СЕВЕРНЫЙ КРАЙ В АКВАРЕЛЬНОЙ КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКЕ У-СИН КАК ПРИМЕР ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ В ТВОРЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ ОБЩЕНИЯ

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕВЕРНЫЙ КРАЙ В АКВАРЕЛЬНОЙ КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКЕ У-СИН КАК ПРИМЕР ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ В ТВОРЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ ОБЩЕНИЯ

Левен А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 266 ЗАТО Александровск» (МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»)
Бакланова Н.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 266 ЗАТО Александровск» (МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»)
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В условиях масштабной трансформации системы международных отношений, в том числе смены многих направлений межгосударственного взаимодействия, особое значение приобретают российско-китайские отношения стратегического партнерства, играющие важную роль в укреплении стабильности международного порядка и установлении принципов новых

международных отношений. Современный этап взаимоотношений двух стран характеризуется как: «наилучший в истории». В частности, в совместном заявлении от 20 мая 2014 г отмечалось:«Отношения между Россией и Китаем в результате совместных целенаправленных усилий вышли на новый этап всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия» [1].

В 2025 году Россия и Китай отмечают 80-летие дружбы и партнёрства. 14 августа 1945 года состоялось подписание Договора о дружбе и союзе между СССР и Китайской Республикой. Именно этот документ заложил крепкий фундамент сотрудничества. Разбираемся, какие обязательства связывают две страны [2,4].

Россия и Китай на протяжении многих лет развивают стратегические двусторонние отношения, основанные на взаимопонимании и уважении. 

Некоторые факты о дружбе народов двух стран:

14 августа 1945 года состоялось подписание Договора о дружбе и союзе между СССР и Китайской Республикой, что заложило крепкий фундамент сотрудничества. В 2001 году президент Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, что стало основой для стабильных и долгосрочных отношений между странами. В 2024 году было подписано соглашение об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. На международной арене обе страны придерживаются близких позиций по важным вопросам. Китай — главный потребитель российских энергоресурсов. Китай охотно вкладывается в добычу и переработку природных ресурсов в России, а российская сторона заинтересована в китайских инвестициях и технологиях. КНР продолжает поставлять в РФ тяжёлые редкоземельные металлы, необходимые в том числе для ВПК, а также каучук. 18 августа 2025 года в Москве в Центре Международной Торговли прошло торжественное мероприятие «Эхо мира — Диалог культурно-гуманитарного сотрудничества» в честь 80-летия Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и Мировой антифашистской войне. [1,3].

Китай и Россия – две большие соседние страны. Китай и Россия имеют давние традиции дружбы, а культурные обмены имеют давнюю историю. У двух стран много культурного взаимопонимания, общий язык и взаимное доверие. Художественное развитие Китая и России вступило в новый исторический этап по объективным законам. В контексте китайско-российского стратегического сотрудничества художественные обмены, как важная движущая сила культурной системы, представляют собой частые и совершенно новые проявления на национальном уровне, уровне университетов и уровне жизни людей. Как китайско-российский обмен искусством, так и процесс развития будут историческим накоплением искусства обеих сторон, выходящего на новое поле [6].

Цель работы- представление Северного края в акварельной китайской технике У-Син как пример единства и дружбы народов в творческом воплощении общения. Сохранение этнокультурного многообразия традиционной культуры саамов, воспитание уважения и понимания богатого многообразия культур малочисленных народов России и их национальных традиций через творческое общение.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования2. Познакомиться с особенностями акварельной техники У-Син (выполнить упражнения)3. Создать работы северной тематики в акварельной технике У-Син4. Провести мастер-классы5. Представить результаты исследования (проект).

Проект предусматривает реализацию плана мероприятий по сохранению традиционной саамской культуры через изучение и распространение этнокультурного разнообразия малочисленного народа Севера. Проектом предусмотрены мастер-классы по созданию традиционных саамских узоров средствами изобразительного искусства, изучение самобытности саамского народа, популяризация саамской культуры.

Объект исследования: культура двух стран, взаимопонимание и особенности творческого воплощения общения.

Предмет исследования: форма проявленияособенностей творческого воплощения общения через создание рисунков- образов Северного края в акварельной китайской технике У-Син.

Гипотеза исследования заключается в том, что создание творческой работы, образов северного края в китайской акварельной технике У-Син является примером единства и дружбы народов.

Актуальность работы- сохранение этнокультурного многообразия традиционной культуры саамов, воспитание уважения и понимания богатого многообразия культур малочисленных народов России и их национальных традиций через творческое общение и дружбу народов России и Китая.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, объяснение, понимание, анализ, а также семиотический и биографический методы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Ключевое понятие «техника рисования».

