ПРАВДА И МИФЫ О БЛИЗНЕЦАХ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВДА И МИФЫ О БЛИЗНЕЦАХ

Самохина А.В. 1Самохина И.В. 1
1МБОУ Петровская СШ
Галковская И.И. 1
1МБОУ Петровская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением. Так ли похожи близнецы, как это кажется на первый взгляд? Часть людей считают близнецов очень похожими, другая часть с ними совершенно не согласна. Авторы работы, будучи однояйцевыми близнецами, затрудняются в выборе правильного ответа на данный вопрос. Внешне близнецы очень похожи, но значит ли это, что полностью идентичны их характеры, потребности, способности? Два близнеца это одна личность или две? Этот проект – попытка ответить на личностно значимый вопрос с помощью некоторых исследований и изучения доступных источников информации.

Целью работы является изучение признаков, по которым могут отличаться близнецы, имеющие одинаковую наследственность.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники и источники Интернет по данной теме.

  2. Опросить родителей близнецов.

  3. Сравнить антропометрические данные однояйцовых близнецов.

  4. Проанализировать сходства и различия интересов близнецов, их родного брата.

  5. Сравнить особенности психического развития близнецов.

  6. Изучить общественное мнение о близнецах.

  7. Систематизировать, обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: однояйцевые близнецы Ирина и Алина, ученицы 5 класса.

Предмет исследования: антропометрические данные, личностные качества, творческое самовыражение однояйцевых близнецов.

Гипотеза: мы предполагаем, что близнецы, имеющие одинаковую наследственность и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться.

Методы работы:

  1. Изучение литературы и источников Интернет.

  2. Наблюдение.

  3. Анкетирование, беседа, анализ и статистическая обработка результатов.

  4. Подготовка выводов и презентация проекта.

План работы:

  1. Обратиться к компьютеру, прочитать о близнецах в сети Интернет, поработать с литературой (декабрь).

  2. Консультации с учителем биологии (декабрь, далее в течение хода выполнения проекта по необходимости).

  3. Беседа с родителями и другими близкими родственниками (декабрь, начало января).

  4. Подобрать с помощью школьного психолога и учителя биологии тесты и опросники для изучения некоторых личностных качеств авторов проекта. Выполнить данные задания и провести их анализ (3 - 4 неделя январь).

  5. Изучить осведомленность и отношение одноклассников, учителей к изучаемым объектам (февраль).

  6. Сопоставить собранный материал с наблюдениями, обработать статистические результаты, провести анализ, систематизировать и сделать вывод (1,2 недели февраль).

  7. Оформить результаты работы над проектом, подготовить презентацию (3.4 недели февраль).

  8. Ознакомить одноклассников с результатами работы (начало марта).

  9. Представить результаты исследования на школьном фестивале проектов (март).

Свою работу начали с беседы с родственниками и изучения теоретического материала в декабре 2015года. Литературных источников и информации в Интернет об интересующем вопросе много. Однако, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Во всех статьях и книгах встречалось большое количество терминов, которые были нам неизвестны и непонятны (например: монозиготные и дизиготные близнецы, или антропометрические данные). Не всё смогли объяснить родители. Большую помощь в разрешении данной проблемы нам оказала учитель биологии. Из сети Интернет нами взята информация о том, что сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. И эта тенденция с каждым годом растет. Нами установлено, что рожденные близнецы бывают монозиготными, развивающимися из одной яйцеклетки, и очень схожие внешне, вследствие одинаковой наследственности. Второй тип близнецов – дизиготные, развивающиеся из разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами. Внешнее сходство при этом не совсем обязательно. Авторы данной работы являются монозиготными близнецами, так как имеют большое внешнее сходство.

В настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека. Этот метод интересен тем, что помогает понять, как среда может влиять на проявление различных признаков у людей с одинаковым наследственным материалом. В литературе и источниках сети Интернет нами найдено множество интересных фактов о близнецах. Часть из них является правдой, а часть просто выдумкой.

