ВВЕДЕНИЕ:
На территории нашего посёлка Мехзавод в Красноглинском районе находится завод «Салют», который во время Великой Отечественной войны изготовлял бронекорпуса для самолёта-штурмовика Ил-2. И нам захотелось больше узнать о заводе, об истории его создания, и почему наш поселок называется Мехзавод?
История возникновения АО «Салют» - одна из славных страниц истории нашей страны. Об этом тяжёлом периоде в истории завода и его работе в послевоенные годы нам бы хотелось рассказать. И, конечно, наш рассказ будет о людях, которые героически трудились в тылу на заводе.
«Всё для фронта, всё для победы» - под таким девизом работали, не жалея сил, заводчане в те военные дни. На место ушедших, на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов.
Цель нашей работы: узнать историю создания, развития Куйбышевского механического завода, ныне АО «Салют».
Задачи:
Посетить завод и музей АО "Салют".
Познакомить учащихся нашей школы со специализацией данного предприятия по выпуску промышленной продукции (до войны и послевоенного периода).
По просьбе Моисеенко П.Л., директора Народного музея «История завода», сделать презентацию о заводе и передать ее в Народный музей «История завода АО «Салют».
Методы решения задач:
Экскурсия на завод АО «Салют».
Экскурсия в музей и беседа с директором Народного музея «История завода» Моисеенко Петром Леонтьевичем.
Архивирование материала музея и экскурсии для работы над презентацией «История развития Механического завода».
Интервьюирование с редактором заводской газеты «Салют» Щенниковым Николаем Сергеевичем.
II. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «САЛЮТ»
Глава 1. Из истории создания Механического завода.
В 1941 году 25 декабря появился на свет в суровых условиях первой зимы военных лет наш Механический завод, в дальнейшем АО «Салют».
В 1937 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волга».Так как масштабы строительства ГЭС были самыми крупными, поэтому нужно было построить ряд вспомогательных заводов для обеспечения ее энергоресурсами. На Безымянке в районе станции Пятилетка решено было построить в сжатые сроки ионную ТЭЦ.
Для осуществления грандиозных строек в середине 1937 года в Куйбышев в район Жигулей со всех концов России прибывали проектировщики, монтажники, гидростроители. Вместе со строителями сюда прибыли 25 тысяч заключенных, которых разместили в лагерях на Безымянке, в районе Красная Глинка, Царевщина, Гаврилова поляна, Ширяево. Нужно было строить объекты: жилую зону для рабочих в поселке, и завод. Все работы выполнялись вручную, лопатами, топорами, ломами. Щебень добывали в Орловском овраге.
В центре Кругленького леса была вырублена небольшая площадка, где были построены три цеха-барака: в них размещались слесарный, механический и кузнечные участки.
В апреле 1938 году выпущен приказ М.Кузнецова (Помощника начальника строительства гидроузла), о создании Центрального механического завода, (ЦМЗ), и потом ликвидировать механические мастерские.
И близ деревни Крестьянка начал возводиться Механический завод.
И этот год еще знаменателен тем, что поселок получил название Мехзавод. (1938 г.)
Основной рабочей силой были заключенные, проживающие в лагерной зоне поселка в бараках, и человек 60 – 70 рабочих, ИТР и руководящего состава.
Завод начал работу, обеспечивал строительно-монтажные работы гидроузла металлоконструкциями, механизмами и оборудованием, осуществлял ремонт строительных механизмов.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и в середине IV квартала резко изменилась судьба Центрального механического завода. Был вывезен из зоны часть состава заключенных. На заводе осталась лишь небольшая часть станков и оборудования вместе с рабочими-заключенными для завершения годовой программы и выполнения заказа по изготовлению ферм радиомачт для Новосемейкинского узла.
В суровые годы войны, начиная с октября 1941 года на промышленную площадку ЦМЗ стали прибывать таганрогский завод «Красный котельщик», Ижорский завод из-под Ленинграда, Подольский завод имени Орджоникидзе, а позже – Сталинградский завод № 264. [1]
Еще до войны на Подольском заводе осваивали выпуск бронекорпусов для новейшего тогда штурмовика Ил-2 и заводчане привезли с собой станки, оборудование, оснастку и технологический задел корпусов.
