Введение
Моя семья очень любит гулять по улицам родного города. С каждым годом он хорошеет. В 2025 город Пермь стал молодежной столицей России. Туристы, гуляя по Перми, любят фотографироваться у множества арт-объектов: «Счастье не за горами», «Пермяк – соленые уши», «Яблоко». Многие арт-объекты появились в Перми во время культурной революции 2008 года. Арт-объекты заставляют зрителя остановиться, задуматься, по-новому посмотреть на привычные вещи. Авторы через произведения передают и свои эмоции. Так поступали люди много веков назад, у Древних цивилизаций не было письменности, тотемные животные были своеобразными «Арт-объектами». Жизнь идет по спирали, сейчас мы возвращаемся к этой технологии: книги комиксов, марки и др.
На улицах Перми много картинок и арт-объектов с изображением Пермского звериного стиля. В магазине «Пермские конфеты» можно увидеть коллекцию чая: Секрет чуди, Сила медведя, Золото гор, Оберег женщины, Здоровье рода (см. Приложение 1, рис. 1.1, с. 19).
Магазин «Сувениры из Перми» Showroom KAMWA представляет для гостей и жителей Перми огромную коллекцию сувениров с изображением Пермского звериного стиля. Это украшения, футболки, мыло, монеты, амулеты, картины, наклейки, календари, шоколад (см. Приложение 1, рис. 1.2, 1.3, с. 19).
Все это говорит, что Пермский звериный стиль стал визитной карточкой Перми. Фигурки звериного стиля очень популярны не только у местных жителей, но и у туристов. Это значит, что обязательно надо знать историю вещей, которые ты каждый день видишь своими глазами.
Изображения Пермского звериного стиля тоже относятся к Пермской культурной революции, но происходившей 2000 лет назад, в начале нашей эры. Этот стиль является уникальным ответвлением скифской анималистической традиции и представляет собой особую форму бронзовой художественной пластики.
Историческая ценность Пермского звериного стиля заключается в том, что он отражает древние традиции Прикамья, где металлургия зародилась очень рано. Археологи обнаружили здесь литейные формы и тигли для литья меди, датируемые X–IX веками до нашей эры. Древние мастера создавали украшения и предметы быта с изображениями животных, птиц и людей из меди и бронзы.
Нам стало интересно, сможем ли мы расшифровать изображения, которые увидим на арт-объектах. Расскажут ли они об истории Пермских земель, об истории древних народов и о цивилизации, которая создала Пермский звериный стиль.
Цель работы: расшифровка арт-объектов, на которых изображены предметы Пермского звериного стиля.
Гипотеза: с помощью арт-объектов можно познакомиться с историей возникновения цивилизации, которая производила предметы Пермского звериного стиля.
Объект исследования: арт-объекты, с изображением предметов Пермского звериного стиля.
Предмет исследования: сведения, которые несут данные арт-объекты
Задачи работы:
1.Выбрать арт-объекты с изображением Пермского звериного стиля.
2. Узнать, что могут рассказать изображения на этих арт-объектах об истории Пермских земель.
3. Создать презентацию и игру для школьников 7 классов, рассказывающей о возникновении цивилизации, создавшей Пермский звериный стиль.
4. Собрать и проанализировать отзывы о созданных продуктах.
Для того, чтобы получить необходимую информацию, мы обратились к экскурсоводам Перми. Мы сходили на три экскурсии: в Пермский краеведческий музей, в ботанический музей Пермского государственного университета и на экскурсию по городу «Пермский звериный стиль» с Любовью Сабитовой. Побывали в Хохловке, в Кунгурской ледяной пещере и в музее Пермских древностей. Много информации было получено из книги Б.А. Эренбурга «Звериный стиль».
Для анализа были отобраны три арт-объекта: «Спираль времени» на улице Ленина (см. Приложение 1, рис. 1.4, с. 20), возле офиса «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», скульптурная композиция «Кама-река» (см. Приложение 1, рис. 1.5, с. 20) и скульптура «Легенда о Пермском медведе» (см. Приложение 1, рис. 1.6, с. 20).
