Введение
Великой Отечественной войной была проверена стойкость и мужество всего советского народа. Каждый советский человек внес свой вклад в победу над врагом, проявляя беспримерную доблесть, самоотверженность и героизм. Среди тех, кто навсегда вписал своё имя золотыми буквами в историю нашей страны, особое место занимают люди, чьи подвиги стали символом стойкости, отваги и любви к Родине.
В прошлом учебном году во время подготовки к празднованию юбилея Великой Победы я узнала, что недалеко от школы есть улица, названная в честь нашего земляка Леонида Шульгина – героя, погибшего в Бресткой крепости. Его имя высечено на памятнике, расположенном во дворе нашей школы, на улице Шульгина, где он жил, установлен памятный знак, а в школьном Музее боевой славы собраны материалы о жизни. Именно интерес к подвигу нашего земляка сделал нашу работу актуальной.
Наш исследовательский проект посвящён одному из героев, чей подвиг стал примером для многих поколений. Его история — это яркий пример того, каким должен быть настоящий защитник Отечества, обладающий силой духа, смелостью и верностью своему долгу.
В ходе нашего исследования мы постараемся раскрыть жизненный путь героя, изучить обстоятельства, приведшие его к славе, проанализировать его боевой путь и значение подвига для победы в Великой Отечественной войне. Мы уверены, что изучение примеров истинного героизма поможет нам лучше понять цену мира, воспитать в себе чувство ответственности перед страной и народом, а также сохранить память о тех, благодаря кому мы живём сегодня.
Цель исследования: создание фильма о жизни и подвиге Леонида Шульгина.
Задачи исследования:
1. Исследовать имеющуюся в различных источниках информацию по теме работы.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Отобрать наиболее интересный материал по теме работы.
4. Включить отобранный материал в конечный продукт (фильм).
5. Оформить результаты работы и подготовить презентацию проекта.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-5 классов.
Методы работы:
1.Работа с литературными и другими источниками информации.
2.Моделирование (создание эскиза фильма, сценария).
3.Фотографирование и видеофиксация процесса и результата работы над проектом.
4. Видеомонтаж.
Данная работа - результат поисковой деятельности по изучению жизни и подвига Леонида Шульгина. Она основана на материалах музеев, публикаций в СМИ и различных издательствах. В работе использованы фотоматериалы как сделанные при посещении музеев, так и взятые из интернет-источников.
В ходе работы над проектом были использованы материалы школьного Музея боевой славы выпускников.
Огромную помощь также оказали материалы краеведов и музеев, представленные в Интернет-источниках:
https://pamyat-naroda.ru
https://www.moypolk.ru/soldier/shulgin-leonid-maksimovich
https://nsaldago.ru/inova_block_table/row/74135/
https://historyntagil.ru/history/2_vov_20.htm
https://muzei-ns.ru/news/22-iyunya-den-pamyati-i-skorbi-gerojski-pogib-v-pervyj-den-vojny/
https://memory.mil.by/poisk-pogibshikh/824020/
https://memobook.midural.ru/index/ru/memobook-show-6617152261902
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261581502
Основная часть
Я в Брест вхожу, как в сорок первый год…
С. Орлов
В еликая Отечественная война… Далеко отодвинулось то тревожное, суровое и героическое время. Многое изменилось в жизни людей, но до сих пор память о тех, кто отдал свою жизнь за мир и покой на родной змле, живет в каждой семье. Пожелтели и выцвели от времени треугольники фронтовых писем и фотографии.
Многое изменилось…
Проходят годы, десятилетия…
Но герои не умирают в памяти народной. Бессметрный их подвиг вдохновляет и сегодняшнее поколение на служение Родине.
Я – Брест! Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету, здесь нету сраженных,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа –
Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня:
Я – Крепость!
Я – Крепость!
Я – Крепость!
Потомок, ты слышишь меня?!
Вот с этого самого места,
Прощальную встретив зарю,
Я – крепость,
Я – крепость.
Из Бреста
Сегодня с тобой говорю.
Здесь матери наши и дети.
Здесь нету ни ночи, ни дня.
Но кто еще нынче на свете
Сильнее и крепче меня?
И пусть моя доля сурова,
Я слышу за тысячью звезд –
Я – Крепость!
Я – Крепость!
Я снова
Встаю перед временем в рост.
