История народного костюма жителей села Дедуровка Оренбургской области

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История народного костюма жителей села Дедуровка Оренбургской области

Преснова А.Д. 1
1МАОУ "Дедуровская СОШ Оренбургского района" Оренбургской области
Ротина В.Г. 1
1Народный музей истории села Дедуровка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 

 

Введение

Моя малая Родина - маленькое старинное село Дедуровка, что в Оренбургской области, частичка большой, многонациональной страны Россия.

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие украинского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сделанных руками народных мастеров.

Украинский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом. [15]

Изучая материал по истории села, захотелось узнать, кто мои предки, какой же именно костюм был у них.

Выяснив, что мои предки - переселенцы из Курской губернии, я стала изучать материалы о культуре и традициях, об истории костюма жителей именно этой губернии. Чем пристальнее я изучала украинский народный костюм Курской губернии, тем больше находила в нем детали родные и близкие сердцу. Он становился образной летописью моих предков, которые языком цвета, формы, орнамента раскрывали многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. Именно поэтому и не умирает народный костюм. [14]

Цель исследовательской работы:

Воссоздать историю украинского народного костюма жителей села Дедуровка Оренбургской области, переселенцев Курской губернии.

Задачи:

- изучить особенности украинского народного костюма;

-собрать материал по истории украинского народного костюма жителей Курской губернии;

- выявить сходство и отличительные особенности народного костюма жителей села Дедуровка Оренбургской области с украинским костюмом жителей Курской губернии.

Объект исследования:

- украинский народный костюм

Предмет исследования:

- украинский народный костюм села Дедуровка Оренбургской области.

Методы исследования:

- изучение архивных материалов районного и областного архивов;

- изучение фондов краеведческих музеев района и Оренбургской области;

- работа с библиотечным фондом (газеты, журналы, статьи, книги по истории украинского народного костюма);

- интервью и беседы со старожилами села Дедуровка Оренбургской области;

- ресурсы Интернет.

Гипотеза: Через изучение костюма жителей села, мы узнаем традиции и обычаи украинского народа, переселенцев из Курской губернии.

Практическая значимость:

- исследование позволит сохранить культуру своих предков, традиции и обычаи;

- даст возможность подготовить и собрать материал об украинском народном костюме;

- описание народного костюма жителей села Дедуровка Оренбургской области ляжет в основу создания костюмов для сельских фольклорных ансамблей «Криницы» и «Горлицы»;

- собранный материал войдет в книгу с исследовательскими работами по истории Оренбургского района.

  1. Основная часть

II.1.Украинские корни малой родины

Т ерриторию Курского края люди заселяли в глубокой древности. Известно, что во второй половине І тыс. н. э. здесь жили северяне. В XIV-XV веках эти земли были известны под названием «Дикого поля». [15]

Но уже с к XV-XVI вв. Курско - белгородский край начинает заселяться заново. Особенно усиливается миграционный поток сюда со второй половины XVII в. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, заканчивается строительство Белгородской черты; во-вторых наблюдается относительное затишье в татарских набегах. Также, до 1654 года переселение украинцев в Россию было переходом из одного государства в другое. После же заключения договора между Россией и Украиной это препятствие было устранено.

Автор «Літопису Самовидця” писал: «… до и с того времени люди бесчисленные из-за Днепра… пустые земли великими городами и селами осадили». [18]

Заселение Оренбургского края выходцами из центральных губерний России приходится на первую половину XIX века, они сотнями и тысячами устремлялись на восток, в Заволжье, оренбургские степи. По данным начала 1830-х годов много переходцев было из Пензенской, Воронежской и Курской губерний. В 1827 году казенные крестьяне Березовской волости, Новооскольского уезда, Курской губернии в количестве 400 душ просили Оренбургского губернатора, - «по недостатку на настоящих их жительствах земли» - поселиться в оренбургском уезде на «пустопорожней» земле. Просьба их была удовлетворена. Переселение крестьян, преимущественно государственных и вольноотпущенных помещичьих, за Урал происходило стихийно, крайне неорганизованно и без необходимой помощи со стороны государства. [19 с. 256]

Изучая архивные материалы и литературные источники, удалось выяснить: 380 сёл в Оренбуржье основано украинскими переселенцами.

