ОБИТАТЕЛИ РЕКИ КАМА-ПОМОЩНИКИ ЭКОЛОГИИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБИТАТЕЛИ РЕКИ КАМА-ПОМОЩНИКИ ЭКОЛОГИИ

Быстренин Е.Ю. 1
1МБОУСОШ №30 г. Набережные Челны
Косолапова о.в. 1
1МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Широкий интерес к экологии развился в последние годы в первую очередь под влиянием непрерывного ухудшения состояния окружающей человека среды. Современным школьникам нужны актуальные знания по сохранению и водных ресурсов. Меня очень заинтересовала моя тема исследования. Это ведет к моим новым познаниям и повышению экологического образования и воспитания.

В современном мире существует множество животных, одни живут в пустыне, другие в горах. А есть такие животные, которые обитают только около водоемов: рек, озер или прудов, очищают их, облагораживают и всячески продлевают им жизнь. Город, где я родился и живу стоит на реке Кама.

Река- чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения. Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить её экологические проблемы и заниматься устранением этих проблем в условиях школы с использованием простейших мероприятий, которые были бы доступны их реализации силами учащихся.

Тема моего исследования: «Обитатели реки Кама - помощники экологии»

Цель исследовательской работы:

Изучить роль выдр, бобров и ондатр и хищных рыб на состояние реки. Доказать, что человек может стать хранителем воды.

Задачи:

  1. Собрать сведения о реке и её обитателях

  2. Проанализировать материал из газет и журналов, использовать материалы сети Интернет.

  3. Проследить за животными и хищными рыбами реки.

  4. Провести экоурок в 5 «а» классе МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны «Хранители воды»

  5. Сделать выводы по проделанной работе.

Гипотеза:

Не только человек, но и животные живущие около реки Кама, являются её хранителями, оберегателями.

Объект исследования:

Выдры, бобры, ондатры живущие в бассейне реки Кама, хищные рыбы. Учащиеся 5 «а» класса МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны

Предмет исследования:

Влияние выдр, бобров, ондатр и хищных рыб на экологию реки Кама.

Влияние учащихся 5 а класса на экологические проблемы реки.

2.Обитатели реки Кама- помощники экологии.

У реки Кама - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегораживаются плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению реки.

Чем и как загрязнена вода невооруженным взглядом, увидеть нельзя, потому что большинство загрязнителей просто растворяются в воде. Но некоторые вредности все же видны в качестве пены, плавающего на поверхности нефтепродукты и тому подобное.

Какие обитатели реки Кама, являются помощниками экологии? Ответить на этот вопрос не так-то и просто. Уместно было бы вспомнить о изучении популяции животных в бассейне реки и их полезности для экологической обстановки. Учеными было сделано открытие, что запруды и плотины, находящиеся в местах обитания бобров, приносят огромную пользу окружающей среде, нормализуя ее внутренние процессы, в значительной мере повышают разнообразие водных видов и усиливают водно-береговые комплексы. Выдры, занесенные в Красную книгу, приносят большую пользу рыбному хозяйству. Ондатры то-же приносят большую пользу окружающей среде, улучшая кислородный режим для рыб в водоеме: зимой делают отверстия во льду, а летом уничтожают жесткие водоросли.

Но реке помогают не только животные но и рыбы.

2.1. Водные ресурсы Республики Татарстан. Река Кама.

Водные ресурсы представляют собой запасы поверхностных и подземных вод определенной территории и являются жизне-и средообеспечивающей составляющей общества, определяющей его социальное, экономическое и экологическое благополучие. Поверхностные водные ресурсы Республики Татарстанхарактеризуются наличием разветвленной речной сети, в том числе крупными реками - Волга, Кама, их притоками - Вятка, Белая, и рядом средних и малых рек. Из общего количества водотоков республики (4098 рек, речек и ручьев общей протяженностью 19632,5 км), 3686 рек являются действительно малыми реками, длина которых не превышает 10 км.

Подземные воды являются неотъемлемой составляющей водных ресурсов и представляют собой ценнейшее полезное ископаемое. По приближенным оценкам, потенциальные эксплуатационные их ресурсы в Республике Татарстан составляют 5,46 млн. м3/сут.

На территории Республики Татарстан насчитывается более 8 тыс. озер, четыре водохранилища (Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, Карабашское) построенные на pеках Волга, Кама, Степной Зай, Бугульминский Зай, используемые в том числе в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоназначения.

