ВВЕДЕНИЕ
Все прогрессивное человечество в этом году отметило самое знаменательное событие современности - 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Трагической страницей вошла в историю страны и моей семьи эта война, унесшая 27 миллионов соотечественников. Болью отозвалась она в сердцах миллионов людей, родные и близкие которых не вернулись домой, оставила незаживающие раны в душах, оставшихся в живых, осиротила матерей, жён, детей.
Я живу в мирное время, меня не коснулась война, но она оставила глубокий след в истории моей семьи, в душах родных мне людей. Чем дальше уходят от нас в историю эти трагические годы, тем актуальнее становится для меня и моих ровесников задача изучения истории Великой Отечественной войны.
Наш долг сохранить для будущих поколений достоверность её событий, не допустить искажения фактов, её значения в судьбах страны и народов, переживших её.
Память о победителях, в числе которых и мой дедушка, должна сохраняться их потомками. В необходимости этого меня убедил просмотренный накануне 9 мая фильм Владимира Рогового «Офицеры». У моего дедушки Степанова Николая Михайловича тоже была «такая профессия - Родину защищать».
Таким образом, актуальность моего исследования заключается в сохранении для меня и будущих поколений значения Великой Победы, приобретении убеждения в необходимости любить свою Родину, знать её историю и вносить свой вклад в развитие России.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме Великой Отечественной войны, но я продолжаю изучать страницы её истории на примере своей семьи, и в этом заключается новизна моего исследования.
Объектом моего исследования будут страницы биографии Степанова Николая Михайловича, ветерана Великой Отечественной войны.
Предметом исследования является семейный архив, документы, фотоматериалы, историческая и художественная литература.
Цель моего исследования: изучение новых страниц биографии моего дедушки и связанных с ним событий, повлиявших на положительный исход Великой Отечественной войны.
Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- продолжить изучение семейного архива, исторической и художественной литературы о Великой Отечественной войне;
- проанализировать и отобрать необходимый материал;
- систематизировать и обобщить полученные результаты.
Чтобы решить поставленные задачи, я использовал следующие методы исследования:
- интервьюирование;
- беседы с членами семьи.
Изучая необходимые для исследования материалы, я решил проверить возникшую гипотезу: через историю одного человека можно изучить историю Родины.
ГОДЫ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ
Читая архивные страницы биографии моего дедушки Степанова Николая Михайловича, отраженные в Красноармейской книжке, в военном билете и других материалах, я поражаюсь, как он, будучи совсем ещё мальчишкой, сумел преодолеть все ужасы войны и вернуться с неё победителем.
Родился он 18 декабря 1925 года в Усманском районе Воронежской области.
Дедушке не было еще и 16 лет, это столько же, как сегодня и мне, когда началась Великая Отечественная война, когда по радио сообщили о том, что 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на Советский Союз и подвергли бомбардировке наши города.
13 февраля 1942 года дедушка был призван Канашским РВК в ряды Красной Армии и стал курсантом электротехнической школы.
Окончив её, с июня 1942 года по октябрь 1944 года был начальником системы РАП 38 Зенитно-прожекторного полка Северо-Западного фронта.
Читая скупые строки начала службы дедушки в подразделениях ПВО, я не мог себе представить, какая это была тяжёлая работа. Из книг «Венок Славы (Антология художественных произведений в 12 томах) я узнал, что их подразделения работали в ночных условиях и должны были обеспечивать работу зенитной артиллерии и истребительной авиации. Он, новоиспеченный курсант электротехнической школы, а теперь начальник системы РАП, отвечал за создание световых ориентиров с помощью локаторно-прожекторной станции РАП-150 (150-см зенитно-прожекторная радиопеленгаторная станция РАП-150), сигнализацию и связь. Задачей его подразделения было обнаружение вражеских самолетов и подсвечивание их. Это помогало артиллерийским войскам отбивать нападения.
Узнав об этом, я заинтересовался, как была устроена зенитно-прожекторная станция и как во время ведения боёв она спасала жизни многих солдат.
