Покормите птиц зимой!

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Покормите птиц зимой!

Баданов Ч.А. 1
1МБОУ "Горскинская ООШ"
Ивкина Т.М. 1
1МБОУ "Горскинская ООШ"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком – спи крепко. Кто сыт, тому холод не страшен». Так писал о птицах известный писатель и натуралист Виталий Бианки.
Самое трудное время года для птиц - зима. Очень трудно, а иногда совершенно невозможно добыть корм в снежную зиму. Сильные морозы и голод являются настоящим испытанием для зимующих птиц. До корма сквозь снег и лед не добраться. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. Синицы, воробьи, снегири - тоже жители земли, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, поэтому очень важно в это время помочь нашим пернатым друзьям в поисках пропитания. Кто же может помочь птицам? Только мы, люди.

Проблема: Как же мы можем помочь зимующим птицам? Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?

Цель исследования: изучение способа помощи зимующим птицам пережить холодный период года

Задачи исследования:

  • исследовать видовой состав зимующих птиц, прилетающих к нашим кормушкам;

  • изготовить кормушки;

  • подкармливать птиц зимой;

  • изучить предпочтение кормов различными видами птиц;

  • провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.

Объектом исследования зимующие птицы

Предмет исследования: зимующие птицы в нашей местности

Гипотеза: если подкармливать зимующих птиц, то мы сможем им помочь пережить холодный период года, значит, сохраним как можно больше птиц в природе.

Методы исследования: сбор информации из книг, интернета; практическая работа по изготовлению кормушки; наблюдения; анализ.

  1. Основная часть

1.1. Зимующие птицы

Из энциклопедии «Птицы мира» мы узнали, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные.

Осёдлые – такие птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находятся на родине, проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, которые привыкли жить поблизости с человеком. К таким птицам относятся: воробей, вороны, сороки, дятел, пищухи, сойки, глухарь, тетерев и рябчики. Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва [3].

Кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти больше корма. К кочующим птицам, можно отнести синиц, поползней, снегирей, свиристелей и других [3].

Перелётные – эти птицы при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно. К перелетным относится большинство птиц нашей области: дрозды, утки, гуси, зяблик, жаворонок, кулики, цапли, ласточки и многие другие.

Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку от нас. [3].

В мире насчитывается более десяти тысяч видов птиц. Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Зимнее время года – весьма нелегкий период для птиц. С наступлением морозов им все труднее найти себе пищу на заснеженных кустарниках и деревьях, не говоря уже о травянистых растениях, семена которых тоже служат кормом для птицПодкормка пернатых зимой особенно необходима, поскольку они очень сильно страдают от недостатка пищи и холода, часто погибают. Поэтому регулярно наполняемая кормушка существенно облегчит жизнь птиц в округе и поможет им пережить холода [1].

://u11.2.Какой должна быть кормушка

Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, дождя, снега. Желательно сверху у кормушки надо сделать широкую крышку, а по периметру основания – бортики [6]. Кормушку нужно периодически очищать от остатков корма. Кормушка должна быть приспособлена именно для мелких птиц. Крупным птицам типа голубей и ворон добывать корм легче. А если они получат доступ к кормушке, то будут оттеснять малышей [1]. Ведь наша цель — подкормить прежде всего маленьких птиц, которые зимой наиболее уязвимы. Поэтому у кормушки должен быть небольшой вход либо невысокая крыша.

    1. Чем кормить птиц

Из литературы мы узнали, что орнитологи рекомендуют кормить пернатых зимой различными зерновыми культурами, семенами растений, злаков. Зерноядные птицы, такие как щеглы, воробьи любят просо и овес, пшеничные отруби и перловую крупу, замороженные или сухие ягоды.

Насекомоядные птахи (синицы, лазоревки, дятлы и поползни) очень любят сало, нутряной жир, тыквенные и арбузные семечки, просо, овес и семена подсолнечника [8].

При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы[6]. Если начали подкармливать птиц в начале зимы, нужно обязательно следить за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.

Как часто нужно кормить птиц? Лучше добавлять корм в кормушку каждый день в одно и то же время, например, на рассвете или ближе к вечеру (но до темноты). Когда птицы запомнят вашу кормушку, им будет легче кормиться в одно время и рассчитывать свои силы перед ночлегом. Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. Кормушку можно повесить во дворе, в парке или же на собственном окне или балконе [9].

Таким образом, в результате изученной информации, можно сделать выводы:

  • Зима – трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод. Гибнут птицы не от холода, а от голода. Птицы довольно успешно могут перезимовать в том случае, если вокруг много подходящего корма.

  • В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы; прилетают из леса покормиться снегири.

  • Птицы привыкли к подкормке и с удовольствием едят предложенный корм.

Глава II. Практическая часть

2.1. Изготовление

II. Практическая часть

2.1. Изготовление кормушек

В нашей школе, в ноябре месяце, прошла акция «Каждой пичужке- кормушка». В этой акции приняли участие многие ребята начальной школы и ребята среднего звена. Все ребята нашего класса тоже приняли участие, и дома вместе с папами сделали разные кормушки: деревянную крытую кормушку, из фанеры, из пластиковой бутылки и кормушку из прутьев тальника. А в классе мы сделали съедобные кормушки (Приложение1, рис. 1, 2).

