Введение
Школа-это наш второй дом, мы там проводим 8-10 часов в день. И поэтому в школе должно быть, уютно и комфортно. Темой нашего проекта мы выбрали именно экологию школы. История нашей школы начинается в XIX, когда школа была церковно – приходской, с тех давних пор она и является очагом знаний для нас сельчан. В годы советской власти школа модернизировалась, пристраивались новые помещения, в 2006 году проведена полная реконструкция. Нам важно все ли показатели школьных помещений соответствуют нормам? Это и является темой нашего исследования. В начале исследования была выдвинута гипотеза: экологические показатели школьных помещений соответствуют санитарным нормам.
Цель: Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам (Приложение 1).
Задачи:
определить расположение школы в районе;
узнать мнение ребят разного возраста о некоторых вопросах экологии школы;
оценить шумовое воздействие на некоторые показатели здоровья школьников;
рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений в расчете на одного обучающегося;
рассчитать степень вентиляции, освещенности кабинетов;
проверить правильность расстановки школьной мебели;
оценить озеленение кабинетов;
оценить запыленность школьных помещений;
установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.
Объект исследования: учебные помещения МБОУ Волчковской СОШ предмет исследования: экологическое состояние учебных помещений школы:
- кабинет № 1 (кабинет физики);
- кабинет № 2 (кабинет экологии);
В ходе выполнения проекта использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение литературных источников, классификация, анализ, синтез);
- эмпирические (наблюдение, описание, анкетирование, измерение);
- статистические (анализ и обработка результатов исследования).
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое экология.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой [7]. Экология человека рассматривается в учебнике "Экология" для 8 класса [4]. Это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Экология для нас - это взаимодействие с окружающей нас атмосферой школьных помещений, коридоров. Мы считаем, что в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить: температурный и водный режим, мебель, световой режим, свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства - все то, от чего зависит здоровье детей, которые учатся в школе. Экологическая составляющая школы - это и шумовой фон.
1.2.Микроклимат помещения
Поговорим о микроклимате школьных помещений. Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, на работоспособность учеников [8].
Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Тепловой режим, вентиляционный режим, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Благодаря проветриванию в течение дня уровень бактериального загрязнения в классе не повышается, а это помогает нам не утомляться и воспринимать учителя.
Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете. Искусственное освещение ослабляет нагрузку на зрение.
Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные помещения. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней [5].
1.3. Санитарно-гигиенические нормы для школ
Эти нормы утверждены в 2010 году [3]. Изменения вносились 29 июня 2011года , 25 декабря 2013года, 24 ноября 2015года. В них описывается, где в районе должна располагаться школа, какого размера должны быть классы, как правильно в них расставить мебель, как должны проветриваться помещения, какое естественное и искусственное освещение классов. Мы бы хотели проверить, насколько соблюдаются эти нормы в нашей школе.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся
Мы провели анкетирование, в котором опросили 52 человека, которые ответили на следующие вопросы:
Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?
Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?
Комфортно ли вам находиться в школе?
Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?
Как вы считаете, достаточно ли озеленён: а) пришкольный участок
б) школьный участок
На первый вопрос "Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?" мы получили больше всего ответов о кабинете экологии (2), получивший 15 голосов, т.е. 35%, наверное, потому, что он большой и хорошо озеленен. |
На второй вопрос "Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?" было очень много разных ответов, но больше голосов получил ответ «нет» (49%) |
На третий вопрос "Комфортно ли вам находиться в школе?" больше всего ответов «да». Их 76%, т.е. 31 голос.
При ответе на четвертый вопрос "Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?" больше всего проголосовало человек за ответ «хорошо».
На пятый вопрос "Как вы считаете, достаточно ли озеленён: а) пришкольный участок
б) школьный участок" под буквой а) мы получили «да», «50/50» и «нет». Больше голосов было за ответ «да» (20 голосов или 50%)
Под буквой б) были те же самые ответы и ответ «да» тоже был самым популярным среди всех. Он набрал 23 голоса (64%)
2.2. Шумовые загрязнения и их влияние на школьников
Шумом называют лишний, мешающий звук (звук - механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду).
