Введение
Каждый регион России обладает уникальной историей, которая одновременно является частью общего исторического наследия страны и отражает индивидуальные особенности конкретного места. Понимание истории родного края помогает осознать его особый вклад в общее прошлое России.
Вместе с тем современная молодежь демонстрирует недостаточную осведомленность в вопросах истории. Так, в 2024 г. средний балл ЕГЭ по истории среди учеников 11 класса составил 57 баллов из 100 возможных. В этом году – 55. И хотя история родного края не входит в обязательную программу ЕГЭ из-за отсутствия отдельного школьного курса, вполне вероятно, что и по данному направлению существуют определенные пробелы в знаниях, в том числе и среди учеников начальной школы.
Результаты проведенного нами опроса среди одноклассников показали следующее: никто из ребят не смог назвать дату основания города Омска (1716 г.), имя основателя (подполковник Иван Дмитриевича Бухольц). Одноклассники затруднились с определением места расположения Первой Омской крепости (левый берег р. Оми), а также с переводом названия главной реки Омской области – Иртыша («землерой»). Из шести заданных мною вопросов 16 из 22 человек верно ответили только на один – указали наименование реки, от которой Омск получил свое название – Омь. При этом, никто не смог указать, как переводится слово Омь («тихая»).Это подтверждает значимость нашего исследования и делает его актуальным.
Именно поэтому нас волнует вопрос: как повысить заинтересованность и мотивацию сверстников, учеников начальной школы, к самостоятельному знакомству с историей родного края, несмотря на отсутствие специального учебного предмета в начальной школе? Одним из действенных инструментов, на наш взгляд, способным повлиять на данную проблему, могут стать образовательные комиксы. Исследованию процесса их создания и изучение преимуществ как инструмента обучения посвящена настоящая работа.
Объект нашего исследования – образовательный комикс.
Предмет – влияние образовательного комикса на повышение познавательного интереса обучающихся начальной школы к истории родного края (на примере знакомства с легендами Омского Прииртышья).
Цель исследования – выяснить, можно ли повысить интерес учеников начальной школы к истории родного края, используя образовательные комиксы.
Для ее достижения нам предстоит решить следующие задачи:
- охарактеризовать некоторые исторические аспекты в развитии жанра комикса;
- выявить и проанализировать структурные элементы комикса как творческого продукта;
- установить особенности образовательного комикса как вида визуально-текстового обучающего материала;
- разработать образовательный комикс на сюжеты омской истории, связанные с легендами Омского Прииртышья.
- ознакомить с комиксом учеников 3 класса и методом опроса выяснить, повлиял ли комикс на их желание узнавать больше об истории родного края.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение: использование образовательных комиксов повышает познавательный интерес обучающихся начальной школы к истории родного края, в том числе благодаря сочетанию текста и изображения, простотой подаче информации.
Методы исследования:
Анализ литературы (анализировали виды, структуру комикса и особенности такого его жанра, как образовательный).
Интервью с Александрой Михайловной Д., заведующей кафедрой гуманитарного образования Института развития образования Омской области, кандидатом культурологии, об исторических сюжетах, которые можно отразить в образовательном комиксе [15].
Опрос. Позволил собрать информацию о начальном уровне знаний одноклассников по истории г. Омска, а затем выяснить, как ребята оценили образовательный эффект созданных мною комиксов [Приложение 1].
Создание образовательного комикса, а также при организации занятия, посвященного обсуждению созданного нами творческого продукта.
Работая над исследованием теоретических вопросов, мы обращались к научным статьям таких авторов, как Донина И.А., Шустров А.С. [3], Животовской В. [4], Онкович Г. В. и А.Д. [6], Пятковой О. Б., Шибковой А.З. [9], Степанец М. В. [10]. Кроме того, анализировали сами образовательные комиксы из разных серий авторов Агапова Д., Помидор В. [1], Гудвин М. [2], Клименкова-Тищенкова А. [5], Уильямс М. [12], Хилл Д. [13].
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Глава 1. Комикс как комбинированный вид искусства
Исторические аспекты развития жанра комикса и характеристика видов комикса.
Перед тем, как комиксы начали активно применяться в образовательных целях в последние десятилетия, они прошли долгий путь эволюции, развиваясь как особая форма искусства, содержащего одновременно и иллюстрации, и литературный текст.
Существуют разные определения этого понятия. Одно из наиболее распространенных и обобщенных следующее: «комикс – это серия изображений с краткими текстами, в которых рассказывается какая-либо история или ситуация» [10, С. 35]. При этом тема истории по характеру может быть разной – юмористической, приключенческой, фантастической, обучающей, иной. В зависимости от ее содержания комиксы делятся на жанры: романтический, героический, ужасы, биографический, научно-фантастический, политический, образовательный и др.
