Введение
Современный мир меняется быстро и динамично. Наше государство – главный участник современных международных отношений. Так или иначе, большинство глобальных вопросов связаны с Россией.
Глобализация становится прямым проводником в связях международных взаимодействий. Это сложный и неизбежный процесс, который касается жизни каждого человека. Глобализация заключается в том, что происходит интеграция и унификация, обмен в социальной, культурной, экономической, политической и других сферах жизни.
Россия - это важное звено в мировом культурном процессе. Россия, как страна с большим культурным наследием и разнообразными традициями, находится в центре этого процесса. С одной стороны глобализация способствует обмену традициями, инновациями, идеями. С помощью медийного пространства происходит поглощение различных культур со всех точек нашей планеты, соответственно сближение государств. С другой стороны, ее процесс может нести угрозу в самобытности российской культуры.
Актуальность темы заключается в том, что культурная сфера России меняется под влиянием глобализации. Появляются новые возможности для развития, но параллельно ослабляется интерес к национальной культуре, и появляются риски в общественной идентичности. Важно выявить, как глобализация влияет на культурные тенденции и самоощущение россиян, а так же, как Россия может активно участвовать в глобальном культурном диалоге, сохраняя при этом свою уникальность.
Цель работы – изучить влияние глобализации на российское общество, выявить ее достоинства и недостатки, а так же найти способы сохранения культурной идентичности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и основные проявления глобализации;
2. Выделить положительные и отрицательные стороны её влияния на российское общество;
3. Изучить отношение современного общества к элементам глобальной и национальной культуры;
4. Провести социологический опрос для выявления культурных предпочтений;
5. Сформулировать вывод о том, как возможно сосуществование глобальных и культурных интересов.
Гипотеза заключается в том, что глобализация привела к культурному сближению Российского общества с миром, но одновременно оказывает как положительные, так и отрицательные последствия.
При подготовке работы использовались статьи по изучению глобализации, материалы социологических исследований. Эти источники позволили объективное представление о культурных процессах влияния глобализации.
Тема культурного влияния изучена достаточно обширно, однако в большинстве исследований акцент делается либо на экономических аспектах, либо на общем представлении глобализации.
Личный вклад автора заключается в изучении данных по культурному влиянию глобализации, сравнения различных точек зрения, а так же в выделении ключевых проблем и поиска решений с опорой на актуальные источники.
Глава 1. Влияние глобализации на современное российское общество
Положительные аспекты глобализации
Глобализация открывает России доступ к новым технологиям, идеям и возможностям. На данный момент мир находится в ситуации перехода к постиндустриальной цивилизации. Интенсивно развиваются информационные и коммуникационные технологии, и глобализация продолжает оказывать значительное влияние на современное российское общество. Это создает огромный поток культурного влияния. В таких условиях особенно заметны достоинства культурной глобализации.
Глобализация открывает возможности к доступу мирового культурного наследия – литературе, фильмам, образованию, научным разработкам, цифровым сервисам. Это повышает уровень эрудированности и образованности населения, развивает кругозор, формирует критическое мышление, способствует пониманию и принятию различных культурных традиций. В постоянном взаимодействии с иностранными культурами в российском обществе усиливаются ценности толерантности и готовности к межкультурному диалогу.
Глобализация оказывает также воздействие на творческую индустрию. Творческие деятели, такие как музыканты, художники, режиссеры, дизайнеры, опираются на зарубежных исполнителей, что делает их продукцию более конкурентоспособной, стремясь к мировым стандартам. Также появляются новые возможности для сотрудничества и обмена идеями, которые могут сочетать элементы различных культур. Это приводит к созданию уникальных культурных проектов, таких как выставки, концерты, театральные постановки. Такая форма влияния глобализации помогает творческим личностям из России делиться своими работами с мировой аудиторией.
Глобализация развивает повседневную жизнь россиян, создавая новые формы досуга, кухни, праздники и городские проекты, что делает жизнь населения России более динамичной. В крупных российских городах появляются выставки, фестивали, концертные площадки – все это развивается благодаря обмену международным опытом и культурой. Жители городов начинают жить в насыщенной и активной культурной среде, где возможностей становится гораздо больше, чем раньше.
Развитие туризма. Глобализация укрепляет интерес иностранцев к России как к стране с уникальной историей и культурой. Множество зарубежных туристов приезжают, чтобы увидеть Москву, Байкал, Кавказ, Урал, Санкт- Петербург и другие регионы.
