И... куклы оживают

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

И... куклы оживают

Викторова А.В. 1Аскарова А.Ф. 1
1МАОУ СОШ №11
Кудашева Н.Е. 1
1МАОУ СОШ №11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Ребенок познает мир через игру. Одним из средств игры является игрушка. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней жизни. Она помогает воспитывать интерес к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в сознательную жизнь. С её помощью дети узнают об окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе, то есть познают мир.

Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она неподвластна времени и по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Малыши куклу очень любят, ухаживают за ней, представляют себя в роли родителей. Для детей постарше кукла играет роль верной подруги или друга. Она формирует ребенка как личность. Дети учатся быть добрыми, отзывчивыми, внимательными. Они начинают понимать, насколько важно помогать и сочувствовать другим. Это очень ценные человеческие качества.

Моя сестра, Даша – первоклассница. Она и ее одноклассники любят играть. Мы с подругами взяли над их классом шефство, часто заходим к ним на переменах, чтобы поиграть с ребятами.

Наблюдая за первоклассниками, мы заметили, что они не всегда могут организовать свои игры, грубо разговаривают друг с другом, обзываются, невнимательны к окружающим, порой даже не замечают, что обидели товарища. Слова взрослых не всегда воспринимают правильно.

Мы задумались, как помочь им научиться общаться и понимать друг друга? А так как наши первоклассники очень любят играть, мы решили, что можно сделать это в игровой форме. Занимаясь в школьной театральной студии и являясь участниками кукольных спектаклей, мы на своем опыте убедились, что театр – мощное средство воздействия на юных зрителей. Вместе с героями спектаклей дети переживают, сочувствуют, становятся участниками событий. Поэтому мы предположили, что на помощь нам могут прийти куклы. При этом куклы должны быть достаточно большими, с человеческими чертами лица, чтобы ребята восприняли их как равных. И это должны быть мальчик и девочка потому, что в новом коллективе, у мальчиков и девочек не всегда получается наладить контакт друг с другом. Мы решили, что куклы будут разыгрывать сюжеты из жизни наших первоклассников,побуждая желание совершать добрые поступки, осуждать плохие, будут способствовать добрым взаимоотношениям в их жизни.

Для нашей задумки в магазинах города Североуральска подходящих кукол не продают. И мы решили, что их можно сшить своими руками. Заинтересуют ли они первоклассников? Станут ли наши куклы их друзьями, а их поведение примером для подражания?

Мы решили выяснить у первоклассников, что они думают о куклах, об их роли в жизни начинающих школьников, и провели социологический опрос на тему: «Куклы в нашей жизни». Было опрошено 24 ученика первых классов. Опрос показал, что ребята играют в куклы и даже хотели бы научиться создавать кукол своими руками (см. приложение 1). И у нас появилась идея изготовить ростовых кукол для разыгрывания ролевых социальных миниатюр. Ведь в руках кукловода кукла оживает и становится другом. Кроме того, мы решили провести мастер-класс по изготовлению кукол.

Поэтому для своего проекта мы выбрали тему: «И…куклы оживают».

Цель проекта:

способствовать успешной социализации младших школьников, приобщению их к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей появления кукол и собрать информацию об их разновидностях и роли в жизни людей.

  2. Исследовать проблему приобретения кукол в городе Североуральске.

  3. Научиться создавать ростовых кукол своими руками.

  4. Поставить театральные миниатюры на тему социального общения и организовать первоклассников на участие в них.

  5. Обогатить игровой опыт детей и побудить желание быть похожими на положительных героев и совершать только добрые поступки.

Гипотеза: если учить первоклассников нормам поведения в игровой форме, используя наших ростовых кукол, то это будет способствовать накоплению ими положительного нравственного и социального опыта.

Объект исследования: куклы.

Предмет исследования: куклы – кермиты, оживающие в социальных миниатюрах.

Методы исследования: изучение и отбор литературы по данной теме, наблюдение, социологический опрос, интервью, сравнительный и статистический анализы, экономические расчеты.

