ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДНИКОВОЙ ВОДЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДНИКОВОЙ ВОДЫ

Бутаков Е.Г. 1
1МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны
Косолапова О.В. 1
1МБОУ СОШ №30
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное — ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».

Антуан де Сент – Экзюпери.

(Планета людей, VII. В сердце пустыни. Пер. с франц. Норы Галь)

Наличие родников и подземных вод во все времена считалось благом для людей. Такая вода, просачиваясь через различные пласты земли, проходила естественную природную фильтрацию. Но сегодняшняя экология такова, что вода из природных родников оказалась практически непригодной для питья. А добыча подземных чистых вод требует немало средств и соблюдения определенной технологии. Те, кто не желает пить камскую воду, давно пробурили себе артезианские скважины. Их в городе Набережные Челны около сотни.

Есть и определенные мнения по этому поводу у специалистов нашего города. Исследования показали, что в отличие от мягкой камской вода в наших родниках и артезианских скважинах повышенный уровень жесткости. В ней много солей кальция и магния. Отделка из кафеля источника в 48-м комплексе за две недели работы этой скважины из белой превратилась в коричневую. Так много железа оказалось в этой воде. Бытует мнение, что в природных родниках вода чистая. Но исследования санитарных врачей это опровергают. Возьмем, к примеру, популярный в народе Набережночелнинский родник у дома лесника.По утверждению специалистов, стабильного качества воды в нем не наблюдается. Она лучше зимой, но хуже в весенне-осенний период. Плохая вода и в роднике на пляже города Набережные Челны. Его даже пытались зацементировать. Но вода пробилась множеством родничков и затопила детский пляж. Пришлось его снова открыть. Сейчас это излюбленное место городских «моржей». Купаться в ней можно, пить – нельзя. Есть родник на Элеваторной горе. Он находится рядом с жилыми домами, где туалеты, как известно, расположены на улице. Неужели люди думают, что оттуда в воду ничего не попадает? Оказывается, есть все-таки в городе один источник с хорошей водой. Это родник в Красных Челнах. Всем понятно, что родниками нужно заниматься, постоянно диагностировать.

Работая над этой темой, я поставил перед собой цель не только узнать информацию о родниках, но и провести исследование этой воды с целью выяснения её свойств и влияния на здоровье жителей нашего города, а также предложить советы, найденные в источниках информации, по улучшению качества воды.

Актуальность:

В настоящее время остаётся актуальным решение проблем чистоты окружающей среды, из которых проблема качества родниковой воды для людей наиболее важна, так как человек ежедневно использует её. По данным Всемирной организации здравоохранения, около пяти миллионов детей ежегодно умирают от кишечных заболеваний, связанных с загрязнением воды.

Проблема:

Это дало основание назвать проблему загрязнения родниковой воды, проблемой человечества. Поэтому я попытался проанализировать проблемы родников, определить свойства качества родниковой воды, чтобы быть уверенным, что родниковая вода, забор которой производит моя семья, пригодна для употребления.

Тема: «Оценка экологического состояния родниковой воды»

Предмет исследования: Качество родниковой воды.

Объект исследования: Родниковая вода в местах забора (Родник в Боровецком лесу №1; Родник возле объездной дороги Заинс-2 «Святой ключ» №2; Родник на границе Заинского и Сармановского района№3)

Цель: Исследование свойств качества родниковой воды, влияние их на организм человека; узнать о местах забора воды и определить качественные показатели этой воды, предложить советы по улучшению её качества.

Задачи:

  1. Найти и изучить в источниках информации, данные о родниковой воде и влиянии её на организм человека;

  2. Подобрать методику и исследовать органолептические качества родниковой воды;

  3. Провести анкетирование среди учащихся 5 «а» класса МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны о их знаниях родников города и их влиянии на организм человека;

  4. Предложить советы, найденные в источниках информации, по улучшению качества родниковой воды;

  5. Сделать выводы о влиянии свойств родниковой воды на организм человека и поставить в известность о данных своего исследования одноклассников.

Гипотеза:

Если родниковая вода в местах забора не соответствует нормам и не достаточно качественная, то я смогу определить присутствие в ней вредных веществ и посоветовать способы по улучшению её качества.

Методы исследования:

Анализ источников информации, анкетирование одноклассников, наблюдение, исследование свойств родниковой воды по различным методикам.

  1. Источники забора воды.

