моде или возвращение культурных традиций?
Балалайка, кокошник, косоворотка, шапка-ушанка- у многих людей возникают стереотипы, когда речь заходит о русском стиле. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могут оставить никого равнодушным. Но что можно отнести к типично русскому? Что вдохновляло и продолжает вдохновлять известных художников- модельеров на обращение к русской культуре и создание прекрасных коллекций одежды в русском стиле?
Русские любят вышивку.
Вышивка на Руси имела не только декоративный характер. Она являлась оберегом, и каждая ее деталь имела свое назначение и символический смысл.
Русские любят «дорого-богато».
Об этой особенности русского стиля и сейчас ходят легенды. Русская женщина, дорвавшись до прекрасного, часто не знает меры и готова надеть все лучшее сразу. Да в этом и нет ничего удивительного. На то она и «красна девица», чтобы с ног до головы быть прекрасной!
Русское кружево.
На Руси первые плетеные кружева появились в 13 в. В Европе только в 16 в.
Народные промыслы в моде.
Гжель, Хохлома, Жостовская роспись, Палех. Каждый из них имеет свои особенности- цвета, характерный мазок кисти и тематику изображений. Все они по-своему уникальны, самобытны и принадлежат определенным районам.
Роскошь в мехах.
Мех в нашей стране ценился всегда. На Руси его называли «мягким золотом»: мех диких зверей был главной, а иногда и единственной валютой для внешней торговли. И носили меха как женщины, так и мужчины. Для иностранцев меховая шуба такая же визитная карточка России, как шапка-ушанка.
Русские любят розочки.
Как в любой этнической одежде, на Руси активно использовались флористические мотивы. А с развитием ткацкой промышленности они стали использоваться повсеместно и покрывать полотна ткани целиком.
3.2 Результаты опроса
Результаты опроса представлены на диаграммах. Большинством участников опроса являются учащиеся нашей школы – 74,5%.
На первом месте по результатам опроса кокошник считается предметом, относящимся в первую очередь к русскому стилю.
По результатам опроса 79,2% участников считают, что возрождение русского стиля является возвращением культурных традиций нашего народа.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
(разработка и создание женского платья в русском стиле и семейного портфолио)
В своей проектной работе я попробовала себя в качестве художника-модельера. Мною был разработан эскиз нарядного женского платья в русском стиле из хлопчатобумажной ткани. В моей разработке я использовала советы стилистов, просматривала коллекции современных российских дизайнеров, работающих в русском стиле (коллекции Ульяны Сергиенко, Алены Ахмадуллиной, Юлии Яниной).
Ткань была выбрана мною хлопчатобумажная, так как она обладает всеми характеристиками и свойствами для изготовления данной модели. В качестве отделки платья я использовала натуральную кружевную тесьму.
Этапы разработки модели платья:
Исследование. Включает анализ направления моды, моделей-аналогов, сравнительный анализ. Важно учитывать индивидуальные особенности, такие как возраст, рост, вес.
Выбор фасона. При создании платья нужно знать его назначение и условия эксплуатации. Важно сочетать функциональные особенности одежды с её эстетическими показателями.
Разработка эскизного рисунка. На этом этапе решают задачи общей композиции основных и декоративных элементов, цветовых сочетаний и конструктивных линий.
Конструирование. Включает расчёт и построение чертежей деталей выбранной модели, снятие необходимых мерок, изготовление выкройки и подготовку к раскройным работам.
Текстурирование. На этом этапе добавляют глубину и детализацию ткани, а также вышивку и другие украшения.
Для изготовления лекал и пошива платья я обратилась к специалисту- опытному портному-закройщику. В результате нашей совместной работы получилось данное нарядное платье в русском стиле.
Так же практической частью моего проекта является создание семейного паспорту. Собрав фотографии с семейных фотосессий в русском стиле, я обратилась в российскую компанию по созданию авторских фотографий.
V. ВЫВОДЫ
Русский стиль, со своими мотивами и традициями, несомненно, заслуживает внимания и интереса. Он не просто является популярным трендом, но символизирует важность сохранения и переосмысления культурных ценностей. Подобные проявления уважения к своему прошлому помогают обогатить современную культуру, делают ее более разнообразной и уникальной. Русский стиль — это не просто мода, это возрождение исторической и культурной ценности, которая будет продолжать вдохновлять и восхищать нас и будущие поколения.
В процессе работы над проектом я попробовала свои силы в качестве художника-модельера. Я разработала эскиз и участвовала в совместной работе по изготовлению нарядного женского платья в русском стиле.
Проведя анкетирование среди учеников, их родителей и педагогов школы, я получила следующие результаты: большинство участников опроса считают, что возвращение русского стиля является не данью скоротечной моде, а возвращением культурных традиций нашего народа!
Вместе с моими родными я нашла российскую компанию по производству авторских фотографий. Мы всей нашей дружной семьей являемся хранителями исконно русских народных традиций. И запечатлели о наших семейных событиях в оригинальном паспорту.
VI. ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
https://dzen.ru/a/ZFyB0OHki3SH8GnF История Павловопосадских платков: кто стоял у истоков?
https://pplatki.ru/posts/3641399 История Павлопосадского платка.
https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/66865/ Павловопосадские платки: как они появились и в чём их особенности?
https://livingheritage.ru/brand/moskovskaya-oblast/pavloposadskij-platok Павлопосадский платок
https://nkhp.ru/news/post/809/ Русский промысел: Павлопосадские платки
https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-proishozhdeniya-golovnyh-uborov/ История происхождения головных уборов
https://kulturologia.ru/blogs/281117/36819/ История кокошника: от головного убора русских простолюдин до тиар цариц и королев
https://kadrilshoes.ru/article/russkij-kokosnik-istoria-proishozdenia Русский кокошник: история происхождения, особенности
https://www.osnmedia.ru/1000/vologodskoe-kruzhevo/ Вологодское кружево: история промысла
https://www.livemaster.ru/topic/2953941-vologodskoe-kruzhevo-kak-kulturnoe-nasledie-rossii Вологодское кружево, как культурное наследие России
https://cultinfo.ru/art/decorative-and-applied-art/vologda-lace/ Вологодское кружево
https://slavradio.org/public/istoriya-tradicionnoy-russkoy-vyshivki/ История традиционной русской вышивки
https://krestetskayastrochka.com/ Крестецкая строчка
https://www.livemaster.ru/topic/2385151-krestetskaya-strochka-iz-proshlogo-v-buduschee Крестецкая строчка — из прошлого в будущее
https://lenta.ru/articles/2021/07/22/strochka/ «Нам выпал шанс испытать себя» Как муж с женой купили старинную фабрику и возродили легендарное русское ремесло