Введение
Несколько лет назад мы открыли для себя проект Postcrossing, который позволяет обмениваться почтовыми открытками людям из любых, даже самых отдаленных, уголков нашей планеты. В этой связи можно говорить об актуальности нашей работы. В современном мире, где ведется информационная война, когда в СМИ пытаются очернить, «отменить» Россию, ее спорт, культуру, историю, остаются люди, обладающие критическим мышлением, люди, которые ищут достоверные источники информации. Проект Postcrossing позволяет осуществлять общение между людьми из разных стран, воспитывает в участниках толерантность, уважение и интерес друг к другу, когда участники могут делится информацией о своей стране, ее истории, культуре, традициях.
Объектом исследования является межкультурная коммуникация.
Предметом исследования – воспитательный и просветительский потенциал коммуникации посредством Посткроссинга.
Цель исследовательской работы: выявление основных преимуществ Посткроссинга как средства межкультурной коммуникации и его воспитательные и просветительские возможности. Гипотеза: мы предполагаем, что участие в проекте Посткроссинг может вызвать интерес у учеников, позволит строить эффективное межкультурное общение, будет способствовать распространению достоверной информации о России и формированию позитивного представления о нашей стране у представителей других стран и культур.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить источники информации по теме.
2. Систематизировать полученные и отправленные открытки.
2. Провести анкетирование и рассказать окружающим о международном проекте «Посткроссинг».
Методы исследования:
1) поиск информации в различных источниках,
2)систематизация и статистическая обработка полученных и отправленных открыток,
3) анкетирование и анализ полученных результатов,
4) создание презентации,
5) составление альбома полученных открыток.
Проект «Посткроссинг» может стать интересным увлечением, способствующим знакомству с разными культурами, коммуникации с жителями других стран, а также дающим возможность собрать уникальную коллекцию почтовых открыток и марок.
Участники проекта понимают значимость собственной культуры, когда рассказывают о своей стране иностранному адресату, знакомятся с традициями и обычаями других стран мира. Они учатся правильно общаться с иностранцами.
Глава 1 Международный интернет проект "Postcrossing.com
Просветительский потенциал межкультурной коммуникации
Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в1954 г. в работе американских ученых Д. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа» [11].
Под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своемжелании как можно лучше адаптироваться к окружающему миру. Коммуникация является межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к трудностям в общении.
Данные трудности связаны сразницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку и, естественно, отличающихся в разных культурах.
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам [11].
В данном исследовании межкультурная коммуникация рассматривается как общение между представителями разных культур, чтопредполагает непосредственные контакты между людьми. Современный мир стал более связанным. Люди ищут дружбы, общения, новых впечатлений, учат иностранные языки, накапливают жизненный опыт.
Интернет является современным средством межкультурного общения. В связи с этим стоит отметить, что преимущество уникального проекта «Посткроссинг» состоит в том, что он развивает межкультурную коммуникацию и имеет огромную воспитательную ценность.
«Посткроссинг» - история создания проекта
«Посткроссинг» – это сайт, созданный для знакомства и общения с новыми людьми при помощи почтовых открыток. Термин "postcrossing" был заимствован из английского языка и переводится на русский язык, как "почтовый марафон". В век современных технологий бумажная почтауходит в прошлое, а данный проект дает возможность почувствовать какого это получить открытку и общаться с иностранцами.
Также проект «Посткроссинг» предоставляет возможность получать настоящие, а не электронные открытки. Общение путем обмена открытками с людьми из всех уголков мира.
Данный сервис, под названием «Посткроссинг», берет свое начало в 2005 году. Идея Посткроссинга принадлежит студентам из Португалии Паоло Могалесу, Анне Кампос. Они придумали и разработали сайт и его логотип. Сайт заработал 14 июля 2005 года. Миллионная открытка была отправлена в мае 2012 года, десятимиллионная –в январе 2012, спустя 11 месяцев была отправлена пятнадцатимиллионная открытка.
