Введение
Актуальность. В современном мире всё больше внимания уделяется изучению шедевров мировой художественной культуры. Одной из интереснейших тем является творчество великого художника Пабло Пикассо, который внёс огромнейшей вклад в искусство, и его картины распространились по всему миру. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что история не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров. Официальные биографы называют Пабло Пикассо самым знаменитым художником ХХ века. Но, многие не знают, через что, пришлось пройти Пикассо для того, чтобы добиться таких успехов. Поэтому, особое значение приобретают вопросы: Где он учился? Что способствовало ему стать художником? Как повлияли события из его жизни на творчество? И многое другое.
Кроме картин, из-под его рук вышли тысячи скульптур, графических работ, керамических изделий, литографий, поэтических произведений и поделок из самых разных отбросов цивилизации. Работы Пикассо эмоциональны, многие из них, несмотря на пессимистическую тональность, проникнуты страстной верой в жизнь. Мало кто из его современников обладал такой способностью представлять с помощью изобразительных средств жестокость и глупость в столь обнажённом виде или восторг всепобеждающей любви. Одним из отличительных качеств этого революционного художника было то, что он постоянно бросал вызов работам великих художников прошлого.
Целью данной работы является изучение жизни и творчества Пабло Пикассо.
Поставленная цель позволяет сформулировать конкретные задачи:
1. ознакомиться с биографией Пабло Пикассо;
2. изучить особенности творчества Пабло Пикассо;
3. рассмотреть работы Пабло Пикассо.
Гипотеза: знакомство с наследием Пабло Пикассо будет способствовать сохранению культурных ценностей и вызовет интерес к изучению произведений искусств у моих сверстников.
Объект исследования: творчество Пабло Пикассо.
Предмет исследования: произведения Пабло Пикассо и их стилистические особенности.
Методы исследования:
- теоретические методы: синтез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, сбор информации.
- эмпирические методы: наблюдение, социологический опрос, описание, анализ, математическая и графическая обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении знаний, углублении представлений о жизни и творчестве Пабло Пикассо.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, на уроках «Изобразительного искусства», «Истории» и «Мировой художественной культуры», а также в отдельных педагогических ситуациях.
При написании работы информационную базу составили литература и интернет - ресурсы в виде статей, учебных пособий и тематических источников литературы.
Биография Пабло Пикассо
Пабло Пикассо - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Родился 25 октября 1881 г., в деревне Малага в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес.
Согласно испанской традиции, Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца — Руис и матери — Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Пабло Диего Хосе.
Пабло был первым ребенком супругов, его назвали таким длинным именем, что запомнить его не представляется возможным. Оно представляло собой длинный список почитаемых предков и католических святых. Но мальчик оставил себе первое и последнее слово из этого длинного списка и всегда назывался просто – Пабло Пикассо. Фамилию отца он посчитал менее благозвучной, поэтому назывался фамилией матери. Вскоре в семье родилось еще двое детей – дочери Долорес и Кончита.
В 1891 году юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где обучался в местной школе искусств. Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.
В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество.
С юных лет он влюблялся в танцовщиц и натурщиц. Первой серьезной любовью живописца стала Росита дель Оро, танцовщица одного из барселонских кабаре. Потом в его личной жизни появилась девушка Фернандо из Мадрида, отношения с которой длились несколько лет. В Париже молодой художник встретил Марсель Умбер, однако она скоропостижно скончалась.
В 1917 году, во время сотрудничества с русским балетом, Пикассо встретил танцовщицу Ольгу Хохлову. Вскоре молодые люди обвенчались. После этого молодожены поселились в особняке на морском побережье. Родители дали Ольге приданое, Пабло на то время уже стал богатым художником, поэтому они вели достаточно роскошный образ жизни. В 1920 году у супругов родился сын Пауло. Прошло немного времени, размеренная жизнь надоела Пабло. Он снимает себе отдельное жилье и заводит любовницу Мари-Терез Вальтер. В 1935 году Мари родила Пикассо дочку Майю, но художник отказался от отцовства.
В личной жизни художника появилась Франсуаза Жило. В 1947 году она родила Пикассо сына Клода, в 1949 году – дочку Паолу. Эти отношения закончились в 60-х годах, Франсуазе надоели постоянные романы Пикассо на стороне.
В 1961 году 80-летний художник женится на простой продавщице Жаклин Рок, с которой и прожил до конца своих дней. Женщина души не чаяла в Пабло, она не смогла вынести боль утраты, и спустя 13 лет после его смерти наложила на себя руки.
