ВВЕДЕНИЕ
Оптимальное сочетание параметров микроклимата является основным требованием, которое обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека.
Микроклимат определяется действующими на организм человека показателями температуры, влажности и скорости движения воздуха и оказывает огромное влияние на состояние организма человека в целом, на его здоровье, самочувствие и работоспособность.
Обеспечить нормальное самочувствие можно лишь при условии сохранения температурного баланса организма, достигаемого за счет работы системы терморегуляции, а также деятельности других функциональных систем.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов современных санитарных правил и норм необходимо для каждого ученика и педагога, т. к. несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь к нарушению самочувствия, работоспособности учащихся и вызвать различные заболевания.
Для того, чтобы ученик чувствовал себя хорошо, очень важно поддерживать комфортный микроклимат.
Тема исследования выбрана не случайно, т.к. мы ученики проводим в школе значительную часть своего времени (от 6 до 7 часов), и наше обучение происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. Меня заинтересовало, соответствует ли микроклимат учебных кабинетов нашей школы санитарно – гигиеническим требованиям.
Чтобы ответить на данный вопрос, я изучила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые вступили в силу 1 сентября 2011 года. Из документа я узнала, что существуют определённые санитарно – гигиенические нормы, предъявляемые к школьным кабинетам (приложение 1-5) [4]1. Далее было проведено исследование, направленное на изучение микроклимата кабинетов школы и сравнение полученных данных с санитарно-гигиеническими нормами.
Объект исследования: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: учебные кабинеты.
Цель работы: комплексная оценка санитарно - гигиенического состояния учебных кабинетов.
Гипотеза: если микроклимат учебных кабинетов не соответствует требованиям СанПиН, то самочувствие и работоспособность учащихся снижаются.
Задачи:
Изучить санитарно - гигиенические требования к учебным кабинетам, подобрать и изучить методику, необходимую для оценки санитарно-гигиенического состояния помещения.
Организовать опытно-экспериментальное исследование основных параметров микроклимата кабинетов.
Провести тестирование среди учащихся пометодике «Корректурная проба» (для оценки работоспособности на проверку устойчивости внимания).
Проанализировать полученные данные.
Методы исследования: лабораторный эксперимент, наблюдения, опрос, факторный анализ.
Практическая значимость: анализ санитарно - гигиенических условий позволит улучшить уровень комфортности школьных помещений, повысить работоспособность учителей и учащихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬМИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ
Микроклимат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. Параметрами микроклимата, при которых выполняет работу человек и от которых зависит теплообмен между организмом человека и окружающей средой, являются температура окружающей среды, скорость движения воздуха и влажность (относительная) воздуха [1]2.
ВЛИЯНИЕ МИКРОКЛИМАТА НА САМОЧУВСТВИЕ
Влияние микроклимата на самочувствие человека значимо и существенно, а переносимость температуры во многом зависит от скорости движения и влажности окружающего воздуха - чем выше показатель относительной влажности, тем быстрее наступает перегрев организма.
Температура воздуха оказывает существенное влияние на самочувствие человека. Низкая температура вызывает охлаждение организма и может способствовать возникновению простудных заболеваний. При высокой температуре возникает перегрев организма, что ведет к повышенному потоотделению и снижению работоспособности. Ученик теряет внимание.
Влажность воздуха также влияет на теплообмен в организме человека. Она оценивается относительной влажностью, т.е. отношением содержания водяных паров в одном метре кубическом воздуха к их максимально возможному содержанию в процентах.
Сырой холодный воздух увеличивает теплоотдачу и способствует простудным заболеваниям.
Сырой теплый воздух препятствует теплоотдаче и испарению. Сухость воздуха вызывает чрезмерное высыхание кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Вместимость учебных кабинетов первоначально определяет уровень комфортности для ученика и количество воздуха, которое обеспечивает нормальное функционирование организма одного ученика.
Размеры школьной мебели, учебных кабинетов существенно влияют на здоровье школьников. Для формирования правильной осанки кабинеты снабжены рабочими местами для обучающихся, в соответствии с их ростом. На каждом уроке учителя следят за правильной рабочей позой ученика за школьной партой. Для снятия локального утомления на уроках проводятся физкультурные минутки. В кабинетах начальных классов используют для смены видов деятельности конторки, а также одноместные парты для индивидуальной работы.
Неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса причин, где не последнее место отводится мебели и кабинетам. Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, асимметрии плечевого пояса не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.