Этапы работы над проектом. В соответствии с поставленными целью и задачами проекта можно выделить следующие этапы работы:

-сбор информации,

-исследование,

-анализ,

-работа над продуктом проекта (создание ростовых кукол - кермитов, постановка ролевых театральных миниатюр),

-выступление перед сверстниками,

-проведение мастер-класса по изготовлению кукол для учащихся первых классов.

При работе над проектом использовались учебные пособия и Интернет - источники.

Практическая значимость работы:

1. Формирование мотивации младших школьников на поведение в соответствии с ценностными установками социума.

2. Создание ростовых кукол своими руками и постановка театральных миниатюр.

3. Выступление перед учащимися 1-х классов с целью формирования у них желания к знакомству с историей появления кукол и участию в ролевых миниатюрах, создание кукол для игры на переменах.

Структура работы: работа написана на 23 листах, состоит из введения, основной части, представленной двумя главами: теоретической и практическими исследованиями, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

  1. История появления кукол

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Чтобы познакомиться с историей появления кукол, мы обратились в школьную библиотеку. И узнали следующее.

1.1.Термин «Кукла»

Считается, что слово «кукла» [6] родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова [3] слово «кукла» имеет несколько значений:

1. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека.

2. В театральном представлении кукла - фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом).

Разновидности театральных кукол: куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты).

3. Кукла - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Это куклы в витринах магазинов, манекены.

Выяснив понятие термина «кукла», мы обратились к истории появления кукол.

1.2.История появления кукол

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании [1] были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль животного, человека, духа, наконец? В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30 - 35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо.

Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды.

Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира. В южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде. Кукол-русалок, которые, по народному верованию, способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в "гроб", с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь. Здесь видны следы древнего обряда жертвоприношения. Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией [4].

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников.

В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения.

Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - Вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 сантиметров. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60-е годы XIX века пандоры переродились в манекены (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но, еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры. Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека.

За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и другие. Эти куклы предназначались для взрослых коллекционеров. Куклы для детей появились гораздо позже.

Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Это была кустарная работа. Каждая кукла была по-своему уникальна, стоила больших денег, поэтому далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

Итак, мы выяснили, что появление кукол имеет свою историю (см. приложение 2). Куклы в разных странах имеют свою особенность. А имеет ли свои особенности история развития кукол в России?

1.3. Появление куклы в России

В России куклы имели свою историю развития [5].

Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах - таковы далекие предки русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно также предположить, что в минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.

В дальнейшем широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных фигурок. Сергиев Посад, Городец, Дымково, Богородское, Филимоново, Полхов Майдан, Семеново - далеко не полный перечень центров их производства. Пронизанные золотистым светом симпатичные богородские зверушки, изысканно удлиненные филимоновские свистульки, сияющие эмалевыми красками барыни из Сергиева Посада, восхищают продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал.

Мягкие игрушки, в том числе и куклы с головками из папье-маше, появились в период правления Петра I. Царь-реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря изготавливать игрушки, выполненные по западным образцам.

Фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине XIX - начале XX века. Куклы, собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких игрушек изготовлялись в самых разных, порой полукустарных мастерских, то головки - детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных фарфоровых предприятиях. Поскольку не на каждой кукольной головке стоит клеймо, позволяющее узнать, где и когда она была произведена, невозможно выяснить, сколько кукол в России собиралось из импортных деталей, а сколько из отечественных. Известно, что детали кукол производились на небольшом частном заводе в Санкт-Петербурге, принадлежавшем семье Бенуа. О российском происхождении фарфоровых красавиц свидетельствует и надпись «1915 Журавлев и Кочешков Москва», оттиснутая на одной из кукольных головок.

Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Нарядная одежда и обувь, неотличимые по качеству от настоящих, модная мебель, тонкая фарфоровая посуда, нередко являвшаяся продукцией Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, помогали создавать утонченный и изысканный мир кукол (см. приложение 3).

