Цель работы: проследить за взаимосвязью поэзии и арифметики на примере произведений русской классики и арифметических расчётов.
Задачи работы:
знакомство с методикой подготовки и оформления творческих работ;
научиться определять двусложные размеры;
закрепить понятие ритма;
знакомство с творчеством различных поэтов с целью определения произведений, выполненных в размерах ямб и хорей.
Актуальность предлагаемого исследования заключается необходимости математического подхода к литературным произведениям, в целом, и отдельно к поэзии, в частности. Методы арифметического расчёта в стихотворениях наглядно доказывают взаимосвязь математики практически со всеми науками, знакомыми человеку, а в конкретном случае, в литературных произведениях. Проведение подобного анализа оказывает положительное влияние на учащегося, так как вырабатывает в нём логическое мышление и универсальность подходов к разным ситуациям и аспектам жизни.
«Современный мир неожиданно обнаружил,
что математика уверенно расположилась
в самых разных его частях и уголках».
В. Успенский
Введение
Все мы знаем, что математика зародилась с самой древности и заняла в человеческом обществе одно из самых важных мест, так как с ней связано практически всё, чем занимается человек. Поэтому наше знакомство арифметикой как частью математики начинается задолго до начала учёбы в школе.
Если в первое время я смотрел на математику как на один из обычных предметов, где надо просто вести расчёты, заниматься решением задач и пр., то уже перейдя в 4-й класс, я начал обращать внимание другие, занимательные её стороны. С каждым новым занятием я стал видеть арифметику совсем другими глазами! Когда я смотрю капли дождя, то смотрю как они по правильной траектории стекают по оконному стеклу; в построенных домах я вижу чёткие геометрические расчёты, где в определённых местах соблюдается симметрия и правильные формы. Постепенно я всё больше приближался к убеждению, что арифметика непосредственно влияет на нашу жизнь, и знание её законов необходимо практически везде: от оплаты покупок в магазинах и проезда на транспорте до проведения сложных арифметических и геометрических расчётов при строительстве домов, проектировании машин, бытовой техники, запуска космических кораблей и т.д.
На иметь ввиду, что понимание законом математики облегчило человечеству жизнь и способствовало его прогрессу на протяжении тысячелетий вместе с другими науками. Это стало толчком к развитию научно-технического прогресса, помогая людям во всех сферах жизнедеятельности.
Порой многие люди задаются вопросом: «зачем учить эту математику? Мне она вряд ли в жизни пригодится! Может я вообще буду учиться на биологическом или историческом!» однако такой подход к вопросу является в корне неверным, так как современный человек никак не может обойтись без каких-либо сложных математических расчётов, необходимых для производства любого вида продукции. Фактически, пользуясь преимуществами математического мышления, человек способен критически мыслить, делать выводы и строить логические умозаключения. Ещё великий российский учёный М.В. Ломоносов в своё время сказал как-то: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Математический расчёт помогает человеку мыслить рационально и подходить к изучению вопроса с разных сторон, что даёт ему несомненное преимущество. Как выразился однажды В.П. Ермаков «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».
Сделав для себя такое неожиданное открытие, я понял, что арифметический расчёт можно применить к любой другой науке помимо математики. И свой выбор я решил остановить на литературе, а точнее на поэзии и знакомых мне стихотворных размерах в ней.
Стихосложение и математика
Итак, с на первый взгляд нам покажется, что математика и литература совершенно разные науки и находятся на противоположных полюсах. Ведь в самом деле, математика – наука точная требует расчёта в каждом шаге, а литература – это больше о творчестве, о духовной и культурной стороне жизни человека и пр.
Читая художественную или научную литературу, мы не задумываемся о количестве страниц, печатных знаков в книге. Мы просто вникаем в сюжет и прочитываем иногда «залпом» это произведение, если оно очень интересное. Но если человек тесно связан с математикой, арифметикой, то он так или иначе будет искать в том же самом литературном произведение определённые арифметические составляющие, о которых я упомянул выше. С таким подходом согласен и выдающийся поэт А. Блок, который говорил, что «сама истинная поэзия, сами настоящие стихи – это ничто иное как «математика слова». Ознакомившись со всеми такими утверждениями известных людей. Я сам стал невольно задаваться подобными вопросами, стараясь глубже вникнуть в основы стихосложения. Вот что понял из всего этого.