Граница между Украинской СССР и РСФСР была проведена по границе бывших губерний. Харьковская губерния была передана УССР, а Курская и Воронежская губернии - РСФСР. Однако национальный состав всех трех губерний был русско-украинским.

[Государственный Архив Оренбургской области - фон.6. опись 4 документ – 9163, листы 6, 48, 81, 82. Смотри также : С.А.Попов Из истории поселения украинцев в Чкаловской области. Великая дружба, сборник статей. Чкалов 1954 год, ГАОО, ф 6, оп 5, д 11603, листы 151 за 1839 год ]

II.2. Женский украинский народный костюм и его особенности

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. . [6]

Традиционный украинский костюм - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, серебро и кораллы... Южнорусская простота с привкусом восточной роскоши, любовь к которой украинцы переняли у соседей-кочевников, и налетом западной изысканности, доставшейся в наследство от других соседей, поляков, - вот что такое украинский костюм. [11 с. 34]

Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской, и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка), шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туник образные, поликовые (з уставками), на кокетке. Рубахи шились с воротниками и без них.

Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья.

По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Понева - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта.

Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

[18 http://folkler.ru/category/araby_kostyum/]

Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) - уже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета.

Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи. Дальнейшей эволюцией поневы считается юбка (спiдниця).

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем - рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.

Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. В одной из народных песен сестра советует брату выбрать лучшую невесту, которая имеет то преимущество, что она «...вміє шити-вишивати і гарних пісень співати». Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. [18 http://www.narodko.ru/]

Конечно, не все девушки в то время имели возможность приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, но по отделке их одежда не уступала одежде более богатых.

Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца. (Приложение №1)

Изобилующий лентами и вышивками украинский женский костюм не может считаться полным без украшений, которые должны были не только радовать глаз, но и отгонять своим звоном всевозможную нечистую силу, беды и болезни. С этой же целью - отогнать беды - носили на шее многочисленные образа, богато расшитые ладанки с мощами святых и молитвами. Любимыми украшениями украинок исстари были серьги и монисто.[5 c.25 ]

Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Появиться простоволосой, с непокрытой головой перед людьми (будь то даже родственники) для украинской, да и для любой славянской женщины всегда считалось верхом неприличия.

Свадебные венки невесты

Украинский народный костюм имеет обрядовые символы. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство, секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса.

Обрядовая символика костюма - признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм.

Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь.

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, который обязательно присутствует в украинском костюме. [4 c.23]

Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством.

Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.

Вышивка широко использовалась в народном костюме и в быту. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.

Белая вышитая сорочка - неотъемлемая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности, они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные). [18]

Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ром бы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые "техники", которых на Украине известно около ста. (Приложение № 2)

Что же чаще всего вышивается на украинских сорочках - вышиванках и рушниках? Калина, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птицы, символы: Воды, Земли и Солнца. [18]

К алина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Поэтому свадебные рушники, девичьи и даже юношеские сорочки вышивались калиновыми гроздьями.

Дуб и калина - мотивы, которые очень часто встречаются на юношеских сорочках и объединяют в себе символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Дуб - священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, жизни. Таким образом, сорочка служила оберегом жизненной силы рода.

Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж сеятель, а жена должна растить и оберегать дерево их рода. Мотив винограда присутствует на женских и мужских сорочках.

Тайны жизни раскрывает цветок лилии. В легендах лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии.

Роза - любимый цветок на Украине, его бережно растили под окнами домов, потому что этот цветок напоминал Солнце. Узоры с розами вышивались за законами растительного орнамента, что означало беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением.

Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике. "Хмель" очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля - свадебный символ.

II.3. Курский народный костюм переселенцев с Украины

Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии украинцев и польско-литовских выходцев.

Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира — лиф и низ. [8,с.29]

Ж енские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи — красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы.

Костюм с поневой включает рубаху, поневу, передник, головной убор, шаль, обувь.

Рубахас прямыми поликами из кумача. Вокруг горлови­ны ткань собрана в частую (одностороннюю) сборку и зак­реплена обтачной тесьмой шириной 1 см. Глубина горлови­ны 24 см. Общая длина рукава (от горловины) 76 см (из них 21 см — полик, 53 см — рукав, 2 см —манжета). Полик переходит в рукав через вышивку (ширина вышитой полосы 11,5 см). С внутренней стороны вдоль ру­кава проходит декоративный шов как продолжение пере­дней линии полика. Низ рукавов присборен. Ширина рука­ва внизу 10 см. Низ рубахи декорирован вышитой полоской шириной 12 см. Ниже вышивки через кант синего цвета шириной 0,5 см проходит полоска кумача шириной 3,5 см.

Поневараспашная носилась «с подтыканием», поэтому орнамент располагался с изнанки. Клетчатая ткань поневы; декорирована вышивкой шерстяными нитями в сочетании с блестками, мишурой. Полотнища соединены между со­бой полоской, по обе стороны которой - также вышивка шерстяными нитями. Края поневы обработаны нашивка­ми кумача и тесьмой шириной 1,5 см. Длина поневы 79 см. Ширина поневы (из трех полотнищ)

по низу 132 см. Верх понёвы изготовлен на гашнике.

Передник — с нагрудной планкой шириной 5,5 см. Об­щая длина передника 92 см, из них 46 см — ширина деко­ративной полосы по низу (вышивка, полосы кумача, цвет­ные ленты, позумент); Ширина передника по низу 65 см. По верхнему срезу передник присборен. Передник закреп­ляется на фигуре двойными бретелями (на линии плече­вого пояса) и подвязками (по бокам).

Головной убор— чепец из штофа малинового цвета. Зо­лотое шитье, позументы, полоски, цветная перевить — элементу декора. Позатыльник декорирован золотой ни­тью, жемчугом, бисером.

Шальс бахромой размером 288x288 см, ширина бахро­мы 19 см, позднее головная повязка из цветного ситца.

Обувь — лапти лыковые, или кожаные туфли.

Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки. [6]

II.4. Костюм жительниц Курской губернии, положенный в основу женского костюма жителей села Дедуровка

Село Дедуровка Оренбургской губернии было основано переселенцами из Курской губернии. Активная миграция на восток, в Заволжье и Оренбургские степи русских государственных крестьян Тамбовской, Пензенской, Воронежской и Курской губерний происходила по причине малоземелья и возрастающих недоимок. Эти события были освещены в оренбургских ведомостях 1832 года: «… русскими и украинскими переселенцами в количестве 400 душ мужского пола из Курской губернии была основана деревня Белозерка. В июле того же года часть этих крестьян перешла за Урал на свободную казенную землю при речке Николка, близ Краснохолма, основав деревню Дедуровку…». [15]

В основу костюма жителей с. Дедуровка был положен комплекс костюма Курской губернии с преобладанием элементов украинского народного костюма: рубаха с поневой, головной убор «четырехугольный платок», орнамент, кружево, вышивка.

Одежда проста по крою, но необычайно разнообразна по цветовому решению. Рубаха и рукава были длинными. Поверх рубахи надевалась понева- кусок ткани, обвернутый вокруг бёдер. Это был самый простой в изготовлении вариант одежды, поскольку понева одевалась на длинную рубаху. Понева закреплялась либо широким тканым поясом, либо передником, который назывался запон. Поневы были разнообразны по цвету и рисунку.