В исследовании принимали участие авторы проекта монозиготные близнецы Алина и Ирина, ученицы 5 класса МБОУ Петровская СОШ. Нами проведено сравнение антропометрических данных: рост, вес, длина стопы, обхват груди, обхват талии, обхват головы, отпечатков большого пальца правой руки. Для выяснения некоторых психологических особенностей близнецов – авторов работы, выполняли и анализировали «Тест на выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова», «Школьный тест умственного развития», «Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)». Сравнить личностные качества помогли тесты: «Десять моих я», «Градусник», «Мои любимые вещи». Вышеперечисленные тесты были рекомендованы учителем биологии или найдены в Интернет. В работе нам помогли наблюдения и мнения одноклассников, родителей, родственников, учителей.

Считаем, необходимо познакомить одноклассников с результатами нашего исследования не только потому, что это интересно, но еще и потому, что это важно для нас самих. Может ли каждый из нас считать себя особенным и неповторимым как другие дети? Или быть может, мы одинаковы совершенно, как думают многие?

Глава I. Близнецы. Одинаковые или уникальные?

1.1. Из истории вопроса о близнецах

Во все времена появление близнецов было загадкой. Где-то это считалось Божьим подарком, в некоторых странах – умыслом злых духов. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии. В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья-близнецы Ашивна. Им молились, как заступникам за бедных, детей, любящих, беременных. Самыми известными близнецами являются Ромул и Рем, которые были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Согласно мифу, в 753 году до нашей эры ими был основан город на том самом месте, где они были найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и стал первым царем Рима. Близнецы были увековечены в городском гербе Рима. У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии. Их считали избранными, носили по улицам с хвалебными песнопениями, они пользовались многими привилегиями.

Достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911) опубликовал в 1876 году в Лондоне статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека. Именно после появлением этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека.

1.2. Разнояйцевые и однояйцевые близнецы

Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. И эта тенденция с каждым годом растет. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Это связано и с современной медициной, которая успешно использует метод ЭКО. Существуют два типа близнецов – монозиготные и дизиготные , или, что то же самое, – однояйцевые и двуяйцевые.Женские зародышевые клетки — яйцеклетки — образуются в яичниках, расположенных по обеим сторонам матки в нижней части брюшной полости. Обычно созревает только одно яйцо, которое выбрасывается из яичника чаще всего с 28-дневными интервалами. Яйцо попадает в яйцевод и там может быть оплодотворено мужской зародышевой клеткой — сперматозоидом. После этого в полости матки начинает развиваться один человеческий зародыш. Но в исключительных случаях бывает, что в одном месяце созревает две или больше яйцеклеток либо в одном, либо в обоих яичниках. Все эти яйцеклетки могут быть оплодотворены, и женщина может дать жизнь двойне, а в весьма редких случаях — родить трех или четырех детей. При этом каждый человеческий зародыш развивается совершенно самостоятельно, в отдельном плодном яйце и с отдельным детским местом. Рождающиеся близнецы возникли, собственно говоря, из двух разных яйцеклеток, которые были оплодотворены двумя разными мужскими зародышевыми клетками. Такие близнецы не отличаются большим сходством между собой, чем другие братья и сестры, и могут быть даже разного, пола. Таких близнецов называют двуяйцевыми.

В отличие от двуяйцевых близнецов, встречаются и однояйцевые, возникающие из одного оплодотворенного яйца. Этот второй тип близнецов встречается гораздо реже, чем первый, причем надежно установить его можно только после родов. Рождение однояйцовых близнецов до сих пор окружено очень большими загадками. Как же это происходит? Схема зачатия вполне стандартна: одна яйцеклетка плюс один сперматозоид. Но скоро после обычного таинства происходит еще одно, совсем загадочное: зародыш, уже прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две абсолютно идентичные половинки. Почему происходит такое расщепление, объяснить пока не может никто. Это таинство зарождения двух жизней. Если расщепление случилось в первые пять дней после зачатия, то развитие обоих плодов происходит подобно тому, как оно идет у двуяйцовых близнецов – у каждого своя плацента и т.д. Такие близнецы хоть и очень похожи друг на друга, но различить их все-таки можно. А вот если расщепление произошло на пятый – седьмой день, то плацента на двоих одна и сходство у детей будет полным.