Техника рисования в изобразительном искусстве [7] — это совокупность специальных навыков, способов и приёмов, с помощью которых создаётся художественный образ. В это понятие включают технику линии, тушёвки, определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Акварель (от итальян. aquarello) - означает живопись красками на водной основе. Существуют несколько разновидностей техник акварели: по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка. Аэрография - техника живописного письма аэрографом (в переводе воздушная кисть - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом) по трафарету. И многие другие.

ВЫВОД: техники достаточно разнообразны, различаются понятия прием рисования изображения, средства, материалы.

1.2. Доктринальный аспект в науке, истории искусства в искусствоведении, культурология техники акварельной живописи.

Культурология и искусствоведение отличаются предметом изучения. Культурология исследует культуру как целостное явление, а искусствоведение — художественную культуру (искусство).

Техника акварельной живописи- стихия воды и краски. Несмотря на доступность и распространенность, техника акварели остается загадочной и непостижимой для многих, как любителей, так и профессиональных художников. При кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем для тех, кто пренебрегает необходимостью его терпеливого изучения. В словарном смысле "акварель", так как ключ к пониманию кроется в самом слове.

В статье О.В. Мамонтовой в Большой Советской Энциклопедии мы читаем: "Акварель (французское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua – вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. "

"Вода" – первое ключевое слово, на которое необходимо обратить внимание. В более широком смысле слово "вода" означает одну из четырех стихий, существующих в природе. От стихийности и непредсказуемости воды, соединенной с красками, и от умения мастера управлять влажностью живописного пространства и происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. Это обстоятельство и выявляет настроение, темперамент и характер мастера в его произведении.Логика этой взаимосвязи проста. Если мы не можем справиться с акварелью, с ее текучей природой, то стараемся избавить ее от "лишней" воды. Так появляется необходимость пользоваться небольшими лессировками и маленькими мазками, чтобы путем сложения, наслоения "слепить" изображение по-сухому.

Если же "водное пространство" не пугает и возникает желание подчиниться водной стихии цвета или вступить с ней в борьбу, тогда работу можно вести в состоянии живого движения воды. Для такой живописи несомненно потребуются определенная смелость, изобретательность и проворность. Так получаются эффектные работы по-мокрому. Живописный прием по-сухому часто применяется на пленэре, когда нет возможности подолгу удерживать влагу на листе. Вероятно, так под знойным солнцем Италии сформировалась живописная манера, называемая теперь "итальянской акварелью". В классическом понимании, работа в этой манере ведется акварелью по сухой бумаге: кистью наносится контурный рисунок и потом ею же разрабатываются тени. Из такого способа работы сформировались мозаичная манера письма, по преимуществу корпусными, то есть непрозрачными, укрывистыми акварельными красками, и манера письма прозрачными лессировочными красками, которую принято называть техникой многослойной живописи. Итальянская манера письма стала основной традицией в акварельной технике для российской академической школы XIX–XX веков. Елена Базанова. Натюрмортом с тыквами

В истории акварели есть примеры служебного использования материала, и они тоже относятся к "сухим" техникам.

До XVII века акварель применялась в основном для украшения церковных книг, ею выполнялись орнаменты, миниатюры и заглавные буквы. Акварель использовали мастера эпохи Возрождения для разработки эскизов к фрескам и картинам, это были рисунки ("картоны"), часто очень больших размеров, оттушеванные карандашом и раскрашенные прозрачными акварельными красками. Поэтому в акварелях старых мастеров сквозь краску всегда проступают штрихи карандаша или пера. Академические художники более позднего времени также использовали акварель при разработке эскизов малых размеров к холстам и росписям. Соединение легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером имеет название "акварелированный рисунок".

В XVIII–XIX веках участниками научных и военных экспедиций широко применялась акварельная техника с использованием ослабленных контуров и растушевки кистью для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных и в пейзажных набросках. Акварелью также раскрашивали архитектурные и топографические планы, различные чертежи и гравюры. Такой вид технического раскрашивания акварелью получил название "иллюминирование".

"Иллюминирование" (раскрашивание, расцвечивание рисунка, сделанного пером) было также наиболее ранним названием для самой техники акварели, а после появления книгопечатания так называли особую отрасль книгопечатного ремесла – раскрашивание печатных книг и особенно эстампов. С XVI века "иллюминистами" называли художников-ремесленников, которые раскрашивали дешевые эстампы для ярмарок, рынков и т.д.

