Феномен предательства в структуре социальных представлений

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Феномен предательства в структуре социальных представлений

Стрельникова Ю.В. 1
1МБОУ «СОШ №10», г. Славгород
Теобальдт О.И. 1Вайцель Б.А. 2
1МБОУ «СОШ №10», г. Славгород
2КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Целью исследовательской работы является исследовать феномен предательства в структуре социальных представлений старших школьников МБОУ «СОШ № 10».

В исследовании выдвинуты гипотезы: структура социального представления о предательстве различается у девушек и юношей; структура феномена предательства будет более сложная у юношей, чем у девушек.

Для исследования используется следующий комплекс методов: полуструктурированное интервью, анкетирование, контент-анализ, опрос, методы математической статистики, сравнительный анализ.

Для проведения эмпирического исследования использовались методики: методика незаконченного предложения «Предательство - это...»; анкета «Способны ли вы на предательство?»; ассоциативная методика «Предательство» с последующим интервьюированием; методика «Обзор ценностей Шварца (SVS)» автор: S. Schwartz (1992), адаптация: В. Н. Карандашев (2004); Пятифакторный опросник личности, 5PFQ автор: Heijiro Tsuji (1996), адаптация: А. Б. Хромов (2000), методика «Проактивное совладающее поведение, PCI» авторы: E. Greenglass, R. Schwarzer, S. Taubert (1999), адаптация: Е. С. Старченкова (2009).

Исследование по теме проходило в четыре этапа: первый этап – теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; второй этап – эмпирический - исследование предательства в структуре социальных представлений старших школьников МБОУ «СОШ №10»; третий этап – аналитический – анализ результатов, полученных в ходе эмпирического этапа, составление диаграмм и таблиц; четвертый этап – заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на формирование эмоционального интеллекта и развитие коммуникативных навыков старших школьников. По результатам социологического исследования были сделаны выводы о предательстве у старших школьников и их структуры социальных преставлений.

Феномен предательства в структуре социальных представлений

(на примере социологического исследования)

Стрельникова Юлия Валерьевна

Россия, Алтайский край, г. Славгород

МБОУ «СОШ №10», 11 класс

Научная статья

Актуальность. Развитие современного общества обусловило возникновение предательства, способного преследовать собственные цели, обособленного от окружающих. Появление страха перед трудностями, обусловлено нарастанием эмоций, становлением культа «собственного я», принятием постулата «каждый сам за себя» и сменой ценностных ориентаций, которые являются отражением в сознании человека как что-то плохое, признаваемых в качестве вреда и в общих мировоззренческих ориентиров.

В связи с серьезными изменениями в обществе к индивидам предъявляются особенно высокие элементы: вред, обман, негативность, грусть, печаль, обида, неуважения, хитрость, ложь, слабость, страх, не уверенность в себе и т. д.. От того насколько будут выражены предательские способности, и какими они будут, зависит формирование общества к предательству. Поэтому исследование предательства – актуальная тема, требующая всестороннего изучения.

Объект: феномен предательства.

Предмет: отношение школьников к предательству.

Цель: исследовать феномен предательства в структуре социальных представлений старших школьников МБОУ «СОШ № 10».

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические материалы по проблематике темы (подходы к определению предательства).

  2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление структуры феномена предательства у старших школьников МБОУ «СОШ №10».

  3. Разработать практические рекомендации, направленные на

Гипотезы исследования: структура социального представления о предательстве различается у девушек и юношей; структура феномена предательства будет более сложная у юношей, чем у девушек.

Эмпирическую основу составили исследования, проводимые среди старших школьников МБОУ «СОШ №10» по методикам: методика незаконченного предложения «Предательство - это...»; анкета «Способны ли вы на предательство?»; ассоциативная методика «Предательство» с последующим интервьюированием; методика «Обзор ценностей Шварца (SVS)» автор: S. Schwartz (1992), адаптация: В. Н. Карандашев (2004); Пятифакторный опросник личности, 5PFQ автор: Heijiro Tsuji (1996), адаптация: А. Б. Хромов (2000), методика «Проактивное совладающее поведение, PCI» авторы: E. Greenglass, R. Schwarzer, S. Taubert (1999), адаптация: Е. С. Старченкова (2009).

