Зависимость от мобильных устройств

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зависимость от мобильных устройств

Николаева П.Э. 1
1БОУ УР "Столичный лицей"
Турова Г.А. 1
1БОУ УР "Столичный лицей"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Почти у каждого человека, начиная с раннего школьного возраста, сегодня есть мобильный телефон. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. В последние годы большую опасность для человечества стала представлять мобильная зависимость – сравнительно новое психологическое заболевание. Более чем другие зависимостям от сотового телефона подвержены подростки. Вместо того, чтобы общаться вживую, они привыкают к безличному общению. А это может привести к дезадаптации в обществе.

ЦЕЛЬ

Выявить уровень зависимости от мобильных устройств у учащихся и разработать практические рекомендации по ее профилактике.

ПРОБЛЕМА

Заключается в противоречии между повсеместным проникновением мобильных технологий в жизнь подростков и недостаточной сформированностью у них навыков саморегуляции, что ведет к формированию патологической зависимости и негативным последствиям для их развития.

ГИПОТЕЗА

Предполагаю, что существует прямая корреляционная зависимочть между временем, проводимым за мобильным устройством, и уровнем выраженности симптомов зависимости (тревожность, социальная дезадаптация). Кроме того, мы hypothesize, что наиболее зависимое поведение связано с использованием социальных сетей и мобильных игр.

АКТУЛЬНОСТЬ

В современно мире мобильные устройства стали неотъемлемой частью жизни человека. Однако их интенсивное использование порождает новую социально-психологическую проблему – зависимость. Особенно уязвимойгруппой являются подростки и молодежь, чья личность находится на стадии активного формирования. Рост уровня тревожности, снижение академической успеваемости, ухудшение межличностного общения – все это потенциальные последствия неконтролируемого использования смартфонов. Изучение данной зависимости необходимо разработки эффективных мер профилактики и коррекции.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Воздействие на организм мобильного телефона

Несмотря на то, что сотовая связь необходима и популярна, мобильные телефоны не только вызывают зависимость, но и оказывают вредное воздействие на организм ребенка. Взрослым вроде бы терять нечего, а что касается детей, то стоит с этой игрушкой повременить. Ведущий британский эксперт в области изучения мобильных телефонов и его влияния на здоровье человека Уильям Стюарт предупреждает, что до того, как ребенку исполнится 8 лет, мобильный телефон ему лучше не давать. Детям до 14 лет можно пользоваться эти средством связи только в случае крайней необходимости.

Предварительные результаты новых исследований показывают, что электромагнитное излучение от мобильников может воздействовать особенно сильно на организм детей. Детская черепная коробка тоньше, а нервная система еще находится в стадии развития. Кроме того, голова у ребенка меньше, и поэтому радиация воздействует на большую часть мозга.

Некоторые ученые считают, что мобильные телефоны могут вызывать облысение, также вызывает глухоту, ухудшает координацию движений, а в некоторых случаях, велик шанс заработать опухоль уха. Шведские ученые рассмотрели совсем другой путь воздействия излучения на организм, а именно – влияние его на эритроциты (красные кровяные тельца). Это означает, что электромагнитное излучение способно влиять на свойства крови. Более ранние исследования выявили, что излучение мобильных телефонов может воздействовать на человека, вызывая головные боли и тошноту.

Для выяснения негативного воздействия сотовых телефонов на физиологию человека ученые провели большое количество исследований и экспериментов. Массовых воздействий и причинения вред, все же выявлено не было, но отдельное негативное воздействие происходило, особенно в случе несоблюдения элементарных правил использования мобильного телефона.

Специалисты Цюрихского университета выяснили влияние мобильных телефонов на деятельность головного мозга. В ходе экспериментов мощность излучения аппарата достигала половины значения, допустимого по закону. После получаса разговора по телефону у испытуемых изменялась энцефелограмма, причем изменения сохранялись продолжительное время. Справедливости ради стоит отметить, что ученые не готовы сделать выводы о том, насколько вредны такие воздействия для здоровья.