Исходя, из выше изложенного мы узнали, что Пабло Пикассо получил прекрасное образование и побывал во многих странах мира.
Характерные особенности творчества Пабло Пикассо
Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Пикассо часто меняет стили. Он настолько разный в каждый следующий период, что, кажется, что это писали разные люди. «Все имеют право меняться, даже художники» — острил сам Пикассо по этому поводу. И хотя он вошел в историю мирового искусства как создатель кубизма, однако кубизм как таковой был лишь одним из периодов его творчества, и занял лишь одно десятилетие. А он творил более 70 лет! И это не считая десятилетия раннего периода его ученичества на родине, в Испании, когда он ещё только искал себя.
Один из великих фотографов 20 века, Дэвид Дуглас Дункан как-то спросил его, какой из периодов ему наиболее близок, какой он считает самым значимым в своем творчестве. Пикассо растопырил пятерню: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!»
После окончания учебы Пикассо переезжает в столицу Франции. Именно там испанский художник создает свои лучшие произведения. Это творчество относится к раннему периоду.
Свои первые большие академические работы маслом Первое причастие и Знание и милосердие, он пишет в 14 лет и 15 , обучаясь в Барселонской школе искусств и ремесел, они выставляются на художественной выставке в Барселоне и Малаге, и заслуживают общественного признания, наград и медалей.
Голубой период.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касагемаса глубоко потрясло молодого Пикассо.
Его первая выставка, организованная в галерее Воллара в 1901 году, имела неплохие отзывы, критики приняли его доброжелательно. Все отметили его свежесть, признали, что его следование образцам импрессионизма вполне профессионально. Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. К тому же, его картины не покупали. Для Пикассо такая реакция Парижа — доброжелательная, но не восхищенная, была равносильна провалу.
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван голубым, т.к. в палитре мастера преобладают оттенки голубого, синего цвета.
В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих и алкоголиков. Его депрессия стала тем мотором, который двигал его искусство, он, как и всегда, на протяжении всей своей жизни, чрезвычайно много работал и создал в этот период сотни работ, которые вошли позднее в золотой фонд мирового искусства и стали украшением самых знаменитых музеев мира. Самые известные из них: "Любительница абсента", "Гладильщица", "Мать и дитя", "Ребёнок с голубем".
Биографы называют его знаменитую картину «Девочка на шаре» – переломным моментом от «голубого» периода к «розовому».
Розовый период.
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов. Постепенно в его творчестве проявляются новаторские мотивы с задействованием геометрических форм, которые составляют основную композицию картины.
Кубизм.
Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. В мае 1907, когда Пикассо посетил парижский Этнографический музей, где его внимание привлекли маски народов Африки, Океании и Полинезии, художник был поражён их необычностью. Магический взгляд на предмет отражает его суть, то, чем он отличается от других духовно, а не как выглядит внешне. Изображённый таким образом на картине человек превращается в идола, а лицом ему служит ритуальная маска. Так Пикассо получил новый, совершенно необычный в линиях и палитре, и тем привлекающий общее внимание, стиль кубизма.
В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В апреле 1912 Пикассо привозит из небольшого путешествия свою новую работу, Воспоминание о Гавре, где впервые появляется цвет. «Произошла смена оружия», - мгновенно оценил ситуацию Брак. В этом же году, во время их совместного с Пикассо пребывания в Сорге, Брак изобретает папье-колле, бумажные коллажи – объемные картины, пространственные композиции, своеобразные скульптуры из бумаги. Пикассо с энтузиазмом откликается на эту находку Брака и создает огромное количество таких бумажных композиций. Наиболее известна его серия Гитары. Он использует газеты, нотные листы, обои, ткани, картон. Но, кроме того, он работает над фактурой поверхности картины, добавляя в краски песок, опилки. Добиваясь целостного образа, он использует в единой композиции уголь, карандаш, масло, воск, дерево, чайные ложки.
Собственно, кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Жоржем Браком. Позднее в работах Пабло возникает «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, адреса, обрывки имен возлюбленных и т.д.
Неоклассицизм.
Картины становятся более четкие и яркие. Пикассо попадает в театральную среду, он оформляет спектакли для балета труппы Дягилева, влюбляется в русскую балерину Ольгу Хохлову, в следующем году они поженятся. Ольга хочет, чтобы на портретах она была похожа, она склонна к традиционности, консерватизму и респектабельности.
Переломный момент в творчестве Пикассо произошел после создания сюрреалистической картины «Танец» (1925). Искривленные фигуры девушек и общее восприятие болезненности надолго овладели художником.