Считается, что первые комиксы в их современном понимании появились в США. В 1895 г. на страницах газеты New York World, а затем New York Journal вышла юмористическая история Ричарда Аутколта «Желтый малыш в квартирах Макфаддена» с подзаголовком comic book (смешная книга). История издавалась до 1898 г. Желтый малыш – это мальчик, живущий в трущобах Нью-Йорка. Комикс рассказывал о его уличных приключениях с друзьями из бедных кварталов. Реплики малыша печатались на его желтой рубашке, а диалоговые фразы других героев были заключены в облака [8, С. 54].
Однако история искусства подтверждает, что у народов на разных континентах и островах существовали свои рисованные информационные повествования, которые можно считать прообразами идеи будущих комиксов, так как их объединяет с ними сюжетность и последовательность иллюстративного рассказа. К подобным повествованиям ученые относят наскальные рисунки древних людей, изображения в египетских гробницах, рисунки на древнегреческих вазах, житийные иконы о жизни святых, средневековые гобелены, витражи, фресковую живопись в храмах, русский лубок и пр.
«Золотой век» комиксов в мировой индустрии пришелся на 1930-е гг. Именно в этот период в США появились специализированные издательства, выпускающие данный творческий продукт. Наибольшей популярностью пользовались героические комиксы. Среди известных персонажей того времени – капитан Марвел, Пластичный человек, детектив Спирит [9, С. 91].
В годы Второй мировой войны сюжеты американских комиксов фокусировались вокруг победы над Германией, отражая тем самым происходящие политические события. На обложках можно было увидеть Супер-мена, Капитана Америка, повергающих Гитлера.
В нашей стране долгое время комикс считался чуждым веянием враждебных западных стран, потому развитие жанра имело свои особенности. Так, в 1942 г. началось издание поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» в газете «Красноармейская правда». В каждом номере шесть рисованных кадров со стихотворным текстом рассказывали истории будней удалого солдата Василия Теркина («Как Вася Теркин после боя отплясывал», «Как Вася Теркин летчика выручил» и пр.). И хоть их нельзя было назвать комиксом по форме, схематичность, простота изображений, меткие короткие тексты сближают истории о Теркине, знакомые каждому солдату советской армии, с комиксами [7].
В 1950-1970-е гг. советские научно-популярные журналы («Знание – сила», «Техника – молодежи», «Турист» и др.) начали использовать элементы комиксов в журналах, преследуя при этом в основном просветительские цели. Нарисованные покадрово картинки могли сопровождать статью, объясняя и упрощая ее смысл. Например, с их помощью изображали явление научно-технического прогресса, технологии будущего. Однако форма комикса использовалась и для высмеивания человеческих пороков – сатирические истории печатались как листовки, имели форму газетных карикатур (в журналах «Бегемот», «Будильник», «Крокодил» и др.). При этом само слово «комикс» не употреблялось, вместо него бытовало выражение «истории в картинках» [4].
Лишь в 1990-е гг. после распада Советского союза (СССР) в нашей стране появились переводы зарубежных комиксов, а жанр продолжил развиваться уже по канонам классического комикса.
Отмечу, что в разных странах комикс имеет свое название. В Японии – манга (делятся по целевой аудитории: для девочек, мальчиков, юношей, девушек), в Китае, Гонконге – маньхуа, в Корее – манхва и вебтуны (цифровые версии манхвы для чтения с телефона), во Франции – bande dessinee («рисованная лента», выпускаются в виде толстых альбомов) и др. В каждой стране сложились свои традиции создания комиксов, например, особенность японских – исключительно черно-белый формат и чтение истории с права на лево [8, C. 55].
Индустрия комиксов повлияла на появление во всем мире экранизаций рисованных историй: по ним снимаются фильмы, сериалы, выходят анимационные мультфильмы (полнометражные и сериального типа), разрабатываются видеоигры, ставятся театральные постановки. Данный вид искусства сегодня весьма востребован.
Обобщая вышесказанное, укажем следующее. Комикс является комбинированным жанром искусства, который сочетает графическое покадровое сюжетное изображение и сопровождающий его последовательный литературный рассказ. Изобразительная традиция, как и литературная, в основном отличается лаконичностью для упрощения и быстроты восприятия. Потому фразы диалогов, мысли героев выражены короткими емкими фразами. Как жанр в современном классическом виде комикс появился в США в конце ХIХ в. Однако следует указать на существование до этого времени разнообразных форм повествовательных рисованных историй, отражавших культурные и исторические особенности разных народов и цивилизаций. В зависимости от назначения комикс делится на жанры, а в разных странах сложились свои самобытные традиции создания комикса.
Устройство комикса: структурные элементы.