Венгерские исследователи, по результатам своих исследований, делают вывод: мужчинам небезопасно носить в кармане включенные мобильные телефоны. Специалисты выявили взяимосвязь между излучением телефона и работой мужских половых желез.

Но все же эти выводы требуют подтверждения, и ученые намерены продолжить свою работу.

Человек, регульрно пользующийся любым из мобильных девайсов, испытывает неблагоприятное воздействие их электромагнтного излучения на свой организм, считают российские медики. При этом может пострадать центральная нервная система, имунная и эндокринная системы. Желательно не пользоваться сотовыми телефонами детям до 16 лет и беременным женщинам. Продолжительность одного разговора лучше ограничить до 3 минут и делать пятнадцатиминутную паузу в период меджу двумя разговорами.

  1. Влияние телефона

Частое использование телефона может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на разные сферы жизни.

Положительное влияние на учебу:

  • Быстрая доступность информации: смартфоны открывают доступ к огромным объемам знаний через интернет, что позволяет учащимся быстро находить ответы на вопросы и решать задачи.

  • Образование через приложения: существует множество образовательных приложений, которые помогают улучшить успеваемость.

  • Планирование и организация: календари, списки дел и другие инструменты помогают эффективно планировать учебу и выполнять задания воворемя.

Отрицательное влияние на учебу:

  • Отвлечение: постоянные уведомления, сообщения и социальные сети могут значительно отвлекать от учебы, снижая концентрацию и продуктивность.

  • Многофункционльность: многозадачность, связанная с использованием телефона, может мешать полноценному усвоению учебного материала.

  • Снижение качества обучения: если телефон используется для копирования ответов или списывания, это ухудшает развитие аналитических способностей и критического мышления.

Положительное влияние на физическое здоровье:

  • Трекеры здоровья: приложения для отслеживания физической активности, питания и сна могут способствовать улучшению общего состояния здоровья.

  • Поддержание связи с врачами: возможность быстрой консультации с медицинскими специалистами через мобильное приложение.

Отрицательное влияние на физическое здоровье:

  • Проблемы с осанкой: долгое сидение перед телефоном может привести к искривлению позвоночника и болям в спине.

  • Синдором компьютерного зрения: частый взгляд на экран может вызвать наряжение глаз, головную боль и ухудшение зрения.

  • Недостаточная физическая активность: увлеченность смартфонами зачастую заменяет активные виды деятельности, что ведет к малоподвижному образу жизни.

  • Нарушение режима сна: голубоватое свечение экранов подавляет выработку мелатонина, что может затруднять засыпание и вызывать проблемы со сном.

Положительное влияние на социальное взаимодействие:

  • Широкий круг общения: телефон позволяет общаться с людьмипо всему миру, расширяя круг друзей и знакомых.

  • Поддержка и взаимопомощь: через социальные сети и мессенджеры легко получить эмоциональную поддержку и помощь от близких людей.

  • Организация мероприятий: легко организовать встречи, вечеринки и совместные мероприятия благодаря функциям планирования и обмена сообщениями.

Отрицательное влияние на социальное взаимодействие:

  • Социальная изоляция: излишнее увлечение виртуальным общением может привести к сокращению реальных контактов и развитию чувства одиночества.

  • Кибербуллинг: социальные сети нередко становятся местом для травли и унижения, что негативно сказывается на психике подростков.

  • Навязчивость и зависимость: частые проверки телефона и необходимость постоянно находится «онлайн» могут перерасти в навязчивую привычку, вызывающую стресс и тревогу.

  • Потеря навыков личного общения: чрезмерное использование цифровых средств общения может ослабить способность вести живые беседы и понимать невербальные сигналы.

