Введение
Тема исследования: не будет пчелы – не будет и человека.
Актуальность исследования: мой старший брат стал заниматься разведением пчёл с 10 лет. Прошлым летом он попросил меня помочь ему на пасеке. Однажды во время работы Даниил сказал: «Не будет пчелы – не будет и человека!». Меня это очень заинтересовало. Я решил изучить жизнь пчёл и больше узнать о пользе пчёл для человека.
Цель исследования: Изучение жизни пчёл и их роли в жизни человека.
Задачи исследования:
Провести наблюдение за жизнедеятельностью пчёл.
Провести анкетирование сверстников с целью определения уровня знаний учащихся о пчелах и о пользе продуктов пчеловодства.
Изучить литературу, обосновать важность изучения жизни пчёл и свойств продуктов пчеловодства.
Гипотеза исследования: Там, где есть медоносные пчёлы, благополучнее среда обитания для человека.
Объект исследования: пчёлы.
Глава 1.
Пчёлы – что мы о них знаем?
История пчеловодства
Пчеловодство имеет тысячелетнюю историю, а пчёлы являются древнейшими обитателями нашей планеты.
В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли гнёзда. Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл - борти: выбирали дуплистые брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Со временем, по мере сокращения площади лесов, на смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках: в деревянных колодах, похожих по устройству на борти.
Настоящий прорыв в пчеловодстве был связан с изобретением разборного рамочного улья, в который легко можно было проникнуть, сняв крышку улья, и в котором были установлены выдвижные рамки для сотов.
Организация жизни в пчелиной семье
Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. Когда пчела-матка становится старой, то пчёлы удаляют её из улья. Также из улья изгоняются трутни, когда они уже больше не нужны пчелиной семье, так как они ничего не делают, а только поедают готовый мёд.
Пища пчелиной семьи
Для питания пчёл, как и других животных, нужны белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Все эти вещества пчёлы находят в цветках растений. Собирая нектар, они получают углевод—сахар. Цветочная пыльца богата белками, жирами, витаминами. Минеральные соли содержатся и в нектаре, и в пыльце.
Пчелы собирают нектар в период их цветения, приносят в улей и перерабатывают в мёд, которым также питаются.
Кроме нектара, пчелы иногда собирают так называемую падь — сладкую жидкость, появляющуюся временами в большом количестве на многих растениях.
Сложенная в ячейки сотов и переработанная пыльца называется пергой, которую очень любят пчёлы.
Из ручьев, луж, болот и других естественных больших и малых водоемов пчёлы берут воду или собирают ее на влажной почве, например, около колодцев. Некоторые пчеловоды приучают пчёл брать воду из общих поилок, поставленных на пасеке.
Продукты пчеловодства
Прополис - это пчелиный клей, которым пчёлы заделывают щели в улье, сокращают леток при наступлении холодной погоды и полируют ячейки сотов, где хранится мёд, цветочная пыльца и развиваются личинки. Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчёлами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки.
Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчёл, весьма древнее целебное средство, успешно выдержавшее испытание временем. Пчелиный воск – твёрдое вещество с приятным медовым запахом и с однородной кристаллической структурой. Воск вырабатывается особыми восковыми железами, расположенными на нижней стороне брюшка рабочей пчелы. Выделяют его только молодые пчелы.
Перга – продукт, который пчелы готовят из пыльцы.
Забрус- это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов.
Мумие - продукт дикой медоносной пчелы, применявшийся в народной медицине с древних времен.
Мёд – это непросто вкусная вещь, но и углевод, который наиболее эффективно усваивается организмом до и после физических нагрузок. Мёд содержит почти все микроэлементы. В мёде найдены природные антибиотики, что определяет его важность в борьбе с болезнетворной микрофлорой.
Полезные свойства продуктов пчеловодства
Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность, а именно:
Стимулируют функцию внутренних органов;
Обладают бактерицидным, противовоспалительным и противомикробным действием;
Являются источником энергии;
Нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта;
Усиливают обмен веществ в организме;
Являются универсальными противопростудными средствами;
Обладают потогонным действием;
Являются прекрасным профилактическим средством стоматитов;
Оказывают успокаивающее действие н нервную систему, нормализуют сон;
При наружном применении обеззараживают, убивают всех микробов.
Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. И после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.
Роль пчелы в природе и в жизни человека
Пчёлы — частица живой природы. Эти насекомые опыляют многие растения, а именно: дикорастущие цветы, деревья, кустарники, ягодники, растения сада и огорода. Тем самым повышают урожай, который необходим живым существам.
Если бы пчёлы исчезли, то сократились или исчезли бы с лица Земли многие растения. А значит, сократилась или исчезла бы кормовая база для птиц, муравьёв, людей. Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 года».
Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека.
Кроме того, пчеловодство – идеальное проведение свободного времени. Это и источник открытий, и духовное развитие человека, и материальный доход (продукты пчеловодства).
Глава 2.
Практическая часть
В анкетировании приняли участие 25 учеников 2-ого класса. Каждому из них предлагалось ответить на 9 вопросов о жизни пчёл и о пользе продуктов пчеловодства. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство учащихся 2-ого класса относятся к пчёлам положительно, хотя 50% опрошенных боятся этих насекомых; все знают, как себя вести с пчёлами, осознают полезность пчёл для природы и человека. Но наряду с этим, малая часть опрошенных знакома с продуктами пчеловодства и их пользой для человека. Следовательно, необходимо изучение жизни пчёл и продуктов их жизнедеятельности с целью сохранения здоровья человека.