Съедобная кормушка для птиц - изготовлена из зёрен, круп и семечек своими руками. По виду напоминает печенье, через которое продета верёвочка для фиксации на ветках деревьев. Для изготовления кормушки из зерновой смеси мы растворили желатин в теплой воде и добавили в него все компоненты (зерно, крупу, семечки) и все хорошо смешали. Полученную массу аккуратно разложили в формочки для печенья. Вставив в центр заготовки трубочки, чтобы получилось отверстие для верёвочки, и оставили высыхать. Через сутки, вытащив из формочек, в готовые «печенья» привязали веревочку. Несколько съедобных «печенюшек» мы положили в кормушку из прутьев, а в середине сделали «шашлык» из свежего сала. (Приложение 2, рис1, рис.2) Все кормушки развесили на территории нашей школы, чтобы наблюдать за пернатыми с близкого расстояния. А деревянную кормушку поставили на подоконник окна в классе (Приложение 2, рис.3).

2.2. Наши наблюдения

Наблюдали мы за птицами в течение трех месяцев. Через окно в классе вели видеонаблюдение за птицами, которые прилетали к кормушке. Первыми узнали о наших кормушках синицы. На второй день стали прилетать и воробьи. Мы заметили, что самые частые гости кормушек именно синицы. Постепенно начали прилетать вороны и голуби, но их мы видели не часто. Снегири почему-то не навещали наши кормушки, хотя и летали рядом. А может они ели, когда мы не видели.

В один из ясных дней заметили на нашей кормушке неизвестного для нас гостя, он прилетел к кормушке на дереве. И долбил сало клювом как дятел (Приложение 3, рис.1). Нам было интересно за ним наблюдать, и нам казалось, что он нас совсем не боится. Но вдруг он перелетел на ствол клена (Приложение 3, рис.2), быстро по нему передвигался вверх, затем перелетел на стену нашей школы. Долго сидел на отвесной стене, и улетать не собирался. Придя в класс, в интернете стали искать информацию про нашего гостя. Это оказался зеленый дятел, который тоже обитает в нашей местности. Через неделю от нашей съедобной кормушки ничего не осталось. Мы регулярно готовим «печенье» для птичек и каждый день, в обед, добавляем корм в кормушку на подоконнике.

По нашим наблюдения, мы выяснили, что чаще всего к кормушкам прилетают синицы (Приложение 3, рис3, рис.4). В среднем прилетает 2-3 птицы в час кормления, редко по 5-6 птиц. Но чем дольше висят кормушки, тем больше синиц к ней прилетает. Воробьи больше посещают кормушку на дереве, чем на окне. А вот зеленого дятла больше не замечали.

По остаткам корма в кормушках можно определить любимые лакомства птиц. Самый любимый корм синиц семечки подсолнуха, он съедается быстрее, чем зерновые лакомства.

В результате наблюдений мы пришли к следующим выводам:

  • Основные посетители кормушки – синицы и воробьи.

  • Чем холоднее, тем чаще к нам прилетали птицы.

  • Чем большее количество кормушек, тем больше сытых птиц.

Заключение

В результате проделанной работы мы собрали информацию, которая помогла нам ответить на все поставленные вопросы. Для нас эта работа оказалась очень интересной. Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством, постепенно приучающим к дисциплинированности. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Изучено разнообразие зимующих птиц.

2. Изготовлены и размещены кормушки на пришкольном участке.

3. Изучены основы зимней подкормки птиц, правила изготовления и

размещения кормушек, состав кормов.

4. Проведены наблюдение за птицами, посещающих кормушки.

Наша гипотеза подтвердилась. Чем большее количество кормушек и

зерновых лакомств было нами развешено, тем большее количество птиц

прилетало к нам в птичьи столовые. А это значит, что при регулярной

подкормке птиц значительное их количество выживет в трудное холодное

зимнее время.

Мы продолжим свои наблюдения, и в этом году планируем заготавливать корм для будущей подкормки. Продолжим заботиться о птицах в следующие сезоны.

Литература

  1. Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери. – ООО «Мир энциклопедий», 2009.

  2. Жук Л.И. Интересно всё на свете. Праздник в школе.- Минск ИООО. Красико – Принт , 2002.

  3. Зимующие, кочующие и перелетные птицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shcheglova-ramdou43.edumsko.ru/articles/post/3207033

  4. Рябицев В.К. Птицы Среднего Урала: Справочник – определитель –

  5. Екатеринбург: Сократ, 2007.

  6. Семенова М. Животные: Детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2009.

  7. Храбрый В. М. Школьный атлас — определитель птиц: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 198

  8. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  9. Школьное лесничество "Боровское"[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall-149913174_8079

Приложение 1

Рисунок 1. Кормушки, сделанные с папами

Приложение 2

Рисунок 2. Кормушка из прутьев тальника, «шашлык» для птиц

Рисунок 3. Деревяннаякормушка на подоконнике

Приложение 3

Рисунок 1. Зеленый дятел на кормушке

Рисунок 2. Зелёный дятел на дереве

Рисунок 3. Синицы на кормушке (дерево)

Рисунок 4. Синицы на кормушке (подоконник)

Просмотров работы: 4