Введение
Тема проектной работы выбрана из личного интереса к развитию беспилотных авиа систем и огромной перспективой развития этого направления в наше время. В первую очередь, широким перечнем сфер, где применяют, и могли бы применять БПЛА, так как машины не заменяют людей, а помогают решать задачи совместно со специалистами.
Актуальность темыобусловлена тем, что современный авиамоделизм - важное вспомогательное средство для конструирования приборов, которое позволяет решать немаловажные задачи:
проверку технический идей
ведение научных исследований со снижением нагрузки на человеческие ресурсы или сохранением безопасности человека
Цель проекта:
собрать модель радиоуправляемого планера Модель 2 (класса F3K, см. Приложение 1), отвечающую улучшенным летным характеристикам в сравнении с ранее созданной Моделью 1 (этого же класса F3K mini)
Задачи:
изучить строение выбранного планера, его характеристики и изготовить модель
провести опытные запуски для сравнения характеристик
Методы работы по проекту:
анализ информационных источников, изучение и обобщение полученных сведений; практическое моделирование
эмпирический метод в рамках занятий в секции; опытный запуск моделей и оценка результатов
Теоретическая часть.
Понятия и определения.
Для начала давайте разберемся в терминологии, которую будем использовать. На базе открытых интернет источников литературы ключевые понятия можно сформулировать следующим образом:
Авиамоделизм - вид технического творчества, заключающийся в конструировании и изготовлении моделей летательных аппаратов, в том числе в уменьшении копий настоящих самолетов. Авиамоделизм можно разделить на 5 групп: технический, экспериментальный, стендовый и летающие модели [2].
Однако, для меня все–таки больше интересна область создания планеров/самолетов не в уменьшении копий существующих, а в использовании комбинаций различных вариантов технических решений в моделях. Эти решения могут касаться как общего строения, так и материалов, электроники, моторных систем и т.д. Использование моделей летательных аппаратов или их отдельных деталей и узлов позволяет проверить конкретные гипотезы по техническим новинкам перед внедрением их в поточное производство.
Авиамодельный спорт – это уже вид спорта, где участники соревнуются в конструировании моделей летательных аппаратов и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полета и на фигуры высшего пилотажа. Для меня, безусловно, это тоже интересное направление, но не только в моменте соревнований, но и в продолжительном тестировании моделей.
Мировой авиамодельный спорт управляется Международной федерацией аэронавтики (ФАИ / FAI), которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований.
Планер - летательный аппарат, не имеющий двигательной установки, а планирующий за счет аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха (как в нашем случае, но вообще имеется класс мотопланеров)[1].
Также планер состоит из следующих основных частей:
Крыло с органами поперечного управления (элеронами)
Фюзеляж
Оперение (киль и рули поворотов, высоты)
Фюзеляж – это корпус летательного аппарата, он связывает между собой консоли крыла и хвостовое оперение. Крыло является ключевой частью в конструкции самолёта, оно генерирует подъёмную силу. Над верхней кромкой крыла образуется область более низкого давления, чем под нижней. За счет возникающей при этом подъемной силы крыло «выталкивается» наверх. Элероны – это органы поперечного управления самолета, обеспечивают управление креном. Элероны располагаются на задней кромке крыла ближе к концу и работают разнонаправленно, т.е. когда один элерон поворачивается вверх, другой поворачивается вниз. Оперение – совокупность аэродинамических поверхностей, обеспечивающих устойчивость и управляемость летательного аппарата, оно состоит из горизонтального и вертикального оперения. Вертикальное оперение состоит из неподвижной части – киля и подвижной части – руля поворота. Вертикальное оперение обеспечивает путевую устойчивость, располагается наверху хвостовой части фюзеляжа. Горизонтальное оперение так же имеет неподвижную часть – стабилизатор и подвижную часть – руль высоты. Горизонтальное оперение обеспечивает продольную устойчивость, оно обычно располагается в хвостовой части на фюзеляже или на киле [1].
Обзор литературы и проблематики.
