Введение
С каждым годом, необходимость в знании хотя бы одного языка, отличного от родного, значительно возрастает. Английский является международным языком, и, следовательно, его знание расширяет многие аспекты нашей жизни: от упрощения понимания людей в любой точке мира, до увеличения своих карьерных возможностей и получения престижной работы за границей. Всё зависит от личных целей человека.
Каждый день человек слушает музыку и не задумывается над тем, что песни можно слушать не только ради своего удовольствия, но и с их помощью также можно улучшить свои навыки английского. Если прослушивание музыки – это приятное времяпровождение, а английский язык – очень необходим, но традиционные методы его изучения уже совсем наскучили и сам процесс не приносит удовольствия, то почему бы не попробовать совместить приятное с полезным?
Современная музыка, в частности англоязычные песни, представляет собой богатый ресурс для развития всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, расширения словарного запаса и усвоения грамматических моделей в естественном контексте. Помимо лингвистической ценности, музыка обладает высокой эмоциональной вовлечённостью, что способствует долговременному запоминанию языковых единиц.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что она сочетает в себе интересный и современный подход к изучению английского языка – использование музыки и песен. Этот метод делает обучение более увлекательным, мотивирующим и эффективным, помогает развивать навыки восприятия речи и произношения, а также расширяет словарный запас.
Цель исследования – изучить эффективность повышения мотивации путём использования современных англоязычных песен и развития языковых навыков у учащихся старших классов.
Объект исследования: процесс формирования мотивации старших школьников на уроках английского языка с англоязычных песен.
Предмет исследования: использование современных англоязычных песен как методического инструмента в обучении английскому языку.
Гипотеза: систематическое использование современных англоязычных песен в процессе изучения английского языка способствует повышению мотивации учащихся, улучшению навыков аудирования и произношения, расширению словарного запаса, а также облегчает усвоение грамматических структур, делая процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Чтобы подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу, необходимо решить следующие задачи:
проанализировать влияние музыки и песен на процесс изучения английского языка;
выявить роль англоязычных песен в развитии навыков произношения и аудирования;
определить практическую значимость использования современных песен на английском языке в обучении школьников;
оценить эффективность метода изучения английского языка через песни на основе анализа учебных результатов и вовлечённости учащихся;
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, эксперимент, сравнение и сопоставление полученных в ходе исследования данных, обобщение результата.
Теоретическая значимость исследования состоит в стимулировании решений развивающих задач обучающихся и получении более обширного представления о применении обыденных вещей с пользой.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована учениками как дополнительный метод повышения образовательного уровня английского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое изучение английского языка с помощью современных песен
1.1 Влияние музыки и песен в изучении иностранного языка
Ученые выяснили, что музыка способствует изучению иностранных языков, улучшает память, активизирует мозг и оказывает другие виды положительного воздействия на человека.
Известно, что услышанная нами старая песня может в считанные секунды перенести нас на десятки лет назад – так работает память. Психологи были поражены такой связи между мозгом и музыкой, и провели ряд научных исследований, подтверждающих эту связь. И вот несколько выводов, к которым пришли ученые.
Связь между музыкой и мозгом настолько сильна, что способна помогать изучению иностранных языков. К такому выводу ученые пришли, исследуя изучение венгерского языка – одного из самых трудных языков для усвоения. Оказалось, что люди лучше усваивают венгерские фразы и слова, пропевая их, а не просто произнося. Исследователи полагают, что мелодия является дополнительным ключом к работе памяти.
Команда ученых из США обнаружила связь между чувством ритма и способностями человека к изучению иностранных языков.
Люди, у которых развито чувство ритма, лучше воспринимают на слух незнакомые слова и чужую речь. По мнению специалистов, занятия музыкой могут улучшить способность к восприятию языка. У музыкантов отмечается весьма последовательная слуховая реакция нервных клеток на звуки музыки и речи. По всей вероятности, те же самые компоненты, которые важны для чтения, укрепляются с приобретение музыкального опыта.
