Мы делили апельсин

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы делили апельсин

Голяева К.С. 1
1ГБОУ ИТШ N777
Рогова Ю.А. 1
1ГБОУ ИТШ N 777
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В своей работе я изучу все о фрукте апельсин: в какой стране он впервые появился, какое у него первоначальное название, как попал в Россию и где его выращивали. Буду изучать полезные свойства этого солнечного фрукта, из чего он состоит, в каких областях нашёл своё применение и где в повседневной жизни мы можем встретить его вкусы и запахи. Также проведу опрос среди своих одноклассников и покажу им эксперименты, связанные со свойствами апельсина. По результатам опроса, поделюсь со школьниками интересными фактами и новой информацией, которую узнаю, при подготовке этого проекта. Создам буклет «Мы делили апельсин» с интересными фактами и свойствами апельсина.

Актуальность этой темы подтверждается распространённостью фрукта апельсин, его доступностью и любовью среди детей и взрослых. В любое время года его можно встретить на прилавках магазинов. Я и мои родители очень любят этот солнечный фрукт и все, что с ним связано, особенно мультфильм «Чебурашка». Апельсин используют не только в кулинарии, но и в других отраслях. Поэтому я решила провести исследовательскую работу именно на эту тему и выяснить где же применяются свойства апельсина и является ли апельсин полезным фруктом.

Цели и задачи исследования:

Выбрав эту тему предметом исследования в своей работе, я поставила перед собой такие цели:

  1. Определить насколько хорошо младшие школьники знают свойства апельсина на примере своего класса;

  2. Рассказать одноклассникам о необычных свойствах цитруса;

  3. Создать буклет с полезными и интересными фактами об апельсине.

Для достижения поставленных целей я поставила задачи:

- провести письменный опрос на тему: «Апельсин в повседневной жизни» среди одноклассников;

- узнать новую информацию и интересные факты, связанные с апельсином;

- поделиться с одноклассникам новыми знаниями о цитрусе;

- провести в классе практические опыты с использованием апельсина и узнать новые факты о нем;

- составить и оформить буклет «Мы делили апельсин», в которой будет описано все самое интересное, связанное с моей темой.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования нами были выбраны:

1. Изучение литературы.

2. Работа с Интернет-ресурсами.

3. Составление опросника для одноклассников.

4. Практические опыты в классе.

5. Создание буклета с интересными фактами и свойствами апельсина.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое апельсин. История происхождения.

Апельсин – южное вечнозеленое плодовое цитрусовое дерево. Плод этого дерева круглый или овальный, с толстой оранжевой кожурой и сочной мякотью, состоящей из долек. В толковом словаре Ожегова приводится следующее значение этого слова: Апельсин – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета.

Родиной апельсинового дерева считаются влажные субтропики Китая. А название «апельсин» переводится, как «китайское яблоко». В России плоды появились в начале ХVIII века. Саженцы завез князь Александр Меньшиков, их выращивали в теплицах-оранжереях дворца Ораниенбаума в г.Ломоносов. Название дворца в переводе с немецкого языка – «апельсиновое дерево», а на его гербе изображено оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. В 2011 году в г.Ломоносов установили памятник-скульптуру к 300-летию Ораниенбаума. . Слово «оранжерея», происходит от французского «оранж», что означает апельсин. Деревья растут в жарком и влажном климате, в России самый благоприятный город для выращивания апельсинов это город Сочи.

Растение считается долгожителем и живет около 100 лет. Одновременно на дереве могут быть как зрелые, так и зеленые плоды. Исследуя литературу, я узнала, что плоды на дереве зеленого цвета, а ярко рыжий цвет появляется из-за недостатка солнечного света.