Из книги «Великая Отечественная война 1941-1945. Рассказы, очерки, письма», я узнал, что первая прожекторная станция 0-15-1 была принята на вооружение в СССР еще в 1928 году (её прожектор имел диаметр отраженного зеркала 150 сантиметров, мощность источника света - 620-750 млн. свечей, что обеспечивало освещение цели на дальность 6-7 км).
Для борьбы с хорошо развитой в первые годы войны бомбардировочной авиацией врага и средств борьбы с нею (истребителей и зенитного оружия) советской армии требовалось улучшить разведку воздушного противника, увеличив дальность обнаружения воздушной цели независимо от метеорологических условий, а также от помех, создаваемых стрельбой зенитными орудиями и шумом моторов самолетов.
Началась работа по улучшению акустических средств, которую вели ученые и инженеры С.Я. Соколов, В.К. Иоффе, Я.М. Гуревич, Р.Л. Волков, В.М. Малинин, В.Н. Романов, и другие. Понимая важность этой работы и то, что от неё зависит исход войны, они в тяжелейших, нечеловеческих условиях разрабатывали и внедряли новые прожекторные установки.
Прожекторные станции 0-15-1 и 0-15-2 имели ряд недостатков, поэтому в 1942 году в зенитно-прожекторные части поступили прожекторы 0-15-3 и хорошо зарекомендовавший себя закрытый прожектор 3-15-4, который тоже неоднократно подвергался модернизации. Они были усовершенствованы в станции с новыми наименованиями: 3-15-11, 3-15-12.
Во время взрыва авиабомбы в 1942 году дедушка получил закрытую травму мозга и около двух суток находился в бессознательном состоянии. Пять месяцев он лечился в госпитале, затем вновь вернулся на фронт.
Зимой 1943 г. вместо станций-искателей типа «Прожзвук» на вооружение дивизии стали поступать радиолокационные прожекторные станции-искатели типа РАП-150, именно начальником такой установки и был мой дедушка Степанов Н.М.
Это были модернизированные прожекторные станции-искатели, которые использовались для обнаружения воздушных целей и определения наклонной дальности до них, для точного наведения прожектора по азимуту и углу места на обнаруженную цель, для её освещения лучом прожектора ночью. РАП-150 имела дальность обнаружения воздушных целей 28—30 км, дальность пеленга — не менее 25 км, минимальную дальность обнаружения и пеленга воздушных целей — 1 км.
Прожекторная установка обслуживалась расчётом из пяти человек – наводчик по азимуту, наводчик по углу места, корректор по азимуту, корректор по углу места и начальник звукоулавливателя.
Поиск вражеских самолётов в небе занимал много времени и требовал высокого уровня подготовки. К тому же, на работу прожекторных частей оказывали влияние погодные условия – скорость и направление ветра, а также температура и влажность воздуха. Дедушкины знания и умения при использовании прожектора превращали его в грозное оружие. Одним только им можно победить в воздушном сражении. Свет от прожектора очень яркий. Прожектор системы РАП-150, захватив самолет, несколько раз включая и выключая луч, мог сбить самолет одним светом. Пилот полностью терял ориентацию в пространстве, ничего не видел.
Прожекторные части и соединения сыграли значительную роль в обеспечении боевой работы истребительной авиации и зенитной артиллерии в ночное время суток. Они создавали световые прожекторные поля для действий истребителей и круговую световую зону для ведения прицельного огня зенитной артиллерии. В воздушных боях ночью, действуя в световых прожекторных полях, истребители сбили 301 самолет противника.
За годы войны частями ПВО было уничтожено 7313 вражеских самолетов, более 1000 танков, почти 1500 орудий и минометов, а также множество иной боевой техники и живой силы противника. Бои не прекращались ни днем, ни ночью.
В конце войны дедушка стал командиром взвода 3 батареи 1883 Зенитно-артиллерийского полка крупного калибра 65 армии первого Белорусского Фронта. Их зенитные прожектора были использованы в прорыве вражеской обороны на берлинском направлении в апреле 1945 года. Для светового обеспечения ночных действий по прорыву вражеской обороны войсками Первого Белорусского фронта были задействованы 143 прожекторные станции.
