ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ

Демидова В.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина
Булыгина О.Г. 1
1МБОУ Волчковская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школа-это наш второй дом, мы там проводим 8-10 часов в день. И поэтому в школе должно быть, уютно и комфортно. Темой нашего проекта мы выбрали именно экологию школы. История нашей школы начинается в XIX, когда школа была церковно – приходской, с тех давних пор она и является очагом знаний для нас сельчан. В годы советской власти школа модернизировалась, пристраивались новые помещения, в 2006 году проведена полная реконструкция. Нам важно все ли показатели школьных помещений соответствуют нормам? Это и является темой нашего исследования. В начале исследования была выдвинута гипотеза: экологические показатели школьных помещений соответствуют санитарным нормам.

Цель: Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам (Приложение 1).

Задачи:

  • определить расположение школы в районе;

  • узнать мнение ребят разного возраста о некоторых вопросах экологии школы;

  • оценить шумовое воздействие на некоторые показатели здоровья школьников;

  • рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений в расчете на одного обучающегося;

  • рассчитать степень вентиляции, освещенности кабинетов;

  • проверить правильность расстановки школьной мебели;

  • оценить озеленение кабинетов;

  • оценить запыленность школьных помещений;

  • установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.

Объект исследования: учебные помещения МБОУ Волчковской СОШ предмет исследования: экологическое состояние учебных помещений школы:

- кабинет № 1 (кабинет физики);

- кабинет № 2 (кабинет экологии);

В ходе выполнения проекта использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение литературных источников, классификация, анализ, синтез);

- эмпирические (наблюдение, описание, анкетирование, измерение);

- статистические (анализ и обработка результатов исследования).

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое экология.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой [7]. Экология человека рассматривается в учебнике "Экология" для 8 класса [4]. Это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Экология для нас - это взаимодействие с окружающей нас атмосферой школьных помещений, коридоров. Мы считаем, что в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить: температурный и водный режим, мебель, световой режим, свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства - все то, от чего зависит здоровье детей, которые учатся в школе. Экологическая составляющая школы - это и шумовой фон.

1.2.Микроклимат помещения

Поговорим о микроклимате школьных помещений. Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, на работоспособность учеников [8].

Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Тепловой режим, вентиляционный режим, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Благодаря проветриванию в течение дня уровень бактериального загрязнения в классе не повышается, а это помогает нам не утомляться и воспринимать учителя.

Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете. Искусственное освещение ослабляет нагрузку на зрение.

Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные помещения. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней [5].

1.3. Санитарно-гигиенические нормы для школ

Эти нормы утверждены в 2010 году [3]. Изменения вносились 29 июня 2011года , 25 декабря 2013года, 24 ноября 2015года. В них описывается, где в районе должна располагаться школа, какого размера должны быть классы, как правильно в них расставить мебель, как должны проветриваться помещения, какое естественное и искусственное освещение классов. Мы бы хотели проверить, насколько соблюдаются эти нормы в нашей школе.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся

Мы провели анкетирование, в котором опросили 52 человека, которые ответили на следующие вопросы:

  1. Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?

  2. Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?

  3. Комфортно ли вам находиться в школе?

  4. Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?

  5. Как вы считаете, достаточно ли озеленён: а) пришкольный участок

б) школьный участок

На первый вопрос "Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?" мы получили больше всего ответов о кабинете экологии (2), получивший 15 голосов, т.е. 35%, наверное, потому, что он большой и хорошо озеленен.

 
 

На второй вопрос "Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?" было очень много разных ответов, но больше голосов получил ответ «нет» (49%)

На третий вопрос "Комфортно ли вам находиться в школе?" больше всего ответов «да». Их 76%, т.е. 31 голос.

При ответе на четвертый вопрос "Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?" больше всего проголосовало человек за ответ «хорошо».