Расстановка мебели и её качество напрямую влияют на состояние воздуха в помещении (загрязнение, циркуляцию), её цвет - на общий дизайн и естественное освещение. Правильно подобранная мебель способствует сохранению работоспособности и сохранению здоровья школьника.
Пыль - это микрочастицы, образовавшиеся при разрушении кирпича, бетона, мела, извести; также лаков, красок, древесины, полимеров. Очень мелкие пылинки, попав на слизистые оболочки носа и легочных пузырьков, могут вызвать аллергические реакции, ринит и бронхиальную астму [2]3.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬОбследование учебных кабинетов на соответствие СанПиН проводилось по следующим параметрам: площадь помещения; школьная мебель; температурный режим; относительная влажность воздуха; внутренняя отделка учебных кабинетов; измерение радиационного фона учебных кабинетов.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗМЕРОВ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Методы исследования: измерение длины, ширины и вычисление площади, сравнение с данными СанПиН и анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов: определялась площадь в перерасчете на одного учащегося, путем деления данных на количество посадочных мест.
Формула для вычисления площади кабинета: S=а*в (м2)
Формула для вычисления площади приходящейся на 1 ученика: Sуч = S0 : n (м2), где n-количество посадочных мест, S0 - площадь кабинета
Таблица 1. Определение полезной площади учебного кабинета
№ п/п |
кабинет |
длина, м |
ширина, м |
площадь, м2 |
площадь на одного ученика, м2 |
результат на соответствие |
норма |
8-9 |
5,7-6,2 |
50 |
1,25-2,5 |
||
|
физики |
11,6 |
5,5 |
64 |
2,7 доп-мо |
соответствует |
|
географии |
9,9 |
5,85 |
58 |
2,2 |
соответствует |
|
ин. языка |
9,25 |
5,85 |
54 |
2,0 |
соответствует |
|
технологии |
8,65 |
5,85 |
51 |
1,9 |
соответствует |
|
химии |
9,85 |
5,45 |
54 |
2,0 |
соответствует |
|
информатики |
7 |
5,7 |
40 |
1,5 |
соответствует |
|
истории |
8,75 |
5,5 |
48 |
1,8 |
соответствует |
|
рус. языка |
8,5 |
5,8 |
49 |
1,8 |
соответствует |
|
биологии |
8,5 |
5,8 |
49 |
1,8 |
соответствует |
|
ОБЖ |
8 |
5,76 |
46 |
1,8 |
соответствует |
Вывод: площадь на одного учащегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
ИЗУЧЕНИЕ РАССТАНОВКИ ШКОЛЬНЫХ ПАРТ
Метод исследования: визуальный осмотр, сравнение с санитарными нормами.
Порядок выполнения работы и обработки результатов: оценивалось правильность расстановки в кабинете школьных парт.
Таблица 2. Оценка на соответствие СанПиН школьной мебели
Показатели |
норматив |
кабинет физики |
кабинет географии |
кабинет химии |
кабинет истории |
кабинет рус. Языка |
кабинет биологии |
кабинет ОБЖ |
Расстояние от 1-й парты до доски |
2,4-2,7 м |
3,0 |
2,4 |
2,7 |
2,4 |
2,45 |
2,45 |
2,0 |
Расстояние от последней парты до доски |
6-9 м |
9,0 |
7,5 |
6 |
7 |
7,0 |
7 |
6,7 |
Расстояние от последней парты до задней стены |
0,7 м |
0,9 |
0,7 |
3,2 |
1,8 |
2,0 |
0,68 |
07 |
Расстояние от 1го ряда до наружной стены |
0,5-0,7 м |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,65 |
0,7 |
Расстояние между рядами |
0,6 м |
1,0 |
0,7 |
0,65 |
1,0 |
0,9 |
0,58 |
0,6 |
Результат на соответствие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: расстановка школьной мебели соответствует нормативным показателям.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА КАБИНЕТА
Методы исследования: измерения температуры, сравнение с данными СанПиН и анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов: для определения температуры воздуха в исследуемых кабинетах проводилось по три замера с помощью термометра: температура у наружной стены, в центре помещения, температура внутреннего угла. Средняя температура воздуха вычислялась по формуле: t= (t1+t2+t3):3, где t- средняя температура, t1-температура у наружной стены; t2- температура в центре помещения; t3- температура внутреннего угла комнаты, Т – средняя температура.
