Пётр I - Пётр Великий

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пётр I - Пётр Великий

Молочный Д.О. 1
1МОБУ Благовещенская СОШ
Перфилова И.А. 1
1МОБУ Благовещенская СОШ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

То академик, то герой,

 

То мореплаватель, то плотник,

 

Он всеобъемлющей душой

 

На троне вечный был работник.

   
 

(Пушкин А.С. «Стансы»)

   
   
   

К созданию данной работы меня натолкнул документально-игровой исторический фильм «Романовы» на телеканале «Первый канал». Среди всех правителей знаменитой династии, личность Петра I, произвела на меня особое впечатление. Я решил глубже узнать: за что Петра Алексеевича Романова называют «Великим»?

В истории России период, именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот период отечественной истории свершились преобразования, которые затронули все сферы и оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Именно в XVII столетии начался новый период русской истории, это было время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Пётр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.

Актуальность темы заключается в том, что деятельность Петра I не перестает удивлять нас и сегодня. Это император, который за свои 43 года правления превратил Россию в совершенно новое, развитое и сильное государство.

Проблема: благодаря реформам Петра I Россия вырвалась далеко вперед в своем экономическом и социальном развитии, догнала и в чем-то превзошла Европу, но не все его потомки знают, что именно сделал Пётр I и за что его называют «Великим».

Определить цель проекта – значит выяснить, зачем я его создаю. Какой будет продукт моей работы?

Цель: составление информационного буклета в картинках о основных реформах Петра I для обучающихся 8 класса, который они смогут использовать в качестве дополнительного материала при изучении Петровской эпохи.

Задачи:

- изучить литературу о деятельности Петра Великого;

- провести социологический опрос среди обучающихся 8-11 классов Благовещенской школы на тему: «Считаете ли вы Петра I, Великим императором? И за что?»

- составить информационный буклет в картинках о реформах Петра I.

Гипотеза: За свою реформаторскую деятельность Петра I можно назвать «Великим»

Методы исследования: изучение научных публикаций, литературы по данной теме, статей, социологический опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Объект исследования: деятельность Петра I.

Предмет исследования: реформы Петра I .

Участники исследования: обучающиеся 8-11 классов Благовещенской школы.

Продуктом работы будет информационный буклет для обучающихся 8 класса, содержащий в себе реформы Петра I в картинках.

Глава I. Теоретическая часть исследования

Прежде чем начать свое исследование по деятельности Петра I, я сделал обзор литературы и выявил, что интерес к деятельности Петра I был вызван не только у меня, но и у знаменитых историков и писателей.

Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках «революционной» концепции был С. М. Соловьев, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра. Он интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую.

Среди ученых, отстаивающих «эволюционную» концепцию, особенно выделяются В. О. Ключевский и С. Ф. Платонов, историки, глубоко исследовавшие допетровский период и в своих курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводившие мысль о наличии преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием.

Вторая из наиболее отчетливых поставленных проблем в общей дискуссии о реформах Петра содержит в себе вопрос: в какой мере для реформаторской деятельности были характерны планомерность и систематичность?

У С.М. Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок. Однако есть историки, придерживающиеся абсолютно противоположных взглядов. Так для П. Н. Милюкова реформы выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок. Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, поразительное отсутствие перспективной оценки ситуации, систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась взаимная противоречивость многих реформ. [1].

Увлекательными произведениями, посвященными разным сферам деятельности Петра I, являются «Пётр Первый» Алексея Толстого. Задумывался роман как подробнейшее описание всего жизненного пути Великого Петра, но, к сожалению, автор закончить свой труд не успел. Классический исторический роман охватывает лишь первую половину царствования, зато, пожалуй, самые бурные и переломные моменты истории России конца XVII – начала XVIII века.

«Россия Молодая» Юрия Германа, произведение описывает великие преобразования и начинания реформатора: строительство российского флота, подготовку к русско-шведской войне, заложение и строительство крепости, а затем и будущей столицы - Санкт -Петербурга. Но самое ценное в романе – это описание характеров и быта простого русского народа.

"Вечера с Петром Великим" Даниила Гранина, книга про Петра 1 от начала и до конца, при том в большей степени именно про человека Петра, а не про царя, императора, реформатора и др. [2].

О Петре Великом писали и современники его: Архиепископ Феофан Прокопович: «Много ли таковых государей в историях обрящем? … Бог дивный, в судьбах своих благоволил в Петре явить силу и славу российскую… Дивная в дивных и чудная в чудных показал, так что довольно и удивляться не можем. Ибо если одними только воинскими или политическими делами так облагодетельствовал бы Россию, и то было бы дивно. Было бы дивно, если одно один, а другое другой государь бы соделал… Но у нас и то и другое, и ещё в бесчисленных различных обстоятельствах совершил Пётр… Всю Россия, каковая уже есть, он создал».