В монастырской рукописной практике в средние века родилось еще одно название – "миниатюра", от слова "minium", "miniare" – писать или красить свинцовым суриком, красной краской, "miniatura" – крашение, писание, украшение суриком заглавных букв, заставок, концовок. Современного содержания, связанного с размером, понятие миниатюра не имело, в средние века так назывался сам процесс раскрашивания рисунка красками на водном клеевом растворе, таким клеем почти всегда был вишневый.

Кстати сказать, общепринятый термин "акварель" впервые встречается у Ченнино Ченнини в его Трактате о живописи (1437 г.), основным моментом в описанном процессе являлось растворение краски в воде, содержащей растительный клей – гумми.

Итак, из истории техники видно, что первым способом акварельного письма была живопись по сухому грунту, другой способ работы, по мокрой поверхности бумаги, стал применяться предположительно не ранее начала XIX века. Более капризная и прихотливая манера письма по-мокрому родилась в Англии, вероятно, потому, что в стране, находящейся на острове, окруженном водными пространствами, в этом "туманном Альбионе", повышенная влажность воздуха сама диктовала живописи характер легкий и мягкий. Живопись акварелью на сырой бумаге называют "английской акварелью". Этот прием дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Метод работы на влажном листе бумаги французские акварелисты называют: "travailler dans l`eau" (работать в воде). Для сохранения стабильной влажности листа, чтобы иметь продолжительную по времени возможность работать со сложной живописной формой, легко сплавляя и смешивая краски на мокром листе, художники прибегали к многочисленным хитростям. Для этого использовались разные способы увлажнения бумаги снизу. Именно в Англии в XIX веке для небольших пейзажей на пленере был придуман особый вид стиратора – приспособления для натяжки мокрой бумаги без клея. Нехитрая конструкция состояла из двух деревянных рам, входящих достаточно свободно одна в другую. Первая рама играла роль доски: на нее накладывали бумагу, которая затем зажималась по краям второй рамой, закрепленная таким способом бумага, принимала вид холста, натянутого на подрамник. По необходимости увлажняли бумагу снизу горячим паром.

Другой вид стиратора позволял использовать иной способ увлажнения листа. Это была рама и входящие в нее доска или планшет. Увлажненный лист бумаги накладывали на доску, загибали его края за кромки доски и вставляли доску с листом бумаги в рамку. По высыхании бумага в стираторе равномерно натягивалась. При работе акварелью по-сырому под влажный лист бумаги подкладывали смоченные в воде сукно или фланель, которые длительное время питали бумагу влагой по мере ее подсыхания с внешней стороны.

Все описанные способы позволяли легко поддерживать влажность в бумаге во время работы, что избавляло от необходимости применения каких-либо других средств, предупреждающих быстрое высыхание акварельных красок. В литературе также описаны химические способы удержания влаги на листе. Например, в воду для разведения красок добавляли немного глицерина, меда, пользовались раствором хлористого кальция или гуммидраганта. Некоторые античные миниатюристы употребляли для этого слюну улиток или фиговое молоко. Средства эти были эффективны, но не безопасны, так как замедление высыхания обуславливалось их гигроскопичностью, и это свойство впитывать и удерживать влагу в дальнейшем также проявляло себя в акварелях. Кроме этого, подобные средства делали краску более вязкой и густой, что непосредственно меняло характер живописи, и она теряла свои ценные качества.

Во второй половине XX века большую популярность получила техника по-мокрому и утвердилась традиция вести такую живопись "alprima" (итал. alla prima), то есть делать работу за один сеанс. Эта техника требует от художника большого опыта и виртуозности. Очень сложно и даже почти невозможно создать в один прием что-то, что требует ясного пластического решения, проработанности формы, деталей и сложного решения изображения в пространстве. При живописи по-мокрому часто проявляется некоторое давление техники над изображением, а очарование мокрой техники бывает настолько велико, что кажется недопустимым нарушить пластику "мокрых эффектов", которые порой в неумелых руках становятся едва ли не единственной ценностью и содержанием произведения.

В акварели существует большое многообразие живописных техник, направлений, стилей, школ. Описать все не представляется возможным в рамках небольшой статьи. Однако стоит заметить, что их сравнение позволяет оценить уровень мастерства, который проявляется в умелом использовании и сочетании различных приемов живописи и виртуозном маневрировании в пределах диапазона "сухости–влажности".

Необходимо также заметить, что не существует техники самой по себе. Техника находится в подчинении той цели, которую ставит себе художник. Именно поэтому акварель так же многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей.

Именно акварель особенно восприимчива к темпераменту и "движению кисти", исходящего из движения духа мастера. Здесь обозначается творческое, психическое и философское отношение к материалу. В этом кроется основная тайна и проблема владения техникой. Высокая концентрация энергии, самообладание, ясная мысль, четкая задача и тонкое чувство воды, красок, бумаги – качества живописца, необходимые для воплощения образа в прихотливой акварельной живописи.