«Спираль-времени» - это символичный объект, главный лейтмотив которого - время. Теперь пройти по пути от самых истоков Пермского периода и звериного стиля до наших дней может любой желающий, оказавшись внутри пространства спирали. «Кама-река» - единственный в России памятник реке Каме. Скульптура «Легенда о Пермском медведе» изображает идущего медведя. Она основана на образе медведя с гербов Перми и Пермского края.
Глава 1. Что расскажут арт-объекты об истории Пермских земель
В арт-объекте «Спираль времени» зафиксирована история Пермских земель. Композиция состоит из семи арок, все изображения на ней четко структурированы. Первые три спирали рассказывают о зарождении Пермской земли в Пермский период и дальнейшее ее развитие, четвертая спираль рассказывает о христианстве, потом спирали повторяются.
Вторая спираль переносит нас на 300 млн. лет назад в Пермский геологический период. Он длился 47 млн. лет, в это время земля из океана выходила на сушу. Мы видим изображения земноводных, которые стали первыми существами, живущими на земле, огромных стрекоз, их отпечатки можно рассмотреть в музее Пермских древностей, кистеперых рыб (в Пермском периоде они заменили плавники на лапы). На спирали времени есть и изображения аммонитов (см. Приложение 1, рис. 1.7, с. 21) (древних морских моллюсков). Мы узнали, что Пермское море разливалось от Кавказа до Урала. В нем было огромное количество ракушек и кораллов. Когда Пермское море пересохло, то коралловые рифы остались в Предгорье Урала. Мы их можем наблюдать, когда едем в Кунгур на камень Ермак, белый камень на набережной в Хохловке – это тоже коралловый риф, часть Кунгурской ледяной пещеры тоже состоит из коралловых рифов.
Эту же информацию мы можем получить, разглядывая скульптурную композицию «Кама-река». Ладья – символ Камы стоит на пяти столбах. Столбы белого цвета из известняка, который образовался из Пермских коралловых рифов. Поверх течет Кама-река, напротив отель Урал – символ Уральских гор.
Дальше на спирали видны изображения ящеров. Люди часто путают их с динозаврами. Пермские ящеры жили раньше динозавров в Пермском периоде. Динозавры появились через несколько миллионов лет. Фигуры ящеров и звероящеров мы можем увидеть в ботаническом музее Пермского государственного университета (см. Приложение 1, рис. 1.8, с. 21).
На левом столбе композиции «Кама-река» тоже можно увидеть изображение ящера. Они вымерли 2000 лет назад, людей еще не было, но сохранились кладбища древних ящеров. Люди удивлялись размерам этих монстров. Они говорили, что несмотря на размеры они вымерли, а мы живы, значит, люди победили существ подземного мира. Так появились изображения «Человек на ящере» (см. Приложение 1, рис. 1.9, с. 21).
Третья спираль рассказывает о заселении Пермских земель людьми. Мы видим изображения топора и топорища и огромное пространство Пермских лесов (см. Приложение 1, рис. 1.10, с. 22). Это тайга, она малопроходима, на ней много болот и рек. Изображений людей очень мало. Два охотника под изображением медведя, две ладьи, на одной сидят три человека, на другой – четыре (см. Приложение 1, рис. 1.10, с. 22). Людей совсем немного, но это представители именно той цивилизации, которая создала Пермский звериный стиль. Этих людей, занимающихся охотой, можно назвать самыми ранними металлургами на континенте Евразия. Пермский звериный стиль (также известен как шаманские изображения, чудские образки, культовое литьё) — разновидность бронзовой художественной пластики, существовавшая в древних культурах Прикамья в период VI–XII веков н. э.