Итак, в первом параграфе мы выяснили, что главная особенность жанра комикса заключается в сочетании иллюстраций и повествования, объединенных общим сюжетом и вместе представляющие собой цельную историю. Однако для последующего создания собственного образовательного комикса нам требуется проанализировать структуру комикса как творческого продукта. Обратившись к научным статьям, мы выявили следующие его элементы. Их можно разделить на две группы: жанровые и композиционные [Приложение 2, таблица 1. Элементы комикса и их характеристика].
Итак, из данных таблицы следует, что комикс является жанровым продуктом, который имеет свои отличительные черты. Жанровые заключаются в сочетании текста (вербального компонента) и изображения (невербального компонента), связанных между собой трехчастной структурой повествования. Композиционные черты определяют устройство комикса как печатного продукта и предполагают наличие обложки, фронтипсиса, титульного листа, страниц основного текста, страницы с дополнительными авторскими зарисовками. На рисунке 1 мы отметили элементы, которые помогают организовать текст и изображение комикса: баблы, авторскую речь, фреймы, гаттеры, ряд [Приложение 2, рис.1.Элементы комикса]. Однако существуют комиксы, занимающие всего одну страницу – стрипы. Они могут выходить как в печатном варианте (например, как разворот в газете или журнале), так и в веб-версии для размещения на сайтах.
1.3. Особенности образовательного комикса как вида визуально-текстового обучающего материала.
Существует множество видов комиксов. Как мы выяснили, комиксы создавались не только для развлекательного чтения, но и в политических, просветительских целях, а также – в образовательных. Поисковый браузер Google выдал нам следующие примеры образовательных комиксов. Приведем их краткую характеристику.
Серия «Научный комикс» представлена изданиями Джонатана Хилла «Погода», «Динозавры», «Роботы», «Кошки», «Ракеты» и др., предназначена для детей от 6 лет. Это легкие, наполненные юмором истории, в которых содержатся ответы на разные вопросы (Откуда дует ветер? Как ураганы получают имена? Превратится ли мир в жаркую пустыню? и др.), а также специализированные знания в конкретной области [13].
В серию «Исторический комикс» входят книги Марши Уильямс «Мифы Древней Греции» (для детей от 12 лет). Автор пересказывает известные мифы с юмором, вкладывая в уста древнегреческих богов и героев близкие современным детям фразы. При этом пересказ правдив и основан на литературных и исторических фактах [12].
Есть комиксы о точных науках. В частности, книга автора Анны Клименковой-Тенишевой «Наномир. Законы, открытия и удивительные изобретения» рассказывает о нанотехнологиях и связанных с ними изобретениях [5]. Нейробиологи Маттео Фаринелла и Ханна Рос создали комикс про мозг «Нейрокомикс». Путешествие главного героя начинается внутри мозга человека, его сопровождают известные врачи Сантьяго Рамон-и-Кахаль, Камилло Гольджи и Иван Павлов. Они помогают герою разобраться в строении мозга и принципах его работы. Сложные термины объясняются через иллюстративные ассоциации [14].
А серия комиксов «Путешествия по Эрмитажу» от Дарьи Агаповой и Варвары Помидор знакомит читателей с музейными сокровищами Эрмитажа через невероятные познавательные путешествия главных героев Таси и Вани [1].
Итак, мы выяснили, что существует множество изданий образовательных комиксов, ориентированных на детскую аудиторию разного возраста и с разными познавательными интересами. Авторы многих стран мира пробуют объяснять детям сложные вещи простыми словами и понятными визуальными образами, чтобы увлечь, заинтересовать их конкретной темой, вдохновить на дальнейшее изучение.
Ученые отмечают, что интерес к образовательной функции комикса зафиксирован в США в 1950-х гг. Именно тогда комикс начали исследовать с точки зрения психологии образования, изучать эффективность его влияния на детей как образовательного инструмента [3, С. 37]. Однако у этого подхода были и противники, которые утверждали, что упрощенная система знаков отрицательно сказывается на развитии детской фантазии, умении выражать свои мысли и чувства. Укажем, что опасения не подтвердились, образовательная роль комикса бесспорна, что доказывают и изучают ученые в разных странах мира, защищая диссертационные исследования.
Близость комикса современным детям объясняется тем, что возрастающие объемы учебной информации, которая требует усвоения, нуждаются в некой структуризации, схематизации для лучшего запоминания. Формат комикса наряду с кластерами, схемами, таблицами является наглядным способом подачи содержания. Это позволяет лучше воспринимать и запоминать материал, особенно если он кажется сложным и неинтересным. В частности, наглядное изображение и рассказ об абстрактных понятиях при помощи комикса, которые нельзя ощутить, увидеть (например, атомы и молекулы), усилит процесс их восприятия и понимания детьми.