Хорошей иллюстрацией к сказанному послужит краткое знакомство с одной из традиционных живописных техник Востока. В Китае и Японии, существуют древние традиции письма водными материалами, в основном это живопись тушью. Традиции Востока очень сильно отличаются от европейских. Живопись, по сути являющаяся каллиграфией, и есть философия, одно из выражений Дао для китайского мандарина (каллиграфа) мастера живописи "гохуа" и Дзен для японского мастера "суми-е". Это попытка заставить дух объекта двигаться по бумаге. Вот как он описывает процесс рождения суми-е: "Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает. Так философия Дзэн проявляется в японской живописи, принцип которой сформулировал Жорж Дютюи: "Рисуй бамбук в течение десяти лет, стань бамбуком, затем забудь все о бамбуках, когда ты рисуешь".Эта формула, однако, хорошее объяснение и доказательство того, что за виртуозностью в искусстве, стоит еще кое-что помимо чистой техники и опыта исполнителя. К интригующей теме "тайн" и "непознанного" в акварели мы вернемся чуть позже. Сравнивая различные традиции в технике живописи акварелью, нетрудно заметить, что разнообразие манер и приемов во многом определяется различием материалов, используемых в работе. Наибольшую важность имеет выбор бумаги, красок и кистей. Бумага, с момента ее изобретения в Китае во II веке нашей эры, так же, как и краски, создаваемые с древнейших времен из пигментов, полученных главным образом в процессе измельчения редких цветных земель и минералов, были очень дорогими и ценными. И мастера прошлого вряд ли могли позволить себе тратить лист за листом, переводить драгоценные материалы в творческих поисках. Неспешность, сосредоточенность и тщательность характеризуют произведения пионеров этого вида искусства. Но с началом технической революции, с появлением промышленных способов изготовления материалов возникли и более широкие возможности для творческих экспериментов и популяризации акварельной живописи. Новые и более дешевые материалы сделали эту технику хрупкой и более уязвимой при хранении. Возможно, поэтому долгое время акварель так и оставалась несамостоятельным видом живописи и была уделом любителей пленэрной живописи как особо тонкого эстетического удовольствия, получаемого во время отдыха на природе. Восприятие акварели часто связывалось с представлением о каком-то очень простом, доступном и даже несерьезном способе живописи, подходящем скорее для начального этапа обучения, предваряющем обучение масляной технике. Акварельная техника не вызывала у профессионалов должного серьезного отношения. И сегодня такое устоявшееся мнение не является редкостью. Однако известно, что благодаря усилиям профессиональных художников, таких, как Пол Сэндби, Томас Гертин и, конечно же, Джозеф Тернер, на рубеже XVIII–XIX века акварель уже смогла стать едва ли не важнейшим национальным видом живописи в Англии

Широкое распространение акварельной живописи выявило слабые стороны техники и несовершенство вновь изобретаемых материалов. Руководства по технике акварели середины ХХ века предупреждают нас об опасностях и сложностях, связанных с техническими характеристиками материалов, доступных для художников этого периода. Музейные хранители и реставраторы знают о последствиях использования новых непроверенных материалов на собственном опыте.

В акварели также высоко ценятся легкость, быстрота исполнения, умение передавать материальность различных предметов и фактур, безошибочное чувство рисунка и композиции, тонкий вкус и чувство меры при выполнении отдельных элементов и детализации в завершении работы. Не менее важна и особая одухотворенность материала, приближенная к поэтическому чувству.

Очень ценным качеством живописца является свободное владение разнообразными техническими приемами – это дает неограниченные возможности решения самых смелых творческих задач.

Вывод: Иллюзия простоты и легкости владения техникой возбуждает желание имитировать ее. Но поверхностный подход, не подкрепленный истинным владением материалом и эстетическим чувством художника, приводит к появлению пустых и бессмысленных работ.

1.3. Северный край в художественном изображении.

Север в изображении художников включает как Русский Север (северные территории Европейской части России), так и Крайний Север (российская земля, лежащая к северу от Полярного круга). В работах художников, вдохновленных Арктикой, эта ледяная земля предстает разной, но одинаково прекрасной. Художники обращаясь к образам Севера, создают пейзажи, сюжеты и графические произведения. Насколько суров Крайний Север, настолько же крепка и любовь к нему: если проникла в сердце, уже не отпустит. Где можно увидеть работы художников Мурманской области: Мурманский областной художественный музей: Это главное место, где собрана обширная коллекция работ мурманских художников, представляющих различные эпохи и стили. Галереи и выставочные залы: В Мурманске и других городах области регулярно проходят выставки местных художников. Частные коллекции: Работы многих художников находятся в частных коллекциях как в России, так и за рубежом. Городской историко-краеведческий музей Полярного приглашает на открытие выставки живописи известной художницы Марии Михайленко. Экспозиция получила название «Мои истории», в ней представлено более двадцати графических работ, созданных автором в разные периоды. Помимо новых работ, будут представлены и те, что уже стали визитной карточкой Марии [8].