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца)- естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Образование источников может быть обусловлено различными факторами:

  • пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (например, речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами),

  • геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород),

  • фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород и др.

  • Родники бывают: восходящими- напорными и нисходящими- безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими.

По состоянию на 01.01.2016 год в Республике Татарстан учтено 3702 родника. В городе Набережные Челны — 11 родников. В соседних районах: Менделеевском районе- 25 родников, Сармановском районе- 41 родник, Заинском районе- 49 родников, Елабужском районе-45 родников, Мензелинском районе -91 родник.

  1.  
    1. Родник в Боровецком лесу.

Каждому жителю Набережных Челнов хорошо известен родник у домика лесника (Ключ Святой Параскевы), который находится возле автомобильной дороги на опушке Боровецкого леса за мостом через реку Шильну. Сюда многие приходят и приезжают за вкусной ключевой водой — место красивое, и, особенно летом, тут, в тени высоких сосен, приятно утолить жажду. Большой город, виднеющийся за деревьями, был здесь не всегда, а вот роднику уже гораздо больше ста лет. В наши дни в окрестностях этого источника нет ничего, кроме нескольких домиков, небольшого кафе и дикого пустыря через дорогу. Но когда-то (ещё в царские времена) здесь был медеплавильный завод и деревня Шильзавод (или Шильвинский завод), названная в честь этого предприятия. Завод закрылся очень давно, а деревня жила ещё долго — примерно, до конца 60-х годов XX века. И была в этой деревне у самого родника небольшая деревянная часовня, приписанная к Свято-Вознесенскому храму села Боровецкое. О деревне и часовне упоминается в «Полном списке населённых мест Уфимской губернии» Уфимского губернского статистического комитета (издание 1896 года), да и сейчас ещё живы люди, помнящие эти места совершенно другими, ведь когда-то вся округа знала «родник в корабельной роще» (так источник назвался до революции) по ежегодному Крестному ходу, в котором участвовали многие верующие.

  1.  
    1. Родник возле объездной дороги Заинск-2 «Святой ключ»

Удивителен природный ландшафт Заинского района. Здесь и горы, и долины, и леса, и несчетное количество природных родников, небольших речушек, которые дарят людям счастье. Возле объездной дороги Заинск-2 есть родник, к нему мы ездим приезжая к моему деду. Этому роднику очень много лет. Мой дедушка рассказывал мне, что когда он был маленьким, этот родник чистил и приводил в порядок его односельчанин. Звали его Николай. До самой старости он ходил на родник. Когда его не стало, родник немного загрязнился. Несколько лет его не чистили от мусора. Год назад его территория убрана от мусора и облагорожена в рамках ежегодной акции «Чистый родник».

.

  1.  
    1. Родник на границе Заинского и Сармановского района .

Этот родник находится в лесу на границе Заинского и Сормановского района. У этого родника нет названия и по этому его так и называют. Про этот родник мало что можно сказать. На сегодняшний день за ним взяли шефство нефтяники . Они облагородили его ступеньками и содержат в чистоте.

2. Исследовательская работа.

Любое знакомство со свойствами воды, начинается с определения органолептических показателей, то есть таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрение, обоняние, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.

Органолептические показатели воды:

Показатели

Единицы измерения

Нормативы не более

Запах

Баллы

2

Цвет

Баллы

2

Прозрачность

Градусы

20

Мутность

Единицы мутности по формалину (ЕМФ)или Мг/л по коалину

2,6

1,5

Для проведения исследования, выбран «Лабораторный экологический практикум», исследуемые 3 ёмкости в местах забора воды. В дальнейшем имеющие нумерацию:

№1- вода из родника в Боровецком лесу.

№2- вода из родника возле объездной дороги Заинск-2 «Святой ключ».

№3- вода из родника на границе Заинского и Сармановского района.

  1.  
    1. Определение прозрачности воды.

Прозрачность (или светопропускание) воды обусловлена ее цветом и мутностью, то есть содержанием в них различных окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ.

Определение прозрачности воды – обязательный компонент программ наблюдений за состоянием водных объектов. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального или органического происхождения. Воду считают прозрачной, если шрифт Снеллена читается через ее слой высотой в 30 см.

Цель опыта: Определить прозрачность воды.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, контрольная шкала образцов окраски растворов для определения.

Ход работы:

  1. Наполнить пробирки водой до высоты 10-12 см.

  2. Определить прозрачность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).

