Введение
Тема моего проекта «Создание витражей. Изготовление своего витража в технике «Тиффани». Витраж – это уникальное произведение искусства, которое объединяет в себе элементы живописи, архитектуры и дизайна. Витражи обладают особой магией и способны превратить обычное помещение в настоящий храм света. В данном проекте мы рассмотрим историю возникновения и развития витражного искусства, а также современные тенденции и технологии в создании витражей.
Цель: Изучив историю и технологии создания витражей, создать собственный витраж в технике росписи по стеклу.
Задачи проекта:
1. Изучить происхождение и эволюцию витражного искусства;
2. Рассмотреть материалы и инструменты, используемые в создании витражей;
3. Проанализировать этапы создания витража;
4. Исследовать влияние витражей на архитектуру и искусство;
5. Оценить современное состояние витражного искусства и перспективы его развития;
6. Создать собственный витраж.
Моя работа актуальна, потому что витражи остаются важным элементом архитектурного и художественного наследия. Понимание процессов создания витражей расширяет кругозор и позволяет глубже проникнуть в культуру и искусство различных эпох. Современные технологии витражного искусства
предоставляют новые возможности для самовыражения и декорирования помещений.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. Метод исторического описания — систематическое и последовательное изложение исторических фактов и событий на основе анализа источников.
2. Сравнительно-исторический метод — сопоставление и анализ различных исторических явлений, процессов и событий с целью выявления общих черт, различий и закономерностей.
3. Ретроспективный метод — изучение прошлого с целью понимания настоящего и прогнозирования будущего. Позволяет выявить исторические корни современных проблем и тенденций.
4. Метод исторической реконструкции — воссоздание целостной картины прошлого на основе анализа имеющихся источников и данных.
Проект имеет как информационное, так и практическое значение. Информация проекта может быть использована в урочной и внеурочной деятельности. Одна из практических целей проекта и, одновременно, его гипотезой можно считать – донести до сведения учащихся (в том числе), что даже подросток сможет создать витраж в современных условиях, если будет знать теорию создания.
Сроки работы над проектом.
В целом можно разделить на два этапа:
2024 – 2025 учебный год (изучение теоретической информации, описание результатов деятельности);
Сентябрь 2025 года (создание витража в технике «Тиффани»).
Мною были исследованы статьи авторов: Иванова И.И. История витражного искусства, Петрова А.В. Техника создания витражей, Сидорова Г.Г. Витражи в архитектуре. Они называют витражи особым видом монументально-декоративного искусства. Считают его интересным самим по себе, и выявляют его огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Глава 1. История витражей
1.1 Происхождение витражей
Первые упоминания о витражах датируются I веком нашей эры.
Первые декоративные стёкла известны ещё со времён Древнего Египта и Древнего Рима. Египтяне начали производить витражные изделия со
II века до н. э., римляне — с I века н. э.. У египтян же появилось и первое стекло, которое было непрозрачным. Прозрачное стекло придумали европейцы, и с тех пор витражное искусство получило второе рождение. Однако, настоящие витражи начали появляться лишь в эпоху раннего христианства, когда они стали использоваться для украшения храмов.
Расцвет витражной техники случился в эпоху Средневековья. В этот период мастера знали совсем немного красящих пигментов, поэтому преимущественно использовали в работе стёкла красного, зелёного и синего цветов, комбинируя и накладывая их друг на друга. Первые витражи представляли собой простые геометрические узоры, выполненные из кусочков разноцветного стекла, скрепленных между собой свинцом или оловом.1
Основой для изготовления витража был предварительный рисунок, который переводили на прозрачное стекло. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям.
1.2 Создание витражей в эпоху Средневековье
Средневековая эпоха стала временем расцвета витражного искусства. Готические соборы Европы украшались огромными витражными окнами, которые рассказывали библейские истории и символизировали божественный свет. Наиболее известными примерами являются витражи собора Парижской Богоматери, Шартрского собора и собора в Реймсе.
Витражи в эпоху Средневековья играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя божественную милость и созидание. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов.
Процесс создания витража в ту эпоху был следующим: мастера рисовали эскиз на деревянной доске. После нанесения рисунок переводили на прозрачное стекло, а само изображение складывали из цветных фрагментов, спаивая их свинцом между собой и по краям.
Основные цвета средневековых витражей — красный (на основе меди) и синий (кобальт). Эти цвета позволяли существенно снизить интенсивность солнечных лучей и создать внутри храма особую, таинственную атмосферу соприкосновения с высшими божественными силами.
В XIII веке на французских витражах господствовали насыщенный красный и тёмно-синий цвета. В середине того же столетия в моду стало входить бесцветное стекло, где рисунок выполнялся в градациях серого (гризайль). С начала XIV века мастера научились придавать отдельным фрагментам прозрачного стекла (например, нимбам святых или коронам монархов) жёлтый цвет, так что в позднем Средневековье множество витражей выдержано в бело-серо-жёлтой гамме.
В позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на
религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже
особняков состоятельных бюргеров.