Заводчанам была поставлена задача – как можно быстрее начать выпускать бронекорпуса для штурмовиков Ил-2, которые выпускали безымянские заводы. Приложение 1
В январе 1942 года Мехзавод сдал первую партию, которая состояла из 16 бронекорпусов. На производстве уже трудилось 650 человек.
Глава 2. Продукция завода во время Великой Отечественной войны.
Главной продукцией в годы Великой Отечественной войны была броня для самолёта Ил-2. Приложение 2
Сергей Владимирович Ильюшин начал работать над самолётом-штурмовиком в 1936 году, объектом атак которого считались: огневые точки, танки, механизированные войска, станции, железнодорожные составы, склады, мосты и переправы, аэродромы и боевая техника противника. Так как атаки должны выполняться с низких высот – от 150 до 250 метров – штурмовику требовалась хорошая защита от массового стрелкового оружия: винтовок, автоматов и малокалиберных пушек.
Ильюшин блестяще решил эту проблему, впервые в мировой практике самолетостроения создав цельнометаллический каркас, так называемый бронекорпус, в котором несущая обшивка самолёта выполнялась не из листового дюраля, а из броневой стали. Таким образом, он нашёл гениальное решение защиты самолёта, сделав её частью силовой конструкции, заставив броню работать наравне с традиционными элементами каркаса, придав ей обтекаемую форму фюзеляжа.
В бронекорпусе были размещены все жизненно важные агрегаты: мотор с оборудованием, водяной и масляный радиаторы, бензобаки, приборы, кабина экипажа.
Бронекорпус представлял собой бронированную коробку, к которой пристыковывались крылья и хвостовое оперение. Штурмовику не были страшны не только пули от стрелкового оружия, но даже 20-милиметорвые снаряды системы «Эрликон», которыми были вооружены истребители противника и наземные мобильные установки. [4]
Первые боевые вылеты штурмовиков Ил-2 показали их блестящие качества. Появление над головами фашистских войск мощных бронированных и маневренных штурмовиков Ил-2 оказалось полной неожиданностью для гитлеровского командования.
Первый самолёт такого типа был выпущен на заводе в г.Подольске накануне войны, в марте 1941 года. Затем завод эвакуировался в Куйбышев. На новом месте первый штурмовик был изготовлен 7 декабря, то есть спустя месяц после выгрузки оборудования.
Самолёты Ил-2 были нужны фронту. Об этом свидетельствует полученная поздно вечером 23 декабря 1941 года правительственная телеграмма. В ней говорилось: «...Самолёты Ил-2 нужны Красной армии теперь как воздух, как хлеб... Требую, чтобы выпускали больше «Илов»... Сталин». Приложение 8
Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года на площадке бывшего Центрального механического завода был образован Куйбышевский механический завод Наркомата авиационной промышленности.
В дальнейшем получивший номер 207, директором которого был назначен В.И.Засульский, главным инженером – Б.А. Дубовиков.
Приложение 6
Но генерального плана и генеральной сметы по развертыванию производства бронекорпусов Ил-2 на заводе не было. Работники, прибывшие из Подольска, говорили: «… пусть наши товарищи фронтовики дерутся, как львы, за каждый метр родной земли, а мы быстрее построим завод и будем выпускать продукцию для фронта». Надо было видеть, с какой инициативой и ответственностью коллектив завода принялся за реконструкцию завода.
Заводчане работали честно, добросовестно, не жалуясь на голод, усталость. Работали, когда отключалось отопление, не было света. Из-за отсутствия подъемно-транспортных средств тяжелые детали на станок и верстак поднимали вручную. Приложение 4
29 декабря 1941 года завод отправил в Москву первый эшелон с самолётами Ил-2. [3]
Буквально с первых дней войны мехзаводчане сражались на фронте. В первые два дня начала Великой Отечественной войны на фронт ушло более сорока человек. На защиту Родины встал и стар, и мал.