  3. Отметить наиболее подходящий оттенок по шкале.

  4. Сделать выводы.

Цветность воды:

Слабо-желтоватая

Коричневатая

Светло-желтоватая

Красно-коричневатая

Желтая

Другая (укажите какая)

Интенсивно-желтая

-

Итоговая таблица:

Пробирки с водой

Норма

Показатели

№1

20

10

№2

20

8

№3

20

10

Вывод: Показатели прозрачности в норме.

  1.  
    1. Определение мутности родниковой воды.

Мутность воды зависит от наличия в воде взвешенных частиц минерального (глина, ил) или органического происхождения. Частицы, обуславливающие мутность воды колеблются по величине от коллоидных размеров до порядка 0,1 мм в диаметре. Они могут быть разделены на три общих класса: глины, органические частицы, образующиеся в результате разрушения растительных и животных остатков, и волокнистые частицы.

Основную часть взвешенных веществ в большинстве природных вод составляют частицы почвы, уносимые с поверхности земли в результате эрозий. Более грубые фракции песка и ила полностью или частично покрыты органическим веществом. Органическая мутность, обусловленная накоплением микроорганизмов, может наблюдаться в столь больших количествах, что вода становиться неприятной и мутной. Имеется связь между высокой мутностью воды и ее привкусом и запахом.

Мутность воды связана со многими другими показателями качества воды или оказывает влияние на них (микробиологическое качество воды). Её наличие может осложнять выявление в питьевой воде бактерий и вирусов. Вода может считаться безопасной для питья только при проведении коагуляции и фильтрации.

Цель опыта: Определить мутность воды.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, шкала степени мутности.

Ход работы:

1. Заполнить пробирки водой на высоту 10-12 см..

2. Посмотреть мутность по её степени.

3. Сделать выводы.

Итоговая таблица:

Пробирки с водой

Норма (ЕМФ)

Показатели

№1

2,6

2,5

№2

2,6

2,5

№3

2,6

2,5

Вывод: Показатели прозрачности в норме.

  1.  
    1. Определение запаха и привкуса родниковой воды.

Оценка запахов и привкуса проводится на основании учета их интенсивности и характера. Интенсивность определяется по пятибалльной шкале. При наличии запахов и привкуса в воде выясняют их характер. Запахи и привкус могут быть естественного и искусственного происхождения. Естественные запахи обусловлены наличием живущих в воде и отмерших организмов, влиянием окружающих почв, грунтов. Присутствие в воде растительных остатков придает ей землистый, илистый или болотный запах. Если вода цветет, и в ней содержатся продукты жизнедеятельности актиномицетов, то она приобретает ароматический запах. При гниении органических веществ в воде или загрязнении ее нечистотами возникает гнилостный, сероводородный или фекальный запах. Запахи могут возникать также в условиях застоя воды. В процессе очистки воды вещества со слабым запахом (например, амины и фенолы) могут превращаться в соединения, обладающие очень интенсивным запахом (хлорамин и хлорфенол). Размножение в распределительных системах железо- и серобактерий также может быть источником запаха. Естественный вкус воды определяется как соленый, горький, сладкий и кислый. Остальные виды вкусовых ощущений определяются как привкус. Запахи и привкус искусственного происхождения определяют по названиям тех веществ, запах и вкус которых они имитируют: фенольный, хлорфенольный, металлический, бензинный и другие. Интенсивность запахов и привкуса не должна превышать 2 баллов.

Цель опыта: Определить запах и привкус родниковой воды.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, модельные реактивы (растворы), соль, сахар, кипяченая вода.

Ход работы:

1. Наполнить пробирки водой.

2. Плотно закрыть пробкой, встряхнуть.

3. Открыть колбу и сразу же определить характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух. Воздух вдыхать осторожно, не допуская глубоких вдохов!Если запах сразу не ощущается или возникают затруднения с его обнаружением (запах неотчетливый), испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 60°С, опустив колбу в горячую воду. Интенсивность запаха определите по пятибалльной шкале.

4. Сделать выводы.

Шкала запаха воды

Интенсивность запаха

Характер появления запаха

Оценкаинтенсивности запаха

Нет запаха

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на него внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Ход работы:

  1. Налить в стаканы по 100 мл. кипяченой родниковой воды.

  2. Растворить в воде:

  • в первом стакане ложку сахара (проба №1)

  • во втором ложку соли (проба №2)

  • в третьем, только кипяченая вода.