  1. На пятый вопрос "Как вы считаете, достаточно ли озеленён: а) пришкольный участок

б) школьный участок" под буквой а) мы получили «да», «50/50» и «нет». Больше голосов было за ответ «да» (20 голосов или 50%)

Под буквой б) были те же самые ответы и ответ «да» тоже был самым популярным среди всех. Он набрал 23 голоса (64%)

2.2. Шумовые загрязнения и их влияние на школьников

Шумом называют лишний, мешающий звук (звук - механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду).

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен: у нашего уха нет какого - либо защитного приспособления, сходного, например, с веками глаз, защищающими их от света. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет [8].

Шум оказывает негативное влияние на центральную нервную систему человека; в результате его действия повышается кровяное и внутричерепное давление, нарушается нормальная работа сердца, возникает головокружение. В обстановке сильного и длительного шума человек становится раздражительным и менее внимательным, у него нарушается координация движений, могут возникнуть головные боли и тошнота. Шум вызывает усталость, снижение внимания.

Мы провели такое исследование:

У двух групп учащихся – экспериментальной и контрольной – измерили давление и пульс.

Контрольная группа отдыхает, слушает записи голосов птиц, шум моря.

Экспериментальная группа в течение 20 минут находится на перемене. В коридорах очень шумно. У всех участников эксперимента измерили вновь давление и пульс.

Определили средний показатель для каждой группы.

Таблица 1

Показатели давления и пульса.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Пульс

Давление

Пульс

Давление

103

92

90

88

82

128/78

115/84

128/82

120/82

126/84

83

70

72

90

72

121/68

98/60

112/64

110/72

112/76

Ср. 87

Ср. 123/82

Ср. 77

Ср. 110/68

Выводы:

  • длительное пребывание в условиях интенсивного шума (на перемене) сопровождается повышением артериального давления и учащается пульс;

  • у контрольной группы шумы природного происхождения (шум дождя, шелест листвы, звук бегущего ручья) благоприятно влияют на организм, расслабляют.

2.3. Озеленение кабинетов

Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты?

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания, очищают воздух от вредных газов. Растения способствуют очищению воздуха, в процессе газообмена на их листьях оседает пыль и даже звукопоглощению [5]. Мы подсчитали количество цветов в кабинетах и результаты записали в таблицу 2.

Таблица 2 Количество цветочных горшков в кабинетах

Название кабинета/ Номер кабинета

Количество цветочных горшков

География/9

10

История/ 10

13

Физика/1

10

Литература, русский/8

12

Экология/2

14

Математика/ 4

11

Информатика/ 12

5

ОБЖ/ 3

8

Английский/11

7

Среднее количество цветочных горшков

10

Вывод: Во всех кабинетах есть цветы, но в разном количестве.

2.4. Определение запыленности воздуха школьных помещений.

Методика описана в разных изданиях [1,2].

В субботу после уроков мы закрепили одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении в коридорах, на лестницах, в кабинетах, в спортзале, в раздевалке. Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль. В следующую субботу сняли полоски, не сгибая их, и наложили клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Подписали, откуда какая полоска. При ярком свете изучили степень загрязнённости полосок (Приложение 2).

Выводы: Почти на всех полосках пыли содержится минимальное количество (почти не видно), чуть больше в раздевалке, наверное, потому, что в течение всего дня там раздеваются и одеваются ученики.

2. 5. Соответствие основных показателей санитарно-гигиеническим нормам (Приложение 1).

2.5.1. Определение расположения школы в районе.

МБОУ Волчковская СОШ расположена в центре города. Для определения расположения школы в микрорайоне с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до: магазина «Березка», ближайшего жилого дома и дороги. Результаты измерений занесли в таблицу

Таблица 3

Расположение школы в микрорайоне

Расстояние

здания школы до

(м)

от магазина «Березка»

от жилого дома (ул. Советская 30)

от дороги

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

70

не менее 50

20

не менее 10

20

не менее 25

Вывод. Учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно коммунальных предприятий, жилых домов, детских дошкольных учреждений и дорог [3], можно сказать, что расположение здания школы соответствует санитарным нормам. Расстояние до дороги меньше нормы. Это можно объяснить тем, что нашей школе, как средней 75 лет, а при ее строительстве, наверное, были другие нормы. (Приложение 1).