Согласно современной статистике, за последние 50 лет на территории Республики Татарстан в силу различных причин прекратили свое существование 2446 водотоков разного порядка (общая длина 8045,2 км), 671 из которых (протяженностью 2425,1 км) затоплены водами водохранилищ. Отмечающаяся тенденция изменения речной сети, выраженная в сокращении длин и полном исчезновении рек, происходит на фоне многофакторного взаимодействия, в котором определяющую роль играет антропогенный, обусловленный различными формами влияния деятельности человека на природу.

Река Кама – крупнейшая водная магистраль европейской части страны. Эта река является важным природным и хозяйственным объектом Удмуртии, Башкортостана, Кировской области, Пермского края и Татарстана. До появления на реке Нижнекамского, Камского и Воткинского водохранилищ и спрямления нескольких излучин протяженность реки Кама равнялась 2 032 км. Сейчас Кама впадает не в Волгу, а в Куйбышевское водохранилище, соответственно площадь ее водосбора уменьшилась с 521 700 до 507000 км². Современная длина Камы составляет 1805 км. Судоходными являются 1600 км. К Каме стекаются с обеих сторон множество рек и речушек (всего их насчитали 74 718). В бассейне Камы находятся 6 тысяч км судоходных путей, главные из которых проходят по глубоководным притокам реки Камы: Вишере, Белой, Вятке и Чусовой. Крупные города на реке Кама: Пермь, Соликамск, Набережные Челны, Сарапул, Березники.

2.2. Природа бассейна реки Кама.

Уральское Прикамье лежит в таежной зоне. Пихта, лиственница, кедр, сосна, ель, – типичные представители древесных пород. Царь здешних лесов, несомненно, лось. Целые километры обгрызенных лосями стволов деревьев тянутся в поймах рек. В тайге обычны бобры, белки, медведи, лисы. Сохранились популяции куниц, горностаев, выдр, изредка встречаются росомахи. Обитающий в темнохвойной тайге уральский соболь, скрестившись с куницей, дал новую ценную помесь пушного зверя – кидас (кидус). Из редких птиц здесь встречаются скопа, белая куропатка, беркут, дербник, черный аист, можно встретить стаи лебедей. В Каме и ее притоках обитают около 30 видов рыб: осетр, стерлядь, сиг, сазан, густера, жерех, язь, уклея, голавль, лещ, сазан, карась, судак, окунь, ёрш, щука, налим, сом и другие. В верховьях (и местами в притоках) встречаются таймень и хариус. В бассейне Вишеры живет бычок-подкаменщик, включенный в Красную книгу. Рыба на Каме продолжает радовать своим разнообразием и количеством. Водная растительность развита неплохо, особенно в многочисленных заливах и затонах.

2.3. Экология реки Кама.

Река Кама испытывает серьезное техногенное и антропогенное воздействие. На ее берегах находятся несколько крупных городов, функционируют горнодобывающие, химические, строительные предприятия, да и судоходство негативно сказывается на здоровье реки. В настоящее время Кама сильно загрязняется промышленными сточными водами. Ниже Соликамска на берегах реки построено большое количество заводов. Поэтому экологическая ситуация в среднем течении и ниже оставляет желать лучшего. Пробы воды в Каме регулярно показывают превышение ПДК (предельно-допустимые концентрации) по соединениям железа и марганца. Также зафиксировано повышение уровня загрязнения фенолами. На береговой линии Камы до сих пор не ликвидированы все свалки строительных, бытовых, пластиковых и других отходов. Сегодня удалось добиться значительного сокращения вредных стоков, некоторые районы сейчас полностью освобождены от объектов промышленного производства. Качество воды в верхнем отрезке Камы до Березников и Соликамска позволяет считать ее питьевой. В некоторых местах стало больше стерляди и судака, стали появляться раки – индикаторы чистоты воды.

2.4. Животные помогающие реке Кама.

Если ты наберешься терпения и тихо-тихо постоишь на берегу, глядя на воду, то заметишь много интересного. Вон там за корягой плеснула крупная рыба, а чуть подальше с берега в воду скользнуло какое-то гибкое существо, покрытое темным мехом. Это речная выдра (фото №1) отправилась на охоту за рыбой. Если посмотреть ниже по течению то увидим дамбу которую построили бобры.(фото №2). А на берегу можно увидеть ондатру (фото №3) которая строит пещеру вдоль реки. Это большая удача – увидеть речных животных в их родных стихиях. Они очень скрытные и осторожные. Они живут по берегам ручьев, рек и озер, в которых водится много пищи.