Мы знаем, что с металлом люди начали работать достаточно поздно. Как же получилось, что литые фигурки начали изготавливать еще с 6 века. Оказывается, на территории западного склона Уральских гор существовала очень мощная цивилизация Пермского звериного стиля, представители которой плавили металл, создавали магические предметы. На восточных склонах плавить металл начали только с подачи Петра 1 в 18 веке, почему же развитие шло так по-разному. Дело в том, что на восточных склонах были месторождения руды, а на западных склонах месторождения меди, и не простой меди, а самородной. Самородная медь легко плавилась в кострах. Коренные народы заметили, что кусок земли, попадая в костёр, плавится и превращается в лужицу. Потом они догадались, что если этот кусок земли положить в ямку и сделать углубление, то можно сделать мисочку. Они поняли, что таким способом можно получить наконечники для стрел, копья, а в последствии преимущество перед другими народами. Но бытовые предметы не так интересовали коренное население. Они были язычниками, все процессы, происходящие в природе, они считали магическими. Кусок земли под воздействием огня, воздуха и воды (костры жгли на берегу реки, т.к. люди селились на реке, а не в глубине леса) трансформировался, превращался во что-то новое. Процесс соединения разных стихий люди считали сакральным процессом. Они начали отливать многочисленные амулеты для общения с богами. Для создания амулетов животных выбирали тоже сакральных. Например, филин, он летает ночью, видит в темноте. Темнота - это неведанное. Филин видит то, что не может видеть человек, т.к. люди не ориентируются в темноте. Филин летает во мрак, в подземное царство. Вполне возможно общается с подземным миром. Первыми появились изображения ящеров, бобров, выдры, т.к. эти животные живут на границе двух миров. Например, бобр живет на земле, хатка под водой.
На второй спирали мы видим всадников (см. Приложение 1, рис. 1.11, с. 22). Откуда они могли взяться в этих лесах? Если внимательно посмотреть на картинки на спирали, видно, что леса очень густые, а реки густо набиты рыбой. В этих местах очень трудно передвигаться на лошадях. Явно, это пришлые люди.
Эти всадники – люди, которые принесли нам прорывные технологии, которые позволили плавить металлы, делать смесь меди с другими металлами. Чтобы понять, кто это такие, надо вспомнить словосочетание «Великое переселение народов». 12 тысяч лет назад с Китая, не выдержав 100-летних войн, вышла армия Гуннов. Они двигались на запад к Средиземному морю. Их многочисленное войско было очень богатым. Племена, которые были на пути гуннов, либо были убиты, либо порабощены. Гунны шли через Алтайские степи. Кто-то считает, что гунны – это остатки цивилизации скифов, у которых тоже был свой звериный стиль и более высокие технологии. Они пошли двумя путями вдоль Волги и вдоль Камы. Так по западным склонам Урала на Пермскую землю пришли скифы-кочевники. Они жили на лошадях, возили с собой дома и хоронили умерших в курганах. Доказательством служит наличие в Гайнском районе пяти скифских курганов. Именно изображения этих всадников мы видим на второй спирали. Всадников изображали на змее, а змея –это символ дороги. Эти люди ассимилировались в племена, примерно через сто лет слезли с коней и поделились новыми технологиями. Благодаря более совершенным технологиям люди стали отливать целые сюжеты. Например, человек скачет на коне, птицы-помощники, волк, указывающий путь. В это время появляется новое тотемное животное-великий лось.
На спирали мы видим много изображений медведя (см. Приложение 1, рис. 1.12, с. 22). А во всех источниках написано, что визитной карточкой пермского звериного стиля стал образ человеколося. Почему лось? Лось - это сакральное животное. У него раздвоенные копыта, благодаря этому он легко ходит по болотам. Люди удивлялись почему в глухих лесах, на болотах живет такое огромное животное. Это не рационально. У него наверху корона рогов. По лесу с ними неудобно ходить. Потом люди догадались, что это священное животное. Каждое утро лось выносит на своих рогах солнце, несет его целый день по небосклону, а вечером погружается в море мрака, переплывает его и возвращается обратно. Священный лось несет жизнь. Солнца не будет, не будет тепла, не будет детенышей. Изображение лосей пошло повсеместно. Сейчас мы можем увидеть лося на гербе города Чердыни (см. Приложение 1, рис. 1.14, с. 23).
Существует много звериных стилей (алтайский, стиль майя, ацтеков), все стили сакрализовывали животных, но не решались изображать человека, т.к. это означало, что человек обожествляет себя. В Пермском зверином стиле изображать человека начали достаточно рано, чуть ли не первыми из звериных стилей. Одно из первых появляется изображение человеколося (см. Приложение 1, рис. 1.13, с. 23).
