Изучение механизмов работы памяти «Как сделать из мухи слона или можно ли улучшить свою память»

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение механизмов работы памяти «Как сделать из мухи слона или можно ли улучшить свою память»

Леонова А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия №4 «Ступени» города Пензы имени Николая Михайловича Пазаева
Светалкина Н.Н. 1
1МБОУ МГ №4 «Ступени» г. Пензы им. Н. М. Пазаева
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Памятьсохраняет только то,

что вы сами даете ей на сохранение.

Писарев Дмитрий Иванович

Не так давно на уроке литературного чтения нам дали задание выучить стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "У лукоморья дуб зелёный". Я очень люблю это стихотворение, потому что там есть русалка, леший и кот учёный - прямо как в сказке!

Когда мы на следующем уроке рассказывали стихотворение, я заметила что-то странное: моя подружка Милана выучила его за один вечер, а кто-то из ребят нашего класса учил целую неделю и всё равно делал ошибки. Мне стало очень интересно, почему так происходит.

Вечером я спросила об этом своего папу. Он у меня очень врач и всегда может объяснить сложные вещи простыми словами. Папа рассказал мне, что память у всех людей работает по-разному: кто-то быстро запоминает, но быстро забывает, а кто-то запоминает медленнее, зато помнит очень долго. И ещё он сказал, что память можно тренировать, как мышцы на физкультуре! А при помощи знаний о мнемотехнике память можно увеличить практически у любого человека.

Это меня так заинтересовало, мы решили провести настоящее исследование, как мои одноклассники учат стихи, что им помогает запоминать быстрее, и правда ли, что память можно улучшить. Ведь если я узнаю секрет быстрого запоминания, то смогу поделиться им с другими ребятами!

Гипотеза:

Мы предположили, если использовать принципы мнемотехники, то увеличится способность запоминать и сохранять информацию. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Сделать из мухи слона» — ведь это один из принципов мнемотехники.

Объект исследования: ученики 3 «А» класса.

Предмет исследования: объём памяти ученика 3 класса.

Цель: выяснить, можно ли увеличить объём памяти учеников 3 класса, если использовать приемы мнемотехники

Задачи исследования:

1. Изучение способов запоминания учениками 3 «А» класса учебного материала.

2. Проведение эксперимента в 3 «А» классе на увеличение объёма памяти учеников при использовании технологий по запоминанию.

3. Выявление факторов влияющих на эффективность запоминания учащимися 3 «А» класса.

При проведении данной работы использовался метод мнемотехники «цепочка».

  1. Глава 1

    1. Теоретическая часть

Когда мы начали изучать тему памяти, то узнали много интересного!

Оказывается, есть целая наука, которая изучает память - она называется когнитология. Это как волшебная наука, которая помогает нам лучше запоминать разные вещи!

В этой науке учёные исследуют:

- как мы запоминаем новую информацию

- почему что-то забываем

- как быстро мы забываем

- принципы работы механизмов памяти

- энграмму памяти

- какие бывают виды памяти (например, зрительная - когда мы помним то, что видели, и слуховая - когда помним то, что слышали)

- как можно улучшить память

Память - это как большой волшебный сундук в нашей голове, куда складывается всё, что мы узнаём.

Мнемотехника (мнемоника) — это набор методов и приёмов, которые помогают запоминать большие объёмы информации.

А учёные-мнемонисты придумывают разные способы, чтобы этот сундук работал лучше.

Ещё мы узнали, что есть короткая память (когда мы помним что-то недолго) и длинная память (когда помним очень долго). Прямо как у моих одноклассников со стихотворением Пушкина!

Теперь я понимаю, почему это так важно изучать - ведь память нужна нам каждый день, особенно в школе!

    1. Историческая справка изучения памяти

Развитие изучения памяти имеет долгую и богатую историю, в которой участвовали многие выдающиеся ученые.