Пресные воды реки Кама – уязвимая, но богатая жизнью экосистема. В пресных водах живут не только рыбы, но и большое количество млекопитающих, которые дышат воздухом, но не могут жить без водной среды.

Среди рыбаков и охотников одно время было распространено мнение о вредности выдры. Разговоры о том, что выдра уничтожает рыбу, необоснованны. Тщательные исследование показали, что в местах, где поселяется выдра, уловы рыбы возрастают. Она «убирает» из водоёма больных и ослабленных рыб и в массе уничтожает сорную рыбёшку, тем самым защищает от поедания икру рыб промысловых видов. Нельзя не учитывать и санитарную роль выдры в водоемах. Она вылавливает в первую очередь больных и неполноценных рыб. В прошлом, выдра была важным промысловым зверем. Её мех пользовался повышенным спросом потому, что он очень красив и прочен. Бобры являются отличными инженерами. Чтобы понять, чем полезны бобры, необходимо рассмотреть их образ жизни. Во время обустройства своих поселений бобры нередко строят «плотины», которые способствуют образованию водохранилищ. Они неплохо прогреваются на солнце, что становится основанием для развития бурной подводной жизни. Те деревья, которые сваливают бобры, привлекают внимание копытных и мелких грызунов, а это, в свою очередь, притягивает хищных животных. Постройка плотин способствует улучшению условий для нереста рыб, так как уровень воды постоянно находится на одном и том же уровне. Так как через запруду проходит довольно медленное течение, то на дне образуются мелкие частицы перегноя и песка, что способствует формированию пойменных почв. В свою очередь это приводит к интенсивному росту «биологической емкости» данной зоны. Результатом деятельности бобров являются стабильные водно-береговые комплексы, в которых начинают обитать всевозможные виды рыб и животных.

Следует отметить, что бобровые запруды являются сооружениями, которые сдерживают дождевые и талые воды, что, в свою очередь, существенно снижает вероятность развития наводнений, уменьшает время летнего маловодья, способствуют развитию и восстановлению ручьевой и родниковой систем. Лесная местность, которая заселена бобрами, становится уже не такой засушливой, как раньше. Из этого следует, что риск возникновения лесных пожаров снижается до минимальных показателей.

Еще одна важная информация о бобрах сводится к тому, что запруда, населенная данными животными, работает в качестве очистительного сооружения. Можно сказать, что грызуны защищают водоем от «эвтрофирования» – накопления в воде биогенных элементов. Данный процесс ухудшает среду обитания рыб и всех остальных водных существ из-за значительного образования микроводорослей, гниения отмерших организмов и вредных продуктов их распада. Для ондатры более естественной средой обитания выступает водоем, река. Она проводит в нем огромную часть своей жизни. Если водоем имеет большое количество ила и много остатков растительности, животные сооружают там нору и гнездовые хатки, в которых живут и размножаются длительный период. Важным критерием является то, что место обитание не промерзало. Получается ондатра полезна тем что она очищает дно от ила тем самым вода становится чистой.

2.5. Рыбы на защите реки Кама.

Водоёмам и рекам помогают не только животные но и рыбы. Как мы уже знаем в реке Кама водится много разновидностей рыб и у всех их разные способности и формы: некоторые маленькие но бесстрашные, а другие большие но пугливые, некоторые помогают тем что едят много водорослей или травы и тем самым не дают реке зарасти, а другие рыбы хищные и они охотятся на рыб, тем самым они насыщаются и очищают водоём от больных рыб.

Хищные рыбы такие как щука, судак, сом и другие (фото№4), помогают реке тем, что съедают больных или плохих рыб тем самым дают жизнь икринкам. Порой бытует мнение, что хищники причиняет большой вред рыбным запасам. Хищники является регулятором рыбного населения: поедая малоценную мелочь, больных и слабых рыб, она тем самым дает возможность более крупным и здоровым рыбам расти быстрее и производить более здоровое потомство.

Исследование.

