Научно-исследовательская работа
КТО КРАСИТ ЛИСТЬЯ В ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ?
Выполнил:
Созыкин Федор Андреевич,
учащийся 2-Б класса
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери
Руководитель:
Мышак Любовь Михайловна,
Учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46 г.Твери
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. «Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся» 5
1.1. Значение Солнца в разных культурах мира 5
1.2. Влияние света на жизнь растений 5
Глава 2. «А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен» 6
Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!» 7
3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение 7
3.2 Этапы исследования 8
3.3 Результат 9
5. Заключение 9
6. Список источников и литературы 10
7. Приложение 1 11
Введение
Наверное, нет такого ребенка, который бы не задавал родителям вопрос: «А почему листья зеленые?» Однажды, готовясь к уроку окружающего мира, и я задал маме этот вопрос. Мама открыла книгу, которая называется «Почемучка», нашла главу 5 «Про зеленые леса и лесные чудеса» и прочитала мне авторскую сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Почему лист зеленый» [1,2]. В сказке оказалось много интересной информации, и я решил проверить, что в ней правда, а что ложь.
Актуальность данной работы заключается в следующем. Я, как и героиня сказки считал, что главное в растении – это корни, они кормильцы. А листья? Какой в них прок! Разве что они красивы? Оказалось, что в зелени листьев, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность растительной жизни, что растение – это, прежде всего лист.
А почему лист зеленый? Эти и другие вопросы часто задают юные биологи.
Гипотеза исследования: предполагаю, что в результате исследования я узнаю ответ на поставленный вопрос: что красит листья в зеленый цвет? Узнаю о роли солнца в жизни растений.
Предмет исследования: листовая петрушка
Цель исследования: проверить информацию о роли солнечного света в жизни растений, данную в сказке и сравнить ее с научной теорией.
Основные задачи, решаемые в ходе работы над проектом:
-изучить литературу, материалы в сети Интернет, узнать у взрослых, изучить статьи по теме в журналах, газетах;
- соотнести полученную информацию с информацией из сказки;
-выяснить какую роль играет солнечный свет в жизни растений;
-провести наблюдения за развитием растения, зафиксировать результаты и сделать выводы;
Ожидаемые результаты:
1. Получение начальных знаний огородника;
2. Овладение практическими навыками выращивания листовой петрушки, создавая при этом правильные условия для развития растения;
3. Получение зрелого продукта.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира и биологии в старших классах, помощь маме при выращивании культурных растений.
Глава 1.«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся»
«Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся», так в сказке отвечают листья девочке Марине. Почему так ответили листья?
Тысячелетиями люди занимаются выращиванием растений. Роль Солнца для получения хорошего урожая, нашла отражение во всех древнейших культурах Европы, Азии, Африки и Америки.
Значение Солнца в разных культурах мира
Источником света на Земле является Солнце, поэтому значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависела вся жизнь.
Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздник масленицы (блин – как образ Солнца), Пасхи – когда с приходом весны обновляется природа.
Древние египтяне представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке.
По представлениям древних греков лучезарный Гелиос (Солнце) был сыном Зевса – верховного бога на Олимпе.
Потомки южноамериканских индейцев до сих пор проводят фестиваль поклонения солнцу.
Влияние света на жизнь растений
Солнце является очень мощным источником энергии. Растения приспособились использовать солнечную энергию, потому что это было нужно для их выживания. Знание, что для здорового зелёного цвета растений необходим солнечный свет, пришло к человечеству опытным путём. В 1817 году ученые выделили зеленый пигмент из растений и назвали его хлорофиллом.
Поглощение энергии Солнца происходит благодаря особой структуре листьев, включающей в себя клетки, которые содержат специальное вещество под названием хлорофилл.
Глава 2. «А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен»
Зеленый лист - великая фабрика жизни.
В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл. Это пигмент растений отвечает за усвоение энергии солнечного света. Солнце – главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. Упадет на зеленый лист солнечный луч – и «фабрика» начинает превращение воды и углекислого газа в крахмал и сахар. Нет света – и замирает работа в зернах хлорофилла.
Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород, это ему нужно. А для чего? Роль хлорофилла – поставка питания для всего растения. Это вещество необходимо растению для фотосинтеза и имеет ярко-выраженный зеленый цвет. Именно с помощью хлорофилла растение поглощает углекислый газ из воздуха, а взамен отдает кислород, благодаря которому мы дышим.