В отличие от разнояйцевых близнецов, появление однояйцевых не связано ни с какими наследственными и прочими факторами. Оно всегда постоянно и составляет 3 на 1000 беременностей, то есть 0,3%. Однояйцевых близнецов можно смело назвать копиями одного и того же человека. Они имеют один пол. Однояйцевые близнецы имеют одинаковый внешний вид, одинаковые волосы, их форму, текстуру, характер оволосения и цвет, одинаковый цвет глаз и кожи, форму бровей, носа и губ, одинаковый рисунок радужной оболочки, форму уха, морфологию зубов, схожий вес и рост и даже похожие энцефалограммы.. У 97% совпадают умственные качества, у 92% — отпечатки пальцев. Собаки не могут различить запах близнецов. У них даже наблюдается удивительно одинаковое течение болезней, которые появляются к тому же в одни и те же сроки.Случается, что рождаются тройни, четверо, пятеро и даже больше детей, эти случаи так редки, что о них сообщает интернет, TV и радио, а иногда это становится и мировым событием. Статистика показывает, что двойни отмечаются примерно один раз на 80 родов, тройни — на 7100 родов, а четверо детей — на полмиллиона родов [3].

1.3. Мифы и правда о близнецах

Сейчас кажется вполне понятным, что такое редкое и необычное явление, как близнецы, окружено ореолом мифов и легенд и во все времена окружающие не переставали им удивляться. Нас, людей XXI века, древние предания удивляют и будоражат. Мы сравниваем их с реальностью и ищем у древних причины и подсказки. Однако и в настоящем в нашей культуре вокруг близнецов укоренилось достаточно много мифов, легенд и даже предрассудков, которые родились настоящей действительностью.

Миф первый: близнецы отличаются характерами. Один — «хороший», другой — «плохой». Близняшки отличаются друг от друга характером так же, как и обычные братья и сестры-одняшки. По мере взросления близнецы оказывают влияние друг на друга, но на каждого из них не менее сильно влияет индивидуальный опыт и отношения с другими членами семьи и друзьями. По любой черте характера, темперамента, привычкам близнецы могут больше походить на родителей, чем друг на друга. Другое дело, что их пытаются постоянно сравнивать. Поэтому каждый близнец хочет доказать собственную отдельность. Иногда дело доходит до драк.

Миф второй: способность к рождению близнецов проявляется через поколение. Предрасположенность к рождению близнецов передается генетически, правда. Но эта «особенность» может никогда не проявиться. И это представление о том, что рождение близнецов происходит через поколение, в реальности не подтверждается. Предрасположенность к рождению двойняшек, то есть созревание более чем одной яйцеклетки в течение цикла, передается генетически и может не проявляться в каждом поколении. Существует множество других факторов, которые также могут вызвать многоплодную беременность. К примеру, между 35 и 39 годами у женщин чаще образуется более одной яйцеклетки за цикл, что увеличивает вероятность рождения близнецов. Что касается идентичных близнецов, единого мнения пока еще нет.

Следующий миф: идентичные близнецы похожи во всем. Даже идентичные близнецы не во всем похожи столь сильно, как это обычно считается. Какую бы характеристику мы ни измерили (например, рост или вес), у близнецов они никогда не совпадают стопроцентно. Это указывает на то, что вклад окружающей среды в развитие ребенка гораздо более значителен, чем мы привыкли думать.

Считается что старший близнец — первый во всем, настойчивый. Младший — ведомый, пассивный. Между появлением на свет близнецов проходят минуты, за это время ничего важного случиться не может. А уж тем более такого, что повлияло бы на развитие личности. Такие разделения по ролям очень неустойчивы и очень часто близняшки меняются ролями. Часто бывает, что один из близнецов лидирует по одной из ситуаций, а при смене обстановки другой принимает роль лидера на себя.

Еще один миф: все близнецы — "экстрасенсы". Они чувствуют друг друга на расстоянии. Четких данных на этот счет нет. Близнецы проводят много времени друг с другом и хорошо знакомы с привычками и характером свое партнера. Вполне понятно, что они могут предположить мысли другого в определенный момент[4.5].