1.3. Витражи в эпоху Возрождения и Новое время
Эпоха Возрождения принесла новые веяния в витражное искусство. Мастера начали использовать более сложные техники и создавать изображения, приближенные к реальности. В этот период появился знаменитый мастер Альбрехт Дюрер. В Новое время витражи продолжали развиваться, становясь все более изысканными и разнообразными.
В эпоху Возрождения витражное искусство достигло своего апогея. Витраж обрёл популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе).
В XV веке обрамления в витражах прорабатывались весьма детально. Фигуры в витражах перестали быть условными, абстрактное превратилось в конкретное, реальное. Движения фигур стали менее скованными, более динамичными, драпировка одежд стала богаче. Крупнейшие художники эпохи Возрождения (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) выполняли эскизы витражей.
Вновь витраж обрёл популярность в XIX веке. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремёсел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти.
Новый импульс искусство витража получило в конце XIX века, связанное с возникновением стиля «модерн». Широкое распространение получили пейзажный, сюжетный, орнаментальный виды витражей.
1.4. Изготовление Витражей в наше время
Современное витражное искусство сочетает в себе традиции прошлого и новейшие технологии. Компьютерные программы позволяют создавать точные эскизы, а лазерная резка стекла ускоряет процесс производства. Витражи продолжают оставаться популярными элементами декора, украшая как старинные здания, так и современные сооружения.
Современное состояние витражей характеризуется разнообразием техник и широким спектром применения.
Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным применением как заполнения проёма, всё чаще витраж используют: для декора подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; для оформления плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; для декоративного оформления помещений.
Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что позволило применять его не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.
Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения.
Современные витражные технологии разнообразны: перегородчатый (свинцово-паечный) витраж, пескоструйный витраж из цельного стекла, гравированный витраж по матовому стеклу и другие.
Глава2. Витражи в архитектуре и искусстве
Витражи используют как в религиозных, так и светских сооружениях.
В религиозных сооружениях — это изображения из разноцветного стекла, которые украшают окна, двери и даже купольные кресты. В православных храмах витражи обычно устанавливаются в окнах, чаще всего витражную икону используют в качестве запрестольного образа в алтаре. Также в храмах можно увидеть витражи с изображениями птиц, животных, растений.
Витражи в светской архитектуре начали использоваться ещё в древнерусской архитектуре, что подтверждено археологическими находками. Фрагменты цветного расписного стекла были найдены в Гродно, Галиче, Новгороде, Чернигове.
В период национального романтизма, в первой трети XIX века, витражи эпизодически появлялись в садово-парковых сооружениях, стилизованных под западноевропейскую готику, или в загородных дворцах. Например, в «Готической руине» — башне «Шапель» в Царском Селе (1825–1828) или во дворце «Коттедж» в Петергофе (1826–1829).2
В эпоху модерна витражи приобрели огромную популярность, преображая все стеклянные элементы домов: окна, стеклянные перегородки, витражи на дверях и вестибюлях. Искусство витражей разнообразилось, в том числе появились популярные пейзажные, сюжетные и орнаментальные композиции.
В начале XX столетия применение витражей в петербургских зданиях приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами.
В современной архитектуре витражи остаются востребованным элементом декора, придающим зданиям изысканность, уникальность и неповторимый стиль.
Глава 3. Технология создания витражей
3.1. Материалы и инструменты
Технология создания витража включает несколько этапов:
Подготовка стекла. Нужно выбрать чистое и без трещин стекло, нарезать его по эскизу с помощью стеклореза. После резки аккуратно сломать стекло по линии реза с помощью плоскогубцев. Края стекла необходимо обработать шлифовальной машинкой.
Выбор и подготовка эскиза. Нужно найти вдохновение, перенести
идею на бумагу и разделить рисунок на отдельные сегменты, которые будут соответствовать кусочкам стекла. Затем создать шаблон, для этого используют кальку или прозрачную плёнку.
Раскрашивание. Один из самых популярных методов — использование витражных красок. Они наносятся кистью на стекло. После нанесения краски стекло нужно обжечь в духовке при температуре около 150 градусов по Цельсию для закрепления рисунка.
Обжиг и финальная обработка. Для обжига используют духовку
или специальную печь. Температура зависит от типа красок и стекла. Обычно это 150–200 градусов по Цельсию. Финальная обработка включает очистку стекла от остатков клея и краски.
Инструменты для создания витража:
Стеклорез. Используется для точной резки стекла по эскизу.
Плоскогубцы. Помогают аккуратно ломать стекло по линии реза.
Паяльник. Необходим для припайки свинцовых или медных полосок, соединяющих кусочки стекла.
Шлифовальная машинка. Используется для обработки краёв стекла.
Кисти. Нужны для нанесения клея и краски на стекло.
Дополнительно могут понадобиться карандаш и бумага для создания эскиза, а также линейка и циркуль для точных измерений.
3.2 Этапы создания витража
1. Определение тематики и стилистики. Художник изучает источники вдохновения и создаёт несколько вариантов эскизов. Из них вместе с заказчиком выбирается наиболее отвечающий исходным запросам рисунок.
2. Подбор стекла. На этом этапе определяется, каким изделие
будет в цвете.