«В ходе исследования мы обнаружили, что ритмический музыкальный слух влияет не только на музыкальные способности человека, но и на его лингвистические навыки», – рассказала ведущий автор исследования доктор Нина Краус из лаборатории слуха и неврологии Северо–Западного университета.
В эксперименте американских неврологов приняли участие более 100 подростков. Ученые дали им задание – отбивать услышанный ритм пальцами. Точность восприятия ритма участников измерялась при помощи метронома. Далее для того, чтобы определить биологический базис ритмических способностей, эксперты во время тестов измерили активность мозговых волн участников при помощи электроэнцефалографии. Таким образом, ученые смогли наблюдать за мозговой активностью в ответ на звук. Используя этот метод, исследователи обнаружили, что у добровольцев с музыкальным образованием и тех, кто просто отбивал ритм четко и правильно, активность нервных клеток в слуховом центре в ответ на звуки речи была выше, нежели у тех, у кого чувство ритма было слабее.
Исследования последних лет доказывают, что особое значение для повышения эффективности и усиления мотивации изучения иностранного языка имеет целенаправленное влияние на эмоциональную сферу тех, которых учат, и, в первую очередь, на эмоциональную память.
Немаловажную роль влияния на эмоции тех, которых учат, играют музыкальный и ритмопластический компонент занятий. Будучи одним из наиболее ярких средств эстетического воспитания, музыка оказывает непосредственное влияние на чувство ребенка, формирует его моральный вид, закладывает основы общей культуры будущего человека.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требуют произвольного слухового внимания, наблюдательности как способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие музыкальные явления.
Как и другие виды искусства, музыка, в частности песня, имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, которые обогащают детей новыми представлениями.
1.2. Метод изучения английского языка с помощью песен
Исходя из личного опыта и дополнительных источников, мы составили список действий для наиболее эффективной проработки песен. Для их осуществления понадобятся приспособления, которые у каждого есть под рукой: тетрадь, ручка, любой музыкальный проигрыватель (будь то смартфон или граммофон), англо-русский словарь, текст песни и немного свободного времени.
1. Подбор правильной песни.
Для начала нужно выбрать песни, на которых вы будете учиться. Но важно избегать подводных камней. Чтобы упростить процесс поиска, можно воспользоваться такими серверами как Spotify или YouTube.
Выбирайте музыку, которая вам нравится. Нет смысла изучать английский с помощью песен, которые вам не по душе. Так можно легко заскучать.
Найдите музыку, в которой используется правильный тип языка. Текст песни должен быть не слишком легким и не слишком тяжелым, то есть максимально приближенным к повседневной речи.
Для начала выбирайте песни, которые рассказывают какую-то историю, так легче понимать и представлять сюжет. Начинающим с нуля лучше использовать детские песенки или песни из диснеевских мультфильмов.
Начните с поп-музыки. Популярная музыка обычно поет о любви и романтике, и это хорошо, потому что многие слова в них повторяются. Так же найти текста с художественным переводом такой музыки обычно не составляет труда. Позже можете попробовать другие жанры, чтобы расширить свой словарный диапазон.
2. Распознавание музыки на слух.
Когда вы выбрали нужную песню, можно приступать к процессу. Первым этапом будет распознавание песни на слух. Вы прослушиваете песню и пытаетесь понять не смысл песни, а перевод самих слов. Сделав это 1-2 раза, вы вероятнее всего поймёте, что большинство слов вам неизвестны. Не отчаивайтесь, если это так. При первом прослушивании старайтесь уловить слова, интонацию и смысл не подсматривая текст. Также запишите в тетрадь фразы или предложения, которые удалось услышать.
3. Анализ песни.