Выводы: предрасположенность к рождению близнецов передается генетически; вклад окружающей среды в развитие ребенка очень значителен и близнецы могут иметь существенные отличия в связи с этим; близняшки отличаются друг от друга характером так же, как и обычные братья и сестры; близнецы проводят много времени друг с другом, и хорошо знакомы с привычками и характером свое партнера, поэтому могут предположить мысли другого в определенный момент; близнецы действительно очень скучают друг без друга.

Глава II. Практическая часть

2.1 Методика и материалы

Наше исследование проводится с использованием элементов близнецового метода, применяемого в науке генетике. Метод предложен Френсисом Гальтоном, английским ученым, в 1875 году. Это научный метод, основанный на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов с целью выявления степени влияния среды и наследственности на формирование личности. Метод предполагает сравнение психологических и антропометрических качеств монозиготных близнецов, монозиготных и дизиготных близнецов, близнецов и их родных сестер и братьев, изучение влияния на них среды. Под внешней средой понимают не только физические факторы среды (климат, питание), но и социальные условия (обучение, воспитание и др.). Благодаря близнецовому методу, была выяснена наследственная предрасположенность человека к ряду заболеваний: шизофрении, эпилепсии, сахарному диабету и другим[1].

К сожалению, в нашей школе нет других близнецовых пар однояйцевых (как в нашем случае) и двуяйцевых, сравнение с которыми также предполагает близнецовый метод изучения. Поэтому использованы наиболее доступные способы в наших условиях: сравнение однояйцевых близнецов (авторов проекта) между собой, сравнение близнецов со старшим братом, изучение влияния на близнецов социальной среды. Для выяснения некоторых психологических особенностей авторы работы, с помощью учителя биологии, выполняли и анализировали «Тест на выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова» (приложение 4), «Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)» (приложение 5).Результаты теста В.М.Русалова отражены в таблице 1:

Результаты теста «Выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова»

Шкалы

Алина

Ирина

Баллы по шкале

Характеристики

Баллы по шкале

Характеристики

Предметная энергичность

3

Низкий уровень стремления к напряженному умственному и физическому труду

1

Низкий уровень стремления к напряженному умственному и физическому труду

Социальная энергичность

5

Средний уровень стремления к лидерству, к социальным контакта

6

Средний уровень стремления к лидерству. к социальным контактам

Пластичность

1

Склонность к монотонной работе

5

Более легкое переключение с одного вида деятельности на другой

Социальная пластичность

7

Хороший уровень вступления в социальные контакты

4

Низкий уровень вступления в социальные контакты

Темп или скорость

1

Низкая скорость моторно-двигательных операций

1

Низкая скорость моторно-двигательных операций

Социальный темп

4

Речевая медлительность

3

Речевая медлительность

Эмоциональность

12

Высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, чувствительность к неудачам

11

Высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, чувствительность к неудачам

Социальная эмоциональность

9

Высокая чувствительность к неудачам в общении

11

Высокая чувствительность к неудачам в общении

Сравнить личностные качества помогли тесты: «Десять моих я» (приложение 1) , «Градусник» (приложение 3) , «Мои любимые вещи» (приложение 2).

В работе нам помогли наблюдения и мнения одноклассников, родителей, родственников, учителей (приложение 6). В ходе работы проведены сравнение антропометрических данных близнецов. Все полученные результаты систематизированы и сведены в таблицы, диаграммы для удобства анализа и формулировки выводов.

2.2.Сравнение антропометрических данных близнецов

Мы предположили, что не только дизиготные, но и монозиготные близнецы могут иметь разные антропометрические показатели. Для подтверждения данной гипотезы нами проведены исследования по следующим параметрам: рост, вес, обхват груди, обхват головы, размер обуви (длина стопы),дактилоскопический отпечаток большого пальца правой руки. Результаты измерений отражены в таблице 2:

Сравнение антропометрических данных близнецов

Параметры сравнения

Алина

Ирина

Вес (кг)

При рождении

2,5

1,750

В настоящее время

50

49

Рост (см)

При рождении

47

47

В настоящее время

1м.63см

1м.60см.