Этот сервис предлагает всем желающим интересную игру: участник отправляетоткрытки абсолютно случайным людям, которые могут оказаться из любойточки мира. Одновременно с этим, участник проекта «Посткроссинг» получает разнообразные открытки от других участников.
Приходя домой, человек обнаруживает у себя в почтовом ящике новуюоткрытку, да еще с красивым пейзажем или другой тематикой. Это очень интересно как обычным людям, так и коллекционерам открыток и почтовых марок.
Этапы работы на сайте «www.postcrossing.com»
К проекту «Посткроссинг» может присоединиться любой желающий, независимо от возраста, профессиональной принадлежности и уровня знания английского языка. Для этого необходимо пройти несколько последовательных шагов.
Шаг первый - зарегистрироваться на сайте http//www.postcrossing.com и создать собственный профиль.
На личной странице участник размещает информацию о своих увлечениях, а также сообщение о том, какие открытки он хотел бы получать, какие темы для него интересны. После регистрации он получает несколько случайно отобранных сайтом адресов участников проекта из разных стран (рис. 1).
Рисунок 1. Личный аккаунт на сайте
Шаг второй – знакомство с профилями адресатов. Важно понять, чем интересуется адресат, чтобы посылаемые открытки заняли достойное место в его коллекции. К примеру, адресат из Голландии, адрес которого был выдан нам системой, предлагает присылать на открытках не только текст, но и рисунки, математические вычисления и ноты на нотном стане (рис. 2).
Рисунок 2. Пример аккаунта адресата
Шаг третий –творческий: выбор марки и открытки и составление текста сообщения.Необходимо пользоваться формулами вежливости, принятыми в других странах, не забывать об оформлении письма (правильное написание адреса, даты и прочее). Открытки, отражающие традиции, культуру, историю России могут представлять интерес для иностранных адресатов.
Шаг четвертый – получение открытки. После отправления своего первого письма нужно запастись терпением в ожидании ответа. Через некоторое время мы обнаруживаем в почтовом ящике уникальные открытки с разных концов света. Получив открытку, нужно зарегистрировать ее на сайте, используя указанный на ней идентификационный номер-ID, и поблагодарить адресанта в чате на сайте. Поиск информации об интересных исторических, культурных особенностях России имеет также просветительскую и воспитательную ценность.
В отдельных случаях между участниками проекта может установиться прямая связь через e-mail или Skype, а это уже позволит теснее общаться с представителем другой культуры, узнавать много нового и интересного, а также расширять круг дружеских контактов.
Интересные факты о Посткроссинге
- Первая открытка проекта отправлена из Португалии в Португалию и имела ID (identitynumber - идентификационный номер) PT-1.
- 14 октября 2011 года компанией PostNL, осуществляющей почтовые услуги на территории Нидерландов, был выпущен блок марок, посвященный посткроссингу.
- Тридцатипятимиллионная открытка была зарегистрирована 31 марта 2016 года.
- В России в 2015 г. была выпущена марка, посвященная этому проекту.
- Открытка с кодом RU-1 000 000 (российская «миллионная» открытка) вышла 24 мая 2012 года и дошла из города Уфа в город Тольятти.
- В базе данных посткроссинга числится 11 открыток, отправленных из Антарктиды. Ни одна из них, однако, не была в действительности отправлена с южного континента — дело в том, что система позволяет пользователю выбрать при регистрации любую страну, в том числе отличную от явно указанной в адресе, также вносимом в систему.
- Посткроссинг является хобби 804 650 людей из 210 стран мира (по последним данным)!
- В час отправляется 624 открытки!
- 70 660 045 открыток получено!
- 410 080 092 847 км преодолели почтовые открытки!
- 10,232,816 кругов вокруг Земли сделали открытки!
- Открытки преодолели путь равный 533 958 расстояниям от Земли до Луны и обратно, 1 370 раз до Солнца и обратно.