Основные стихотворные размеры
Как я выяснил, в поэзии существует несколько форм стихосложения: 1) силлабическая – это когда в строке имеется одинаковое количество слогов при произвольной постановке ударений в слове; 2) тоническая – когда, наоборот, при равном количестве ударений применяется произвольное количество слогов и 3) силлабо-тоническая – система, совмещающая в себе принципы предыдущих двух форм и основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.
Также следует упомянуть, что в современном русском стихосложении поэтами применяются пять видов размеров стихов: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их в принципе нетрудно различить друг от друга, если правильно понять принципы чередования и количества ударных и безударных слогов в каждом из них.
Математические правила в стихах
Таким образом, мы можем взглянуть на стихосложение с точки зрения математических формул и арифметических расчётов. Такой метод можно назвать математической лингвистикой.
Стихотворения и поэмы, сложенные в стихотворные формы и конструкции, являются по своей сути лингвистическими композициями поэтических образов и созвучий. К ним вполне можно применить арифметические расчёты и математические конструкции.
Как известный специалист по стиховедению С.М. Бонди в своё время отметил, «любые фамилию, имя и отчество можно вложить в стихотворную конструкцию, которая будет звучать ритмично и с рифмами. Давайте рассмотрим на конкретном примере:
Сочетание имён «Александр Михайлович Кондратов» при разборе является на самом деле пятистопным хореем. Ровно похожую формулу можно вывести и из наших фамилии, имени, отчества!
Как покажется на первый взгляд, составить стихотворную рифму из разных слов можно легко. Но так ли это на самом деле? Можно ли оттуда же вывести математическую формулу и «посчитать» стихотворение?
Когда сама постановка такого вопроса могла бы вызвать в лучшем случае недоумение. Как можно разложить по цифрам поэтические произведения великих классиков литературы?! Но теперь учёные вполне допускают такой подход в литературе.
Кроме того, следует отметить, что стихотворная форма наблюдается не только в поэтических произведениях, но в прозе, чем отличились некоторые авторы. Так что очевидно, что стихосложение далеко ен всегда возникает автоматически, а значит есть какой-то расчёт при сочинении стихов.
В приводимом дальше примере можно заметить чередование чётных и нечётных слогов, причём ударение падает на чётный, а нечётные слоги остаются безударными. Одна фраза – это одна строка четырехстопного ямба. А что если их две? три? четыре?
Давайте рассмотрим эти стихотворные размере на конкретном примере.
Хорей
Хорей является двусложным стихотворным размером, где ударение падает на первый слог, а второй является безударным. Двусложным стихотворение является, если идёт повторение одинаковых слогов через один слог. Слово «хорей» происходит от греческого слова, которое переводится как «пляска, хоровод» или в другой версии «маршевый». Если каждый слог обозначить отдельным символом, заимствованным из арифметики, то вполне может получиться определённая формула:
Вот образец четырехстопного хорея:
«Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…»
(А. С. Пушкин, «Зимний вечер»)
«Спи́, дитя́ моё, усни́;
Сла́дко спи́, мой ма́льчик ма́ленький…»
(М. Ю. Лермонтов, «Казачья колыбельная песня»)
***
«Я́ прише́л к тебе́ с приве́том,
Рассказа́ть, что со́лнце вста́ло…»
(А. А. Фет, «Я пришёл к тебе с приветом…»)
***
«Ну́, пошёл же́, ради Бо́га!
Не́й, савра́ска, не́ бари́…»
(Н. А. Некрасов, «Школьник»)
***
«Тра́вка зелене́ет, со́лнышко блести́т;
Ла́сточка с весно́ю в се́рдце к нам лети́т…»
(А. Н. Плещеев, «Травка зеленеет, солнышко блестит…»)
***
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят...»
(М Ю. Лермонтов «Дары Терека») ...
***
«Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)»
(А.С. Пушкин «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»)
***
«Синие чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали...
Ветер играет смелей...»
(В.Я. Брюсов, «Летняя гроза»)
Ямб
Ямб также представляет из себя двусложный размер, где ударение падает на каждый чётный слог, то есть в конце каждой стопы: на второй, четвёртый, шестой слог и т.д. На самом деле наши поэты предпочитали и предпочитают всегда пользоваться больше этим размером, то есть дарение всегда падает на второй слог стопы. Как предполагают специалисты по поэтике, слово «ямб» также имеет греческое положение, но ведёт своё название от имени дочери сатира Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Последняя развлекала царицу Деметру песнями и шутками в её доме, когда у неё царь Аид похитил её дочь Персефону.