Длина стопы (см)

25

24

Обхват груди (см)

83

80

Обхват талии (см)

71

65

Обхват головы (см)

58

56

При изучении результатов выяснилось следующее: монозиготная пара близнецов развивалась не совсем одинаково. Уже при рождении девочки отличались по весу: одна была значительно крупнее второй, но рост был у младенцев одинаков и составлял 47 см. В настоящее время имеются отличия как в весе, так и в росте девочек(например их рост отличается на 3 см.), но эти отличия визуально не сильно заметны. Остальные параметры: длина стопы, обхват груди, талии и головы варьируют в пределах 1-3 см. Можно сделать вывод, что Алина, родившаяся раньше на несколько минут и изначально имевшая больший вес и сейчас превосходит Ирину по антропометрическим параметрам. Сходство между близнецами не составляет 100% и при внимательном рассмотрении это немного заметно.

Вывод: однояйцевые близнецы в парах между собой по антропометрическим данным имеют некоторые отличия. Эти несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка гораздо более значителен, чем думают многие, вплоть до внутриутробного развития. На это указывают разный вес детей при рождении, разная комплекция, которая сохранилась до юного возраста.

2.3.Сравнение и анализ личностных данных близнецов

Было выдвинуто предположение, что близнецы могут иметь сходства в поведенческих признаках. Для этого в ходе личных бесед родителям были предложены следующие вопросы:

1.Какие у детей отношения между собой?

2.Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?

3.Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?

4.Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?

5.Как они относятся к домашним обязанностям?

6.Как они ведут себя в разлуке?

7.Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

8.Похожи ли близнецы на своего родного старшего брата?

При беседе с родителями близнецов, нам удалось выяснить следующее: они отметили, что отношения между сестрами доверительные, близнецы поддерживают друг друга, имеют общие интересы, не завидуют друг другу, очень скучают друг без друга (приложение 7). У авторов работы есть родной старший брат. Он не является братом – близнецом, однако имеет много общих с сестрами черт характера, сходные вкусы и приоритеты. Мы предполагаем, что все объясняется наследственностью и одинаковой средой, в которой воспитывались дети в семье.

Чтобы изучить общественное мнение о близнецах, мы провели опросы одноклассников. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов. Тексты вопросов и ответов одноклассников, учителей и родителей в (приложении 6).Было предложено также написать, как ребята отличают сестер. Результаты были таковы: большая часть одноклассников, как, оказалось, различают близнецов. Однако, выяснилось, что этому помогает разная прическа девочек: у одной из них есть челка, а у другой ее нет. На вопрос: «А как бы вы различали девочек, если бы у них были одинаковые прически?» Ребята затруднились ответить. Один человек ответил, что иногда путает и забывает, у кого из девочек челка имеется. Еще один опрашиваемый (это была девочка) заметил, что у сестер разный тембр голоса. Два мальчика написали, что Ирина более веселая, а Алина серьезная.

Далее мы решили выполнить несколько тестов, рекомендованных школьным психологом, для выяснения наших психологических особенностей. В обработке результатов теста нам оказал помощь учитель биологии. На вопросы теста близнецы отвечали одновременно, возможность сличения ответов исключалась. Исходя из полученных результатов (см. таблицу 1), можно утверждать, что психологические особенности сестер близнецов очень похожи. Только по двум шкалам: пластичность и социальная эмоциональность есть небольшие отличия в показателях. Алина более склонна к монотонной работе, а Ирина легче переключается на новый вид деятельности. Алина легче вступает в социальные контакты и меньше переживает по поводу неудач в общении. Но все же различия близнецов очень небольшие и по приведенным параметрам.

При выполнении теста на внимание по методике Мюнстенберга (приложение 5), нами установлено, сестры достаточно сильно отличаются. Ирина показала результат почти в 2 раза выше, чем у сестры. За 2 минуты Ирина распознала 18 слов из предлагаемого текста. Значит, Алина менее внимательна, чем сестра.