- Чемпион Посткроссинга в данный момент - житель Германии по имени Вильгельм Джонсон. Он отправил 39 872 открытки и получил 39 819 открытки!
- К сожалению, по статистике 10—12 % открыток не регистрируются в системе из-за почтовых проблем или неактивности пользователей.
Глава 2. Результаты работы в рамках проекта Посткроссинг
2.1. География участников проекта (анализ данных сайта)
Сайт посткроссинга хранит в себе разнообразную статистику как для каждого пользователя, так и для каждой страны, и для всего проекта в целом.
Согласно данной статистике на 2 октября 2024 года, в посткроссинге поучаствовали жители всех стран Земли, кроме Британской Территории в Индийском Океане, Токелау, Внешних малых островов США, которые не имеют ни одной отправленной открытки.
Большой популярностью посткроссинг пользуется в Европе, России, США и Китае, что видно из следующей таблицы 1 (статистика по состоянию на 16 февраля 2025 года) - топ 20 стран.
На рисунке 3 цветом обозначены наиболее активные страны в проекте, от темно-синего (Россия) до серого.
Таблица 1.
Рисунок 3. Карта стран, участников посткроссинга.
2.2. Коллекция почтовых открыток
Я являюсь участником проекта с 2015 года. На данный момент моя коллекция открыток насчитывает: 60 отправленных и 58 полученных открыток. Информация об отправленных и полученных мною открытках представлена в таблице 2.
Таблица 2
|
№п\п |
Страна |
Отправлено |
Получено |
|
1 |
Австралия |
0 |
1 |
|
2 |
Беларусь |
2 |
3 |
|
3 |
Бразилия |
1 |
0 |
|
4 |
Канада |
3 |
2 |
|
5 |
Китай |
4 |
7 |
|
6 |
Чехия |
3 |
6 |
|
7 |
Эстония |
1 |
1 |
|
8 |
Финляндия |
4 |
2 |
|
9 |
Германия |
8 |
9 |
|
10 |
Гон Конг |
2 |
1 |
|
11 |
Индия |
1 |
0 |
|
12 |
Макао |
0 |
1 |
|
13 |
Малайзия |
1 |
2 |
|
14 |
Нидерланды |
4 |
3 |
|
15 |
Новая Зеландия |
1 |
1 |
|
16 |
Польша |
0 |
2 |
|
17 |
Португалия |
2 |
0 |
|
18 |
Словакия |
1 |
0 |
|
19 |
Словения |
0 |
1 |
|
20 |
Швеция |
1 |
0 |
|
21 |
Швейцария |
2 |
0 |
|
22 |
Тайвань |
3 |
3 |
|
23 |
Таиланд |
1 |
0 |
|
24 |
США |
8 |
8 |
|
25 |
Украина |
1 |
1 |
|
26 |
Соединенное Королевство |
2 |
0 |
|
Итого: |
60 |
58 |
|
Исходя из данных таблицы 2 можно сделать вывод,что самое большее количество открыток мною получено и отправлено в такие страны, как Германия (8\9 – 14,4 %), США (8\8 – 13,6%) и Китай – (4\7 – 9,3%) (рис.4).
Рисунок 4. Распределение открыток по странам.
В Приложении 1 представлены некоторые отправленные мною в разные страны открытки, а также полученные открытки из альбома и страны, из которых они получены.
2.3. Результаты анкетирования
В ходе исследования мною было проведено анкетирование, в котором приняло участие 42 человека, учащиеся 9 классов МАОУ «СОШ № 85».
Цель данного исследования – узнать, знакомы ли учащиеся с таким сервисом, как Посткроссинг и вызывает ли он у них интерес.
Участникам опроса было предложена анкета (приложение № 2).
