ВВЕДЕНИЕ
Откройте холодильник. Скорее всего, на нём есть магниты — сувениры, записки, фото. А теперь загляните в смартфон: там тоже есть магниты — в динамике, моторе вибрации, датчике компаса. Мы живём в «магнитном» мире, даже не замечая этого.
Но как работают эти невидимые силы? Почему одни предметы притягиваются, а другие — нет? Можно ли создать магнит своими руками? В этом проекте мы не просто ответим на эти вопросы, но и проверим всё на практике — через опыты и модели.
Цель работы:
изучить основные свойства магнитов и продемонстрировать их на практике;
исследовать историю открытия магнитов и их роль в развитии науки и технологий;
рассмотреть различные виды магнитов и области их применения;
создать практические задания или игры с использованием магнитов для детей.
Задачи:
дать определение магнита и объяснить понятие магнитного поля;
провести опыты, демонстрирующие свойства магнитов (притяжение/отталкивание, действие через разные среды и т. д.);
изучить историю открытия магнитов и ключевые этапы их исследования;
классифицировать магниты по типам (природные, искусственные; постоянные, временные, электромагниты) и описать их особенности;
исследовать применение магнитов в медицине, технике, быту, науке и других сферах;
создать практические материалы (игры, пособия, презентации) для демонстрации знаний о магнитах.
Гипотеза: я предположил, что магниты способны притягивать любые металлические предметы, что все магниты имеют одинаковую силу и что магниты широко используются в разных сферах жизни людей.
Объект исследования – магнит, предмет исследования – свойства магнита.
|
Этапы работы |
|
|
Подготовительный: |
выбор темы, определение целей и задач, составление плана. |
|
Поисково-исследовательский |
сбор информации, работа с источниками, проведение опросов. |
|
Завершающий |
оформление результатов, подготовка презентации. |
Основная часть.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Вот перед нами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. «Легенда о магните» Существует старинная легенда. В давние - давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником, прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит». Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем.
Что такое магнит? Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет темно - серый.
Магнит — тело, обладающее собственным магнитным полем, способное притягивать ферромагнитные материалы (железо, никель, кобальт и их сплавы).
Магнитное поле — область вокруг магнита, где проявляются его силовые воздействия. Невидимо для глаз, но обнаруживается по действию на другие тела.
Магнитная сила — сила притяжения или отталкивания между магнитными объектами.
Виды магнитов
По происхождению:
природные (магнетит);
искусственные (созданные человеком).
По типу:
постоянные (ферритовые, неодимовые, алнико, самарий-кобальтовые);
временные (намагничиваются в поле);
электромагниты (работают при подаче тока).
2.4. Основные свойства магнитов
Наличие двух полюсов: северного (N) и южного (S).
Притяжение разноимённых полюсов, отталкивание одноимённых.
Способность действовать через различные среды (воздух, воду, картон, дерево).
Возможность намагничивания других предметов.
Сила притяжения зависит от размера, формы и материала магнита.
До появления компаса мореплаватели и путешественники ориентировались по звёздам, путевым указателям, рельефу местности и природным признакам. Например, индийский лоцман Супарага в IV веке н. э. различал районы океана по цвету воды, характеру дна, рыбам, птицам и горам на берегу. Древние греки и финикийцы использовали знания о течениях и ветрах, а также маяки (например, Александрийский маяк на острове Фарос).
