Введение
В своей работе я изучу все о фрукте апельсин: в какой стране он впервые появился, какое у него первоначальное название, как попал в Россию и где его выращивали. Буду изучать полезные свойства этого солнечного фрукта, из чего он состоит, в каких областях нашёл своё применение и где в повседневной жизни мы можем встретить его вкусы и запахи. Также проведу опрос среди своих одноклассников и покажу им эксперименты, связанные со свойствами апельсина. По результатам опроса, поделюсь со школьниками интересными фактами и новой информацией, которую узнаю, при подготовке этого проекта. Создам буклет «Мы делили апельсин» с интересными фактами и свойствами апельсина.
Актуальность этой темы подтверждается распространённостью фрукта апельсин, его доступностью и любовью среди детей и взрослых. В любое время года его можно встретить на прилавках магазинов. Я и мои родители очень любят этот солнечный фрукт и все, что с ним связано, особенно мультфильм «Чебурашка». Апельсин используют не только в кулинарии, но и в других отраслях. Поэтому я решила провести исследовательскую работу именно на эту тему и выяснить где же применяются свойства апельсина и является ли апельсин полезным фруктом.
Цели и задачи исследования:
Выбрав эту тему предметом исследования в своей работе, я поставила перед собой такие цели:
Определить насколько хорошо младшие школьники знают свойства апельсина на примере своего класса;
Рассказать одноклассникам о необычных свойствах цитруса;
Создать буклет с полезными и интересными фактами об апельсине.
Для достижения поставленных целей я поставила задачи:
- провести письменный опрос на тему: «Апельсин в повседневной жизни» среди одноклассников;
- узнать новую информацию и интересные факты, связанные с апельсином;
- поделиться с одноклассникам новыми знаниями о цитрусе;
- провести в классе практические опыты с использованием апельсина и узнать новые факты о нем;
- составить и оформить буклет «Мы делили апельсин», в которой будет описано все самое интересное, связанное с моей темой.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования нами были выбраны:
1. Изучение литературы.
2. Работа с Интернет-ресурсами.
3. Составление опросника для одноклассников.
4. Практические опыты в классе.
5. Создание буклета с интересными фактами и свойствами апельсина.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Что такое апельсин. История происхождения.
Апельсин – южное вечнозеленое плодовое цитрусовое дерево. Плод этого дерева круглый или овальный, с толстой оранжевой кожурой и сочной мякотью, состоящей из долек. В толковом словаре Ожегова приводится следующее значение этого слова: Апельсин – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета.
Родиной апельсинового дерева считаются влажные субтропики Китая. А название «апельсин» переводится, как «китайское яблоко». В России плоды появились в начале ХVIII века. Саженцы завез князь Александр Меньшиков, их выращивали в теплицах-оранжереях дворца Ораниенбаума в г.Ломоносов. Название дворца в переводе с немецкого языка – «апельсиновое дерево», а на его гербе изображено оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. В 2011 году в г.Ломоносов установили памятник-скульптуру к 300-летию Ораниенбаума. . Слово «оранжерея», происходит от французского «оранж», что означает апельсин. Деревья растут в жарком и влажном климате, в России самый благоприятный город для выращивания апельсинов это город Сочи.
Растение считается долгожителем и живет около 100 лет. Одновременно на дереве могут быть как зрелые, так и зеленые плоды. Исследуя литературу, я узнала, что плоды на дереве зеленого цвета, а ярко рыжий цвет появляется из-за недостатка солнечного света.
1.2 Сферы, где используется апельсин:
Каждый из нас очень часто встречается с апельсинами в повседневной жизни. Конечно, одно из самых распространённых мест, где можно встретить оранжевые цитрусы, это продуктовые лавки магазинов. Но так же, апельсин присутствует в других сферах и продуктах производства, о которых мы даже не догадываемся:
Медицина. Апельсин обладает антисептическим действием и богат большим содержанием витаминов С,Е,В3,В6,А. С помощью плодов апельсина, мы можем бороться с простудой, гриппом, ведь с помощью витаминов повышается устойчивость организма к инфекциям и ускоряет выздоровление. Цитрус выводит из организма токсины, полезен при бессоннице и нервном раздражении. Также прием апельсинов рекомендуют людям с повышенным давлением и заболеванием сердца.
