Проектная работа по созданию радиоуправляемой модели беспилотного планера

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проектная работа по созданию радиоуправляемой модели беспилотного планера

Цветков П.А. 1
1ГБОУ Школа № 2094
Бахарев С.Б. 1
1МАУ ДО ДТД УМ "Юниор" г. Новосибирска
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема проектной работы выбрана из личного интереса к развитию беспилотных авиа систем и огромной перспективой развития этого направления в наше время. В первую очередь, широким перечнем сфер, где применяют, и могли бы применять БПЛА, так как машины не заменяют людей, а помогают решать задачи совместно со специалистами.

Актуальность темыобусловлена тем, что современный авиамоделизм - важное вспомогательное средство для конструирования приборов, которое позволяет решать немаловажные задачи:

  • проверку технический идей

  • ведение научных исследований со снижением нагрузки на человеческие ресурсы или сохранением безопасности человека

Цель проекта:

  • собрать модель радиоуправляемого планера Модель 2 (класса F3K, см. Приложение 1), отвечающую улучшенным летным характеристикам в сравнении с ранее созданной Моделью 1 (этого же класса F3K mini)

Задачи:

  1. изучить строение выбранного планера, его характеристики и изготовить модель

  2. провести опытные запуски для сравнения характеристик

Методы работы по проекту:

  1. анализ информационных источников, изучение и обобщение полученных сведений; практическое моделирование

  2. эмпирический метод в рамках занятий в секции; опытный запуск моделей и оценка результатов

  1. Теоретическая часть.

    1. Понятия и определения.

Для начала давайте разберемся в терминологии, которую будем использовать. На базе открытых интернет источников литературы ключевые понятия можно сформулировать следующим образом:

Авиамоделизм - вид технического творчества, заключающийся в конструировании и изготовлении моделей летательных аппаратов, в том числе в уменьшении копий настоящих самолетов. Авиамоделизм можно разделить на 5 групп: технический, экспериментальный, стендовый и летающие модели [2].

Однако, для меня все–таки больше интересна область создания планеров/самолетов не в уменьшении копий существующих, а в использовании комбинаций различных вариантов технических решений в моделях. Эти решения могут касаться как общего строения, так и материалов, электроники, моторных систем и т.д. Использование моделей летательных аппаратов или их отдельных деталей и узлов позволяет проверить конкретные гипотезы по техническим новинкам перед внедрением их в поточное производство.

Авиамодельный спорт – это уже вид спорта, где участники соревнуются в конструировании моделей летательных аппаратов и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полета и на фигуры высшего пилотажа. Для меня, безусловно, это тоже интересное направление, но не только в моменте соревнований, но и в продолжительном тестировании моделей.

Мировой авиамодельный спорт управляется Международной федерацией аэронавтики (ФАИ / FAI), которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований.

Планер - летательный аппарат, не имеющий двигательной установки, а планирующий за счет аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха (как в нашем случае, но вообще имеется класс мотопланеров)[1].

Также планер состоит из следующих основных частей:

  1. Крыло с органами поперечного управления (элеронами)

  2. Фюзеляж

  3. Оперение (киль и рули поворотов, высоты)

Фюзеляж – это корпус летательного аппарата, он связывает между собой консоли крыла и хвостовое оперение. Крыло является ключевой частью в конструкции самолёта, оно генерирует подъёмную силу. Над верхней кромкой крыла образуется область более низкого давления, чем под нижней. За счет возникающей при этом подъемной силы крыло «выталкивается» наверх. Элероны – это органы поперечного управления самолета, обеспечивают управление креном. Элероны располагаются на задней кромке крыла ближе к концу и работают разнонаправленно, т.е. когда один элерон поворачивается вверх, другой поворачивается вниз. Оперение – совокупность аэродинамических поверхностей, обеспечивающих устойчивость и управляемость летательного аппарата, оно состоит из горизонтального и вертикального оперения. Вертикальное оперение состоит из неподвижной части – киля и подвижной части – руля поворота. Вертикальное оперение обеспечивает путевую устойчивость, располагается наверху хвостовой части фюзеляжа. Горизонтальное оперение так же имеет неподвижную часть – стабилизатор и подвижную часть – руль высоты. Горизонтальное оперение обеспечивает продольную устойчивость, оно обычно располагается в хвостовой части на фюзеляже или на киле [1].

    1. Обзор литературы и проблематики.

