Научно-исследовательская работа
Влияние прослушивания разножанровой музыки на
частоту сердечных сокращений подростков
Выполнила:
Невзорова Екатерина Сергеевна
учащаяся __11___ класса
МОБУ Гимназии №14 г. Белорецк
Руководитель:
Баукина Любовь Владимировна
учитель биологии МОБУ Гимназии №14,
кандидат энциклопедических наук
Оглавление.Введение…………………………………………………………………… 1. Теоретические аспекты исследования………………………………… 1.1. Особенности подросткового возраста…………………………….. 1.2. Влияние музыки на психическое состояние………………………… 1.3. Воздействие музыки на физиологическое состояние………………. 2. Влияние прослушивания разножанровой музыки на частоту сердечных сокращений подростков…………………………………… 2.1. Материалы и методика исследования……………………………….. 2.2.Обработка результатов исследования………………………………… Заключение…………………………………………………………………. Список использованных источников и литературы……………….. Приложение 1. Уровень ЧСС в исследуемых группах …………….. Приложение 2 Взаимосвязь параметров ………………………….. Приложение 3 Пример заполненной карты исследования……….. | 3 4 4 5 6 7 7 8 12 14 15 16 17 |
Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.
Актуальность исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как музыка разных жанров воздействует на показатели сердечно-сосудистой системы подростков?
Тема исследования: Влияние прослушивания разножанровой музыки на частоту сердечных сокращений подростков.
Мы поставили перед собой цель выяснить, как влияет музыка разных жанров на состояние сердечно-сосудистой системы подростков.
В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:
Изучить особенности воздействия музыки на организм человека.
Познакомиться с исследованиями, посвященными проблемам воздействия музыки на организм человека.
Провести исследование влияния музыки разных жанров на частоту сердечных сокращений.
Методы исследования: изучение литературы, соцопрос, эксперимент, анализ полученных данных.
Объект исследования: состояние здоровья подростков.
Предмет исследования: изменение сердечных сокращений у подростков после прослушивания различных музыкальных композиций.
Гипотеза — разные музыкальные жанры неодинаково влияют на состояние подростков.
1. Теоретические аспекты исследования.Подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
В нашей работе рассматривается состояние здоровья подростка. Проанализируем, какие показатели здоровья целесообразно изучать в подростковом возрасте. Различия представления о критериях возрастной нормы определяют и подходы к периодизации возрастного развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (роста, смены зубов, увеличения массы тела и т.п.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаковымм [1], по мнению которого изменения размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма организма с возрастом. Возьмем за основу работу Бунакова В.В., выделим основные показатели здоровья подростков: а) физиологические показатели: давление, ЧСС, объем дыхания, росто-весовые характеристики и др., б) психологические показатели: нервная устойчивость, тип темперамента, утомляемость, раздражимость и другие.Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор [2]. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Физиолог И.Р. Тарханов своими многочисленными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект [5].
· Учёные пришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии. успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. · «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность. · При бессоннице слушайте сюита «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского. · После прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.
·
Исследование проводилось с сентября 2013 года по декабрь 2013 года – констатирующий эксперимент, с января по май 2014 года – формирующий эксперимент. Общая выборка составила 90 человек. Из них 45 человек были объединены в три экспериментальные группы. Обозначение данных групп и численный состав их представлен ниже:
ЭГ 1 – учащиеся 5-6 классов, 50 человек,
ЭГ 2 – учащиеся 7 -8 классов, 20 человек,
ЭГ 3 – учащиеся 9-11 классов, 20 человек,
При исследовании влияния прослушивания музыки разных жанров на состояние сердечно-сосудистой системы подростков мы учитывали множество факторов: предпочтения учащихся, темперамент, возраст, настроение в момент прослушивания.Чтобы учащиеся находились в одинаковых условиях при исследовании им предложено прослушать одинаковые композиции разных музыкальных жанров: альтернативный рок -Three Days Grace – I hate everything about you, классическая музыка: Иоганн Себастьян Бах - Ария, поп-дэнс: Ola – I’m in love, инструментальная музыкаTyler Ward – Red, Даб-степ: Tree Star Moon – Fallin
При проведении эксперимента использованы 1) методика Айзенка по определению темперамента, 2) определение частоты сердечных сокращений.Музыка воздействует неодинаково на людей разных возрастов. Поэтому исследования проведено в трех возрастных группах. Для достоверности в один день прослушана одна мелодия. В нашем исследовании учтен тот факт, что в разные дни у учащегося могло быть разное настроение.