На данном этапе вам может понадобиться онлайн переводчик или словарь. В процессе прослушивания, вы выписываете новые слова и слушаете их произношение и интонацию уже без использования песни. Часто в композиции исполнитель их изменяет, поэтому будет правильнее с помощью тех же переводчиков и словарей узнать, как звучит данная фраза или слово в оригинале. Такое искажение в песнях позволяет услышать ту или иную фразу с разных сторон и еще больше углубиться в английскую речь.
4. Пение.
Не переживайте, если вы не самый лучший в мире певец. Просто получайте удовольствие и напевайте любимую песню вместе с исполнителем. Включите трек и читайте заранее заготовленный текст песни. Но помните, что вы должны знать произношение слов и их перевод. Спустя некоторое время вы обнаружите, что знаете песню наизусть и вам больше не нужно смотреть в текст. Таким образом, слова и грамматические конструкции автоматически отложились в вашей памяти.
5. Повторение.
Не обязательно полностью заканчивать изучение одной песни, прежде чем переходить к другой. Немного познакомившись с одной песней, вы можете перейти к следующей. А позже, через какое-то время, можете снова вернуться к первой песне. Это называется «интервальным повторением». Было доказано, что это более полезно, чем пытаться выучить все полностью за один раз. Такой подход очень эффективен в долгосрочной перспективе.
6. Расширение репертуара.
Ваша задача добавлять в программу песни, которые содержат как можно больше новых слов. Такие песни помогут значительно продвинуться в изучении английского, что также будет мотивировать вас на дальнейшее обучение.
Подбор актуальных и любимых песен повышает мотивацию учеников, делая занятия интереснее. Выбирайте популярные треки, близкие по темам и уровню сложности, учитывая интересы и возраст студентов. Регулярно обновляйте музыкальный репертуар, чтобы поддерживать интерес. Такой подход укрепляет эмоциональную связь с материалом, увеличивает вовлеченность и способствует эффективному изучению языка через удовольствие.
Обратите внимание на содержание текста и темы песен. Лучше выбирать композиции с содержательными и близкими ученикам темами – дружбой, любовью, мечтами, путешествиями, личностным ростом. Такие темы делают материал более интересным и значимым, вызывают эмоциональный отклик и помогают установить связь с личной жизнью студентов. Правильный выбор текстов способствует расширению словарного запаса, развитию навыков понимания и мотивации, а также делает обучение более насыщенным и современным.
Обновляйте подборку музыки регулярно, добавляя новые популярные треки, чтобы поддерживать интерес и актуальность занятий. Следите за новинками в индустрии, обсуждайте свежие релизы с учениками – это помогает сохранить современность уроков и стимулирует их интерес к языку и культуре. Таким образом, обучение остается свежим, актуальным и более мотивирующим.
Ля развития произношения важно сочетать несколько методов, позволяющих работать над точностью и выразительностью речи.
Копирование вокальной манеры – это один из эффективных способов улучшить произношение и интонацию. Этот метод заключается в том, чтобы активно слушать исполнителя и стараться максимально точно подражать его интонациям, акцентам, ритму и дыханию. Например, прослушивая песню, обращать внимание на особенности артикуляции, паузы, ударения и музыкальные нюансы, которые делают манеру певца узнаваемой. Повторяя эти особенности, улучшается не только произношение, но и умение передавать эмоциональность и естественность речи, особенно если речь идет о разговорной речи.
Пение вместе – это ещё один мощный инструмент развития произношения. Повторяя слова или фразы под музыку, вы автоматически тренируете органы речи, улучшаете мелодику и ритмичность произношения. Такой подход помогает привыкнуть к правильному ударению, интонационным моделям и звуковой последовательности. Например, выбрать популярную песню и активно петь вместе с исполнителем, стараясь четко произносить каждое слово и сохранять музыкальную линию. Это способствует мягкому закреплению правильных звуковых навыков и развитию чувствительности к музыкальному аспекту речи.