1.2 Сферы, где используется апельсин:

Каждый из нас очень часто встречается с апельсинами в повседневной жизни. Конечно, одно из самых распространённых мест, где можно встретить оранжевые цитрусы, это продуктовые лавки магазинов. Но так же, апельсин присутствует в других сферах и продуктах производства, о которых мы даже не догадываемся:

  • Медицина. Апельсин обладает антисептическим действием и богат большим содержанием витаминов С,Е,В3,В6,А. С помощью плодов апельсина, мы можем бороться с простудой, гриппом, ведь с помощью витаминов повышается устойчивость организма к инфекциям и ускоряет выздоровление. Цитрус выводит из организма токсины, полезен при бессоннице и нервном раздражении. Также прием апельсинов рекомендуют людям с повышенным давлением и заболеванием сердца.

  • Кулинария. Фрукт употребляют как в свежем виде, так и в обработанном. Свежие плоды кладут в десерты, салаты и при приготовлении мяса. Апельсиновые корки используют для варенья, выпечки, сладостей и различных напитков.

  • Парфюмерия. Масло сладкого апельсина, получаемое из кожуры, используют для ароматизации духов, кремов, свечей.

  • Косметология. Благодаря своим омолаживающим свойствам, апельсин используют в масках, скрабах, обертывании. Цитрус замедляет процессы старения, придает эластичность и упругость кожи.

  • Бытовая химия. Так же масло из кожуры апельсина добавляют в средства для мебели и моющие средства.

  • Флористика. Сушеные круглые дольки апельсина изящно украшают цветочные композиции.

  • Народное творчество. Апельсин встречается в разных формах народного творчества: сказках, стихотворениях, фильмах, играх, мультфильмах и живописи.

Когда я расспрашивала своих родственников, о том, где еще используют апельсины, бабушка рассказала мне несколько полезных советов из своей дачной жизни.

  • Кожуру используют как удобрение при посадках урожая и она служит защитой от вредителей.

  • Если протереть открытые участки кожи апельсиновой коркой, то комары и мошки будут облетать вас стороной.

  • Сухие корки апельсина служат отличным средством для розжига камина и костра.

  • Также корки цитруса можно положить в шкаф для приятного свежего запаха и как средство для борьбы с молью. А если протереть старую деревянную мебель белой стороной корки, то ваша мебель засияет, как новая.

  • Апельсиновую кожуру можно использовать как губку от самых старых загрязнений на посуде.

  • И, конечно же, можно заварить самый ароматный чай с апельсиновыми корочками.

Узнав, новые факты о цитрусе, я убедилась в правильности выбора темы своего проекта. Ведь после изучения всей информации, я точно могу сказать, что апельсин- полезный фрукт!

Глава 2. Практическая часть

2.1 Опрос одноклассников

После того, как я закончила подробнее знакомиться с новыми фактами и свойствами цитруса, я составила опросник для своих одноклассников, чтобы проверить насколько хорошо они знакомы с апельсином. В него вошли такие вопросы:

п/п

Вопросы

Варианты ответов

1.

Любишь ли ты апельсин?

да

нет

2.

Знаешь ли ты Родину апельсина?

да

нет

3.

Знаешь ли ты какие витамины в нем содержаться?

да

нет

4.

Проводил ли ты опыты с апельсином ?

да

нет

5.

Знаешь ли ты, что апельсин используют не только в кулинарии?

да

нет

6.

Хотел бы ты узнать больше об апельсине?

да

нет

Таблица 1. Опросник одноклассников на тему «Апельсин».

2.2 Анализ и результаты опроса одноклассников

Получив заполненные опросники от своих одноклассников, я подсчитала количество ответов, и результаты получились очень интересными.

В опросе приняли участие 20 человека. Ответы учеников класса 1.4, ИТШ №777 на вопросы, связанные с историей появления апельсина и с его свойствами показали, что большинство моих одноклассников мало знают о фрукте. При проведении опроса, мы с моим классным руководителем, Юлией Анатольевной Роговой, задавали дополнительные вопросы ребятам, такие как:

  1. Если вы знаете, какие витамины содержаться в апельсине, то напишите их.

11 одноклассников, которые знают какие витамины содержаться в апельсине, ответили в опросниках одинаково правильно, но назвали только один витамин С.

  1. Где именно можно встретить апельсин, кроме кулинарии.