Антикитерский механизм — древнее устройство, обнаруженное на затонувшем корабле возле острова Антикитера. Оно состояло из 37 бронзовых шестерёнок в деревянном корпусе с циферблатами и применялось для расчёта движения небесных тел. Датировка — не позднее 85 года до н. э. (Приложение 1)
1.4. Появление компаса
Компас был изобретён в Китае, предположительно во времена династии Сун (960–1274 гг.). Одно из первых описаний относится к 1044 году: это был кусок намагниченного железа, отлитый в форме рыбы и помещённый в чашу с водой. В сочинении Шэнь Ко от 1119 года упоминается компас для навигации на море. Позже стали делать компасы в форме ложки, выточенной из магнетитовой руды. Ложка имела особую форму и благодаря тщательной обработке поверхностей свободно вращалась на медной полированной пластине. Её ручка никогда не касалась пластины и указывала направление на юг. (Приложение 2)
В Европу компас попал, вероятно, через арабских торговцев, плававших в Китай. Сначала в качестве стрелки использовали намагниченную швейную иголку: её втыкали в кусочек пробки, который опускали в воду. Позже европейцы начали делать «сухие» компасы, где стрелка свободно вращалась, опираясь на вертикальный стержень.
Усовершенствование компаса
В XIV веке итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Он надел магнитную стрелку на вертикальную шпильку и прикрепил к ней лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов (направлений). В XVI веке картушку стали делить на 32 румба, а коробку со стрелкой поместили в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. (Приложение 3)
В XVII веке компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укреплённой своим центром на крышке коробки над стрелкой.
Когда в XIX веке суда стали строить из стали, выяснилось, что это сильно влияет на компас и вызывает ошибки в его показаниях (магнитную девиацию). Чтобы её устранить, слева и справа от компаса стали размещать массивные железные шары, которые можно было передвигать и закреплять поближе или подальше от компаса. Внутри нактоуза, в который вмонтирован компас, стали помещать набор магнитов, которые тоже можно было передвигать и закреплять. Изменение их взаимного расположения почти полностью уничтожало девиацию.
Компас в эпоху Великих географических открытий
Компас сыграл ключевую роль в эпохе Великих географических открытий. С его помощью мореплаватели могли ориентироваться в открытом море и следовать определённым маршрутам. В 1492 году Христофор Колумб использовал компас для определения направления своего путешествия в Новый Свет, что позволило ему обнаружить Америку.
В XV веке также появились первые морские карты с обозначением магнитных северных стрелок. Картографы начали отображать компасные розы на картах, чтобы мореплаватели могли определить своё местоположение и направление движения.
А знаете ли вы,что перелётные птицы — настоящие живые компасы? В их организме есть микроскопические магнитики. Они чувствуют невидимое магнитное поле Земли и летят по нему, как по дороге, преодолевая тысячи километров. Получается, природа изобрела GPS задолго до человека!
(Приложение 4)
Магнитное чувство (магниторецепция): как животные «видят» магнитное поле Земли
Что такое магниторецепция
Магниторецепция — способность организмов обнаруживать магнитное поле Земли и использовать его для ориентации и навигации. Это не «зрение» в привычном смысле, а особое сенсорное восприятие, позволяющее животным:
определять направление (как компас);
распознавать местоположение (как карту);
выстраивать маршруты миграций.
Какие животные обладают магниторецепцией
Способность обнаружена у представителей разных таксономических групп:
беспозвоночные: круглые черви, моллюски, насекомые (бабочки‑монархи, дрозофилы);
рыбы: радужная форель, акулы и скаты (используют ампулы Лоренцини);
амфибии и рептилии: морские и сухопутные черепахи;
птицы: перелётные виды, голуби;
млекопитающие: некоторые виды летучих мышей.
Как работает магниторецепция: основные гипотезы
Учёные выделяют два ключевых механизма (возможно, у одного вида работают оба одновременно):
Квантовый компас (на основе радикальных пар)
задействован белок криптохром в сетчатке глаз (чувствителен к синему и УФ‑свету);
работает через квантовые эффекты: магнитное поле влияет на пары радикалов в молекуле;
предположительно даёт «визуальную» карту магнитного поля (птицы могут «видеть» его как узор).
Магнитный компас на основе магнетита
в организме присутствуют микрочастицы минерала магнетита (Fe3O4);
у птиц магнетит найден в клюве и внутреннем ухе;
у рыб — в клетках носовой области;
частицы реагируют на направление и интенсивность поля, передавая сигнал в нервную систему.
