По следам Карафуто...

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам Карафуто...

Бекешко А.А. 1
1МАОУ Гимназия 2
Ким А.П. 1
1МАОУ Гимназия 2
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы с моей семьей очень часто путешествуем, в том числе по Сахалину. В разных Сахалинских городах и поселках, таких как Южно-Сахалинск, Холмск, Корсаков, Пригородное, Долинск, Взморье и др. мама показывает мне дома, здания, тории, разрушенные и полуразрушенные памятники, обелиски, которые век назад строили японцы. Также очень часто на побережьях (особенно на Западном) и в поселке Ожидаево, где находится дача моих дедушки и бабушки, мы находим осколки посуды бело-синих расцветок (Приложение 1). Мама сказала,что это «слезы Карафуто». Мне стало интересно узнать, что за «слезы Карафуто», откуда они и японские объекты взялись на Сахалинской земле. Я решил получше изучить историю родного острова, познакомиться с архивными документами, увидеть, а как раньше выглядел юг Сахалина, когда его населяли японцы в начале XX века.

Актуальность моей работы: «Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего». - Эти слова принадлежат гениальному Михаилу Ломоносову. Я считаю, что знать историю своего родного края необходимо.

С раннего детства я посетил множество объектов в разных частях нашего острова, оставшихся от японцев. Пришло время систематизировать всю информацию, детально изучить историю острова Сахалина в период правления Карафуто. Хочу поделиться со своими одноклассниками данными знаниями, показать им, как это интересно – обращать внимание на то, что нас окружает, узнавать исторические факты. Данные знания мне также необходимы, так как я рассматриваю как возможный вариант будущей профессии профессию экскурсовода. К тому же, Сахалин в наши годы – популярное туристическое направление. По данным информационного сервиса «КП» от 09/12/2024, туристический приток на Сахалине вырос с 2020 по 2024 год на 33% (Приложение 2) и составил 270 тысяч человек в 2024 году. Я считаю, что экскурсии по историческим местам и памятникам были бы очень интересны для приезжих тусристов, и данное направление нужно развивать.

Объект исследования: История Сахалина в период правления Карафуто (1905 – 1945) и оставшиеся памятники архитектуры тех времен.

Гипотеза: Предположу, что, раз японцы населяли ранее нашу область, после них осталось множество исторических памятников, но мало кто знает о них.

Данная работа позволит привлечь внимание сверстников к истории родного края, поможет воспитать чувство любви к своей малой Родине и ее истории.

Предмет исследования: остатки японской архитектуры со времен правления Карафуто на Сахалине (1905-1945 гг), история Сахалинской области того времени.

Цель исследования: Пройти по «следам Карафуто» с юга (Пригородное и Корсаков) на север до 50 параллели (Рощино и Победино), детально изучив историю Сахалина периода японского правления (1905-1945 гг), найти остатки любых памятников и объектов архитектуры тех времен, познакомиться с их историей.

Методы исследования: 

  • поисково-исследовательский,

  • анализ научной литературы,

  • экскурсионный (изучение музейных экспонатов),

  • анкетирование

  • сбор данных по теме, работа с интернет – источниками, анализ собранной информации.

Задачи исследования: 

  1. Найти остатки японской цивилизации времен правления Карафуто от юга Сахалина до 50 параллели в разных городах и поселках.

  2. Посетить 3-мерные экспозиции «Музея Победы» Южно-Сахалинска, посвященным военно-освободительной операции о.Сахалина 1945 года, а также реконструкцию боя за полицейский пост Хандаса в пос. Рощино.

  3. Собрать и изучить историческую информацию о периоде правления Карафуто на юге Сахалина (1905-1945 гг).

  4. Провести анкетирование детей с целью узнать степень их осведомленности о правлении японцев на Сахалине и Курилах.

  5. Обобщить полученные результаты, создать презентацию.

  6. Поделиться с одноклассниками своими открытиями.

Практическая значимость: Знания и материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на уроках истории, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Историческая справка

В XVII веке на побережье залива Анива располагалось поселение айнов, коренных жителей Сахалина. С 1679 года сюда начали прибывать японские рыбаки с о.Хоккайдо для сезонного рыбного промысла. С 1805 года здесь начинают появляться первые российские корабли.

В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозглашает суверинитет над о.Сахалином и Курильскими островами. Однако по Симодскому трактату 1855 года между Россией и Японией Сахалин был признан их совместным владением. А после поражения Российском империи в Русско-японской войне 1904-1905 гг Япония получает Южный Сахалин (остров был разделен на Северный и Южный по 50-й параллели).