Октябрьский переворот разрушил сказочный мирок фарфоровых принцесс. Куклы стали массовой фабричной продукцией, лишенной индивидуального характера, красоты. История игрушек советского периода, безусловно, представляет интерес для специалистов, но для нас, следящих за перипетиями судьбы кукольного народа, эти страницы окажутся пустыми.

Мы выяснили, что куклы в России до октябрьской революции стоили дорого и были только в частных коллекциях. А после 1917 года стали массовой фабричной продукцией. Но, несмотря на это, куклы были и остаются популярными и у взрослых и у малышей. Дети не представляют свою жизнь без кукол и игрушек. Но у мальчиков и девочек они разные.

1.4. Куклы для девочек и мальчиков

У большинства из нас, в подсознании заложено, что кукла - это игрушка только для девочек, и мальчики ни в коем случае не должны играть с ними [9]. Но мальчикам, в возрасте 2-3 лет, не меньше нравится играть с куклами: с радостью катать их в коляске, кормить ее и укладывать спать, играя роль папы.

Разнообразные конструкторы, машинки и всяческие игрушки, бесспорно, необходимы для детей, поскольку они развивают интеллект и учат работать с предметами. Но, помимо этого, еще немаловажным в детстве является эмоциональное развитие ребенка. Именно такое развитие даёт общение с куклами. Активность, воля, уверенность в себе и своих силах, доверие к окружающим, любознательность, способность понимать себя и других, толерантно воспринимать действительность. Такие качества у детей- мальчиков и девочек - формирует игра в куклы.

Остановимся вначале на куклах для девочек.

Традиционными куклами играли дети еще в древние времена. Они особо ничем не отличались, имели внешность людей и животных. Как говорили предки, некоторые куклы приносили удачу. В деревнях девочки вместо кукол использовали полено, заворачивали его в тряпочку и укладывали спать. Они играли с поленом также как дочери барина с настоящей, дорогой куклой. Очень долгое время куклы были недоступны для девочек из бедных семей.

Кукла помогает девочке социализироваться и находить выход из трудных ситуаций, при этом, делает это мягко и не навязчиво.

В последние годы в детских магазинах стало появляться все больше кукол для девочек. Причем витрины наполнены самыми разными куклами. Там можно увидеть пупсов, тряпичных кукол, матрешек, театральных кукол и кукол-героев популярных сказок.

Одной из самых любимых кукол каждой девочки является пупс-младенец. Девочка чувствует себя мамой во время игры. В последние годы стали выпускать много видов пупсов разных размеров.

Многие родители предпочитают девочкам покупать кукол-девочек. Их можно переодевать в разные платья, расчесывать им волосы и заплетать косички. Обычно девочки в процессе игр используют куклу как дочку, сестренку или подружку. Во время игры они научатся дружить и общаться. Во время кукольного застолья можно ненавязчиво научить девочку правилам этикета, приобретая вместе с куклой кукольный чайный сервиз и кукольную мебель.

Существуют бумажные куклы. Они помогают развивать мелкую моторику и творческие способности. Ведь девочка сама может сделать из бумаги наряды для такой куклы. Она может создавать новые модели платьев и устроить для кукол выставку мод.

Тряпичную куклу можно подарить девочке любого возраста. Возможно, эта кукла станет первой любимой игрушкой. Обычно эти игрушки шьют из шерсти, бархата, шелка и других материалов.

Некоторые дочки просят маму купить театральную куклу. Театральные куклы бывают разных видов. Одни надеваются на пальчик, другие – на руку. Если девочка любит разыгрывать спектакли, то ей нужна именно такая кукла. Некоторые «заказывают» маме кукол - героев сказок. С помощью этих кукол можно разыгрывать любимые сказочные сюжеты.

В магазинах также нередко можно увидеть матрешку. Когда ребенок вырастет, эта игрушка может по-прежнему украшать его книжную полку. Кроме того, она нравится и девочкам, и мальчикам. В процессе игры с такой игрушкой будет развиваться мелкая моторика руки зрительное восприятие. Кроме того, ребенок узнает, что такое «много» и «мало».