Для меня стало открытием, что войска ПВО, включавшие в себя войска воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), зенитные артиллерийские полки и дивизионы и ряд других частей, в числе которых был и взвод дедушки, самым непосредственным образом приблизили Победу.
Так, изучая по архивным и историческим материалам боевой путь моего дедушки Степанова Н.М., я смог представить трудные дороги советских армий и фронтов, частей ПВО, дошедших в 1945 году до Берлина.
МИРНОЕ ВРЕМЯ
В октябре 1945 года, дедушка по состоянию здоровья был демобилизован в звании «лейтенант» и назначен на должность преподавателя физического воспитания в Предтеченскую семилетнюю школу, где проработал до 1948 года. Затем он работал первым секретарем Труновского райкома ВЛКСМ и был награжден Почетной грамотой за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию молодежи.
В 1950 году дедушка поступил в Ставропольский государственный педагогический институт, после окончания которого стал работать директором и преподавателем истории Нефтегорской семилетней школы № 13 поселка Красная горка Краснодарского края.
Так началась его карьера педагога. Далее дедушка работал военным руководителем в школах г. Ставрополя, Красноярского края, г. Воркуты.
В школах Комсомольского района г. Воркуты дедушка проработал более 22 лет, создавал учебно – материальную базу для начальной военной подготовки учащихся, развития военно-технических видов спорта. Он проводил подготовку юношей к военной службе.
Дедушка организовывал туристическо-краеведческие экскурсии по местам боевой и трудовой славы в города Ленинград, Волгоград, Киев, Москву и др. Совместно с учителем истории школы № 38 г. Воркуты Сокол Е.В. он создал музей боевой и трудовой славы советского народа. Организовал и руководил военно-патриотическим клубом «Подвиг».
О значимости проводимой им работы красноречиво свидетельствует воспоминание – эссе воспитанника клуба «Подвиг», выпускника СШ №38, ныне подполковника в запасе Родионова Дмитрия Константиновича.
Он всегда был в форме. В форме капитана Вооружённых сил СССР.
Знаете, кто носит форму? Форму носят те, кто служат. Да, формально он работал простым преподавателем НВП простой средней школы. И мог бы ходить "по-гражданке". Но он был офицер и продолжал Службу. Даже когда казалось бы мы не находились на занятиях, а выезжали на новогодних каникулах в Ленинград, он продолжал свою службу - мы посещали Пискарёвский мемориал, Пулковские высоты, Петродворец. Тогда ещё были живы непосредственные участники Великой Отечественной войны, и память о тех событиях была рядом. Но не только там мы были - Эрмитаж, Петродворец, Русский музей, балет "Лебединое Озеро"... Только позже, повзрослев, стал понимать, скольких трудов стоили организация и проведение этих "сборов". А какая ответственность - 30 подростков вывезти в другой город, организовать расположение, питание, согласовать все мероприятия. И я не помню, чтобы что-то сорвалось или пошло не по плану. Он был примером дисциплинированности во всем. Таким вот остался в памяти - военрук Николай Михайлович.
Подполковник запаса Родионов Д.К.
Многие его ученики поступили в военные училища и стали отличными офицерами, продолжили его дело в профессии – Родину защищать.
Делом всей его мирной жизни, как и многих ветеранов Великой Отечественной войны, была созидательная работа по восстановлению, защите завоеваний великого наследия советского народа, по воспитанию подрастающего поколения достойными преемниками исторического наследия победителей.
Неоднократно как ученики, так и учителя под его руководством занимали призовые места во Всероссийских смотрах-конкурсах военно-патриотической работы. Он проводил семинары для руководителей, военруков школ, принимал активное участие в подготовке и организации работы районного оборонно-спортивного лагеря для юношей.
В Воркуте он помимо преподавательской деятельности вел активную работу как заместитель председателя Совета ветеранов войны и 'груда. За многолетний добросовестный труд мой дедушка Степанов Николай Михайлович был отмечен знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник Гражданской обороны СССР», награжден медалью «Ветеран труда» и другими почётными наградами. Но даже после того, как он вышел на пенсию по возрасту, продолжал работать и вести активную общественную деятельность в городе Воркуте и Республике Коми.