Карафуто – в широком смысле, это японское название острова Сахалин, а в узком смысле, южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. В 1920—1925 годах Япония оккупировала и северную часть Сахалина, фактически владея Карафуто в широком смысле. В состав префектуры Карафуто входил и остров Монерон площадью около 30 км², имевший японское название Кайбато.

Анкетирование

В целях подтверждения своей гипотезы я провел анкетирование своих одноклассников (было опрошено 27 человек) (анкета – приложение 44), с целью узнать, как много они знают о Карафуто и о памятниках или исторических зданиях, оставшихся с тех времен. Вот какой результат я получил:

  • 96% опрошенных детей знают, что ранее Сахалинскую область населяли японцы

  • Всего 44% назвали или бывшее название Южно-Сахалинска (Тойохара), или провинцию Карафуто, оба названия никто не знает.

  • Из всех достопримечательностей Южно-Сахалинска времен Карафуто дети смогли вспомнить только краеведческий музей, и то всего 74% детей, и всего один ребенок назвал еще и парк нашего города, который действительно проектировался и возводился японцами.

  • 78% детей было бы интересно узнать больше об исторических памятниках, зданиях и сооружениях времен Карафуто.

  • И все 100% детей считают, что наследие Карафуто очень интересно для туристов, экскурсии по этим памятным местам могли бы привлекать туристов.

Благодаря анкетированию, я доказал, что мало кто из детей моего возраста знает достаточно про эпоху Карафуто, про оставшиеся памятники, исторические здания, которые нас окружают. Я очень продвинулся в доказательстве своей гипотезы.

По следам Карафуто : Корсаков или Оодомари

Я пройдусь по дорогам бывшей префектуры Карафуто с юга до 50 параллели – центральной части острова. И начну с Оодомари. Сейчас это город Корсаков.

До октября 1908 года столицей губернаторства Карафуто являлся город Оодомари. Это южные морские ворота Сахалина, и японцы быстро превратили этот город в промышленный. В городе работали целлюлозно-бумажный завод (Приложение 3),морской торговый порт, база океанического рыболовства, рыбоконсервный завод, фабрика гофрированной тары и агаровый завод, работал железнодорожный транспорт.

Я посетил Корсаков в поиске зданий и сооружений, оставшихся со времен Карафуто. Скажу честно, найти их было непросто. Ведь прошло 100 лет, и в нашей стране остатки японской культуры никогда не признавались историческими памятниками и никем не охранялись.

  1. Здание Одомарийского филиала банка колонизационного развития «Хоккайдо Такусёку Гинкоу» (Корсаков, улица Советская, 3) (Приложение 4). Было построено в 1929 году. Расположено в самом центре города, на перекрестке Октябрской и Советской улиц. Сейчас здание находится за реставрационными фальш-фасадом и заграждением. Мы пролезли за заграждения и рассмотрели здание вблизи. Его отличительной особенностью является голова барана на фасаде. На исторических фотографиях японского периода и 1945 года можно увидеть ту самую баранью голову на фасаде. Сейчас здание находится в плачевном состоянии, но признаков или намерений его реставрации замечено не было, к нашему великому сожалению.

  2. Японские склады на территории морского порта (Приложение 5). Они до сих пор используются по своему прямому назначению, поэтому и пребывают в хорошем состоянии — по крайней мере, визуально. Один из них был таможенным — таможня открылась в Одомари в 1914 году. Другие склады принадлежали торговой компании «Нибики Нисия».

  3. Хранилище для документов «Бунсёко» (Приложение 6). В таких огнеупорных постройках японцы хранили важные для них бумаги. Сейчас здание украшает территорию школы №1.

  4. Во дворе одного из домов нынешней Краснофлотской улицы в октябре 1913 года был открыт синтоистский храм Анива-дзиндзя (Приложение 7). От него остались только 11-метровая лестница и элементы украшений — столбики, шарики.

  5. Парковая улица уведёт нас со смотровой прямо в городской парк культуры и отдыха. Его основали в 1930-х, ещё при японцах, и тогда он назывался «Кагураока». Был здесь и японский памятник — принцу Ешихито — от которого к нашему времени не осталось ничего. 

  6. Часть осколков Карафуто собрана на территории местного краеведческого музея, к которому нас привела Краснофлотская улица. В левом углу сквера расположен огнеупорный павильон, привезённый сюда с Окружной улицы (бывший район Нанкей). Он функционировал при начальной школе, построенной в 1906 году. Здесь же — столбики с иероглифами и фонари. Возможно, они были украшением какого-либо синтоистского храма уезда Оодомари (Приложение 8).