2.5.2. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормамМы измерили ширину и длину классного помещения и определили его площадь:S = длина *ширинаРассчитали, какая площадь приходится на одного ученика: Определили объем помещения:V = S * h где h - высота помещенияМы исследовали только 2 кабинета - самый большой и самый маленький. Полученные результаты мы занесли в таблицу 4. Выводы. Оценивая экологическое состояние школьных кабинетов по показателям площади и кубатуры на одного обучающегося [3], можно отметить, что кабинет физики соответствует нормам по всем показателям, а вот кабинет черчения - нет. Мала площадь, объем помещения. Когда там занимается полкласса¸ то это нормально, а когда целый класс, то показатели малы.

2.5.3.Характеристика расстановки мебели в школьных кабинетах

Согласно санитарным требованиям к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений расстановку мебели в школьных кабинетах оценили по измерениям 5 параметров (Приложение 2):

  • расстояние между рядами двухместных столов (парт);

  • расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной;

  • расстояние между рядом столов и внутренней продольной стеной;

  • расстояние от последних столов до стены, противоположной доске;

  • расстояние от первой парты до учебной доски.

Результаты измерений занесены в таблицу 5.

Таблица 4

Определение площади пола и кубатуры на одного обучающегося

№ п/п

Кабинеты

Количество посадочных мест

Размеры помещения (м)

Площадь, кв. м

Кубатура, куб. м

высо-та

длина

ширина

пола (S)

на одного обучающегося (S1)

помещения (V)

на одного обучающегося (V1)

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

1

Кабинет

№ 1

22

3,5

8,2

8-9

5,8

5,7-6,2

48,7

не менее 50

2,2

2,5

170,4

не менее 160

7,7

4-5

2

Кабинет

№ 2

22

3,5

7,8

8-9

6

5,7-6,2

46,8

не менее 50

2,1

2,5

163

не менее 160

7,4

4-5

Таблица 5

Расположение мебели в кабинетах

Кабинеты

Расстояние (м)

между рядами двухместных столов

между рядом столов и наружной продольной стеной

между рядом столов и внутренней продольной стеной

от последних столов до стены, противоположной классной доске

от первой парты до классной доски

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

Кабинет № 1

0,7

06,-0,8

0,5

не менее

0,5-0,7

0,6

не менее

0,5-0,7

2,5

не менее 0,7

2,5

2,4-2,7

Кабинет № 2

0,5

0,2

0,3

0,6

1,1

Вывод. По данным таблицы видно, что:

- кабинет физики соответствует санитарной норме по всем показателям:

- в кабинете № 2 почти все показатели соответствуют норме, кроме площади на одного учащегося, хотя это очень комфортный кабинет.

2.5.4. Определение вентиляционного режима кабинетов

Все вентиляционные отверстия в помещении должны действовать (это форточки, фрамуги).

Определили общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитали по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости) [1].

П

КА= ------

пп

Где КА - коэффициент аэрации.

П – площадь всех вентиляционных отверстий (окно, которое открывается для проветривания).

п/п - площадь пола.

Мы измерили площадь окон для проветривания (Приложение 3).

Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола [3], для остальных помещений - не менее 1/55 при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10-15 минут.

1,35*2,05 2,093 42 1

КА (физика) = ---------------- = ----------- = 0,042 = ------------ = -------

48,7 48,7 1000 28

1,05*2,04 2,04 50 1

КА (экологии) = -------------- = ----------- = 0,05 = ---------- = ------

46,8 46,8 1000 45

Мы получили при расчете большую величину, значит, помещения проветриваются достаточно.

2.5.5. Определение освещенности кабинетов

Мы считали освещенность за счет площади окон (естественная) и искусственная.

Освещенность помещения рассчитывается по формуле [2]:

П/о

СК= ---------

п/п

где СК – световой коэффициент,

П/о - площадь окон помещения

п/п - площадь пола.

При определении площади окон учитываем, что площадь остекленной части окон на 10%меньше площади окон из-за наличия оконных переплетов.