Фигура имеет тело человека, а голову лося. У некоторых фигур на тело человека со своей головой накинута сверху голова лося. Ученые считают, что это возможно изображение шамана в накинутой шкуре лося. Это существо в измененном сознании, он летает к верховному лосю, общается с ним и возвращается к своему племени. С 4 по 7 век культ лося разворачивается в полную силу. Остальных животных изображают очень мало. Есть изображения сакральной лягушки и бобра. В остальных звериных стилях изображений лося не было, т.к. лось - северное животное, в других звериных стилях солнце несет конь-огонь.
Какие же еще сюжеты отливали в Пермском зверином стиле? Давайте снова обратимся к скульптуре «Кама-река». На левом столбе кроме «человека на ящере» есть фигурка женщины (см. Приложение 1, рис. 1.15, с. 23). Это проматерь, самая главная мать. Она принимает все решения, что будет есть племя, что будет сеять, как будет бороться с врагами. В будущем христианство активно отстранялось от языческих богов. У них всего два женских лика: Богоматерь и Параскева Пятницкая. У язычников образ проматери имел огромную ценность, ее прятали и берегли.
На втором столбе справа есть еще один женский образ. Это женщина с руками крыльями, стоящая на медведе с орлом над головой (см. Приложение 1, рис. 1.16, с. 24). Это очень мощная матриархатная фигура. Женщина, которая имеет мощь в среднем, верхнем и подземном мире.
На втором столбе слева находится изображение погребальной маски (см. Приложение 1, рис. 1.17, с. 24). Когда вождь умирал, ему на лицо клали маску с изображением сакрального животного.
На среднем столбе находятся «шумящие подвески» (см. Приложение 1, рис. 1.18, с. 24). Это мощный оберег. Сверху находятся две головы коня, которые смотрят в разные стороны (люди понимали, что мир двойственен, есть добро и зло, есть свет и тень, есть плохое и хорошее), а снизу утиные лапки. Утка тоже связывает три мира, ходит по земле, летает в небе и ныряет под водой. Подвески были очень популярным амулетом.
И, наконец, пятый столб. На нем мы видим медведя в жертвенной позе (см. Приложение 1, рис. 1.19, с. 25). Это самая известная в современном мире фигура из Пермского звериного стиля. Почему медведь, а не лось?
Оказывается, цивилизация, которая создала Пермский звериный стиль была очень мощная, но и у нее в 7-8 веках появляются противники. Наши предки становились все богаче, они торговали со всем миром. Но все чаще с двух сторон к ним подходят с предложениями разные племена. С юга Волжская Булгария предлагает перейти в Ислам. А с севера все чаще пытаются напасть молодые варварские племена, предки народов Коми. Варварские племена не интересует духовная ценность. Им интересно захватить богатства, переплавить и подороже продать на рынке.
Вожди все меньше ждут помощи от Великого лося. Цивилизация придавала предметам сакральный смысл, в сражениях их мечи из мягкого металла, украшенные драгоценными камнями, проигрывали металлическим орудиям варварских войск, а их стрелы, которые в полете создают магический звук не попадают в цель. Наши предки понимают, что у них нет другого орудия, кроме того, как обращения к священным богам. Они решают, что Великий лось отвернулся от них. Надо искать другое тотемное животное., которое не менее мощное, но которое всегда рядом. Выбор пал на медведя. И в 7 веке за столетие резко меняется тотемное животное. Появляются гребни и пояса с медведем. Гребни касаются волос, а это связь с небом. Пояс на животе – это охрана жизни.
Медведь – самый сильный, он царь зверей. Он очень большой. Его сакральность в том, что он отвечает за жизнь и смерть. Когда медведь уходит в берлогу, все живое замирает, все вянет. И пока медведь не вернется из подземного мира (а он может вернуться и в марте, и в мае) ничего не расцветает. Почему же такое сильное животное изображалось в жертвенной позе? Оказывается, когда племени грозила большая беда, охотники заранее просили прощения у медведя, а потом шли в лес и убивали его. Приносили медведя в племя и снимали шкуру. Затем колотили помост, плели тело медведя и натягивали на него шкуру. Раскладывали тело в шкуре в жертвенной позе и носили вдоль реки. Люди просили дождь, когда нет урожая. Просили посмотреть, откуда идет враг и помощь в битве. Медведь в ритуальной позе - это просьба о жизни, когда племени угрожает смерть.