Так я посетил первый город, некогда столицу Карафуто с 1905 по 1908 гг, нашел множество объектов тех времен, прошелся по «следам Карафуто» на юге Сахалина.

Пригородное (Мэрэй)

Мэрэй – это нынешний поселок Пригородное на юге нашего острова. До японцев в нем жили айны. «Мэрэй» — айнское название, означающее «длинный путь вокруг озера». 

В эпоху каторги в Мэрэй находился кирпичный завод Корсаковской тюрьмы. Также

на данной территории до 1904-1905 гг. функционировало русско-японское предприятие по добыче и разделке китов, вылову сельди и переработке её в тук, который японцы использовали в качестве удобрения на рисовых полях.

Именно отсюда начался захват Южного Сахалина японским десантом 7 июля 1905 г.  

В честь этого события 14 августа 1926 года состоялось торжественное открытие стелы. Памятный знак имел форму 8 метрового трехгранного штыка с иероглифами, написанными генерал-лейтенантом Ёсиэ Исисукэ. Памятник был установлен на 3 метровом постаменте. Со стороны моря к нему была построена бетонная лестница. В настоящее время от памятного знака сохранилось основание. Мы нашли остатки этого памятника, дот, защищающий остров от нападения с моря, и стелу «Чурейто» с иероглифами, начертанными генералом Коути Нобори, на возвышенности лицом к морю (Приложение 9).

К сожалению, все найденные исторические японские артефакты в очень плачевном состоянии. Они могли бы быть реставрированны и стать историческими памятниками культуры, привлекающими туристов.

Так я познакомился с вторым поселением, в котором когда-то жили японцы на юге Карафуто, и тоже нашел старинные следы японского пребывания там.

Тойохара – столица Карафуто.

Южно-Сахалинск, столица Сахалинской области, ранее являлся столицей провинции Карафуто и назывался Тойохара (Приложение 10). На сегодняшний день, спустя 100 лет после того, как город покинули японцы, мы насчитали 9 зданий в городе, оставшихся с тех времен.

  1. Краеведческий музей (Приложение 11). Адрес: Коммунистический проспект, 29. Ранее в нем находилась администрация губернаторства Карафуто.

  2. Штаб охранных войск (Приложение 12). Адрес: Невельская, 44а. Самое старинное здание нашего города. У нас есть уникальная фотография этого здания времен Карафуто. В этом здании располагались гарнизонный военный суд и, до мая 2021 года, управление охранных войск.  Сейчас в этом здании располагается Культурно-туристический центр нашего города. Они привели это здание в порядок, сделали ремонт, приближенный к первоначальному виду этого уникального здания.

  3. Японский банк "Хоккайдо Такусёку Гинко" (Банк колонизационного развития Хоккайдо) во времена Карафуто. Ныне художественный музей Южно-Сахалинска по адресу Ленина 137. (Приложение 13).

  4. Бывшая мэрия города Тойохара, ныне здание с множеством офисов по Коммунистическому проспекту 41 (Приложение 14).Здание городской мэрии Тоёхара было построено в 1925 году, к приезду на остров наследного принца Хирохито. В честь этого события около здания мэрии возвели монумент с надписью: «В память о визите наследного принца. 10 августа 1925 года». Фундамент от монумента до сих пор стоит в зарослях тисов.

  5. Военный госпиталь по ул. Чехова, 41 (Приложение 15). Во времена Карафуто это была больница, построена в 1931 году.

  6. Конференц-зал губернаторства Карафуто, ныне следственный отдел военного гарнизона расположен по адресу: ул. Дзержинского, 30 (Приложение 16).

  7. Мало кто узнает в магазине строительных материалов на улице Хабаровской бывший синтоисткий храм (Приложение 17). Он давно лишился балкона с колоннами. В нем ранее находился ресторан «Сахалин», сейчас магазины строительных материалов.

  8. Резиденция вице-губернатора Карафуто – совсем неприметное деревянное здание по адресу: улица Хабаровская, 48 (Приложение 18). Сейчас тут находится 401-я ветеринарная лаборатория Минобороны РФ.

  9. Здание-загадка по ул. Сахалинской 44. В исторических документах не осталось упоминания, что в нем находилось в эпоху Карафуто. Но сейчас находится кафе «Восточная ночь» (Приложение 19)

Примечательно, что большинство японских зданий сохранились только потому, что в них располагались военные. Из-за недостатка финансирования они не могли позволить себе новое строительство и даже капитальный ремонт. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Зато до наших времен сохранились японские здания почти в их первозданном виде.