Запись своего голоса – важный этап самостоятельной работы. Запишите, как вы произносите слова, фразы или целые предложения, а затем сравните свою речь с оригиналом. Обратите внимание на разницу в произношении, интонации, темпе и ударениях. Анализируя записи, вы сможете выявить ошибки и понять, какие звуки или звуковые сочетания требуют дополнительной работы. Регулярное использование этого метода помогает повысить осознанность в произношении и тренировать исправление ошибок самостоятельно.
Работа над трудными звуками и фразами – важный аспект, особенно если есть конкретные сложности с произношением определенных звуков или сочетаний. Для этого используют специальные фонетические упражнения: повторяйте трудные звуки отдельно, артикулируя их чётко и медленно, постепенно увеличивая темп. Можно использовать скороговорки, считывать фразы с трудных звуков, а также выполнять артикуляционную гимнастику, которая помогает развить подвижность органов речи. Такой целенаправленный подход способствует тренировке мышц и повышает четкость произношения в целом.
1.3. Музыка в практике изучения английского: реальные преимущества и мифы
Что же делает песни таким полезным средством для изучения английского языка?
Повседневный язык и разговорная речь. Песни и музыка почти всегда содержат много полезных слов, фраз и выражений. А поскольку их целевая аудитория – носители языка, они включают в себя современный язык и разговорные обороты. Язык песен – простой и вполне пригодный для использования, если выбрать правильную музыку.
Звучание английского языка. Прослушивание песен позволит вам сосредоточиться на своем произношении и понимании ритма, тона и такта английского языка.
Пусть английский застрянет у вас в голове. В песнях повторяются многие слова и звуковые образы, поэтому они легко врезаются в память. Скорее всего, вы знаете это по себе. У музыки есть удивительная способность застревать в наших головах. Часто мелодии и слова проникают в наши мысли, и мы прокручиваем их в голове снова и снова. Все это поможет вам изучать английский язык с помощью песен, потому что так слова и фразы запоминаются легко. На самом деле через какое-то время вы почти не сможете их забыть.
Песни вызывают эмоции. Наши отношения с музыкой являются глубокими, крепкими и чрезвычайно полезными. Это ключ, который освобождает эмоции, меняет настроение и улучшает физическое и моральное состояние. То, что вызывает эмоции, несомненно, легче запоминается.
Музыка – легкая привычка. Одна из причин, почему люди считают изучение языка сложным, – отсутствие времени, которое можно посвятить занятиям. Но изучая английский с помощью песен, вам не нужно выделять слишком много времени: музыку можно взять с собой куда угодно. Вы можете слушать английские песни в машине, на кухне и в душе. А выбрав музыку на свой вкус, вы можете слушать один и тот же материал снова и снова, и вам не надоест.
Музыка учит вас английской культуре. Музыка дает вам представление об англоязычной культуре и о том, как думают и чувствуют люди, говорящие по-английски. Кроме того, популярные песни и певцы будут еще одной темой для разговора с вашими англоговорящими друзьями.
Несмотря на очевидные преимущества использования песен в изучении английского языка, вокруг этого метода возникло немало упрощённых представлений, которые могут ввести в заблуждение. Рассмотрим наиболее распространённые мифы и разберём, почему реальный прогресс требует не только удовольствия от музыки, но и осознанной работы.
1. Учить английский по песням очень просто, и я даже не должен ничего делать. Я могу просто слушать музыку так часто, как это возможно, и мой английский станет намного лучше.
Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и приложения усилий с нашей стороны. Слушать английские песни несложно, это правда, но изучать английский язык по песням – это то же самое, что и работать с учебником, аудио подкастом, фильмом на английском и т.д. Если человек действительно хочет извлечь пользу от прослушивания музыки на английском, то ему необходимо выделять время и подходить к процессу ответственно и правильно. Конечно, красивая мелодия является весьма яркой и впечатляющей для сознания человека, поэтому, если мелодия нам понравилась, мы невольно начинаем вслушиваться в слова, стремимся понять смысл песни, и через несколько прослушиваний мы без труда воспроизводим текст песни. Надо отметить, что феномен этот касается только песен на родном нам языке. Если же, изучая английский язык, скачать несколько приятных, но совершенно незнакомых и непонятных песен и день за днем напевать их, то эффекта не будет. Метод изучения английского при помощи песен будет эффективен лишь тогда, когда мы знаем, о чем в них поется. Вторым немаловажным моментом, является то, что человеческое ухо настроено различать лишь знакомые звуки. Все остальное сливается в неопределенный привычный фон, сопровождающий нас в жизни.
Поэтому изучать иностранный язык посредством песен, помимо прослушивания аудиозаписей желательно иметь перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно никогда не принесет.
2. Любые песни развивают мой английский.
Песни для изучения английского лучше выбирать от британских или других исполнителей, для которых этот язык является родным. Носитель английского с большой вероятностью будет иметь правильный акцент и произношение, что не всегда можно сказать о музыкантах из других стран. Если же ваш уровень уже настолько высок, что позволяет почувствовать отклонения от произносительной нормы британского или американского английского, прослушивание музыки может стать для вас источником интересных наблюдений за особенностями произношения конкретного человека. Важно знать и то, что далеко не всякая песня подойдет для правильного изучения английского языка. В текстах многих современных англоязычных песен, особенно исполняемых в стиле рэп, в огромном количестве присутствуют сленговые слова и обороты. Иногда в текстах песен встречаются серьёзные отклонения от правил грамматики.
Глава 2. Применение английских песен как средства обучения на уроках английского языка
2.1. Выявление исходного уровня мотивации к изучению английского языка
Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что систематическое использование современных англоязычных песен в процессе изучения английского языка способствует улучшению навыков аудирования и произношения, расширению словарного запаса, мы провели эксперимент и анкетирование, направленные на выявление эффективности и актуальности данного метода изучения английского языка.
Опытно-практическая работа проводилась на базе 9-10 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа» с 19 января по 5 декабря 2025 года.
В анкетировании принимали участие 33 ученика 9-11-ых классов, в возрасте от 14 до 17 лет. Анкета состояла из шести вопросов.
Согласно данным анкетирования, 85 % респондентов считают, что знание английского языка необходимо современному человеку. При этом 88 % опрошенных регулярно слушают песни на английском языке. Из них 40 % отмечают, что такая музыка приносит им душевное удовлетворение, 32 % просто нравится звучание английской речи в песнях, а 28 % ценят возможность узнавать новые слова. Что касается понимания текстов, 85 % респондентов хотя бы иногда улавливают смысл англоязычных песен, 18 % затрудняются понять содержание, и лишь 6 % уверенно понимают, о чём поётся. Кроме того, 90 % участников выразили интерес к смыслу песен и отметили, что, по их мнению, музыка действительно способствует изучению английского языка (Приложение 1).
На основе полученных данных мы решили более объективно оценить исходный уровень владения английским языком среди участников. Для этого им было предложено выполнить два диагностических задания: первое –вставить пропущенные слова в текст, второе – перевести слова с английского языка на русский (Приложение 2).
По итогам входного тестирования выяснилось, что уровень знаний учащихся находится чуть ниже среднего. Это показывает, что у многих учеников еще есть пробелы в понимании английской речи и в навыках перевода.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод изучения английского языка посредством прослушивания песен мог бы заинтересовать учеников МОУ «Рождественская СОШ» и стать хорошей помощью в их обучении английскому языку.
2.2. Развитие мотивации к изучению иностранного языка путём использования песен
В эксперименте принимало участие 33 человека в возрасте от 14 до 17 лет. Эксперимент проводился с опорой на выделенные мною ранее действия для наиболее эффективной проработки англоязычных песен. Порядок проведения моего эксперимента представлен ниже.