Авиамоделизм был довольно хорошо развит в СССР: издавались журналы, финансировались кружки авиамоделизма. По интересующим меня вопросам я нашёл много литературы 60-80х годов – например – Гаевский О.К. или Болонкин А.А. Именно тогда авиамоделизм был наиболее популярен среди молодёжи. В книгах этого периода можно найти много информации по интересным моделям, чертежей с размерами, рекомендаций и описаний, формул расчета. Сейчас, к моему большому сожалению, такой литературы нет. Я не нашёл никакой современной или хотя бы адаптивной литературы (только перепечатки тех самых книг или интернет-ресурсы). Да и кружков, а самое главное их участников, в разы меньше, чем тогда. Кружки спортивно-технического авиамоделирования имеются в разных городах России, как правило, при Центрах детского творчества или при региональных подразделениях ДОСААФ. В частности, в Новосибирске я занимался во «Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Эти занятия развили у меня интерес к науке, технологии, исследованиям и изобретательству. Благодаря своему научному руководителю Бахареву Сергею Борисовичу, я освоил технологию изготовления разных планеров и полюбил авиамоделизм. В Москву я переехал несколько месяцев назад, был рад найти своих единомышленников и продолжать разрабатывать модели новых классов. В связи с этим нельзя не упомянуть межрегиональный обмен опытом – авиакружки и секции поддерживают связь друг с другом для обмена опытом. Так для своей Модели 2 я воспользовался опытом клуба «Юные авиаторы» (руководитель Мягков Сергей Юрьевич, г. Нижний Новгород). При создании Модели 2 я воспользовался их наработками по чертежам с некоторыми изменениями и поменял технологию изготовления (см. Приложение 2).

  1. Практическая часть.

Изготовление моделей беспилотных планеров в сравнительной таблице.

Я не буду давать очень подробной инструкции по сборке моделей, так как не в этом состоит задача практической работы, а сделаю акценты на сравнение изготовления отдельных частей, так как они могут влиять на летные характеристики при проведении экспериментальных запусков.

Этап 1 – Подготовка материалов, рабочих инструментов.

Модель 1

Модель 2

Материалы:

потолочная плитка, потолочный клей, деревянные рейки (гладкие, без дефектов, без косослоя), фруктовая фанера, канцелярские скобы, супер – клей, термоклей, потолочный клей, нитки, рыбацкая резина, болт, скотч, изолента, батарейка, 2 шт. сервомашинки, рекламный пластик.

Материалы:

ватман чертёжный, бальзовая пластина толщиной 3 мм, бальзовая пластина толщиной 10 мм, рейка бальзовая сечением 10×3 мм, 10×3 мм, плёнка, клей ПВА, смола эпоксидная, банка для клея, батарейка, 2 шт. сервомашинки.

Инструменты:

канцелярский нож, линейка, ножницы, наждачная бумага.

Инструменты:

линейки металлические 500 мм, 1000 мм; ручка гелиевая, карандаш; угольник слесарный, угольник чертёжный; лобзик, рубанок малый; шкурка на бруске, шкурка листовая; нож канцелярский, штангенциркуль, лекало, булавки, прищепки бельевые; дрель, сверло 3 мм.

Радиоаппаратура (приёмник и передатчик) - Fly Sky I6.

Радиоаппаратура (приёмник и передатчик) - Fly Sky I6.

Этап 2 – Создание и сборка крыльев.

Модель 1

Модель 2

Крылья изготавливаются из потолочной плитки трапециевидной формы с трёхступенчатым профилем Кляйна-Фогельмана (KFm-3)1.

Крыло трапециевидной формы выполнено из бальзы с плоско-выпуклым аэродинамическим профилем AG-03.

Крыло не имеет элеронов.

Крыло имеет элероны.

Лонжероны (силовые элементы крыла), изготавливаются из реек и расположены по всей длине крыла. Угол V поддерживают рейки из сосны, расположенные на части фюзеляжа из фанеры.

Лонжероны из бальзы по всей длине крыла. Усиление угла V крыла идет с помощью пластины-вставки из углепластика.

Законцовки и центральные стыковочные нервюры из мягкой бальзы (0.1г/дм²).

Крыло, стабилизатор и киль оклеены авиамодельной самоклеящейся пленкой.

   

Этап 3 – Фюзеляж и рули (направления высоты).

Модель 1

Модель 2

Фюзеляж выполнен из толстой сосновой рейки.

Фюзеляж выполнен из карбоновой трубки. Его носовая часть имеет коробчатый тип и склеен из четырёх бальзовых пластин толщиной 3 мм.

Хвостовая балка выклеивается на металлической оправке из углеткани на эпоксидной смоле и вклеивается в заднюю бобышку фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа вырезается крышка в виде кабины – в ней размещаются две рулевые машинки и аккумулятор.