Михаил Ломоносов, первый академик из россиян: «С кем сравню сего великого государя? Я вижу в древности и в новых временах многих владетелей, великим названных. И правда, пред другими велики, однако ж пред Петром малы… Ежели человека, Богу подобного, найти надобно, кроме Петра Великого, оного не обрести». Иван Неплюев, адмирал: «В России, на что ни взгляни, всё его [Петра] началом своим имеет».

Пётр Крёкшин, историограф царствования Петра: «Отче наш, Пётр Великий! Ты нас из небытия в бытие произвёл».

Василий Татищев, русский историк: «Всем, что у нас есть, а паче всего разумом, мы обязаны Петру» [3].

  1. Детство и юность Петра I

Пётр I родился 9 июня 1672 г., он был четырнадцатым ребенком в большой семье царя Алексея Михайловича. Ему было три с половиной года, когда умер его отец и на престол вступил его сводный старший брат Федор, сын первой жены царя Алексея, М.И. Милославской.

Еще при жизни Алексея Михайловича возникла сильная неприязнь между родственниками новой жены царя Нарышкиными и родственниками его первой жены - Милославскими. Причем боярство разделилось: одни поддерживали Нарышкиных, другие - Милославских.

После смерти болезненного и бездетного Федора Алексеевича (1682) встал вопрос: кому быть новым царем - старшему, 15-летнему, но слабоумному и больному Ивану (второму сыну царя Алексея от брака с Милославской) или малолетнему, но здоровому и смышленому Петру. Большинство бояр и патриарх Иоаким поддержали кандидатуру Петра. Милославские, родственники царевича Ивана, как будто бездействовали, но с избранием на царство Петра не смирились. Особенно активна была царевна Софья (старшая сводная сестра Петра). Умная, энергичная и честолюбивая Софья и ее окружение стали подстрекать стрельцов против Нарышкиных, стремились устранить приверженцев Петра и возвести на престол инфантильного Ивана.

Через две недели после воцарения Петра Милославские стали распространять слух, что Нарышкины якобы удушили Ивана. Стрельцов призвали идти в Кремль, вручив им ложный список убийц. Взбунтовавшиеся стрельцы ворвались в Кремль и после того, как им показали живых и невредимых Ивана и Петра, подстрекаемые сторонниками Милославских, устроили кровавую расправу на глазах десятилетнего Петра и его матери.

В течение трех дней Москва была фактически во власти стрельцов. Они убили почти всех сторонников Нарышкиных. Таким образом, у Милославских не осталось политических соперников, и власть захватила Софья.

Петр и его мать Наталья Кирилловна были удалены от двора и жили в подмосковных селах Преображенском и Коломенском. Такова политическая и придворная обстановка, в которой провел первые десять лет жизни Петр. Его юность приходится уже на так называемое правление царевны Софьи.

В Преображенском Петра преследовали воспоминания о кошмаре стрелецкого бунта, в его сердце закрадывался страх за будущее: ведь не было силы, способной защитить его и мать в случае повторения подобного. Оставалось одно - самому создать такую силу. И он занялся этим. В Преображенском имелся большой придворный штат, положенный государю. Кроме того, в окружении Петра находились его сверстники - дети бояр и царедворцев. Вот из этих-то людей он и организовал так называемую Потешную команду, которую под видом детской игры превратил со временем в передовую воинскую часть. Она именовалась еще Потешной Преображенской, а когда количество «потешных» значительно увеличилось, в соседнем селе Семеновском была сформирована еще одна команда - Потешная Семеновская. Обучением будущих солдат по западноевропейскому образцу занимались иностранные офицеры.

В дальнейшем по требованию стрельцов царями были избраны оба брата — Иван и Петр, но регентство досталось Софье. Реальная власть оставалась в ее руках и в руках ее фаворита Василия Голицына. Партия Петра была отстранена от управления.

Петр достиг совершеннолетия, а следовательно, пришел конец регентству Софьи. Она с тревогой ждала, когда брат, отличавшийся неуемной энергией, очевидными талантами и силой воли, предъявит свои претензии на престол. Царевна решила нанести превентивный удар. Но на сей раз она не получила широкой поддержки.