В настоящее время действует программа "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)

Мониторинг.

http://biodat.ru/vart/hunt/texts/vydra.htm; http://tudopedia.ru/ondatra.

ohotniki.ru›…rog/article…chislennosti-bobra.html; ojm.tatarstan.ru.Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан.

Расчётная численность основных видов охотничьих животных в Республике Татарстанв сравнении с предыдущими годами (в тыс. гол.) 2015 год

Вид

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012год

2013 год

2014 год

Бобр

5,54

12,54

12,58

13,84

13,51

13,77

17,22

Ондатра

26,87

4,27

32,96

40,18

32,72

-

31,22

Выдра

45,28

37,25

46,65

48,34

-

49,72

54,37

Вывод:

Ведение охотничьего хозяйства, основанное на рациональном использовании охотничьих ресурсов, возможно только при осуществлении мониторинга состояния их популяций. Основным компонентом мониторинга является учет их численности. Численность особей на 2015 год растёт.

4. Экоурок «Хранители воды»

Экологический урок «Хранители воды», посвящен теме вторичной переработки отходов, — значимому шагу на пути формирования экологической ответственности по отношению к решению мусорной проблемы у детей и молодёжи нашего города.

Экоурок «Хранители воды» состоит из 2 частей:

  1. Экоурок «Хранители воды»

  2. Практическая часть: участие учеников 5»а» класса МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны в сборе вторсырья- макулатуры.

Задачи урока:

  • Раскрыть для учащихся такие понятия, как переработка отходов, загрязнение окружающей среды, правило трёх «П», повторное использование, сокращение потребления.

  • Рассказать о деятельности государства, бизнеса и общественных организаций в области переработки отходов.

  • Познакомить учащихся класса с технологиями переработки отходов и примерами повторного использования вещей.

  • Донести основные возможности экономии природных ресурсов в повседневной жизни.

Оборудование и материалы урока:

  • Проектор и экран, компьютер для демонстрации презентации.

  • Принтер, листы А4, для создания 3-х копий игрового поля настольной игры.

  • Распечатанный список заданий.

  • Распечатанные и нарезанные карточки для настольной игры. 3 набора.

  • Фотоаппарат или телефон с фотокамерой.

  • Распечатанный бланк Грамоты Хранителей воды для класса за участие в уроке.

  • Распечатанный информационный плакат формата А3 и 3 копии формата А4

План урока:

  1. Блок передачи знаний ( 20 мин).

Демонстрация презентации «Хранители Воды» в сопровождении рассказа и вопросов к одноклассникам. Презентация включает в себя 4 тематических блока:

• Вода в нашей жизни. Проблемы замусоривания воды отходами.

• Переработка отходов. Технологии переработки различных видов мусора. • Раздельный сбор отходов.

• Что делать, если раздельный сбор сложно осуществить? Осознанное экологическое поведение – сокращение отходов и повторное использование вещей.

  1. Настольная игра на звание «Хранитель воды» (15 мин.)

Класс делится на 3 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы. Цель — ответить правильно на как можно большее количество вопросов и тем самым в игровой форме «переработать» как можно больше вещей.

  1. Завершение урока и подготовка к практической деятельности (5 мин)

Награждение грамотами «Хранитель воды». Размещение в классе плаката о переработке отходов формата А3. Рассказ об общероссийском конкурсе по сбору вторсырья «Хранители воды»

5. Заключение.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод в республике осуществляется УГМС РТ на 10 водных объектах, в том числе и реке Кама. Мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется на территории всех административных районов республики Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Татарстан, а также охотпользователями районных обществ охотников и рыболовов. Данные мониторинговых исследований охотничьей фауны последних лет свидетельствуют о стабильном состоянии большинства видов, с четко выраженной тенденцией ежегодного увеличения особей.

Мы узнали больше о том, как важно перерабатывать отходы, как это происходит на разных заводах и что еще можно делать, чтобы сохранить воду от загрязнения мусором. Наш урок прошёл очень увлеченно, но добрые дела по защите воды только начинаются! Наш герой Бобёр — помог моему исследованию.

Моей целью было изучение роли не только человека, но и выдр, бобров, ондатр и хищных рыб на состояние реки Кама. Я подтверждаю свою гипотезу, что человек, а так-же животные обитающие на реке, являются её хранителями.

6. Список литературы.

  1. Детская энциклопедия животных, маленькие и пушистые. Издательство «Махаон», 2009 г.