Теперь о куклах для мальчика.

Кукла дает мальчику различные возможности для освоения эмоциональной и социальной сфер жизни. Она позволяет ему действовать «понарошку». Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет главное значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. А еще не забывайте: кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" куклу, мальчик наделяет ее чувствами, мыслями, желаниями и действиями. Играя с куколкой, дети, и мальчики тоже, учатся смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.

Итак, изучив историю появления куклы, мы пришли к выводу, что это явление пришло к нам из глубины веков, в каждой стране имеет свою историю, традиции, обычаи, национальные особенности. В куклы играют и мальчики, и девочки. Игра в куклы учит добру, красоте, миру, толерантности; развивают духовный, нравственный и культурный потенциал.

Изучая мировую историю появления куклы, мы не могли не обратиться к нашему городу. Какие виды кукол представлены в нашем городе, для какого возраста, на какие социальные роли они ориентируют, где используют куклы для творческого и социального развития юного поколения?

  1. Куклы в городе Североуральске

Мы провели исследование и выяснили следующее.

- Куклы в городе Североуральске можно приобрести в магазинах.

- В городе имеется свой театр кукол и продолжатели традиций кукольного искусства.

- При театре кукол работает мастерская по пошиву театральных кукол.

- Основы кукольного искусства, создание кукол разных видов изучаются в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центре внешкольной работы».

2.1. Куклы в магазине

Мы побывали в трех крупных и самых популярных детских магазинах «Симба», «Солнышко», «Умка» города Североуральска, где можно приобрести кукол. Проанализировав представленный товар, обнаружили, что кукол на прилавках магазинов много, но ассортимент не везде разнообразен. Например, в магазине «Умка» много кукол – пупсов для малышей, кукол типа «Bratz» и «Барби» для девочек постарше, но совсем нет кукол для мальчиков. В магазине «Солнышко» в основном представлены игрушки для самых маленьких детей. А вот в магазине «Симба» нам очень понравилось. Там приветливые продавцы с удовольствием провели для нас экскурсию. Уверены, что в этом магазине даже самый взыскательный покупатель найдет себе товар по вкусу. Мы увидели кукол для маленьких и больших, для девочек и мальчиков, кукол в костюмах разных народов и кукол, представляющих разные профессии. Создатели игрушек не забыли и героев любимых мультфильмов. Цены на товар колеблются от 600 рублей до 4000 тысяч рублей. В «Симбе» мы нашли кукол – девочек, ростом около метра. Цена такой куклы – три тысячи восемьсот рублей. Куклы – мальчика для воплощения в жизнь нашей идеи мы не нашли ни в одном из этих магазинов.

Где найти нужных нам кукол для разыгрывания социальных миниатюр?

2.2. Кукольный театр «Буратино» Дворца Культуры «Современник»

Мы узнали, что ростовые куклы все же можно найти в городе Североуральске. Их создают в мастерской кукольного театра «Буратино» Дворца Культуры «Современник».

Основателем и бессменным руководителем образцового детского театра кукол «Буратино» города Североуральска является Наталья Фёдоровна Б.. Мы побывали у неё в гостях. Застали Наталью Фёдоровну за работой – изготовлением куклы. Узнали о том, что руководитель театра окончила Ульяновское художественное училище по специальности учитель ИЗО и черчения. Её дипломная работа - эскизы кукол для театра. Затем были театральные курсы в городе Екатеринбурге. Наталья Федоровна с гордостью показывала нам свои наработки: кукол и декорации для спектаклей она шьёт сама совместно с детьми – участниками театрального коллектива. Это перчаточные, тростевые, партерные, ростовые куклы и куклы – марионетки. Управляют ими кукловоды – ребята. Возраст артистов театра от 10 до 20 лет. Театр «Буратино» готовит спектакли для воспитанников детских садов и учащихся школ, принимает участие в театральных фестивалях, которые проходят в городах Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Нижний Тагил. Они являются лауреатами и дипломантами этих фестивалей.