Тяги выполнены из тонкой сосновой рейки, которые утяжеляют модель.

Модель имеет тяги на крыле из тонкой проволоки, а на стабилизаторе тягу из нитки (такая система работает за счет того, что в стабилизаторе стоит пружина).

Рули из пенопласта и присоединены к килю и стабилизатору с помощью скотча.

Рули из бальзы и присоединены к килю и стабилизатору с помощью скотча (подвижную часть имеет только стабилизатор).

Стабилизатор и киль имеют лонжероны из рейки.

Стабилизатор и киль модели изготовлены из бальзовых пластин толщиной 3 мм (0.18 г/дм²). После обтяжки плёнкой руль высоты и руль поворота навешиваются на канцелярский скотч.

Две сервомашинки, аккумуляторы и радиоаппаратура идентичные. Первая сервомашинка приводит в действие руль высоты на стабилизаторе. Вторая – рули поворота на киле. Батарейка на 180 миллиампер, выдающая 0.6 ватт, ставится на ту же платформу носовой части, где размещены сервомашинки.

Две сервомашинки, аккумуляторы и радиоаппаратура идентичные. Первая сервомашинка приводит в действие элероны крыла. Вторая – руль высоты на стабилизаторе. Батарейка на 180 миллиампер, выдающая 0.6 ватт, и сервомашинки размещаются в коробе носовой части.

Электроника защищена от внешних воздействий пластиковым тубусом (носовой обтекатель) с вставкой из пенополистирола.

Электроника защищена от внешних воздействий, находясь в специальном бальзовом коробе на передней части фюзеляжа.

  1. Заключительная часть: выводы по проекту и значение беспилотных моделей.

Вначале хотел бы обозначить основные выводы по моделям, которые получились в ходе создания и экспериментальных запусков:

Модель 1

Модель 2

   

Технология изготовления

Малая прочность компенсируется простой и быстрой технологией, которая позволяет в случае поломки деталей быстро восстановить и/или заменить их.

Хорошая прочность, обеспеченная сложностью конструкции, которая не ломается при неоднократных запусках.

Основной материал

Пенопласт (потолочная плитка), деревянные рейки

Бальза, углепластик

Вес

Легкий вес, 191 гр

Средний вес, 238 гр

Размеры крыла

Размах крыла 0,91 м

Длина 0,92 м

Размах крыла 1,27 м

Длина 1,28 м

Время полета (при относительно равных погодных условиях, равной высоте запуска)

Время полета (7 туров запусков):

17,12, 27,13, 25,15, 14

Среднее время полета 17,6 секунд

Время полета (7 туров запусков):

27, 17, 25, 14, 34, 23, 35 секунды

Среднее время полета 25 секунд

Любительская модель (F3K mini)

Профессиональная модель (F3K)

В Модели 2 показатели времени полета выше, чем в Модели 1, что предполагалось изначально. Однако, особое преимущество Модели 1 – восстанавливаемость. У меня при одном из запусков сломался фюзеляж, но мне удалось быстро восстановить его, не разбирая модели. С Моделью 2 у меня лично пока не было запусков, приведших к техническим поломкам, но опыт показал, что и такое случается с данным видом Модели 2, где восстановление деталей непростое.

В своей работе я представил именно радиоуправляемую модель, так как это направление, на мой взгляд, сейчас особенно важно и актуально (в части дистанционного управления).

Авиамоделизм продолжает жить и развиваться, принося на благо обществу свои рационализаторские изобретения, которые используются в наше время:

  • проверка идей и технических новинок в самолето- и ракетостроении

  • ведение научных исследований (например, по миграции животных)

  • в киноидустрии (комбинированные киносъемки c разных ракурсов)

  • в сельском хозяйстве (распыление удобрений и уход за большими территориями, где обычно требуется задействование значительного кол-ва людей и техники)

  • в военном деле (для снижения нагрузки на человеческие ресурсы)

Решив построить летающую модель и научиться управлять ею, надо уже знать теорию управления и физику происходящих процессов, воздействующих на модель в воздушном потоке. В процессе работы над проектом я познакомился с историей развития авиамоделизма, теорией, узнал многое из различных информационных источников, смог создать модели беспилотных планеров, протестировать их и сравнить «в деле». Поэтому следующим моим шагом будем интеграция в модели моторов, винтов и других элементов, чтобы качественно улучшить летательные свойства Моделей. Я очень рекомендую школьникам данное направление, так как авиамоделизм может стать первой ступенью в выборе профессии: летчика, оператора БПЛА, инженера-конструктора, бортинженера, авиадиспетчера и многих других специальностей, востребованных в наше время.