Авиамоделизм был довольно хорошо развит в СССР: издавались журналы, финансировались кружки авиамоделизма. По интересующим меня вопросам я нашёл много литературы 60-80х годов – например – Гаевский О.К. или Болонкин А.А. Именно тогда авиамоделизм был наиболее популярен среди молодёжи. В книгах этого периода можно найти много информации по интересным моделям, чертежей с размерами, рекомендаций и описаний, формул расчета. Сейчас, к моему большому сожалению, такой литературы нет. Я не нашёл никакой современной или хотя бы адаптивной литературы (только перепечатки тех самых книг или интернет-ресурсы). Да и кружков, а самое главное их участников, в разы меньше, чем тогда. Кружки спортивно-технического авиамоделирования имеются в разных городах России, как правило, при Центрах детского творчества или при региональных подразделениях ДОСААФ. В частности, в Новосибирске я занимался во «Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Эти занятия развили у меня интерес к науке, технологии, исследованиям и изобретательству. Благодаря своему научному руководителю Бахареву Сергею Борисовичу, я освоил технологию изготовления разных планеров и полюбил авиамоделизм. В Москву я переехал несколько месяцев назад, был рад найти своих единомышленников и продолжать разрабатывать модели новых классов. В связи с этим нельзя не упомянуть межрегиональный обмен опытом – авиакружки и секции поддерживают связь друг с другом для обмена опытом. Так для своей Модели 2 я воспользовался опытом клуба «Юные авиаторы» (руководитель Мягков Сергей Юрьевич, г. Нижний Новгород). При создании Модели 2 я воспользовался их наработками по чертежам с некоторыми изменениями и поменял технологию изготовления (см. Приложение 2).
Практическая часть.
Изготовление моделей беспилотных планеров в сравнительной таблице.
Я не буду давать очень подробной инструкции по сборке моделей, так как не в этом состоит задача практической работы, а сделаю акценты на сравнение изготовления отдельных частей, так как они могут влиять на летные характеристики при проведении экспериментальных запусков.
Этап 1 – Подготовка материалов, рабочих инструментов.
|
Модель 1 |
Модель 2 |
|
Материалы: потолочная плитка, потолочный клей, деревянные рейки (гладкие, без дефектов, без косослоя), фруктовая фанера, канцелярские скобы, супер – клей, термоклей, потолочный клей, нитки, рыбацкая резина, болт, скотч, изолента, батарейка, 2 шт. сервомашинки, рекламный пластик. |
Материалы: ватман чертёжный, бальзовая пластина толщиной 3 мм, бальзовая пластина толщиной 10 мм, рейка бальзовая сечением 10×3 мм, 10×3 мм, плёнка, клей ПВА, смола эпоксидная, банка для клея, батарейка, 2 шт. сервомашинки. |
|
Инструменты: канцелярский нож, линейка, ножницы, наждачная бумага. |
Инструменты: линейки металлические 500 мм, 1000 мм; ручка гелиевая, карандаш; угольник слесарный, угольник чертёжный; лобзик, рубанок малый; шкурка на бруске, шкурка листовая; нож канцелярский, штангенциркуль, лекало, булавки, прищепки бельевые; дрель, сверло 3 мм. |
|
Радиоаппаратура (приёмник и передатчик) - Fly Sky I6. |
Радиоаппаратура (приёмник и передатчик) - Fly Sky I6. |
Этап 2 – Создание и сборка крыльев.
|
Модель 1 |
Модель 2 |
|
Крылья изготавливаются из потолочной плитки трапециевидной формы с трёхступенчатым профилем Кляйна-Фогельмана (KFm-3)1. |
Крыло трапециевидной формы выполнено из бальзы с плоско-выпуклым аэродинамическим профилем AG-03. |
|
Крыло не имеет элеронов. |
Крыло имеет элероны. |
|
Лонжероны (силовые элементы крыла), изготавливаются из реек и расположены по всей длине крыла. Угол V поддерживают рейки из сосны, расположенные на части фюзеляжа из фанеры. |
Лонжероны из бальзы по всей длине крыла. Усиление угла V крыла идет с помощью пластины-вставки из углепластика. Законцовки и центральные стыковочные нервюры из мягкой бальзы (0.1г/дм²). Крыло, стабилизатор и киль оклеены авиамодельной самоклеящейся пленкой. |
Этап 3 – Фюзеляж и рули (направления высоты).