Мы ответили на вопросы анкеты «Десять моих «Я» » (приложение 1). Сравнив свои ответы, с ответами одноклассников и учителей о чертах нашего характера, можем отметить честность наших ответов на вопросы, объективность оценки одноклассников и учителей. Ответы испытуемых на данные вопросы в основном, были похожи, но некоторые отличия в 3 случаях также наблюдались. Больше всего нас удивили результаты ответов на вопросы тестов «Градусник» и «Мои любимые вещи». В обоих тестах выяснилось 100% совпадение ответов Алины и Ирины, несмотря на то, что возможность подсматривания ответов друг у друга полностью исключалась.

Таким образом, считаем возможным сделать следующие выводы: монозиготные близнецы Алина и Ирина имеют черты внешнего сходства, но отличаются по антропометрическим данным, их вкусы и характер во многом похожи, но имеют очень много отличий. Сестры общительные, веселые, добрые, активные, но в Алине больше строгости и серьезности, а в Ирине веселости. Они отдают предпочтение одним и тем же учебным предметам и не очень любят физкультуру, иностранный язык и музыку. Сестры всегда поддерживают друг друга и практически неразлучны.

Заключение

Целью работы было изучение признаков, по которым могут отличаться монозиготные близнецы, имеющие одинаковую наследственность. При сравнении антропометрических данных, характеров и интересов близнецов была выдвинута гипотеза о том, что монозиготные близнецы могут иметь сходства и различия в поведенческих признаках. Эта гипотеза подтвердилась. Антропометрические данные авторов работы отличаются по всем показателям, несмотря на кажущееся внешнее сходство.

В ходе исследования пристрастий и вкусов близнецов мы доказали, что близнецы любят одинаковые вещи (цветы, блюда, праздники и т. д), у них похожее отношение к учебным предметам в школе. Беседа с родителями, одноклассниками, обработка и анализ ответов на тесты по методике В.М.Русалова и Гуго Мюнстенберга показали нам, что у каждой из сестер свой индивидуальный характер и личностные данные. Делаем вывод, что гипотеза, сформулированная в начале работы, подтвердилась полностью, и можно с большой уверенностью утверждать, что монозиготные близнецы имеют сходную внешность, однако, каждый из них личность со своими уникальными личностными характеристиками и отождествлять их нельзя.

Близнецы – удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. Детям – близнецам, которые растут вместе никогда не скучно, они не знают одиночества. У них всегда лучший друг и соратник рядом. Близнецам – жадность менее свойственна, чем детям, которые растут в одиночку. Близнецы – это поддержка и понимание. Такие дети всегда могут рассчитывать на помощь и понимание своего близнеца. Ведь для них – проблемы брата или сестры – это личные проблемы, и с ними обязательно нужно бороться вместе - только тогда можно быть спокойным. Близнецы – менее обидчивы. Маме одновременно растущих двоих малышей некогда обращать внимания на их капризы и обиды. Близнецы – достаточно трудолюбивы и организованы. Не всегда, у родителей близнецов есть время на ежеминутную помощь, в делах и проблемах ребенка, а иногда приходиться и помогать маме в ее хлопотах. Близнецы не ревнуют друг к другу родителей. Они всегда вместе, и родительская любовь дарится им одновременно и поровну. У близнецов нет слова «я», всегда только – «мы». У них будет незабываемое детство. Они вырастут прекрасными людьми и никогда не будут одиноки.

Практическая значимость: работа имеет прикладной характер. Данные ее могут быть востребованы родителями, учителями, социальными работниками, психологами, врачами. Результаты проведенных исследований помогли нам в понимании того, что каждый из нас близнецов уникальная личность.

В ходе работы авторы не только нашли много интересных фактов и вымыслов о близнецах, но и научились основам работы с информацией. Нами освоены азы систематизации информации, преобразования ее в таблицы и диаграммы для удобства анализа и формулирования выводов; составления презентации и представления результатов своей работы аудитории. Мы предполагаем, что все перечисленное поможет нам в дальнейшей учебе.

Мы продолжим изучение интересующей темы в старших классах, так как на уроках биологии начнем знакомиться с азами генетики и «близнецовую» тему нам будет легче понять. Авторы работы впервые выполняли исследовательскую работу, поэтому в ходе работы опирались на помощь учителя биологии и мамы.