Некоторые художники Мурманской области[9]:
В. Баранов
(1912–1978). Заслуженный работник культуры РСФСР, старейший художник-живописец в Мурманской области. В его работах часто встречалась морская тематика. В. Бубенцов. Работал главным художником Мурманска, 9 лет был председателем Мурманской организации Союза художников РСФСР. В.Ершов. График, родился в 1937 году. Среди работ: «Дождливый день» (1965), «Июньская полночь в Заполярье» (1968), «У подножия Хибин» (1971) и другие. Н. Завертайло. Художник пластики и пространства, тяготеет к абстрактной форме. В его холстах, акварелях и коллажах часто угадываются сады, цветы, городские мотивы. В. Чернов. Мастер прикладной графики и дизайна, в основном работает с акварелью. Известен в Мурманске как ведущий плакатист, создавал плакаты, посвящённые Дню Города, празднику Севера, Дню Рыбака. В. Чудзин (1917–2000). Заслуженный художник России, лауреат премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства. Живописец, художник театра, работал в жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая картина.
Вывод: достаточно художников и в основном представлены тематические картины, изображения природных объектов , растения, животные маслом, декоративно-прикладное искусство

Глава 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ

2.1. Подготовка и проведение мастер-классов в акварельной китайской технике У-Син.

Акварельная живопись в стиле У-Син — это техника, которая сочетает традиционные принципы китайской живописи и философию пяти элементов (дерево, огонь, земля, металл, вода).  Некоторые особенности стиля: Мягкость и плавность. Техника сфумато добавляет работе воздушность и глубину, что подходит для передачи атмосферы пейзажей, тумана или дымки. Энергия и динамика. Мазки У-Син придают работе живость и движение, отражая философию взаимодействия пяти элементов. Минимализм и символизм. Акцент делается на простоте и выразительности, где каждый мазок имеет значение.

Техника выполнения (cм. в Приложении 1)

Описание элементов (cм. в Приложении 2)

Подготовка к работе (cм. в Приложении 3)

Последовательность рисования изображения элементов в картине (cм. в Приложении 4)

Технологическая карта создания работы-рисунка (cм. в Приложении 5)

2.2. Социальная значимость проекта- социальный эффект, тиражирование (cм. в Приложении 6)

2.3.Перспективы развития проекта (cм. в Приложении 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению китайской живописи и живописи У-Син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.
У-Син - это система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано всё мировоззрение древнего Китая.

Гипотеза исследования подтвердилась. Создание творческой работы, образов северного края в китайской акварельной технике У-Син является примером единства и дружбы народов.

Северный край представлен в акварельной китайской технике У-Син как пример единства и дружбы народов в творческом воплощении общения. Сохранение этнокультурного многообразия традиционной культуры саамов, воспитание уважения и понимания богатого многообразия культур малочисленных народов России и их национальных традиций через творческое общение.
В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами. Красоту Северного края тоже нужно увидеть глазами, почувствовать, приблизившись прикоснуться к удивительному миру взаимного общения друг друга- двух стран- России и Китая.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418

2. В.В. Путин отметил важную роль Общества российско-китайской дружбы // URL:https://ria.ru/20251007/1506504128.html (датаобращения: 10.07.2025)

3. Амосова О.К. Принципы межкультурной кооперации России и Китая // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2017. - Т. 14. - № 3.

4. Портиков В.Я. Российско-китайские отношения: современное состояние и перспективы развития // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2013. - Т.18.

5. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-sotrudnichestva-obschestv-druzhby-rossii-i-kitaya-v-postsovetskiy-period/viewer

6. https://cyberleninka.ru/article/n/ob-iskusstve-kitaya-i-rossii-istoriografiya-vzaimnogo-vliyaniya/viewer

7. https://www.art-spb.ru/article/182

8. https://culture.gov-murman.ru/info/news/381114/

9. http://letopisi.ru/index.php/Мурманское_отделение_Союза_Художников_России

Приложение 1. Техника выполнения

  • Используются мягкие кисти и акварельные краски, которые позволяют создавать плавные переходы.

  • Мазки выполняются в соответствии с принципами У-Син: быстрые, энергичные движения для передачи динамики и жизни.