Таблица 3. Определение температурного режима кабинета
Кабинет |
t1 |
t2 |
t3 |
T |
Соответствие стандарту |
ОБЖ |
23 |
22 |
21 |
22 |
соответствует |
физики |
23 |
24 |
22 |
23 |
соответствует |
географии |
25 |
24 |
23 |
23,7 |
соответствует |
ин.языка |
26 |
24 |
22 |
24 |
соответствует |
химии |
24 |
23 |
24 |
23,6 |
соответствует |
технологии |
25 |
25 |
25 |
25 |
Не соответствует |
информатики |
23 |
24 |
22 |
23 |
соответствует |
истории |
26 |
26 |
25 |
25,7 |
Не соответствует |
рус.языка |
24 |
25 |
23 |
24 |
соответствует |
биологии |
22 |
22 |
21 |
21,7 |
соответствует |
Вывод: температурный режим в кабинетах соответствует нормам СанПиН, за исключением кабинетов истории и технологии, где температура воздуха выше нормы.
ОЦЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
Методы исследования: измерения влажности воздуха, сравнение с данными СанПиН и анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов: для определения относительной влажности воздуха использован школьный гигрометр ВИТ -2.
Таблица 4. Замеры относительной влажности воздуха в кабинете
Кабинет |
09.00 |
12.00 |
15.30 |
Среднее значение |
Относ-ная влажность |
Соответствие стандар ту |
||||||||
сух |
влаж |
сух |
влаж |
сух |
влаж |
сух |
влаж |
|||||||
ОБЖ |
20 |
17 |
20,5 |
17 |
21 |
17,5 |
20 |
17 |
60% |
соотв. |
||||
физики |
23 |
18 |
26 |
18 |
25 |
20 |
24 |
18 |
52 % |
соотв. |
||||
геогр-и |
22 |
17 |
23 |
18 |
25 |
18 |
24 |
17 |
42% |
соотв. |
||||
ин.языка |
23 |
18 |
26 |
18 |
26 |
20 |
24,3 |
18 |
51% |
соотв. |
||||
химии |
24 |
20 |
26 |
20,5 |
25,5 |
21 |
25,2 |
20,5 |
63% |
не соотв. |
||||
тех-логии |
23 |
19 |
24 |
20 |
25 |
21 |
24 |
20 |
66% |
не соотв. |
||||
инфр-ки |
21 |
17 |
20 |
16 |
22 |
18 |
21 |
17 |
64% |
не соотв. |
||||
истории |
25 |
19 |
26 |
19 |
26 |
20 |
25,7 |
19,3 |
49% |
соотв. |
||||
рус.языка |
23 |
20 |
24 |
21 |
25 |
21 |
24 |
20 |
66% |
не соотв. |
||||
биологии |
25 |
21 |
27 |
22 |
26 |
22 |
26 |
21 |
60% |
соотв. |
Вывод: относительная влажность воздуха в кабинетах технологии, информатики, химии, русского языка не соответствуют нормам СанПиН, в данных кабинетах влажность выше нормы. Вследствие этого, повышенная влажность воздуха затрудняет испарение влаги с поверхности кожи и легких, что ведет к ухудшению состояния человека и снижению работоспособности.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКИ
УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Методы исследования: визуальный осмотр, беседа.
Порядок выполнения работы: производился визуальный осмотр помещений и беседа с зав. кабинетами. Давалась характеристика внутренней отделки помещения по следующим параметрам: цвет стен на соответствие цветовых гамм, пол, окраска мебели, классной доска и окон, наличие штор.
