Белая Пуночка (Үрүң Туллук): новый полёт древнего образа

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Белая Пуночка (Үрүң Туллук): новый полёт древнего образа

Захарова А.И. 1
1МОБУ «Городская классическая гимназия №8» ГО «Город Якутск»
Исаева Л.И. 1
1МОБУ «Городская классическая гимназия №8» ГО «Город Якутск»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.  Сейчас, в век технологий и высоких скоростей, иногда кажется, что старинные легенды и сказки остались далеко в прошлом и не имеют к нашей жизни никакого отношения. Но я заметила, что в моей родной Якутии происходит интересное явление: древние образы не просто помнят – они оживают. Их можно встретить в дизайне новых общественных пространств, в сценариях больших праздников и спортивных событий. Это наблюдение помогло мне сформулировать главный вопрос моего исследования: может ли образ из древних легенд не просто сохраниться в книгах, но и стать по-настоящему актуальной, живой и вдохновляющей частью современной жизни? Я решила исследовать это на примере самого светлого якутского образа – Үрүҥ Туллук (Белой Пуночки).

Объект исследования: современная якутская культура и способы сохранения в ней традиционных образов.

Предмет исследования: образ Белой Пуночки - Үрүң Туллук и его изменения в современных условиях (в архитектуре, дизайне, театрализованных представлениях).

Цель: показать, как образ Үрүҥ Туллук из древнего мифа превращается в современный символ и наполняется новыми смыслами.

Задачи:

  1. Узнать первоначальный смысл образа из легенд и стихотворения А.И. Софронова-Алампа.

  2. Исследовать, в каких значениях слово «туллук» встречается в якутском языке, используя Национальный корпус якутского языка.

  3. Узнать, есть ли реки или озёра, названные в честь этой птицы.

  4. Найти примеры его использования в современной архитектуре, дизайне и театрализованных представлениях.

  5. Проанализировать, какие новые значения обрела птица сегодня.

  6. Поделиться своим личным опытом встречи с этим образом.

Гипотеза: Я предположила, что Үрүҥ Туллук сегодня значит больше, чем просто предвестник весны. Она превращается в символ, который помогает чувствовать связь с культурой, вдохновляет на творчество и стремление к победе.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

  • Изучение литературных источников: легенды о белой пуночке и стихотворение А.И. Софронова -Алампа.

  • Работа с лингвистическими базами данных: поиск значения слова «туллук» и топонимов (названия мест) с этим словом в Национальном корпусе якутского языка.

  • Анализ информации: поиск новостей и статей о современных проектах, связанных с этим образом.

  • Сравнение: сравнила старый и новый смыслы образа.

Научная новизна и мой личный вклад заключаются в том, что данная работа впервые комплексно прослеживает путь образа от мифа до современных практик, включая анализ лингвистических данных и топонимики. Моё личное участие в оживлении этого образа стало важной частью и результатом моего исследования, я сама стала частью этого процесса.

Глава 1. Истоки и эволюция образа Белой Пуночки (Үрүҥ Туллук) в традиционной культуре

1.1. Үрүҥ Туллук как вестник весны и света

В традиционной картине мира народа саха Белая Пуночка занимала особое место. Её считали посланницей светлых сил, верхнего мира божеств-айыы, которая приносит на своих крыльях весну, тепло и надежду после долгой зимы. Белый цвет её оперения символизировал чистоту, свет и обновление. Её прилёт знаменовал победу света над тьмой, тепла над холодом, весны над зимней стужей. Для людей встреча с ней была большой радостью и знаком, что тёмное время позади. Так в культуре закрепился первый и самый главный смысл образа: Үрүҥ Туллук — символ надежды и нового начала.

1.2. Поэтический символ в творчестве А.И. Софронова-Алампа

Важнейшим этапом в развитии образа стало его закрепление в литературе, в стихах, которые потом стали песней. Анемподист Иванович Софронов - Алампа - один из основоположников якутской литературы, национальной печати и театрального искусства Якутии, в 1914 году написал стихотворение ««Үрүҥ туллук ини мөлбөстүүр...”. В своём стихотворении он сравнил любимую девушку с Белой Пуночкой - Үрүҥ Туллук. Это стало эпитетом, означающим, что человек так же светел, чист и прекрасен, как эта птица. Алампа перевёл образ из мифа в поэзию, сделав его символом не только природной, но и человеческой красоты и душевной чистоты.