Глобализация улучшает сферу образования и делает его более открытым и доступным. Россияне получают возможность учиться при мировых университетах, научных центрах и культурных учреждений. Международные платформы, лекции, вебинары и онлайн-курсы позволяют человеку из любого города получать знания, которые раньше были доступны только зарубежным учебным заведениям. Это повышает уровень образованности общества и способствует повышению квалификации в различных областях.
Повышается уровень упрощения коммуникации. Благодаря развитию технологий, социальных сетей и приложений у россиян есть возможность легко общаться с людьми из других стран. Это позволяет участвовать в международных проектах и реализовывать совместные инициативы. Взаимодействие между россиянами и жителями других стран становится доступным и свободным.
Глобализация помогает в развитии предпринимательства. Малый и средний бизнес получают доступ к мировым технологиям, новым рынкам, маркетинговым инструментам для российских компаний. Это создает возможности для экспорта товаров и услуг, а так же для привлечения инвестиций. Многие современные профессии, такие как: маркетологи, дизайнеры появились благодаря глобализации. Российские предприниматели могут использовать международный опыт для развития своих бизнесов. Это повышает возможности для самореализации общества и открывает путь к созданию собственного бизнеса.
Негативные аспекты глобализации
Глобализация несет за собой множество изменений, но не всегда они положительные. Иногда мы даже не замечаем, как они влияют на нас каждый день.
В страну входят чужие стандарты, давление конкуренции, культурные конфликты. Приходят новые вызовы, которые меняют привычный уклад жизни людей. Некоторые из этих влияний становятся особенно заметными в последние десятилетия.
Из-за глобализации проявляется спад интереса к народной культуре и традиций. Российское общество меньше интересуется национальной историей, культурными ценностями. Через интернет, кино, социальные сети приходит значительный поток массовой культуры. Люди, особенно молодежь, начинают ориентироваться на зарубежные стандарты поведения, образ жизни. Это приводит к постепенной потере части национальной культуры. Уменьшается популярность народного искусства, традиционных праздников. В своей речи мы стали чаще использовать англицизмы, постепенно они заменяют привычные русские слова и выражения, что меняет восприятие языка. С этим связана и проблема языков малых народов. Малые этносы перестают активно передавать свой язык детям, и он постепенно уходит из жизни, а вместе с ним исчезает уникальная история и культура народа.
Глобализация также затронула тему семьи. Мировая мода с акцентом на карьеру, постоянную спешку приводят к тому, что люди откладывают рождение детей. В России, где и так наблюдается снижение рождаемости, происходит усугубление демографического кризиса. Меньше молодых людей, больше нагрузка на пенсионную систему и нехватка рабочей силы в будущем.
Из-за глобальных требований меняется и рынок труда. Появление иностранных компаний и новые технологические стандарты требуют от работников навыков, которых нет у части населения. Это ведет к безработице и дефициту квалифицированных кадров.
Экономическая интеграция делает российскую экономику уязвимой: падение мировых цен на сырье падают, перебои в международных поставках и санкции бьют по производству и доходам людей.
Усиливается давление социального неравенства. Усиливается разрыв между столицами и регионами. В городах растут зарплаты, строятся лучшие школы и клиники, а в регионах – дефицит рабочих мест и отток молодежи. Создается социальное напряжение, в обществе увеличивается миграция в главные города, а регионы остаются в стороне.
Глобализация влияет и на внешность. В социальных сетях формируются единые мировые стандарты красоты. Данное давление приводит к комплексам у людей, возрастает спрос на косметические процедуры и пластические операции. Это побуждает людей стремиться к внешним нормам, которые не имеют отношения к их культуре, возрасту, особенностям.
Похожая ситуация возникает с питанием. Глобализация популяризирует фастфуд. Мировые стандарты вытесняют традиционные российские блюда. Это влияет на здоровье, меняет рацион и создает зависимость от зарубежных продуктов. Повышается риск ожирения, хронических заболеваний и зависимость от импортированных продуктов, а так же разрывает гастрономическую культуру разных регионов.
Кроме этого, глобальный мир облегчает распространение опасностей. Открытость границ и международных связей упрощают передвижение людей и идей, вместе с этим распространяются террористические сети, радикальные идеологии и эпидемии. Для России это требует постоянного отслеживания границ, инвестиций в здравоохранение и работы служб безопасности, контролирования здоровья населения, чтобы противостоять этим угрозам.
Все перечисленные недостатки означают, что влияние глобализации извне создает серьезные риски для российского общества.
Глава 2.Авторское исследование с помощью соц–опроса
2.1 Организация и проведение исследования
Чтобы понять, как на людей разных поколений влияет глобализация, был проведен социологический опрос. Авторский опрос поможет разобраться, что объединяет людей разных возрастов, а что - наоборот - показывает различия.