Нам очень понравились куклы, изготовленные Натальей Фёдоровной. Мы с интересом слушали о них, пробовали ими управлять. Но приобрести этих кукол нам не удалось – они создаются и работают только в театре.

Мы поняли, что купить ростовых кукол у нас не получается. Значит, остается только один выход - создать куклы своими руками. Предстояло лишь выяснить, где нас могут этому научить.

    1. 2.3. Объединение «Забава» Центра внешкольной работы

Североуральского городского округа

Наша школа давно сотрудничает с Центром внешкольной работы. Мы узнали, что в этом Центре есть объединение «Забава». Здесь все желающие могут научиться шить мягкие игрушки и куклы. Руководит им Елена Юрьевна П.. Мы взяли у неё интервью (см. приложение 4). Объединению «Забава» 10 лет. Здесь ребята шьют мягкие игрушки и куклы, ставят спектакли и выступают с ними перед сверстниками и воспитанниками детских садов. Возраст учеников Елены Юрьевны 8-12 лет. На вопрос о том, почему она стала заниматься шитьём мягких игрушек, Елена Юрьевна ответила, что с детства любила шить, и на дни рождения своим друзьям всегда дарила игрушки, сшитые своими руками.

Нам очень повезло, что мы познакомились с таким замечательным преподавателем. Она весёлая, добрая, увлечённая своим делом.

Мы рассказали Елене Юрьевне о нашем проекте, и она согласилась нам помочь. Под её умелым руководством нам удалось воплотить в жизнь нашу идею.

В течение двух месяцев мы посещали мастер-класс по пошиву кукол, познакомились с техникой изготовления куклы - кермита и изготовили две куклы – мальчика и девочку.

2.4. Техника изготовления ростовой куклы - кермита

Мы выяснили: чтобы сшить мягкую игрушку, сначала нужно позаботиться о «материальной базе». Нам понадобилась ткань телесного цвета, детская одежда, разного цвета и разной прочности нитки, поролон и синтепон для наполнения игрушек, клей, скотч; разных размеров иголки, ножницы, наперстки; портновский метр и такой же мел, копировальная бумага, линейка для раскроя деталей; утюг, швейная машинка.

Часть материала и оборудования нам предоставили в объединении «Забава», иголки, нитки, детскую одежду мы принесли из дома. Основной материал приобрели в специальном магазине. Деньги мы расходовали экономно.

Предварительно произвели экономические расчеты (см. приложение 5). Всего мы затратили 740 рублей, но, аккуратно выкраивая детали, мы сэкономили поролон и синтепон и теперь можем его использовать для изготовления других кукол. Оказалось, что изготовление кукол своими руками не только интересно, но и экономически выгодно.

Перед началом работы Елена Юрьевна рассказала о технике безопасности при изготовлении кукол. Иголки нужно хранить в игольнице, при этом в каждую иголку должна быть вдета нитка. Нельзя иголку брать в рот и втыкать в одежду. Ножницы должны быть только с тупыми концами. Шило, утюг, швейную машинку можно использовать только под присмотром взрослых.

Изготовление куклы - кермита состоит из нескольких этапов: подбор материала и подготовка его к работе, раскрой деталей, наметка, прошивание, набивка, сборка, оформление работы. Выкройку лучше всего делать из картона, так как твердые лекала плотнее прилегают к материалу, их легче обводить, они более долговечны. Полученную выкройку накладывают на изнаночную сторону материала, плотно прижимают и обрисовывают шариковой ручкой (см. приложение.6).

Не всё получалось сразу. Нам трудно было увеличивать выкройки, материал не всегда «слушался», нитки путались. Но, как говорится в пословице, «терпение и труд всё перетрут».

Мы сшили куклы своими руками. И нашим последователям, и всем кто заинтересуется этим вопросом, составили практические советы по пошиву кукол, которые изложили в буклете.