Генеральная совокупность: старшие школьники.

Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности.

Объем выборки: ученики 10 классов (58 человек), ученики 11 классов (48 человек). N=106 человек.

Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, психологический анализ, сравнительный анализ, полуструктурированное интервью, контент-анализ, методы математической статистики.

Исследование по теме проходило в четыре этапа: первый этап – теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; второй этап – эмпирический – проведение эмпирического исследования на выборке школьников МБОУ «СОШ №10»; третий этап – аналитический – анализ полученных результатов, полученных в ходе эмпирического этапа, составление диаграмм и таблиц; четвертый этап – заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.

Степень научной разработанности темы: основные положения предательства рассмотрены в трудах Х. Ш. Рахмана, Дж. Фрейда, С. Московичи, Э. Фром., Т. В. Безсолицина; представления о предательственом характере Р. Гобин, Дж. Фрейд, А. Мурд, С.Колева; основные положения социальных представлений о предательстве В. Вагнер, Д.Жодле.

Научная новизна. Проведен анализ школьников особенности регулярной функции социальных представлений о подобных феноменах как об отрицательных событиях жизненного пути. Изучена типология социального поведения одноклассников в условиях групповой деятельности и определена совместимость членов данной группы. Также проведен психологический анализ, который определяет отношения школьников к предательству. Разработаны практические рекомендации, направленные на развитие эмоциональных компонентов школьников.

Практическая значимость: результаты исследования и разработанные рекомендации помогут школьникам для сохранения конструктивного взаимодействия, анализировать поступки и действия данные навыки позволять выстроить эффективную линию поведения в любой ситуации.

Теоретико - методологическая база: в психологической науке существует четыре основных теоретических подхода к исследованию проблемы предательства: концепция травмы предательства, подход Рахмана, подход Т.Л.Крюковой и М.В.Сапоровской, подход Н.С. Смирновой. Прежде чем перейти к описанию феномен предательства в структуре социальных предприятий автором работы была составлена таблица «Теоретические подходы к понятию предательство». (Приложение 1, таблица 1). Так, под предательством в работе поднимается процесс восстановления, после которого школьникам требуется совладания как с эмоциональными, так и когнитивными последствиями травмы.

Основное содержание

Эмпирическое исследование логично разделено на

1 этап – Исследование деятельностного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников.

2 этап – Исследование эмоционально-ценностного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников

3 этап – Исследование содержательного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников

4 этап – Изучение структуры ценностей, влияющей на представления о предательстве у старших школьников

5 этап – Выявление важных свойств личности и особенностей поведения старших школьников в некоторых жизненных ситуациях

6 этап – Исследование проактивного совладающего поведения старших школьников

1 этап – Исследование деятельностного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников

На этапе проводилась авторская анкета «Взгляды школьников на предательство». Результаты были сведены в диаграммы (Приложение 2, рисунки 1-11). Проанализировав ответы респондентов было выявлено:

1.Большая часть респондентов – юношей (70%) никогда не предавали, 19% - редко предавали, а 11% - часто предают. Большая часть респондентов – девушек (57%) никогда не предавали, 31% - редко предавали, а 12% - часто предают (Приложение 2, рисунок 1).

2.Большая часть респондентов – юношей (62%) не выдают чужие тайны, 30% - случайно выдают чужие секреты, а 8% - тяжело держат информацию в себе. Большая часть для респондентов – девушек (64%) не выдают чужие тайны, 21% - случайно выдают чужие секреты, а 14% - тяжело держат информацию в себе. (Приложение 2, рисунок 2).

3.Большая часть респондентов – юношей (70%) отрицательно относятся к разглашению чужих секретов, 19% - считают приемлемым разглашать чужие секреты, а 11% - избегают, но иногда не могут удержаться. Большая часть респондентов – девушек (71%) отрицательно относятся к разглашению чужих секретов, 14% - считают это приемлемым разглашать чужие секреты, а 14% - избегают, но иногда не могут удержаться (Приложение 2, рисунок 3).

4.Большая часть респондентов – юношей (49%) редко любят врать, 38% - никогда не врут, 8% - постоянно врут, а 5% - часто любят врать. Большая часть респондентов – девушек (50%) редко любят врать, 36% - никогда не врут, 7% - постоянно врут, а 7% - часто любят врать (Приложение 2, рисунок 4).

