I Общие положения
1.Примерное положение об Ученическом парламенте организации образования (далее – Положение) разработано в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», «О государственной молодежной политике», «Об общественных объединениях» и Уставом организации образования.
2.На основе Примерного положения организация образования может разработать соответствующее Положение, отражающее ее специфику и уставные цели.
3.Положение является локальным нормативным актом организации образования и регламентирует деятельность Ученического парламента, как органа самоуправления организации образования.
4.Целью создания Ученического парламента является формирование активной гражданской позиции обучающихся и вовлечение их в решение проблем жизни организации образования.
5.Задачи создания Ученического парламента:
а) выявление обучающихся с активной жизненной позицией, обладающих лидерскими качествами;
б) изучение основ политической системы и функций органов государственной власти и управления в Приднестровской Молдавской Республике;
в) реализация проекта по формированию Ученического парламента, как представительного органа ученического самоуправления;
г) учет мнения обучающихся в решении различных вопросов, касающихся функционирования и развития организации образования;
д) воспитание правовой и политической культуры у подрастающего поколения.
6.В состав Ученического парламента могут входить обучающиеся 7-11 классов на добровольной, выборной основе.
7.Представители Ученического парламента входят в Совет организации образования согласно квоте установленной для обучающихся.
8.Председатель Ученического парламента входит в состав педсовета организации образования правом совещательного голоса.
II Полномочия Ученического парламента
9.Участие в принятии решений, связанных с деятельностью организации образования в пределах своей компетенции.
10.Представление, защита прав и законных интересов обучающихся, а также разрешение конфликтных ситуаций связанных с обучающимися.
11.Контроль соблюдения учебной дисциплины, выполнение правил внутреннего распорядка, организации дежурства обучающимися организации образования.
12.Члены Ученического парламента вправе обращаться к администрации организации образования с вопросами, касающимися различных сторон деятельности организации образования, а также вносить предложения по вопросам поощрения и наказания обучающихся.
13.Инициирование, организация и проведение различных мероприятий для обучающихся.
14.Установление партнерских отношений с коллективами обучающихся других организаций образования и общественными объединениями в пределах своей компетенции и по согласованию с администрацией организации образования.
III Организация выборов Ученического парламента
15.Ученический парламент создается на выборной основе, по мажоритарному принципу.
16.Для подготовки и проведения выборов Ученического парламента создается организационный комитет, в состав которой входят заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, организатор досуга и старосты 7-11 классов.
Персональный состав организационного комитета утверждается приказом директора организации образования.
17.Организационный комитет проводит следующую работу:
а) организует ознакомление членов комиссии с Положением об Ученическом парламенте;
б) информирует обучающихся 7-11 классов о создании ученического парламента и организует выборы в депутаты Ученического парламента от каждого класса;
в) создает условия для предвыборной агитации и выступления кандидатов в депутаты Ученического парламента перед обучающимися 7-11 классов с предвыборной программой в удобной форме (устное выступление, презентация, видеоролик и т.д.);
г) формирует счетную комиссию для обработки избирательных протоколов и определения списка депутатов Ученического парламента, а также оформляет протокол о результатах выборов Ученического парламента организации образования (приложение 1), который подписывает председатель оргкомитета и председатель счетной комиссии;
д) проводит организационное заседание Ученического парламента.
18.Порядок проведения выборов депутатов Ученического парламента:
а) в каждом классе (7-11 классе) проходит выдвижение кандидатов в депутаты Ученического парламента. Выдвижение может осуществляться по предложению обучающихся и путем самовыдвижения.
б) от каждого класса может выдвигаться не более двух кандидатов в депутаты Ученического парламента;
в) кандидаты в депутаты выступают со своей предвыборной программой;
г) голосование проводится в открытой форме путем поднятия рук. Во время голосования присутствует член организационного комитета организации образования;
д) избранными считаются кандидаты, набравшие простое большинство голосов учащихся класса.
е) по результатам голосования оформляется протокол (приложение 2), который подписывают классный руководитель, староста класса и член организационного комитета организации образования.
IV Организация деятельности Ученического парламента
19.На первом, организационном заседании Ученического парламента, которое организует и проводит председатель организационного комитета, который зачитывает протокол о результатах выборов Ученического парламента организации образования.
Далее председатель избирательной комиссии знакомит депутатов Ученического парламента с целью, задачами и полномочиями Ученического парламента организации образования.
20.Председатель организационного комитета предлагает выдвинуть кандидатуры на должности председателя и заместителя председателя Ученического парламента.
Выдвижение кандидатур на должности председателя и заместителя председателя Ученического парламента производится депутатами Ученического парламента или в ходе самовыдвижения.
21.Кандидаты на должности председателя и заместителя председателя Ученического парламента выступают с предвыборной программой и отвечают на вопросы депутатов ученического парламента.