Такое занятие, как совместное шитье мягкой игрушки, имеет массу плюсов. Общая работа сплотила и объединила нас. Мы очень горды своей работой и тем, что трудности не помешали нам довести дело до конца. Старательно выполненные игрушки приняли участие в выставке творческих работ в Центре внешкольной работы нашего города в декабре 2024года. Таким образом, ростовых кукол можно приобрести в магазине, но для этого потребуется немалая сумма денег. Гораздо экономичнее создать куклы своими руками. Для этого вам понадобится немного времени и средств. Но зато вы получите огромное удовольствие, как от работы, так и от полученного результата!

После изготовления кукол мы приступили к подготовке ролевых миниатюр, которые поставили в театральной студии школы №11 города Североуральска под руководством Кудашевой Натальи Евгеньевны.

2.5. Театр кукол школы №11: и…куклы оживают

Казалось, самое трудное уже позади. Но при подготовке театрализованной программы мы тоже встретились с определёнными трудностями. Самым сложным оказалось водить кукол и озвучивать их одновременно. Со стороны, порой, выглядело смешно: герои-куклы разговаривали, глядя в потолок или под ноги, отвернувшись друг от друга. Наши действия трудно согласовывались, ведь одной куклой управляют несколько человек. Но мы справились!

15 января 2025 года на занятиях театрального кружка мы представили наших друзей учащимся 1 класса. Наша программа «Будем друзьями!» и «ожившие» куклы вызвали большой восторг у малышей. После этого они с удовольствием приняли участие в нашем мастер - классе по изготовлению кукол и создали свои первые куклы-обереги из ниток.

Наши ростовые куклы – уникальны и универсальны одновременно. Им можно подобрать разную одежду или костюмы, и они станут участниками различных действий. Так, 17 января 2025 года мы одели мальчику фуражку инспектора ГИБДД (см. приложение 7) и провели игровую программу по правилам дорожного движения в рамках акции «Горка», проводимой ОГИБДД ОМВД России по городу Североуральску для учащихся 1Б и 1Г классов. Цель данного мероприятия: недопущение ДТП с участием детей.

В дальнейшем мы планируем сшить на уроках технологии нашим куклам костюмы Петрушек, и они станут зазывалами на традиционно проводимом в нашей школе празднике «Масленица».

Многое можно рассказывать о влиянии этой работы на наше развитие. В процессе работы над театрализованными программами мы почувствовали личную ответственность за общее дело, ответственность за товарищей, взаимопомощь, взаимопонимание, собранность. Мы создали единый творческий коллектив. А первоклассники вместе с куклами-героями получили возможность проживать ситуации, в которых они могли бы проявить свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, знания и др.

Заключение

Работа над проектом «И…куклы оживают» началась в октябре 2024 года. За это время мы познакомились с мировой историей появления кукол. Сделали вывод, что это явление пришло к нам из глубины веков, в каждой стране имеет свою историю, традиции, обычаи, национальные особенности. Кукольное искусство живет и востребовано в наши дни. В городе Североуральске, и в нашей школе дети и даже взрослые интересуются им.

Игра в куклы учит добру, красоте, миру, толерантности; развивает духовный, нравственный и культурный потенциал.

Мы достигли поставленных целей – научились создавать ростовых кукол своими руками, «оживили» их, поставили театральные миниатюры на тему социального общения и организовали первоклассников на участие в них.

Кроме того, мы еще раз убедились, что куклы могут творить чудеса. Нас объединило общее дело – работа над проектом, постановка театрализованных программ. Участие в них помогает нашим первоклассникам учиться добрым взаимоотношениям, вызывает много положительных эмоций. Кукла может быть мудрой или глупенькой, радостной или грустной, она приходит к детям спросить совета, рассказать о какой-то своей проблеме. Ребята в один миг из обучаемых переходят в роль обучающих, наставляющих, готовых поспешить на помощь. Они решают проблемы, помогают, ищут выход из сложных для куклы ситуаций.

Мы рады, что ожившие в наших руках куклы, стали добрыми друзьями первоклассников. А их радостные лица и веселый смех доставили и нам много радости.

Значит, нашим куклам оживать вновь и вновь!