22 июня 1941 года пограничная крепость в городе Брест, у рек Западный Буг и Мухавец (сегодня это в Беларуси), встретила первый удар врага: «Я – крепость! Я – крепость! Ведем бой», – передавали они, но связи не было. Не имея никакого представления о ходе войны, не дождавшись помощи, целый месяц окруженные солдаты держали оборону. Цитадель пала только 23 июля. Когда через 3 года Брест был освобожден от фашистов, на стенах полуразрушенных бастионов были найдены надписи – последние попытки рассказать людям, как до самого конца сражались пограничники: «Умрем, но из крепости не уйдем!» «Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас!» «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина» и другие. За мужество и героизм защитников в 1965 году Брестской крепости было присвоено звание крепость-герой.
«...Я в Брест вхожу, как в сорок первый год», – сказал известный русский поэт Сергей Орлов. В крепости над Бугом все освящено подвигом.
М ы говорим «крепость» и вспоминаем Брест. Говорим «Брест» — вспоминаем крепость. Но в июне 1941 года по команде «В ружье!» поднялся не только гарнизон легендарной цитадели. Сражались бойцы Брестского укрепрайона. На протяжении девяти дней несколько десятков солдат и милиционеров удерживали подвалы захваченного гитлеровцами железнодорожного вокзала. Одними из первых удар врага приняли пограничники двадцати застав 17-го Краснознаменного Брестского погранотряда.
Именно в этом погранотряде служил наш земляк Леонид Шульгин. Там он принял свой последний бой.
Л еонид Максимович Шульгин родился в 1916 году в Нижней Салде. Его семья жила по улице 3-я Республиканская, 12. До революции она называлась 5-я Балковская. Леонид Шульгин учился в школе №1, в последствии - школа №5. После окончания семи классов поступил в нижнетагильский горно-металлургический техникум, а потом работал на металлургическом заводе в Нижней Салде. Много читал, увлекался охотой, посещал кружок радиолюбителей. В октябре 1937-го он был призван в ряды Красной армии и направлен в 56-й пограничный отряд.
В начале 1940 года Леонида Шульгина направили учиться в Ленинград в пограничное училище. Отсюда Леонид поехал в Брестский пограничный отряд, где был назначен заместителем политрука. В это же время он окончил ускоренное политическое училище. Леонид был очень способным. Хорошо был подготовлен политически, умел хорошо подготовить лекцию, доклад, беседу.
Обстоятельства смерти Леонида Максимовича Шульгина долгое время было неизвестно его родным. Вместе с ним погибли его жена Ольга Васильевна (девичья фамилия Антонова) и их двухмесячный ребенок. Память о семье Шульгиных сохранили жители села Шумаки, где они проживали до войны.
Д о войны пограничник Леонид Шульгин проживал с семьей в Шумаках, в доме у Василия Викарчука. Хозяин говорил, что был очень доволен своим квартирантом, характеризовал его как прямого, честного, сердечного и храброго человека. По воспоминаниям местных жителей, «Шульгина знали все. Он выступал перед населением с докладами, лекциями, беедами, заходил запросто, как свой чловек, в дом каждого. Это был прямой, удивительной души человек, мужественный и стойкий».
Жена Шульгина, Ольга Васильевна, работала учительницей в Теребуньской школе, была активной общественницей, растила ребенка…
Шульгины оставили о себе хорошую память. В знак добрых отношений Леонид Максимович подарил семье Василия Викарчука свою фотографию. На обороте он написал: "На добрую память, Леонид Шульгин. 1940 год". Викарчуки всю войну хранили ее, словно бесценную реликвию.
Василий Викарчук, помня, что в разговорах с ним Леонид Максимович Шульгин упоминал Нижний Тагил, после войны направил в Нижнетагильский военкомат запрос, чтобы найти близких Шульгина, описав обстоятельства гибели. Письмо было опубликовано в газете "Тагильский рабочий". На эту публикацию откликнулись местные школьники и, благодаря их поискам, родные узнали о судьбе Шульгина.
Вот как описываются обстоятельства гибели Леонида Максимовича Шульгина и его семьи. Рассказ этот написан спустя 20 лет после войны и больше похож на художественное произведение, но это в духе того времени. По крайней мере, хоть что-то теперь нам известно, ведь тысячи погибших в той войне до сих пор остаются неизвестными и родные ничего о них не знают.
