Памятники Великой отечественной войны в моем городе: маршрут для юных патриотов

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятники Великой отечественной войны в моем городе: маршрут для юных патриотов

Гафаров Д.Р. 1
1МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»
Пахомова И.В. 1
1МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Среди названий славных и наград,

Которыми особенно гордятся,

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!

Е. Ховив

Патриотизм — это чувство уважении и глубокой привязанности к истории и культуре страны, чувство гордости за ее достижения, стремление улучшать жизнь в своем отечестве и активное участие в жизни общества.

Патриотическое воспитание детей школьного возраста создает основу для устойчивого развития всего государства, обеспечивая преемственность поколений и сохранение национально-культурных ценностей в современном мире. Особую роль играет и региональный патриотизм, он проявляется в эмоциональной связи с нашей «малой родиной».

Однако патриотизм в системе ценностей современных школьников представляет собой очень сложное явление, включающее эмоциональные и рациональные компоненты. Именно поэтому для формирования инструментов патриотического воспитания важно сочетать сразу несколько форматов: визуальный осмотр памятников и мемориалов, интерактивные опросы, аудио-сопровождение о ходе исторических событий, дополнительная текстовая информация.

Актуальность работы заключается в том, что городские пешие экскурсии создают особые условия, в которых можно соприкоснуться вживую с историей, открыть весь город или отдельный район по-новому. К сожалению, сегодня исторические особенности «малой родины» теряются в городской суете, а сами люди вовсе перестают ходить пешком. Особенностью созданного маршрута является то, что повествование ведется от лица ребенка, что позволяет посмотреть на историю через его призму и выражение.

Созданный в рамках работы маршрут для юных патриотов призван реализовать воспитательную функцию образования населения, в особенности школьного возраста. С помощью экскурсии с аудио-сопровождением любой слушатель может видеть, слышать и ощутить ход истории своего города. На данный момент подобного пешего туристического маршрута по местам воинской славы, ориентированного на школьный возраст в г. Челябинске не существует, что позволяет ему стать настоящей визитной карточкой региона.

Таким образом, целью настоящей работы является создание карты пешего маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска, а также оснащение такой карты QR-кодами с аудио-сопровождением и дополнительной текстовой информацией.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи исследования:

1. Определить понятие патриотизма, его виды;

2. Изучить особенности регионального патриотизма;

3. Рассмотреть формы патриотизма и инструменты его воспитания;

4. Разработать карту пешего маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска.

Гипотеза: карта пешего маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска может помочь детям школьного возраста воспитать патриотическое сознание через усвоение исторического опыта.

Предмет исследования: интерактивный пеший маршрут для юных патриотов по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска, как способ патриотического воспитания для детей школьного возраста.

Объект исследования: инструменты воспитания регионального патриотизма среди населения школьного возраста.

Методология исследования: синтез, моделирование, анализ, обобщение, индукция, дедукция, картографический метод исследования.

Изучению данной темы свое внимание уделили такие ученные-исследователи как: И.А. Халий, В.К. Левашов, К.В. Подъячев, Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина, С.П. Куликов и многие другие.

Основателями изучения патриотизма в социологической науке считаются: в середине XVIII века – Жан-Жак Руссо, как один из наиболее влиятельных сторонников идеи патриотизма, который подразумевал преданность не монарху, а государству и обществу. В российском государстве вопросы патриотизма поднимались в первой половине XIX века в работах П.Я. Чаадаева.

Автор работы надеется, что его изыскания и разработанный на основе проведенного исследования маршрут поможет внести вклад в развитие локального туризма. В дальнейшем он может стать полноценным городским маршрутом, что повышает привлекательность внутреннего туризма по городам России и служит своеобразным способом воспитания регионального патриотизма.

Глава 1. Теоретические основы разрабатываемой проблемы

§ 1.Подходы к содержанию понятия патриотизм

Влияние патриотизма на общественные процессы в современной России очень сложно переоценить. Патриотические настроения выступают фактором сплочения людей, что особенно важно в трудные периоды отечественной истории. В современных сложных политических условиях важно обеспечить преемственность культурных традиций и ценностей, сохранить в памяти исторический опыт наших предков.