Прямо со школьной скамьи в ряды защитников Родины вставала и молодёжь.
В августе 1941 года, выполняя долг перед Родиной, с завода уходит на фронт Первая добровольческая группа. А таких групп было ещё много.
Женщины, проводившие своих мужей на фронт, овладев профессией, работали наравне с мужчинами. Многодетная Нюра Овчарова – слесарем, Анфиса Якемсева – электросварщицей, не отставали от них и молодые девушки – слесарь Аня Зябликова, строгальщица Нина Галкина.
Помощь фронту. В ходе войны возникали самые разные формы патриотической помощи фронту. В фонд обороны рабочие отчисляли свои заработки, вносили из своих сбережений деньги наличными, ценности. На заседание парткома завода обсуждался вопрос о добровольном сборе средств на строительство штурмовых эскадрилий самолётов.
Самолёт Ил-2 эскадрильи «Зоя Космодемьянская», был построен на средства, собранные комсомольцами завода. Коллектив трудящихся с большим одобрением отнёсся к этому патриотическому движению. Приложение 9
В кратчайшие сроки были собраны денежные средства.
Всего в годы Великой Отечественной войны в Красную Армию бить фашистов ушло 720 мехзаводчан. Лишь немногим посчастливилось вернуться домой с Победой. Удалось документально установить 132 фамилии погибших мехзаводчан за свободу и независимость нашей Родины. Установлена мемориальная доска на площади у ДК «Октябрь» со списками погибших. Приложение 18
За период с 1941 по 1945 годы КМЗ выпустил около 20 тысяч бронекорпусов этого «летающего танка», или «черной смерти», как называли Ил-2 немецкие солдаты.
Штурмовики обрушивали на немецкую танковую колонну такой залп огня, что превращали многие из них в металлолом.
Для проверки как работает эта «бронезащита» на фронт не раз выезжали заводские специалисты.
За успешное выполнение правительственных заданий по обеспечению бронезащитой и бронекорпусами в период Великой Отечественной войны самолетов ВВС Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1945 года Куйбышевский механический завод награжден орденом Красной Звезды. Приложение 10
105 человек удостоены высоких правительственных наград. 2810 человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Глава 3. Послевоенный завод и его продукция.
По окончанию Второй мировой войны завод переключился на выпуск мирной продукции.
1948 – 1952 года – масло- и топливозаправщики на шасси автомобилей,
1953 – 1955 – картофелеуборочные комбайны,
1955 – 1970 – шатуны к трактору «Беларусь»,
1959 – 1973 – дождевальная машина «Волжанка»,
В 1993 год Куйбышевский механический завод переименовали на открытое акционерное общество «Салют».
В течение достаточно длительного времени оборонные отрасли промышленности, впрочем, как и вся промышленность, были охвачены глубоким кризисом. Развитие непрофильных производств, с целью сохранить штаты и предотвратить простаивание оборудования могло в конечном счете снизить накладные расходы и сократить себестоимость основного продукта - боевой техники.
В 90-х годах прошлого века «Салют», как и многие другие предприятия, оказался в сложных экономических условиях. Тем не менее, завод сумел выйти из критической ситуации. И ключевую роль в этом сыграл его руководитель Николай Алексеевич Поролло, в 1991 году занявший пост генерального директора предприятия. Приложение 11
Будучи ещё начальником производства, он стал активно налаживать партнёрские отношения с другими предприятиями и искать пути выхода из создавшегося положения. [5]
Такой выход был найден в увеличении объёмов выпуска товаров народного потребления и гражданской продукции. Это бытовые термосы и всевозможные средства малой механизации.
Был организован серийный выпуск машин для чистки чеснока, лука и овощей, прессов для непрерывного отжима масла из семян подсолнечника, аэродинамических шелушильных машин, вальцедековых станков для очистки гречихи, пропаривателей, крупоотделительных машин и многих других изделий сельхоз назначения.
А в 1995 году, невзирая на финансовые трудности, Н.А.Поролло организовал ещё одно весьма перспективное производство – выпуск газобаллонных систем для перевода легковых и грузовых автомобилей на сжиженный газ.