1. Цицерон (106–43 гг. до н.э.):

Цицерон, римский оратор и философ, был одним из первых, кто обратил внимание на важность памяти в контексте риторики и обучения. В своих работах он описывал техники запоминания, которые позже стали известны как "метод локусов" или "метод мест". Этот метод предполагает использование воображаемых мест для структурирования и запоминания информации, что позволяло ораторам запоминать длинные речи.

2. Джордано Бруно (1548–1600):

Итальянский философ и монах Джордано Бруно также внес значительный вклад в развитие теорий памяти. Он развил идеи мнемоники, расширив их философскими размышлениями о бесконечности и множественности миров. Бруно считал, что память может быть усилена с помощью символов и образов, и его работы повлияли на развитие мнемонических техник в эпоху Возрождения.

3. Герман Эббингауз (1850–1909):

Герман Эббингауз был немецким психологом, который первым провел систематические экспериментальные исследования памяти. Он известен своими экспериментами по изучению забывания и разработкой кривой забывания, которая показывает, как информация теряется со временем без повторения. Эббингауз использовал бессмысленные слоги для изучения процессов запоминания и забывания, что стало основой для дальнейших исследований в когнитивной психологии.

4. Георг Элиас Мюллер (1850–1934):

Георг Элиас Мюллер, еще один немецкий психолог, значительно расширил работы Эббингауза. Он исследовал процессы памяти, такие как интерференция и ретроактивное торможение, а также изучал влияние различных факторов на способность запоминать информацию. Мюллер также внес вклад в понимание того, как организуются и структурируются воспоминания.

Эти мыслители и ученые заложили основы для современного понимания памяти, их работы продолжают оказывать влияние на исследования в области когнитивной науки и психологии.

    1. Материалы и методы исследовательской работы

Знаете, есть такие методы, которые помогают мне всё хорошо запоминать:

1. Я придумываю смешные истории!

Например, чтобы запомнить планеты, я представляю, как Мишка (Меркурий) Ведёт (Венера) Землю и Марс на прогулку, где Юля (Юпитер) Сидит (Сатурн) на Урановой лавочке и кушает Нектарин (Нептун).

2. Делаю перерывы

Мама говорит, что нельзя всё учить сразу. Лучше поучить немножко, потом поиграть, потом опять поучить. Так намного лучше запоминается!

3. Рисую картинки

Когда нужно что-то запомнить, я рисую это в своей тетрадке. Например, когда учила про времена года, нарисовала для каждого сезона свою картинку.

4. Играю в умные игры

У меня есть пазлы и карточки с животными. Когда я их собираю, то лучше запоминаю, как они выглядят.

5. Мнемотехника

Придумываю разные асоциации к словам и тренирую своё воображение.

6. Хорошо сплю

Мама всегда говорит, что нужно ложиться спать вовремя, тогда голова будет лучше работать.

7. Повторяю вслух

Когда учу стихотворение, я много раз его не повторяю, я рисую опорные картинки. И оно само запоминается!

8. Играю с друзьями в школу

Мы с подружкой играем в учителя и ученика - так веселее учить уроки!

9. Читаю интересные книжки

У меня есть много красивых книжек про животных и природу. Когда читаешь что-то интересное, оно само запоминается!

Вот такие у меня есть секретики! И знаете что? Они правда работают! Теперь я намного лучше запоминаю стихи и правила!

Но в данной работе я решила воспользоваться одним универсальным методом, это метод - мнемотехника «Цепочка». И с его помощью я попробую увеличить в два раза память у моих одноклассников.

  1. Глава 2

Практическая часть

Первым этапом проводится тест на запоминание: экспериментатор предлагает учащимся класса игру, чтобы проверить, как хорошо они запоминают разные вещи. Сначала он показывает одноклассникам 20 картинок с разными предметами, например, яблоко, собака, машина и другие. Учащиеся смотрят на них всего одну минуту. Потом экспериментатор убирает картинки и просит учеников записать на листочках все предметы, которые они смогли запомнить.

После этого необходимо посчитать, сколько предметов каждый из учеников запомнил правильно. Это называется "рандомизированное исследование", потому что ученики все по-разному запоминали картинки и не знали заранее, какие именно будут.