5.Большая часть респондентов – юношей (72%) попытались найти компромисс при выборе между личной выгодой или выгодой близкого друга, 14% - выбирают выгоду друга и их интересы могут подождать, а 14% - личную выгоду, если что-то значительное. Большая часть респондентов – девушек (48%) попытались найти компромисс при выборе между личной выгодой или выгодой близкого друга, 26% - выбирают выгоду друга и их интересы могут подождать, а 26% - личную выгоду, если что-то значительное (Приложение 2, рисунок 5).

6.Большая часть респондентов – юношей (49%) соглашаются, чтобы помочь другу соврать, 46% - отказываются, а 5% - помогают, но просят что-то взамен. Большая часть респондентов – девушек (48%) соглашаются, чтобы помочь другу соврать, 33% - отказываются, а 19% - помогают, но просят что-то взамен (Приложение 2, рисунок 6). (Приложение 2, рисунок 6).

7.Большая часть респондентов – юношей (32%) предают, чтобы использовать в своих интересах, 27% - предают ради веселья, 22% - от безысходности, а 19% - трусость. Большая часть респондентов – девушек (38%) предают от безысходности, 36% - трусость, 14% - предают, чтобы использовать в своих интересах, а 12% - ради веселья (Приложение 2, рисунок 7).

8.Для большей части респондентов – юношей (87%) предательство – слабость, 8% - удовольствие, а 5% - быть лидером. Для большей части респондентов – девушек (74%) предательство – слабость, 14% - быть лидером, а 12% - удовольствие. (Приложение 2, рисунок 8).

9.Большая часть респондентов – юношей (70%) делают выводы от предательства со стороны кого-то близкого, 24% - долго не могут простить и забыть, а 6% - сразу продумывают план мести. Большая часть респондентов – девушек (52%) делают выводы от предательство со стороны кого-то близкого, 33% - долго не могут простить и забыть, а 15% - сразу продумывают план мести (Приложение 2, рисунок 9).

10.Большая часть респондентов – юношей (38%) игнорируют слухи о себе, 32% - используют как урок, а 30% - чувствую себя преданной. Большая часть для респондентов – девушек (43%) игнорируют слухи о себе, 33% - чувствую себя преданной, а 24% - используют как урок (Приложение 2, рисунок 10).

2 этап – Исследование эмоционально-ценностного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников

На втором этапе применялась методика незаконченного предложения. Все результаты сведены в таблицы (Приложение 3, таблица 1-2).

Проанализировав результаты юношей было выявлено:

1)Предательство для респондентов – юношей в большой степени – это плохо (8), зло (4), грусть (3), ложь (2), злость (2), измена (2), обида (2), вайб (2), ранит (2), печаль (2), гроб (2), вред (1), злоба (1), база (1), гнев (1), обман (1), не приходят от врага (1), нарушение (1), совесть (1), жестоко (1), человечество (1).

2)Предают для респондентов – юношей в большой степени – это друзья (9), меня (7), семью (4), трусы (3), люди (3), враги (2), гады (2), слабые (2), себя (1), только плохие (1), все (1), редко (1), черти (1), плохо (1), больно (1), команду (1), родители (1), животные (1), родину (1).

3)Предавать можно только для респондентов – юношей в большой степени – это никого (12), врагов (8), нельзя (5), никогда (3), всех (3), такие же предатели (2), гадов (2), всегда (1), меня (1), свои убеждения (1), профессию (1).

4)Предавать не стоит для респондентов – юношей в большой степени – это никого (9), никогда (7), всех (5), родину (5), друзей (4), врагов (3), семью (2), родителей (2), нельзя (1), меня (1).

5)Ваши действия в ситуации предательства для респондентов – юношей в большой степени – это плакать (6), разочарование (6), не общаться с предателем (5), гнев (4), равнодушие (4), понять (3), злость (2), неуважение (2), грусть (1), плохо (1), зло (1), принять и отпустить (1), анализ (1), оборвать все связи с предателем (1), задуматься почему (1), никого (1), спокойствие (1), ущерб – материальный и эмоциональный (1), обида (1).