После выступлений и обсуждения кандидатур на должности председателя и заместителя председателя Ученического собрания председатель организационного комитета организует проведение голосования (в форме открытого или тайного голосования) и организует подсчет голосов за каждую кандидатуру.
22.После подсчета голосов председатель организационного комитета оглашает результаты выборов на должность председателя и заместителя председателя Ученического парламента и завершает организационное заседание Ученического парламента.
23.После завершения организационного заседания председатель организационного комитета проводит методическое совещание с председателем и заместителем председателя Ученического парламента по вопросам, связанным с формированием структуры и комитетов Ученического парламента, плана его работы и регламента заседаний Ученического парламента.
24.Дальнейшие заседания Ученического парламента ведет председатель, а в его отсутствии заместитель председателя Ученического парламента.
25.Примерная структура Ученического парламента:
а) Руководство Ученического парламента (председатель и заместитель председателя Ученического парламента);
б) Комитеты (примерный перечень):
- по учебным вопросам;
- по защите прав и достоинства обучающихся;
- по творческим проектам;
- по спорту и здоровью;
- по социальным проектам и волонтерской деятельности;
- по информации и связям с общественностью;
- другие Комитеты.
в) секретарь Ученического парламента.
26.В начале учебного года Ученический парламент принимает План работы на учебный год (приложение 3).
27.Примерный регламент заседаний Ученического парламента:
а) заседания проводятся не реже одного раза в полугодие;
б) заседание ученического парламента считается правомочным в случае присутствия не менее 2/3 депутатов Ученического парламента;
в) на свои заседания Ученический парламент может приглашать администрацию или педагогических работников организации образования по согласованию с администрацией организации образования;
г) решение Ученического парламента считается принятым, если за него проголосовало простое большинство из числа присутствующих депутатов Ученического парламента. В случае равенства голосов председатель парламента (в его отсутствии заместитель председателя) имеет решающий голос;
д) решения Ученического парламента оформляются протоколом (приложение 4) и подписываются председателем (в случае отсутствия заместителем председателя) и секретарем Ученического парламента;
е) решения Ученического парламента носят рекомендательный характер и могут направляться администрации организации образования для сведения и принятия решения по обсуждаемым вопросам;
ж) протоколы Ученического парламента ведутся секретарем Ученического парламента и хранятся в папке документов Ученического парламента. Место хранения документов Ученического парламента определяется администрацией организации образования;
28.В конце учебного года проводится итоговое заседание Ученического парламента, на котором с отчетом о работе за учебный год выступает председатель Ученического парламента. После отчета депутаты Ученического парламента могут выступить с предложениями, замечаниями и мнениями по работе Ученического парламента.
На итоговое заседание Ученического парламента, как правило, приглашаются представители администрации организации образования.
29.По ходатайству руководства Ученического парламента и/или администрации организации образования члены Ученического парламента могут поощряться в соответствие с Уставом организации образования.
30.В начале нового учебного года проводятся новые выборы в Ученический парламент, при этом кандидатами в депутаты могут выдвигаться как бывшие депутаты Ученического парламента, так и новые кандидатуры.
31.В случае выбытия или добровольного сложения полномочий депутатом Ученического парламента в соответствующем классе проводятся внеочередные выборы депутата Ученического парламента.
32.Для методического руководства деятельностью Ученического парламента приказом директора организации образования назначается координатор из числа педагогических работников.
33.Координатор оказывает необходимое содействие и поддерживает взаимодействие Ученического парламента с администрацией и педагогическим коллективом организации образования, а также социальными партнерами организации образования в микрорайоне и в муниципальной системе образования.
Приложение 1
Протокол результатов выборов депутатов Ученического парламента организации образования
|
№ п/п |
Класс |
Кол-во учащихся по списку |
Кол-во уч-ся принявших участие в голосовании |
ФИО избранных кандидатов и кол-во голосов «за» |
|
1 |
7-А |
25 |
23 |
1.Иванов П.И. – 10 «за»; 2.Сидоров Н.П. – 8 «за». |
Итого депутатов Ученического парламента организации образования: ______ чел.
Председатель оргкомитета ________________/ ФИО/
Председатель счетной комиссии ___________/ ФИО/
«_____» __________ 2025 г.
Приложение 2
Протокол результатов выборов депутатов Ученического парламента
в _______ классе
|
Кол-во учащихся по списку |
Кол-во уч-ся принявших участие в голосовании |
ФИО избранных кандидатов и кол-во голосов «за» |
|
25 |
23 |
1.Иванов П.И. – 10 «за»; 2.Сидоров Н.П. – 8 «за». |
Классный руководитель ____________ /ФИО/
Староста класса ________________ /ФИО/
Член оргкомитета ______________ /ФИО/
«_______» ____________ 2025 г.