1. Основываясь на мировых чартах, мы подобрали наиболее подходящие песни, которые наверняка будут интересны ученикам, принимающим участие в эксперименте. Получилсяследующийрядкомпозиций:
1) «I Want to Break Free» – Queen
2) «Something in the Way» - Nirwana
3) Watermelon sugar – Harry Styles (поп)
4) Star Shopping – Lil Peep (хип-хоп/рэп)
5) In the end – Linkin Park (рок)
6) Jackaroe – Folk Song (народная музыка)
Выбор музыкальных произведений для обучения английскому языку основывается на трёх критериях: чёткое и умеренное исполнение, простота и повторяемость фраз, а также культурная и эмоциональная значимость. Такой подход способствует развитию аудирования, расширению словарного запаса, улучшению произношения и повышению мотивации.
Все подобранные песни отличаю тся простым, повторяющимся текстом (напр., «I want to break free»), умеренным темпом и чёткой дикцией. Это облегчает восприятие, запоминание лексики и отработку произношения.
Тематика позволяет обсудить культурные и эмоциональные аспекты англоязычного менталитета. Структура композиций (чёткое чередование куплетов и припева) удобна для учебного разбора.
Все композиции сочетают лингвистическую доступность, культурную ценность и педагогическую эффективность, что делает их подходящими материалами для формирования языковых и культурных компетенций у учащихся.
2. Далее, я составила задания по этим песням. На листе с заданиями я разместила по одному случайному отрывку из этих песен с пропущенными словами. Я включала данные отрывки, а участники эксперимента должны были с одного прослушивания вставить пропущенные слова, не имея перед собой перевода, а только лишь воспринимая информацию на слух.
3. После первого такого теста, я предоставила ученикам нужные композиции и тексты к ним. Ежедневно, в течение двух недель, им было необходимо изучать данные песни, согласно озвученному мною алгоритму:
1) Прослушиваем песню, параллельно следя за текстом песни. В процессе можно подпевать, имитируя звуки и интонацию певца, для отработки произношения.
2) Стараемся определить, о чем поется в песне, не читая перевода.
3) Слушаем повторно, обращая внимание одновременно и на текст, и на перевод песни.
4) Разбираем и выписываем незнакомые слова, фразы, предложения с использованием словаря и учим их.
5) Слушаем в третий раз для закрепления изученного.
4. Следующий этап эксперимента представлял собой повторное выполнение составленных мною заданий. Это было необходимо для проверки знаний, полученных участниками в ходе самостоятельного изучения песен.
5. Финальным шагом стал небольшой опрос, посвященный теме моего эксперимента. Опрос состоит из 5 вопросов.
Результаты эксперимента представлены в приложении (Приложение 3). Столбец слева показывает среднее количество баллов полученных группой учеников в результате тестирования. Колонки синего цвета отражают итоги, получившиеся до того, как я провела эксперимент. Итоговый результат второго тестирования, проведенного по окончании эксперимента, показывает красная колонка. Под каждой парой столбиков на диаграмме расположено наименование песен, их исполнители и жанры.
Из диаграммы видно, что количество баллов по всем песням после их проработки увеличилось. Таким образом, можно сделать вывод, что данный метод изучения английского языка является эффективным.
Далее был проведен устный опрос (приложение 4). На первый вопрос «Был ли данный эксперимент интересным?», 100% участников выбрали ответ «Да». Вывод: участники эксперимента заинтересованы в изучении английского с помощью этого метода.
Для многих участников эксперимента (44%) самой легкой в проработке стала песня «Watermelon sugar» в жанре поп. Песня группы Linkin Park и народная песня были выбраны одинаковым количеством опрашиваемых (16,5%). Песня исполнителя Lil Peep стала самой легкой для 22% участников.
По мнению респондентов наиболее сложными оказались песни «Star Shopping» (33%) и «Jack-A-Roe» (33%). На втором месте по сложности (22%) расположилась песня группы Linkin Park. Композицию «Watermelon sugar» выбрали 12% участников.