6)Предавший человек для респондентов – юношей в большой степени – это плохой (11), предатель (10), не хороший (4), обманщик (3), я (3), врун (2), урод (1), ужасный человек (1), никому не нужен (1), неспособность (1), будет убит (1), мерзкий (1), лгун (1).

Проанализировав результаты девушек было выявлено:

1)Предательство для респондентов – девушек в большой степени – это плохо (7), ложь (5), зло (4), гнев (4), обман (3), разочарование (2), ужасно (2), злость (2), измена (2), друг (2), самый низкий поступок (1), выбор (1), вообще жесть (1), печаль (1), вайб (1), грусть (1), боль (1), подло (1), вред (1), отмена консультации (1).

2)Предают для респондентов – девушек в большой степени – это друзья (10), люди (8), меня (7), себя (3), часто (2), унижают (1), близких (1), ублюдки какие-то (1), неискренние мрази (1), боль (1), врут (1), трусы (1), семья (1), родных (1), редко (1), обижают (1).

3)Предавать можно только для респондентов – девушек в большой степени – это нельзя (12), никого (8), врагов (7), никогда (4), себя (3), плохих людей (3), не надо предавать (1), когда нужно тебе (1), обдумав (1), трудность (1), в случае чрезмерной необходимости (1), не лучших (1), лицемерных (1).

4)Предавать не стоит для респондентов – девушек в большой степени – это никого (15), близких (6), семью (3), меня (3), друзья (3), всегда (2), никогда не стоит (2), всех (2), верно (1), не стоит (1), родственников (1), никогда (1), родителей (1), ни в коем случае (1), родных (1).

5)Ваши действия в ситуации предательства для респондентов – девушек в большой степени – это равнодушие (8), минус вайб (5), игнорирование (3), злость (3), никогда больше не стану общаться с ним (3), разочарование (2), плохо (2), гнев (2), близкого (2), уходить (2), игнор (1), месть (1), обида (1), печаль (1), плевать (1), оборвать все конфликты с предателем (1), послать человека в ад (1), зло (1), сложно оправдать (1), переправленный (1), уход (1).

6)Предавший человек для респондентов – девушек в большой степени – это плохой (15), предатель (4), врун (3), трус (2), зло (2), враг (2), падший (1), бесстыжий (1), тварь (1), поступок низко (1), неуважение (1), гнев (1), умрёт (1), идиот (1), неверный (1), сумасшедший (1), не хороший (1), не прав (1), должен извиниться (1), недоверие (1), будет наказан (1).

3 этап – Исследование содержательного компонента в структуре представлений о предательстве у старших школьников

На третьем этапе применялась ассоциативная методика «Предательство – это». Полученные результаты внесены в таблицы (Приложение 4, таблица 1,2). Из таблицы видно, что респонденты – юноши имеют более сложную структуру предательства в сравнении с респондентами-девушками. Если для девушек предательство - измена в отношениях, распространение секретов, отказ поддержать в трудную минуту, то для юношей – это нарушение обязательств, отречение от своих моральных убеждений, преступление в адрес государства и Родины.

4 этап – Изучение структуры ценностей, влияющей на представления о предательстве у старших школьников

На четвертом этапе применялась методика «Обзор ценностей Шварца (SVS)» автор: S. Schwartz (1992), адаптация: В. Н. Карандашев (2004). Результаты внесены в таблицу (Приложение 5, таблица 1) и отображены на диаграмме (Приложение 5, рисунок 1).

Согласно методике, первые 3 ценности имеют значение для личности, остальные семь – нет. Так как мы выявляем тенденцию, мы берем первые три ценности для каждой выборки. Так, у девушек лидирующие позиции занимают традиции (4,74), достижения (4,97), стимуляция (4,76), а у юношей безопасность (5,83), гедонизм (5,83), доброта (5,28).

Важность ценности «Традиции» у девушек может объясняться рядом причин: соблюдение традиций помогает воспитывать уважение к старшим и традициям, что важно для гармоничного развития личности; соблюдение традиций способствует социальной интеграции и укреплению связей внутри семьи; традиции играют важную роль, укрепляют социальные связи, помогают им сохранять связь с культурой, развивают свои личности.