Примеры использования магниторецепции
Морские черепахи (логгерхеды)
запоминают «магнитный профиль» мест гнездования (комбинацию интенсивности и наклонения поля);
различают профили точек, разделённых даже 300 км;
используют поле как компас для выхода в море после вылупления.
Перелётные птицы
комбинируют магнитную «карту» с обонятельной информацией;
определяют долготу и деклинацию (разницу между магнитным и географическим севером);
при миграции преодолевают тысячи километров, сверяясь с полем.
Радужная форель
в носу содержит 10–100 клеток с магнетитом;
использует поле для возвращения в родные реки после морских миграций.
Круглые черви (Caenorhabditis elegans)
имеют «антенну» на AFD‑нейроне;
ориентируются в почве, двигаясь вниз в поисках пищи.
Летучие мыши
калибруют магнитное поле по закату солнца;
теряют ориентацию при искусственном сдвиге поля на 90°.
Почему это важно изучать
Эволюция навигации. Понимание, как примитивные организмы (черви) и сложные виды (птицы) используют одно и то же поле.
Биомиметика. Создание датчиков и систем навигации по принципам природы.
Охрана видов. Мигрирующие животные зависят от магнитного поля; антропогенные помехи (ЛЭП, радиочастоты) могут нарушать их маршруты.
Нейробиология. Раскрытие механизмов сенсорного восприятия, отсутствующего у человека.
Ограничения и загадки
Не у всех видов найдены рецепторы. Например, у черепах механизм «карты» и «компаса» может быть разным, но точные структуры не идентифицированы.
Помехи. Радиочастотные поля (0,1–10 МГц) нарушают работу криптохромного механизма, но не влияют на магнетитовый.
Пластичность. Животные могут переучиваться: черепахи запоминают новые магнитные профили, если их тренировать.
Вывод
Магниторецепция — удивительный пример конвергентной эволюции: разные виды независимо развили способность «видеть» магнитное поле. Это не магия, а сложный биофизический процесс, сочетающий квантовые эффекты, минеральный компас и нейронные сети. Изучение этого чувства помогает не только понять природу, но и вдохновить новые технологии.
Практическая часть.
Вот подборка безопасных, эффектных и познавательных опытов. К каждому дано объяснение простыми словами, чтобы юный исследователь мог понять суть и объяснить её другим.
Правила безопасности для юного экспериментатора:
1. Не подноси магниты к компьютерам, телефонам, часам и банковским картам! Сильное магнитное поле может их испортить.
2. Береги пальцы! Два магнита могут с силой притянуться и прищемить кожу.
3. Не глотай и не разбирай магниты! Мелкие детали опасны.
Опыты по изучению свойств магнитов.
«Магнитный рыболов» (Что притягивает магнит?)
Железо тянет он к себе с большим старанием,
А к меди, к дереву – совсем нет притяжения.
Сила в нём невидимая таится.
Как зовётся он? (Магнит-камень)
Цель: определить, какие материалы взаимодействуют с магнитом.
Материалы: магнит, предметы из разных материалов (металл, пластик, дерево, бумага, стекло).
Ход: подносить магнит к каждому предмету.
Результат: притягиваются только ферромагнитные материалы (железо, сталь, никель).
Вывод: магниты взаимодействуют не со всеми металлами.
Опыт 2: «Невидимая сила» (Действие через преграды)
Цель: Убедиться, что магнитное поле действует через разные материалы.
Что нужно:Магнит, железная скрепка, лист бумаги, стеклянный стакан, пластиковый контейнер с крышкой, вода в миске.
Ход эксперимента:
1. Положи скрепку на стол и накрой её листом бумаги. Поднеси магнит под бумагой — скрепка будет двигаться!
2. Брось скрепку в стакан или контейнер. Поднеси магнит к стенке — скрепка «послушается» и поднимется по стенке.