Дедушки не стало 3 октября 2002 года, за 8 лет до моего рождения. Делом всей его мирной жизни, как и многих ветеранов Великой Отечественной войны, была созидательная работа по восстановлению, защите завоеваний великого наследия советского народа, по воспитанию подрастающего поколения достойными преемниками исторического наследия победителей.
История жизни Степанова Н.М. отражает историю нашей Родины и непосредственно связана с ней. С честью пройдя боевой путь до Великой Победы, в мирное время он всей своей жизнью и деятельностью участвовал в переменах, созидании и развитии нашей страны.
Заслуги Степанова Николая Михайловича отмечены орденом Отечественной войны, медалями и знаками за доблесть и отвагу. Он был человеком высокой чести, неподкупной совести, мудрости, мужества и стойкости. Я считаю своим долгом сохранить память о нем в стихах собственного сочинения:
Я множество книг о войне прочитал,
Семейный архив изучил и узнал,
Как дедушка мой, рискуя собой,
Победу для нас приближал,
Как 80 лет назад, в те майские дни,
В Берлине яблони пышно цвели,
Анютины глазки удивленно смотрели,
И ни немцы, ни они понять не могли,
Как эти солдаты до Рейхстага дошли…
Как врага разбив на родной земле,
Победным маршем по Европе прошли,
Мирную жизнь подарили мне и тебе
И завещали нам помнить всегда,
Что 27-ю миллионами жизней
Советских людей 9 мая 1945 года
Была завоевана эта Победа.
Спасибо деду за Победу
Сегодня я хочу сказать,
Исполнить долг свой -
Быть подвига его достойным
И вахту памяти потомкам передать.
В настоящее время я собираю воспоминания о нем его современников: учащихся, коллег, друзей... Среди них бывшие воспитанники 17 и 38 школ г. Воркуты, а сегодня они работники воркутинской системы образования, выбравшие, как и дедушка, профессию «сеять разумное, доброе, вечное», известные в городе педагоги-профессионалы: Елисеева Наталья Юрьевна, Коврижных Людмила Сергеевна, Малинина Марина Федоровна, Гаврилова Марина Владимировна; работники Управления образования: Полномошнова Наталья Михайловна, Собченюк Людмила Григорьевна и др.
Значимость моей работы состоит в том, что материал, собранный и систематизированный мною в ходе исследования, будет продолжением более глубокого изучения истории моей семьи и моей страны. О жизни моего дедушки я рассказываю своим сверстникам на классных часах, на уроках мужества, а в дни празднования Великой Победы с гордостью иду с его портретом в Бессмертном полку. Я очень горжусь своим дедушкой и тем, что меня назвали в его честь.
Список источников и литературы
Великая Отечественная война 1941-1945. Рассказы, стихи, очерки, письма. Серия «Книга+ эпоха». - М., Лабиринт Пресс. - 2019. - 1141 с.
Венок славы. Антология художественных произведений в Великой Отечественной войне [Текст]: 12-ти т. Т. 1: Вставай, страна огромная... / сост. В. Ф. Заливако. - М., 1987. -751 с.
Дуров В.А. Награды Великой Отечественной. Альбом. - М.: Русская книга, 1992. - 136 с.
Информант Степанова Клавдия Федоровна, 1951 года рождения [Текст], проживает в г.Воркута. Записано Тарасовым Н.Н. 10.10.2021 г.
Красноармейская книжка, военный билет Степанова Николая Михайловича // Текущий архив семьи Тарасовых;
Справка о боевом пути Степанова Николая Михайловича // Архив Военного комиссариата г. Воркуты.
Приложение:
Степанов Николай Михайлович, 18.12.1925 г.р.
Такие повестки приходили молодым людям в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, дедушкина не сохранилась.
Дети Войны, у которых украли чистое небо над головой, лишили отцов, братьев, сестер…..
Зенитно - прожекторная установка.
Орден Великой Отечественной Войны I степени, которым был награжден мой дедушка.
С фронтовыми товарищами, мой дедушка в центре.
Дедушкин военный билет.