ВВЕДЕНИЕ
С куклами водиться - бытию учиться.
В куклы играть - счастье познать.
Два года назад мне стали очень интересны куклы, как объект исследования, в связи с посещением кружка «Интерьерная кукла», и я решила узнать больше о традиционных и современных куклах, особенно, о русской народной кукле, ведь это наша история, которая передается из поколения в поколение. К тому же, я знала, что в нашей школе под руководством учителя труда Прилепа Оксаны Вячеславовны постоянно ведется работа для поддержки бойцов СВО: плетут сети, собирают посылки с вещами и медикаментами и т.п. На уроках истории и литературы мы неоднократно писали письма и делали открытки для бойцов СВО и отправляли на фронт вместе с посылками. Вот я и задумалась, что же еще можно сделать, чтобы поддержать наших бойцов, как еще можно поднять их боевой дух. И решила более подробно узнать историю русской куклы, ведь на кружке нам рассказывали, что в Древней Руси были специальные куклы-обереги.
Актуальность проекта: Несмотря на век информационных игр, современным детям для развития нужны именно куклы. Кроме того, хотелось помочь бойцам СВО почувствовать себя «защищенными» путем отправки на фронт кукол-оберегов.
Цель проекта: Изучить историю создания куклы и показать какое значение имеет кукла сегодня.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю возникновения куклы;
Составить классификацию кукол по признакам;
Определить значимость куклы в жизни людей;
Изготовить куклу-оберег для воинов СВО, научить этому одноклассников и поучаствовать в акции «Все для Победы!»
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. Метод исторического описания — систематическое и последовательное изложение исторических фактов и событий на основе анализа источников.
2. Сравнительно-исторический метод — сопоставление и анализ различных исторических явлений, процессов и событий с целью выявления общих черт, различий и закономерностей.
3. Ретроспективный метод — изучение прошлого с целью понимания настоящего и прогнозирования будущего. Позволяет выявить исторические корни современных проблем и тенденций.
4. Метод исторической реконструкции — воссоздание целостной картины прошлого на основе анализа имеющихся источников и данных.
Проект имеет как информационное, так и практическое значение. Информация проекта может быть использована в урочной и внеурочной деятельности. А также, данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности, воспитание Гражданина, Патриота! Каждый сможет поучаствовать в акции «Все для Победы!» почувствовать себя сопричастным к победе в СВО.
Сроки работы над проектом.
В целом можно разделить на два этапа:
2024 – 2025 учебный год (изучение теоретической информации, описание результатов деятельности);
Первое полугодие 2025 – 2026 учебного года (изготовление кукол оберегов самой и семиклассниками своей школы, и отправка их в зону СВО).
В работе над проектом я познакомилась со статьями Котовой И.Н., Котовой А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла», в которой авторы затрагивают вопрос о самых древних куклах, дается классификация русской народной куклы, рассказывается о каждой группе русских народных кукол. Кроме того, говорится о том, чем кукла являлась для наших родителей, а чем для современных детей. Дается совет как выбрать качественную куклу и раскрывается вопрос интересны ли куклы и куклотерапия современным детям. Авторы приходят к заключению, что у каждого поколения была своя русская народная кукла, она видоизменялась со временем, но неизменным оставалось одно: дети видели в кукле живого человека, любили и берегли её, а значит на этом примере учились жизни.
В статьях Агаевой И.В. "Кукла-закрутка" «Народное творчество», Берстеневой Е. Кукольный сундучок. «Традиционная народная кукла своими руками» и Дайн Г.Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла. Культура и традиции» я более подробно изучила вопрос о создании древних русских кукол и узнала, как именно создавали куклы-обереги для воинов в Древней Руси.
I. ИСТОРИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
1.1. История развития куклы
Кукла одна из интереснейших страниц истории культуры.
Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли.
А. Синявский
Многие учёные считают, что игрушки появились сразу, как только человек научился обрабатывать различные природные материалы.
Кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. А в других, более ранних цивилизациях - гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Египте, в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпный пеплом после извержения вулкана Везувий в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки – куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.
Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут сбежать от неподвижного хозяина.
История России также не представляется без этих маленьких чудесных созданий. Самые первые делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «баба» – женское божество. В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол.
1.2. Классификация народной куклы
Народные куклы делились на 3 группы: куклы-обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
Русские куклы-обереги
У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
Эти куклы были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц, чтобы жизнь человека не была «колотая» и «резаная». Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать, иногда кукол так и называли "рванки".
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Тряпичную куклу- берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.1
Каждая кукла имела свое предназначение. Куклы-обереги изготавливались для защиты, на все случаи жизни. Куклы изготавливали из разнообразного материала: золы, льна, дерева, щепок, соломы, сухих трав, зерна и др. При изготовлении кукол старались не пользоваться острыми предметами (ножницами, ножами, иглами).
Кукла "Кубышка-Травница" изготавливали,чтобы воздух в избе был чистый. Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка, ставили около кровати больному. Кубышка-Травница следила за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.
Кукла "Крупеничка" ("Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье, на хозяйственность. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
Куклы - лихоманки - эти обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихоманок насчитывается двенадцать штук, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом). Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, из изношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, отработавших свой срок куколок сжигали по весне.
Куклы «Кувадки» - обереги младенцев от злых духов. Несколько веков назад эти куклы использовались в обряде «кувады». Магия обряда связывалась с родами, которые проходили в бане.