Образ Белой Пуночки тесно связан с самой личностью Алампа, на памятниках, посвященных ему всегда присутствуют пуночки, есть юбилейный знак и премия имени Алампа, на них также изображены эти птицы.

1.3. Лингвистический и топонимический след Белой Пуночки

Чтобы понять, какое место занимает образ Белой Пуночки в якутском языке, я обратилась к Национальному корпусу якутского языка. Это огромная электронная база данных, которая содержит более 15 миллионов словоупотреблений из книг, газет, фольклора и научных работ. Я ввела в поиск слово «туллук» и получила интересные результаты. Во-первых, корпус показал, что это слово встречается в якутских текстах достаточно часто — около 460 раз. Но гораздо важнее оказался не просто количество, а контекст, то есть те слова и предложения, в которых оно используется.

Прямое, биологическое значение встречается чаще всего: «Туллук — это птица, которая живёт и гнездится в Якутии. Она прилетает в марте и является предвестником весны». Это подтверждает, что основа образа — его связь с природой и календарём — остаётся крепкой. Поэтическое и переносное значение: слово «туллук» часто используют как ласковое обращение или сравнение. Например, песне, которую мне в детстве пела моя бабушка, есть такие строки: «Сүүрэр-көтөр туллукчааным, кыракый кыысчааным» («Бегающая-летающая пуночка, моя маленькая девочка»). Это прямое продолжение традиции, начатой поэтом Алампа - люди чувствуют в этой птице нечто светлое и прекрасное, с чем можно сравнить любимого человека. Это показывает, что культурный код, заложенный в образе, передаётся через язык.

Следующим шагом я решила проверить, оставила ли птица свой след не только в словах, но и на самой земле. В Национальном корпусе якутского языка можно найти топонимы — это названия географических объектов: рек, озёр, гор, урочищ. Часто они хранят память о том, что было важно для людей много лет назад.

Я обнаружила, что в разных уголках Якутии есть объекты с корнем «туллук». Вот некоторые примеры:

  • Река Туллукку— правый приток реки Некачит в Оленёкском районе.

  • Ручей Туллук в Горном районе.

  • Озёра с похожими названиями в Булунском и Верхоянском районах.

Наличие топонимов — это не случайность. Это «географическая подпись» нашего народа, свидетельствующая о глубокой связи между культурой и природой. Возможно, наши предки не просто отмечали места гнездования пуночек, но видели в птице образ чистоты, света и красоты, достойный того, чтобы его именем называли самые красивые места. Это доказывает, что образ был настолько важен, что буквально «вписан» в ландшафт Якутии, став частью её географии.

Изучение Национального корпуса якутского корпуса и карт Якутии предоставило фактические доказательства глубокой укоренённости образа Белой Пуночки - Үрүҥ Туллук в культуре. Он не забыт, а продолжает жить в нашей речи и в названиях родной земли. Это означает, что современное обращение к этому образу — это продолжение давней и прочной традиции.

Глава 2. Современные воплощения и новые смыслы образа

2.1. Архитектура и дизайн: от идеи к материальной форме

Еще одним ярким доказательством того, что образ Белой Пуночки стал частью культурного кода таттинцев, стала реконструкция Парка культуры и отдыха в Таттинском районе – родине Алампа.

Архитекторы взяли за основу именно образ Үрүҥ Туллук. Это означает, что пространство для отдыха будет напоминать людям о древней легенде, соединяя прошлое с настоящим. Птица стала источником вдохновения для создания красивой и современной среды.

2.2. Спорт и искусство: образ в театрализованном представлении «Игр Манчаары»

В 2025 году Таттинский улус стал местом крупнейшего спортивного события Якутии по национальным видам спорта - XXII Спартакиады национальных видов спорта «Игры Манчаары». В них приняло участие свыше 1500 спортсменов и около 7000 участников различных программ.