  • Слои краски наносятся постепенно, чтобы создать эффект глубины и дымки.

  • Часто используются природные мотивы: горы, деревья, вода, облака, которые символизируют гармонию элементов.

Приложение 2. Описание элементов Техника пяти элементов

У-Син – это система пяти элементов: дерева, огня, земли, металла и воды. На ней основано все мировоззрение Древнего Китая. В живописи У-Син каждому из этих пяти элементов соответствуют пять определенных мазков.В живописи У-Син задача художника состоит не в том, чтобы передать форму предмета, а его суть. Элемент «Земля» Это структурирующее, организованное начало. Движение земли - спокойное и мерное. Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. Это начало, из которого выходят все остальные элементы. Так же как нажим - базовая составляющая для любого движения, точка - это базис для любого мазка. При помощи этого элемента лучше всего рисовать мелкие камни, черепах и различных членистоногих, листва вдали, лепестки мелких цветков. Элемент «Дерево» Символизирует прямоту, целеустремленность и настойчивость. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар .Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. При помощи этого элемента лучше всего рисовать стебли цветов, стволы и ветки деревьев, бамбук. Впрочем, иногда движением «дерево» можно передать энергию горы или камня. Элемент «Металл» В движении противоположен по свойствам дереву. Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, иголки ели, крыши домов, перья птиц, различных змей. Так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. Элемент «Огонь» Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое. Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепестки цветов, – всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. Элемент «Вода» В движении так же «бестелесно», как и движение Огня. Движение Воды - противоположность движению Огня. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Символизирует изощренность, обманчивость. Движение воды - это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино.

Приложение 3 Подготовка к работе

Описание «Сухое рисование» - учимся следить глазами за кистью, контролировать движение ворса кисти (нажим, степень использования кисти, кончика и всей кисти и поворота ладони, руки)

Упражнение

название элемента акварельной китайской техники «У-Син»

Описание задания, выполнение тренировочного упражнения

Изображение упражнения, выполнения задания

Элемент «Металл»

1.Кончиком кисти № 3 легко без нажима и безотрывно проводим по листу бумаги, линии прямые, волнистые горизонтальные . вертикальные, снизу вверх и сверху вниз

 

2. Кончиком кисти № 3 легко без нажима и безотрывно проводим по листу бумаги, при этом крутим поворачиваем кисть вокруг своей оси линии прямые, волнистые горизонтальные . вертикальные, снизу вверх и сверху вниз

 

3. Всей кистью № 3 легко без нажима и безотрывно проводим по листу бумаги, при этом крутим поворачи-ваем кисть вокруг своей оси линии прямые, волнистые горизонтальные, вертикальные, снизу вверх и сверху вниз (создаем видимый образ веточки, длинных листьев)

 

Элемент «Огонь»

Кистью № 3 делаем резкие движения от основания к кончику кисти в разные стороны (по кругу от центра)

 

Элемент «Вода»

Кисть № 6 прикладываем ворсом плоскостью вертикально к листу бумаги, начинаем движение безотрывно справа налево при этом прокручиваем кисть вдоль своей оси (линия прямая)

 

Кисть № 6 прикладываем ворсом плоскостью верти-кально к листу бумаги, начинаем движение безотрывно справа налево при этом прокручиваем кисть вдоль своей оси и меняем направление вверх- вниз (линия изображается вверх. вниз)

 

Элемент «Дерево»

Кисть № 4,6 прикладываем ворсом плоскостью горизонтально , резко начинаем движение вверх, отпускаем кисть от листа бумаги, отступаем небольшое растояние, прикладываем кисть и направляем движение вверх безотрывно от листа бумаги, протягиваем изображение, отпускаем кисть от листа бумаги

 

Элемент «Земля»

Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти (кисть № 3)

 

Приложение 4

Последовательность рисования изображения элементов в картине.

Картина № 1 «Морошкового края воплощение»

  1. Сакура (веточка, цветы)

  2. Сопки (дальние, ближние)

  3. Морошка (ягоды, листья)

  4. Иван-чай (ствол, листья, цветы)

Картина № 2 «Заполярно-ягодные У-Син зарисовки» (брусника, черника)

  1. Б амбук (ствол, листья)

  2. Сакура (ствол, цветы)

  3. Сопки (дальние, ближние)

  4. Брусника (ягоды, листья)

  5. Черника (ягоды, листья)


Картина № 3 «Заполярно-ягодные У-Син зарисовки» (береза карликовая, ива арктическая)

  1. Бамбук (ствол, листья)

  2. Сакура (ствол, цветы)

  3. Сопки (дальние, ближние)