Кукла «Неразлучница» - оберег семьи и брака. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбе, закрепленную на полотенце.
Кукла «Филипповка» - шестирукая кукла – помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться со множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Ее изготавливали из соломы, льна, тканей.
Обрядовые куклы
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Кукла “Плодородие” - считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими такая руками, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла “Масленица” – ее делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле была с растительным рисунком.
Кукла «Десятиручка» - кукла, предназначенная молодухе- девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Кукла "Купавка" - на праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например, древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение двенадцатилетних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.2
У многих древних народов был обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды догадались предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан! Так кукла спасла человека.
1.2.3 Игровые куклы
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и голова, с помощью нитки, прикреплённой к туловищу.
Кукла “Полено’’ - исследователи считают, что именно она была наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Кукла “Барыня’’ считается наиболее простой свёрнутой куклой. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову.
Кукла “Малышок - голышек”была распространена среди игровых тряпичных кукол. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.3
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
II Изготовление кукол-оберегов для фронта СВО
В сентябре 2025 года я продолжила работу над проектом. Сначала сама научилась изготавливать куклу-оберег для воинов. Пересмотрела все возможные источники, в которых рассказано и показано, как именно издревле на Руси изготавливали такие куклы.4 И выяснила, что их изготавливали из белой хлопковой или льняной ткани с использованием нити. Нить могла быть как яркого цвета, так и белого. Примечательно, что куклы-обереги для воинов изготавливались без использования ножниц и иголок, так как, по преданию, это могло сократить их жизнь.
Небольшой кусок ткани необходимо свернуть по диагонали. В середину положить что-то для имитации головы. (Я брала синтепон). В источниках нет конкретного упоминания об этом. Возможно в старину это могла быть трава или сено, или, вообще ничего не было. Перевязав нитью, далее из этого куска с боков формировала руки-крылья и также обматывала эти места ниткой. И, в принципе, кукла готова. Лицо (глаза, нос, губы, щеки) у такой куклы не изображалось.
На уроках труда я показала свою куклу-оберег своим одноклассникам и другим ученикам 7х классов, и мы вместе с ними под руководством учителя труда Прилепа О.В. изготовили куклы-обереги для бойцов СВО. Далее, мы написали небольшие записки, вложили эти куклы в посылки и передали на фронт в рамках участия в акции «Все для Победы!», которая в нашей школе проводиться с начала специальной военной операции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поколение наших бабушек играли в «дочки–матери», пеленали, качали в корзинке, носили на руках, строили домики, гуляли, шили одежду, наряжали, ходили в гости друг к другу, лепили «стряпушки» из глины.
У поколения наших мам в играх много общего с бабушками, но они ещё купали, стирали одежду, играли «в школу», делали уколы и «вырезали аппендицит», кукла была зрителем, а девочка перед ней выступала, рассказывали куклам свои секреты, придумывали разные сюжеты, кукольную мебель делали братья.
Наше поколение сейчас тоже играют с куклами. Больше всего современным детям нравятся современные куклы: Барби, Кен, Братц, Беби Борн, потому что у них есть много одежды и различных предметов: сумочки, бутылочки, телефоны, косметика. Этих кукол можно наряжать, делать им макияж, придумывать новые необычные причёски. С ними можно поиграть в «больницу», «салон красоты», «кафе», «магазин».
Куклы постоянно присутствуют в повседневной жизни, напоминают о детстве или являются предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
В древние времена кукла служила больше интересам взрослых людей, чем детей: олицетворяла богов и идолов и участвовала в магических заклинаниях. До сих пор она участвует в христианских представлениях.
В наши дни появилась авторская художественная кукла, которая становится элементом дизайна или является талисманом. А может стать куклой-оберегом для воина, который защищает нашу страну в тяжелый период нашей истории. Ничто не поднимает дух солдат, как письма из дома и небольшие подарочки, пусть даже от совсем незнакомых ребят.
Оберег для солдата - это особая поделка, созданная с любовью и заботой. Этот маленький предмет носит символическое значение и призван защищать и поддерживать солдата во время службы. Оберег для солдата является не только красивым украшением, но и напоминанием о любви и опоре, которые он получает от своей семьи и близких. Он помогает солдату оставаться сильным и верить в свою силу в самые трудные моменты.
Эта маленькая кукла-оберег, которая легко помещается на ладошке, способна передать теплоту родных рук, которые ее сделали, отвести от солдат беду и всячески помогать в дороге. Для дорогих и близких, находящихся на передовой, в пути далеко от дома, кукла станет другом.
Она будет напоминать солдатам о том, что дома ждут любящие родные.
Изготавливая обереги, в виде куколок, каждый участник закладывал в них только положительные эмоции и веру в скорую победу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаева И.В. "Кукла-закрутка" «Народное творчество» – 2004, №3.
2. Берстенева Е. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками – Белый город – 2010.
3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции – 2007.
4. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» СПб.: Паритет, 2008.
5. Журнал «Маруся», №4-2001, изд. «Просвещение», Москва.
Режим доступа: http://maminsite.ru/early.files/kukolki.html
6. Мастер-класс по изготовлению русской народной куклы "Крупенички»
Режим доступа: http:www.ruruklf.ru/article/ok
1 Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» СПб.: Паритет, 2008
2 Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции – 2007.
3 Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции – 2007.
4 Агаева И.В. "Кукла-закрутка" «Народное творчество» – 2004, №3.