Образовательная функция комикса позволяет использовать его как дополнительный источник знаний по учебному предмету, который поможет разобрать сложные теоретические вопросы и превратить их в понятную для обучающихся систему [9, С. 95]. Еще одна его ценность также заключается в установлении положительной мотивации у современных школьников, воплощении возможности самостоятельного поиска информации и ее переработки в интеллектуально-творческий продукт в ситуации, когда дети сами выступают авторами комикса. Это способствует не только развитию их интеллектуальных способностей, но и творческому самовыражению.
Таким образом, комикс как жанр имеет мощный образовательный потенциал. И в зависимости от контекста иллюстрируемой им области знаний может стать дополнительным инструментом, который разовьет у школьников познавательный интерес, упростит для них сложные теоретические положения, поможет привести новое учебное знание в систему.
Глава 2. Исследование воздействия образовательного комикса на познавательный интерес обучающихся
2.1. Описание процесса разработки образовательного комикса по региональной истории.
Итак, далее нам предстояло создать собственный образовательный комикс, основными сюжетами для которого стали бы исторические события из жизни родного края – Омского региона. Для начала мы познакомились с алгоритмом разработки комикса. Процесс предполагает следующие шаги: определение жанра (в нашем случае – образовательный) и визуального стиля комикса; выбор персонажей; проработку сюжета и разделение его на сцены для фреймов; проработку реплик и авторского текста; прорисовку изображений и оформление всего комикса [11].
Чтобы выбрать сюжет, мы обратились к эксперту в области истории региона, заведующей кафедрой гуманитарного образования Института развития образования Омской области Александре Михайловне. В ходе интервью Александра Михайловна рассказала, что в 2026 г., начиная с 5-го класса, в школьную программу будет введен новый курс «История нашего края: Омское Прииртышье». И предложила несколько исторических сюжетов для иллюстрирования [15, Л. 1]. Для своего комикса мы отобрали сюжетные линии из народных легенд Омского Прииртышья – старинных историй, в истинность которых верили наши предки, бережно сохраняя их для потомков. Эти предания нельзя подтвердить документально, однако они отражают миропонимание прошлого и потому важны для нашего наследия. Среди выбранных нами сказаний – история основания города Омска и возникновение рек Иртыш и Омь. Как показал проведенный нами опрос одноклассников, данные сюжеты им не знакомы.
Далее нам предстояло трансформировать текст легенд в повествование для комикса, разбить его на сцены-фреймы, представить, как будет выглядеть каждая. Так как я только начинающий автор, то решил ограничиться малым форматом комикса в одну страницу – стрипом. У нас получилась следующая раскадровка с текстами [Приложение 3, Таблица 2. Описание раскадровки комикса «Легенды Омского Прииртышья»].
После раскадровки мы обратились к художнику, старшему методисту Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 55» Алие Абаевне. Алия Абаевна помогла продумать размеры панелей, выбрать стиль изображения, прорисовать персонажей, подобрать шрифт. У нас получился следующий комикс [Приложение 4. Образовательный комикс «Легенды Омского Прииртышья»]
2.2. Выявление влияния образовательного комикса «Легенды Омского Прииртышья» на интерес к истории родного края у учеников 3 класса.
Далее нам предстояло протестировать на своих одноклассниках образовательный эффект созданного комикса. Для этого мы разработали опросный лист [Приложение 1].
Мы предоставили ребятам два вида информации о легендах Омского Прииртышья – сплошной текст и образовательный комикс. Одноклассники познакомились с материалами, после чего прошли повторный опрос с целью выявления изменения знаний о родном крае и определения отношения к образовательному комиксу.
Из 23 опрошенных 22 смогли указать, какая беда ожидала кочевников одним жарким летом и кто помог людям избежать беды [Приложение 5, рис.2].
17 опрошенных верно ответили, что р. Омь была названа в честь Ома, тихого человека. 20 человек смогли точно определить имя основателя г. Омска [Приложение 5, рис.3].
Далее, во второй части опроса одноклассники оценивали сам формат образовательного комикса.
17 из 23 опрошенных предпочтут выбрать формат образовательного комикса для знакомства с другими событиями Омской истории. 14 человек указали, что этот формат способствует лучшему запоминанию исторической информации, чем сплошной текст [Приложение 5, рис.4].
Особенности комикса, которые улучшают понимание информации и способствуют ее запоминанию, ребята выбрали и распределили в следующем рейтинге: краткость и простота текстов (12 человек), сочетание текста и изображений (11 человек), нестандартная подача учебного материала через нарисованную историю (9 человек), понятные и простые изображения (7 человек) [Приложение 5, рис.5 Рейтинг привлекательности особенностей образовательного комикса].