Сюрреализм.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ, орущих, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период.
Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер вдохновляла его на откровенную чувственность.
После войны.
Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо.
Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе; увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных, иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
В 1954 году Пикассо расходится с Франсуазой. Это становится для художника тяжелым моральным кризисом и отражается на его творчестве. Серия работ, исполненная между 1953 и 1954 гг., в ироничной и озадачивающей манере выражают горечь старости и скептицизм по отношению к живописи. Позже Пикассо знакомится со своей будущей супругой Жаклин Рок, которая вдохновит его на серию фактурных портретов.
Таким образом, благодаря технике, которую Пабло Пикассо использовал, его картины очень отличаются от картин других художников.
Произведения Пабло Пикассо
Картины Пабло Пикассо очень отличаются от картин художников того времени. Рассмотрим некоторый из них.
Любительница абсента
Рисунок 1 – Любительница абсента
Картина «Любительница абсента» написана осенью 1901 года, в голубой период, во второй приезд Пикассо в Париж. Выполнена в технике масла на холсте. «Любительница абсента» представляет собой полотно невероятной степени колористики. Столь контрастные краски были выбраны художником не случайно. Они призваны подчеркнуть контраст человеческой жизни и ее обстоятельств. Краски излучают, с одной стороны, внешнее спокойствие, а с другой – говорят о внутренней борьбе, происходящей в душе героини. По мнению некоторых искусствоведов, в обличии любительницы художник изобразил портрет своей души в трудный для него период жизни. В картине «Любительница абсента», как и в других своих работах, художник не критикует социальные порядки. Он поднимает вопросы о месте человека в мире, об отношении к себе и другим.
Старый гитарист
Рисунок 2 – Старый гитарист
Картина «Старый гитарист» написана в 1903 году маслом на холсте и относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Работа опирается на экспрессионизм. На фоне абсолютного торжества всех оттенков синего в картинах Пикассо «Голубого периода» особенно выделяется «неестественный» цвет гитары, из которой извлекает звуки слепой гитарист. Гитара, написанная в желтовато-коричневых тонах, являет собой контраст с остальным пространство картины и сразу притягивает внимание к себе. Угловатую фигуру живописец нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, ещё и вывернув её в неудобную позу. Всё это подчёркивает человеческие страдания и чувство безысходности, а также нестерпимое одиночество.
Картину не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причём она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжёлого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека. А также Пикассо и сам, как никто другой, понимал что значит быть бедным, и существовать без гроша в кармане, поскольку весь 1902-ой год прошел для художника под знаком постоянной нищеты.
Мальчик с трубкой
Рисунок 3 – Мальчик с трубкой
Картина «Мальчик с трубкой» написана в 1905 году. Картина Пикассо относится к «розовому периоду», здесь изображен мальчик с трубкой в руке и венком из цветов на голове.
Моделью для этой работы называют актера, известного как «Малыш Луи», которого часто можно было встретить в Bateau Lavoir вместе с другими местными типами: актерами, дамами, господами, преступниками. Ряд этюдов к данной работе показывает, что Пикассо изображал натурщика различных положениях: стоя, сидя, прислонившись к стене, зажигая трубку или просто держа ее. Наиболее кропотливо проработанный этюд изображает мальчика сидящим в позе, использованной в финальной композиции. В выборе красок художник отдал предпочтение розово-золотистым, розово-серым тонам; синий костюм на ребенке является символом болезненности и отрешенности этого человека от всего мира.
Подведем итог. Большинство картин Пикассо между собой схожи и выражают беспокойство, одиночество, отрешённость. Я бы хотела научиться также передавать чувства и эмоции картины.
4. Исследование значимости знаний произведений Пабло Пикассо
Недостаточное просвещение людей в области художественной культуры широко распространено. Моя задача - выяснить, какова востребованность творчества Пабло Пикассо.
Для получения информации об актуализации знаний о творчестве Пабло Пикассо был выбран один из методов исследования – социологический опрос. Мною были подготовлены вопросы, и в январе 2025 года проведен опрос среди знакомых и одноклассников в возрасте от 16 до 46 лет в количестве 32 человек.