В нашем городе сохранилось язычество. В центре города стоит тотемное животное. Это памятник, который называется «Легенда о Пермском медведе». Мы трём у медведя ухо или нос, просим здоровья, удачи, спасти от бед. Мы делаем все тоже, что делали древние племена. Медведь есть на гербах Перми и Пермского края. В рамках культурной революции часть люков заменили на люки с изображением ритуального медведя. Может быть, это сделано специально, чтобы защитить наш город. Канализационный люк - это вход в подземный мир (см. Приложение 1, рис. 1.20, с. 25). «Великий отец» находится на границе с подземным миром. Он заботится о нашей защите.
На средней спирали мы видим дома. На ней рассказывается о временах, когда на нашу землю пришло христианство. А что же стало с цивилизацией, которая подарила нам Пермский звериный стиль? В 11 веке шаманы поняли, что тотемы не спасают. Интервенция становится более сильной, люди понимают, что они не смогут удержаться на этих землях В начале 12 века было принято решение, что надо уходить. Племена уходят на место, где сейчас находится Ямало-ненецкий округ. Своих богов они оставили на прежнем месте, они считали, что все, что создано на земле Пермской, должно на ней и остаться. Молодые варварские племена удивлялись, куда же делись эти чудные люди, наверное, они ушли под землю. До сих пор на нашей земле живут легенды, что жил здесь народ чудь и ушел под землю. Может быть, они ушли физически, но духовно точно остались здесь.
Глава 2. Создание игры «По следам звериного стиля»
Нам захотелось поделиться своими знаниями с ребятами 7 классов. Мы сделали презентацию, в которой были помещены фотографии арт-объектов, изображение тотемных животных и богов, созданных в Пермском зверином стиле. В презентации мы поделились полученными знаниями. Нам очень хотелось, чтобы ребята не только познакомились с историей возникновения Пермского звериного стиля, но и, увидев новые арт-объекты, скульптуры и памятники, не проходили мимо, а задумывались, кому они посвящены, что хотел рассказать нам автор композиций.
Чтобы ребята лучше запомнили услышанное, решено было устроить соревнование между учениками каждого класса в форме «своей игры» (см. Приложение 2, рис. 2.1, с. 26). Ребята в классе делились на пять команд. Они выбирали по очереди, пользуясь приведенной таблицей, тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежало команде, выбравшей вопрос. В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если дан неверный ответ, то право ответа на этот вопрос переходил к следующей команде.
Темы вопросов были такие: ребусы, тесты, арт-объекты, картинки, факты.
Ребусы были составлены с помощью генератора ребусов Квестодел. Были зашифрованы названия животных, наиболее часто употребляемых в Пермском зверином стиле: медведь, лось, филин, бобр, ящер (см. Приложение 2, рис. 2.2, с. 26-27).
В разделе тесты были заданы вопросы с вариантами ответов. Надо было выбрать букву, рядом с которой записан верный ответ.
1. Из какого материала выполнены миниатюры «Пермского звериного стиля»? (несколько ответов)
А. меди Б. олова В. Бронзы Г. золота Д. стали Е. алюминия
Ж. пластмассы
2. Истоки этого искусства уходят в эпоху:
А. Мезозоя Б. Палеозоя В. Палеолита
3. Благодаря какой птице, по легенде предков, возникла суша?
А. Лебедь Б. Ворона В. Воробей Г. Дятел Д. Утка Е. Тетерев
4. На какой части одежды у предков крепились подвески-амулеты?
А. На шапке Б. На брюках В. На рукаве Г. На подоле Д. На поясе
5. Основатель первого собрания изделий пермского звериного стиля:
А. Строков Б. Строганов В. Стручков Г. Скачков
Блок заданий под номером три назывался арт-объекты. Там надо сказать название памятника, скульптуры или музея по его описанию.