На вопрос «Хотел бы ты узнавать новое об истории своего родного города, края через чтение комиксов?» все опрошенные ответили утвердительно. И 19 человек проявили интерес к созданию комиксов и хотели бы научиться их проектировать.
Проведенный опрос доказал, что образовательный комикс – современное и привлекательное средство для моих сверстников, которое способствует развитию познавательного интереса к истории родного края. Ребята положительно отнеслись к формату комикса и указали, что хотят с его помощью познакомиться и с другими событиями Омской истории. В качестве ведущих особенностей, которые и позволяют комиксу быть эффективным образовательным инструментом, указали краткость и простоту текстов, сочетание текста и изображения. Созданный нами комикс вызвал интерес, который проявился, в том числе, в желании ребят освоить технологию создания комикса. Анализ данных опроса полностью подтвердил нашу гипотезу: использование образовательных комиксов повышает познавательный интерес обучающихся начальной школы к истории родного края, в том числе благодаря сочетанию текста и изображения, простотой подаче информации.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что комикс представляет собой особый жанр, уникальность которого заключается в сочетании информационной, текстовой и изобразительной составляющих. Комикс, как история, имеет трехчастную структуру повествования, как творческий продукт – специфические элементы (фреймы, баблы, гаттеры, ряды и пр.). Еще одна важная особенность абсолютно любого комикса – доступность и простота изложения сюжета, которая достигается благодаря упрощению текста (слов автора, реплик героев), выражению эмоций через художественные образы.
История появления комикса восходит ко второй половине ХIХ в. Первые рисованные истории начали выходить в США. В нашей стране долгое время комикс считался чуждым веянием враждебных западных стран, однако сами жанровые особенности были приспособлены и их отдельные элементы использовались в советских журналах, главным образом, для подготовки просветительских материалов.
Такой вид комикса, как образовательный, помогает учащимся лучше усваивать учебную информацию, делая сложный материал доступным. Комикс оказывает положительное влияние и на креативные способности детей, если ребята выступают в роли авторов, создателей собственных комиксов. Этот процесс позволяет также учиться самостоятельно перерабатывать информацию и создавать собственный интеллектуально-творческий продукт.
В ходе работы нами был создан образовательный комикс по легендам Омского Прииртышья. Под руководством педагога Алии Абаевны я нарисовал комикс и провел с его помощью образовательное мероприятие для одноклассников. Проведенный после него опрос позволил сделать вывод, что образовательные комиксы действительно способны повышать интерес учеников начальной школы к истории родного края. Наша гипотеза подтвердилась: сочетание визуальной привлекательности и доступной подачи информации влияет на желание учеников знакомиться с краеведческим материалом при помощи комиксов.
Список литературы
Агапова Д., Помидор В. Путешествия по Эрмитажу. М.: Арка. 2022. – 136 с.
Гудвин М. Экономикс. Как работает экономика (и почему не работает) в словах и картинках. М.: МИФ. 2021. – 296 С.
Донина И. А., Шустров А. С. Образовательный потенциал комиксов: исторический контекст // Педагогический вестник. № 7. 2019. С. 36-38.
Животовская В. Познавательные комиксы в СССР 1950—1970‑х годов: как сделать науку наглядной / URL: https://vatnikstan.ru/archive/poznav-komiksy/ (дата обращения 14.07.2025)
Клименкова-Тенишева А. Наномир. Законы, открытия и удивительные изобретения. МИФ. 2021. – 128 С.
Легенды Омска / URL: https://studfile.net/preview/4016688/ (дата обращения 14.07.2025)
Назимко М. Комиксы в годы Великой Отечественной войны / URL: http://infomania.ru/new/view.php?id=2622 (дата обращения 14.07.2025)
Онкович Г. В., Онкович А. Д. Комикс как средство медиаобразования // Медиаобразования. № 2, 2016. С. 52-60. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sredstvo-mediaobrazovaniya/viewer (дата обращения 14.07.2025)
Пяткова О. Б., Шибкова Д. З. Образовательный комикс как средство медиаобразования для восприятия обучающимися нового знания // Педагогическое образование в России. 2021. С. 90-98. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-komiks-kak-sredstvo-mediaobrazovaniya-dlya-vospriyatiya-obuchayuschimisya-novogo-znaniya (дата обращения 14.07.2025)
Степанец М. В. Понятие «комикс» как тип текста // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». №10, 2020. С. 34-41. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-komiks-kak-tip-teksta (дата обращения 14.07.2025)
Терентьева А. Как устроены комиксы и в чем их особенность. Обзор всех важных деталей / URL: https://smirnov.school/blog/characters/kak-ustroenu-komiksy/ (дата обращения 14.07.2025)
Уильямс М. Мифы Древней Греции. Исторический комикс М.: Контент-группа. 2020. – 36 с.