В ночь на 8 августа 1689 г. царь был разбужен в Преображенском стрельцами, принесшими весть об опасности со стороны Кремля. Петр бежал в Троице-Сергиевский монастырь; его приверженцы распорядились созвать дворянское ополчение. За Петром последовали его уже не такие и потешные два полка, верный ему стрелецкий полк, к Троице потянулись патриарх, бояре, дворянские полки. Софья поняла, что проиграла. Вместе с верными стрельцами она отправилась и сама к Троице-Сергиевскому монастырю с повинной, надеясь на достижение компромисса. Но об этом не могло быть и речи. Софью схватили и заточили в Новодевичий монастырь.

Петр не сразу перешел к реальному управлению государством. Продолжались «потешные бои», царь все больше времени уделял реализации своих «морских» планов. Появились новые соратники — например Лефорт. Правила же мать Петра Наталья Кирилловна, и время ее правления современники оценивали как отход от реформаторских устремлений Софьи и Василия Голицына. Однако в середине 90-х годов XVII в. Петр уже взял все нити управления в свои руки. Правление Петра I датируется c 1689 по 1725 гг. Эпоха перемен была не за горами. [4]

  1. Реформаторская деятельность Петра Великого

Реформы Петра I, это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

Реформы Петра Великого

Область реформирования

Содержание реформы и дата введения

Государственно - административная

Государственное управление Формирование Сената – высшего госоргана (1711); Создание 13 Коллегий – центральных органов власти (1717-1721); Введение должности фискала для контроля над госслужащими (1711).

Местное управление Разделение государства на 8 губерний (1708-1711); Подразделение губерний на провинции, а их на дискриты (1719-1720); Создание Главного магистрата в Петербурге для контроля над городскими магистратами (1720).

Судебная

Права верховного суда перешли к Сенату и Юстиц-коллегии; Судебный процесс стал не совещательным, а следственным (1697); Принятие законодательных актов, определяющих понятие и проведение судебного процесса (1716).

Военная

Ликвидация войск старого образца (1698); Первый набор рекрутов (1699); Постоянная рекрутская повинность (с 1705); Разработан Воинский устав (1716) и Морской устав (1720); Создана Адмиралтейская (1717) и Военная коллегия (1718); Открытие военных школ (1698-1721); Создание военных производств – верфи, заводы (1701-1721); Утверждение Табеля о рангах (1722).

Церковная

Отмена выборов нового Патриарха (1700); Выход указов о монашеском быте и управлении церковными владениями (1701); Утвержден Духовный регламент и создан Святейший Синод для управления церковной жизнью (1721); Происходило частичное изъятие церковного имущества в пользу государства.

Экономическая

Снижен вес монет (1694); Чеканка новых монет (1700-1704) с использованием винтового пресса.

Налоговая

Введены новые сборы; Проведена перепись дворов, платящих налоги (1710); Проведение поголовной переписи (1718-1724); Главным налогом стала подушная подать вместо подворной (1724).

Промышленность и торговля

Указ о работе в России иностранных специалистов (1702); Указ о приписывании крестьян к мануфактурам (1703); Утверждение Берг-привилегии о добыче ресурсов (1719); Разрешение на покупку мануфактурами крепостных (1721); Введение таможенного тарифа на ввоз иностранной продукции (1724).

Социальные

Указ о единонаследии для дворян (1714); Табель о рангах распределял также гражданские звания (1722); Создание новой категории государственных крестьян; Ограничение вмешательства помещиков в личную жизнь крепостных (1724).

Культура

Разрешение на курение и продажу табака (1697); Ограничение в ношении бород (1698); Введение нового календаря, летоисчисления, норм в одежде (1700); Создание музея редкостей (1714).

Наука и образование

Указ о начальном образовании для дворян (1706); Открытие первой гимназии (1705); Создание цифирных школ при монастырях (1714); Создание гарнизонных школ для солдатских детей (1721); Создана Академия наук (1724).

Медицина

Открытие новых аптек (1701); Создан Московский госпиталь (1706); Выделено место для выращивания лекарственных трав (1714). [5]

Кроме этого после победы в Великой Северной войне со шведами (1700-1721 гг.), Пётр I провозгласил Россию Империей (1721 г.). А еще в 1703 году начал строительство Санкт-Петербурга - будущей столицы Российской империи.

  1. Значение Петровских реформ для Российской империи

Личность первого императора России, его преобразования и их итоги являются исключительным примером для всех поколений. В истории каждого государства есть переломные моменты, после которых страна встаёт на качественно новую ступень развития. В России было три таких периода: реформы Петра Великого, Великая Октябрьская социалистическая революция и распад Советского Союза. Петровские преобразования, проводимые три века назад, оказали огромное влияние на имперскую эпоху, продолжавшуюся в течение почти двух столетий; в отличие от большинства царей Пётр не был забыт и в советское время. Петр Великий в последние двадцать пять лет реформы первой четверти восемнадцатого века тоже имеют актуальное значение, потому что сегодня также как и в то время необходимы реформы, способные поставить нашу страну в один ряд с западными государствами.