  4. Береза карликовая (ствол, веточки, листья)

  5. Ива арктическая (ствол, веточки, листья)

  6. Солнце

  7. Чайки

К артина № 4 «Северное Сияние в китайской акварельной технике У-Син»

  1. Северное Сияние (центральная желтая линия, другие всплески сияния, небо)

  2. Сосна (веточки, иголки, шишки)

  3. Сопки (ближние, дальние)

  4. Птичка (синичка)


Картина № 5 «Навстречу к Солнцу»

  1. Солнце (центр, лучи)

  2. Сосна (ствол, иголки, шишки)

  3. Олень (туловище, голова, хвостик, копыта, рога)

  4. Всадник

  5. Сопки (ближние, дальние)

Приложение 5

Технологическая карта создания работы-рисунка

Название работы

Элемент изображения, название в китайской акварельной технике У-Син

Элемент рисунка,

картины

Описание особенностей изображения

« Навстречу к Солнцу»

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Солнце (центр)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 4,6) , набираем цвет на ворс кисти полностью (желтый- основной, кончик кисти может быть красный или малиновый)

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

С олнце (лучи)

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (желтый- основной, кончик кисти обязательно красный или малиновый)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Олень (туловище, шея, голова, хвостик)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 4,6) , набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной, кончик кисти может быть черный или белый с серым)

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Олень (копыта и рога)

Плавное прикосновение кончиком кисти (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (черный- основной, кончик кисти может быть коричневым)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Всадник

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 4) , набираем цвет на ворс кисти полностью (бардовый- основной), кончиком кисти проводим полуовал- образ головы и ножки

 

Элемент «Вода»

Движение Воды - противоположность движению Огня. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Символизирует изощренность, обманчивость. Движение воды - это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Сопки, Хибины (ближние и дальние)

Прокручивание кисти при одновременном горизонтальном движении разного уровня линии

(кисть овальная № 6), для изображения дальних образов набираем цвет на ворс кисти полностью (розовый- основной), для изображения средней линии образов набираем цвет на ворс кисти полностью (светло-фиолетовый- основной), для изображения ближней линии переднего плана образов набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной)

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Дерево, сосна

(ствол)

Плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (черный- основной, кончик кисти может быть коричневым)

 

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Дерево, сосна

глы)

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной, кончик кисти обязательно синий или темно-зеленый, серый)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Дерево, сосна

(шишки)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной), кончик кисти черный или синий

Название работы

Элемент изображения, название в китайской акварельной технике У-Син

Элемент рисунка,

картины

Описание особенностей изображения

«Северное Сияние в китайской акварельной технике У-Син»

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь- это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Северное сияние

первая центральная линия

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть овальная № 3,4),

набираем цвет на ворс кисти полностью (желтый- основной, кончик кисти обязательно красный или малиновый)

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь- это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Северное сияние

П оследующие линии

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть овальная № 3,4),

набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый- основной, кончик кисти может быть светло-зеленый

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Н ебо

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть тонкая овальная № 3,4),

набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной, кончик кисти обязательно фиолетовый или темно-синий)

Элемент «Вода»

Движение Воды - противоположность движению Огня. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Символизирует изощренность, обманчивость. Движение воды - это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Сопки, Хибины (ближние и дальние)

Прокручивание кисти при одновременном горизонтальном движении разного уровня линии

(кисть овальная № 6), для изображения дальних образов набираем цвет на ворс кисти полностью (розовый- основной), для изображения средней линии образов набираем цвет на ворс кисти полностью (светло-фиолетовый- основной, можно розовый), для изображения ближней линии переднего плана образов набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной)

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Дерево, сосна

( веточки)

Плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (черный- основной, кончик кисти может быть коричневым)

 

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь- это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Дерево, сосна

глы)

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной, кончик кисти обязательно синий или темно-зеленый, серый)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Дерево, сосна

(шишки)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной), кончик кисти черный или синий

 

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Синичка

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной), кончиком кисти проводим полуовал- образ головы и хвостик, желтые пятнышки грудка птички

Название работы

Элемент изображения, название в китайской акварельной технике У-Син

Элемент рисунка,

картины

Описание особенностей изображения

«Заполярно-ягодные У-Син зарисовки» (брусника, черника)

«Заполярно-ягодные У-Син зарисовки»

(береза карликовая, ива арктическая)

Элемент «Дерево»

Символизирует прямоту, целеустремленность и настойчивость. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар.

Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания.