Рис. №1 Схема проведения исследования

Вторым этапом исследования определяется «Основная группа» учащихся, с которой в течение трёх дней занимается экспериментатор и определяется «Контрольная группа» учащихся, с которой занятий не будет проводиться, учащиеся ведут свой обычный учебный процесс в школе.

«Основной группе» учащихся состоящей из 5 человек экспериментатор объясняет принципы работы мнемотехники.

Материалы исследования

На уроке экспериментатор рассказывает, как правильно придумывать ассоциативные образы и каким правилам они должны соответствовать.

Работа с образом:

Для начала, определимся, что же такое образ. Образ — это объёмная картинка, возникающая в голове при представлении какого-либо знакомого предмета.

Например, яблоко. Какое яблоко вы представляете? Зелёное, большое, жёсткое с кислинкой или красное с отливом, мягкое и сладкое? Наша с вами цель — это научиться создавать запоминающиеся образы, и чтобы они были уникальными.

Правило №1

Для лучшей активации «воображения» мы поднимаем глаза вверх и удерживаем их в таком положении.

Правило № 2 или правило «Квадрата»

Есть четыре требования, которым должен соответствовать образ.

  1. Он должен быть очень ярким и запоминающимся, так чтобы при одном упоминании у вас сразу он возникал в голове, например, представим яркие красные туфли на шпильке или жёлтый Феррари с белым салоном и хромовыми дисками.

  2. Образ должен быть большим, объемным, тяжелым. Например, жук. Чтобы его представить, нам нужно увеличить её до размеров машины. И опять не забываем про яркие краски, это может быть жёлтый или оранжевый, или ярко ро-зовый жук.

  3. К образу необходимо добавить как можно больше деталей. Возьмём, к примеру, сумку. Нужно как можно больше деталей добавить к этому объекту: цвет, материал, рисунок, какие у неё ручки, все что угодно, но как можно более детально прописать этот образ. Чем больше деталей будет, тем более уникальным будет образ и быстрее, и крепче запомнится вам.

Есть образы, которые не имеют особых границ, допустим, песок или вода. Если мы представляем воду, то лучше это сделать в виде воды налитой в стакан или в бочку чтобы были какие-либо границы.

А теперь перейдём к практике. Начнём с исполнения только одного требования в образе, и с каждым новым образом будем добавлять новые требования. Поднимаем глаза вверх и представляем ярко красного медведя.

А сейчас представим мотоцикл, но он будет очень больших размеров, у него будут большие ярко синие колеса зелёный объемный руль рама оранжевого цвета и седло будет красным. Перейдём к более сложным словам тем, которые не имеют каких-то чётких границ, например, луг. Необходимо представить небольшой кусочек луга, на котором будет корова, пастух, стог сена. Чтобы образовать чёткие границы можно представить, что мы смотрим на этот участок через окно.

Вторым моментом для освоения работы с мнемотехникой является соединение образов. Главные правила соединения образов заключаются в том, что два образа должны быть большими, к примеру, слон и муха.

Рис. №2-1 Слон и муха

Мы делаем муху такого же размера, как и слона.

Рис.№2-2 Слон и муха

Далее мы должны этих персонажей крепким образом соединить друг с другом. В данном случае могут помочь клей, гвозди, нитки, что-то что их прикрепит крепко-накрепко друг к другу. Например, берём муху, кладём её на слона и хорошенько обматываем их скотчем.

Рис.№2-3 Слон и муха

Важно нарушать контуры одного из предметов. Например, муха погружена своими лапками и хоботком в слона. Итак, какие могут быть ошибки первая это объекты разные величины, например, маленькая муха сидит на хоботе у слона, также нельзя помещать муху внутрь слона, потому что не будет нарушение общего контура, помимо этого ошибкой будет являться, если мы нарисуем на слоне картинку мухи.

Далее экспериментатор объясняет принцип мнемотехники «Цепочка».

«Основной группе» дают для запоминания 20 слов. Учащиеся из «Основной группы» переводят каждое слово в «образ» и «образы соединяют последовательно, первый со вторым, второй с третьим и так далее до двадцатого.