Заключение
В процессе исследовательской работы было проведено наблюдение за пчёлами на домашней пасеке (приложение 1), изучена научная литература о жизни пчёл и их роли в природе и жизни человека. Был составлен тест-опросник, направленный на исследование уровня знаний учащихся 2-ого класса о пчёлах (приложение 2). Были проанализированы результаты опроса и сделаны соответствующие выводы (приложение 3).
Исследовательская работа заинтересовала меня. Много полезного я узнал из источников информации. Это и история пчеловодства, и какими целебными свойствами обладает мёд и другие продукты, производимые пчёлами. Любой человек, который хоть раз занимался пчёлами, не может остаться равнодушным к этим удивительным животным.
Многие тайны, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, чтобы он осознал необходимость бережного отношения к природе. Ведь это маленькое трудолюбивое и мудрое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье.
Список литературы и источники информации
Ольга Зайцева «Пасека на участке». Серия энциклопедия дачной жизни Том 16. ООО «Издательство дом «Вкусный мир». Санкт-Петербург 2013год.
В. И. Головнев «Азбука пчеловода». Популярная энциклопедия. –Мн. Парадокс, 2000год. Серия (Поле чудес: хобби).
Словарь - Справочник пчеловода. Гос. издательство сельскохозяйственной литературы Москва 1955год. Составитель: Н.Ф. Федосов.
Я познаю мир: дет. энциклопедия: экология/ авт.- сост. А.Е.Чижевский. – М.:ООО «Издательство Астель», 2003.
Я.А. Цингер «Занимательная зоология». Очерки и рассказы о животных. Учпедгиз, 1963.
http://assistant.i-teach.ru
http://nsportal.ru
Приложение 1.
Наблюдение за пчёлами на домашней пасеке
Фото 1
Домашняя пасека
Фото 2
Наблюдение за устройством улья и расселением в нём пчёл
Фото 3
Наблюдение за пчелиной семьёй и образованием маточника
Фото 4
Работа на пасеке с использованием дымаря
Фото 5
Подготовка к сбору рамок с мёдом.
Фото6
Выкачивание мёда из рамки
Приложение 2.
Тест для учащихся.
1. Как Вы относитесь к пчёлам?
a) они мне нравятся,
б) они мне не нравятся,
в) я их просто боюсь,
г) мне всё равно
2. Чем пчёлы полезны для природы?
а) они защищают лес от вредителей
б) своими укусами они сокращают количество хищников
в) они помогают размножению растений (опыляя их)
г) они бесполезны для природы
3. Что следует делать при встрече с пчёлами?
а) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их
б) начать тихо жужжать,
в) замереть на месте
г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчелы любят сильные запахи
4. Какие духи особенно любят пчёлы?
а) цветочные,
б) фруктовые,
в) тяжелые мускусные
г) они не переносят искусственных запахов
5. К чему относится пчеловодство?
а) к цветоводству,
б) к растениеводству,
в) к животноводству
г) к садоводству
6. Какие продукты не относятся к продуктам пчеловодства?
а) нектар,
б) маточное молочко,
в) прополис,
г) воск
7. Какой продукт пчеловодства входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов?
а) нектар,
б) маточное молочко,
в) прополис,
г) воск
8. Под влиянием какого продукта пчеловодства усиливается минеральный обмен, ускоряется заживление переломов костей?
а) нектар,
б) мумие,
в) прополис,
г) воск
9. Какие факторы являются пагубными для пчёл?
а) загрязнение окружающей среды,
б) обработка полей средствами против насекомых-вредителей,
в) сокращение площадей медоносных лугов,
г) воздействие излучения мобильных телефонов.
Приложение 3.
Анализ результатов опроса
Диаграмма 1
Отношение к пчёлам
Большая часть опрошенных положительно ответили на вопрос «Как вы относитесь к пчёлам?». Однако также большая часть детей их боится. Среди опрошенных только 1 человек, которому не нравятся эти насекомые, и 1 человек, которому они безразличны.
Диаграмма 2
Знание пользы пчёл для природы
Большинство респондентов знают, что пчёлы помогают размножению растений, опыляя их.
Диаграмма 3
Знание правил поведения рядом с пчёлами
Почти все ученики знают, что при встрече с пчёлами необходимо замереть на месте. Только 1 человек затруднился ответить на этот вопрос.
Диаграмма 4
Уровень знаний о пчелиных предпочтениях
Большинство опрошенных ошибочно считают, что пчёлы любят запах духов. Всего 6 учеников знают о том, что пчёлы не переносят искусственных запахов.
Диаграмма 5
Уровень знаний о пчеловодстве, как отрасли сельского хозяйства
Большая часть учеников ошибочно считают, что пчеловодство относится к цветоводству и садоводству. Всего 5 человек знают, что пчеловодство относится к животноводству.
Диаграмма 6
Знание продуктов пчеловодства
Половина опрошенных считают, что нектар не является продуктом пчеловодства. Это говорит о том, что многие знают продукты, которые делают пчёлы.
Диаграмма 7
Знание пользы продуктов пчеловодства для человека
Из всех опрошенных только один человек отметил все продукты пчеловодства, которые используются в косметологии и медицине. Остальные выбирали один или два ответа.
Большинство респондентов правильно отметили продукт пчеловодства, который ускоряет заживление переломов костей – это мумие.
Диаграмма 8
Знание негативных факторов для жизни пчёл
Только один человек из опрошенных верно определил, что все предложенные варианты ответов являются негативными факторами для жизни пчёл.