3. Хорошо перемешать жидкость ложкой, вытирая её насухо после каждого стакана.

4. Набрать из каждого стакана 10-15 мл жидкости, подержать её во рту несколько секунд и определить вкус и привкус.

Шкала привкусов питьевой воды

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивностипривкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на него внимание

2

Заметная

вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздерживаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной для питья

5

Род запаха:

Символ

Характер запаха

Примерный род запаха

А

Ароматический

Огуречный , цветочный

Б

Болотный

Илистый, тинистый

Г

Гнилостный

Фекальный, сточный

Д

Древесный

Запах мокрой щепы, древесины

З

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Р

Рыбный

Рыбьего жира, рыбы

С

сероводорода

Тухлых яиц

Т

Травянистый

Сена, свежескошенной травы

Н

Неопределенный

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определени

Итоговая таблица:

Пробирки с водой

Норма (баллы)

Показатели

№1

2

2

№2

2

2

№3

2

2

Вывод: Показатели запаха и привкуса воды в норме.

  1.  
    1. Определение кислотности и минерального состава воды.

Кислотность воды определяется значением водородного показателя (pH) , который для природных вод обычно имеет значения от 6,5 до 8,5.Изменения pH воды родника обычно могут вызвать загрязнения воздуха кислотными примесями, также загрязнениями родника промышленными и бытовыми отходами. Качество родниковой воды в значительной степени определяется концентрацией растворенных в ней минеральных солей. Можно выделить два больших класса минеральных солей, которые встречаются в природной воде в значительных концентрациях.

Компонент минерального состава воды

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

1-й класс

1.Катионы:

 

Кальций

200 мг/л

Натрий

200 мг/л

Магний

100 мг/л

2.Анионы

 

Гидрокарбонат

1000 мг/л

Сульфат

500 мг/л

Хлорид

350 мг/л

Карбонат

100 мг/л

Нитрат

45 мг/л

2-й класс

1.Катионы

 

Аммоний

2,5 мг/л

Железо общее

0,3 мг/л

Металлы

0,001 ммоль/л

2.Анионы

 

Фосфат

3,5 мг/л

Нитрит

0,1 мг/л

Основной вклад в общее солесодержание вносят соли 1 –го класса, которые следует определять в первую очередь. Соли 2-го класса также необходимо учитывать при оценке качества воды. Концентрации растворенных в воде минеральных солей определяют методами аналитической химии. Проба должна быть отобрана в чистую стеклянную или пластмассовую бутыль объемом не менее 0,5 л; пробы следует анализировать в течении нескольких часов после отбора либо хранить в холодильнике.

Цель опыта: Определить кислотность родниковой воды.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, шкала образцов для определения pH, раствор универсального индикатора, пипетка, стекло, класс-комплект «ЭХБ» (мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/хим», «Пчелка-У/почва», тест-комплект «pH”

Ход работы:

1. Наполнить пробирки водой.

2. Индикаторную полоску, поместите в воду и выньте, подождите 3 минуты.

  1. Определить цветность сравнивая её с контрольной шкалой.

  2. Сделать выводы.

Тест-система «рН»

Цветовая шкала и величина рН

pH цвет индикатора

малиновая

красная

оранжевая

желтая

светло-желтая

желто-зеленая

болотная

светло-зеленая

зеленая

синяя

Хар-ка среды

Сильнокислая

Среднекислая

Слабокислая

Нейтральная

Слабощелочная

Сильнощелочная

Итоговая таблица:

Пробирки с водой

Норма

Показатели

№1

7

7

№ 2

7

7

№3

7

7

Вывод: Показатели кислотности воды в норме.

  1.  
    1. Определение хлора в родниковой воде.

Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Количество хлоридов зависит от характера пород, слагающих бассейны.

Тест-система «Активный хлор» применяется для экспресс-анализа активного остаточного хлора в свободной и связанной формах (суммарного содержания свободного хлора, хлорноватистой кислоты, гипохлоритов, хлораминов)

Цель опыта: Определить показатель хлора в родниковой воды.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, тест-комплект «Активный хлор”, контрольная шкала

Ход работы:

1. Наполнить пробирки водой.

  1. Извлечь индикаторную полоску из пакета. Отрезать или оторвать от индикаторной полоски рабочий участок размером около 1×1 см.

  2. Нанесите на рабочий участок, как показано на рисунке, каплю анализируемой пробы до образования равномерно смоченного пятна.