Важность ценности «Достижения» объясняется: достижения помогают девушкам чувствовать себя более уверенно в различных жизненных ситуациях; стремление к достижениям способствует личностному росту и развитию; помогают девушкам реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей.

Важность ценности «Стимуляция» обусловлена: повышает самооценку и уверенность в себе; снижает уровень стресса; поддерживает эмоциональное благополучие.

Важность ценности «Безопасность» видится в ряде причин: безопасность позволяет юношам планировать свое будущее без страха перед возможными угрозами; безопасность связана с защитой прав и свобод; чувство безопасности способствует психологическому благополучию.

Важность ценности «Гедонизм» раскрывается через факторы: стремление к удовольствиям может способствовать активному социальному взаимодействию, так как многие удовольствия связаны с общением, дружбой; в процессе поиска удовольствий юноши могут развивать различные навыки, такие как умение планировать время, принимать решения и адаптироваться к новым ситуациям; гедонизм должен быть сбалансирован с ответственностью и учетом последствий своих действий.

Важность ценности «Доброта» обусловлена: способствует улучшению эмоционального состояния. Помогая другим и проявляя заботу, юноши могут испытывать чувство удовлетворения и радости; способствует развитию эмпатии, способности понимать и разделять чувства других людей; ценность «Доброта» играет важную роль в личностном развитии юношей, помогая им строить гармоничные отношения, развивать важные навыки и вносить позитивный вклад в общество.

5 этап – Выявление важных свойств личности и особенностей поведения старших школьников в некоторых жизненных ситуациях

На пятом этапе применялась методика «Пятифакторный опросник личности, 5PFQ» автор: Heijiro Tsuji (1996), адаптация: А. Б. Хромов (2000). Результаты сведены в таблицу (Приложение 6, таблица 1) и визуализированы в диаграмму (Приложение 6, рисунок 1).

6 этап – Исследование проактивного совладающего поведения старших школьников

На шестом этапе применялась методика «Проактивное совладающее поведение, PCI» авторы: E. Greenglass, R. Schwarzer, S. Taubert (1999), адаптация: Е. С. Старченкова (2009). Результаты сведены в таблицу (Приложение 7, таблица 1) и визуализированы в диаграмму (Приложение 7, рисунок 1).

Так, для девочек характерен выбор стратеги: проактивное преодоление (2,58), стратегическое планирование (2,78), поиск инструментальной поддержки (2,58), а для юношей - рефлексивное преодолевание (2,55), превентивное преодолевание (2,55), поиск инструментальной поддержки (2,50).

7 этап – Выявление возможных доверий и недоверий у старших школьников.

На седьмом этапе применялась методика «Доверие и недоверие», авторы: С.Д. Гуриева,  Я.Е. Виноградова  на основе опросника Komolafe, 2016. Резудьтаты сведены в таблицу (Приложение 8, таблица 1) и визуализированы в диаграмму (Приложение 8, рисунок 1 - 2).

Практические рекомендации.

Этап 1 - Формирование критического мышления

Научите детей анализировать ситуации, происходящие вокруг них, самостоятельно оценивать поведение окружающих и выявлять признаки возможного предательства заранее.

Например: Взять три маленьких рассказа на тему предательство, распечатать текст и внизу каждого текста будет два вопроса:

1)Почему герой поступил именно так?

2)Что могло заставить его совершить поступок?»

Чтобы они на эти вопросы ответили при помощи текста.

Этап 2 - Составление списка советов друзьям

Вместе с детьми составьте список рекомендаций для предотвращения предательства в своей группе друзей. Вот пример возможного содержания:

1.Всегда выполняй свои обещания.

2.Будь открытым и честным с друзьями.

3.Уважай чужое мнение и личные границы.

4.Если возникли проблемы, говори открыто и честно, не обманывай.

5.Научись понимать чувства окружающих и поддерживать их в трудные моменты.

Этап 3 – Назвать травмы, которые наносит предательство. И привести пример каждого из этих травм.

1.Психологическая боль: Человек узнаёт, что близкий друг или подруга предает его. Он доверяет все секреты, тайны. А тот друг или подруга рассказали всем. Человек ощущает чувство глубокой утраты иллюзий и разрушением веры в искренность взаимоотношений.