Кулинария. Фрукт употребляют как в свежем виде, так и в обработанном. Свежие плоды кладут в десерты, салаты и при приготовлении мяса. Апельсиновые корки используют для варенья, выпечки, сладостей и различных напитков.
Парфюмерия. Масло сладкого апельсина, получаемое из кожуры, используют для ароматизации духов, кремов, свечей.
Косметология. Благодаря своим омолаживающим свойствам, апельсин используют в масках, скрабах, обертывании. Цитрус замедляет процессы старения, придает эластичность и упругость кожи.
Бытовая химия. Так же масло из кожуры апельсина добавляют в средства для мебели и моющие средства.
Флористика. Сушеные круглые дольки апельсина изящно украшают цветочные композиции.
Народное творчество. Апельсин встречается в разных формах народного творчества: сказках, стихотворениях, фильмах, играх, мультфильмах и живописи.
Когда я расспрашивала своих родственников, о том, где еще используют апельсины, бабушка рассказала мне несколько полезных советов из своей дачной жизни.
Кожуру используют как удобрение при посадках урожая и она служит защитой от вредителей.
Если протереть открытые участки кожи апельсиновой коркой, то комары и мошки будут облетать вас стороной.
Сухие корки апельсина служат отличным средством для розжига камина и костра.
Также корки цитруса можно положить в шкаф для приятного свежего запаха и как средство для борьбы с молью. А если протереть старую деревянную мебель белой стороной корки, то ваша мебель засияет, как новая.
Апельсиновую кожуру можно использовать как губку от самых старых загрязнений на посуде.
И, конечно же, можно заварить самый ароматный чай с апельсиновыми корочками.
Узнав, новые факты о цитрусе, я убедилась в правильности выбора темы своего проекта. Ведь после изучения всей информации, я точно могу сказать, что апельсин- полезный фрукт!
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опрос одноклассников
После того, как я закончила подробнее знакомиться с новыми фактами и свойствами цитруса, я составила опросник для своих одноклассников, чтобы проверить насколько хорошо они знакомы с апельсином. В него вошли такие вопросы:
|
п/п |
Вопросы |
Варианты ответов |
|
|
1. |
Любишь ли ты апельсин? |
да |
нет |
|
2. |
Знаешь ли ты Родину апельсина? |
да |
нет |
|
3. |
Знаешь ли ты какие витамины в нем содержаться? |
да |
нет |
|
4. |
Проводил ли ты опыты с апельсином ? |
да |
нет |
|
5. |
Знаешь ли ты, что апельсин используют не только в кулинарии? |
да |
нет |
|
6. |
Хотел бы ты узнать больше об апельсине? |
да |
нет |
Таблица 1. Опросник одноклассников на тему «Апельсин».
2.2 Анализ и результаты опроса одноклассников
Получив заполненные опросники от своих одноклассников, я подсчитала количество ответов, и результаты получились очень интересными.
В опросе приняли участие 20 человека. Ответы учеников класса 1.4, ИТШ №777 на вопросы, связанные с историей появления апельсина и с его свойствами показали, что большинство моих одноклассников мало знают о фрукте. При проведении опроса, мы с моим классным руководителем, Юлией Анатольевной Роговой, задавали дополнительные вопросы ребятам, такие как:
Если вы знаете, какие витамины содержаться в апельсине, то напишите их.
11 одноклассников, которые знают какие витамины содержаться в апельсине, ответили в опросниках одинаково правильно, но назвали только один витамин С.
Где именно можно встретить апельсин, кроме кулинарии.
