1. Введение
История. Память. Реликвии. В этих словах, казалось бы, нет ничего общего, но их роднит одно: они - отражение времени, его следы и свидетельства.
История - это пазл, и факты - его кусочки. Без них картина не сложится. Предметы прошлого - это подсказки, которые помогают нам собрать этот пазл и понять, что происходило. Именно благодаря вещественным доказательствам прошлого мы можем наглядно представить и надолго запомнить историю: от грандиозных событий страны до частных моментов жизни семьи.
Меня увлекает история, особенно поиск ответов на вопросы, касающиеся не только мировых событий, но и истории моей семьи. Исследование родословной – это путешествие в прошлое, которое объединяет поколения.
1.1. Цель проекта
С помощью семейных реликвий я планирую провести исследование, посвященное моему прадеду, участнику Великой Отечественной войны, чтобы узнать больше о его судьбе и вкладе в Победу.
1.2. Задачи
Необходимым условием для успешной реализации цели является решение следующих задач:
- проанализировать литературу и документальные источники о Великой Отечественной войне
- собрать письменный материал о подвигах прадеда из воспоминаний родственников;
-изучить героический путь прадеда во время войны;
-изучить семейные реликвии-награды прадеда;
1.3. Методы исследования:
-изучение Интернет-ресурсов, поиск информации в электронных банках документов «Подвиг народа», «Память Народа» и др.
- изучение документальных источников в семейных архивах родственников материалов информационных источников, фотодокументов;
- опрос родственников;
- систематизация, анализ и обобщение материала.
В ходе исследования были изучены домашний архив, фотографии, архивы ресурсов сети Интернет, взяты во внимание рассказы родственников, книги о героях Великой Отечественной войны, книга Ордена и медали СССР.
1.4.Этапы исследования
I. Подготовительный этап
·Определил цели, задачи, основополагающие вопросы, гипотезу проекта. Изучил информационные источники по данной теме.
II. Деятельностный этап
Изучил семейные архивы, побеседовал с родственниками, с родителями; нашел на сайтах «Подвиг Народа», «Память Народа» документы о награждении прадеда.
III. Заключительный этап
·Подведение итогов исследования. Оформление результатов работы с помощью офисного программы Microsoft Word/
2. Основная часть
2.1. Информация о подвигах прадеда и его наградах (семейных реликвиях)
Мой герой – мой прадедушка Дикушкин Александр Семёнович, 1925 года рождения. Родился в селе Карлинское Ульяновской области. Воочию мне не удалось его увидеть. Он ушел из этой жизни довольно молодым. По крупицам информацию о его подвигах я собирал от родственников, а также из архивных документов, с сайта Память народа.
Конечно, самыми достоверными источниками информации о боевом пути моего прадедушки являются его награды, удостоверения и письма благодарности от командиров взвода (см. Приложение). Те самые реликвии, которые переходят из поколения в поколение, и являются молчаливыми свидетелями того страшного времени.
Сам дед, как и многие фронтовики не любил рассказывать о войне. Часто, со слов бабушки, плакал, вспоминая то время: «Каждый 9 мая они с фронтовиками из родного села собирались вместе, вспоминали военные годы, и у всех глаза наполнялись слезами от боли потерь и пережитого в годы войны, но ещё и от радости, что остались живы и победили».
Из интернет –источников, я узнал, что за годы войны из села Карлинское Ульяновского района Ульяновской области (наше родное село) на фронт было призвано более 400 мужчин. Обратно вернулось менее полутора сотни. Призванные в первые два года войны не вернулись вовсе.
Воевал мой прадедушка на Прибалтийском фронте (1943-1945 гг.) и в Дальневосточном военном округе (1945-1947гг.)
Боевую историю нашего героя, я знаю со слов бабушки и моих родителей. И благодаря их рассказам, наша семья может не только хранить память о прадеде, но и передавать её из поколение в поколение как бесценную реликвию Ульяновской земли.
Прадедушка призвался зимой 1943 году, когда ему было всего 17 лет. Будучи призванным рядовым, войну через два года он закончил уже в звании старшего сержанта по должности командир расчёта зенитного пулемёта. В 19 лет он уже был ветераном войны, орденоносцем с самыми ценимыми солдатами наградами медалью «За отвагу»(рис.1) и Орденом «Славы» ІІІ степени (рис.2) , к тому же еще и перенесший контузию.