2.Страх близких: Папа ушёл в другую семью и не хочет общаться с дочкой и женой. Он предал семью и нанес моральный ущерб, психологическую травму. А мама с дочкой чувствовали себя разочарования

3.Негативные эмоции: Ирина шла домой вечером после тяжёлого рабочего дня. Она чувствовала усталость и раздражение из-за множества нерешённых вопросов и накопившихся проблем. Проходя мимо оживлённой улицы, Ирина случайно столкнулась плечом с прохожим мужчиной, который торопился куда-то по своим делам. Мужчина даже не извинился, продолжив быстро идти дальше.

Эта незначительная ситуация вызвала у неё вспышку раздражения и злости. Внутри Ирину охватило неприятное чувство несправедливости и бессилия. Её настроение резко ухудшилось, появилась досада, будто весь мир настроен против неё. Даже самые маленькие вещи начали раздражать её ещё больше, усиливая внутреннее напряжение и недовольство собой и окружающими.

4.Депрессия и тревожность: Представьте себе молодого специалиста Дмитрия, недавно окончившего университет и устроившегося на работу своей мечты. Казалось бы, впереди ждут новые перспективы и карьерный рост, однако реальность оказывается сложнее ожиданий. Несмотря на успехи в профессиональной сфере, Дмитрий ощущает постоянное чувство тревоги и неуверенности в собственных силах. Его преследуют мысли о возможной неудаче, страх перед будущим и неспособностью справиться с обязанностями. Со временем он становится замкнутым, теряет интерес к общению с друзьями и хобби, которые раньше приносили радость. Ночью его мучают бессонница и навязчивые размышления о прошлых ошибках и возможных проблемах. Эти состояния постепенно перерастают в глубокую апатию и хроническое ощущение подавленности, лишая Дмитрия энергии и желания действовать.

5.Изменение самооценки: Катя была застенчивой девушкой с низкой самооценкой. Она привыкла считать себя недостаточно привлекательной, умной и способной добиться успеха. Из-за неуверенности Катя редко проявляла инициативу, боялась высказывать своё мнение и стеснялась привлекать внимание окружающих.

Однако всё изменилось, когда она поступила в университет и начала посещать занятия по психологии. Постепенно изучая механизмы восприятия себя и своего окружения, Катя осознала, насколько сильно влияет внутренний диалог на восприятие собственной ценности. Благодаря поддержке преподавателей и друзей, она стала активно заниматься саморазвитием, ставила перед собой небольшие цели и радовалась каждому достижению.

Заключение

В деятельностном компоненте представления о феномен предательства не было выявлено значимых развитий между юношами и девушками.

Содержательный и эмоционально-ценностный компоненты представления о феномене предательства показали, что юноши имеют более сложную структуру предательства в сравнении с девушками. Для юношей предательство – это акт нарушения обязательств, действия против Родины, преступление, для девушек – это плохой поступок со стороны субъекта коммуникации.

Особенно социальных представлений старших школьников о феномене предательство обусловлены личностными особенностями респондентов: личностными чертами, ценностями ориентациями, особенностями взаимодействия с трудными ситуациями, особенностями довериями.

Списоклитературы:

1.Rachman S. Betrayal: a psychological analysis. Behav Res Ther.2010 № 48 (4). DOl: 10.1016/j.brat. 2009.12.002. Available at: https: //www.ncbi.nlm.gov/pubmed/20035927

2. Moskovichi S. Social`naya psihologiya [Social psychology]. SPb. Piter. 2007. 592 p.

3. Moskovichi S. Social`naya predstavleniya: istoricheskij vzglyad [Social representation: a historical view] // Psihologicheskij zhurnal – Psychological journal. Vol. 16, No. 1, 1995, pp. 3-18.

4. Gobin R. L., Freyd J. J. Betrayal and revictimization: Preliminary findings. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice and Policy. № 1 (3). Pp. 242-257.

5. Selterman D., Moord A. C., Koleva S. Moral judgment toward relationship betrayalsand those who commit them //Personal Relationships. 2018. DOl: 10.1111/pere.12228

Приложения

Приложение 1

Таблица 1 - Теоретические подходы к определению понятия «предательство»

Понятие

Определение

Учёные

Год

Предательство

Он почёркивает, что «события предательства» для индивида становится ненормативным событием уровня катастрофы.