Характерным для жителей нашего села является то, что женщины практически никогда не носили сарафаны. Мужчины носили рубахи на выпуск, с вышивкой на груди и по низу.

В Народном музее села Дедуровка бережно хранятся мужские вышитые кашемировые рубахи конца XIX века.

Уже с раннего детства девочек учили шить, вышивать, прясть, вязать: надо было готовить приданное к свадьбе. Для нашей местности характерна вышивка гладью и крестом с инициалами хозяина рубахи. На мужских рубахах она была обязательной. Эта вышивка делалась невестой как подарок жениху к свадьбе. [8,с.37]

С охранилась и обрядовая символика, характерная для украинского костюма.

Вышивка костюма жителей села Дедуровка является своеобразной визитной карточкой.

На сорочках и рубахах широко использовались такие мотивы вышивок, как "бараньи рога", "кудри", "кудрявцы", "гребешочки" и др. Известный узор "рожи" (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей. [3,с.32]

В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто использовались такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив "барвинка" является символом неувядающей жизни, узор "яблочный круг", разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете - символом любви. В вышивке жителей нашего села встречается и древний символ "дерево жизни", изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток. [16]

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц - петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых - муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. [10 с.45]

Позже одежда жителей села претерпела изменения, связанные с причислением их к Оренбургскому казачьему войску. Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек: «Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке». [11,с.54]

Н о в нашем селе одежда мало чем изменилась. Рубаха осталось прежней, вышивка на рукавах и по низу, на передней части кофты, но вместо поневы начали шить юбки льняные, кашемировые, с оборками и поперечными складками по низу. Популярен был и запон с вышивкой и шитьем. Его носили с юбками. Помимо своего непосредственного назначения – защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.

Рисунки и фотографии, которые были переданы в наш музей старожилами села, подтверждают, что одежда наших жителей села Дедуровка, была именно такой.

Изучив костюм жителей нашего села, был сделан вывод:

Н ародный костюм не только элемент материальной культуры, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшие элементы края с использованием материалов, вышивок и украшений, свойственных украинской одежде в прошлом. Народный костюм наших жителей формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

  1. Заключение

Изучив украинский костюм Курской губернии – мы выяснили, что он стал образной летописью жизни моих предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Жители села Дедуровка, получили в наследство культуру и быт очень далекой от нас Курской губернии и Украины. Именно поэтому и отличаются наши костюмы от всех других. В одежде, которую жители шьют сами в настоящее время, можно увидеть элементы украинской вышивки. Ткань для блузок используется чисто белая, батист, шелк. Вышивка на рукавах и груди. Для юбок используют шерсть темных тонов черная, синяя, коричневая, бардовая. Покрой с запахом.

Изучая национальный костюм украинцев, мы много узнали о культуре и быте народа, его традициях. Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. [7 с.35]

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений. Веками наши предки по крупицам собирали, сохранили и донесли до наших дней колорит украинского костюма. Сегодня высокохудожественные образцы национального костюма можно увидеть только в музейных коллекциях музея «Национальная деревня» и музее имени Т.Г.Шевченко в г.Оренбурге, которые, как правило, выставляются очень редко. [17,с.32]

Цель работы по воссозданию истории украинского костюма и костюма моих предков жителей Курской губернии достигнута. Работа – не закончена, это только начало на пути изучения культуры, традиции и быта жителей Украины, переселившихся в Курскую губернию, а затем в Уральские степи. Мы, молодое поколение, должны сохранить и передать нашим потомкам любовь и гордость за наших предков.

Материал, который был собран и систематизирован, будет использоваться на уроках технологии, классных часах, для подготовки внеклассных мероприятий для проведений экскурсий в Народном музее истории села Дедуровка. Куклы в национальных костюмах жителей с. Дедуровка, сшитые учащимися нашей школы, займут почётное место в витринах. С помощью рисунков, сделанных по описанию старожилов села и фотографий, переданных в музей, изготовлены украинские национальные костюмы для народного фольклорного ансамбля «Криницы» и «Горлицы» при Доме Культуры с. Дедуровка.