После призыва прадедушка попал в учебную часть, где изучал особенности боевых действий с зенитным пулеметом. А в августе 1943 года в составе пулеметного расчета попал в 39-ую зенитную артиллерийскую дивизию ордена Кутузова, в которой провоевал до самого завершения войны.
Перед уходом на фронт его мама, моя прапрабабушка надела на будущего героя крестик, который в последствие спас ему жизнь. Несмотря на то, что во время Великой отечественной войны запрещено было носить нательные крестики, прадедушка не боялся последствий, что увидят, он бережно и надёжно прятал его.
До 1944 года 39-ая артиллерийская дивизия находилась в резерве верховного главнокомандующего и в активных боевых действиях не участвовала. Это позволило моему прадедушке почти год набираться опыта у бывалых фронтовиков, что очень помогло ему в последующих боях.
У нас, молодого поколения, воспитанного на фильмах о войне, принято считать, что зенитные орудия в основном использовались против налета вражеской авиации. Однако в военные годы мощные зенитные пушки и пулеметы очень часто использовали как эффективное оружие против танковых атак.
В 1944 году после обучения навыкам зенитчика-пулеметчика прадедушка попал на фронт. Во время учебы он познакомился и подружился со своим молодым земляком Степаном (фамилию, к сожалению, никто из родственников моих не помнит). Вместе с ним он испытывал все тяготы военного быта. Сейчас немногие знают, что выживать на фронте приходилось не только под вражескими пулями, но и с многочисленными болезнями, распространенные тогда из-за голода и холода. Солдатам приходилось спать, есть в любое время года под открытым небом. Если для командиров строились блиндажи, то простые солдаты несли свою службу в окопах под открытым небом. Не всегда удавалось погреться в холод у костра, ведь огонь и дым на передовой – это отличный ориентир для гитлеровских минометов. Поэтому приходилось терпеть все неудобства для одной цели – Победы над фашистскими захватчиками.
Своё боевое крещение прадедушка получил на подступах к Прибалтике. В марте 1944 года, когда уже солнце светило ярко и пыталось согреть всё живое на земле, гитлеровцы начали контрнаступление. По кадрам из советских фильмов мы привыкли видеть гитлеровские атаки в виде аккуратно выстроенных цепей пехоты с засученными рукавами, с танками, идущими не спеша, под грозную музыку, навстречу ожидающим их красноармейцам. Реально же все обычно обстояло иначе. Немцы до самого конца войны берегли своих солдат и очень умело воевали. Перед каждой атакой следовали сначала либо авиа налёт, либо очень плотный обстрел наших позиций минометами и артиллерией. Вот именно в этот раз прадедушка услышал, как спокойствие весеннего утра нарушается ужасным гулом приближающихся к нашим позициям снарядов. Очень повезло, что рядом с ними находился опытный солдат, который уже сталкивался с немецкими артобстрелами. Он заставил деда и Степана лечь в окоп. Впервые в своей жизни 18 летним парнем дед укрывшись в глубоком окопе слышал ужасные звуки войны – стоны раненных, последние крики умирающих и ужасные взрывы, взрывы, взрывы… несущие смерть всему вокруг.
Спустя всего 3 минуты, показавшиеся деду вечностью, обстрел прекратился также неожиданно, как и начался. Дед выглянул из окопа и увидел тела погибших сослуживцев, трупы лошадей, развороченные орудия – ужасную картину настоящей войны, воспоминание о которой до конца жизни вызывали в его глазах слезы.