Х. Ш. Рахмана

2004 г. , 2010 г.

Предательство

Это распространённое в человеческом мире явление, которое люди часто не замечают из-за стремления игнорировать его.

Дж. Фрейда

1996 г., 2006 г., 2009 г.

Предательство

Это рационально-эмоциональное составляющие социального значения, психологически значимого для конструктивного межличностного взаимодействия.

С. Московичи

1960 г.

Предательство

Это сознательное нарушение клятвы, присяги или отклонения от принятых самим человеком, его ближайшим окружение или сообществом, в котором он проживает, норм или ценностей, действий против этих норм и ценностей, а также их явно или скрытого отрицания.

Э. Фром.

1947 г.

Предательство

Это сложное социально нежелательное решение, сознательно принятое человечеством в нарушение данной ранее, клятвы, присяги или другого обязательства.

Т. В. Безсолицина.

2008 г.

Приложение 2

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Как часто вы предавали?»

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Умеете ли вы хранить чужие тайны?»

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к разглашению чужих тайн?»

Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы врете?»

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Если возникнет спорная ситуация, которая затронет ваши интересы и интересы друга, как Вы поступите?»


Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Если друг попросит вас соврать, что Вы сделаете?»

Рисунок 7 - Распределение ответов на вопрос «Почему люди предают?»


Рисунок 8 – Распределение ответов на вопрос «Для Вас предательство – это?»

Рисунок 9 – Распределении ответов на вопрос «Что Вы делаете в случае предательства?»

Рисунок 10 – Распределение ответов на вопрос «Если о Вас распространяют слухи, что Вы делаете?»

Приложение 3

Таблица 1 – Результаты методики незаконченного предложения (юноши)

Начало фразы

Продолжения фразы

Частобность

Предательство – это

плохо

8

зло

4

грусть

3

ложь

2

злость

2

измена

2

обида

2

вайб

2

ранит

2

печаль

2

гроб

2

вред

1

злоба

1

база

1

гнев

1

обман

1

не приходят от врага

1

нарушение

1

совесть

1

жестокость

1

человечность

1

Предают

друзья

9

меня

7

семью

4

трусы

3

люди

3

враги

2

гады

2

слабые

2

себя

1

только плохие

1

все

1

редко

1

черти

1

плохо

1

больно

1

команду

1

родители

1

животные

1

родину

1

Предавать можно только

никого

12

врагов

8

нельзя

5

никогда

3

всех

3

такие же предатели

2

гадов

2

всегда

1

меня

1

свои убеждения

1

профессию

1

Предавать не стоит

никого

9

никогда

7

всех

5

родину

5

друзей

4

врагов

3

семью

2

родителей

2

нельзя

1

меня

1

Ваши действия в ситуации предательства

плакать

6

разочарование

6

не общаться с предателем

5

гнев

4

равнодушие

4

понять

3

злость

2

неуважение

2

грусть

1

плохо

1

зло

1

принять и отпустить

1

анализ

1

оборвать все связи с предателем

1

задуматься почему

1

никого

1

спокойствие

1

ущерб – материальный и эмоциональный

1

обида

1

Предавший человек

плохой

11

предатель

10

не хороший

4

обманщик

3

я

3

врун

2

урод

1

ужасный человек

1

никому не нужен

1

неспособность

1

будет убит

1

мерзкий

1

лгун

1

Таблица 2 - Результаты методики незаконченного предложения (девушки)