1.Эта скульптура изображает идущего медведя. Она основана на образе медведя с гербов Перми и Пермского края («Легенда о пермском медведе»).
2.Единственный в России памятник реке Каме («Кама-река»).
3. Это символичный объект, главный лейтмотив которого - время. Теперь пройти по пути от самых истоков Пермского периода и звериного стиля до наших дней может любой желающий, оказавшись внутри пространства спирали («Спираль времени»).
4. Часть этой пещеры состоит из коралловых рифов (Кунгурская ледяная пещера).
5. В каком музее Перми можно увидеть скульптуры ящеров и звероящеров (в ботаническом музее Пермского государственного университета).
В четвертом разделе «Картинки» помещены фотографии предметов из коллекции Пермского звериного стиля. Надо догадаться, кто или что изображено на каждой картинке (медведь в жертвенной позе, человеколось, проматерь, человек на ящере, шумящие подвески).
Пятый раздел игры носит название «Факты». В нем надо ответить на вопросы, касающиеся времени, в котором жила цивилизация, подарившая нам Пермский звериный стиль.
Какая медь легко плавится в кострах? (самородная).
Доказательством чего служит наличие в Гайнском районе скифских курганов? (Здесь проходили скифы).
Почему изображения священного лося не было больше ни в одном зверином стиле? (Лоси – северные животные, в других местах они не жили).
О чем говорят две головы коня, смотрящих в разные стороны на «Шумящих подвесках»? (Люди понимали, что мир двойственен, есть добро и зло, есть свет и тень, есть плохое и хорошее).
Откуда появилась легенда о народе чудь, ушедшем под землю? (Цивилизация, создавшая Пермский звериный стиль, ушла на север, своих тотемных богов оставила на Пермской земле. Пришедшие племена подумали, что чудной народ ушел под землю).
С презентацией, рассказывающей об арт-объектах, с помощью которых, мы изучали историю возникновения пермского звериного стиля мы выступили в трех седьмых классах. После презентации были проведены игры. Познакомиться с заданиями игры можно по ссылке или данному куар коду.
https://goo.su/ncHT
Мы попросили учеников и учителей написать отзыв на наши продукты. Мнение тех, кто ими воспользовался очень важно, так как позволит сделать вывод интересна ли наша работа и стоит ли продолжать знакомить ребят с историей в игровой форме.
В отзывах ребят можем прочесть «Мне очень понравились презентация, мы узнали много нового и интересного». Дети отметили, что оказывается узнавать историю родного края очень важно и занимательно. Один из учеников написал: «Оказывается надо не просто гулять по городу, а внимательно смотреть на объекты и изучать то, для чего они поставлены».
Заключение
Результатом нашей работы стал анализ сведений, которые несут арт-объекты с изображением фигурок Пермского звериного стиля. Уверены, что данный материал будет интересен многим жителям Перми. Изображения тотемных животных в данном стиле давно стали визитной карточкой нашего города. Их можно увидеть не только на описанных арт-объектах, но и в других местах города. Например, окна центрального универмага на улице Ленина украшают орнаменты Пермского звериного стиля. Пермский звериный стиль на окнах ЦУМа появился в декабре 2010 года в рамках проекта по развитию туристической привлекательности города и «Пермской культурной революции».
Культурное значение оформления ЦУМа в зверином стиле заключается в том, что оно не только украшает фасад здания, но и служит своеобразным мостом между древней культурой региона и современностью, привлекая внимание к уникальному наследию Прикамья. На окнах изображены следующие фигуры - птицечеловек (на двух верхних окнах), Кудым-Ош, Человек на ящере и медведь в ритуальной позе. Кудым-Ош (в переводе с коми-пермяцкого «Медведь с устья реки Ку») — легендарный богатырь и культурный герой коми-пермяцкого народа, вождь и жрец, наделённый сверхъестественными способностями. Создатели этого стиля верили, что после смерти или во сне души могут превращаться в птиц. Крылатый герой в виде человеколося - птицы занимал промежуточное положение между небом и землёй, считался покровителем людей, посредником между людьми и небесными богами. Про остальные изображения мы уже рассказали в первой главе (см. Приложение 2, рис. 2.3, с. 28).