Еще из интересного и сохранившегося с времен Карафуто в Южно-Сахалинске: школьный павильон (Приложение 20), японский легкий танк (Приложение 21), памятный знак Нагаве Кодзюро, заместителя губернатора Карафуто (Приложение 22). Все эти уникальные памятные раритеты находятся на территории краеведческого музея нашего города. А еще парк Гагарина и его озера – Верхнее и Нижнее – тоже были созданы японцами.

А теперь аболютно уникальная информация, о которой мало кто знает и слышал в нашем городе, и мало кто там был. Недалеко от нашего города, в районе Танкового озера в Хомутово во времена Карафуто находилась ….Змеиная ферма! (Приложение 23). Знакомый нам гид рассказал, как они бегали мальчишками в это место и находили закопанные стеклянные бутыли с маринованными змеями. По всей видимости, на ферме змей выращивали ради лечебного яда, который использовался для производства лекарств, а также в целях употребления их мяса в пищу. Говорят, мясо змей по вкусу напоминает курицу. А сейчас от этого места, расположенного в лесной чаще, осталась крепкая каменная кладка, не рассыпавшаяся за 100 лет.

Таким образом, я посетил все здания и интересеные места нашего города, сохранившиеся со времен Карафуто, даже такое уникальное место, как японская змеиная ферма в лесу. Это было очень увлекательное путешествие, давшее мне много новых знаний, открытий, которые я легко могу применить на уроках истории, классных часах и квизах.

Шебунино (Минамиёси)

Шебунино - село в Невельском городском округе Сахалинской области России, на юго-западе острова, расположено в 28 км от районного центра. На месте современного посёлка Шебунино с 1905 года существовало поселение Минаминаёси (яп. 南名好). Поселенцы занимались рыбным промыслом. Лишь в 1920 — 1930 годы в посёлке открывается шахта на месторождении бурого угля. В посёлок была проведена однопутная узкоколейная железная дорога для вывоза угля. В 1925 году в Минаминаёси проживало 2277 человек. В Советский период это был поселок городского типа с количеством жителей более 3000 человек. А когда закрыли шахту, градообразующее предприятие, люди начали покидать поселок. Сейчас он носит статус села.

В Шебунино сохранился старинный японский мост, который мы тоже посетили (Приложение 24). Данный мост называют «мостом любви», так как это единственная местная достопримечательность, и именно она была местом назначения встречи для влюбленных пар.

Данный мост также не находится под охраной и никогда не реконструировался. А для меня еще один населенный пункт эпохи Карафуто в копилочку знакомства с родным островом в эпоху Карафуто.

Хосинсен: там живут души Хито басиро

Хосинсен — японское название участка железной дороги Карафуто от Тойохара (Южно-Сахалинск) до Маока (Холмск). Название складывается по первым иероглифам городов: «Хо» (Тойохара) и «Син» (Маока), к ним добавляется иероглиф «Сен», который обозначает линию. Получается Хосинсен.

Уникальная железная дорога строилась всего 7 лет (1921-1928 гг). В чем же ее уникальность? На 84 километра, проходящих через горы, приходится 35 мостов, 15 тоннелей общей протяженностью 5087 м, около 300 переходов через водотоки, из них 35 больших мостов общей длиной 1047 м, и под каждой шпалой, без преувеличений, душа покойника. Дело в том, что для строительных работ и работ в шахтах в тяжелейших условиях Сахалина требовались рабочие. Японцы хотели было создать каторгу по примеру русской на Сахалине, но не нашли столько каторжан в сравнительно небольшой, но законопослушной Японии. Поэтому японцы вербовали рабочих в Корее, чаще всего малоимущих. Сулили им золотые горы, а по прибытии на Сахалин - держали в бараках на положении рабов. Самая распространенная мифологема о Хосинсен касается пепла строителей («Такобэя»), который замешивали с бетоном и отливали этой смесью опоры мостов и тоннелей, в полном соответствие с синтоистской религией. Получался «Хито басира» (человек-столб), который после смерти придавал своей душой и пеплом крепость новой оболочке — опоре моста. Может, поэтому эти мостовые опоры стоят уже 100 лет без единой трещины? И дело не только в уникальном качестве японского бетона….

Сама железная дорога была закрыта в 1994 году из-за нерентабельности и проблем с поддержанием сложнейшей инфраструктуры, которое обходилось дороже, чем перевозка грузов более долгим путём. После закрытия железной дороги рельсы на легкодоступных объектах разобрали и сдали на металлолом, и только в районе Чертова и Ведьмина мостов из-за недоступности они остались нетронутыми.