Начало фразы

Продолжения фразы

Частотность

Предательство - это

плохо

7

ложь

5

зло

4

гнев

4

обман

3

разочарование

2

ужасно

2

злость

2

измена

2

друг

2

самый низкий поступок

1

выбор

1

вообще жесть

1

печаль

1

вайб

1

грусть

1

боль

1

подло

1

вред

1

отмена консультаций

1

Предают

друзья

10

люди

8

меня

7

себя

3

часто

2

унижают

1

близких

1

ублюдки какие-то

1

неискренние мрази

1

боль

1

врут

1

трусы

1

семья

1

родных

1

редко

1

обижаю

1

Предавать можно только

нельзя

12

никого

8

врагов

7

никогда

4

себя

3

плохих людей

3

не надо предавать

1

когда нужно тебе

1

обдумав

1

трудность

1

в случае чрезмерной необходимости

1

не лучших

1

лицемерных

1

Предавать не стоит

никого

15

близких

6

семью

3

меня

3

друзья

3

всегда

2

никогда не стоит

2

всех

2

верно

1

не стоит

1

родственников

1

никогда

1

родителей

1

ни в коем случае

1

родных

1

Ваши действия в ситуации предательства

равнодушие

8

минус вайб

5

игнорирование

3

злость

3

никогда больше не стану общаться с ним

3

разочарование

2

плохо

2

гнев

2

близкого

2

уходить

2

игнор

1

месть

1

обида

1

печаль

1

плевать

1

оборвать все конфликты с предателем

1

послать человека в ад

1

зло

1

сложно оправдать

1

переправленный

1

уход

1

Предавший человек

плохой

15

предатель

4

 

врун

3

 

трус

2

 

зло

2

 

враг

2

 

падший

1

 

бесстыжий

1

 

тварь

1

 

поступок низко

1

 

неуважение

1

 

гнев

1

 

умрёт

1

 

идиот

1

 

неверный

1

 

сумасшедший

1

 

не хороший

1

 

не прав

1

 

должен извиниться

1

 

недоверие

1

 

будет наказан

1

 

Приложение 4

Таблица 1 - Ассоциации с предательством (девушки)

Таблица 2 - Ассоциации с предательством (юноши)

Приложение 5

Таблица 1 - Результаты методики «Обзор ценностей Шварца (SVS)» автор: S. Schwartz (1992), адаптация: В. Н. Карандашев (2004).

Код

Традиции

Достижения

Самостоятельность

Стимуляция

Гедонизм

Доброта

Безопасность

Конформность

Универсализм

Власть

Ср.знач. девушки

4.74

4.97

4.51

4.76

4.53

4.33

4.71

4.41

4.56

4.21

Ср.знач юноши

4.78

5.26

4.79

4.79

5.83

5.28

5.83

4.97

5.08

4.73

Рисунок 1 - Результаты методики «Обзор ценностей Шварца (SVS)» автор: S. Schwartz (1992), адаптация: В. Н. Карандашев (2004).

Приложение 6

Таблица 1 – Результаты методики «Пятифакторный опросник личности, 5PFQ» автор: Heijiro Tsuji (1996), адаптация: А. Б. Хромов (2000).

Код

Интроверсия - экстраверсия

Обособленность - привязанность

Импульсивность - самоконтроль

Эмоц. Устойчивость - эмоц. неустойчивость

Практичность - экспрессивность

Ср.знач. девушки

47.24

47.29

44.76

45.47

47.29

Ср.знач. юноши

49.72

48.67

50

47.22

46

Приложение 7

Таблица 1 – Результаты методики «Проактивное совладающее поведение, PCI» авторы: E. Greenglass, R. Schwarzer, S. Taubert (1999), адаптация: Е. С. Старченкова (2009).

Код

Проактивное преодоление

Рефлексивное преодоление

Стратегическое планирование

Превентивное преодолевание

Поиск инструментальной поддержки

Поиск эмоциональной поддержки

Ср.знач. девушки

2.58

2.42

2.78

24

2.58

2.56

Ср.знач. юноши

2.50

2.55

2.44

2.55

2.50

2.37

Приложение 8

Таблица 1 - Результаты методики «Доверия и недоверия» авторы: С.Д. Гуриева,  Я.Е. Виноградова  на основе опросника Komolafe  (2016).

 

Д - Д

НД - Д

Д - М

НД - М

Надежность

9

9

10

8

Единство

8

10

9

9

Знание

8

9

9

9

Привязнь

9

9

9

10

Расчёт

9

9

8

10

Недостатки

16

11

15

15

Рисунок 1- Результаты методики «Доверие», авторы: С.Д. Гуриева,  Я.Е. Виноградова  на основе опросника Komolafe, 2016.

Рисунок 2- Результаты методики «Недоверие», авторы: С.Д. Гуриева,  Я.Е. Виноградова  на основе опросника Komolafe, 2016.

Просмотров работы: 2