3. Брось скрепку в миску с водой. Поднеси магнит к стенке миски на уровне скрепки — и ты сможешь «водить» ею по воде, как на дистанционном управлении!
Вывод:Магнитная сила проходит сквозь бумагу, стекло, пластик и даже воду! Но она ослабевает через толстые преграды.
Опыт 3: «Таинственные полюса: друг или враг?» (Притяжение и отталкивание)
Сила странная у братца –
Может друга к себе притянуть,
А другого – так оттолкнуть.
Как попробуют сблизиться,
Так отпрянут, как злятся!
Цель: Понять, что у магнита есть полюса, и одноимённые отталкиваются.
Что нужно:Два магнита (лучше прямоугольных или в виде брусков, чтобы видно было концы), нитка.
Ход эксперимента:
1. Подвесь один магнит на нитке за середину. Он развернётся и станет одним концом (полюсом) на север.
2. Поднеси ко второму магниту разными концами к висящему.
3. Наблюдай: один конец будет притягиваться, а другой — отталкиваться!
4. Попробуй заставить два магнита отталкиваться друг от друга на столе (это сложнее, они так и норовят перевернуться и прилипнуть).
Вывод:У магнита два полюса: северный (N) и южный (S). Разные полюса притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Именно так работает компас: его магнитная стрелка поворачивается северным концом к южному полюсу Земли (который, по сути, является северным магнитным полюсом!).
Опыт 4: «Волшебные опилки» (Увидеть невидимое поле)
Цель: Визуализировать форму магнитного поля.
Что нужно:Сильный магнит (можно от старой игрушки), железные опилки (можно получить, напилив над листом бумаги стальной шерстью для мытья посуды), плотный лист бумаги или картон.
Ход эксперимента (будь осторожен, опилки мелкие!):
1. Положи магнит на стол, накрой его листом бумаги.
2. Аккуратно, через сито или щепотками, посыпь сверху железные опилки.
3. Слегка постучи по листу пальцем. Опилки выстроятся в удивительные узоры — линии и дуги!
Вывод:Ты увидел силовые линии магнитного поля. Они выходят из северного полюса и входят в южный. Где линии гуще — там поле сильнее (у полюсов). Это самый красивый и важный опыт!
Опыт 5: «Самодельный компас»
Цель: Создать простейший навигационный прибор.
Что нужно:Игла, магнит, пробка от вина или кусочек пенопласта, миска с водой.
Ход эксперимента:
1.Плавно (без нажима) потри кончик иглы об один из полюсов магнита только в одном направлении (30-40 раз). Так ты её намагнитишь.
2. Продень иглу через кусочек пробки или пенопласта, чтобы она плавала горизонтально.
3. Опусти конструкцию на спокойную воду в миске.
4. Игла развернётся и будет указывать одним концом на север! Проверь, сравнив с обычным компасом или картой на телефоне.
Вывод:Намагниченная сталь становится маленьким магнитом и взаимодействует с гигантским магнитом — Землёй.
Опыт 6: «Живая цепочка» (Передача магнитных свойств)
Цель: Узнать, что магнит может намагничивать другие предметы.
Что нужно:Магнит, 5-10 железных скрепок или гвоздиков.
Ход эксперимента:
1.Прицепи к магниту одну скрепку. К ней можно прицепить вторую, третью…
2. Построй длинную висящую цепочку. Аккуратно убери магнит — цепочка рассыплется.
3. Попробуй скрепкой из цепочки поднять другую скрепку — получится! Но как только уберёшь первую намагниченную, вторая упадёт.
Вывод:Магнит делает железные предметы временными магнитами. Это свойство называется индукцией. Но как только магнит убирают, обычные предметы быстро теряют это свойство (кроме специальных сплавов, из которых делают постоянные магниты).