В результате реформ Петра было создано новое сильное государство, способное конкурировать с передовыми державами Европы. Если бы не было Петра, то не имеющая выхода к стратегически важным морям, не умеющая торговать при новых условиях, необразованная Московия стала бы провинцией Швеции или Турции. Чтобы победить, мы должны были учиться у европейцев. Все цивилизации перенимали опыт других, только две развивались практически самобытно: Индия и Китай. Московия, вобравшая в себя многие положительные и отрицательные черты азиатской культуры во время монгольского ига, сочетала их вместе с остатками Византийской культуры, при определенной доле европейской культуры, проникавшей в страну через немногие торговые связи. Это говорит об отсутствии какой бы то ни было самобытности и до Петра. Пётр же, разделив все негативное, изжившее себя, и прогрессивное, напрочь уничтожил первое и во много раз умножил последнее.

Петр Первый заставил страну за четверть века сделать такой огромный шаг вперёд, какой другие страны делали за несколько веков. Но нельзя забывать и о том, какой ценой это было сделано, чем пожертвовал русский народ, стремясь выйти на европейскую арену. Вопрос о насилии в реформах очень спорный. Пётр заставлял всех подчиняться его воле, заставлял розгами и палками, и все покорялись перед его волей. Но с другой стороны, были и государственные заказы, которые исправно оплачивались. Без того или без другого такой грандиозный успех был бы недостижим. На вопрос о возможности избежать насилия в реформаторской деятельности можно ответить, что без него русского мужика и русского боярина с лавки не подняли. Закоснелость Московии являлась главным препятствием любым реформам. Побороть её можно было только силой, причём силой жёсткой и жестокой. [6]

Глава II. Практическая часть исследования

  1. Социологическое исследование

В ходе создания данного проекта, я решил узнать у учеников нашей школы, которые изучали деятельность Петра I, знают ли они, какие реформы им проведены, а так же считают ли Петра I Великим императором. С этой целью я составил анкету и провел опрос среди обучающихся 8-11 классов Благовещенской школы. В опросе приняли участие 21 респондент. Перечень предложенных вопросов, анализ и обобщение результатов представлены в таблице 1 (Приложение № 1).

В результате обработки анкет, мною было выявлено: что 100% обучающихся знают кто такой Пётр I. 90,5% осведомлены о его реформаторской деятельности и об успехах во внешней политике, лишь 9,5% ответили, что Петр I проиграл Северную войну.

На вопрос: «Перечислите «великие дела» Петра I, которые для вас кажутся наиболее значимыми в развитии нашего государства», в основном были ответы: основание Санкт- Петербурга, кораблестроение, ввоз картофеля и табака в Россию, а так же военные реформы.

Ключевой вопрос моей анкеты заключался, в том, чтобы узнать, считают ли ученики нашей школы реформаторскую деятельность Петра I «великими делами» в развитии России, а сам Пётр достоин называться «Великим». 100% респондентов ответили, что да, Пётр I достоин называться Великим императором (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Как вы считаете, достоин ли Пётр I, называться «Великим» императором?

Вывод:

Сведения, полученные в ходе исследуемой проблемы, позволяют мне сделать вывод о том, что личность Петра I знают 100% учеников нашей школы. О его внутренней политике (реформаторской деятельности) осведомлены 100% школьников, что нельзя сказать про внешнюю политику, 9,5% респондентов ответили, что Петр I проиграл Северную войну (1700-1721 гг.), а это является не правильным ответом. По полученным данным, можно сделать вывод, что не все ученики знают о победе Петра I в этой войне.

На вопрос в анкете с просьбой перечислить известные реформы Петра Алексеевича, ответили не все, лишь немногие смогли их перечислить. Самыми популярными ответами были: кораблестроение и основание Санкт – Петербурга. Исходя из этих данных, я могу сделать вывод, что ребята плохо запомнили большое количество реформ императора Петра I.

Меня очень порадовало, что ученики нашей школы оценивают деятельность Петра I положительно. 100 % респондентов, считают, что Пётр Романов достоин назваться «Великим императором» за свою реформаторскую деятельность.

Заключение

В процессе выполнения исследовательского проекта мною была изучена литература о деятельности Петра I. Изучив ее, я делаю вывод, что за три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра.