Приложение 3
Примерный план работы
Ученического парламента организации образования
на _________________ учебный год
|
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Отметка об исполнении |
|
1 |
Организационное заседание. Формирование комитетов парламента. Принятие плана работы парламента |
сентябрь |
Руководство парламента |
|
|
2 |
Заседания парламента |
Не реже 1 раза в полугодие |
Руководство парламента |
|
|
3 |
Заседания Комитетов парламента |
Не реже 1 раза в полугодие |
Председатели Комитетов |
|
|
4 |
Участие в проверке соблюдения школьной формы обучающимися |
В течение учебного года |
Комитет по учебным вопросам |
|
|
5 |
Участие в проведении праздничных мероприятий ко Дню Учителя |
до 5 октября |
Члены парламента |
|
|
6 |
Участие в проведении различных мероприятий согласно Плану работы организации образования |
В течение учебного года |
Члены парламента |
|
|
7 |
Участие в работе конфликтной комиссии организации образования |
В течение учебного года |
Члены парламента |
|
|
8 |
Проведение социальных акций в организации образования и ее микрорайоне |
В течение учебного года |
Члены парламента и администрация организации образования |
|
|
9 |
Проведение Дня самоуправления |
Согласно графику |
Руководство парламента и администрация организации образования |
|
|
10 |
Формирование информационных материалов для сайта организации образования |
В течение учебного года |
Комитет по информации и связям с общественностью |
Приложение 4
Протокол заседаний
Ученического парламента организации образования
Дата: «____» __________ 2025 г.
По списку членов Ученического парламента __________ человек.
Присутствовало ________________ человек.
Повестка дня
1.Организационные вопросы.
2.Формирование комитетов Ученического парламента.
3.Принятие плана работы Ученического парламента.
СЛУШАЛИ:
По первому вопросы выступил Председатель оргкомитета ___________ (ФИО), который проинформировал членов парламента, о том, что в сентябре прошли выборы нового состава Ученического парламента на ___________ учебный год, в результате депутатами Ученического парламента избраны (персональный список депутатов по классам).
Председатель оргкомитета предложил избрать руководство Ученического парламента.
Поступили предложения избрать председателем Ученического парламента Сидорова С., Иванова И. и Михайлова П.
Кандидаты выступили со своей программой и ответили на вопросы депутатов парламента.
В результате открытого голосования большинство голосов (указать количество) получил Иванов И., который был избран председателем Ученического парламента на _________ учебный год.
Поступили предложения избрать заместителем председателя парламента Сидорова С. и Николаева С.
Кандидаты выступили со своей программой и ответили на вопросы депутатов парламента.
В результате открытого голосования большинство голосов (указать количество) получил Сидоров С., который был избран заместителем председателем Ученического парламента на _________ учебный год.
РЕШИЛИ:
1.Утвердить решение об избрании на __________ учебный год председателем Ученического парламента Иванова И. и заместителем председателя парламента Сидорова С.
Проголосовали:
«за» - ________ чел.;
«против» - _____ чел.
«воздержались» - ____ чел.
СЛУШАЛИ:
По второму вопросу выступил председатель оргкомитета _____________ (ФИО), который предложил сформировать структуру Ученического парламента из 6 комитетов:
-Комитет по учебным вопросам;
- Комитет по защите прав и достоинства обучающихся;
- Комитет по творческим проектам;
- Комитет по спорту и здоровью;
- Комитет по социальным проектам и волонтерской деятельности;
- Комитет по информации и связям с общественностью.
Депутатам парламента предложено подумать представить, в течение недели, руководству парламента свои пожелания по работе в определенных Комитетах. Руководству парламента необходимо в течение двух недель сформировать персональные составы Комитетов с учетом пожеланий депутатов и творческого потенциала депутатов.
РЕШИЛИ:
1.Утвердить структура парламента из руководства и шесть (6) Комитетов.
2.Предложить депутатам парламента в течение недели представить свои предложения по работе в определенных комитетах.
3.Поручить руководству парламента сформировать персональные составы Комитетов с учетом пожеланий депутатов и их творческого потенциала.
Проголосовали:
«за» - ________ чел.;
«против» - _____ чел.
«воздержались» - ____ чел.
СЛУШАЛИ:
По третьему вопросу выступил председатель оргкомитета ___________ (ФИО), который предложила рассмотреть проект плана работы Ученического парламента на ___________ учебный год. Также депутатам парламента предложено внести дополнения и изменения в проект плана работы.
Поступили предложения:
-
-
-
Депутаты поддержали (не поддержали) ряд дополнений в план работы.
РЕШИЛИ:
1.Принять план работы Ученического парламента на ___________ учебный год.
2.При необходимости вносить дополнения в план работы парламента с учетом мнения депутатов и администрации организации образования.
Проголосовали:
«за» - ________ чел.;
«против» - _____ чел.
«воздержались» - ____ чел.
Председатель Ученического парламента ______________/ФИО/
Секретарь Ученического парламента ________________/ФИО/