Хотя и ямб, и хорей – оба имеют двусложный размер – они всё же отличаются постановкой ударения, то есть в хорее ударение ставится на первом слоге, в ямбе – на втором. И в нашей поэзии популярным стал именно ямб, так как он более ритмичен по их мнению. В связи с этим ритмический рисунок ямба является противоположным:
Вот рассмотрим образец четырехстопного ямба:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто «Бычок»)
***
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись ...
(А.С. Пушкин «Зимнее утро»).
***
«Они глумятся над тобою,
Они, о родине, корят
Тебя твоею простотой
Убогим видом черных хат...»
(И.А. Бунин «Родине») ...
***
«В сыром ночном тумане
Все лес, да лес, да лес...
В глухом сыром бурьяне
Огонь блеснул - исчез...»
(А.А. Блок «В сыром ночном тумане...»)
***
«Подруга дней моих суровых...»
(А.С. Пушкин «Няне»)
***
«Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную дума наводит она...»
(Н.А. Некрасов «Несжатая полоса»)
***
«В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть ...»
(М.Ю. Лермонтов «Молитва»)
***
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.»
(Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»)
Заключение
В результате вышеизложенного можем сделать выводы, что разница между ямбом и хореем заключается именно постановке ударения, где в ямбе оно стоит на втором слоге, а в хорее – на первом. Но при этом оба являются двусложными формами. Кроме того, сочетание ударного и безударного слогов вместе называется стопой.
Так вот, возвращаясь к названию нашей темы, зададимся вопросам: в чём же взаимосвязь поэзии, её стихотворных размеров и форм с арифметическими расчётами?
На самом деле ответ очевиден: чередование слогов вполне поддаётся расчётам как с применением порядковых числительных, так и с количественными. Ещё Пифагор в древности утверждал: «Все есть число», считая, что абсолютно все явления и существа в природе могут поддаваться математическому расчёту. Но такой подход возможен не только по отношению к природе, но и по отношению к искусству. Почему же мы о говорим об арифметике в поэзии? На самом деле строгое чередование слогов – это и есть количество (чет-нечет, ударный-безударный слоги), и все эти цифры выражены звуках и рифмах. Таким образом, с нашей точки зрения, поэзия имеет чёткую математическую основу в процессе своего возникновения.
Мы не ошибёмся, если будем утверждать, что с помощью арифметического расчёта нам удастся уловить и вычислить в стихотворении ту эмоциональную нагрузку поэтов, которую они закладывают в свои произведения.
Наши предположения о том, что поэту помимо творческого вдохновения надо иметь и математическое чутьё и расчёт, вполне находят подтверждение в словах знаменитого американского писателя Эдгара По: «Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар».
Подводя итоги нашему исследованию, осмелимся высказать мнение, что поэзия становится более яркой и красочной, если применить к ней чёткий арифметический расчёт, который только усиливает это ощущение красоты. При подсчёте ритма, рифмы, стопы стихотворение только приобретает ещё большую эмоциональную окраску; оно приобретает определённую гармонию, которую может по достоинству оценить лишь читатель.
Мне кажется, когда я буду учиться в пятом классе, и мы продолжим изучение стихотворных форм, среди которых помимо ямба и хорея мы будем ознакомлены с амфибрахием, дактилем и анапестом, мне вполне пригодятся проведённые данные исследования. У меня будет возможность распространить применение арифметики и в отношении оставшихся перечисленных стихотворных размеров. Кроме того, возможно и распространение данных методов и на размеры в зарубежной поэзии, такие как сонет, рубаи, хокку и др.
На этом предполагаю, что поставленные мною задачи и цели исследования достигнуты и раскрыты основные моменты заданной темы.
Использованные материалы:
Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» /www.КМ.ru/1996-2004
2. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvoгchcstvo/2015/08/28/matematika-v-poezii-i-pгoze
З. http://www.poznavayka.oгg/matematika/matematika-i-poeziya/
4. http://www.testsoch.info/sistemy-stixoslozheniya-istoriya-russkogo-stixa/
5. http://festival.1september.ru/articles/592090/
6. «Великие жизни в математике» Б. А. Кордемский. М: «Просвещение» 1995.