Я посетил некоторые объекты Хосинсена, которым скоро исполнится 100 лет (от Маоки до Тойохары):

  1. Чертов и Ведьмин мост (Приложение 25-27).

На Чертовом и Ведьмином мостах мы побывали в 2023 году. До самого Чертова Моста можно добраться на поезде из Холмска – до дачного поселка станции Николайчук (Икэнохата). Но мы доехали до Николайчук на машине, а далее шли пешком по железной дороге (Приложение 25). Тоннель Чёртова моста на Хосинсэне даже не самый длинный - 746 метров. Но по ощущениям в нём километра полтора - ведь изгибается тоннель в трёх плоскостях, и сквозь его мрак ощутимо идёшь в гору. Нам повезло не идти по этому жуткому мосту высотой 38 м и длинной 125 м. Тогда еще слева от моста располагалась шатающаяяся металлическая лестница в плачевном состоянии, на нашей фотографии ее видно. Но через неделю после нашего посещения ее спилили для соблюдения техники безопасности. Но отчаянные люди навязали веревок для подъема, а кое-кто переходит по самому мосту. Далее идет хорошо сохранившийся тоннель. Обязательно нужно брать фонари, чтобы пройти тоннели безопасно. Меня поразило, что, простояв 100 лет, последние 30 лет без ремонта и реконтрукции, данные сооружения хорошо сохранились.
Ещё сотня метров - и над глубоким распадком ручья встречает Ведьмин мост (Приложение 27). По сравнению с Чёртовым мостом он не столь лихо закручен, однако ещё длинее и выше Чертова моста - 200 метров длиной и 50 метров над распадком.

В районе Чертова моста в 1945 году шли ожесточенные бои. Это был южный участок ведения боевых действий.

  1. Холмский перевал (Кумадзасатоогэ)

За Футамата и Оосака также велись ожесточенные бои на Камышовом перевале. Это был Северный участок ведения военных действий - территория, прилегающая  к автомобильной дороге Южно-Сахалинск — Холмск, верховья реки Язычница, участок водораздела  Камышового хребта, включая высоты 444 и 368. Они продолжались 2 дня (20-22 августа 1945 г) и унесли много жизней с обеих сторон. Мы побывали на памятнике павшим солдатам, который находится на возвышенности на Холмском перевале – к нему ведет лестница и второстепенная дорога на возвышенность (Приложение 28).

  1. Ожидаево (Накано)

Мы прошлись по местам, где проходила старая железная дорога мимо станции Накано (Ожидаево). Рельсы давно сняли, а шпалы заросли травой и деревьями, места стали практически не проходимыми. На фотографиях Приложения 29 можно увидеть разобранный мост через бурную реку Ожидаевскую и советскую водонапорную башню на станции Ожидаево, которой тоже около 80 лет. Сейчас в поселке Ожидаево никто не живет круглый год, только несколько дачников приезжают летом. Очень много заброшенных и разрушенных дач. Однако во времена Карафуто поселок был густо населен, о чем свидетельствовали многочисленные находки японской посуды и черепков от нее на огородах и при рытье дорожных канав. В этом поселке жили еще мои прабабушка и прадедушка, которые приехали в 1946 году на освоение новых территорий. Японцев оттуда спешно выселяли в неизвестном направлении, и одна японка-соседка подарила моей прабабушке японское зеркало тех времен.

  1. Станция Перевал на старой железной дороге Холмск - Южно-Сахалинск. Станция была открыта в 1928 году под названием «Такиносава». В 1946 году, когда территория перешла под контроль СССР, станция получила название «Перевал-Сахалинский» в честь перевала через Мицульский хребет. Самый длинный тоннель – 870 м. Некоторые тоннели осенью заполняются водой, которая замерзает, и дно превращается в каток. Самый протяженный тоннель на участке Перевал – Новодеревенская имеет длину 450 метров. Лед лежит до июля-августа. (Приложение 30).

Таким образом, я побывал на нескольких станциях исторической железной дороги эпохи Карафуто – Хосинсене, посетил несколько тоннелей, которые имеют возраст 100 лет, но сохранились до нынешних времен, посетил уникальные Чертов и Ведьмин мосты. Я сделал вывод, что «по следам Карафуто» ходить очень увлекательно и интересно.

Долинск (Отиай)

А далее будем двигаться по следам Карафуто с юга на север вплоть до 50 параллели – сел Рощино (Ханда) и Победино (Котон). И первым на нашем пути в этом направлении будет город Долинск (Отиай) (Приложение 31).