Заключение
В ходе работы над проектом мы погрузились в удивительный мир магнетизма и убедились: магнит — не просто забавный предмет из детской игры, а фундаментальное явление природы, меняющее наш быт и технологии.
Ключевые выводы
Физика магнита проста и глубока одновременно.
Магнит обладает двумя полюсами (N и S), которые притягиваются или отталкиваются в зависимости от взаимной ориентации.
Магнитное поле действует на ферромагнитные материалы (железо, никель, кобальт) и может проникать через немагнитные среды (воздух, воду, картон).
Сила притяжения зависит от размера, формы магнита и расстояния до предмета.
История использования магнитов — путь от мифа к науке.
Древние цивилизации воспринимали магнетизм как чудо (легенда о пастухе Магнусе, магнитные ворота храмов).
С изобретением компаса (Китай, X–XI вв.) магнит стал инструментом великих географических открытий.
В XIX–XX веках открытие электромагнетизма породило современную технику: электродвигатели, генераторы, МРТ, жёсткие диски.
Магниты — неотъемлемая часть повседневной жизни.
Быт: застёжки, держатели, игрушки, холодильники, динамики.
Медицина: МРТ‑диагностика, магнитная терапия, хирургические инструменты.
Технологии: электродвигатели, трансформаторы, датчики, системы хранения данных.
Транспорт: поезда на магнитной подушке (маглев), электромобили.
Наука: ускорители частиц, исследования плазмы, навигация спутников.
Природа «использует» магнетизм задолго до человека.
Птицы, черепахи, рыбы ориентируются по магнитному полю Земли (магниторецепция).
Земная магнитосфера защищает жизнь от солнечной радиации.
Практическая значимость
Проведённые опыты подтвердили:
магнит может передавать свои свойства другим предметам (временное намагничивание);
магнитное поле можно визуализировать с помощью железных опилок;
электромагнит легко создать своими руками (гвоздь + проволока + батарейка).
Эти знания открывают путь к практическим приложениям:
конструирование простых устройств (магнитный театр, сепаратор для металлов);
понимание принципов работы бытовой техники;
интерес к инженерным и научным профессиям.
Перспективы
Исследование магнетизма продолжается:
разрабатываются сверхпроводящие магниты для термоядерных реакторов;
изучаются квантовые эффекты в магниторецепции;
создаются магнитные системы для космической навигации и медицины.
Итоговый вывод
Магнит — это мост между миром природы и миром технологий. Его свойства, открытые тысячелетия назад, сегодня лежат в основе цифровой эпохи. Понимание магнетизма не только расширяет кругозор, но и вдохновляет на новые изобретения. Как сказал физик Майкл Фарадей: «У магнита нет прошлого и будущего — он всегда здесь, чтобы служить человечеству».
Проект достиг цели: мы изучили свойства магнитов, проследили их роль в истории и современности, провели эксперименты и убедились, что магнетизм — это не магия, а наука, доступная каждому.
Список литературы
Андруз Д., Найтон К. Сто научных экспериментов. М., 2007.
Леонович А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия:
Ганайлюк Н. Опыты и эксперименты с профессором Николя для детей. [Цифровая книга]
Хинн О.Г. Физика /; под общ. ред. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 480 с.
Шалаева Г.; Л. Кашинская. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
Научно-популярные статьи из интернета
URL https://nplus1.ru/material/2020/05/06/magnetic-north - Магнитные полюса Земли начинают «блуждать». Что это значит? // Научно-популярный журнал «N+1» [Электронный ресурс]. 2020.
URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoetvorchestvo/2022/11/21/issledovatelskiy-projekt-magnity-i-ih - Парфенова, А.А. Исследовательский проект «Магниты и их свойства» // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. 2022.
Сайты научных организаций или музеев
URL: https://polymus.ru/ru/museum/news/istoriya-odnogo-izobreteniya-magnitnyy-kompas/
Политехнический музей: История одного изобретения: магнитный компас [Электронный ресурс]. Москва, 2021
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4