Изображения фигур Пермского звериного стиля можно увидеть на витражах гостиницы «Урал». В центральном холле на витражах также изображены птицечеловек, а также парящая в полете птица. Птица, уносящая на своей груди человека, символизировала душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир (см. Приложение 2, рис. 2.4, с. 28).
В Пермском аэропорту «Большое Савино» на оконных витражах расположены наклейки с изображениями Матери-богини Земли и Богини на коне-лосе. Сверху можно увидеть семь лосиных голов. Зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня.
Медведь-нарисован на опоре эстакады под мостом на въезде в аэропорт (см. Приложение 2, рис. 2.5, с. 29). Трехглавая птица (символ божественного начала, роста и устремления вверх) расположена на фасадах домов 44 и 46 по улице Чкалова (см. Приложение 2, рис. 2.6, с. 29). В центре Перми недалеко от Перми-2 в автомобильном туннеле по улице Локомотивной тоже можно увидеть фигуры Пермского звериного стиля (см. Приложение 2, рис. 2.7, с. 29).
Мы достигли цели – расшифровали значение арт-объектов, на которых изображены предметы Пермского звериного стиля. Познакомились с их помощью с историей возникновения цивилизации, которая производила предметы Пермского звериного стиля. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Оценивая проделанную работу можно сказать об ее эффективности. Мы создали презентацию и с помощью нее рассказали учащимся об истории возникновения Пермского звериного стиля. С помощью игры «По следам Пермского звериного стиля» нам удалось расширить и закрепить знания учащихся 7 классов о цивилизации, создавшей Пермский звериный стиль Работая над проектом, мы расширили и свои знания. Составляя игру, мы еще раз отработали умения по созданию презентаций. Мы убедились, что каждый человек должен изучать историю родной земли и знакомить с ней окружающих его людей.
Список использованной литературы:
1. Зеленин А. С. «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение», ПКОО «Пермский писатель», 2013
2. Эренбург Б. А. Э76 Звериный стиль / Эренбург Б. А. —Пермь: Сенатор, 2014 — 212 с.
3. Экскурсия по Перми «Пермский звериный стиль» с Любовью Сабитовой.
Приложение 1
Рис. 1.1
Магазин «Пермские конфеты». Чай
Рис. 1.2
Магазин «Сувениры из Перми» Showroom KAMWA
Рис. 1.3
Магазин «Сувениры из Перми» Showroom KAMWA
Рис. 1.4
Арт-объект «Спираль времени»
Рис. 1.5
Скульптура «Кама-река»
Рис. 1.6
Скульптура «Легенда о Пермском медведе»
Рис. 1.7
Арт-объект «Спираль времени». Аммониты
Рис. 1.8
Какие достопримечательности Пермского края вам знакомы?
Рис. 1.9
Скульптура «Кама-река». Человек на ящере
Рис. 1.10
Арт-объект «Спираль времени». Непроходимые леса, много рыбы, очень мало людей
Рис. 1.11
Арт-объект «Спираль времени». Всадники
Рис. 1.12
Арт-объект «Спираль времени». Медведи
Рис. 1.13
Человеколось
Рис. 1.14
Герб города Чердынь
Рис. 1.15
Скульптура «Кама-река». Проматерь
Рис. 1.16
Скульптура «Кама-река». Женщина с руками крыльями, стоящая на медведе с орлом над головой
Рис. 1.17
Погребальная маска
Рис. 1.18
Скульптура «Кама-река». Шумящие подвески
Рис. 1.19
Скульптура «Кама-река». Медведь в жертвенной позе
Рис. 1.20
Изображение ритуального медведя на крышках канализационных люков г. Перми
Приложение 2
Рис. 2.1
Игра «По следам звериного стиля»
Рис. 2.2
Ребусы
Рис. 2.2
Витражи на окнах ЦУМа
Рис. 2.4
Витражи на окнах гостиницы «Урал»
Рис. 2.5
Опора эстакады под мостом на въезде в аэропорт
Рис. 2.6
Изображения на домах на улице Чкалова
Рис. 2.7
Автомобильный туннель на улице Локомотивная?