В 1997 году на площадке ОАО «Салют» было создано предприятие ЗАО «Салют-Фильтр», специализирующее на производстве воздушных, масляных и топливных фильтров для ВАЗовских машин и сельхозтехники.
Также большим спросом российских потребителей пользуются цельнометаллические термосы ёмкостью до 2 литров, изготавливаемые из нержавеющей стали. В 2003 году эта продукция была награждена Золотым знаком качества «Всероссийская марка (III тысячелетие), знак качества XXI века».
В 1998 году для нужд строительства и коммунального хозяйства был освоен выпуск стальных сварных труб различных типов и размеров.
В 1999 году был получен первый заказ на производство авиационных катапульт. На завод возвращается оборонное производство. Самарцам удалось выиграть конкурентную борьбу с москвичами за право производства катапульт. Хотя это была совершенно новая для предприятия продукция.
В 2000 году Комитетом Государственной Думы АО «Салют» было награждено грамотой в номинации «Предприятие 2000 года».
В 2001 году завод приступил к серийному производству металлополимерных труб для систем горячего и холодного водоснабжения жилых домов.
Не прекращая выпускать гражданскую продукцию, «Салют» вернулся к своему основному профилю – оборонным заказам. Приложение 15
На основании Указа Президента РФ от 9 мая 2004 года АО «Салют» вошло в состав ОАО «Корпорация «Тактическое Ракетное Вооружение». Приложение 12
Это крупнейшая корпорация в России, выступающая в качестве разработчика и поставщика противокорабельных, противорадиолокационных и многоцелевых ракет, предназначенных для оснащения авиационных, корабельных и береговых ракетных комплексов тактического назначения. В ее состав входят более 50 заводов.
Свои уникальные наработки «Салют» реализует не только в оборонной промышленности, но и массовом производстве гражданской продукции.
В 2003 году была создана медицинская установка, которая используется для лечения больных травматологического, ортопедического, хирургического и терапевтического профилей. Совместно с учеными-медиками Самарского государственного медицинского университета, и специалистами «Салют» был разработан стенд искусственной силы тяжести «СИСТ-1», знаменитая «центрифуга», приспособление, обеспечивающее гравитационную перегрузку с лечебной целью. Лечебный эффект достигается вращением на специальной центрифуге и одновременной дозированной мышечной нагрузкой на нижние конечности. Происходит приток крови к ногам, улучшается кровообращение, стимулирует костеобразования. Благодаря этой установке можно снизить сроки лечения и снизить степень инвалидности. За эту установку разработчики получили государственную премию. С появлением этой установки в Самаре появился первый в России центр гравитационной терапии! И это заслуга заводчан! Данная установка используется в Кисловодске, Волжском Утесе, Солелецке (Оренбуржской области), Москве (2 комплекта). Приложение 13
В 2003 году АО «Салют» приступило к освоению производства новой продукции – пиротехнических ножниц. Это уникальное аварийно-спасательное устройство, предназначенное для резки металлических конструкций. А основной сферой применения ножниц всевозможные чрезвычайные ситуации-пожары, дорожно-транспортные происшествия, стихийные бедствия, а также они могут использоваться при разборе и реконструкции строительных сооружений.
Глава 4. АО «Салют» сегодня.
Решением внеочередного Совета директоров от 6 апреля 2017 года генеральным директором ПАО «Салют» был назначен Сергей Николаевич Гусаров. Закончив обучение в Куйбышевском авиационном институте, и придя на производственную практику, Сергей Николаевич был принят в цех № 7 помощником мастера, в 1982 году принят на работу в цех № 7 мастером механического участка, а через год стал уже старшим мастером.
Сергей Николаевич был в 1991 году начальником цеха №10, перешел в ПДО, начальником производства, в 2015 году в течение нескольких месяцев был и.о. заместителя генерального директора по производству.