Во-первых, необходимо четко определить, что включает в себя понятие патриотизма. Патриотизм в социологии представляет собой сложное явление, в состав которого входят социальные и культурные аспекты. Именно поэтому ученые все еще спорят о том, как именно следует трактовать феномен патриотизма. Всего в науке существует 4 основных подхода к определению понятия патриотизм.

Так, первая группа ученых, определяет патриотизм как эмоциональное отношение к своей Родине. Другими словами, патриотизм – это «духовное качество человека, выраженное в мировоззренческих сторонах личности индивида и отражающее позитивное отношение к Родине, например, уважение к своей истории и культуре, традициям и ценностям своей страны и каждого народа внутри нее, гордость за свое Отечество, стремление к процветанию страны» [1, С. 25-37.].

Вторая группа ученых считает, что патриотизм – это эмоция, чувство сплоченности с близкими, сопричастности к их судьбе, любви к Родине. В этой связи, ученый В.К. Левашов дополняет, что «любовь к Родине следует понимать и как заботу об интересах и исторической судьбе своей страны, как гордость ее достижениями и критика недостатков, как уважение к историческому прошлому, традициям своей родины; как привязанность к месту рождения, жительства» [2, С. 67-78].

Третья группа ученых определяет патриотизм как ценность. Известный социолог И.А. Халий отмечает, что патриотизм в России – это «веками сложившаяся и единственно возможная по сей день традиционная ценностная установка» [3, С. 133-145]. Говоря о патриотизме, как о ценности, исследователи данной группы пишут, что крайне важно воспитывать патриотизм как естественную ценность, основанную на уважительном отношении к истории своей страны, памяти предков [4, С. 126-136].

Наконец, четвертый подход к определению понятия патриотизм основан на политическом влиянии, использовании патриотизма как государственного ресурса для достижения тех или иных целей [5, С. 209-219]. В рамках такого понимания патриотизм – это сформированное с помощью СМИ, идеологии и других ресурсов лояльность к государству.

На наш взгляд, все точки зрения истинны по-своему. Конечно, патриотизм – это чувство любви, уважения и привязанности к своей Родине, эмоциональная близость со своими соотечественниками. Однако следует помнить, что патриотизм выступает важной ценностью общества, которая формируется в том числе под влиянием самого государства. Поэтому, по нашему мнению, патриотизм – это сложное социальное явление, включающее в себя чувственные и рациональные элементы, выражающие отношение к Родине, опыту предков, традициям и ценностям прошлых и настоящих поколений.

§ 2.Виды патриотизма. Локальный патриотизм

В науке выделяются различные виды патриотизма. Государственный патриотизм характеризуется верностью к государственным институтам и символам, готовностью защищать интересы государства. Этнический патриотизм основывается на чувстве принадлежности к определенной этнической группе, ее культуре и традициям. Гражданский патриотизм проявляется в активной гражданской позиции, участии в общественной жизни и развитии гражданского общества. Существуют и такие виды патриотизма как советский патриотизм, российский патриотизм, религиозный патриотизм, мессианский патриотизм, идеологический патриотизм, православный патриотизм, модный патриотизм и другие [6, С. 99-105].

Региональный патриотизм представляет особый интерес в рамках данной работы. Он отражает привязанность индивида к конкретной территории, ее культурным особенностям и традициям. Данный вид патриотизма формируется на основе региональной самобытности и проявляется в эмоциональной связи с «малой родиной». По мнению Р.И. Щукиной и Н.В. Вяткиной, инструменты регионального патриотизма «укрепляют общенациональные ценности, историческая память жителей, при этом патриотизм проявляется в единстве государственно-гражданственной и местной составляющих» [7, С. 103-109]. Таким образом, региональный патриотизм характеризуется рядом специфических черт: территориальной локализацией, опорой на местные культурные традиции, ценностью исторической памяти региона, особых местных традиций.

§ 3.Формы проявления и инструменты воспитания патриотизма.

Формы проявления патриотизма также разнообразны и включают в себя различные составляющие. Символическая форма выражается в почитании государственных и национальных символов. Интеллектуальная форма предполагает знание истории, культуры и традиций своей страны. Эмоциональная форма проявляется в чувстве гордости за достижения соотечественников. Деятельностная форма реализуется в конкретных действиях, направленных на благо родины.