    1. Признаки мобильной зависимости

Мобильная зависимость – это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину…

Более того, зависимость возникает в первую очередь не от разговоров по телефону, а от разных возможностей, которые представляюет сотовый: SMS, MMS, знакомства по мобильнику, возможность выйти в Интернет, те же игры…

Мобильная зависимость, как и зависимость от Интернета, – это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает у человека положительные эмоции. И он пытается заместить их Интерентом или телефоном. Сейчас все больше людей записываются в группы обучения общению. Люди бояться звонитьдруг другу, говорить друг с другом, бояться встречаться – они просто не умеют!

Мобильная зависимость мешает ребенку достигать его жизненных целей. Она превращает подростка в ленивого, скучающего человека, видящего единственный смысл своего существования в использовании гаджетов.

Стоит задуматься, если вы обнаружите у себя следующие признаки:

  • Кроме мобильных устройств у вас нет других интересов, а те занятия, которые ему нравились раньше, больше не вызывают интерес.

  • Вы постоянно спорите из-за того, чтобы дольше поиграть на смартфоне или планшете. В порах рьяно отстаиваете свою позицию и не может объективно смотреть на ситуацию.

  • Вы выглядите расстроенным, когда не имеете доступа к своему мобильному аккаунту, и радуетесь, когда получаете доступ.

  • Вы обманываете о том, сколько времени играли на мобильном устройстве.

  1. Факторы, способствующие развитию зависимости от телефона

В современном мире подростки все больше времени проводят со смартфонами. Это становится неотъемлемой частью их повседневной жизни, но вместе с тем вызвает опасения у родителей, педагогов и общества в целом. Телефон уже давно перестал быть просто средством связи – он превратился в источник информации, развлечений, общения и даже образования. Он открывает доступ к огромному количеству приложений, социальных сетей, игр, видео и музыки. Для подростков это открывает безграничные возможности для самовыражения, творчества и взаимодействия с миром. Однако такая доступность также имеет свои негатинвые стороны. Чрезмерное использование гаджетов приводит к ухудшению здоровья и зависимости от них. Подросток может проводить часы напролет за экраном телефолна, игнорируя реальную жизнь вокруг себя. И существует множество аспектов, способствующих формированию такой заисимости.

  • Доступность и удобство. Смртфон всегда под рукой, позволяя мгновенно получить доступ к любой информации, развлечениям или общению. Простота использования и разнообразие функций делают телефон незаменимым инструментом в повседенвной жизни.

  • Боязнь пропустить что-то важное. Социальные сети и мессенджеры стали основными платформами для важности и необходимости быть на связи круклосуточно. Страх пропустить важное сообщение или событие усиливает зависимость.

  • Эмоциональное удовлетворение. Использование смартфона может вызывать положительные эмоции благодаря приятным ощущениям от лайка, комментариев, новых сообщений или успехов в играх. Эти эмоциональные «награды» стимулируют выделять дофамин, что способствует формированию привычки.

  • Отвлечение от реальности. Многие используют телефон как средство от проблем или скуки. Погружение в виртуальный мир помогает забыть о реальных заботах и тревогах, создавая иллюзию комфорта и безопасности.

  • Низкий уровень самоконтроля. Недостаток навыков управления временем и самоконтролем приводит к тому, что подросток проводит больше времени с телефоном, чем планировал изначально.

  • Рекламные стратегии и алгоритмы. Современные приложения и платформы используют сложные алгоритмы, направленные на удержание внимания пользователей. Например, бесконечные ленты новостей, push-уведомления и персонализированные рекомендации создают ощущение, что контент никогда не заканчивается.

  • Культурные и социальные нормы. В обществе сформировалось представление о том, что наличие смартфона и активное его использование – это признак современности и успешности.

  • Физиологические изменения. Долгое использование телефона может приводить к изменениям в мозге, связанным с выработкой дофамина. Регулярное получение положительных эмоций от использования устройства формирует устойчивую связь между телефоном и удовольствием, что затрудняет отказ от него.