В 2017 году Сергей Николаевич является генеральным директором. Приложение 16
Трудовой путь Сергея Николаевича был ознаменован множеством благодарностей, премий, наград. Награжден Почетной Грамотой Росавиакосмоса. Его фотография неоднократно заносилась на Доску Почета предприятия.
Под его руководством АО «Салют» успешно реализует все поставленные задачи по техническому переоснащению и изменениям в структуре управления с требованиями рыночных реформ. Удалось достигнуть высоких показателей по объемам производства и обеспечить рост ее реализации продукции.
В августе 2015 года в двенадцатый раз состоялся Международный авиационный космический салон (МАКС). На форуме созданы условия для проведения встреч, заключение контрактов, заключение договоров для развития бизнеса.
Экспозиция «Салют» была представлена как завод-комплектатор, поставляющий детали и сборочные единицы входящим в состав Корпорации головным предприятиям, выпускающим готовую продукцию – тактические ракеты.
Также АО «Салют» производит изделия спецзащиты для самолетов и вертолетов, являясь единственным предприятием в России, делающим броню для авиационной техники.
Ныне предприятие продолжает выпуск продукции для оборонного комплекса, в частности это ракетные двигатели на твердом топливе, узлы и элементы конструкций для ракет и летательных аппаратов.
Оборонные проекты:
Начиная с 1955 года, предприятие изготавливало комплектующие части для следующих образцов продукции:
Зенитно-ракетные комплексы (ЗРК)
«ОСА», «ШТОРМ», «УРАГАН», «БУК»
УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ
Рис 1 «П-5» - крылатая ракета для запуска с подводных лодок,
Рис.2 Аэробаллистическая ракета Х-15,
ДЕТАЛИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ
Предприятие по-прежнему постоянно изготавливает детали бронезащиты для самолетов и вертолетов по заказу Минобороны. Выполняет различные оборонные заказы и заказы для авиапрома. «П141»,
«УВ-ЗОМКИ», «УДЦС90М».
Рис. 3 УДЦС90М – Гильза устройства, которое после устанавливается на самолет и служит для выработки цветных газовых струй
Рис 4. 15Д4 – Корпус ДУ – тормозной двигатель, который служит для разделения ступеней изделия 8К82К и отвода их на безопасное расстояние
Сейчас предприятие получает меры поддержки на государственном и региональном уровне для реализации проектов, направленных на импортозамещение, производство высокотехнологической продукции гражданского назначения и внедрение наилучших доступных технологий.
Глава5. Народный музей «История завода».
Рис. 5.Вывеска на двери музея.
Уходят в Лету войны, события, люди. Но вечно сохранится лишь то, что остается в памяти народа и что передается из уст в уста, из поколения в поколение. В здание заводоуправления АО «Салют» располагается народный музей «История ЗАВОДА». Директором этого музея является Петр Леонтьевич Моисеенко, автор Книги «Наш легендарный бронекорпус».
Материалы для музея и книги собирались с 1950 года. На основе огромной и кропотливой исследовательской работы в Госархивах, архиве завода, в газетах «Большевик», «Коммунист» и сотен воспоминаний ветеранов завода, Петр Леонтьевич создал полную многогранную летопись своего родного предприятия, на котором работает уже 70 лет.
Очень трудно было найти погибших на фронтах Великой Отечественной войны земляков и документально подтвердить их гибель. Было собрано 132 похоронок наших земляков, из 720 ушедших на фронт. Был изготовлен Монумент Славы на площади у Дома Культуры, где были вписаны фамилии и имена 132 погибших. Чтобы почтить память погибших, на все торжественные мероприятия, мехзаводчане приходят к Монументу Славы.
В музее много фронтовых реликвий.
На базе музея проходят мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи. Проводятся экскурсии в музей и завод. Приложение 17
Петр Леонтьевич и ветераны войны и труда частые гости школ.
Рис. 6. Учащиеся школы № 122 на экскурсии в музее
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Социологический опрос среди старшеклассников.
Среди старшеклассников школы №122 был проведён социологический опрос, в котором приняли участие 120 учеников 9-11 классов. Всем участникам опроса было предложено добровольно ответить на 3 вопроса и выбрать готовые ответы.
