|
Не всякая водица для питья годится. |
Целями данного проекта является:
- Изучить историю появления современного водопровода;
- Узнать и изучить процесс получения питьевой воды от её забора в водоеме, до момента поступления в квартиру.
Задачи
Целями данного проекта является:
- Создать фильтр для воды и проверить его эффективность;
- Создать познавательный макет фильтра.
Вода для человечества — это основа жизни, жизненно важный ресурс, который необходим для выживания и поддержания всех физиологических процессов в организме.
Необходимо привлечь внимание сверстников к труду, который нужен для получения чистой воды и призвать бережно относиться к ней.
Подготовительный этап: Анализ и сбор информации по теме, изучение технологий и материалов, которые использую при макетировании;
Основной этап: Создание реферата и презентации, подготовка практической работы, создание фильтра и изготовление макета;
Заключительный этап: Защита проекта, выступление перед учащимися начальных классов.
Проблема чистой воды стоит очень остро. У многих людей нет постоянного доступа к чистой воде. Поэтому я решил напомнить о важности водных ресурсов. Мой проект предна
Вода это один из важнейших ресурсов для жизни человека, так люди с начала времен пытались облегчить свой быт и доступ к чистой воде. Древние люди селились у рек и озер и черпали воду непосредственно из водоемов. Можно выделить следующе этапы развития водопровода:
- Появление простейших систем для подачи воды, около 10-ти тысяч лет назад, например, на территория современной Турции археологи обнаружили систему деревянных желобов, по которым вода подавалась в дома жителей.
- Римляне значительно продвинули вперед искусство водоснабжения. Прекрасные инженерные сооружения для подачи воды – акведуки сохранились и по сей день. Первый римский акведук был построен в 312 году до н.э. цензором Аппием Клавдием.
- В средневековой Европе водоснабжение часто ограничивалось колодцами и водоносами. Профессия водоноса была одной из самых нужных. Первый централизованный водопровод в Европе появился в Лондоне в 13 веке.
- Первый централизованный водопровод в Москве начал строиться в 1779 году по личному указу Екатерины II. Строительные работы длились 25 лет и 28 октября 1804 года состоялось открытие водопровода - в Москву начали ежедневно поступать около 300 тыс. ведер (1 ведро=12,3 л) чистой и вкусной воды из мытищинских ключей. Для перехода через реку Яузу у села Ростокино был построен каменный мост-акведук длиной 356 метров, который сохранился до наших дней.
Сегодня водопроводные системы — это сложные инженерные комплексы с автоматическим управлением, они позволяют:
Автоматически регулировать давление воды в системе;
Автоматически обнаруживать протечки;
Очищать воду до питьевой;
Существенно экономить воду благодаря умным системам распределения.
После посещения музея ЖКХ я узнал, что житель Москвы в среднем тратит 130 литров воды в сутки.
В Москву всего поступает примерно 3 миллиона кубических метров воды ежесуточно. Если эту воду разлить по железнодорожным цистернам, то эти цистерны выстроятся на 475 километров – как расстояние от Москвы до Воронежа.
Москва получает воду из двух рек: Москвы - реки и Волги.
Вода в наших кранах – питьевая, то есть ее можно пить без дополнительной очистки или кипячения, потому что она проходит несколько ступеней очистки на четырех станциях водоподготовки.
Сначала воду забирают из рек. Решетки, которые стоят на водоприемных окнах, задерживают крупный мусор, например, обломанные ветки или листья. А чтобы в водозабор не попадала рыба, ее отпугивают пузырьками воздуха.
Далее вода проходит через сетки, они задерживают более мелкий мусор. После этого вода мощными насосами подается на основную очистку.
Сначала она попадает в смесители, где в воду добавляется коагулянт. Этот реагент способствует тому, что мельчайшие, невидимые глазу частицы грязи слипаются между собой. Чтобы хорошо перемешать коагулянт, вода в смесителе бурлит и быстро движется.
После смесителя вода попадает в следующую камеру. В ней она течет гораздо медленнее, чем в смесителе. Здесь слипшиеся частицы грязи становятся крупными, и их хорошо видно – они похожи на хлопья. Отсюда название отсека - камера хлопьеобразования. Чтобы ускорить процесс в воду добавляют специальный реагент - флокулянт.
Далее вода попадает в отстойник – глубокий и длинный резервуар. В нем вода движется очень медленно, практически стоит. Поэтому ставшие крупными и тяжелыми хлопья падают на дно, а освободившаяся от грязи вода движется дальше.
Далее вода проходит через песчаный фильтр. Двигаясь сверху вниз, она избавляется от оставшихся частичек грязи. Чтобы песок всегда был чистым, его периодически промывают чистой водой и продувают воздухом.
После песчаного фильтра вода становится прозрачной. Но чтобы она была идеально чистой, требуется еще один барьер на пути загрязнений. Этим барьером являются озон и уголь. По-научному процесс очистки воды с помощью озона и угля называется озоносорбция.
Озон – очень опасный и химически активный газ. Он разрушает те частицы, с которыми не могут справиться отстойники и фильтры, и убивает микроорганизмы. После того, как озон сделал свое дело, активированный уголь «впитывает» разрушенные загрязнения. Вода после такой очистки становится абсолютно чистой и вкусной. Чтобы вода пришла к вам в краны идеально чистой и безопасной, ее дополнительно обрабатывают гипохлоритом натрия.