Уверены, что они помогут и нам и первоклассникам быть похожими на положительных героев и совершать только добрые поступки.

Приглашайте наших кукол в гости. Уверены, эти встречи станут для вас незабываемыми!

Список использованных источников и литературы

1. Аксенова М., Ананьева Е., Евсеева Т.. Куклы мира – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.-184с.

2. Образцов С.В.. Моя кунскамера. Рассказы. – М.: Дет. лит., 1990 – 79с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.-944 стр.

4. Юрина И.Г.. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки/ - М.: ООО «Фирма «Издательство АТС»»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека»», 1999. – 496с.

5. Юрина Нина. Куклы. – М.: Слово/SLOVO, 2002. – 48с.

Интернет-источники:

6. http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm. Об истории кукол. Дата обращения 25.10.2024г.

7. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html. Галерея кукол. Дата обращения 13.12.2024г.

8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text. Древние куклы. Дата обращения 10.01.2025г.

9. http://forum.maminsite.ru/viewtopic.php?id=10097. Куклы для девочек и мальчиков. Дата обращения 13. 01.2025г.

10. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/individualnyi-marshrut-razvitiya. индивидуальный маршрут развития ребенка. Дата обращения 21.12.2024г.

Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

«Куклы в нашей жизни»

(В опросе принимало участие 24 первоклассника)

Вопрос 1. «Любите ли вы играть с игрушками?»

да – 83, 4 %;

нет – 16,6 %;

Вопрос 2. «Есть ли у вас куклы?»

да - 62,5 %;

нет – 37,5 %

Вопрос 3. «Есть ли у вас куклы, сделанные своими руками?»

да – 33,3 %

нет – 66,7 %

Вопрос 4. «Хотели бы вы научиться делать кукол своими руками?»

да – 87,5 %

нет – 12,5 %

Приложение 2

Начало истории куклы

 

Рис.2

Фигурка из мамонтовой кости захоронения «Брно-2» в Чехословакии

Рис.1

Фигурки, найденные во время археологических раскопок. Эпоха палеолита.

 

Рис.3

Католический храм. Кукла-фигура Богоматери «Марион»

Рис.4

Франция. Куклы – прекрасные Пандоры

Рис.5

Куклы - манекены

 

Рис.6

Жак Вокансон.

Создатель кукол - автоматов

Рис.7

Кукла – автомат

Приложение 3

История куклы в России

 

Рис.2

Дымковская кукла

Рис.3

Филимоновская игрушка

Рис.1

Кукла - кукушка

 

Рис.4

Богородская деревянная игрушка

Рис.5

Фарфоровые куклы.

XIX век

Рис.6

Куклы царской семьи

 

Рис.7

Царское село. Игрушки императорских детей

Рис.8

Кукольная фарфоровая посуда

Приложение 4

Интервью с руководителем объединения «Забава» Центра внешкольной работы города Североуральска

Еленой Юрьевной П.

Елена Юрьевна П., преподаватель дома детского творчества. Родилась в городе Североуральске.

Окончила педагогическое училище в городе Серове по специальности воспитатель детского сада со специализацией рисование. По окончании училища получила предложение поработать в доме творчества нашего города. Стала преподавателем рисования. Затем вела кружок «Оч.умелые ручки», в котором совместно с детьми изготавливала поделки из бросового материала.

В настоящее время Елена Юрьевна – руководитель объединения «Забава».

Приложение 5

Экономические расчеты расходного материала.

№ п/п

Виды затрат

Количество

Цена

(руб. за метр)

Подсчёт (руб.)

1.

Ткань (трикотаж телесного цвета)

1 м

250

250

2.

Синтепон

2 метра

80

160

3.

Поролон

1 лист

200

200

4.

Клей «момент»

1 шт

60

60

5.

Скотч широкий

1 шт

70

70

ИТОГО 740 рублей

В магазинах нашего города мы узнали цены на нужный нам для пошива кукол - кермитов материал. Познакомившись с техникой изготовления куклы – кермита, мы составили план работы. Для начала проанализировали, что мы можем принести из дома, а что нам нужно приобрести в магазине. После этого произвели экономические расчеты и выяснили, что для изготовления двух кукол нам необходимо 740 рублей для приобретения недостающего материала.