Говорить о значении патриотизма невозможно без изучения инструментов его воспитания. Инструменты патриотического воспитания – совокупность приемов, форм, методов и средств, применяемых субъектами патриотического воспитания в отношении объектов патриотического воспитания для достижения целей патриотического воспитания [8].

Они включают образовательные программы, культурно-массовые мероприятия, деятельность общественных организаций, государственную политику в сфере патриотического воспитания. Наиболее эффективные инструменты патриотического воспитания в современной России включают в себя видеоконтент, социальные сети, блоги, видеоигры, встречи с интересными людьми, походы и экскурсии, знакомство с достижениями российских ученых, спортсменов, творцов, общественных деятелей, шедеврами российской литературы и культуры, подвигами героев, добровольчество (волонтерство).

Именно поэтому в рамках данной работы нами выбран интерактивный пеший маршрут для юных патриотов как современный и увлекательный способ патриотического воспитания для детей школьного возраста. Согласно мнению многих ученых, благодаря экскурсиям дошкольники имеют представление о малой родине. Если экскурсии проводятся в игровой и увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, меньше утомляются, легко усваивают материал, а главное, каждое путешествие для ребенка оказывается маленьким открытием достопримечательностей родного города [9, С. 79-81].

Глава 2. Практическая работа

§ 4.Использование результатов – создание маршрута для юных патриотов «Памятники Великой Отечественной войны в моем городе»

Интерактивный пеший маршрут для юных патриотов представляет собой современный и увлекательный способ патриотического воспитания для детей школьного возраста. Он включает в себя подробную карту маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска (Рисунок 1). Карта оснащена QR-кодами с аудио-сопровождением всего маршрута и дополнительной текстовой информацией (Рисунок 2). Сочетание визуального осмотра с прослушиванием экскурсии по следам трудовой доблести героев Танкограда позволяет по-настоящему погрузиться в культурное и историческое наследие города. Чтобы на практическом опыте убедиться в правильности заданной в рамках работы гипотезы мной был неоднократно пройден данный маршрут (Рисунок 3-8)

Начало маршрута находится около памятника героям тыла Великой Отечественной войны под названием «Танк ИС -3». Именно здесь торжественно вручали знамя 97-й танковой бригаде перед тем, как отправить солдат на фронт. Монумент представляет собой не просто памятник, а настоящий боевой танк, названный в честь Иосифа Сталина. «ИС -3» был признан самым тяжелым танком второй мировой войны, а фашистское командование после зимы 1944 года даже издало секретный приказ: «Избегать встречных боев с танком «ИС» и стрелять по нему только из укрытий». Памятная доска запечатлела строки текста В. Брагина: «уральцам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом!», ведь в годы войны руками челябинцев были созданы десятки тысяч танков, снарядов, авиабомб.

Далее пеший маршрут проходит от Комсомольской площади в сторону улицы Героев Танкограда. История этих улиц хранит воспоминания героев войны, в том числе школьного возраста.

Пеший маршрут пересекает улицу Рождественского, названную в честь Константина Ивановича Рождественского, который в 1941 году трудился в челябинских цехах, а уже в июле 1944 году ему с сослуживцами удалось на танке прорваться в самый центр захваченного немцами города сквозь снаряды. Экипажу танка под именем «Гвардия» удалось уничтожить более 100 немецких солдат и сжечь 8 танков.

Основу патриотического маршрута составляет прогулка по улице Героев Танкограда, которая ранее именовалась Туристической. В 1985 году, когда отмечалось 40-летие Победы, ее назвали в честь челябинских храбрецов. Эта улица одна из самых длинных в Челябинске. Она располагается на протяжении почти 10 километров.

Улица носит собирательное название, за которым стоит несколько десятков героев Танкограда. Одним из них выступает Исаак Зальцман. В годы войны он переехал в Челябинск, вместе со всем Кировским заводом. По рассказам ветеранов, Исаак Зальцман мог спать четыре часа в сутки, и несмотря на свой генеральский чин, он сам водил танки на испытаниях.