  1. Чем опасна мобильная зависимость

Мобильная зависимость стала настолько масштабной проблемой, что в некоторых странах ее признают болезнью, сравнимо с наркоманией. Как правило, людей затягивают онлайн-игры, чаты, форумы, социальные сети. Такая зависимость для подростков грозит серьезными последствиями:

  • Ожирение. Постоянное использование гаджетов ведет к сидячему образу жизни. Подростки днями напролет сидят на диване, питаясь фаст-фудом в перерывах между играми. В долгосрочной перспективе это приводит к нехватке физической активности и ожирению. В свою очередь, ожирение может стать причиной сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета или артрита.

  • Агрессивность. Недавние исследования показали, что подростки, которые много играют в жестокие, агрессивные игры на мобильных устройствах, склонны проявлять агрессию по отношению к сверстникам. Также они склонны к грубому и невежливому отношению к учителям.

  • Проблемы с поведением. Родители детей с мобильной зависимостью часто сталкиваются с множеством неприятных ситуаций. Когда ребенку говорят отложить мобильное устройство, у него происходят вспышки гнева.

  • Нарушение сна. Мобильные устройства мешают нормальному режиму сна у детей. У подростков телефон отнимает много ночного времени, поэтому днем они могут чувствовать себя уставшими. У них наблюдаются проблемы с концентрацией, из-за чего снижается успеваемость в школе.

  • Проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Становясь все более зависимыми от мобильных устройств, подростки стремятся обладать самым современным гаджетом, независимо от его стоимости. Поэтому зависимый подросток становится более меркантильным во взаимоотношениях с окружающими.

  1. Пути преодоления мобильной зависимости

Перечислив проблемы, связанные с подростковым увлечением мобильными телефонами, не стоит забывать, что эти проблемы естественны и что все они имеют решение. В первую очередь, мы живем в мире постоянно совершенствующихся технологий. Отрицать полезность мобильных телефонов (возможность связываться везде и всегда) глупо и бессмысленно.

Психологи предлагают несколько способов решения проблемы мобильной зависимости:

  • Считайте количество текстовых сообщений, которые вы отправляете. Постепенно уменьшайте их количество.

  • Один разговор не должен длиться больше 10 минут.

  • Найдите место в квартире для своего телефона. Не носите его повсюду с собой.

  • Оставляйте телефон дома, если вы идете гулять и т.д. Таким образом, избавите себя от соблазна лишний раз позвонить или написать сообщение.

  • Используйте телефон, не имеющий доступа к интернету,MP3 проигрывателя и др. пару дней. Лучше займитесь чем-нибудь интересным, например, почитайте книгу.

  • Конечно же, самый действенный способ – отключите телефон на сутки. Проведите все свободное время интересно.

Если же не один из способов не помогает, то необходимо обратиться к специалисту. Хороший психолог поможет вам решить проблему и главное признает, что эта проблема у вас действительно существует.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В ходе работы над данной темой был использован метод анкетирования с целью определения зависимости учащимися от мобильного телефона.

Участниками анкетирования были учащиеся 7-х классов БОУ УР «Столичного лицея».

2.1. Содержание анкеты

Учащимся было предложено ответить ДА или НЕТ на следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя мобильный телефон?

  2. У тебя мобильный телефон с выходом в интернет?

  3. Ты все свое свободное время ты проводишь в телефоне?

  4. Ты используешь свой телефон только для поика нужной в интернете информации для учебы и смотришь позватательные видео для расширения своего кругозора и мировоззрения?

  5. Ты много времени проводишь в мессенджерах и социальных сетях, общаясь со своими одноклассниками, друзьями, знакомыми?

  6. Ты достаточное время проводишь с телефоном в руках, листая короткие видеоролики и shotsы?

  7. Если ты откладываешь свой мобильный телефон в сторону, ты не знаешь, чем занять свой досуг?

  8. Ты получаешь удовольствие от просмотра видеороликов, общения в мессенджерах и просмотра социальных сетей?

  9. Перед сном ты кладешь свой мобильный телефон рядом с собой (под подушку, на тумбочку возле кровати)?

  10. 2.2. Результаты опроса

Результаты анкетирования представлены ниже.