Хилл. Д. Погода. Научный комикс. М.: МИФ, 2021. – 120 с.
Фаринелл М. Рос. Х. Нейрокомикс. М.: МИФ, 2018. – 136 с.
Список источников
Материалы интервью с Дияновой А.М. / Личный архив автора. Ф. 1, П. 1. – ЛЛ. 1-2.
Материалы анкетирования обучающихся 3 класса БОУ г. Омска «Гимназия № 19» / Личный архив автора. Ф. 1, П. 2. – ЛЛ. 1-2.
Приложение 1. Вопросы для проведения опроса и анкетирования
Опрос на знание некоторых аспектов истории Омского Прииртышья
Укажите год основания Омска.
Укажите имя основателя Первой Омской крепости.
От какой реки Омск получил свое название? Как переводится ее значение?
Что в переводе означает название реки Иртыш?
На каком берегу Иртыша была основана Первая Омская крепость?
Укажите, где располагалась Первая омская крепость.
Опрос о выявлении влияния комикса на познавательный интерес к истории родного края
Ты прочитал легенды Омского Прииртышья в тексте и познакомился с их изложением в формате комикса. Оцени, какой из форматов показался тебе более интересным. Ответь на следующие вопросы.
Какая беда ожидала людей-кочевников летом?
А) жаркое лето, а с ним – голод и смерть Б) веселая и беззаботная жизнь
2. Кто помог людям-кочевникам избежать беды?
А) дикие звери Б) богатырь Ир-Тыз
3. В честь кого была названа река Омь?
А) в честь Владыки вод Б) в честь тихого человека Ома
4. Кто основал Первую Омскую крепость?
А) И. Д. Бухгольц Б) Ф. А. Головин
5. Какой формат ты выберешь для знакомства с другими событиями истории Омского Прииртышья:
А) формат текста статьи Б) формат комикса
6. На твой взгляд, какой формат передачи информации об истории Омского Прииртышья будет способствовать ее лучшему запоминанию и пониманию?
А) сплошной текст Б) комикс
7. Выбери особенности комикса, которые, на твой взгляд, улучшают понимание информации и ее запоминание:
А) сочетание текста и изображений
Б) краткость и простота текстов
В) понятные и простые изобразительные образы
Г) нестандартная подача учебного материала через нарисованную историю
Д) свой вариант_______________________
8. Хотел бы ты узнавать новое об истории своего родного города, края через чтение комиксов?
А) да Б) нет
9. Хотел бы ты сам научиться созданию комиксов?
А) да Б) скорее, да В) нет
Приложение 2. Талица 1. Элементы комикса и их характеристика
|
Элемент комикса |
Характерные особенности |
|
Жанровые характеристики комикса |
|
|
Изображение |
Каждое отдельное изображение в комиксе называется фреймом. Оно заключено в рамку и напоминает кадр фотопленки. Рамка именуется панелью. Панели имеют прямоугольную форму, но могут быть разных размеров. Их количество на одном листе может быть от одной до девяти. Панели образуют ряды. Пространства между панелями называется гаттерами или канавками. Они отделяют кадры друг от друга. Изображения располагаются последовательно, полностью связаны с текстом, иллюстрируя его. Изображение отличается простотой исполнения, лаконичностью, но в то же время выразительностью; в нем находят выражение эмоции героев. Для создания изображений можно использовать разные планы: дальний (показ места действия), общий (видно всего персонажа), средний (герои изображаются по пояс), крупный (показана только голова героя), макроплан (показана отдельная деталь). |
|
Текст |
Текст помещается в баллонах (баблах) – прямые реплики героя имеют округлую форму, мысли героев – форму облака. Общее название для реплик и мыслей – филактер. Если филактер располагается у рта героя, то это его прямая речь. Если поднимается от головы вверх, то это мысли героя. Повествовательный текст автора, его комментарии, которые разъясняют отдельные моменты, располагаются под изображением или над ним. Текст имеет печатную форму, все буквы одной высоты, стиль шрифта сочетается с изображением. Текст комикса отличается простотой, лаконичностью, эмоциональностью, диалогичностью. Для звукоподражания в комиксах используются фразы: «БАХ!», «БРРР!», «БЗ!», «ДЗЫНЬ!» и пр. Часто эти фразы выделяются другим шрифтом, чтобы подчеркнуть их важность. |
|
Сюжет |
Так как комикс по своей сущности является рассказом, то он также имеет трехчастную структуру: знакомство (с местом действия, героями), действие (развитие сюжета, характера героя, конфликт, вызов, кульминация), разрешение (герой получает новый опыт, вызов преодолен, конфликт разрешен). |
|
Композиционные элементы комикса |
|
|
Обложка |
Обложка может включать минимум два элемента: логотип (название), динамичную композицию (например, профиль / силуэт главного героя, тематическая композиция из нескольких панелей, предмет и пр.) |
|
Фронтипсис |
Первая страница перед началом комикса – фронтипсис – может содержать дополнительную предваряющую информацию. |
|
Титульный лист |
Содержит название, информацию об авторах, если требуется – оглавление. |
|
Страницы |
Основное содержание комикса, на каждой странице может быть разное количество панелей, количество страниц в комиксе индивидуально. При этом начинать комикс рекомендуется с панорамного вида, который познакомит читателя с местом действия. |
|
Pin-UpPage (дополнительные зарисовки художников комикса) |
Это могут быть авторские варианты обложки, героев и пр. [11] |
Рисунок. 1. Элементы комикса
Слова автора
Бабл с мыслями персонажа
Бабл со словами персонажа
.