Приложение 6

Рекомендации по пошиву куклы – кермита.

Кто не восхищался замечательными куклами Джима Хенсона из Маппет-шоу — живыми, смешными?!

И все-таки всякие куклы, как и люди, — красивые и не очень, умные и не слишком, добрые и злые, серьезные и смешные — имеют право на жизнь.

Кукла может быть мудрой или глупенькой, радостной или грустной, она приходит к детям спросить совета, рассказать о какой-то своей проблеме.

Изготовление такой куклы только на первый взгляд кажется сложным.

Мастер-класс

Материалы: цветная трикотажная футболка, с которой уже не жалко расстаться; поролон толщиной 8—10 мм, клей «Момент»; нитки, иголки, ножницы, пуговицы, скотч; пряжа, обрезки ткани, солома, синтепон или ватин (набивка); картон, ткань на рубашку, юбку или брюки; сшитые или связанные башмачки.

Последовательность работы:

Берем выкройку и переводим на бумагу каждую деталь отдельно, вырезаем.

ГОЛОВА. Обводим выкройку головы на ткань (трикотаж) и поролон — по 2 детали. Вытачки на поролоне склеиваем, на ткани прошиваем, склеиваем 2 половинки головы посередине, сшиваем ткань шапочкой. Теперь надеваем на поролоновую шапочку сверху тканевую. Получилось?

РОТ. Из картона вырезаем по выкройке 2 овала. Один овал разрезаем пополам поперек и склеиваем скотчем линию разреза (для того чтобы рот легко закрывался). Другой овал просто сгибаем также пополам (для того чтобы рот легко открывался, пружинил). Складываем их вместе и шилом протыкаем по всему краю, отступив 0,5 миллиметров, отверстия через каждые 2—3 мм, для того чтобы иголка легко ходила при сшивании. Вырезаем из плотной красной ткани такой же овал, приклеиваем его сверху на овал из картона, на нижнюю часть красного рта уже можно приклеить и язык.

Берем шапочку-голову и определяем, где лицо, а где затылок. Переднюю часть головы, губу прикладываем лицевой стороной к лицевой стороне рта (ткань к ткани) и пришиваем, захватывая все (и картон, и поролон, и ткань) швом «вперед иголкой». Хорошо бы начать от середины губы, сначала в одну сторону, затем в другую, до самых уголков рта. Теперь попробуем аккуратно вывернуть. Вырезаем по выкройке подбородок из поролона и ткани по одной детали, складываем и пришиваем к нижней части рта, начиная также от середины. Выворачиваем.

Уголки губ зашиваем изнутри. Получилась голова с открывающимся ртом?

Пришиваем шею к подбородку и к затылку. Сейчас можно пришить и ушки, если это человек или обезьянка.

Руки вырезаем по 2 детали. Сшиваем, выворачиваем и набиваем синтепоном, ноги вырезаем произвольно, также сшиваем, выворачиваем, набиваем.

Туловище — простой прямоугольник из ткани — сшиваем, выворачиваем, вставляем поролон, зашиваем. Затем пришиваем руки и ноги.

Голо­ву пришиваем только за переднюю часть шеи, оставив заднюю часть открытой для того, чтобы через шею надевать куклу на руку и водить.

Глаза — самая важная часть куклы! Придадим им глубину и выразительность.

Я думаю, что вы не просто скопируете эту идею, а добавите к ней что-то свое. Экспериментируйте, и каждый результат может явиться новым творением.

Таких же кукол вы можете сшить по выкройке, приведенной на следующей странице.

Выкройка куклы – кермита

Приложение 7

Универсальные куклы.

Рис.1

Кукла в этом костюме может быть участником новогоднего представления

Рис.2

Кукла в этом костюме может быть участником миниатюры по правилам дорожного движения

Просмотров работы: 1