На торжественной церемонии открытия «Игр Манчаары» состоялось театрализованное представление «Одиннадцать ступеней к победе», это была история о ребёнке, который стремится к победе и ищет свое предназначение. Кульминацией стала встреча главного героя Уруйдаана с Үрүҥ Туллук – Белой Пуночкой. В этом представлении наша птица обрела совершенно новый смысл. Она стала не просто вестницей весны, а:

  1. Символом высшей цели и мудрости: она ждёт героя в самом завершении его пути.

  2. Символом раскрытия таланта: именно она помогает Уруйдаану понять его истинное предназначение.

  3. Символом победы и силы духа: организаторы сказали, что этот образ стал символом победы для всех спортсменов и зрителей.

Получается, древняя птица-свет стала проводником к самому себе для современного героя. Она вдохновляет не просто ждать весну, а идти к своей цели, преодолевать трудности и раскрывать свой талант. Это же так важно для каждого из нас!»

2.3. Голос Үрүҥ Туллук: опыт участия в создании современного образа

Самое невероятное в этой истории лично для меня было то, что меня пригласили... озвучить Үрүҥ Туллук для того самого представления на "Играх Манчаары"! Я записывала в студии её голос, её слова мудрости для главного героя.Это был удивительный опыт. Я узнала, что такое процесс звукозаписи, сколько репетиций, труда и волнения стоит за каждой минутой на сцене. Я увидела, какое огромное количество талантливых людей — художников, музыкантов, постановщиков — стоит за «кулисами», чтобы оживить легенду

После этого меня даже начали узнавать и называть "Голосом Үрүҥ Туллук". Для меня этот образ перестал быть просто картинкой в книжке – он стал частью моей жизни. Я поняла, как важно знать родной язык и культуру, ведь именно они дали мне этот удивительный шанс.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы, которые подтверждают мою гипотезу:

  1. Образ Белой Пуночки - Үрүҥ Туллук действительно живёт и изменяется. Из древнего мифа о весне он превратился в сложный современный символ, который помогает чувствовать связь с культурой (как в парке Ытык-Кюеля), вдохновляет на творчество и стремление к победе (как на «Играх Манчаары»).

  2. Частота употребления слова туллук в языке и наличие топонимов, стихотворений и песен показывают, что это не случайный, а ключевой для народа символ, часть культурного кода Якутии.

  3. Новизна моего исследования заключается в том, что я не просто описала историю образа, а проследила его «новый полёт» в XXI веке и сама стала активным участником этого процесса. Я доказала, что культурное наследие — это не музейный экспонат, а живая сила, которая может давать удивительные возможности для личного роста и творчества.

Таким образом, Белая Пуночка сегодня — это мост между мудростью предков и мечтами нового поколения. Её полёт продолжается, и теперь она ведёт нас не только к весне, но и к нашим собственным целям и победам.

Список использованных источников и литературы:

  1. Алампа "Үрүн туллук" эрэ мөлбөстүүр хоһоон туһунан суруллубута 105 сылыгар [Электронный ресурс]. – URL: https://rutube.ru/video/c474e15811ee24e40d01d1bee979fe8f/ (дата обращения: 15.10.2025).

  2. Кузнецов, Д. Церемония здорового человека. МОК стоит поучиться открывать Олимпиады у жителей Сибири [Электронный ресурс] // Спорт-Экспресс. – 2024. – 29 июня. – URL: https://www.sport-express.ru/others/reviews/kak-proshlo-otkrytie-igr-manchaary-v-yakutii-reportazh-iz-sela-ytyk-kyuel-2341617/ (дата обращения: 15.10.2025).

  3. Национальный корпус якутского языка [Электронный ресурс]– Якутск : Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. – URL: https://sakha-corpus.ysn.ru/ (дата обращения: 15.10.2025).

  4. Софронов, А. И. Туллук-туллук доҕоттор : кыра оҕолорго хоһооннор / Анемподист Софронов ; [худож. В. С. Парников]. – Якутскай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1974. – 22, [2] с.

  5. Софронов, А. И. Үрүҥ Туллук // Собрание сочинений : в 6 т. – Якутск : Книжное изд-во, 1984. – Т. 3 : Стихотворения и поэмы.

Просмотров работы: 27