Рассмотрим полученные результаты исследования с выводами.
В таблицах 1, 2,3 занесены сводные результаты повышения ЧСС после прослушивания музыкальных композиций. Более подробные результаты представлены в Приложении 1. Таблица 1. Показатели ЧСС при прослушивании. ЭГ -1.Рок-музыка | Классическая музыка | Поп-дэнс Музыка | Даб-степ | Инструментальная | |
Пульс понизился | 20% | 50% | 20% | - | 10% |
Пульс остался прежним | - | 10% | - | 30% | 50% |
Пуль повысился | 80% | 40% | 80% | 70% | 40% |
Рок-музыка | Классическая музыка | Поп-дэнс Музыка | Даб-степ | Инструментальная | |
Пульс понизился | 10% | 60% | 20% | 10% | 40% |
Пульс остался прежним | - | 10% | - | - | - |
Пуль повысился | 90% | 30% | 80% | 90% | 60% |
Рок-музыка | Классическая музыка | Поп-дэнс Музыка | Даб-степ | Инструментальная | |
Пульс понизился | 20% | 40% | 30% | 10% | 50% |
Пульс остался прежним | 10% | - | 20% | - | - |
Пуль повысился | 70% | 60% | 50% | 90% | 50% |
Настроение | Пульс понизился (%) | Пульс остался таким же (%) | Пульс повысился (%) | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Отличное | 39 | 63 | 21 | - | - | - | 61 | 37 | 79 | ||||||
Хорошее | 17 | 84 | 36 | - | - | 3 | 83 | 16 | 64 | ||||||
Нормальное | 45 | 22 | 18 | - | - | - | 55 | 78 | 72 | ||||||
Плохое | - | 48 | 11 | - | - | - | - | 52 | 89 | ||||||
Ужасное | - | - | - | - | - | - | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
холерики | 86 | 6 | 74 | 56 | 85 |
флегматики | 50 | 5 | 68 | 72 | 92 |
сангвиники | 45 | 7 | 43 | 23 | 50 |
меланхолики | 16 | 6 | 12 | 46 | 22 |
Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Минакова А., Минаков С. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления. – М.: Эксмо,2010.
Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс.- СПб: Питер, 2009.
Пантелеев А. Ф. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки // Известия Саратовского университета. Т.12. Философия. Пихология. Педагогика. - М., 2012. - С. 67- 72.
Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996
Псеунок А. А. Основы анатомии и физиологии детей и подростков (лекции) / А. А Псеунок. – Майкоп : изд-во АГУ, 2006. – 180 с.
Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна: Феникс,2006
Рок-музыка | Классическая музыка | Поп-дэнс Музыка | Даб-степ | Инструментальная | ||||||
Пульс до | Пульс после | Пульс до | Пульс после | Пульс до | Пульс после | Пульс до | Пульс после | Пульс до | Пульс после | |
Младший подростковый возраст (5-6 класс) | 70-80 уд - 24чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел |
80-90 уд 4 чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | |
90-100 Уд 2 чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | |
Средний подростковый возраст (7-8 класс) | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел |
80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | |
90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | |
Старший подростковый возраст (9-11 класс) | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел | 70-80 уд -… чел | 80-95 уд - …чел |
80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | 80-90 уд-…чел | 95-110 Уд - …чел | |
90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел | 90-100 уд-…чел | 110-120 уд-…чел |
Фамилия, имя__Шерстнева Мария_____________________________
Класс_______________5в_______________________
Возраст_____________11 лет______________________
Дата исследов. | Настроение (нужное подчеркнуть) | Пульс до прослуш. | Назв.композиции | Пульс после прослуш. |
18.09 | Отличное, хорошее, нормальн. Плохое, ужасное | 48 | I hate everything about you | 83 |
23.09 | Отличное, хорошее, нормальн. Плохое, ужасное | 74 | И.С.Бах «Ария» | 54 |
15.10 | Отличное, хорошее, нормальн. Плохое, ужасное | 42 | I am in love | 62 |
28.10 | Отличное, хорошее, нормальн. Плохое, ужасное | 80 | Red | 71 |
07.11 | Отличное, хорошее, нормальн. Плохое, ужасное | 74 | Fallen | 95 |
17