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен: у нашего уха нет какого - либо защитного приспособления, сходного, например, с веками глаз, защищающими их от света. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет [8].
Шум оказывает негативное влияние на центральную нервную систему человека; в результате его действия повышается кровяное и внутричерепное давление, нарушается нормальная работа сердца, возникает головокружение. В обстановке сильного и длительного шума человек становится раздражительным и менее внимательным, у него нарушается координация движений, могут возникнуть головные боли и тошнота. Шум вызывает усталость, снижение внимания.
Мы провели такое исследование:
У двух групп учащихся – экспериментальной и контрольной – измерили давление и пульс.
Контрольная группа отдыхает, слушает записи голосов птиц, шум моря.
Экспериментальная группа в течение 20 минут находится на перемене. В коридорах очень шумно. У всех участников эксперимента измерили вновь давление и пульс.
Определили средний показатель для каждой группы.
Таблица 1
Показатели давления и пульса.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Пульс |
Давление |
Пульс |
Давление |
103 92 90 88 82 |
128/78 115/84 128/82 120/82 126/84 |
83 70 72 90 72 |
121/68 98/60 112/64 110/72 112/76 |
Ср. 87 |
Ср. 123/82 |
Ср. 77 |
Ср. 110/68 |
Выводы:
длительное пребывание в условиях интенсивного шума (на перемене) сопровождается повышением артериального давления и учащается пульс;
у контрольной группы шумы природного происхождения (шум дождя, шелест листвы, звук бегущего ручья) благоприятно влияют на организм, расслабляют.
2.3. Озеленение кабинетов
Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты?
Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания, очищают воздух от вредных газов. Растения способствуют очищению воздуха, в процессе газообмена на их листьях оседает пыль и даже звукопоглощению [5]. Мы подсчитали количество цветов в кабинетах и результаты записали в таблицу 2.
Таблица 2 Количество цветочных горшков в кабинетах
Название кабинета/ Номер кабинета |
Количество цветочных горшков |
География/9 |
10 |
История/ 10 |
13 |
Физика/1 |
10 |
Литература, русский/8 |
12 |
Экология/2 |
14 |
Математика/ 4 |
11 |
Информатика/ 12 |
5 |
ОБЖ/ 3 |
8 |
Английский/11 |
7 |
Среднее количество цветочных горшков |
10 |
Методика описана в разных изданиях [1,2].
В субботу после уроков мы закрепили одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении в коридорах, на лестницах, в кабинетах, в спортзале, в раздевалке. Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль. В следующую субботу сняли полоски, не сгибая их, и наложили клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Подписали, откуда какая полоска. При ярком свете изучили степень загрязнённости полосок (Приложение 2).
Выводы: Почти на всех полосках пыли содержится минимальное количество (почти не видно), чуть больше в раздевалке, наверное, потому, что в течение всего дня там раздеваются и одеваются ученики.
2. 5. Соответствие основных показателей санитарно-гигиеническим нормам (Приложение 1).
2.5.1. Определение расположения школы в районе.
МБОУ Волчковская СОШ расположена в центре города. Для определения расположения школы в микрорайоне с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до: магазина «Березка», ближайшего жилого дома и дороги. Результаты измерений занесли в таблицу
Таблица 3
Расположение школы в микрорайоне
Расстояние здания школы до (м) |
от магазина «Березка» |
от жилого дома (ул. Советская 30) |
от дороги |
||||
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
||
70 |
не менее 50 |
20 |
не менее 10 |
20 |
не менее 25 |
Вывод. Учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно коммунальных предприятий, жилых домов, детских дошкольных учреждений и дорог [3], можно сказать, что расположение здания школы соответствует санитарным нормам. Расстояние до дороги меньше нормы. Это можно объяснить тем, что нашей школе, как средней 75 лет, а при ее строительстве, наверное, были другие нормы. (Приложение 1).