Библиографический список:

  1. Википедия Википедия — свободная энциклопедия

  2. Сайт ДОСААФ ДОСААФ России | Официальный сайт

  3. Публикация научных статей — АПНИ

  4. Дроноагрегатор — Вся информация о дронах. Воздушных, морских, наземных и других.

  5. Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. М.: ДОСААФ, 1986 г.

  6. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. М.: «Просвещение», 1974 г.

  7. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М.: «Просвещение»,1984 г.

  8. Заворотов В.А. От идеи до модели. М.: «Просвещение», 1988 г.

  9. Костенко И.К. Летающие крылья. М., 1985 г.

  10. Красильщиков А.П. Планеры СССР. М., 1991 г.

  11. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М.: «Просвещение», 1986 г.

  12. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. М.: ДОСААФ, 1973 г.

  13. Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. М.: ДОСААФ, 1983 г.

Приложение 1. Классы авиамоделей.

Международная авиационная федерация авиамодельного спорта (ФАИ) делит модели на 3 класса: свободнолетающие (F1), кордовые (F2), радиоуправляемые (F3).

Класс свободнолетающих авиамоделей (F1): модели планеров, резиномоторные и таймерные модели, комнатные модели самолетов и вертолетов. Свободнолетающие модели всех категорий соревнуются на продолжительность полета.

Основные классы:

  • F1A — модели планеров

  • F1B — резиномоторные модели самолётов

  • F1C — таймерные модели самолётов

  • F1D — комнатные модели самолётов

  • F1E — модели планеров с автоматическим управлением для полётов со склонов

Дополнительные классы:

  • F1G — резиномоторные модели самолётов, малого формата

  • F1H — модели планеров малого формата

  • F1J — таймерные модели самолётов малого формата

  • F1K — модели самолётов с двигателями на CO2

  • F1L — комнатные модели самолётов с развитым (>50 %) стабилизатором (EZB model)

  • F1M — комнатные модели самолётов для начинающих

  • F1N — комнатные модели планеров с метательным стартом «с рук» («hand launch»)

  • F1P — таймерные модели самолётов для юниоров

Класс кордовых авиационных моделей (F2): скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя, модели-копии самолетов. Модели этого класса в полете связаны со своим пилотом-моделистом двумя не растягиваемыми нитями – кордами. Они летают по кругу и маневрируют в воздухе только за счет отклонения вверх или вниз рулей высоты.

Соревнования по кордовым моделям проводятся на специально подготовленной площадке (кордодроме).

Основные классы:

  • F2A — скоростные модели

  • F2B — пилотажные модели

  • F2C — гоночные модели

  • F2D — модели воздушного «боя»

Дополнительные классы:

  • F2E — модели воздушного боя с компрессионным карбюраторным двигателем

  • F2F — гоночные модели с контурным фюзеляжем

  • F2G — скоростные модели c электродвигателем

Класс радиоуправляемых авиационных моделей (F3): пилотажные, модели-копии самолетов и планеров, модели планеров. На борту моделей этого класса установлена радиоаппаратура, принимающая сигналы с земли и управляющая рулями модели.

Основные классы:

  • F3A — пилотажные модели самолётов

  • F3B — модели планеров (троеборье: продолжительность полета, скорость на базе, количество проходов базы)

  • F3C — модели вертолётов

  • F3D — гоночные модели самолётов

  • F3U — гоночные модели квадрокоптеров

Дополнительные классы:

  • F3F — модели планеров для парения в динамических потоках («горные» планеры)

  • F3G — модели мотопланеров

  • F3H — модели планеров для полётов по маршруту

  • F3I — модели планеров с запуском буксировочным самолётом

  • F3J — модели планеров для полётов в термических потоках на продолжительность

  • F3K — модели планеров с метательным стартом «с рук»

  • F3L — модели планеров с ограниченным применим композитных материалов в конструкции

  • F3P — модели пилотажных самолетов для полетов внутри помещения («зальный» пилотаж)

Приложение 2. Схематический чертеж планера Модели 2.

1 Аэродинамический профиль Кляйна-Фогельмана (KFm), - это простой профиль с одним или несколькими ступенями по ширине крыла. В XXI веке профили KFm нашли применение в авиамоделировании, благодаря простоте конструкции и хорошим летным качествам, но в полноразмерной авиации широкого распространения не получили.

Просмотров работы: 5