Таблица 1 Результаты получились следующие:
|
Вопрос |
Ответ |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Общий |
|
1. Много ли вы знаете о заводе «Салют»? |
Много знаю |
66,6 % |
33,3 % |
27,6 % |
52,6 % |
|
Мало знаю |
27,9 % |
50 % |
66,9 % |
38,2 % |
|
|
Ничего не знаю |
5,5 % |
16,7 % |
5,5 % |
9,2 % |
|
|
2. Много ли вы знаете о продукции завода «Салют»? |
Много знаю |
61,1 % |
33,3 % |
38,8 % |
44,4 % |
|
Мало знаю |
22,2 % |
55,6 % |
50 % |
42,6 % |
|
|
Ничего не знаю |
16,7 % |
11,1 % |
11,2 % |
13 % |
|
|
3. Хотите ли вы в будущем работать на заводе «Салют»? |
Да |
19,5 % |
5,7 % |
11,1% |
42,2 % |
|
Нет |
38,8 % |
55,5 % |
72,3 % |
25,5 % |
|
|
Пока не знаю |
41,7 % |
38,8 % |
16,6 % |
32,3 % |
Вывод:
Среди старшеклассников школы № 122 необходимо проводить профессиональную ориентационную работу: приглашать в школу ведущих специалистов с завода на классные часы, с рассказом о профессиях и рабочих местах.
В 2024 году АО «Салют» проводились следующие мероприятия по обеспечению производства необходимом персоналом:
- на сайтах «Салют», «Работа в России», на рекламных стендах, на телевидении и радио.
- Участие в Ярмарках вакансий, днях открытых дверей образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.
- Сотрудничество с ВУЗами (заключение целевых договоров с выпускниками 11-х классов школ и студентами; получение высшего профильного образования за счет средств предприятия; заключение целевого договора на обучение работников предприятия за счет средств областного бюджета).
- Сотрудничество с организациями среднего профильного образования (СПО). (Заключение целевых договоров со студентами, в том числе трудоустройство студентов старших курсов по индивидуальным графикам работы во время обучения в учебном заведении).
Проводить экскурсии на завод. (Составлен график проведения экскурсий учащихся 9-11 классов школ пос.Мехзавод в завод на 2024/2025 учебный год). Экскурсии на завод ограничены, но администрация завода и администрации школ составляют дни посещения, графики, с приглашением учащихся школ и представителей ВУЗов, Лицеев, Техникумов.
В 2017 году на базе целевого обучения обучалась Безбородова Кристина (выпускница школы № 122; уже работает на АО «Салют», закончила Аэрокосмический университет)
С 2023 года учатся два выпускника школы № 122 Родионов Богдан, Попов Андрей, оба в Аэрокосмическом университете)
Проанализировав нашу работу, мы думаем, что цель работы достигнута.
Мы узнали много об истории завода, его продукции и можно сделать выводы:
В трудные дни промышленных предприятий и всей экономики России в 90-е годы ХХ века завод не только сумел выжить, сохранив и приумножив профессиональные кадры, но и модернизировал технологическое оборудование, разработал целую гамму новых изделий.
На сегодняшний день производство завода «Салют» оснащено сверхточным оборудованием. По словам Калинина С.А., начальника 7-го цеха: «На сегодняшний день у нас в цехе имеется 45 современных обрабатывающих центров, на которых работают молодые специалисты, многие с высшем образованием. Данное оборудование исключает работу вручную, т.к. используется программное управление».
Предприятие поддерживает партнерские отношения со многими городами России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Бийск, Саратов и другие.
Имея высокий потенциал, АО «Салют» продолжает поиски постоянной номенклатуры серийной продукции больших объемов.
Высокое качество товаров и их новизна – главные условия конкурентоспособности продукции АО «Салют».
Созданный для выполнения исключительно оборонного госзаказа, этот производственный гигант за 80-летнюю историю своего существования перерос изначально заданные ему рамки. И сегодня завод способен выпускать целый спектр продукции оборонного значения, так и включая товары народного потребления.