2.5.2. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормамМы измерили ширину и длину классного помещения и определили его площадь:S = длина *ширинаРассчитали, какая площадь приходится на одного ученика: Определили объем помещения:V = S * h где h - высота помещенияМы исследовали только 2 кабинета - самый большой и самый маленький. Полученные результаты мы занесли в таблицу 4. Выводы. Оценивая экологическое состояние школьных кабинетов по показателям площади и кубатуры на одного обучающегося [3], можно отметить, что кабинет физики соответствует нормам по всем показателям, а вот кабинет черчения - нет. Мала площадь, объем помещения. Когда там занимается полкласса¸ то это нормально, а когда целый класс, то показатели малы.2.5.3.Характеристика расстановки мебели в школьных кабинетах
Согласно санитарным требованиям к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений расстановку мебели в школьных кабинетах оценили по измерениям 5 параметров (Приложение 2):
расстояние между рядами двухместных столов (парт);
расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной;
расстояние между рядом столов и внутренней продольной стеной;
расстояние от последних столов до стены, противоположной доске;
расстояние от первой парты до учебной доски.
Результаты измерений занесены в таблицу 5.
Таблица 4
Определение площади пола и кубатуры на одного обучающегося
№ п/п |
Кабинеты |
Количество посадочных мест |
Размеры помещения (м) |
Площадь, кв. м |
Кубатура, куб. м |
||||||||||||||
высо-та |
длина |
ширина |
пола (S) |
на одного обучающегося (S1) |
помещения (V) |
на одного обучающегося (V1) |
|||||||||||||
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
||||||||
1 |
Кабинет № 1 |
22 |
3,5 |
8,2 |
8-9 |
5,8 |
5,7-6,2 |
48,7 |
не менее 50 |
2,2 |
2,5 |
170,4 |
не менее 160 |
7,7 |
4-5 |
||||
2 |
Кабинет № 2 |
22 |
3,5 |
7,8 |
8-9 |
6 |
5,7-6,2 |
46,8 |
не менее 50 |
2,1 |
2,5 |
163 |
не менее 160 |
7,4 |
4-5 |
Таблица 5
Расположение мебели в кабинетах
Кабинеты |
Расстояние (м) |
|||||||||
между рядами двухместных столов |
между рядом столов и наружной продольной стеной |
между рядом столов и внутренней продольной стеной |
от последних столов до стены, противоположной классной доске |
от первой парты до классной доски |
||||||
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
рез-т |
СН |
|
Кабинет № 1 |
0,7 |
06,-0,8 |
0,5 |
не менее 0,5-0,7 |
0,6 |
не менее 0,5-0,7 |
2,5 |
не менее 0,7 |
2,5 |
2,4-2,7 |
Кабинет № 2 |
0,5 |
0,2 |
0,3 |
0,6 |
1,1 |
Вывод. По данным таблицы видно, что:
- кабинет физики соответствует санитарной норме по всем показателям:
- в кабинете № 2 почти все показатели соответствуют норме, кроме площади на одного учащегося, хотя это очень комфортный кабинет.
2.5.4. Определение вентиляционного режима кабинетов
Все вентиляционные отверстия в помещении должны действовать (это форточки, фрамуги).
Определили общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитали по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости) [1].
П
КА= ------
пп
Где КА - коэффициент аэрации.
П – площадь всех вентиляционных отверстий (окно, которое открывается для проветривания).
п/п - площадь пола.
Мы измерили площадь окон для проветривания (Приложение 3).
Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола [3], для остальных помещений - не менее 1/55 при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10-15 минут.
1,35*2,05 2,093 42 1
КА (физика) = ---------------- = ----------- = 0,042 = ------------ = -------
48,7 48,7 1000 28
1,05*2,04 2,04 50 1
КА (экологии) = -------------- = ----------- = 0,05 = ---------- = ------
46,8 46,8 1000 45
Мы получили при расчете большую величину, значит, помещения проветриваются достаточно.
2.5.5. Определение освещенности кабинетов
Мы считали освещенность за счет площади окон (естественная) и искусственная.
Освещенность помещения рассчитывается по формуле [2]:
П/о
СК= ---------
п/п
где СК – световой коэффициент,
П/о - площадь окон помещения
п/п - площадь пола.