Долго размышлять о случившемся не пришлось, так как грозный оклик командира , - “Танки!!Зенитные орудия на прямую наводку!”, - оповестил о еще большей опасности. После артобстрела началась атака немцев. На передовые окопы пехоты, находящиеся в полукилометре от расположения зенитного дивизиона шли 12 танков, прячась за корпусами которых, передвигалась немецкая пехота. “Вот он враг ,“– в первый раз увидел немцев прадедушка, заряжая зенитное орудие. Немцы уже практически вплотную подошли к окопам пехоты, как выстрелами дивизиона удалось подбить два танка. Еще один загорелся после меткого выстрела расчета противотанкового ружья, расположенного в окопах стрелкового батальона. Казалось еще немного и немцы дрогнут. Но вдруг один из танков прорвался сквозь позиции стрелкового батальона и на скорости рвался на укрепления дивизиона деда практически с тыла, откуда орудия зенитчиков достать его не могли. Разворачивать орудия времени уже не было, а танк уже через минуту мог сравнять всех зенитчиков с землей. Командир дивизиона велел моему прадеду вместе со Степаном, взять по связке гранат и не допустить прорыв танка. Они вдвоем по траншее побежали навстречу танку. Когда до грозной машины гитлеровцев оставалось всего несколько метров, и отчетливо можно было разглядеть черный крест на башне, дед и Степан вместе рванули из траншеи и одновременно бросили в танк свои связки гранат. Обе связки противотанковых гранат попали рядышком под основание башни и рванули. Сильнейший взрыв раздался буквально в нескольких шагах от зенитчиков, уничтоживших танк. Но вслед за первым последовал еще более оглушающий взрыв. Детонировал боекомплект танка. Гигантской силой взрывной волны башню танка сорвало и бросило прямо на деда со Степаном. Дальше дедушка ничего не помнил, так как его оглушило. Он получил сильнейшую контузию. Когда очнулся, сослуживцы рассказали ему, что сорванная башня гитлеровского танка упала прямо на них со Степаном. Дед оказался в траншее под башней, а Степана раздавило насмерть. Так уже в первом своем бою он потерял своего лучшего друга, и в этом же бою. прадед понял насколько сильна сила того самого крестика, который ему надела мама перед уходом на фронт.
Контратака немцев была остановлена, а уже на следующий день понесшие серьезные потери немцы были отброшены со своих позиций атакой советских солдат. Несмотря на контузию, дедушка в госпиталь не попал. Несколько дней полечился в полевом медсанбате и вернулся в свой дивизион. За этот бой мой прадед, будучи восемнадцатилетним мальчишкой, получил свою Медаль «За отвагу».
Практически спустя год дедушка уже в звании старшего сержанта принимал участие в боях на территории современной Литвы по блокировке и уничтожению Курляндской группировки гитлеровских войск. На фоне нашей Великой Победы сражения 1945 года в Прибалтике вспоминаются не так часто. А ведь именно блокировка Курляндской группировки гитлеровских войск приблизила нашу Победу. Еще в конце 1944 года части немецкой группы армии “Север” оказались отрезаны от основных войск группы армии “Центр” и более 400 тысяч гитлеровских солдат , будучи блокированными в Прибалтике - не смогли помочь основным войскам в защите Германии. Более того даже 9 мая, когда вся наша страна праздновала Победу, здесь на побережье Балтийского моря продолжались ожесточенные бои. Только 15 мая группировка немецких войск в составе 214 тыс. солдат и офицеров капитулировала. Но тогда, в марте 1945 года мой прадедушка еще не знал, в каком историческом сражении принимает участия. Не знал он и того, что до завершения войны оставалось всего два месяца.
3 марта после недолгой артподготовки стрелковой батальон, в поддержке которого принимала участие зенитная часть дедушки, поднялся в атаку и бросился на позиции гитлеровцев. Немцы встретили наших бойцов ураганным огнем из пулеметных гнезд, которые оказались невредимыми после обстрела нашей артиллерии. Продвинувшись всего на несколько десятков метров и потеряв около взвода солдат, наша пехота залегла. Дед вместе со своим расчетом участвовал в атаке. Пехота залегла, но смогла занять небольшую чуть выделяющуюся возвышенность перед позициями врага. Дед разместил свой зенитный пулемет прямо там. Пулеметы врага обнаружили себя при первой атаке наших солдат, и теперь дедушка вел при помощи своего расчета обстрел пулеметных установок гитлеровцев. Зенитный пулемет – вещь очень мощная. Патроны к нему идут разрывные, скорострельность – отличная. И прежде чем немцы смогли ответить на прицельный огонь дедушкиного расчёта огнем из минометов, все три пулемета противника были подавлены. Пехота вновь поднялась и гитлеровцы уже не смогли остановить советских воинов, которые ворвавшись в окопы немцев, уничтожили всех в них оставшихся, обратив в бегство немногих уцелевших. Дедушка вслед за пехотой разместил в бывшем немецком окопе свой пулемет. Вместе с расчетом, оторвал от немецкого блиндажа несколько бревен, быстро подготовил надежное укрытие, и две запасные позиции для своего орудия, бойцов и себя. И как оказалось, на следующий день такая дедушкина находчивость сыграла очень важную роль. А вечером 3 марта он принимал поздравления от солдат, которые подходили и благодарили его за точную стрельбу, за три уничтоженных пулеметных расчета фашистов, за их солдатские спасенные его пулеметом в этой атаке жизни.