  3. Определить концентрацию активного хлора, сразу же сравнив окраску в месте нанесения капли, в зоне наиболее плотной окраски, с образцами на контрольной шкале. За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы.

  4. Сделать выводы.

Итоговая таблица

№1

№2

№3

0

0

0,5

Вывод: Показатели хлора воды в норме.

2.6. Определение нитратов в родниковой воде.

  1. Тест-система «Нитрат-тест»

Нитрат-тест применяется при:

  • анализе продуктов питания - овощей, фруктов, зеленых культур (салата, петрушки) и т. п.за исключением чеснока и лука, а также продуктов, имеющих интенсивно окрашенный сок (свекла, морковь и т. п.);

  • анализе питьевой и природной воды, соков;

  • анализе воднопочвенных вытяжек, суспензий и др.

Предельно допустимая концентрация нитрат-ионов в питьевой воде – 45 мг/л, в воде рыбохозяйственных водоемов - 40 мг/л.

Цель опыта: Определить нитраты в родниковой воде.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, пипетка, универсальный индикатор,тест-комплект «Нитрат-тест”, контрольная шкала

Ход работы:

  1.  
    1. Наполнить пробирки водой.

    2. 2. Извлечь индикаторную полоску из пакета. Отрезать или оторвать от индикаторной полоски рабочий участок размером около 1×1 см.

    3. Нанесите на рабочий участок, как показано на рисунке, каплю анализируемой пробы до образования равномерно смоченного пятна.

    4. Определить концентрацию активного хлора, сразу же сравнив окраску в месте нанесения капли, в зоне наиболее плотной окраски, с образцами на контрольной шкале. За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы.

    5. Сделать выводы.

Итоговая таблица:

№1

№2

№3

5мг/л

5мг/л

50мг/л

Вывод: Показатели нитратов родниковой воды в норме №1 и №2. №3 такой высокий показатель, потому что идет разложение веществ. Это связано с местом нахождения источника — лес.

2.7. Храмат-тест родниковой воды.

Тест-система «Хромат-тест» применяется для экспресс-определения содержания Cr (6+) в составе хромат- и бихромат-анионов в воде и водных средах.Цель опыта: Определить хром в родниковой воде.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, пипетка, универсальный индикатор, тест-комплект «Хромат-тест”, контрольная шкала

Ход работы:

1.Наполнить пробирки водой.

  1. Перед контролем содержания Сr (6+) определить значение рН среды анализируемого образца (например, с помощью индикаторной бумаги или тест-системы рН). При значениях рН среды от 2 до 5 извлечь индикаторную полоску из пакета. Отрезать или оторвать от индикаторной полоски рабочий участок размером около 1 1 см .

  2. Нанести на рабочий участок, каплю анализируемой пробы до образования равномерно смоченного пятна.

  3. Определить концентрацию хрома, сразу же сравнив окраску в месте нанесения капли с образцами на контрольной шкале. За результат анализа примите значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы При значениях рН среды от 5 до 11 поместить анализируемую пробу объемом около 5 мл в чистую пробирку, колбу или банку. Добавить в пробу на кончике шпателя ( 50 мг) щавелевой кислоты из пакета.

  4. Перемешать пробу и протестировать

  5. Сделать выводы.

Итоговая таблица:

№1

№2

№3

3мг/л

3мг/л

3мг/л

Вывод: Показатели хрома в родниковой воде в норме.

2.8.Определение железа в воде.

Тест-система «Железо общее» применяется для экспресс - определения суммарного содержания общего железа в воде и водных средах.

Цель опыта: Определить железо в родниковой воде.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, пипетка, универсальный индикатор, тест-комплект «Железо общее”, контрольная шкала

Ход работы:

  1. Наполнить пробирки водой.

  2. Извлечь индикаторную полоску из пакета. Отрезать от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5 5 мм(

  3. Не снимая полимерного покрытия, опустить его в анализируемую воду на 5-10 с в колбы.

  4. Определить концентрацию железа общего (суммарную концентрацию катионов железа (2) и (3)), сравнив через 3 минуты окраску участка с образцами на контрольной шкале. За результат анализа принимать значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске - соответствующий интервал концентраций). При необходимости контроля более низких концентраций железа (2) допускается упаривание растворов (вытяжек) до внесения в них реактива с последующим пересчетом значений концентраций обратно пропорционально степени упаривания.