На сегодняшний день объём производимой продукции АО «Салют» растёт. Необходима не только реорганизация цехов, нужны и люди, которые хотят и умеют работать на производстве. Для этого на заводе созданы все условия для безопасного труда: объём ручных работ снижен за счёт механизации и автоматизации производства, внедрены экологически безопасные технологии.
Данное предприятие в состоянии обеспечить молодых специалистов работой, которая связана с новейшими технологиями, которая раскроет его творческий и умственный потенциал, поможет расти в профессиональном плане, сулит определенные перспективы.
Подобная трудовая деятельность очень интересна для нас, молодежи. Нам нужно лучше изучать предметы: информатика, черчение, физика и другие точные науки.
После выступлений с данным рефератом на внеклассных часах в 9-11 классах, многие выпускники думают поступать в Самарский авиационный колледж, Самарский техникум промышленных технологий, Авиационный институт, т.к. после окончания учебы они могут получить работу на заводе.
Весь материал, который собирали в процессе работы, мы ввели в презентацию «История развития Куйбышевского завода». Данную работу (презентацию) мы передали в музей завода.
Так же используем презентацию на уроках в школе: краеведения, географии, истории, при работе по профориентации, при встречах с ветеранами на классных часах.
V. Список Источников и литературы:
Абрамов П.С., Моисеенко П.Л., Никитин Л.Г., Петров Г.М. Безымянка. Строки, опаленные войной: Книга воспоминаний ветеранов Кировского района г.Самара. – ПАДИ, 1997 – с. 416.
Данишевский М. Война. Народ. Победа. 1941 – 1945 г. Книга I. Москва, Политиздат. 1976 г. С.468
Моисеенко П.Л. «Наш легендарный бронекорпус». История Куйбышевского Механического завода в документах и воспоминаниях. ОАО «Салют», Самара , 2001, с. 177, I часть.
Понаморев А.Н. Конструктор С.В. Ильюшин. М.: Воениздат., 1988 год – 400 с.
Чевтайкина Е. «В постоянном поиске». Газета «Самарские известия»
от 26.11.2006 г.
Газета «САЛЮТ» ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Орган трудового коллектива ОАО «Салют», четверг, 10 января, 2013 г. (Год издания 70-й).
Материал из музея.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Штурмовик «ИЛ-2
Приложение 2
Бронекорпуса для Ил-2
Всего, за годы войны, Куйбышевский механический завод выпустил
более 23000 бронекорпусов.
Также завод № 207 обеспечивал бронезащитой истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты.
Приложение 3
Карта поселка Мехзавод.
Приложение 4
Первый капитальный цех построен за несколько месяцев (1941 г.)
Приложение 5
Рабочие работают в две смены.
Приложение 6
В.И. Засульский,
первый директор завода Б.А.Дубовиков, первый гл. инженер
Приложение 7
Монтаж нового оборудования
Приложение 8
Телеграмма И.В. Сталина работникам завода.
Приложение 9
Отправки самолета Ил-2 на фронт. Группа комсомольцев.
Приложение 10
За образцовое выполнение заданий правительства завод № 207 был награжден орденом Красной звезды.
Приложение 11
Поролло Николай Алексеевич, генеральный директор АО «Салют» с 1991 по 2017 годы
Приложение 12
Самолет с береговым ракетным комплексом.
Приложение 13
Стенд искусственной силы тяжести «СИСТ-1», знаменитая «центрифуга», приспособление, обеспечивающее гравитационную перегрузку с лечебной целью. Лечебный эффект достигается вращением на специальной центрифуге и одновременной дозированной мышечной нагрузкой на нижние конечности.
Установка СИСТ-1.
Приложение 14
Металлические термоса.
Данная продукция пользуется большим спросом, особенно двухлитровые.
Приложение 15
В 1999 году был получен первый заказ на производство авиационных катапульт. На завод возвращается оборонное производство.
Приложение 16
Гусаров Сергей Николаевич, директор завода, с 2017 года по настоящий время.
Приложение 17
Приложение 18
Парад «Память павшим. Май 1995 год»