В социологическом опросе принимали участие следующие возрастные категории:
- Дети 8-12 лет
- Подростки 13-19 лет
- Молодежь 20-35 лет
- Взрослые 35 - 45 лет
- Старшее поколение 45+
Данное распределение поможет отразить различия в социальном опыте, культурных привычках и в интересах каждого поколения.
Основные темы опроса:
- Мультфильмы
- Еда
- Одежда
- Предметы быта
- Традиции
- Тип юмора
- Музыкальные инструменты
Эти категории позволяют разделить как устойчивые элементы культуры, так и влияние медийных тенденций.
Социологический опрос:
Ок или хорошо?
«Ну, погоди!» или «Том и Джерри»?
Бургер или блины?
Шапка ушанка или балаклава?
Валенки или угги?
Самовар или френч-пресс?
Тульский пряник или маффин?
Вырезать тыкву на Хэллоуин или печь блины на масленицу?
Мем или анекдот?
Балалайка или укулеле?
Вопросы были подобраны так, чтобы они были простыми и быстрыми для ответа.
Такой набор помогает определить различия между поколениями и понять, какие элементы культуры сохраняются, а какие трансформируются в глобальные зависимости.
2.2. Анализ социологического опроса
Целью опроса являлось сравнение культурных ценностей людей разных возрастных категорий: мультфильмы, еда, одежда, предметы быта, традиции, тип юмора, музыкальные инструменты и т.д. Эти темы были выбраны потому, что они являются частью повседневной жизни и лучше показывают, как меняется культура со временем. Можно увидеть, какие культурные предпочтения остаются важными для всех поколений, а какие меняются под влиянием глобальных и социальных условий. Становится ясно, как формируется современная культура, и как прошлое продолжает на нее воздействовать в настоящее время.
Для решения поставленной задачи был проведен социологический опрос. В опросе приняло участие 80 человек: дети, подростки, молодежь, взрослые и старшее поколение. Участие происходило добровольно, опрашивающим предоставлялось краткое пояснение целей исследования. Респондентам предлагалось ответить на заранее подготовленные вопросы, после чего их ответы записывались в таблицу. Фиксация данных выполнялась в момент общения, чтобы не допустить потерю информации и сохранить точность высказываний.
После завершения опроса ответы были распределены по возрастным категориям и выделены самые повторяющиеся мнения.
Результаты опроса приведены в таблице
Результаты авторского социологического опроса
|
№ п/п |
Вопросы |
8-12 лет |
13-19 лет |
20-35 лет |
|
45 + |
|
1 |
Ок или хорошо? |
Ок |
Хорошо |
Хорошо |
Ок |
Хорошо |
|
2 |
«Ну, погоди!» или «Том и Джерри» |
«Ну, погоди!» |
«Ну, погоди!» |
«Том и Джерри» |
«Том и Джерри» |
«Ну, погоди!» |
|
3 |
Бургер или блины |
Блины |
Блины |
Блины |
Блины |
Блины |
|
4 |
Шапка ушанка или балаклава |
Шапка ушанка |
Балаклава |
Балаклава |
Балаклава |
Шапка ушанка |
|
5 |
Валенки или угги |
Валенки |
Угги |
Угги |
Валенки |
Угги |
|
6 |
Самовар или френч-пресс |
Самовар |
Самовар |
Френч-пресс |
Френч-пресс |
Френч-пресс |
|
7 |
Тульский пряник или маффин |
Тульский пряник |
Тульский пряник |
Маффин |
Маффин |
Маффин |
|
8 |
Вырезать тыкву на Хэллоуин или печь блины на масленицу |
Печь блины на масленицу |
Печь блины на масленицу |
Вырезать тыкву на Хэллоуин |
Печь блины на масленицу |
Печь блины на масленицу |
|
9 |
Мем или анекдот |
Мем |
Анекдот |
Мем |
Анекдот |
Анекдот |
|
10 |
Балалайка или укулеле |
Балалайка |
Укулеле |
Укулеле |
Укулеле |
Балалайка |
В младшей группе (8–12 лет) преобладал короткий ответ «Ок», сохранялся устойчивый интерес к мультфильму «Ну, погоди!», выбирались традиционные ассоциации вроде блинов, балаклавы, валенок, самовара и пряника, а также выпекания блинов, анекдоты и балалайка.