Отвечая на этот дополнительный вопрос 11 ребят написали, что встретить апельсин можно в лекарствах. 1 ученик ответил, что его можно использовать как удобрение для растений и еще 1 одноклассник сказал, что апельсины можно встретить в живописи.
|
п/п |
Вопросы |
Варианты ответов |
|
|
да |
нет |
||
|
1. |
Любишь ли ты апельсин? |
16 |
4 |
|
2. |
Знаешь ли ты Родину апельсина? |
2 |
18 |
|
3. |
Знаешь ли ты какие витамины содержаться в нем? |
11 |
9 |
|
4. |
Проводил ли опыты с апельсином ? |
7 |
13 |
|
5. |
Знаешь ли ты, что апельсин используют не только в кулинарии? |
13 |
7 |
|
6. |
Хотел бы ты узнать больше об апельсине? |
19 |
1 |
Таблица 2. Результаты опроса моих одноклассников
Изучая результаты опроса, я увидела, что только 7 человек проводили или видели опыты с цитрусом и только 2 человека знают Родину апельсина. В то же время, практически все ребята хотят больше узнать о нашем солнечном фрукте и уверены, что новые знания и практические опыты помогут им в этом.
2.3 Опыты для одноклассников
За время этой работы я узнала много нового, нашла ответы на поставленные вопросы. Наиболее интересную и важную информацию я включила в презентацию для демонстрации одноклассникам и провела им несколько опытов в классе:
Я выбрала три очень интересных опыта, которые точно запомнятся ребятам и они с легкостью смогут повторить их дома, удивив своих друзей и близких.
Опыт « Цитрус в круге».
Если взять апельсин и поместить его в колбу с водой, то он будет плавать на поверхности и не утонет. Это происходит из-за того, что в кожуре находиться большое количество пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин из воды. Но если, поместить в воду очищенный апельсин, то он утонет. Этот опыт мне напомнил, как я в детстве плавала в круге. Получается, что апельсин с кожурой, как человек с кругом.
Опыт «Мы делили апельсин, много нас, а он один».
Можно ли узнать, сколько долек апельсина скрывается под кожурой, не очищая его? Если внимательно осмотреть плод апельсина и снять хвостик-плодоножку,то под ним можно обнаружить маленькие бугорочки. Когда я их сосчитала, то получила число 10. Я решила проверить, очистила апельсин от кожуры, и долек оказалось столько же, сколько и было насчитано бугорков.
Опыт «Ароматный шар»
Если на надутый воздушный шар капнуть пару капелек сока из цедры апельсина, то шар незамедлительно лопнет. Это происходит из-за соприкосновения резины и вещества лимонен, которое содержится в апельсиновой кожуре.
Посмотрев и поучаствовав в опытах с апельсином, мои одноклассники узнали много интересного и удивительного.
Заключение
Результаты опроса одноклассников подтвердили актуальность и нужность моего проекта. Большая часть ребят, участвующих в опросе, любят апельсин и хорошо знают его вкусовые свойства, но очень мало знают фактов об апельсине и его свойствах. Большинство школьников хотят узнать больше информации о цитрусах и уверены, что это пригодиться им как в учебе, так и в повседневной жизни.
После того, как я показала одноклассникам опыты с апельсином и рассказала о его самых интересных фактах и свойствах, я перешла к решению второй задачи моего проекта - созданию буклета «Мы делили апельсин». Для этого я собрала всю важную информацию и приступила к иллюстрациям. Свой буклет я решила оформить в информационно-развлекательном формате, включив в него раскраску к знаменитому мультфильму «Чебурашка», загадку, самые интересные факты и свойства апельсина. Так же составила небольшой кроссворд с вопросами об апельсине и добавила слова известного стихотворения «Мы делили апельсин».
Список используемых источников и литературы:
Ожегов, Сергей Иванович.
Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 1997, 1999, 2001, 2003. – 943 с. – ISBN 5-89285-003-Х.
Колодинский Даниил
Все про все: мини- энциклопедия для маленьких эрудитов. Какого цвета апельсин?. Москва: Книжный дом, 2017
Елисеева Татьяна
Энциклопедия продуктов. Фрукты и ягоды. Москва 2020
4. Интернет ресурсы
Приложение 1
Создание макета информационно-развлекательного буклета.