Гаттер
Фреймыыыыффффйм
Ряд
Приложение 3. Таблица 2. Описание раскадровки комикса «Легенды Омского Прииртышья»
|
Легенда об Иртыше «Края, по которым Легенда теперь протекает Иртыш, в стародавние времена были равниной. На той равнине ни рек, ни озёр не было. Когда наступало засушливое лето, что случалось каждые 2-3 года, травы выгорали дотла, убегали звери. Улетали птицы. Люди умирали от жажды и голода. Однажды перед наступлением лета, которое обещало быть особенно беспощадным, кочевники решили разыскать известного им богатыря по имени Ир-Тыз. Увидели его отдыхавшим, упали на колени. Рассказали, какая беда их ожидает, попросили помочь. Поднялся богатырь, голова его оказалась выше облаков. Протянул Ир-Тыз правую руку к высившимся на юге горам. Вонзил в них ноготь большого пальца и повёл его на север, к равнине, вечно страдавшей от засухи, затем дальше, до протекавшей на север большой реки, где ноготь богатыря оставил на земле широкое и глубокое русло. По нему побежали потоки воды, получившиеся от таяния снега и льда, что покрывали собой каменные хребты. Образовалась новая река. Она устремилась на север к другой реке, на берегах которой стояли стеной таёжные леса. Пустынная равнина стала цветущей. Кочевники дали новорожденной реке имя Ир-Тыз. Через много лет татары и пришедшие за ними русские стали называть реку Иртыш» [6]. |
Сцена 1. Панорамный кадр, общий вид сверху: жаркое солнце освещает пустынную степь. Слова автора: «Были времена в нашем крае: не было в нем ни рек, ни озер. А солнце выжигало дотла все растения так, что животным и людям нечего было есть». Сцена 2. Люди-кочевники кланяются в ноги великану-богатырю. Реплика кочевника: «Помоги нам, богатырь Ир-Тыз. Ждет нас жаркое лето, а с ним – голод и смерть». Сцена 3. Богатырь стоит перед горами и проводит пальцем линию от вершины вниз к равнине. Реплика-мысль: «Отныне течь в тех краях широкой реке!» Сцена 4. Вид реки, протекающей между лесами и равнинами. Слова автора: Пустынная равнина стала цветущей. А кочевники дали реке имя в честь богатыря-помощника Ир-Тыза. Сцена 5. Вид реки, на берегах которой стоят русские избы, а из воды выпрыгивают рыбы. Стоит указатель с надписью «с. Иртыш» Слова автора: «С тех пор прошло много лет. Вдоль реки появились поселения сибирских татар и русских людей». Сцена 6. Мальчик (автор комикса) крупным планом. Р еплика: Эта история – легенда о главной реке нашего края – Иртыше. Хотите узнать о ее географических особенностях? Пройдите по QR-коду. |
|
Легенда о реке Омь «Тогда еще не было Кучумова царства, даже не родился этот лютый хан. А барабинские татары были. Жил среди них простолюдин, по имени Ом, что значит «тихоня», «смиренный человек». Главное – он был очень добрым, помогал больным и старым, выручал попавших в беду. В те времена барабинские татары верили в существование разных Богов. Так вот, если требовалось вызволить из беды какого-либо человека, Ом обращался к нужному ему Богу с просьбой сделать это. Но за помощь богов он расплачивался: укорачивался его век на дни, или на месяца, или на годы. Чем тяжелее оказывалось несчастье, от которого избавлялся человек, тем дороже это обходилось Ому. Для всех барабинских татар те времена были бедственными. Воинственные соседи то и дело совершали набеги: лилась кровь барабинцев, горели их жилища, налетчики угоняли лошадей и овец. Очень печалился Ом. Думал: уйти бы родному народу в другие места, где жизнь безопаснее. Но к югу и востоку от владений барабинских татар обитали те самые воинственные соседи, к западу до самого Иртыша лежали безводные, выжженные солнцем земли. К северу простирались болота. Правда, на тех болотах с весны до осени дичи было видимо - невидимо, ягод да разных съедобных и целебных трав - тьма. Но разве этим народ проживет? Ведь лошадей и овец там не разведешь. Вдруг Ому пришла в голову счастливая мысль: пусть Бог Владыка вод - осушит те болота и оставит на их месте лишь несколько озер. Согласился Владыка вод выполнить просьбу Ома. Из болот, что простирались к северу от владений барабинских татар, вырвались и побежали шустрые ручьи. Они соединились и уже рекой покатились к Иртышу. А Ома не стало, хотя он мог бы жить еще немало лет. Но память о нем осталась: с тех пор река Омь несет и несет свои воды в Иртыш. Не одно доброе дело не пропадает бесследно!» [6]. |