  1. Сергей Михайлов «Речные рыбки», 2012 г.

  1. Н.А.Рыжова Волшебница-вода. М., Линка- Пресс, 1997г

  1. Энциклопедия для детей «Лучик света»2014г.

  1. Суслов. Б. Н. «Вода», Ахманов М. «Невский проспект» 2002г.

  1. Ершов «Вода загадочная родина жизни»2007г.

  2. http://biodat.ru/vart/hunt/texts/vydra.htm;

  3. http://tudopedia.ru/ondatra.

  4. ohotniki.ru›…rog/article…chislennosti-bobra.html

  5. ojm.tatarstan.ru

  6. урок.рф›news/ekourok_hraniteli_vodi_2016.html

Приложение№1

Фото № 1. Выдра речная .

Фото №2:Бобер

Фото№3 Ондатра

Фото №4.Щука

Приложение № 2

Слайд 4

Быстренин Егор: Друзья, сегодня к нам на урок заглянул необычный гость – Бобёр. Вода – его лучший друг, и Бобёр приглашает нас отправиться в путешествие, из которого мы узнаем, чем занимается вода, как ей живётся и как мы можем помочь ей в её великих делах. Давайте знакомиться!

Слайд 5

Быстренин Егор: Ребята, как вы думаете, сколько лет Аквусу?

Дети предлагают варианты.

Быстренин Егор: Может, он и выглядит молодо, но ему уже много миллионов лет. Я вижу, вы удивлены. Но ведь вода на нашей планете никуда не исчезает. Она всё время путешествует и превращается. Помните, вы изучали круговорот воды в природе? Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океанов, морей, рек и суши и поднимается вверх. На высоте водяной пар конденсируется – охлаждается и превращается в капельки, образуются облака. В виде осадков вода возвращается обратно на поверхность земли. Вода может заморозиться в ледниках, вернуться в водоём или просочиться под землю. Вот такое путешествие. При этом её не становится ни больше, ни меньше. Можете себе представить, что динозавры пили ту же воду, что и мы сейчас?!

Давайте посмотрим, как же воде удаётся превращаться?

Слайд 6

Быстренин Егор: Когда молекулы воды летают далеко друг от друга, вода находится в газообразном состоянии. В воздухе всегда есть вода в виде водяного пара. Даже прямо сейчас в этой комнате. В небе мы видим воду в газообразном состоянии в виде облаков.

Когда молекулы воды находятся очень близко друг к другу, вода жидкая. Именно жидкую воду мы с вами используем каждый день. Благодаря ей возникла жизнь на Земле.

В жидком состоянии вода есть только на нашей планете. А когда молекулы воды крепко держатся друг за друга и образуют красивые фигуры, то вода становится льдом или снегом.

Вода удивительное и уникальное вещество. Важно бережно к ней относиться. Бобёр расскажет нам, чем так занята вода.

Слайд 7

Быстренин Егор: У Аквуса очень много работы! Вода нужна для создания любой вещи чтобы вырастить фрукты и овощи, сделать бумагу и книги, добыть руду и сделать металлы…

На нашей планете живёт 7 миллиардов человек. Представляете, сколько они используют вещей! А ведь любая сделанная вещь рано или поздно превращается в мусор. Мы производим, используем и выбрасываем, снова производим, используем и выбрасываем.

Слайд 8

Быстренин Егор : Мусор загрязняет воду. Смотрите, что видел Аквус во время своих путешествий. В океане он встретил мусорные острова, от которых сильно страдают водные обитатели. Люди любят отдыхать на берегах водоёмов. Здорово устроить пикник, покушать и поиграть на свежем воздухе рядом с водой. К сожалению, следы пребывания человека ещё долго остаются в природе и превращают красивое место в неприятное и опасное. Наверняка вы тоже видели такие места.

Ненужные вещи отправляют на свалки. Оказывается, и от них загрязняется вода, так как опасные вещества вместе с каплями дождя просачиваются в грунтовые воды (подземные реки) и уносятся в большие водоёмы.

Слайд 9

Быстренин Егор: Кажется, Бобёр очень расстроен. Он обеспокоен тем, что вода всё время путешествует и превращается, а значит и загрязнения тоже перемещаются вместе с ней.

Загрязнённая вода действительно очень опасна для человека. Она вызывает такие заболевания как тиф, холера, дизентерия. Каждый год от последствий заболеваний, связанных с употреблением некачественной воды, погибает не менее 1,8 миллиона детей в возрасте до 5 лет.