Б амбук (ствол)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная № 4,6) ,набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый- основной), движение кисти снизу вверх, боковой стороной

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Б амбук (листья)

Резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти от ствола (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый- основной, кончик кисти может быть синий или темно-зеленый, серый)

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Сакура (веточка)

Плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (черный- основной, кончик кисти может быть коричневым)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Сакура (цветы)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная тонкая № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (бардовый- основной), кончиком кисти обязательно малиновый

Элемент «Вода»

Движение Воды - противоположность движению Огня. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Символизирует изощренность, обманчивость. Движение воды - это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

С опки, Хибины (ближние и дальние)

Прокручивание кисти при одновременном горизонтальном движении разного уровня линии

(кисть овальная № 6), для изображения дальних образов набираем цвет на ворс кисти полностью (розовый- основной), для изображения средней линии образов набираем цвет на ворс кисти полностью (светло-фиолетовый- основной, можно розовый), для изображения ближней линии переднего плана образов набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Я годы (черника)

Одномоментное прикосновение кистью с прокручиванием по центру (кисть овальная № 4) , набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной)

 

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Я годы (брусника)

Одномоментное прикосновение кистью с прокручиванием по центру (кисть овальная № 4) , набираем цвет на ворс кисти полностью (бардовый- основной)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Л истья ягод (брусника, черника)

Одномоментное прикосновение кистью с прокручиванием по центру (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (темно-зеленый для черники, светло-зеленый для брусники)

Контур обводим кончиком кисти

 

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность.

Б ереза карликовая (листья, веточка)

Листья-

Прикосновение кистью с преобразованием от центра к краю и передачей зубчиков (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый- основной), кончик светло-зеленый

Веточка- плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной, кончик кисти может быть черным)

 

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность.

Ива арктическая

( листья, веточка)

Листья-

Прикосновение кистью с преобразованием от центра к краю и передачей гладкой формы «сердечко» (кисть овальная № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый изумруд- основной), кончик темно-зеленый

Веточка- плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (коричневый- основной, кончик кисти может быть черным)

 

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

С олнце

Одномоментное прикосновение кистью с прокручиванием по центру (кисть овальная № 4, 6) , набираем цвет на ворс кисти полностью (красный или розовый- основной)

 

Элемент «Огонь»

Движение огня может быть подобно взрыву. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении.

Чайки

Крылья - резкое, быстрое прикосновение кончиком кисти в форме уголка (кисть тонкая овальная № 2),

набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной), тело просто линия, отпечаток кисти, точка-голова.

Название работы

Элемент изображения, название в китайской акварельной технике У-Син

Элемент рисунка,

картины

Описание особенностей изображения

« Морошкового края воплощение»

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность. У металла, так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Сакура (веточка)

Плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (черный- основной, кончик кисти может быть коричневым)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Сакура (цветы)

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная тонкая № 3) , набираем цвет на ворс кисти полностью (бардовый- основной), кончиком кисти обязательно малиновый

Элемент «Вода»

Движение Воды - противоположность движению Огня. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Символизирует изощренность, обманчивость. Движение воды - это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

С опки, Хибины (ближние и дальние)

Прокручивание кисти при одновременном горизонтальном движении разного уровня линии

(кисть овальная № 6), для изображения дальних образов набираем цвет на ворс кисти полностью (розовый- основной), для изображения средней линии образов набираем цвет на ворс кисти полностью (светло-фиолетовый- основной, можно розовый), для изображения ближней линии переднего плана образов набираем цвет на ворс кисти полностью (синий- основной)

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

М орошка (ягоды)

Одномоментное прикосновение кистью с прокручиванием по центру (кисть овальная № 3, 4) , набираем цвет на ворс кисти полностью ( оранжевый и красный- основной), кончик кисти желтый

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти.

Морошка (листья)

Прикосно-вение кистью безотрывное от центра с созданием сложного листа (кисть овальная тонкая № 4,6) , набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый - ос-новной), кон-чиком кисти может быть салатовый

Элемент «Металл»

Металл - это гибкость, утончение, постепенность, изысканность

Элемент «Земля»

Мазок земли- это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти

Р астение «Иван-чай» веточка, листья, цветы

Веточка и листья

Плавное прикосновение кончиком кисти с прокручиванием (кисть тонкая овальная № 3),

набираем цвет на ворс кисти полностью (зеленый- основной, кончик кисти может быть коричневым или светло-салатовым)

Цветы

Одномоментное прикосновение кистью (кисть овальная тонкая № 2) , набираем цвет на ворс кисти полностью (бардовый- основной), кончиком кисти обязательно малиновый

П риложение 6 Социальная значимость проекта- социальный эффект, тиражирование.

Приложение 7 Перспективы развития проекта.

Просмотров работы: 3