2.3. Выводы по результатам опроса

По результатам анкетирования, все опрошенные имеют мобильный телефон и у всех он с выходом в интеренет. Большинство подростков положительно ответили, что много времени проводят в мобильном телефоне, общаясь со сверстниками в мессенджерах, просматривая социальные сети, играя в различные игры, просматривая короткие видеоролики и shotsы. Т.е. опрошенные разбились на 2 группы:

  • погруженные в мобильный телефон – зависимые

  • безразличные к играм и малоиграющие – дети, которые еще могут избежать зависимости.

Так данные анкетирования показывают, что большинство анкетируемых ответили положительно на 9 из 10 вопросов, а это – уже вывод задуматься о зависимости.

Таким образом, исследование подтверждает актуальность проблемы зависимости подростков от телефонов. Важно развивать у молодежи навыки самоконтроля и осознанного использования технологий, а также создавать условия для активного участия подростков в реальной жизни, способствуя их всестороннему развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мобильный телефон – целый мир, уместившийся в кармане. Если взрослые люди, как уже сформировавшиеся личности, в состоянии как-то контролировать свою привязаность к такому необходимому атрибуту, то для подростков в момент формировани личности или так называемом «переходном возрасте», мобильный телефон становится предметом, которому они поклоняются, без которого не могут прожить и часа и который, в итоге оказывает на них же ооромное и, часто, пагубное влияние.

В своей работе я изучила признаки и последствия мобильной зависимости, провела анкетирование, и выяснила, что это действительно проблема подрастающего поколения. Если не преодолеть «мобильную зависимость», то прогноз текущих тенденций неутешительный и позволяет выделить три ключевых последствия мобильной зависимости в будущем:

  • Для личности: Формирование «рассеянного» поколения с ослабленной памятью, неглубоким мышлением и высокой тревожностью. Способность к сопереживанию и глубоким социальным связям будет снижаться.

  • Для общества: Рост социальной разобщенности. Живое коммуникативное пространство будет замещено цифровым, что создаст почву для манипуляции общественным мнением через те же алгоритмы, которые сегодня вызывают зависимость.

  • Для человечества в целом: Мы приближаемся к критической точке — симбиозу с технологиями, где грань между инструментом и его пользователем стирается. Вопрос в том, будет ли этот симбиоз равноправным, или человек станет обслуживающим звеном для своей же цифровой оболочки.

Таким образом, мобильная зависимость — это не просто вредная привычка. Это вызов нашей когнитивной и социальной эволюции. И то, каким будет ответ на этот вызов, определит облик человечества в XXI веке.

Немаловажную роль в деле преодоления «мобильной зависимости» играют педагоги и психологи, которые повсеместно с родителями должны помогать ребенку, развить качества, повышающие самооценку. Главное – подросток, должен сам признать свою способность отказаться от использования мобильного телефона, ведь исправить существующее положение вещей можно лишь с его участием.

В связи с этим я разработала памятку «Мобильная зависимость подростков», чтобы подростки и взрослые знали, какую опсность хрант в себе мобильный телефон и могли ей противостоять. Предлагаю использовать ее как информационый листок и распространять в учебных и лечебных заведениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000.

  2. Бережковская Е. Мобильная зависимость //Школьный психолог/– 2006.№5.

  3. Бурдыга В.А. Мобильная зависимость – что это такое и с чем ее «едят»//Журнал Самиздат 24.05.07.

  4. Инджиев А. Мобильник. Любовь или опасная связь?/ А. Инджиев. – М.: Вектор, 2007.

  5. Корягина О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения // Вопросы психологии. – 2006. - №1.

  6. Михайлова Н. Мобильный телефон в школе // Справочник классного руководителя №1. 2007.

  7. Интернет источник. brosaem.info/test-zavisimost-ot-mobilnika.php.

  8. http://cherikov.cge.by/ зависимость-от-телефона-у-детей-и-подр/информация-для-родителей/p-15393.html.

Просмотров работы: 8