Название Отиай имеет японское происхождение, обозначая "долина" или "лощина".
В 1911 году через Отиай была проложена железная дорога, соединявшая Тойохару (Южно-Сахалинск) с севером острова. 

По данным на 1915 год в селении проживало 250 человек, а после постройки бумажной фабрики (Приложение 31) численность населения существенно возросла и уже составила несколько тысяч человек. С 1922 года Отиай становится городом районного значения. На север к заливу Терпения продолжалось строительство железной дороги, а также прокладывались шоссейные дороги. В этом районе в то время начала зарождаться угольная и бумажная промышленность. В 1927 году численность населения Отиай составляла уже 10 639 человек.

В настоящее время ЦБЗ находится в плачевном состоянии, есть планы по его сносу.

Поречье (Китаэнкотан)

Поречье – село в Макаровском районе, 6 км от районного центра. В этом селе сохранился японский мост (Приложение 32), ранее через него проходила федеральная трасса Южно-Сахалинск – Оха. Потом построили новый мост, а японский летом охраняют. Но не потому, что он такой уникальный и нуждается в круглосуточной охране, просто под ним устье реки Лесная, в которую с моря заходят огромные косяки красной рыбы. Я никогда не видел столько рыбы, сосредоточенной в одной речушке.

Как и везде, кроме Южно-Сахалинска, исторические объекты Карафуто, несмотря на свой почтенный возраст, никем не охраняются и не реконструируются.

Кэтон (Смирных)

Нынешний город Смирных носил название Кэтон.

Мы посетили заброшенный аэродром в городе Смирных. Он был построен японцами в начале 20 века для Императорской армии Японии: ангары для самолетов, взлетная полоса 1200 на 100 м, 20 оборудованных стоянок для самолетов. В советское время этот аэродром использовался нашими летчиками, взлетную полосу удлинили сначала до 2000, потом до 2500 м. (Приложение 33).

Заброшенный аэродром до сих пор притягивает множество туристов. У него, как и у многих заброшек, своя загадочная атмосфера. И для нас осталось абсолютной загадкой – как японцы открывали огромные створчатые ворота самолетных ангаров???

50 параллель и Рощино (Ханда)

Вот мы и добрались до 50 параллели, где ранее проходила граница между Японией и Россией на острове Сахалин. Здесь я посетил поселки Рощино и Победино, множество исторических памятников, захоронений солдат, а также побывал на уникальной реконструкции боя – штурма Харамитогского укрепрайона или полицейского поста Хандаса, который там располагался в те годы.

Освобождение Южного Сахалина началось со штурма Котонского (Харамитогского) Укрепленного Района частями 56-го стрелкового корпуса 16-й Армии (Приложение 34). Наступление корпуса началось 11 августа в 9 часов 30 минут. Котонский Укрепленный Район, зажатый между лесисто-болотистой Поронайской долиной и труднопреодолимым горным кряжем, являлся очень крепким орешком.

Опорный пункт Хандаса находился на реке Борисовка (Хандаса-гава) Смирныховского района и представлял собой миниатюрный, как и все японское, крепостной форт размером около 100 на 100 метров, квадратная территория которого была обнесена трехметровым земляным валом (Приложение 35). Эта насыпь была нашпигована хорошо оборудованными огневыми точками. По углам укрепления располагались ДОТы — каждый с тремя амбразурами, — из которых противник мог вести огонь в любом направлении. Опорный пункт окружал земляной ров и многослойные проволочные заграждения, а прилегающий берег реки был укреплен отвесной бревенчатой стеной. Подступы к Хандасе прикрывали несколько ДЗОТов.

Сейчас данный форт реконструирован, и каждый интересующийся историей может побывать на нем (Приложение 35). Также каждый год в августе там проводится реконструкция боев за опорный пункт Хондаса. Мне повезло побывать на реконструкции этого боя в честь 80-летия Победы нашей страны над Японией (Приложение 36). В реконструкции участвовали актеры по количеству реальных японских и советских отрядов. Штурм сопровождался выстрелами, взрывами – мы отметили качественную работу пиротехников. Была воссоздана картина реального боя, которая действительно впечатляет.

Также я посетил памятник «50-я параллель», который находится в 6 км от села Рощино. Представляет собой композицию с изображением трёхгранного штыка высотой 8 м (Приложение 37)

Также в этом районе есть стенд со списком и координатами всех японских объектов 50 параллели времен Карафуто (Приложение 38).

А в Южно-Сахалинском «Музее Победы» есть уникальная трехмерная экспозиция «Штурм полицейского поста Хандаса» (Приложение 39). Я с удовольствием побывал на данной экскурсии и всем рекомендую. Экскурсия проводится каждый час. Экскурсоводы в деталях рассказывают о данной военной операции и ее значении для освобождения всего Сахалина.