Список литературы и источников информации

1. Канаев, И. И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия / И. И. Канаев. - Москва ; Ленинград : Академия наук СССР, 1959. - 381 с.

2. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 336) Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)

3. http://sovetland.ru/node/38 сайт «Страна советов» статья «Почему рождаются близнецы?» 2013 год.

4. http://www.baby.ru/blogs/post/160421358-43974262/ статья «Про близнецов» 2013год

5.http://child-hood.ru/index.php/psychology-conception/3706-udivitelnyye-mify-i-fakty-o-bliznetsakh.html сайт «Детские годы» статья «Удивительные мифы и факты о близнецах» 2012год

6. http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/metodiki-izuchenija-klasnogo-kolektiva.html Сайт «Учебно-методический кабинет», Виноградова С., статья «Методики изучения ученического коллектива» 2012 год

Приложение 1.

Тест «Десять моих «Я»»

Испытуемым раздаются тесты, в которых написано 10 раз слово «Я». Испытуемые дают определение каждому «Я», рассказывая о себе. После выполнения задания и систематизации ответов таблица выглядит следующим образом:

Я

Алина

Ирина

Я

Добрая

Добрая

Я

Ответственная

Ответственная

Я

Спокойная

Скромная и тихая

Я

Целеустремленная

Целеустремленная

Я

Медлительная

Веселая

Я

Умная

Трудолюбивая

Я

Верная

Заботливая

Приложение 2

Тест «Мои любимые вещи»

Испытуемые продолжают предложение. Результаты исследования предложены в таблице:

Алина

Ирина

Любимое блюдо

Окрошка

Окрошка

Любимый праздник

Новый год

Новый год

Любимое время года

Лето

Лето

Любимый цвет

Желтый, зеленый

Желтый, зеленый

Любимый цветок

Бархатцы

Бархатцы

Любимый день недели

Суббота

Суббота

Любимая ягода

Клубника

Клубника

Приложение 3

Тест «Градусник»

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

Русский язык - 39

Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. Результаты исследования отражены в таблице:

Предмет

Алина

Ирина

Русский язык

36,7

36,8

Математика

36,6

36,6

Литература

36,6

36.6

Биология

36.6

36,6

География

39,1

39,8

Технология

36,6

36,6

Английский язык

35

40,1

Музыка

40.1

35

Физическая культура

40,2

40,8

Изо

36,6

36,6

Приложение 4

Тест «Выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова»

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9 шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

  1. Предметная энергичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.

  1. Социальная энергичность – содержит вопросы об уровне потребности и социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная энергичность, потребность социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

  1. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

  1. Социальная пластичность – содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5.Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6.Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7.Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе

8.Социальная эмоциональность – включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Обработка данных опросника

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

Ключи к ОСТ

  1. шкала – Энергичность

Ответ «да» - вопросы 4,8,15,22,42,50,58,64,96

«нет»- вопросы 27,83,103

  1. шкала – Социальная энергичность

Ответ «да» - 11, 30,57,62,67,78,86

«нет» - 3,34,74,90,105

  1. шкала – Пластичность

Ответ «да» - 20,25,35,38,47,66,71,76,101,104

«нет» - 54,59

  1. шкала – Социальная пластичность

Ответ «да» - 2,9,18,26,45,68,85,99

«нет» - 31,81,87,93

  1. шкала – Темп

Ответ «да» - 1,13,19,33,46,49,55,77

«нет» - 29,43,70,94

  1. шкала – Социальный темп

Ответ «да» - 24,37,39,51,42,92

«нет» - 5,10,16,56,96,102

  1. шкала – Эмоциональность

Ответ «да» - 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97

  1. шкала – Социальная эмоциональность

Ответ «да» - 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100

  1. шкала – Контроль

Ответ «да» - 32,52,89

«нет» - 12,23,44,65,73,82

Текст опросника ОСТ (детский вариант)

  1. Проворный ли ты человек?

  2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

  3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

  4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

  5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

  6. Задевают ли тебя замечания других людей?

  7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

  8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

  9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?

  10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

  11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

  12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

  13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

  14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

  15. Легко ли тебе выполнять школьные задания, требующие длительного внимания и большой сосредоточенности?