Целью моего исследования стало: изучить и консолидировать «великие дела» Петра I, составив информационной буклет в картинках, который поможет на уроках истории более качественно изучать реформы Петра I.

В процессе этой работы, я узнал, что Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая быт, просвещение, образование, науку и искусство. Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции. Россия вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В нашей стране в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии кораблестроения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта. Пётр I провозгласил Россию Империей. А в 1703 году начал строительство Санкт-Петербурга - будущей столицы Российской империи.

Я считаю, Петра Алексеевича Романова героем своего времени. Петр I и его сподвижники совершили невероятное - за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию.

В ходе исследования мне стало интересно, что думают о деятельности Петра I ученики нашей школы, а так же считают ли они Петра Алексеевича «Великим императором». Для этого я провел опрос среди обучающихся 8-11 классов Благовещенской школы.

По результатам социологического опроса, я сделал вывод, что о личности Петра I знают все ребята. Абсолютно все считают, что Петр Алексеевич достоин называться «Великим», но по просьбе перечислить его реформы, многие школьники столкнулись с затруднением. Следовательно, ребята их запомнили плохо и нуждаются в более качественном способе изучения. Для этого я разработал информационные буклеты с основными реформами Петра I в картинках (Приложение 2), которые можно использовать на уроках истории при изучении Петровской эпохи. Они и стали продуктом моей работы. Это означает, что цель проекта достигнута. Гипотеза моего исследования подтвердилась – за свою реформаторскую деятельность Петра I можно назвать «Великим».

Подводя итог, хочется напомнить слова, первого академика из россиян Михаила Ломоносова: «С кем сравню сего великого государя? Я вижу в древности и в новых временах многих владетелей, великим названных. И правда, пред другими велики, однако ж пред Петром малы… Ежели человека, Богу подобного, найти надобно, кроме Петра Великого, оного не обрести».

Список использованной литературы

  1. Статья на тему: «Отечественные историки о Петре I Великом»,https://vuzlit.ru

  2. Статья на тему: «Что писали современники и иностранцы о Петре Великом», https://zen.yandex.ru/media/history_russian

  3. Топ интересных художественных книг про Петра1,  https://fb.ru/article/393721/top-interesnyih-hudojestvennyih-knig-pro-petra

  4. Водарский Я.Е. Петр Первый //Вопросы истории. 1993. № 6.

  5. https://obrazovaka.ru/istoriya/tablica-reformy-petra-1-cel-i-sfera-reformirovaniya.html

  6. Нестеров А.К. Реформы Петра I // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/reformy-petra-i.html

Приложение № 1

Результаты опроса учеников 8-11 классов МОБУ Благовещенской сош

Число опрошенных учеников составило: 21 человек

Таблица 1

п/п

Вопрос опроса (класс_____)

Вариант ответа

(обведи правильный ответ кружком)

Результаты опроса, чел.

Процент опрошенных к общему числу, принявших участие в опросе, %

1.

Знаете ли вы кто такой Пётр I Романов?

Да

21

100%

Нет

0

0%

2.

Вел ли Пётр I активную внутреннюю политику нашего государства?

Да

21

100%

Нет

0

0%

3.

Пётр I одержал победу в Великой Северной войне (1700-1721 гг.)

Да

19

90,5 %

Нет

2

9,5%

4.

Перечислите «великие дела Петр I», которые для вас кажутся наиболее значимыми в развитии нашего государства.

Наиболее распространенные ответы среди респондентов были:

кораблестроение, основание Санкт-Петербурга, ввоз табака, картофеля и военные реформы.

5.

Как вы считаете, удостоен ли Пётр Алексеевич Романов называться «Великим»?

Да

21

100%

Нет

0

0%

Приложение № 2

Буклет

1698 г.- начало кораблестроения в России (Воронеж)

1703 г. –основание Петербурга (будущей столицы Российской империи)

Автор буклета:

Молочный Дмитрий , ученик 8 класса МОБУ Благовещенской сош.

 

 

Контакты

Телефон: 89509957768

E-mail: Molochiyz@gmail.com

2025 г.

 

Информационный буклет для учеников 8 класса

«основные Реформы

Петра I

в картинках»

«А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, только бы жила Россия!»

современники Петра I

1722 г.- введение «Табели о рангах»

1703 г.- в России появилась первая печатная газета «Ведомости»

1711 г.- реформа центрального управления: создание Сената и коллегий

1719 г.- основание Кунсткамеры

1700 г. – указ о бритье бород и ношении европейской одежды

1724 г.- указ об учреждении первой Академии наук в Российской империи

Просмотров работы: 13