Мужественно сражалась с оккупантами группа пограничников с заставы близ деревни Шумаки, что в Брестском районе. Во главе ее был младший политрук Шульгин. Один за другим падали пограничники, сраженные вражескими пулями. Вот уж ранен и замполит, а кольцо гитлеровцев становится все теснее… "Ползите по ржи к окраине деревни! – приказал Шульгин уцелевшим пограничникам. - Я прикрою!" Превозмогая боль, он отстреливался от наседавших немцев. "Уходи, Оля, уходи! Спасай ребенка", - просил он свою жену, которая с крошечным сыном находилась с ним рядом. "Нет! Никуда я не пойду, я останусь с тобой до конца!" - решительно заявила молодая женщина, стреляя по врагам. Она перевязывала раненых и подносила патроны. Но вот боезапас на исходе, а гитлеровцы совсем близко. У Шульгина остались последние три патрона… Немцы кричат: «Русс, сдавайся!». Вот ранена и жена. Политрук просит её уходить, он один встретит немцев. И тут автоматная оцередь настигает и его. Винтовку мужа берет Ольга. Она успевает сделать ещё олин выстрел. Два патрона осталось в винтовке. Немцы совсем рядом. «Нет, сволочи, русский человек не сдается», - сказала женщина. И на глазах у врагов застрелила своего грудного ребёнка и себя.
К исходу дня о случившемся знали все жители деревни Шумаки. Они услышали об этом от очевидцев боя, которым суждено было остаться в живых. Фашисты под страхом смертной казни запретили хоронить младшего политрука и его семью. Но нашелся храбрец. Это был кузнец, житель деревни Шумаки – Иван Гордеевич Левчук. Он похоронил погибших около росших в поле берёзки и дикой груши и вырезал на берёзе такие слова: «Их подвиг сильнее смерти. Если ты человек, то поступишь так же! 22 июня 1941 года». Однако об этом стало известно гитлеровцам, и за свой поступок смельчак поплатился собственной жизнью.
Именно эти слова написаны на памятнике возле нашей школы.
Позже прах Шульгиных и других воинов был перенесен в братскую могилу в деревню Чернавчицы.
Практическая часть.
Создание фильма на тему «Улица героя»
(Леонид Шульгин)
Этапы работы над проектом
|
Вводный этап. Цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Утверждение темы проекта и индивидуального плана работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
На данном этапе мы с научным руководителем определили тему и жанр проекта. Также мы познакомились с критериями оценки проекта. Далее был утвержден календарь работы над проектом, определены обязанности. (Приложение 1). |
|
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
В течение двух месяцев мы осуществляли сбор материалов: изучали печатные и Интернет-источники. Очень помогли материалы краеведов и музеев. |
|
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений. |
Далее мы оформили теоретическую часть проекта. Отобрали материал для создания фильма (иллюстративный и литературный), записали аудиосопровождение и с помощью программы «ВидеоМОНТАЖ» (https://videomontazh.softok.info/) создали фильм. Подробнее о процессе работы над созданием фильма можно узнать из материалов в Приложении 2. |
|
Заключительный этап. Публичная защита проектов. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
Первый пробный показ был осуществлен во 2А классе для одноклассников и родителей. Затем он был размещен в официальной группе школы и класса - https://vk.com/wall-223071155_464 и на Рутуб-канале нашего класса «Фантазеры» - https://rutube.ru/video/06001c21eed287e6292edbec85d9b1ab Проект представлен для защиты на муниципальном этапе Форума «Уральский характер» и «Маминских чтениях». |
|
Итоговый этап. Обобщение материалов. Архивирование проектов. |
После презентации проекта на муниципальном уровне данная работа будет заархивирована и передана в школьный музей. |
Заключение
Завершая наш исследовательский проект, мы убедились в величии подвига Героев Великой Отечественной войны, чья доблесть и самопожертвование стали залогом победы нашего народа над фашистскими захватчиками. Изучая судьбу выбранного нами героя, мы узнали о его жизненном пути, сложностях военного времени, испытаниях, выпавших на долю простого человека, ставшего настоящим героем.
Леонид Шульгин и его семья, пройдя через трудности военной службы, проявили исключительное мужество, решительность и преданность Родине. Его личный подвиг — не просто эпизод истории, а символ единства, сплоченности и несгибаемой воли советского народа. Именно такие люди, как он, своим личным примером вдохновляли миллионы солдат на борьбу до победного конца.
Проведённое исследование позволило нам глубже осознать важность сохранения исторической памяти о событиях прошлого, о людях, чьими усилиями был обеспечен мир и свобода будущих поколений. Мы убеждены, что изучение историй наших героев формирует у молодого поколения осознанность, ответственность и чувство гордости за свою страну.
Изучив доступные материалы о жизни и подвиге Леонида Шульгина, мы создали фильм.