  16. Утомительно ли тебе быстро говорить?

  17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

  18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

  19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

  20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

  21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

  22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

  23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

  24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

  25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?

  26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

  27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение , не требующие от тебя много энергии?

  28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

  29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

  30. Легко ли тебе общаться с людьми?

  31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?

  32. Все твои привычки хороши?

  33. Быстры ли твои движения?

  34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

  35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?

  36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?

  37. Разговорчивый ли ты человек?

  38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?

  39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

  40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

  41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?

  42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?

  43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?

  44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?

  45. Легко ли тебе с ходу, без особых раздумий, задавать вопросы?

  46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?

  47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?

  48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?

  49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?

  50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?

  51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

  52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?

  53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

  54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

  55. Любишь ли ты быстрые игры?

  56. Много ли в твоей речи пауз?

  57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию ?

  58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?

  59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?

  60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

  61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?

  62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

  63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

  64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?

  65. Злишься ли ты иногда по пустякам?

  66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?

  67. Держишься ли ты свободно в большой компании?

  68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?

  69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?

  70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?

  71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?

  72. Быстро ли ты читаешь вслух?

  73. Ты иногда сплетничаешь?

  74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

  75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?

  76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?

  77. Любишь ли ты дела выполнять в быстром темпе?

  78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?

  79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

  80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?

  81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?

  82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?

  83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?

  84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?

  85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

  86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?

  87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

  88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

  89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?

  90. Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?

  91. Склонен ли ты преувеличивать в своем изображении неудачи, связанные с учебой?

  92. Нравиться ли тебе быстро говорить?

  93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?

  94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?

  95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

  96. ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

  97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

  98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?

  99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?

100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?

101.Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?

102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?

103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?

105. Любишь ли ты подолгу оставаться один?

Приложение 5

Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)

Методика направлена на определение избирательности внимания, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916).

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьфркнп Время работы с бланком – 2 минуты.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

В тексте содержится 25 слов.

Хорошим считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов.

Бланк методики Мюнстенберга

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэ

Ключ

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Приложение 6

Результаты опроса общественного мнения о близнецах

Вопросы, на которые отвечали одноклассники:

1.Различаете ли вы близнецов?

А) Различаю

Б) Не различаю

В) Иногда различаю, иногда нет

2. Что вы испытываете при виде близнецов?

А) Удивление,

Б) любопытство,

В) восторг

Г) безразличие

Результат опроса одноклассников:

Приложение 7

Ответы мамы близнецов

1.Какие у детей отношения между собой?

Девочки чрезвычайно дружны, они как одно целое. Прекрасно общаются, крепко дружат, очень тоскуют друг без друга.

2.Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?

Трудности были, в основном, в раннем детстве. Капризы, плач, требования… Шло зарождение личности. Без бунта, на мой взгляд невозможно дальнейшее развитие ребенка, познание собственных сил и возможностей.

3.Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?

У каждой девочки свой индивидуальный характер.

4.Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?

Мы всегда знали кто из них кто. Алина с рождения была намного крупней, чем Ирина. У каждой из девочек есть свои родимые пятна.

5.Как они относятся к домашним обязанностям?

Добросовестно выполняют все, что поручено. Всегда помогают друг другу, если кто-то из них не успевает что-либо сделать.

6.Как они ведут себя в разлуке?

Очень, очень скучают друг без друга.

7.Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

Да, были.

8.Похожи ли близнецы на своего родного старшего брата?

Есть схожие черты, как у обычных сестер и братьев, есть и отличия.

В 1882 году Иван Сергеевич Тургенев в стихотворении-прозе «Близнецы» такое дал описание близнецам:

Как две капли воды схожи чертами лица, цветом волос, ростом, а характером разные. Я как мама хочу сказать, что в девочках есть различные черты характера, многие вкусы и интересы различаются. Они не любят разлучаться, всегда хотят быть вместе. Даже когда были еще совсем крохами, они любили спать вместе, прижавшись друг к другу. Алина и Ирина никогда не скучают, не жадничают. Они не имеют слова «Я», всегда только «Мы». Я их очень люблю и горжусь ими.

Просмотров работы: 4742