Вывод: наиболее подходящей музыкой для изучения английского языка является музыка в жанре «поп».
85% респондентов считают, что данный эксперимент был полезным, в то время как 15-ти% участников эксперимент не принес пользы.
Почти половина (47%) учеников, извлёкших из эксперимента пользу, в процессе узнали много новых английских слов. 17% стали лучше воспринимать английские слова на слух. 13% участников узнали или проверили текущий уровень своего английского, с помощью этого эксперимента. 10% стали понимать, о чём поётся в данных песнях. Так же были и другие ответы, такие как: «Я узнала, сколько времени понадобится для нормального понимания английской речи из песен», «Я поняла, что нужно придавать значение не только звучанию иностранных песен, но и их переводу и смыслу», «Я разобрался в зарубежной музыке», «Данный эксперимент поспособствовал лучшему пониманию мною английских слов, их сочетания и произношения».
Вывод: метод изучения английского языка посредством прослушивания песен многогранен и полезен.
Подводя итоги выходного опроса, можно сказать, что результаты учеников значительно улучшились по сравнению с начальным уровнем. Это стало возможным благодаря тому, что учителя начали активно использовать музыку в учебных целях.
В дальнейшем рекомендуется продолжать использовать музыку как один из основных способов обучения английскому языку, расширять набор песен и упражнений на их основе, а также вводить регулярные занятия по переводам и обсуждению текстов. Такой подход поможет не только улучшить уровень владения языком, но и сделать процесс обучения более увлекательным, динамичным и эффективным. Важно также продолжать поддерживать мотивацию учеников, делая упор на интересные и современные материалы, соответствующие их возрасту и интересам.
Заключение
Данный индивидуальный итоговый проект был посвящён исследованию эффективности использования современных англоязычных песен как средства повышения мотивации и развития языковых навыков у учащихся старших классов. В ходе работы были достигнуты поставленные цели и решены все задачи исследования.
Анализ теоретических источников подтвердил, что музыка оказывает значительное влияние на процессы запоминания, восприятия речи и эмоционального вовлечения в учебный процесс. Песни, благодаря своей ритмичности, повторяемости и эмоциональной насыщенности, создают благоприятные условия для естественного усвоения лексики, грамматики и фонетики английского языка. В то же время было показано, что эффективность этого метода зависит от осознанного подхода: пассивное прослушивание без анализа текста и перевода не приводит к значимым результатам.
Эмпирическая часть исследования, включающая анкетирование, входное тестирование и двухнедельный обучающий эксперимент с использованием шести разнообразных композиций, позволила получить убедительные данные. Было установлено, что подавляющее большинство учащихся регулярно слушают англоязычную музыку и считают её полезной для изучения языка. После целенаправленной работы с текстами песен – прослушивания, анализа, перевода и проговаривания – уровень их понимания на слух значительно повысился: по всем композициям зафиксирован рост количества правильно выполненных заданий. Особенно высокую эффективность продемонстрировали песни в жанре поп с чёткой дикцией, простой лексикой и повторяющимися структурами.
Кроме того, устный опрос показал высокий уровень удовлетворённости участников: 100% сочли эксперимент интересным, а 85% – полезным. Учащиеся отметили расширение словарного запаса, улучшение аудирования, а также рост интереса к содержанию и культурному контексту англоязычной музыки.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: систематическое и осознанное использование современных англоязычных песен действительно способствует повышению мотивации, улучшению навыков аудирования и произношения, расширению словарного запаса и более глубокому пониманию языка в аутентичном культурном контексте.
Практическая значимость проекта заключается в возможности внедрения предложенного метода в повседневную учебную практику. Рекомендуется регулярно включать в уроки англоязычные песни, подобранные с учётом уровня подготовки, интересов и возрастных особенностей учащихся, а также сочетать прослушивание с лингвистическим и культурным анализом.