Что же мы можем сделать, чтобы позаботиться о воде? Бобёр наверняка знает ответ.

Давайте расспросим его.

Слайд 10

Быстренин Егор: Однажды Бобёр был на заводе, куда привезли много бутылок. Вода сделала бутылки чистыми, после чего они отправились в специальное устройство и превратились в новые вещи. Такое превращение называется переработка, и его можно сделать с самыми разными ненужными вещами. Видите этот значок? Стрелочки бегают друг за другом и напоминают круговорот. Оказывается, как и вода, вещи могут путешествовать и превращаться. Такие превращения помогают сохранить воду чистой и избавиться от мусора. Бобру очень понравилась эта идея.

Давайте узнаем, что во что превращается.

Слайд 11

Быстренин Егор: Попробуйте догадаться, что во что превращается.

Вещи делаются из различных материалов, а материалы можно использовать много раз, придавая им разную форму.

Материалы, которые уже были какой-то вещью, называются вторсырьём. Из вторсырья можно сделать много новых полезных вещей.

Слайд 12

Быстренин Егор: Ненужная бумага называется макулатурой. Если собрать макулатуру, например, старые книги, тетради, газеты, журналы, исписанные листы, картонные коробки, и переработать, то получатся новые вещи. Например, поддоны для яиц, туалетная бумага, картон,

упаковочная бумага и даже строительные материалы – рубероид, гипсокартон.

При переработке расходуется и загрязняется гораздо меньше воды, чем при первичном производстве. Если делать новую бумагу из макулатуры (вторсырья), то загрязнение воды снижается на 35%, а использование – на 58%.

Слайд 13

Быстренин Егор: Можно переработать и вещи, сделанные из стекла. Если собрать много стеклянных бутылок и банок и расплавить, то можно сделать новые банки и бутылки, а также строительные материалы. Например, пеностекло, прочное, как кирпич, стекловату, которая служит утеплителем, стеклоткань.

И здесь мы тоже сможем сэкономить воду, ведь при переработке стекла нам понадобится в 2 раза меньше воды, чем при его первичном производстве.

Слайд 14

Быстренин Егор: Также как и стекло, металл легко переплавить. Старые ненужные вещи из металла превратятся в новые, полезные.

При производстве металлических изделий из вторсырья загрязнение воды снижается на 76%, а использование – на 40%.

Слайд 15

Быстренин Егор: В современном мире очень много вещей делают из пластика. Пластик тоже поддаётся переработке. Его можно расплавить и придать любую нужную форму, а ещё сделать нити или волокна и получить синтетическую ткань или синтепон, которым набивают мягкие игрушки, подушки, куртки.

Слайд 16

Быстренин Егор: Некоторые вещи состоят сразу из нескольких материалов, например, электронные и электрические приборы содержат металл, стекло, пластик и другие материалы.

Но и их тоже можно переработать. Все ценные вещества отделяют друг от друга и делают из них новые вещи, например, детали новых приборов.

Слайд 17

Быстренин Егор: Превращать пищевые отходы человеку помогают бактерии и черви. Они создают из них замечательное удобрение, которое помогает выращивать урожай. Процесс такого превращения называется компостированием. Кстати, и бумагу тоже можно компостировать.

Слайд 18

Быстренин Егор: Это действительно здорово, что ненужные вещи могут превращаться в новые.

Но как же сделать так, чтобы они отправились на переработку, а не на свалку? Ведь каждый материал нужно отправить на свой завод. Бобёр тщательно изучил этот вопрос и вот что узнал.

Быстренин Егор : Мы с вами можем выбирать, во что превратить ненужные

вещи в мусор или в новые полезные предметы. Если всё смешать, то отправить это можно будет только на свалку. А вот если разделить, то мы получим разные материалы, готовые к отправке на свой завод и превращению в новые полезные вещи. Для сортировки отходов люди используют специальные контейнеры. Свой контейнер есть для каждого материала, из которого сделают новые вещи. Отдельно складывают предметы из бумаги, стекла, металла, пластика, отдельно пищевые отходы и отдельно то, что нельзя отправить на переработку. Чем меньше материалы загрязнены, тем легче их переработать и тем лучше будут получаться новые вещи.