По санитарно-гигиеническим нормам световой коэффициент для учебного помещения должен быть равен 1/4 - 1/6.

1,35*2,05*4 11,07 19 1

СК (физика) = ----------------- = ----------- = 0,19 = ---------- = -----

58,65 58,65 100 5

2*2*2 8 196 1

СК (экология) = ------------------ = ------- = 0,196 = ---------- = ----

40,8 40,8 1000 5

М. Л

КИО = ---------

п/п

Искусственное освещение считается по количеству ламп, оно определяется по формуле:

КИО- коэффициент искусственного освещения помещения

М- мощность лампы в ватах,

Л – количество ламп,

п/п - площадь пола.

По санитарно-гигиеническим нормам [3] на 1м должно быть не менее 49 ватт. При люминесцентном освещении на 50 м 2 площади должно быть не менее 12 действующих люминесцентных светильников. У нас в кабинетах люминесцентное освещение поэтому мы просто оценили КИО.

КИО (физика) 15 ламп при площади 58,7 м 2

КИО ( экологии) 9 ламп при площади 37,2 м 2

Полученные данные соответствуют норме.

2.6. Рекомендации по улучшению экологического состояния

школьных кабинетов

Основываясь на проведенных выше результатах исследований, для улучшения экологического состояния школьных кабинетов, мы предлагаем:

- мебель в кабинетах расставлять в соответствии с санитарными нормами;

- привлечь учеников к озеленению школьных кабинетов;

- занимать учеников тихими спокойными играми во время перемен.

- обязательно проветривать кабинет на перемене не менее 10-15 минут. Желательно во время занятия так же оставлять дверь открытой для свободного воздухообмена.

- следить за функционированием всех ламп дневного освещения.

Заключение

От экологической обстановки зависит здоровье человека и нации в целом, а экологическая обстановка в школьных помещениях влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Наша школа является местом, где мы учимся, играем, дружим, живем. Наша школа чистая и уютная, хорошо проветривается и хорошо освещена, ученикам в ней комфортно, они любят нашу школу и ничего в ней не хотят изменить.

Но мы выяснили, что все-таки у неё есть свои экологические проблемы.

Исходя из полученных данных, мы доказали, что исследуемые учебные помещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Отклонения наблюдаются в расстановке мебели, а для нас это очень важно. Значит, гипотеза, которую мы высказали в начале исследования, подтвердилась частично.

Дали соответствующие рекомендации по улучшению экологического состояния школы.

Цель и задачи, которые мы перед собой ставили, мы выполнили.

Не все показатели мы исследовали. Можно было проверить температуру, влажность воздуха в помещениях, материалы, которые используются при отделке помещений. Эти показатели мы проверим в будущем.

Литература:

  1. Новолодская,Е.Г. Экспертиза школьного здания [Текст] / Е.Г. Новолодская//Биология в школе. - 2006. - №7.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный № 19993
  3. Федорова,М.З. Экология человека. Культура здоровья [Текст] : учеб. пособие 8 класс/ М.З. Федорова, В.С. Кумченко, Г.А. Воронина. - М. : Просвещение, 2012.- 142с.

  4. Чуб,В.В. Полная энциклопедия комнатных растений [Текст] /В.В. Чуб, К.Д. Лезина. – М. :Эксмо, 2001.

  5. Шклярова,О.А. Изучение экологического состояния школы [Текст] / О.А. Шклярова // Биология в школе.-1990.- №3.

Интернет-ресурсы

  1. Дыши свободно.- http://www.dishisvobodno.ru/noise_pollution.html

  2. Изучение экологического состояния школьных помещений http://festival.1september.ru/articles/527455/

  3. Экология (Википедия) https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.2.2821-10

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993

(с изменениями на 24 ноября 2015 года)

(выписка)

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

7.1.6. Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Приложение 2

Приложение 3

Изучение некоторых показателей кабинетов

Делаем замеры в кабинете

 
 

Замеряем уровень проветривания помещения

Определение запыленности помещения

 
Просмотров работы: 315