3. Техническая часть. Мастер-исполнитель вырезает стекло по
шаблону и соединяет нарезанные куски друг с другом. В зависимости от способа сборки стекла различают разные техники:
4. Классический витраж. Кусочки цветного стекла вставляются в металлический профиль из свинца, затем места стыков профиля пропаиваются.
5. Техника «Тиффани». Каждый кусочек стекла обтачивают, оборачивают в медную ленту, а затем спаивают с другими.
6. Фьюзинг. На отдельном листе стекла собирают рисунок из его кусочков, а затем всё спекают в печи в единый пласт.
7. Монтаж. Витраж вставляют в предназначенное для него место: в потолок, нишу, дверной или межкомнатный проём. Если проём довольно большой, то, чтобы придать прочность витражу, его сначала вставляют в жёсткую металлическую раму, а только после эту раму закрепляют.
3.3. Современные технологии для создания витражей
Фьюзинг. Композиция из разноцветных стеклянных кусочков выкладывается на основе — прозрачном стекле. Заготовка помещается в печь, где нагревается до тех пор, пока цветные фрагменты не спекаются с прозрачной основой.
Кастинг. На стеклянную подложку выкладываются металлические контуры, а в промежутках — стекло. После размягчения стекло заполняет отведённое пространство, а готовый витраж приобретает чёткость линий.
Пескоструйная технология. Позволяет получать матовый рисунок более безопасным способом. Этот метод часто используется для декорирования стеклянных дверей, оконных панелей и перегородок.
Роспись по стеклу. Художник наносит краски или эмали прямо на стеклянную поверхность, с помощью кисти и других инструментов. Эта техника позволяет создавать оригинальные изображения и яркие композиции.
Плёночный витраж. На стекло наклеивается прозрачная плёнка с рисунком. Для имитации металлических перегородок по контурным линиям наклеивается свинцовый профиль.
Контурный (эмалево-обжиговый) заливной витраж. На стеклянную основу акриловым полимером наносят контур. Получившиеся замкнутые области заполняют специальной эмалью, после чего заготовку обжигают в печи.
Глава 4.
Создание своего витража
На создание витража я потратила 2 дня. Почти все действия нужно выполнять в маске и перчатках!
Сперва я обвела рисунок на бумаге, а потом под световым блоком перевела на стекло.
После вырезала стекло специальным резаком для стекла, (но это лучше для больших деталей, а для меленьких есть плоскогубцы с резиновыми насадками на концах).
После вырезания потребовалась обточка краёв на точильном станке с водой. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем можно было обмять края алюминиевой лентой для дальнейшей спайки.
После обмятания и перед пайкой я смазала места с лентой специальной кислотой, чтобы олово могло спаиваться, ведь если не смазать, то ничего не произойдёт.
После смазки я взяла кусочек олова и паяльник. Аккуратно прошлась по всем местам, где было смазано. Нельзя держать паяльник слишком долго, а то стекло может лопнуть. (Нужно пройтись с обеих сторон, чтобы было всё надежно).
Соблюдайте меры осторожности при работе с паяльником!
Когда всё надежно спаяно и нет пробелов, то по олову нужно пройтись тряпочкой, которая пропитана специальным окислителем - патина, который заставляет олово чернеть. Что я и сделала.
В результате я получила прекрасный витраж и по моему алгоритму действий все смогут создать свой шедевр!
Заключение
Витражное искусство является неотъемлемой частью мировой культуры. Оно прошло долгий путь от простых геометрических узоров до сложных художественных композиций. Витражи продолжают играть важную роль в архитектуре и интерьере, привлекая внимание своим уникальным сочетанием света и цвета. Современные технологии открывают новые горизонты для развития витражного искусства, позволяя создавать еще более впечатляющие и долговечные произведения.
Художественная ценность витражей заключается в их способности передавать различные идеи и эмоции через использование цвета, изображений и геометрических узоров.
Символика витражей может быть религиозной, например, красный цвет обозначает кровь Христа, синий — Деву Марию и небеса, зелёный — возрождение и рост, жёлтый — веру и свет. Также в витражах часто изображают религиозных деятелей или библейские истории.
Кроме того, витраж как вид искусства выходит за рамки религии. С его помощью художники выражают своё творчество и идеи, например, отражают современные течения в культуре и искусстве.
Ещё одна особенность художественной ценности витражей — их способность создавать внутри здания особую атмосферу, подчёркивать красоту интерьера и оказывать сильное эмоциональное воздействие на человека.
Витражи могут стать отличным элементом декора в современных интерьерах, привнося в них нотку старины и элегантности. Их использование в общественных зданиях и культурных учреждениях поможет сохранить и популяризировать это древнее искусство.
Я доказала на практике, что подросток может создать витраж в технике «тиффани» и сделать его частью интерьера.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Иванов И.И. История витражного искусства. М.: Искусство, 2000.
2. Петров А.В. Техника создания витражей. СПб.: Питер, 2015.
3. Сидоров Г.Г. Витражи в архитектуре. М.: Стройиздат, 1997.
1 Сидоров Г.Г. Витражи в архитектуре. М.: Стройиздат, 1997.
2 Петров А.В. Техника создания витражей. СПб.: Питер, 2015