Собранные нами материалы были добалены в карточку Леонида Шульгина на сайте ОБД МЕМОРИАЛ - https://obd-memorial.ru/memorial/info.htm?id=261581502
Во время работы над проектом были приобретены такие умения, как работа с различной информацией, сбор материалов и их обработка. Также мы научились работать в программе видеомонтажа.
В результате создания фильма были получены такие универсальные умения, как:
умение планировать предстоящую деятельность;
искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится.
Список используемых источников и литературы
1. Материалы школьного Музея Боевой славы выпускниов.
2. https://pamyat-naroda.ru
3. https://www.moypolk.ru/soldier/shulgin-leonid-maksimovich
4. https://nsaldago.ru/inova_block_table/row/74135/
5. https://historyntagil.ru/history/2_vov_20.htm
6. https://muzei-ns.ru/news/22-iyunya-den-pamyati-i-skorbi-gerojski-pogib-v-pervyj-den-vojny/
7. https://memory.mil.by/poisk-pogibshikh/824020/
8. https://memobook.midural.ru/index/ru/memobook-show-6617152261902
9. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261581502
Приложение 1
Календарь работы над проектом
|
Содержание работ |
Сроки |
Исполнитель |
Контроль |
|
Вводный этап 1.Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность. |
01.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
2.Стендовая информация о проектной работе |
1.10 – 5.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
3.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и проч.) |
Кокшарова Н. В. |
||
|
4.Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов. |
Кокшарова Н. В. |
||
|
5. Определение задач (обязанностей) |
6.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
6.Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуального плана работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации. |
6.10 – 8.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
7.Утверждение темы проекта и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
Кокшарова Н. В. |
||
|
Поисково-исполнительский этап 8.Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
9.10. - 20.10.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А. |
|
|
9.Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчёты, обсуждение предложений, возникающих в ходе выполнения проекта. |
20.01.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
10.Индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. |
21.10 – 25.10.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
11.Регулярные консультации по содержанию учебного проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов. |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
||
|
Обобщающий этап 12.Оформление результатов проектной деятельности. |
01.11 – 10.11.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
13.Репетиционно-консультативное занятие. |
10.11.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
14.Доработка проекта с учётом замечаний и предложений. |
До12.11 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
15.Подготовка к публичной защите |
До12.11 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
16.Генеральная репетиция публичной защиты проектов. |
12.11.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
Заключительный этап. 17.Публичная защита проектов. |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
||
|
18. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
14.11.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
|
|
Итоговый этап. 19.Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов). |
До 01.12 |
Зам.директора по УВР |
|
|
20.Обобщение материалов. Оформление отчётов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов. |
До 31.12.25 |
Кокшарова Н. В. Путилова А |
Приложение 2.
Отчет о работе над созданием фильма
«Улица героя»
(Леонид Шульгин)
1. Целеполагание (выбор темы)
Темой фильма стала жизнь и подвиг нашего змляка Леонида Шульгина.
В прошлом учебном году во время подготовки к празднованию юбилея Великой Победы я узнала, что недалеко от школы есть улица, названная в честь нашего земляка Леонида Шульгина – героя, погибшего в Бресткой крепости. Его имя высечено на памятнике, расположенном во дворе нашей школы, на улице Шульгина, где он жил, установлен памятный знак, а в школьном Музее боевой славы собраны материалы о жизни. Именно интерес к подвигу нашего земляка сделал нашу работу актуальной.
2. Разработка фильма (составление плана)
После того,как определились с темой,составили план фильма.Поэтому продумали, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Далее определили, о чем будем рассказывать в фильме:
Страницы биографии Леонида Шульгина.
Рассказ о подвиге Леонида Шульгина и его семьи.
3. Выполнение (практическая часть)
Следующий этап самый интересный.Теперь надо придумать,как в фильме будет представлен каждый из пунктов плана. Были собраны фотографии, подобраны кадры исторической хроники военных лет, выбран исторический материал для создания аудиосопровождения, найдена фоновая музыка и литературный материал.
В содержимое лэпбука вошли:
- фотографии Леонида Шульгина из школьного Музея болевой славы;
- фотографии памятных мест, свзанных с именем Леонида Шульгина;
- документальные кинокадры боёв в Брестской крепости;
- материалы школьного Музея болевой славы;
- музыкальное и литературное сопровождение.
Далее в программе ВИДЕОМОНТАЖ - https://videomontazh.softok.info/ - был создан фильм о Леониде Шульгине.
ФИЛЬМ размещен на канале класса на РУТУБ.РУ –
https://rutube.ru/video/06001c21eed287e6292edbec85d9b1ab/