Сцена 1. Панорамный кадр: деревня (домики). Парень делится куском хлеба с ребенком. Слова автора: В одной татарской деревушке жил парнишка по прозвищу Ом – самый настоящий «тихоня». Был он славный малый. Что ни попросишь – поделится последним куском хлеба и последнюю рубаху снимет ради ближнего своего. Сцена 2. Ом стоит на коленях, руки сложены в молитвенном жесте, глаза закрыты. Реплика-мысль: «О Великий! Мой брат исчез вчера в лесу, верни его домой!» Реплика из неба: «Я верну его. Но помни, короче станет твой век». Слова автора: Ом спасал людей от бед, вымаливая их жизни у Бога, но каждая такая молитва сокращала срок его собственной жизни. Сцена 3. Конный всадник в деревне, вокруг горят дома. Слова автора: Те времена были тяжелыми для татар: воинственные соседи часто нападали, проливалась кровь. Ом сильно горевал. Сцена 4. Лицо Ома крупным планом. Реплика-мысль с восклицательным знаком: «Вот бы Господь осушил северные болота, там бы мой народ спокойно поселился!» Сцена 5. Болота. Реки, бегущие вниз, соединяющиеся в одну реку. По краям – озера. Слова автора: «Бог услышал мольбу Ома: высохли болота, потекли быстрые ручейки, сливаясь в полноводную реку». Сцена 6. Панорамный кадр: место слияния двух рек – Оми и Иртыша. Подписи на реках: р. Иртыш, р. Омь Слова автора: «Но самого героя не стало – жизнью заплатил он за помощь своему народу. Не забыли люди его подвига – полноводная река получила имя доброго и тихого парня – Ома». |
|
Легенда «Орлиное гнездо» (о выборе места для основания Омской крепости) И. Д. Бухольц со своим отрядом был направлен в экспедицию за «золотом Сибири» - солью … Когда И. Д. Бухольц возвращался назад после неудачного похода (он встретил сопротивление местного населения), он прибыл на место слияния рек Иртыш и Омь. Он задал вопрос отряду: «На какой берег мне высадиться?» На что получил ответ: «Ты голова, ты и решай!» Тогда И. Д. Бухольц поднял голову и увидел орла на небе. Немного покружив, он сел на левый берег Оми. Именно там и высадился И. Д. Бухольц со своим отрядом. При этом он оценил стратегическое значение этой местности и в отчёте губернатору просил прислать подкрепление и разрешить закладку крепости. Губернатор поддержал инициативу, отправив к устью более тысячи человек для усиления поредевшего отряда [6]. |
Сцена 1. Панорамный кадр, общий план И.Д. Бухольц с корабля-лодки осматривает в подзорную трубу реку Иртыш. Река Иртыш подписана – р. Иртыш. Слова автора: Подполковник и соратник русского царя Петра I возвращался назад. Его разведывательный поход закончился неудачно. В месте слияния рек Омь и Иртыш остатки отряда планировали сделать остановку. Реплика-мысль от Бухольца: «Хорошее место для новой крепости…» Сцена 2. И.Д. Бухольц стоит перед людьми из своего отряда. Реплика Бухольца: «На какой берег нам высадиться?» Реплика солдат: «Ты голова, ты и решай!» Сцена 3. В небе над рекой кружит орел. Слова автора: «Орел описал круг над местом и опустился на левом берегу Оми. Здесь-то подполковник Иван Дмитриевич Бухольц и решил основать первую Омскую крепость». |
Приложение 4. Образовательный комикс «Легенды Омского Прииртышья»
К омикс № 1. Легенда о появлении р. Иртыш
Комикс № 2. Легенда о появлении р. Омь
Комикс № 3. Легенда об основании г. Омска
П риложение 5.
Рис.2.Опрос
Рис.3 Опрос
Рис.4 Опрос
Рис.5 Рейтинг привлекательности особенностей образовательного комикса.