Но немцы не желали смириться с потерей удобных позиций . Утром 4 марта 1945 года на бывшие немецкие окопы, занятые в предыдущий день советскими бойцами обрушился град мин. Потерянные вчера позиции были важны для немцев и они решили вернуть их любой ценой. После минометного обстрела немецкая пехота при поддержке нескольких танков пошла в атаку. И советскому стрелковому батальону пришлось бы туго, если бы не кинжальный огонь дедушкиного зенитного пулемета, который заставлял немцев, потеряв солдат, ложиться и ползком возвращаться на свои позиции. После чего по укреплению дедушкиного пулеметного расчета наносился минометный удар, и гитлеровцы вновь шли в атаку. А дедушка вместе со своим расчетом вновь «строчил» их из пулемета – с запасной заранее приготовленной позиции. Трижды за этот день немцы пытались отбить свои позиции – и трижды были отброшены назад.
Награду за эти два дня боев дедушка получил уже в конце лета 1945 года на Дальнем Востоке куда армия, в которой он служил, была переброшена для противостояния с японцами после Победы над гитлеровской Германией. По окончании боёв прадедушке был вручена Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» (рис.3)
Домой из армии мой прадедушка вернулся с наградами лишь в 1947 году.
Но ещё есть в нашей семье реликвия, которая является прямым доказательством, что мой прадед Герой – это письмо благодарности маме моего прадедушки (рис.4). Письмо трогает до глубины души, рассказывая о беспримерном мужестве девятнадцатилетнего парня, прошедшего через войну. Читая это письмо, я восхищаюсь я мужеством нашего прадедушки- мальчишки, который в годы войны проявил себя настоящим героем. Я помню, я горжусь. И эти семейные реликвии я пронесу сквозь года, рассказывая и своим детям о нашем герое Дикушкине Александре Семёновиче. Мой прадед и его подвиг будет жить вечно, потому что мы будем всегда помнить его вклад в Великую Победу 1945 года!
3. Заключение
3.1. Практическая значимость работы.
- Исследованы военные реликвии моей семьи - наградные документы прадеда.
- Восстановлен и систематизирован семейный архив.
- Приобретены навыки исследовательской деятельности.
3.2.Вывод.
В результате проведённой работы цель достигнута. Изучая архивные документы, я пришел к выводу, что мой прадед внёс достойный вклад в Великую Победу. Для меня открылись не только новые страницы истории моей семьи, но и истории моей страны в годы Великой Отечественной войны.
Конечно, мы уже тоже не живем в мирное время, и совсем рядом идут боевые действия, которые уносят жизни многих солдат. Мы, сегодняшняя молодёжь, являемся свидетелями жутких событий, но нам не стоит забывать и те далёкие годы Великой Отечественной. Я много думал и понял, что именно благодаря тем солдатам из 41 года, сегодняшние наши мужчины и женщины проявляют отвагу, силу духа в борьбе с нацистами в специальной военной операции.
4.Литература:
1.Великая Отечественная Война. Полит.издательство. 1984 г.
2.Живые строки войны; Левин, Лошак. 1990 г.
3.Ордена и медали СССР. Колесников Г.А., Рожков А.М. История, Военная история, 1986 г.
4.Материалы из семейного архива.
Интерент-ресурсы:
1. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
2. https://pamyat-naroda.ru/
Приложение
М едаль за Отвагу
Рис.№1
Орден Славы
Рис.№2
Рис.№3
П исьмо-благодарность
Рис.№4