  5. Сделать выводы.

Итоговая таблица:

№1

№2

№3

0

0

0

Вывод: Показатели железа в родниковой воде в норме.

2.9. Определение меди в воде.

Тест-система Медь применяется для экспресс-определения содержания катионов Cu(2) в воде и водных средах

Цель опыта: Определить медь в родниковой воде.

Оборудование: пробирки с родниковой водой (№1, №2, №3), химический стакан, воронка, пипетка, универсальный индикатор, тест-комплект «Медь”, контрольная шкала

Ход работы:

  1. Наполнить пробирки водой.

  2. Извлечь индикаторную полоску из пакета. Отрезать отиндикаторной полоски рабочий участок размеромоколо 5*5мм.

  3. Не снимая полимерного покрытия, опустить его в анализируемую воду на 5-10 сек.

  4. Определить концентрацию катионов Cu(2) сравнив через 3 минуты окраску участка с образцами на контрольной шкале. За результат анализа принять значение концентрации, соответствующее ближайшему по окрасу образцу шкалы (при промежуточной окраске - соответствующий интервал концентраций).

  5. Сделать выводы.

  1. Итоговая таблица:

№1

№2

№3

30 мг/л

30 мг/л

30 мг/л

Вывод: Показатели меди в родниковой воде в норме.

Проведя лабораторно-исследовательскую часть, можно с уверенностью сказать, что все заборы воды пригодны для питьи и безопасны для здоровья.

3. Анкетирование учащихся 5 «а» класса МБОУ СОШ №30

г. Набережные Челны.

В 5 «а» классе 29 учащихся-респондентов.

Анализ анкетирования:

  1. Знаете ли вы, как влияет вода на организм человека?

2. Часто ли вы производите забор воды из родников?

3. Что вы знаете о родниках находящихся на территории города Набережные Челны и его окрестностях?

  1. Знаете ли вы, что такое органолептические показатели воды?

  1. Заинтересовал ли вас экопаспорт родника установленный рядом с ним?

Выводы:

Анкетирование респондентов показало, что учащиеся 5 «а» класса не все имеют достаточные знания о том, как влияет вода на организм человека. Знают информацию о родниках в основном от педагогов и родителей. Мало о них читают и не интересуются проблемами родников. Забор воды из родников для питья берут очень редко, не знают об экопаспорте родника установленного рядом с ним, потому не озадачивались вопросами органолептических и химических показателях воды.

Необходимо обратить внимание сверстников к этим вопросам. Я обязательно ознакомлю их с результатами моего исследования на классном часу.

4.Заключение

Для того что бы человек был в тонусе и как следствие чувствовал себя здоровым ему необходимо ежедневно употреблять определенное количество воды.

Я выдвигал гипотезу, которую подтвердил в процессе своего исследования. Родниковая вода в местах забора в основном соответствует норме, достаточно качественная. Она более чистая зимой. Я определял в ней присутствие вредных веществ , что бы в дальнейшем посоветовать способы по улучшению её качества. Вода из родника на границе Заинского и Сармановского района имеет большую концентрацию нитратов, что характеризует разложение веществ в воде. На этот факт я обращу особое внимание своих одноклассников.

А так-же доведу до сведения одноклассников следующие материалы:.

Вода в организме выполняет различные функции:

  • выводит из организма шлаки, шлаки – вредные вещества для организма, большое количество которых влияет на самочувствие человека.

  • доставляет к клеткам необходимые питательные вещества.

  • растворяет необходимые вещества в организме, которые принимают участие в процессе пищеварения.

Качество воды определяется органами чувств – по цвету, вкусу, уровню мутности. Но и по показателям химического состава. Не рекомендуется пить жидкость с повышенным токсическим уровнем алюминия, свинца, мышьяка, различных пестицидов. Не стоит забывать, что все отбросы, мусор, химические элементы, используемые на земле, поникают в грунтовые воды, загрязняя их.