Следующим этапом идёт отработка на практике при помощи полученных знаний, приёмов для запоминания.

Эксперимент завершается контрольным тестированием памяти:

«Основной» и «Контрольной» группам учеников даются для запоминания 30 слов, которые необходимо запомнить в течение 5 минут.

Рис. №3 Слова для теста

Далее делается пауза в 5 минут и учащимся обеих групп дают листочки для написания слов, которые они смогли запомнить. Следующим шагом экспериментатор подводит итоги эксперимента путём подсчёта слов, написанными учащимися из обеих групп. Результаты сравниваются и делаются выводы о эффективности работы памяти у учеников из «основной» и «контрольной» групп.

В моём исследовании до начала проведения эксперимента я провела тестирование в «Основной» и «Контрольной» группах. Тест (Приложение 1) содержал 30 слов, которые нужно было запомнить в течение 2 минут. После 5 минутной паузы тестируемые записали на листочках (Приложение 2) слова которые им удалось запомнить. В среднем шести тестируемым удалось запомнить порядка семи слов.

После освоения приёмов мнемотехники ребятами из «Основной» группы, я повторна провела тест в двух группах. В итоге учащиеся из «Основной» группы запомнили в среднем 14 слов из теста, тогда как результаты ребят из контрольной группы остались на прежнем уровне – семь слов из тридцати в тесте.

На основе полученных результатов мы построили диаграмму

Вывод: В результате у всех ребят из «основной» группы отмечено увеличение числа слов, которые они запомнили. В контрольной группе изменений не выявлено.

Гипотеза подтвердилась: если использовать принципы мнемотехники, то увеличивается способность запоминать и сохранять информацию.

Цель достигнута!

Этот результат подтверждает эффективность применения при обучении приёмов мнемотехники.

Практическая значимость исследовательской работы по изучению памяти учеников 2 класса

По моему мнению тренировка памяти приведёт к:

1. Повышение успеваемости: Применение результатов исследования в практике обучения может способствовать повышению успеваемости учеников за счет более эффективного усвоения учебного материала.

2. Поддержка родителей: результаты исследовательской работы могут быть полезны для родителей в поддержке детей в процессе обучения, помогая им создавать благоприятные условия для развития памяти.

4. Заключение

Знаете, оказалось, что мы все можем стать настоящими супергероями памяти! Все мои одноклассники, кто участвовал стали лучше запоминать информацию.

Мне очень понравилось, как мы занимались! Я заметила, что теперь намного быстрее учу стихи, и даже таблицу умножения запоминать стало легче. Правда, некоторым ребятам всё ещё трудно запоминать длинные правила. Главное - продолжать тренироваться.

Мне кажется, было бы здорово, если бы в таких занятиях участвовало больше классов. И ещё хотелось бы побольше разных интересных игр для тренировки памяти!

А вообще, я так рада, что теперь знаю, как сделать свою память лучше! Это как суперспособность - чем больше тренируешься, тем сильнее она становится!

Список литературы:

  1. Думчев А.А., «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», М., «Манн, Иванов и Фербер», 2021г.

  2. Зиганов М., Козаренко В., «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», М., Изд. «Школа рационального чтения», 2000г.

  1. Зяблицева М.А. «Моментальные приёмы запоминания. Мнемотехники разведчиков», Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 2005г.

  2. Лурия А.Р., «Маленькая книжка о большой памяти», М., Изд. МГУ, 1967г.

  3. Кавашима Р., «Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга»,Санкт- Петербург, Изд. «Питер», 2019г.

  4. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбников И.К., «Как научиться забывать

ненужное», М., «Эйдос», 1996г.

  1. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К., «Методы развития памяти, образного мышления, воображения», М., «Эйдос», 1996г.

  2. Маттео Фаринелла, Хана Рос, «Нейрокомикс» , М., «Манн, Иванов и Фербер», 2018г.

Приложение1

Приложение 2

Просмотров работы: 1