Такой подход не только делает обучение более живым и современным, но и формирует у школьников устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению английского языка — одного из ключевых навыков XXI века.
Список литературы
Абдуллина, О. Я. Использование аутентичных песен на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / О. Я. Абдуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – № 6. – С. 12-17.
Белова, Е. А. Музыкальные материалы как ресурс формирования мотивации к изучению иностранного языка / Е. А. Белова // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 4. – С. 45-49.
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Академия, 2020. - 336 с.
Кларк, Л. Использование песен в обучении английскому языку: методические рекомендации / Л. Кларк // English Teaching Forum. –2018. – Vol. 56, № 2. – P. 28–35.
Кульков, А. В. Мотивация и игровая деятельность на уроках английского языка / А. В. Кульков. – М.: Флинта, 2021. – 192 с.
Лукьянова, М. И. Аутентичные аудиоматериалы в обучении английскому языку: возможности и ограничения / М. И. Лукьянова // Язык и культура. – 2021. – № 3. – С. 78–85.
Методика обучения иностранным языкам: основы и современные подходы / под ред. Е. И. Пассова. – М.: Просвещение, 2019. – 288 с.
Murphey, T. Music and Song in Language Learning / T. Murphey. – Oxford: Oxford University Press, 2017. – 144 p.
Черкасова, Т. А. Развитие фонетических навыков учащихся через использование английских песен / Т. А. Черкасова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 156.
Шевелёва, Л. В. Песни как средство обучения английскому языку в средней школе / Л. В. Шевелёва // Педагогическое образование в России. –2018. – № 10. – С. 62-67.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета
|
№ |
Вопрос |
Анализ ответов (кол-во человек выбравших тот или иной вариант ответа) |
|
1 |
Как вы считаете, нужно ли современному человеку знать английский язык? |
А) Да – 28 Б) Нет – 2 В) Не знаю – 3 |
|
2 |
Слушаете ли вы в свободное время музыку на английском языке? |
А) Да – 20 Б) Нет – 4 В) Иногда – 9 |
|
3 |
Что вам дает песня на английском языке? |
А) Узнаю новые слова – 17 Б) Душевное удовлетворение – 25 В) Все слушают, поэтому и я слушаю – 0 Г) Просто нравится звучание – 20 Д) Ничего полезного – 1 |
|
4 |
Понимаете ли вы текст англоязычной песни, когда слушаете? |
А) Да – 2 Б) Нет – 6 В) Иногда – 25 |
|
5 |
Интересовались ли вы когда-нибудь содержанием англоязычной песни? |
А) Да – 30 Б) Нет – 3 |
|
6 |
Как вы думаете, помогает ли такая музыка в изучении английского? |
А) Да – 30 Б) Нет – 3 |
Р езультаты анкетирования. Вопрос 1.
Р
езультаты анкетирования. Вопрос 2.
Р
езультаты анкетирования. Вопрос 3
Р
езультаты анкетирования. Вопрос 4
Р
езультаты анкетирования. Вопрос 5
Результаты анкетирования. Вопрос 6
Приложение 2
Оценка уровня знаний обучающихся старших классов английского языка
Входной тест
1. Прочитайте и переведите текст, вставьте вместо пропусков нужные слова
Current trends in English music.
English music is currently very diverse. Indie rock and alternative styles are prominent, favored by young ______. Electronic music, such as EDM and trap, is also _______, with many artists using new technologies to create fresh sounds. Pop music has also remained popular, often blending with various styles._______, many musicians have collaborated with _______ from other countries, making English music even more global and trendy.
Recently , people, artists, popular.
2. Переведислованарусскийязык.
Make - ______
Want - ______
Human - _____
Teenager - ______
Countries - ________
Trandy - ______
To break free-______
Trapped -_______
Feel -______
Приложение 3
Результаты эксперимента.