Бобёр предлагает нам самим попробовать. Давайте рассортируем мусор. В какой контейнер вы отправите пластиковую бутылку? А куда стеклянную банку? Исписанную тетрадку? Консервную банку? Огрызок от яблока?

Дети отвечают,

Если вы знаете, где в г. Набережные Челны располагаются контейнеры для раздельного сбора отходов или пункты приёма вторсырья, расскажите друг другу , как их найти и какие виды отходов в них можно сдать. Если в школе проводятся акции по сбору вторсырья, примите в них участие.

Слайд 19

Быстренин Егор: Хорошо, когда есть контейнеры для разных материалов. Тогда мы можем сортировать мусор, чтобы он отправился на переработку, а не на свалку, сэкономить и меньше загрязнять воду. А как же нам помочь воде, если таких контейнеров нет?

Бобёр предлагает найти ненужным вещам новое применение. Например, отдать другим, использовать их для творчества или в быту. Попробуйте придумать, как можно поступить с ненужной консервной банкой?

ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 20

Быстренин егор: Есть и ещё один способ позаботиться о воде. Важно бережно относиться к вещам и покупать только то, что действительно нужно. Тогда заводам не придётся так много работать и использовать много воды. Мусора будет гораздо меньше, а значит вода останется

чистой.

Слайд 21

Быстренин Егор: Бобёр выяснил, что больше всего воду загрязняет упаковка и одноразовые вещи. Если мы найдём им замену и перестанем их использовать, то очень поможем воде.

Подумайте, чем мы можем заменить одноразовый пластиковый пакет?

Ребята отвечают. Как избавиться от остальных злостных загрязнителей, которые проходят через наши руки?

Слайд 22

Быстренин Егор: В магазин можно брать с собой сумку или рюкзак для покупок. Тогда домой вы принесёте меньше мусора. Чтобы попить, можно использовать кружки и многоразовые стаканы, или носить с собой многоразовую бутылку, флягу или термос. А здоровое питание поможет вам быть активными и в хорошем настроении. Такие простые шаги очень помогут сохранить нашу планету чистой и красивой.

Слайд 23

СЧИТАТЬ СО СЛАЙДОВ

Слайд 26

Быстренин Егор: Ребята, мы узнали, как стать настоящими Хранителями воды. Сейчас мы сыграем в игру и попробуем применить правила трёх «П».

Слайд 27

Быстренин Егор: Бобёр подарил нам вот такой плакат. Изучайте его в ходе игры, и он подскажет вам ответы на некоторые вопросы.

Приложение № 3

Список заданий для настольной игры

1. Для создания каких вещей нужна вода?

А) Компьютер;

Б) Джинсы;

В) Кроссовки;

Г) Для всех перечисленных

2. Что нужно сделать, чтобы пластиковая бутылка отправилась на переработку и из неё получилась новая качественная вещь?

А) Помыть;

Б) Смять;

В) Положить в контейнер для пластика;

Г) Сделать всё, что перечислено

Комментарий : Чистое вторсырье удобнее хранить и перевозить. Смятых бутылок поместится в машину гораздо больше, чем не смятых, то есть машине не придётся возить воздух.

3. Правда ли, что воду легче загрязнить, чем очистить?

Да

4. Как уменьшить количество мусора?

А) Покупать одноразовые вещи;

Б) Покупать вещи без упаковки или с минимумом упаковки;

В) Ничего не покупать;

Г) Ничего не выбрасывать

5. Переработка помогает

А) Очищать воду;

Б) Экономить воду;

В) Меньше загрязнять воду;

Г) Экономить и меньше загрязнять воду

6. Правда ли, что алюминиевая банка после переработки может превратиться в крыло самолёта?

Да

7. Мама два раза в неделю ходит в магазин и в среднем использует 10 одноразовых пакетов за каждый поход. Сколько пакетов будет использовано за месяц?

Правильный ответ – 80 штук.

Комментарий: По статистике пластиковый пакет используется в среднем всего 20 минут, а после этого выбрасывается, превращаясь в мусор и загрязняя природу. Лучше использовать многоразовые сумки, авоськи и мешочки.

8. Что не относится к правилам трёх «П»?

А) Покупать меньше;

Б) Перерабатывать;

В) Передаривать;

Г) Повторно использовать

9. Правда ли, что смешанный мусор можно переработать?

Нет

10. Что нужно сделать, чтобы отправить мусор на переработку?