Повышенный уровень фтора в родниковой воде приводит к потемнению эмали зубов, они ломаются, покрываются пятнами. Свинец и мышьяк отравляют организм, преобразовывая хромосомный состав клеток. Бор в холодной воде влияет на нервную систему. Наличие кальция делает воду жесткой. Употреблять ее не рекомендуется из-за риска заболеваний сердца, сосудов, камней в почках. Жесткой водой мы увеличиваем риски преждевременной смерти, кожа становится сухая, возможен зуд, волосы становятся то-же жесткие. Моющие средства при взаимодействии с жесткой холодной водой превращаются в шлаки, тяжело смываются с волос и тела. Щелочность воды, наоборот, может поправить здоровье, и поддерживать уровень pH, если человек страдает низкой кислотностью желудочно-кишечного тракта. Чрезмерно высокий уровень pH характеризующийся неприятным запахом воды, вызывает раздражение слизистых. Сбой в кислотности организма приводит к остеопорозу за счет усвоения кальция из костей. Пить родниковую воду, если вы не уверены в ее качестве не рекомендуется. Ведь неизвестно какие пути прошла эта вода, прежде чем оказаться в вашем стакане.

Для очистки родниковой воды и использовании её для питья предлагаю следующие методы:

  1. Метод отстаивания

  2. Метод кипячения

  3. Метод вымораживания

Самый простой и доступный для всех метод – отстаивание воды. При этом в течение определённого времени улетучивается остаточный свободный хлор. Кроме того, под действием гравитационных сил происходит осаждение относительно крупных суспензионных и коллоидных частиц, находящихся во взвешенном состоянии.

Следующий метод – это кипячение. Основное предназначение процесса кипячения – обеззараживание воды. В результате термического воздействия гибнут вирусы и бактерии. Кроме того, при кипячении может уменьшаться растворимость некоторых солей, например сульфата кальция, что также отчасти приводит к смягчению воды. Но есть и некоторые недостатки этого метода. При кипячении происходит удаление всех растворимых в ней газов, в том числе и полезных (кислорода, углекислого газа), которые улучшают органолептические свойства воды. Поэтому кипячённая вода безвкусна и мало полезна для кишечной микрофлоры.

Иногда используют метод вымораживания воды, основанный на разности температур замерзания чистой воды. Сначала замерзает чистая вода, а в оставшемся объёме концентрируются соли. Существует мнение, что такая вода обладает целебными свойствами за счёт особой структуры молекул воды.

Чтобы можно было пользоваться водой из родника, предлагаю следующие меры:

  1. Обнаруживать и очищать все несанкционированные свалки возле родников.

  2. Устанавливать опознавательный знак у источников с историей и названием родника, показаниями органолептических и химических характеристик воды.

  3. Занимать активную жизненную позицию к вопросам благоустройства и очистки родников.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что вода из данного источника может быть использована в быту, пригодна для питья, так как не имеет видимых загрязнений. Мной не было проведено исследование воды на нахождение в ней болезнетворных микроорганизмов. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимы дополнительные исследования.

Продолжение моего исследования: Свою работу на этом этапе я считаю завершенной. Но есть возможность продолжить её и составить экопаспорт родника. Сейчас у меня нет достаточных знаний, но в дальнейшем изучая биологию, географию, химию я смогу её продолжить.

Паспорт родника:

  1. Номер источника

  2. Название источника

  3. Область

  4. Район

  5. Населенный пункт

  6. Элемент рельефа

  1. Геологические условия выхода воды

    1. Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода

    2. Породы водоупорного пласта

    3. Выход воды на поверхность (из трещин, промежутков между частицами пород и т. д.)

    4. Характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует и т. д.)

    5. Высота источника над уровнем воды в реке

    6. Расстояние источника от уреза реки (ручья)

  2. Растительность вблизи родника

  3. Животный мир вблизи родника

  4. Физические особенности воды источника

    1. Прозрачность воды

    2. Запах

    3. Вкус

    4. Осадок (количество, цвет) Состав осадка

железистый известковыйкремнистый

  1.  
    1. Температура воды

    2. Температура воздуха (указать время)

    3. Замерзание источника Сроки замерзания

    4. Дебит источника

  2. Участие источника в питании ручья, реки, озера

  3. Влияние родника на окружающую местность (провалы, оседания, оползни, размывы, заболачивание и т. д.)

  4. Хозяйственное использование источника.

5.Литература.

  1. 1. Никитина Л.И. и др. Определение качества воды по биологическим, физическим и химическим показателям. Сборник лабораторных работ. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 78 с.

2.Муравьев А.Г., Пугал Н.А., ЛавроваВ.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр.

3. wwtec.ru. Органолептические показатели воды.

4. biofile.ruБиология10647.html. Органолептические показатели воды.

5.helpiks.org›2-45215.html.Органолептические показатели воды.

25

Просмотров работы: 2104