IV. Список литературы

  1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. - М.,1996 г.

  2. Барабурина В. А. Основы художественного ремесла. - М.,1979 г.

  3. Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание. - К., 1986

  4. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М., 2000 г.

  5. Игнатова Т. И. Свадебные платья и аксессуары.- «Издательство АСТ», 2003 г.

  6. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.,1988 г.

  7. Миловский А. Рассказы о народных праздниках.- М.,1987 г.

  8. Музей прикладного искусства и быта России Путеводитель. – М., 1987 г.

  9. Список населенных мест Российской империи: Курская губерния. – М., 1868.

  10. Основы декоративного искусства в школе. - М., Просвещение. 1981 г.

  11. Плаксина Э. Б. История костюма: стили и направления.- М., 2004 г.

  12. Попов А.С. «История поселения украинцев в Чкаловскую область» 1954г.

  13. Русский народ. Полная иллюстрационная энциклопедия. – М.,ЭКСМО, 2005 г.

  14. Архивные материалы школьного и районного музея.

  15. Материалы районного и областного архивов.

  16. Материалы музея «Истории Оренбургского района» и музея МБОУ «Дедуровская СОШ»

  17. Журнал издательства Оренбургской области «Оренбуржье многонациональное» 2008-2011 год.

  18. Ресурсы Интернет.

- http://letopisi.ru/, - http://www.narodko.ru/

- http://folkler.ru/category/araby_kostyum/

- украинская народная вышивка (Информационный проект "Украина" портала AtlasUA.net)

-украинская вышивка Альбом Издательство Киев "МИСТЕТСТВО"1993

19. Чижикова. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры - М.: Наука, 1988. - 256 с.

  1. Приложения

Приложение № 1

АРХИВНЫЙ ОТДЕЛ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ

ОРЕНБУРГСКОЙ области

от1.10.201156 на запрос от

Сообщаем, что в "Оренбургских Епархиальных ведомостях" № 15 с. 598, имеются сведения о с.Дедуровка: за май 1904 г. "Дедуровка основана в 1820 г. выходцами из Курской губернии, бывшими крестьянами, переименованными потом в казаков. Первым выходцем был некто" Дедура" от фамилии которого и само селения получило свое название "Дедуровка".

В 1866 г. здесь был построен небольшой, деревянный храм. В 1901г. ветхий и невместительный храм был перестроен в более обширный... в селе 2000 душ... в приходе существует шкала гра­моты, в которой обучалось сначала 30 девочек (7 девочек переш­ли в казачью школу) и 2 школы казачья мужская со 150 мальчиками и женская с 50 учениками...".

Из материалов по историко-статистическому описанию "Орен­бургского казачьего войска" вып. 10,Оренбург 1910 г. с.248 следует, что с.Дедуровка в 1841 г. причислена к Оренбургскому казачьему войску, здесь же (с.119) имеются статистические сведения о числе дворов и жителей за 1910 г: "деревня Дедуровка" "казенных кресть­ян и прочих" "496", "дворов - 124", на стр.175 данные за 8 янва­ря 1842 г. "В округе 1-го полка д.Дедуровка - 324 чел."

Других выявленных документов не имеем.

Директор облгосархива

Приложение №2

Способ изготовления краски из природного червеца (в описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом)

"С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно. Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастiе найти такое сокровище.

Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько им надобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.

Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет".

Приложение № 3

Виды швов украинских народных вышивок.

Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты.

К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор, низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные виды мережек.

Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием, выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой.

В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы, которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а также гладьевой шов качалочки, которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты.

К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание ), которыми можно соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.; зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в изделиях, а также сборка на нитку – пухлики.

Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.

Просмотров работы: 13