Благодаря путешествию, посещению реконструкции и экскурсии в Музей Победы я в деталях узнал, как началась операция по освобождению Сахалина, посетил памятные места и почтил память солдат, потерявших жизнь, освобождая Сахалин. А также было очень приятно увидеть, что здесь были вложены большие средства в восстановление исторических памятников, в частности, полицейского поста Хандаса, и теперь у всех желающих есть возможность вернуться на 100 лет назад и окунуться в эпоху Карафуто.

Победино (Котон)

Самый последний населенный пункт на 50 параллели, которые я посетил, был Победино, который во времена Карафуто назывался Котон. Я посетил множество памятников, захоронений солдат, исторических объектов в этом поселке.

В поселке Победино, если отъехать от дороги по указателям, можно увидеть памятник «Лодка» (Приложение 40). Памятник установлен как символ мира и добрососедства между Россией и Японией. 1 ноября 1996 года была проведена церемония торжественного открытия российско-японского памятника. 

А недалеко от них в лесном массиве, укрытые от глаз, стоят японские склады Дан Куко. (Приложение 41).

Также мы посетили места захоронений советских солдат, погибших при штурме Харамитогского укрепрайона (Приложение 42). Стоит заметить, что появлению этих памятников предшествовала долгая и кропотливая поисковая работа: каждый год поисковые группы «Дальневосточного фронта» исследуют местность 50 параллели, находя все новые и новые останки погибших 80 лет назад солдат, а затем с почестями захоранивают их, устанавливают памятники (Приложение 42).

Я хотел бы отметить большое внимание к историческим памятникам в районе 50 параллели. Везде указательные таблички, подъезды отсыпаны, памятники покрашены и содержатся в чистоте. Большое спасибо властям за эту историческую память.

Заключение.

Таким образом, я проехал более 500 км от Пригородного до Победино, посетил множество городов, населенных пунктов эпохи Карафуто, в каждом из которых нашел и посетил множество исторических памятников, зданий и сооружений. С помощью своего путешествия, посещения уникальных выставок и экспозиций, присутствия на реконструкции настоящего русско-японского сражения в поселке Рощино, я узнал историю своего края, когда его населяли японцы, познакомился с операциями по освобождению территорий Сахалина и Курильских островов от японцев.

С помощью анкетирования я узнал, что из детей моего возраста мало кто знает, что памятники и здания времен Карафуто окружают нас на Сахалине на каждом шагу. Но я приготовил презентацию и рассказал о своем исследовании одноклассникам. Все цели достигнуты, задачи выполнены, гипотеза доказана.

В будущем я хотел бы продолжить изучение истории родного края и посетить оставшиеся города и поселки, в которых остались следы Карафуто, а также я хотел бы создать и напечатать свой буклет для туристов об исторических местах и памятниках эпохи Карафуто, которые они могут посетить.

Список литературы:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 т. Том 5. Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией. М.: Кучково поле, 2013. — С.555—557.

  2. Википедия, «Карафуто»

  3. Википедия, «Смирных, аэродром»

  4. «Десант в порту Маока», статья на «Рувики»

  5. «Долинск», статья на «Рувики»

  6. «Корсаков. Первая столица Карафуто» статья от 06/04/2022

  7. «Мы наращиваем туристический потенциал Сахалинской области», статья «КП» от 09/12/2024

  8. «По следам Карафуто (Оодомари)» сайт «Тропой Сахалина»

  9. С.Первухин «Сахалин. Хосинсен: место, где живут Хито басира», статья

  10. «Хосинсен. Часть 2. Холмский перевал и Чертов мост», статья

  11. Самарин И. А. Сохранённая память : памятники истории и достопримечат. места в зоне работ по проекту «Сахалин-2». – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 38–39 

  12. Самарин И.А. «Сталь и бетон Карафуто», Южно-Сахалинск, 2007.

  13. «Шебунино», статья на «Рувики»

Приложение

Приложение 1 «Слезы Карафуто»

Приложение 2. Рост туристического потока на Сахалине.

Приложение 3. Оодомари: бумзавод и другие исторические фотографии

Приложение 4. Здание Одомарийского филиала банка колонизационного развития «Хоккайдо Такусёку Гинкоу» (Корсаков, улица Советская, 3) в эпоху Карафуто и сейчас.