Все живые существа вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. К счастью, растения делают все наоборот, поэтому они очень важны для человека и животных, так как дают нам возможность дышать.
Пусковым механизмом для запуска этого процесса является солнечный свет. Все полученные в результате продукты используются растениями для питания.
Глава 3. Исследовательская часть. «Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет!»
И вдруг все перевернулось в моем сознании! Оказалось, не было б на земле зеленых листьев – не было бы жизни! Я решил опытным путем доказать, что именно солнечный свет окрашивает листья в зелёный цвет. То есть без солнечного света, хлорофилл в листьях не образуется.
3.1 Методы исследования: проведение опыта, наблюдение, измерение, фотографирование.
В учебнике Окружающий мир я рассмотрел иллюстрации с этапами развития растения, узнал об изменениях в растении, если его лишить солнечного света. И мне очень захотелось самому увидеть все эти изменения, пронаблюдать за развитием растения и своими наблюдениями поделиться с одноклассниками.
3.2 Этапы исследования.
дата | действия | результаты | |
15.06.2016 | Для опыта мы взяли два здоровых зелёных куста листовой петрушки. Оба куста мы посадили в ёмкости, наполненные одинаковым грунтом. | ||
10.06.2016 | После чего, один куст, помеченный этикеткой, мы поместили в тенистое место под дуги, и накрыли двойным слоем черного спанбонда. Второй куст мы разместили на солнечном открытом месте. | Черный спанбонд – это специальный материал, используемый в сельском хозяйстве. Он пропускает воздух и влагу, но не пропускает солнечный свет. | |
15.06.2016 | Уход за кустами был совершенно одинаковым. При необходимости, осуществлялся полив растений. | ||
30.06.2016 | Через двадцать дней мы сравнили состояние растений. | Куст, который располагался на солнечном свете, подрос и был ярко-зеленого цвета. А куст, который находился без солнечного света, совсем не вырос и пожелтел. |
3.3 Результат.
10.06.2016 г. высадка растений
15.06.2016 г. полив по мере необходимости
30.06.2016 г. один куст – зеленый, здоровый, другой - не вырос, стал желтого цвета.
Заключение
Действительно, без солнечного света хлорофилл в растениях не образуется.
Образование зеленого пигмента хлорофилла в растениях, полностью зависит от солнечного света. При отсутствии света, растение теряет зеленый цвет.
Следовательно, не будь Солнца, мы не смогли бы радоваться яркой зелени лугов и полей, тенистой прохладе лесов и парков. Растения не просто не были бы зелёными. Они не выросли бы. Ведь хлорофилл – главный участник процесса питания растений.
В результате моей работы, мне удалось получить ответ на поставленный вопрос, доказать, что информация в сказке соответствует действительности. Теперь я смогу рассказать одноклассникам о роли хлорофилла в жизни растений, полученные данные мне пригодятся при изучении биологии в старших классах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://pochemuchkin.ru/html/razd5/razd5_2.html
2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка, Москва, «Педагогика- Пресс», 1993г., стр.182.
Приложение 1
Почему лист зеленый?
| ||
Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали. «И почему это листья такие зеленые, и о чем они всё время перешептываются?» – подумала Маринка. И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто стала она эти голоса понимать. – Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймешь-шь-шь? – Пойму, – решительно сказала девочка. – Ишь-ишь какая, ишь-шь, – засмеялись листья. – Да ведь ты спишь-шь-шь! – И вовсе не сплю, – пробормотала Маринка. – Это вам так кажется. – Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, – зашептали листья. – Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчем, что солныш-шку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву. – А вот и нет, – прошептала сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни. – Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики. – Ну да, вы уж скажете, – засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь. – Верно говоришь-шь-шь, – шелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. | ||
| ||
– А разве ты не знаешь, – наперебой зашумели листья, – что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад? И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, – о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок. «Десятки миллионов лет! – подумала девочка. – Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть ее, Маринку! Десятки миллионов лет – это ведь ужасно долго». Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться. – Послушайте! – сказала Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко? – Солныш-шко, солныш-шко, солнышко... – наперебой повторяли листья над головой девочки. И кроме этого слова Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте. |