Подростковая группа (13–19 лет) демонстрировала частичное совпадение с младшими участниками по мультфильмам и блюдам, однако в ответах проявлялось больше современных элементов: в оценочных формулировках преобладало слово «Хорошо», среди головных уборов чаще выбиралась ушанка, а среди зимней обуви — угги, при этом сохранялись традиционные предпочтения, такие как пряник, блины и балалайка, но в сфере юмора отвечающие чаще упоминали анекдоты.
В возрастной группе 20–35 лет ответы оказались более разнообразными: оценочные формулировки были нейтральными «Хорошо», предпочтения по мультфильмам смещались в сторону «Тома и Джерри», сочетание традиционной и западной культуры проявилось в равном выборе между блинами и бургерами, но на небольшую долю блины все-таки лидировали. Главными головным убором остаётся ушанка, а среди десертов доминировали маффины, в этой группе впервые появилось упоминание о вырезании тыквы как сезонной традиции, а музыкальная ассоциация сместилась в сторону укулеле. В категории 35–45 лет зафиксировано сочетание традиционных и современных ответов: преимущественно выбирали вариант «Ок», предпочтение мультфильму «Том и Джерри», выбор блинов как устойчивой культурной ассоциации, а также такие элементы, как балаклава, валенки, френч-пресс и маффин, при этом среди праздничных занятий доминировали блины на Масленицу, а среди юмористических форм — анекдоты. У представителей старшей возрастной группы 45+ наблюдалось сочетание равного интереса к мультфильмам «Ну, погоди!» и «Том и Джерри», однако советская анимация была выбрана чаще. Отвечали преимущественно «Хорошо», преобладание блинов, угги и шапки ушанки многократно упоминались, а также частый выбор турки и маффина. Кроме того, участники этой группы чаще связывали традиции с процессом выпекания блинов, предпочитали анекдоты и сохраняли интерес традиционному музыкальному инструменту - балалайке.
Результаты демонстрируют, что у разных поколений есть как общие культурные точки, так и различия, формирующиеся под влиянием времени. Опрос показывает, что молодые люди и среднее поколение чаще выбирают западные элементы культуры, а дети и старшие, напротив - чаще ориентируются на традиционные элементы.
Заключение
В ходе исследовательской работы сделан вывод о том, что глобализация, так или иначе, влияет на современное российское общество. Современный мир развивается быстро, и Россия становится ключевым участником в международных отношениях. Глобальные изменения отражаются во всех сферах жизни людей - социальной, культурной, экономической и политической.
Глобализация объединяет людей, но этот процесс несет в себе достаточное количество положительных и отрицательных аспектов. Она открыла людям новые возможности. Россия активно принимает участие в мировых процессах через международные связи, обменом информацией и культурой. Но вместе с этим возникают трудности: социальные различия, выросла конкуренция, демографические проблемы, меняется восприятие языка. Взаимодействуя в международных процессах, глобализация стала частью современного российского общества и продолжает формировать его будущее.
Однако, как показали полученные результаты в ходе социологического опросасреди современного российского общества разных поколений, что культурная и социальная сферы являются одними из самых уязвимых. Участникам предлагалось ответить на вопросы о мультфильмах, еде, одежде, традициях, музыке и использовании иностранных слов. Молодые люди и дети чаще выбирали зарубежные фильмы, современные музыкальные направления и активно использовала англицизмы в речи, что показывает открытость к мировым культурным изменениям. Взрослые чаще сочетали национальные традиции с элементами мировой культуры, выбирая привычные блюда и отечественные фильмы, но при этом интересовались новыми технологиями и современными формами досуга. Старшее поколение преимущественно отдаёт предпочтение российским традициям и языку, реже использует иностранные слова и ценит привычные культурные формы.Результаты социологического опроса продемонстрировали, что глобализация действительно меняет повседневные привычки и культурные ценности россиян.
Список использованной литературы
Атлас глобализации. Попытка осмысления современного мирового пространства / М.-Ф. Дюран, Ф. Копинши, Б. Мартен и др. ; пер. с фр. Е. В. Головина. — М. : Прогресс-Традиция, 2014. — 256 с.
Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире / ред. С. Я. Веселовский. — М. : Ин-т науч. информ. по обществ. наук (ИНИОН) РАН, 2012. — 312 с.
Кувалдин В. Б. Глобальный мир. Политика. Экономика. Социальные отношения. — М. : Весь Мир, 2017. — 368 с.
Пьянкова С. В. Культурная политика России в условиях глобализации // Система ценностей современного общества. — 2013. — № 1.— 4 с.
Хамидуллин Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация). — Оренбург : Оренбургский гос. ун-т, 2015. — 140 с.
Черняева Д. Труд в эпоху глобализации // ПостНаука. — 2016.