При определении площади окон учитываем, что площадь остекленной части окон на 10%меньше площади окон из-за наличия оконных переплетов.
По санитарно-гигиеническим нормам световой коэффициент для учебного помещения должен быть равен 1/4 - 1/6.
1,35*2,05*4 11,07 19 1
СК (физика) = ----------------- = ----------- = 0,19 = ---------- = -----
58,65 58,65 100 5
2*2*2 8 196 1
СК (экология) = ------------------ = ------- = 0,196 = ---------- = ----
40,8 40,8 1000 5
М. Л
КИО = ---------
п/п
Искусственное освещение считается по количеству ламп, оно определяется по формуле:
КИО- коэффициент искусственного освещения помещения
М- мощность лампы в ватах,
Л – количество ламп,
п/п - площадь пола.
По санитарно-гигиеническим нормам [3] на 1м должно быть не менее 49 ватт. При люминесцентном освещении на 50 м 2 площади должно быть не менее 12 действующих люминесцентных светильников. У нас в кабинетах люминесцентное освещение поэтому мы просто оценили КИО.
КИО (физика) 15 ламп при площади 58,7 м 2
КИО ( экологии) 9 ламп при площади 37,2 м 2
Полученные данные соответствуют норме.
2.6. Рекомендации по улучшению экологического состоянияшкольных кабинетов
Основываясь на проведенных выше результатах исследований, для улучшения экологического состояния школьных кабинетов, мы предлагаем:
- мебель в кабинетах расставлять в соответствии с санитарными нормами;
- привлечь учеников к озеленению школьных кабинетов;
- занимать учеников тихими спокойными играми во время перемен.
- обязательно проветривать кабинет на перемене не менее 10-15 минут. Желательно во время занятия так же оставлять дверь открытой для свободного воздухообмена.
- следить за функционированием всех ламп дневного освещения.
ЗаключениеОт экологической обстановки зависит здоровье человека и нации в целом, а экологическая обстановка в школьных помещениях влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Наша школа является местом, где мы учимся, играем, дружим, живем. Наша школа чистая и уютная, хорошо проветривается и хорошо освещена, ученикам в ней комфортно, они любят нашу школу и ничего в ней не хотят изменить.
Но мы выяснили, что все-таки у неё есть свои экологические проблемы.
Исходя из полученных данных, мы доказали, что исследуемые учебные помещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Отклонения наблюдаются в расстановке мебели, а для нас это очень важно. Значит, гипотеза, которую мы высказали в начале исследования, подтвердилась частично.
Дали соответствующие рекомендации по улучшению экологического состояния школы.
Цель и задачи, которые мы перед собой ставили, мы выполнили.
Не все показатели мы исследовали. Можно было проверить температуру, влажность воздуха в помещениях, материалы, которые используются при отделке помещений. Эти показатели мы проверим в будущем.
Литература:
Новолодская,Е.Г. Экспертиза школьного здания [Текст] / Е.Г. Новолодская//Биология в школе. - 2006. - №7.
Федорова,М.З. Экология человека. Культура здоровья [Текст] : учеб. пособие 8 класс/ М.З. Федорова, В.С. Кумченко, Г.А. Воронина. - М. : Просвещение, 2012.- 142с.
Чуб,В.В. Полная энциклопедия комнатных растений [Текст] /В.В. Чуб, К.Д. Лезина. – М. :Эксмо, 2001.
Шклярова,О.А. Изучение экологического состояния школы [Текст] / О.А. Шклярова // Биология в школе.-1990.- №3.
Интернет-ресурсы
Дыши свободно.- http://www.dishisvobodno.ru/noise_pollution.html
Изучение экологического состояния школьных помещений http://festival.1september.ru/articles/527455/
Экология (Википедия) https://ru.wikipedia.org
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.2.2821-10
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993
(с изменениями на 24 ноября 2015 года)
(выписка)4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:
- не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
7.1.6. Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Приложение 2
Приложение 3
Изучение некоторых показателей кабинетов
Делаем замеры в кабинете |
|
Замеряем уровень проветривания помещения |
|
Определение запыленности помещения |