В рамках проектной работы я также провел анкетирование в классе. Все вопросы относились к выбранной мною теме. Были опрошены 26 из 30 одноклассников, полученные результаты приведены ниже:
1. Пьете ли вы воду из крана?
а) Да – 8% б) Нет – 92%
2. Экономите ли вы воду?
а) Да – 65% б) Нет – 35%
3. Какой процент земли покрыт водой??
а) 70 процентов – 69% б) 50 процентов – 31%
4. Согласны ли вы, что от каждого из нас зависит сохранение чистоты воды на Земле?
а) Да – 100% б) Нет – 0%
5. Сколько воды в организме человека?
а) 80 процентов – 62% б) 60 процентов – 38%
6. Важен ли для Вас вкус воды?
а) Да – 96% б) Нет – 4%
7. Какая вода вкуснее?
а) Водопроводная – 30% б) Родниковая – 35% в) Из магазина – 35%
8. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?
а) В Китае – 7% б) В Антарктиде – 58% в) В России – 35%
У нас дома установлен фильтр для воды. Однажды в районе произошла аварийная ситуация и в доме целый день не было никакой воды. После того как включили воду на следующий день из-под крана долго шла ржавая вода, которая вывела фильтр из строя и пришлось его менять. И тут я задумался, как вода попадает к нам в дом и если бы не было фильтров, то как бы тогда мы получали чистую воду?
В Москве на ВДНХ есть музей, посвящённый ЖКХ, где представлены макеты работы коммунального хозяйства города: отопление, электричество, водоснабжение и прочее.
В павильоне водоснабжения нам показали подробную схему того как вода поступает в наши дома, рассказали интересные факты и истории о коммунальном хозяйстве города.
П осле этого мне стало интересно подробнее узнать историю развития водопровода и попробовать создать самодельный фильтр для отчистки воды, сделать его наглядный макет.
Для создания фильтра нам понадобятся следующие материалы:
1) Пустая пластиковая бутылка – для наполнения её фильтрующими элементами.
2) Марля – она позволит отфильтровать крупные частички грязи и предотвратит высыпание фильтрующих компонентов из бутылки.
4) Песок – проходящая через него вода очищается от продуктов жизнедеятельности микроорганизмов и другой органики, грязи, пыли, мелкого мусора, ржавчины.
3) Активированный уголь – пористая структура которого позволяет удалять из воды вредные примеси, хлорку, соли тяжелых металлов и запах.
Для начала я с мамой отрезал от бутылки дно.
Далее я подготовил марлю и поместил её в бутылку.
Первым слоем я аккуратно засыпал активированный уголь в ёмкость.
Вторым слоем я поместил песок и закрыл всё слоем марли. Мой самодельный фильтр готов.
Для проведения опыта я набрал грязной воды в кувшин и налил её в мой фильтр. Через некоторое время отфильтрованная вода начала по капле вытекать из фильтра.
Полученная вода была прозрачной и не имела запаха, после кипячения её даже можно пить.
Для изготовления макета мне понадобилась коробка, пенопласт, декоративная ткань, прозрачные колбы для воды, клей, ножницы и канат для украшения.
Для изготовления основы я взял картон и бумагу, аккуратно нанес клей, приклеил ткань и оставил высыхать на 30 минут.
Для изготовления подложки я взял пенопласт, разметил на нем места для колб, фильтра и вырезал углубления.
После чего я нанес на подложку клей и приклеил бумагу.
Далее я разрезал бутылку вдоль и поочередно заполнил её марлей, песком, цветным поролоном, его я использовал для имитации угля и воды. Полученный фильтр я приклеил с помощью термоклея.
Колбы с грязной и очищенной водой я приклеил на двухсторонний скотч.
Финальным этапом было оформление декоративных элементов: я обклеил канатом внутреннюю и внешнюю поверхность макета, приклеил рисунки информационные надписи. Оформляя все эти элементы, я стремился к тому, чтобы мой макет был ярким, запоминающимся и информативным.
В результате проекта я изучил процесс того как чистая вода попадает к нам в дом. Мне удалось самостоятельно изготовить фильтр для воды и проверить его в работе. Также я изготовил познавательный макет.
Мы с руководителем определили практическую и социальную значимость проекта:
Практическая значимость проекта: данныймакет может быть использован на уроках технологии, как образец для создания различных поделок своими руками; на уроках окружающего мира, как знакомство с процессом очистки воды. В результате я достиг своей цели – сделал оригинальную и полезную вещь для класса.
Социальная значимость проекта: я поэтапно представил всю работу над проектом: определение темы, изучение материала, выполнение практического задания, научное оформление работы, представление продукта проекта. Я рассчитываю, что моя работа вдохновит других ребят начальной школы к творческой активности.
В процессе выполнения работы мне помогали мои родители и мой классный руководитель Холопова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии.
Список источников
Литературные источники:
Волцит П. "Как работает водопровод?", изд. Аванта, 48c.
Друговейко К. "История водопровода", изд. Качли, 24c.
Воронов Ю.В., Пугачев Е.А. "История отрасли и введение в специальность Водоснабжение и водоотведение", изд. АСВ, 392с.
Интернет источники:
Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Водоочистка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коагуляция (дисперсная система)