Отвечая на этот дополнительный вопрос 11 ребят написали, что встретить апельсин можно в лекарствах. 1 ученик ответил, что его можно использовать как удобрение для растений и еще 1 одноклассник сказал, что апельсины можно встретить в живописи.

п/п

Вопросы

Варианты ответов

да

нет

1.

Любишь ли ты апельсин?

16

4

2.

Знаешь ли ты Родину апельсина?

2

18

3.

Знаешь ли ты какие витамины содержаться в нем?

11

9

4.

Проводил ли опыты с апельсином ?

7

13

5.

Знаешь ли ты, что апельсин используют не только в кулинарии?

13

7

6.

Хотел бы ты узнать больше об апельсине?

19

1

Таблица 2. Результаты опроса моих одноклассников

Изучая результаты опроса, я увидела, что только 7 человек проводили или видели опыты с цитрусом и только 2 человека знают Родину апельсина. В то же время, практически все ребята хотят больше узнать о нашем солнечном фрукте и уверены, что новые знания и практические опыты помогут им в этом.

2.3 Опыты для одноклассников

За время этой работы я узнала много нового, нашла ответы на поставленные вопросы. Наиболее интересную и важную информацию я включила в презентацию для демонстрации одноклассникам и провела им несколько опытов в классе:

Я выбрала три очень интересных опыта, которые точно запомнятся ребятам и они с легкостью смогут повторить их дома, удивив своих друзей и близких.

  • Опыт « Цитрус в круге».

Если взять апельсин и поместить его в колбу с водой, то он будет плавать на поверхности и не утонет. Это происходит из-за того, что в кожуре находиться большое количество пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин из воды. Но если, поместить в воду очищенный апельсин, то он утонет. Этот опыт мне напомнил, как я в детстве плавала в круге. Получается, что апельсин с кожурой, как человек с кругом.

  • Опыт «Мы делили апельсин, много нас, а он один».

Можно ли узнать, сколько долек апельсина скрывается под кожурой, не очищая его? Если внимательно осмотреть плод апельсина и снять хвостик-плодоножку,то под ним можно обнаружить маленькие бугорочки. Когда я их сосчитала, то получила число 10. Я решила проверить, очистила апельсин от кожуры, и долек оказалось столько же, сколько и было насчитано бугорков.

  • Опыт «Ароматный шар»

Если на надутый воздушный шар капнуть пару капелек сока из цедры апельсина, то шар незамедлительно лопнет. Это происходит из-за соприкосновения резины и вещества лимонен, которое содержится в апельсиновой кожуре.

Посмотрев и поучаствовав в опытах с апельсином, мои одноклассники узнали много интересного и удивительного.

Заключение

Результаты опроса одноклассников подтвердили актуальность и нужность моего проекта. Большая часть ребят, участвующих в опросе, любят апельсин и хорошо знают его вкусовые свойства, но очень мало знают фактов об апельсине и его свойствах. Большинство школьников хотят узнать больше информации о цитрусах и уверены, что это пригодиться им как в учебе, так и в повседневной жизни.

После того, как я показала одноклассникам опыты с апельсином и рассказала о его самых интересных фактах и свойствах, я перешла к решению второй задачи моего проекта - созданию буклета «Мы делили апельсин». Для этого я собрала всю важную информацию и приступила к иллюстрациям. Свой буклет я решила оформить в информационно-развлекательном формате, включив в него раскраску к знаменитому мультфильму «Чебурашка», загадку, самые интересные факты и свойства апельсина. Так же составила небольшой кроссворд с вопросами об апельсине и добавила слова известного стихотворения «Мы делили апельсин».

Список используемых источников и литературы:

  1. Ожегов, Сергей Иванович.

Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 1997, 1999, 2001, 2003. – 943 с. – ISBN 5-89285-003-Х.

  1. Колодинский Даниил

Все про все: мини- энциклопедия для маленьких эрудитов. Какого цвета апельсин?. Москва: Книжный дом, 2017

  1. Елисеева Татьяна

Энциклопедия продуктов. Фрукты и ягоды. Москва 2020

4. Интернет ресурсы

Приложение 1

Создание макета информационно-развлекательного буклета.

Просмотров работы: 4