Еще один знаменитый герой Танкограда – это Иван Гончаренко. Он был командиром танка, который 9 мая 1945 года первым прорвался в Прагу. К сожалению, враги подбили танк, и Иван Гончаренко погиб. Однако именно в честь его танка в столице Чехословакии был установлен памятник.

Центральное место в пешем маршруте для юных патриотов отведено Саду Победы. Еще в 1950-х годах на этом месте паслись козы, забор частично покосился, а из освещения было всего несколько фонарей над главной тропинкой. В докладах районного руководства даже писали: «Кроме двух сторожей, в саду никого и ничего нет». Тем не менее, в то время за посещение парка даже взималась плата – 1 рублей.

В саду Победы расположены различные памятники боевой доблести уральцев. Так, один из самых новых памятников Сада Победы – Памятник защитникам морских рубежей. Он был открыт всего в 2016 году в честь героического труда тех, кто защищал отечество на морских просторах Мирового океана. Частью памятника выступает якорь с легендарной подлодки К-110, которая была героем советского фильма «Командир счастливой Щуки».

Одним из известных защитников морских рубежей, малой родиной которого является город Челябинск является Иван Говорухин, воевавший в составе николаевского десанта. Ночью в марте 1944 николаевский десант на рыбацких лодках преодолел 15 километров вдоль берега, занятого противником. За три дня героической обороны морпехи отразили 18 атак, уничтожив более 700 врагов. Когда в живых осталось всего 12 черноморцев, Иван Говорухин по рации вызвал огонь на себя. Город был освобожден от врага. За всю историю Великой Отечественной войны – всем участникам «николаевского десанта» были присвоены звания Героев Советского Союза. Посмертно получил Золотую Звезду и уроженец Челябинской области Иван Говорухин [10].

Далее в рамках пешего маршрута исследуется история памятника «Тракторозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В октябре 1941 года, когда на Челябинский тракторный завод прибыли родственные предприятия из Харькова, Ленинграда, Москвы, эвакуированные предприятия слились с местными производствами и родился крупнейший завод по производству танков. В годы войны руками работников Кировского завода в Челябинске было создано тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов.

Во всех значительных сражениях Великой Отечественной войны участвовали челябинские танки – в битве под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и под Ленинградом, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, принесли свободу народам Польши и Венгрии, Болгарии и Чехословакии, дошли до Бранденбургских ворот в Берлине, участвовали в освобождении Праги.

Далее, согласно разработанному маршруту, вниманию представляется памятник военным автомобилистам, в центре которого образ реального жителя Челябинска – водителя-ветерана Лисина. Рядом с памятником установлен легендарный грузовой автомобиль ЗИС-5.

В годы Великой Отечественной войны шоферы играли важную роль в снабжении армии и повышении ее мобильности. Они выполняли задания не только в тылу, но и под огнем врага на передовой. От водителя требовалась смелость, чтобы проехать под вражеским обстрелом и помочь танкистам.

В разработанном пешем маршруте заключительной точкой выступает выставка военной техники. Здесь можно увидеть бронетранспортеры, пушку, грузовой автомобиль военных лет, самоходные артиллерийские установки. Среди них, конечно, гвардейский миномет Катюша которая была самой знаменитой системой реактивной артиллерии Второй мировой войны. Настоящее название Катюши – БМ-13, что означает боевая машина со снарядами калибра 13 см. Реактивную установку устанавливали на различные грузовики, а иногда и на корабли. Для выстрела, нужно было вращать ручку пульта управления огнём. Он находился в кабине пассажирском месте. Чем быстрее командир установки крутил рукоятью пульта, тем быстрее производился залп [11].

Следующий герой военного времени, созданный руками танкоградцев, конечно, же Танк Т-34. Немецкие солдаты старались захватить именно танки для своих нужд. И даже после окончания Великой Отечественной войны, Танк Т-34 находился в вооруженных силах в 46 странах.

Заключение

По результатам выполненной работы цель создания карты пешего маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска, как современного инструмента воспитания регионального патриотизма достигнута. Проанализировав научную литературу по заданной тематике, нами были сделаны следующие выводы.