|
№ |
Вопрос |
16 |
18 |
20 и старше |
|
1 |
Сколько Вам лет? |
13 |
6 |
13 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
|
|
2 |
Знаете ли вы о Пабло Пикассо? |
12 |
20 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
|
|
3 |
Знакомы ли вы с творчеством Пабло Пикассо? |
14 |
18 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
другой ответ |
|
|
4 |
Вы можете назвать современных художников, вдохновленных работами Пикассо? |
3 |
25 |
4 |
|
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
другой ответ |
|
5 |
Интересуют ли вас аспекты жизни и творчества Пабло Пикассо? |
2 |
24 |
6 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
другой ответ |
|
6 |
Считаете ли вы, что искусство играет важную роль в нашей жизни сегодня? |
16 |
7 |
9 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
другой ответ |
|
7 |
Хотели бы вы узнать больше о Пабло Пикассо и его творчестве? |
7 |
11 |
14 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
|
|
8 |
Известно ли вам такое направление, как кубизм? |
11 |
21 |
|
№ |
Вопрос |
да |
нет |
другой ответ |
|
9 |
Согласны ли вы с тем, что стиль Пикассо уникален по сравнению с другими художниками его времени? |
15 |
8 |
9 |
Анализируя данные, представленные в таблице, мы пришли к следующим выводам:
- почти половина опрошенных людей согласны, что искусство играет большую роль в жизни человека;
- немногие из опрошенных мной респондентов знакомы с творчеством Пабло Пикассо и имеют представление о его произведениях;
- немногие респонденты знакомы со стилем – кубизм;
- значительная часть респондентов согласна с тем, что стиль Пикассо уникален.
Подводя итог, хочется сказать, что необходимо продолжать знакомить подрастающее поколение с великими художниками, такими, как Пабло Пикассо и их произведениями.
Заключение
В ходе проделанной работы мной была изучена и проанализирована тематическая литература, из которой я узнала, что Пабло Пикассо оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке.
В процессе работы я ознакомиться с биографией Пабло Пикассо, изучила особенности стиля творчества художника. Рассмотрев, работы Пабло Пикассо я пришла к выводу, что о нем и о его мире будут говорить всегда, так как ЕГО творчество не поддается четкому и убедительному определению. Гениальность Пабло Пикассо заключается в том, что он ввёл историю в своё творчество наравне со своей жизнью.
На основании ответов респондентов, мне ещё раз хочется отметить, что в настоящее время общество не интересует художественная культура. Недостаток просвещения в данной культуре способствует тому, что великие художники и их произведения искусства забываются и обесцениваются всё быстрее. Люди всё реже в свободное время посещают различные выставки и галереи, проводя это время за гаджетами. От такого пренебрежительного отношения к картинам и искусству в целом, последующие поколения могут и вовсе не знать о великих людях, которые внесли огромный вклад в развитие искусства в обществе. Поэтому я в дальнейшем буду продолжать заниматься исследованием мировой художественной культуры, и обращать внимание взрослых людей и, конечно же, молодежи.
Так как, я являюсь истинным поклонником творчества Пабло Пикассо, конечным результатом данной работы является собственное написание картины «Танец цветных плоскостей» в стиле художника.
Таким образом, задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза доказана.
Список использованных источников и литературы
Алпатов М.В. , Искусство, Просвещение Москва 1969.
Большая советская энциклопедия под редакцией Прохорова А.М. Костеневич А.Г. От Моне до Пикассо, Издательство: Аврора, Ленинград 1989.
В.М. Полевой, В.М. Маркузон: Популярная художественная энциклопедия. Электронный ресурс http://www.rubricon.com/default.asp
Пикассо. М., 1998 Ф. Галлуцци Серия: Мастера живописи, Издательство –Белый город.
Брассай. «Встречи с Пикассо». Электронный ресурс http://picasso.urbannet.ru/library/brassay/
http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/
Приложение 1
Социологический опрос
1.Сколько Вам лет?
а) 16
б) 18
в) 20 и старше
2. Знаете ли вы о Пабло Пикассо?
а) да б) нет
3. Знакомы ли вы с творчеством Пабло Пикассо?
а) да б) нет
4. Вы можете назвать современных художников, вдохновленных работами Пикассо?
а) да б) нет в) другой ответ
5. Интересуют ли вас аспекты жизни и творчества Пабло Пикассо?
а) да б) нет в) другой ответ
6. Считаете ли вы, что искусство играет важную роль в нашей жизни сегодня?
а) да б) нет в) другой ответ
7. Хотели бы вы узнать больше о Пабло Пикассо и его творчестве?
а) да б) нет
8. Известно ли вам такое направление, как кубизм?
а) да б) нет
9. Согласны ли вы с тем, что стиль Пикассо уникален по сравнению с другими художниками его времени?
а) да б) нет в) другой ответ
Приложение 2
Автор: Агафонова А.М.
«Танец цветных плоскостей»