Результаты анкетирования показали, что только 14,3 % опрошенных школьников знают о том, что такое Посткроссинг, 11,9% отправляли бумажные открытки. 16,7% коллекционируют их. 35,7% получали когда-либо почтовые открытки. При этом, 59,5% имеют возможность общения с иностранцами, 47,6% считают, что получать письма и открытки интересней, чем общаться в интернете и 73,8% хотели бы иметь возможность общаться с иностранцами и география желания получать открытки впечатляет. Ребята хотели бы получать открытки из: Китая - 20 человек, Нигерии - 11 человека, Южной Кореи- 12 человек, Узбекистана - 5 человек, Франции - 19 человек, Италии- 13 человек, США-21 человек, Канады-14 человек, Чехии - 10 человек, Испания- 12 человек, Швейцарии - 16 человек. Из полученного анализа я сделал вывод, что данный проект нуждается в популяризации.
Заключение
В ходе работы над нашим исследованием мы пришли к выводу, что международный проект Посткроссинг является эффективным средством организации межкультурной коммуникации.
Участники проекта начинают осознавать не только значимость собственной культуры в процессе передачи информации о своей стране иностранному адресату, но и знакомятся с культурой многих других стран мира. Они учатся корректно взаимодействовать с жителями других стран.
Благодаря проекту может прийти осознание того, что мы живем в реальном, а не виртуальном мире, что возможность общения с гражданами разных стран сохраняется, не смотря на искусственно введенные ограничения для России в разных сферах общественной жизни и русофобскую пропаганду в иностранных СМИ и интернете.
Благодаря проекту может прийти осознание того, что мы живем в реальном, а не виртуальном мире, что возможность общения с гражданами разных стран всегда сохраняется, не взирая на границы между государствами и отдаленность друг от друга на планете.
Список литературы
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.;
2. Димиденко, Т.А., Проект POSTCROSSING в организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка. //Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — 300 с.;
3. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации [Текст]: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.;
4.Черняк, Н.В. Межкультурная компетенция: история исследования, определение, модели и методы контроля [Текст]: монография. 1е изд. М.: Флинта, 2016.;
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. https://studopedia.ru/2_13741_epistolyarniy-zhanr-normi-delovoy-perepiski.html
7. https://skysmart.ru/articles/english/kak-pisat-pismo-na-anglijskom-yazyke
8. http://postcross.ru/
9. https://vlasovchel.livejournal.com/41652.html
10.https://stamp-up.ru/postsrossing-kak-zaregistrirovatsya-na-sajte-obmena-otkrytkami/
11. Trager D., Hall E. (1954) Culture as a communication. New York.
Приложение 1
Открытки, отправленные мною.
|
в Германию |
в Гон Конг |
|
в Индонезию |
в Чешскую Республику |
|
в США |
в Японию |
|
в Германию |
в Чешскую Республику |
|
в Германию |
в Великобританию |
|
в Малазию |
в Гон Конг |
|
в Тайланд |
в Нидерланды |
|
в Финляндию |
в Нидерланды |
Открытки из коллекции, полученные из других стран.
|
Italy (Италия) |
Canada (Канада) |
|
TheUkraine (Украина) |
Malaysia (Малайзия) |
|
J apan (Япония) |
Germany(Германия) |
|
Spain (Испания) |
Finland (Финляндия) |
|
Hungary (Венгрия) |
CzechRepublic (Чешская Республика) |
|
T aiwan (Тайвань) |
The USA(США) |
Приложение 2
Анкета
|
1) Знаете ли вы, что такое Посткроссинг? |
Да\нет |
|
2)Отправляете ли вы почтовые открытки? |
Да\нет |
|
3) Получали ли вы когда-нибудь почтовую открытку? |
Да\нет |
|
4) Коллекционируете ли вы почтовые открытки? |
Да\нет |
|
5) Есть ли у вас возможность общаться с иностранцами? |
Да\нет |
|
6) Хотели бы вы иметь возможность общаться с иностранцами? |
Да\нет |
|
7) Согласны ли вы с тем, что получать письма, открытки интересней, чем общаться в интернете? |
Да\нет |
|
8)Из какой страны вы бы хотели получить открытку? |
США, Южная Корея, др. |
PAGE \* MERGEFORMAT 0