Во-первых, патриотизм выступает многогранным феноменом, поэтому найти однозначную трактовку его содержания в научных трудах нельзя. На наш взгляд, патриотизм – это сложное социальное явление, включающее в себя чувственные и рациональные элементы, выражающие отношение к Родине, опыту предков, традициям и ценностям прошлых и настоящих поколений.

Во-вторых, существуют различные виды патриотизма, среди которых государственный патриотизм, этнический патриотизм, гражданский патриотизм, идеологический и многие другие. Особое значение имеет и региональный патриотизм. Данный вид патриотизма формируется на основе региональной самобытности и проявляется в эмоциональной связи с «малой родиной».

В-третьих, для формирования патриотического мировоззрения используются и особые инструменты патриотического воспитания. Они включают образовательные программы, культурно-массовые мероприятия, деятельность общественных организаций, государственную политику в сфере патриотического воспитания.

Наконец, в ходе практической деятельности, нами была создан интерактивный пеший маршрут для юных патриотов как современный и увлекательный способ патриотического воспитания для детей школьного возраста. Он включает в себя подробную карту маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска. Карта оснащена пятью QR-кодами с аудио-сопровождением всего маршрута и дополнительной текстовой информацией.

Списоклитературы

  1. Пузанова, Ж. В. Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки / Ж. В. Пузанова, Т. И. Ларина // Вестник РУДН. Серия: Политология. – 2017. – Том 19. – № 1. – С. 25-37.

  2. Левашов, В. К. Патриотизм в контексте современных социальнополитических реалий / В. К. Левашов // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 67-78.

  3. Халий, И. А. Патриотизм как ценность: основания, типы, зависимость от инноваций / И. А. Халий // Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – С. 133-145.

  4. Подъячев, К. В. Патриотическое воспитание молодежи как поле взаимодействия политических институтов и гражданского общества в регионах Российской Федерации / К. В. Подъячев // Социологическая наука и социальная практика. – 2015. – № 4. – С. 126-136.

  5. Куликов, С. П. Патриотизм в дискурсивном поле российской социологии: теоретические аспекты и социальные реалии / С. П. Куликов // Гуманитарий Юга России. – 2016. – Том 19. – № 3. – С. 209-219.

  6. Асланов, Я. А. Патриотизм в российском обществе: теоретико-методологические проблемы исследования / Я. А. Асланов, С. А. Глушкова // Социальногуманитарные знания. – 2017. – № 11. – С. 99-105.

  7. Щукина, Р. И. Региональный патриотизм как фактор развития территории / Р. И. Щукина, Н. В. Вяткина // Вестник Прикамского социального института. – 2022. – №3. – С. 103-109.

  8. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации, утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospatriotcentr.ru/upload/iblock/be8/fx2d1jxt4wa37m5qizi33gfxtr74i86k.pdf

  9. Власова, Е. Э. Экскурсия по родному городу как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Власова // Инновационная наука. – 2022. – №5-1. – C. 79-81.

  10. Моряки-герои Великой Отечественной войны советского народа // Псковская областная универсальная научная библиотека имени В. Я. Курбатова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pskovlib.ru/proekty/1211-god-pamyati-i-slavy-2020/kniga-srazhaetsya/12709-moryaki-geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny-sovetskogo-naroda

  11. Краткий курс истории. «Катюша». Главный исторический портал «История. РФ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/teacher/istoriya-rossii/nachalo-velikoy-otechestvennoy-voyny-2/article/kratkii-kurs-istorii-katiusha

Приложения

Рисунок 1. Карта пешего маршрута по основным памятникам Великой Отечественной войны в Тракторозаводском районе г. Челябинска

Рисунок 2. QR-коды с аудио-сопровождением маршрута и дополнительной текстовой информацией

Рисунок 3. Начало пешего маршрута. Памятник героям тыла Великой Отечественной войны «Танк ИС -3».

Рисунок 4. Продолжение пешего маршрута. Вход в Сад Победы.

Рисунок 5. Памятник защитникам морских рубежей.

Рисунок 6. Памятник военным автомобилистам.

Рисунок 7. Выставка военной техники.

Рисунок 8. Выставка военной техники.

Просмотров работы: 19