МИР НЕВИДИМОК ВОКРУГ НАС, ИЛИ КАК ПОЙМАТЬ МИКРОБА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МИР НЕВИДИМОК ВОКРУГ НАС, ИЛИ КАК ПОЙМАТЬ МИКРОБА

Гайнитдинов Д.Э. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16
Скрипка И.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мама, учитель постоянно твердят: «Мой руки с мылом после того, как пришел с улицы, мой руки перед едой, - в организм могут попасть микробы, из-за которых можно заболеть».

Я часто думал о том, что вокруг нас существует огромный мир «невидимок». Читал энциклопедии, статьи в интернете. Узнал, что представителей этого мира называют «микробами» за их ничтожную величину (от греческого слова «микрос» - «маленький»). Интерес учёных к микроорганизмам не иссякает до сих пор, несмотря на то, что науке много известно об их жизнедеятельности. Известно, что они могут приносить человеку пользу, а могут быть очень опасным. Меня заинтересовал вопрос: «Все ли микробы приносят вред? Где размножаются микробы, которых нужно опасаться. Как обнаружить микроба, если он такой маленький?»

Цель работы: изучение условий развития и размножения микробов, их роли в жизни человека.

Задачи:

- изучить литературу, проанализировать, и обобщить полученную информацию;

- взять смывы с немытых и мытых с мылом рук;

- вырастить бактериальные культуры, и изучить их;

- доказать необходимость соблюдения правил гигиены;

- обобщить результаты, сделать выводы и выступить перед товарищами.

Объект исследования: микробы

Предмет исследования: наличие микробов на немытых и мытых с мылом руках.

Гипотеза: для роста и развития микробов необходимы определенные условия.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как наглядный материал при проведении уроков окружающего мира, а также как интересный, познавательный материал во внеурочной деятельности.

  1. Теоретическая часть

1.1 Что такое микробы

Микробы - микроорганизмы которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер-менее 0.1мм). Они могут быть классифицированы как бактерии, простейшие, вирусы, грибки, археи, планктон, и планарии. Микробы обитают почти повсеместно в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и в животных, даже в человеке!

1.2 Какие микроорганизмы полезны, а какие приносят вред

Существуют множество бактерий, без которых жить на Земле было бы трудно. Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, йогурт, сыр, творог, сметану, ряженку. Клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений, умеют поглощать из атмосферы азот, и тем самым повышают плодородие почвы. Кишечная палочка живет в кишечнике человека. Она образует полезные витамины и уничтожает некоторых микробов, помогая организму нормально работать. Бактерии, вызывающие гниение, помогают останкам растений и животных сгнить. Попадая в организм человека или животного, болезнетворные бактерии вызывают опасные заболевания: холеру, чуму, сибирскую язву, тиф, ангину и другие. Самые любимые места зловредных микробов - это места большого скопления людей, поручни, ручки дверей, кнопки лифта, мобильные телефоны.

Таким образом, микробы живут повсеместно, выполняют различные функции в природе, могут приносить как пользу, так и вред человеку, животным и другим формам жизни.

  1. Практическая часть

2.1 Эксперимент 1. Содержание микробов на немытых руках

Цель: Содержатся ли на немытых руках микробы?

Оборудование: чашка Петри №1 с кровяным агар-агаром (является питательной средой для выделения бактерий группы кишечных палочек), пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.

Объекты исследования: бактерии на руках.

Метод исследования: бактериологический посев

Методика опыта:

1.Стерильной, увлажненной в хлористом натрии палочкой, провели по немытым рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.

2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.

3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.

2.2 Эксперимент 2. Содержание микробов на чистых руках

Цель: Содержатся ли на вымытых мылом руках микробы?

Оборудование: чашка Петри №2 с кровяным агар-агаром, пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.

Объекты исследования: бактерии группы на руках.

Метод исследования: бактериологический посев

Методика опыта:

1.Стерильной, увлажненной в хлористом натрии палочкой, провели по вымытым с мылом рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.

2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.

3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.

2.3 Результаты экспериментов, рекомендации

Через трое суток мы обнаружили в чашке Петри №1 - выросли большие колонии бактерий группы кишечной палочки (приложение №1), которые при попадании в организм человека могут вызвать различные заболевания. В чашке Петри №2 нами обнаружены лишь единичные бактерии (приложение №2).

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что щелочная среда, в которую мы погружаем руки, моя их с мылом, является губительной для микробов.

Рекомендации: 1)Обязательно мыть с мылом руки перед едой, после прогулки.2) Не класть на грязный стол еду. 3)Пить, и есть только из своей посуды. 3)Пользоваться только своими средствами гигиены.

Заключение

Таким образом,мир «невидимок», существующий вокруг нас, сильно влияет на нашу жизнь. Микробы можно разделить на две группы: опасные и полезные для живых организмов.

Проведя исследование, мы выяснили, что излюбленные места обитания опасных микроорганизмов там, где наблюдается большое скопление людей. В экспериментальной части нашего исследования мы посеяли смывы с грязных и чистых рук на питательную среду агар-агар (кровяной) и обнаружили рост больших колоний болезнетворных кишечных палочек на агар-агаре с грязных рук и одиночные бактерии на агар-агаре с чистых рук (мытых с мылом), что является наглядным примером необходимости соблюдения правил гигиены (прил. №3).

Таким образом, подтвердилась гипотеза: «Для роста и развития микробов необходимы определенные условия».

В рамках данной работы нами были исследованы болезнетворные микробы, скапливающиеся на руках. Но, изучая литературу, выяснили, что существуют и полезные микроорганизмы, которых мне захотелось узнать более подробно в моей следующей исследовательской работе.

Список литературы

  1. Энциклопедия «Планета Земля», «РОСМЭН», М., 2009.

  2. Келлер Е.А., Вавилин М.О., Решетова Л.А. Мир «невидимок» вокруг нас или Как поймать микроба?// Юный учёный – 2016. - №2.

  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/21460/МИКРОБЫ

  4. http://www.allvet.ru/knowledge_base/microbiology/istoriya razvitiya

  5. http://www.geo.ru/nauka/kto-zhivet-v-klaviature

Приложение №1

«Микробы на грязных руках»

Приложение №2.

«Микробы на чистых руках»

Приложение №3

Рост кишечных палочек на питательной среде агар-агар (кровяной)

п/п

Объект исследования

Общее число микробов

Вывод

Грязные руки

Сплошной рост колоний

Небезопасно для человека, возможно заболевание диареей и пр. заболеваниями кишечного тракта

Мытые с мылом руки

Единичные колонии

Норма

10

Просмотров работы: 1049