Приложение 5. Японские склады на территории морского порта

Приложение 6 – Хранилище для документов «Бунсеко» на территории школы 1 в г. Корсаков

Приложение 7. Остатки синтоистского храма Анива-дзиндзя во дворе ул. Краснофлотской г.Корсаков. От него остались только 11-метровая лестница и элементы украшений — столбики, шарики.

Приложение 8. Осколки Карафуто на территории краеведческого музея г. Корсаков.

Приложение 9 – Остатки японского памятника, дот, защищающий остров от нападения с моря и плита с иероглифами

Приложение 10Тойохара времен Карафуто

Приложение 11. Краеведческий музей, Южно-Сахалинск

Приложение 12. Штаб охранных войск тогда и сейчас, г. Тойохара, ныне Южно-Сахалинск

Приложение 13. Японский банк "Хоккайдо Такусёку Гинко" (Банк колонизационного развития Хоккайдо) во времена Карафуто. Ныне художественный музей Южно-Сахалинска

Приложение 14. Бывшая мэрия города Тойохара, ныне здание с множеством офисов по Коммунистическому проспекту 41 и остатки монумента в честь прибытия наследного принца Хирохито в 1925 году

Приложение 15. Военный госпиталь по ул. Чехова, 41

Приложение 16. Конференц-зал губернаторства Карафуто, следственный отдел военного гарнизона – ул. Дзержинского, 30

Приложение 17 Синтоисткий храм на ул. Хабаровской, ныне магазин строительных материалов

Приложение 18. Резиденция вице-губернатора Карафуто; 401-я ветеринарная лаборатория Минобороны РФ (улица Хабаровская, 48)

Приложение 19. Здание-загадка по ул. Сахалинской 44. В исторических документах не осталось упоминания, что в нем находилосьв эпоху Карафуто. Но сейчас находится кафе «Восточная ночь».

Приложение 20. Школьный павильон на территории краеведческого музея Южно-Сахалинска

Приложение 21. Японский легкий танк на территории краеведческого музея Южно-Сахалинска

Приложение 22. Памятный знак Накагаве Кодзюро (заместителя губернатора Карафуто)

Приложение 23 – Змеиная ферма в районе Хомутово

Приложение 24. Шебунино (Минамиёси) – японский мост

Приложение 25 – Водохранилище Тайное, дорога от пос. Николайчук к Чертову Мосту, Чертов Мост и Тоннель, ведущий на Чертов Мост

Приложение 26 – Противолавинная галлерея между Чертовым и Ведьминым мостами.

Приложение 27 - Ведьмин мост

Приложение 28 – Памятник павшим солдатам на Холмском перевале

Приложение 29: жд мост Хосинсена в поселке Ожидаево (Накано) и советская водонапорная башня, которой 80 лет.

Приложение 30 – Станция Перевал (Такиносава): тоннели и противолавинные сооружения.

Приложение 31 – Отиай (Долинск) во времена Карафуто и целлюлозно-бумажный завод в Долинске во времена Карафуто и сейчас

Приложение 32 – Старинный японский мост в Поречье.

Приложение 33 - Заброшенный аэродром в Смирных (Кэтон)

Приложение 34. Карта наступления Советских войск в августе 1945 года.

Приложение 35. Котонское (Харамитогское) Укрепление

Приложение 36. Реконструкция штурма полицейского поста Хандаса в пос. Рощино, Смирныховский район, в августе 2025 года

Приложение 37 - Памятник 50-я параллель (6 км от села Рощино)

Приложение 38. Список и координаты объектов Карафуто 50 параллели.

Приложение 39. Трехмерная экспозиция «Штурм полицейского поста Хандаса»

Приложение 40 – Памятник «Лодка как символ мира и добрососедства между Россией и Японией.

Приложение 41 – Склады боеприпасов «Дан Якуко»

Приложение 42. Захоронения советских воинов, погибших при штурме Харамитогского укрепрайона.

Приложение 44. Анкета на тему «По следам Карафуто…»

  1. Какая страна владела южной половиной Сахалина до 1945 года?

  1. Как назывался город Южно-Сахалинск до 1945 года и столицей какой префектуры он являлся?

  1. Какие здания, сооружения, памятники сохранились в Южно-Сахалинске со времен, когда наш город населяли японцы? Перечисли, пожалуйста.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Какие здания, сооружения, памятники сохранились в других городах Сахалина со времен, когда наш город населяли японцы?

  1. Тебе было бы интересно узнать про эти японские исторические памятники и увидеть их своими глазами?

  1. Как ты думаешь, привлекла бы туристов экскурсия по японским памятным местам в нашем городе и другим городам и населенным пунктам Сахалина?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Просмотров работы: 2