|
Модель 1 |
Модель 2 |
|
Фюзеляж выполнен из толстой сосновой рейки. |
Фюзеляж выполнен из карбоновой трубки. Его носовая часть имеет коробчатый тип и склеен из четырёх бальзовых пластин толщиной 3 мм. Хвостовая балка выклеивается на металлической оправке из углеткани на эпоксидной смоле и вклеивается в заднюю бобышку фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа вырезается крышка в виде кабины – в ней размещаются две рулевые машинки и аккумулятор. |
|
Тяги выполнены из тонкой сосновой рейки, которые утяжеляют модель. |
Модель имеет тяги на крыле из тонкой проволоки, а на стабилизаторе тягу из нитки (такая система работает за счет того, что в стабилизаторе стоит пружина). |
|
Рули из пенопласта и присоединены к килю и стабилизатору с помощью скотча. |
Рули из бальзы и присоединены к килю и стабилизатору с помощью скотча (подвижную часть имеет только стабилизатор). |
|
Стабилизатор и киль имеют лонжероны из рейки. |
Стабилизатор и киль модели изготовлены из бальзовых пластин толщиной 3 мм (0.18 г/дм²). После обтяжки плёнкой руль высоты и руль поворота навешиваются на канцелярский скотч. |
|
Две сервомашинки, аккумуляторы и радиоаппаратура идентичные. Первая сервомашинка приводит в действие руль высоты на стабилизаторе. Вторая – рули поворота на киле. Батарейка на 180 миллиампер, выдающая 0.6 ватт, ставится на ту же платформу носовой части, где размещены сервомашинки. |
Две сервомашинки, аккумуляторы и радиоаппаратура идентичные. Первая сервомашинка приводит в действие элероны крыла. Вторая – руль высоты на стабилизаторе. Батарейка на 180 миллиампер, выдающая 0.6 ватт, и сервомашинки размещаются в коробе носовой части. |
|
Электроника защищена от внешних воздействий пластиковым тубусом (носовой обтекатель) с вставкой из пенополистирола. |
Электроника защищена от внешних воздействий, находясь в специальном бальзовом коробе на передней части фюзеляжа. |
Заключительная часть: выводы по проекту и значение беспилотных моделей.
Вначале хотел бы обозначить основные выводы по моделям, которые получились в ходе создания и экспериментальных запусков:
|
Модель 1 |
Модель 2 |
|
Технология изготовления |
|
|
Малая прочность компенсируется простой и быстрой технологией, которая позволяет в случае поломки деталей быстро восстановить и/или заменить их. |
Хорошая прочность, обеспеченная сложностью конструкции, которая не ломается при неоднократных запусках. |
|
Основной материал |
|
|
Пенопласт (потолочная плитка), деревянные рейки |
Бальза, углепластик |
|
Вес |
|
|
Легкий вес, 191 гр |
Средний вес, 238 гр |
|
Размеры крыла |
|
|
Размах крыла 0,91 м Длина 0,92 м |
Размах крыла 1,27 м Длина 1,28 м |
|
Время полета (при относительно равных погодных условиях, равной высоте запуска) |
|
|
Время полета (7 туров запусков): 17,12, 27,13, 25,15, 14 Среднее время полета 17,6 секунд |
Время полета (7 туров запусков): 27, 17, 25, 14, 34, 23, 35 секунды Среднее время полета 25 секунд |
|
Любительская модель (F3K mini) |
Профессиональная модель (F3K) |
В Модели 2 показатели времени полета выше, чем в Модели 1, что предполагалось изначально. Однако, особое преимущество Модели 1 – восстанавливаемость. У меня при одном из запусков сломался фюзеляж, но мне удалось быстро восстановить его, не разбирая модели. С Моделью 2 у меня лично пока не было запусков, приведших к техническим поломкам, но опыт показал, что и такое случается с данным видом Модели 2, где восстановление деталей непростое.
В своей работе я представил именно радиоуправляемую модель, так как это направление, на мой взгляд, сейчас особенно важно и актуально (в части дистанционного управления).
Авиамоделизм продолжает жить и развиваться, принося на благо обществу свои рационализаторские изобретения, которые используются в наше время:
проверка идей и технических новинок в самолето- и ракетостроении
ведение научных исследований (например, по миграции животных)
в киноидустрии (комбинированные киносъемки c разных ракурсов)
в сельском хозяйстве (распыление удобрений и уход за большими территориями, где обычно требуется задействование значительного кол-ва людей и техники)
в военном деле (для снижения нагрузки на человеческие ресурсы)
Решив построить летающую модель и научиться управлять ею, надо уже знать теорию управления и физику происходящих процессов, воздействующих на модель в воздушном потоке. В процессе работы над проектом я познакомился с историей развития авиамоделизма, теорией, узнал многое из различных информационных источников, смог создать модели беспилотных планеров, протестировать их и сравнить «в деле». Поэтому следующим моим шагом будем интеграция в модели моторов, винтов и других элементов, чтобы качественно улучшить летательные свойства Моделей. Я очень рекомендую школьникам данное направление, так как авиамоделизм может стать первой ступенью в выборе профессии: летчика, оператора БПЛА, инженера-конструктора, бортинженера, авиадиспетчера и многих других специальностей, востребованных в наше время.