А) Выбросить в контейнер;

Б) Спрятать;

В) Убрать;

Г) Рассортировать и разложить по контейнерам

11. Переработка означает, что:

А) Старая вещь на заводе становится материалом для новой вещи;

Б) Старую вещь чинят, и она продолжает работать;

В) Старой вещи находят новое применение;

Г) Старую вещь выбрасывают и покупают новую

12. Правда ли, что благодаря переработке мусора уменьшается загрязнение окружающей среды и экономятся природные ресурсы?

Да

13. Как выглядит значок переработки?

А) Квадрат из стрелочек;

Б) Круг из стрелочек;

В) Треугольник из стрелочек;

Г) Линия из стрелочек

14. Что можно сделать из переработанной пластиковой бутылки?

А) Кофту из флиса;

Б) Новую бутылку;

В) Синтепон;

Г) Все, что перечислено

15. Правда ли, что из пластиковой бутылки можно сделать футболку?

Да

16. Что нужно, чтобы превратить пищевые отходы в биогумус?

А) Печь;

Б) Черви и бактерии;

В) Вода;

Г) Волшебная палочка

17. Как лучше всего поступить с прочитанной книгой?

А) Выбросить;

Б) Сжечь;

В) Сдать в макулатуру;

Г) Дать почитать другим

Комментарий: Правильный ответ «Дать почитать другим», так как это приори- тетней, чем сдать в макулатуру. Чтобы сделать книгу, были затрачены ресурсы. Если мы просто сдадим её в макулатуру, то сделаем вещь одноразовой, а ведь книга может служить долго, она не предназначена для одноразового прочтения. Чтобы мусора было меньше и вода меньше загрязнялась при производстве вещей, к вещам нужно относиться бережно и делать так, чтобы они служили как можно дольше.

18. Правда ли, что переработка макулатуры помогает сохранить деревья?

Да

19. Вода на нашей планете

А) Исчезает и появляется;

Б) Путешествует и превращается;

В) Очищается и прибавляется;

Г) Переносится и растворяется

20. Какой мусор загрязняет океан и образует мусорные острова?

А) Стекло;

Б) Пластик;

В) Бумага;

Г) Металл

21. Правда ли, что свалка не загрязняет воду?

Нет

22. Одна консервная банка разлагается в природе за 10 лет. За сколько лет разложатся 10 консервных банок?

Правильный ответ – за 10 лет.

Комментарий: При взаимодействии с кислородом воды и воздуха жестяные предметы ржавеют (окисляются) и разрушаются. Обычная консервная банка разрушится пример- но за 10 лет.

23. Какое из правил трёх «П» вы применили, если раскрасили стеклянную банку и сделали из неё вазу?

А) Переработка;

Б) Понижение потребления;

В) Повторное использование;

Г) Переделка

24. Правда ли, что если есть выбор: сдать вещь на переработку или найти ей новое применение, то лучше выбрать второй вариант?

Да

25. Какие отходы природа легко и быстро перерабатывает сама?

А) Стеклянные банки;

Б) Пищевые отходы;

В) Пластмассу;

Г) Металл

Комментарий: С помощью червей пищевые отходы за короткий срок – от 2 недель до 2 месяцев – превращаются в удобрение.

26. За один килограмм макулатуры в пункте приёма вторсырья вам заплатят 4 рубля. Сколько кг макулатуры нужно собрать, чтобы заработать 1000 рублей?

Правильный ответ – 250 кг.

Комментарий: Оказывается, если не выбрасывать ценные материалы вместе с остальным мусором, то можно ещё и заработать. Если собрать макулатуру всей школой, то на заработанные деньги можно купить что-нибудь полезное для школы.

27. Правда ли, что отходы могут быть ценным ресурсом и приносить доход, если правильно с ними обращаться?

Да

28. Где разумнее всего сортировать бытовой мусор?

А) Дома;

Б) На свалке;

В) На заводе;

Г) В магазине

Комментарий: Разумнее всего сортировать свой мусор там, где он появляется, то есть дома. Разделить смешанный мусор очень трудно. Полезные материалы (бумага, металл, стекло, пластик) сильно загрязняются и неприятно пахнут. Поэтому лучше не смешивать, а сразу разделять. Чистые материалы отправятся на перерабатывающий завод и из них получатся новые качественные вещи.

Просмотров работы: 7509