Библиографический список:
Википедия Википедия — свободная энциклопедия
Сайт ДОСААФ ДОСААФ России | Официальный сайт
Публикация научных статей — АПНИ
Дроноагрегатор — Вся информация о дронах. Воздушных, морских, наземных и других.
Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. М.: ДОСААФ, 1986 г.
Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. М.: «Просвещение», 1974 г.
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.: «Просвещение»,1984 г.
Заворотов В.А. От идеи до модели. М.: «Просвещение», 1988 г.
Костенко И.К. Летающие крылья. М., 1985 г.
Красильщиков А.П. Планеры СССР. М., 1991 г.
Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М.: «Просвещение», 1986 г.
Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. М.: ДОСААФ, 1973 г.
Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. М.: ДОСААФ, 1983 г.
Приложение 1. Классы авиамоделей.
Международная авиационная федерация авиамодельного спорта (ФАИ) делит модели на 3 класса: свободнолетающие (F1), кордовые (F2), радиоуправляемые (F3).
Класс свободнолетающих авиамоделей (F1): модели планеров, резиномоторные и таймерные модели, комнатные модели самолетов и вертолетов. Свободнолетающие модели всех категорий соревнуются на продолжительность полета.
Основные классы:
F1A — модели планеров
F1B — резиномоторные модели самолётов
F1C — таймерные модели самолётов
F1D — комнатные модели самолётов
F1E — модели планеров с автоматическим управлением для полётов со склонов
Дополнительные классы:
F1G — резиномоторные модели самолётов, малого формата
F1H — модели планеров малого формата
F1J — таймерные модели самолётов малого формата
F1K — модели самолётов с двигателями на CO2
F1L — комнатные модели самолётов с развитым (>50 %) стабилизатором (EZB model)
F1M — комнатные модели самолётов для начинающих
F1N — комнатные модели планеров с метательным стартом «с рук» («hand launch»)
F1P — таймерные модели самолётов для юниоров
Класс кордовых авиационных моделей (F2): скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя, модели-копии самолетов. Модели этого класса в полете связаны со своим пилотом-моделистом двумя не растягиваемыми нитями – кордами. Они летают по кругу и маневрируют в воздухе только за счет отклонения вверх или вниз рулей высоты.
Соревнования по кордовым моделям проводятся на специально подготовленной площадке (кордодроме).
Основные классы:
F2A — скоростные модели
F2B — пилотажные модели
F2C — гоночные модели
F2D — модели воздушного «боя»
Дополнительные классы:
F2E — модели воздушного боя с компрессионным карбюраторным двигателем
F2F — гоночные модели с контурным фюзеляжем
F2G — скоростные модели c электродвигателем
Класс радиоуправляемых авиационных моделей (F3): пилотажные, модели-копии самолетов и планеров, модели планеров. На борту моделей этого класса установлена радиоаппаратура, принимающая сигналы с земли и управляющая рулями модели.
Основные классы:
F3A — пилотажные модели самолётов
F3B — модели планеров (троеборье: продолжительность полета, скорость на базе, количество проходов базы)
F3C — модели вертолётов
F3D — гоночные модели самолётов
F3U — гоночные модели квадрокоптеров
Дополнительные классы:
F3F — модели планеров для парения в динамических потоках («горные» планеры)
F3G — модели мотопланеров
F3H — модели планеров для полётов по маршруту
F3I — модели планеров с запуском буксировочным самолётом
F3J — модели планеров для полётов в термических потоках на продолжительность
F3K — модели планеров с метательным стартом «с рук»
F3L — модели планеров с ограниченным применим композитных материалов в конструкции
F3P — модели пилотажных самолетов для полетов внутри помещения («зальный» пилотаж)
Приложение 2. Схематический чертеж планера Модели 2.
1 Аэродинамический профиль Кляйна-Фогельмана (KFm), - это простой профиль с одним или несколькими ступенями по ширине крыла. В XXI веке профили KFm нашли применение в авиамоделировании, благодаря простоте конструкции и хорошим летным качествам, но в полноразмерной авиации широкого распространения не получили.