Таблица 5. Оценка внутренней отделки учебных кабинетов
Кабинет |
Окраска стен |
Окраска полов |
Окраска мебели |
Доска |
Окна |
Шторы |
Соответствие СанПиН |
ОБЖ |
Светло-сиреневые |
линолеум |
Темно-серый |
черный |
Деревянные, белые |
тюль |
Соотв. за исключ цвета доски |
физики |
Светло-зеленые |
линолеум |
Натуральный бук |
3створч, магнитная темно-зеленая |
пластиковые |
Жалюзи бело-зеленые |
Соответст вует |
географии |
Светло-зеленые |
линолеум |
голубой |
3створч, магнитная темно-зеленая |
пластиковые |
Жалюзи сине-бежевые |
Соответст вует |
ин. языка |
Светло-зеленые |
линолеум |
белый |
зеленая |
пластиковые |
Жалюзи бежево-голубые |
Соответст вует |
химии |
бежевые |
линолеум |
Натуральный бук |
зеленая |
Пластиковые |
тюль |
Соответст вует |
технологии |
Светло-розовые |
линолеум |
Светлый орех |
Передвижная, темно-зеленая |
пластиковые |
- |
соответствует |
информатики |
Светло-розовые |
линолеум |
Светлый орех |
Магнитная, маркерная белая |
Деревянные, белые |
Жалюзи тем но-бордовые |
Соответст вует |
истории |
бежевые |
линолеум |
Бежево-розовый |
Темно-зеленая |
Деревянные, белые |
тюль |
Соответст вует |
русского языка |
Светло-зелено-голубые |
линолеум |
зеленый |
3створчатая, магнитная темно-зеленая |
Деревянные, белые |
Жалюзи бежево-голубые |
Соответст вует |
биологии |
белые |
линолеум |
Белые столы, светлый орех стулья |
Светло-зеленая |
Деревянные, белые |
тюль |
Соответст вует |
Вывод: внутренняя отделка большинства учебных кабинетов благоприятно влияет на самочувствие школьников, уменьшает физическое напряжение и соответствует санитарно – гигиеническим нормам, кроме кабинета ОБЖ, в котором доска покрашена в черный цвет, что недопустимо по СанПиН.
ОЦЕНКА РАДИАЦИОННОГО ФОНА УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
Методы исследования: проведение замеров доз, анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов:
Исследование радиационного фона проводились с использованием прибора дозиметрSOEKS «Defender».
Таблица 6. Исследование радиационного фона кабинетов
Протокол исследования общественных помещений № 1 от 16.11.2016 г |
|
Адрес: с. Унер, ул. Школьная, 13 А, МКОУ Унерская СОШ |
|
помещение: кирпичное |
№ п/п |
Контрольная точка |
мощность эквивалентной дозы мкЗв/ч |
мощность экспозиционной дозы Р/ч |
|||
№1 |
№2 |
Среднее значение |
||||
|
Кабинет 1-02 ОБЖ |
0,24 |
0,12 |
0,23 |
18 |
|
|
Кабинет 2-08 (физики) |
0,19 |
0,14 |
0,17 |
17 |
|
|
Лаборатория 2-08 |
0,16 |
0,12 |
0,14 |
14 |
|
|
Кабинет 2-07 (географии) |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
12 |
|
|
Кабинет 2-05 (технология) |
0,16 |
0,11 |
0,14 |
14 |
|
|
Кабинет 2 - 09 (химии) |
0,21 |
0,22 |
0,23 |
23 |
|
|
Лаборатория 2- 09 |
0,14 |
0,22 |
0,18 |
18 |
|
|
Кабинет 3-08 (биологии) |
0,23 |
0,17 |
0,20 |
20 |
|
|
Лаборатория |
0,16 |
0,25 |
0,21 |
21 |
|
|
Кабинет 3-07 (рус.языка) |
0,24 |
0,21 |
0,23 |
23 |
|
|
Кабинет 3-02 (истории) |
0,23 |
0,12 |
0,18 |
18 |
|
|
Кабинет 3-03 (информатики) |
0,19 |
0,14 |
0,17 |
17 |
|
Средняя мощность |
18 |
Вывод: при исследовании радиационного фона в кабинетах не обнаружено источников радиоактивного излучения, мощность дозы которых превышала бы гигиенические нормы.
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (Тест Бурдона)[3]4.
Для оценки работоспособности учащихся в нашей школе был проведен тест на проверку устойчивости внимания, работы зрительного анализатора в кабинетах с различными параметрами микроклимата в ноябре в разное время с участием желающих учащихся. Приняли участие 27 учеников в возрасте от 13-18 лет: учащихся 7 класса - 3 ученика (кабинет истории), 8 класса – 6 учащихся (кабинет химии), 9 класса – 11 учащихся (кабинет географии), 11 класса – 7 учащихся в возрасте 17 лет (кабинет физики).
Цель: исследование степени устойчивости и концентрации внимания.
Таблица 7. Протокол исследования оценки устойчивости внимания
№ п/п |
ФИ учащегося, класс |
класс |
время |
Показатели |
Интегральный показатель устойчивости внимания (А) |
Характеристика уровня устойчивости внимания |
||||||||
Количество просмотренных за 10 мин, букв |
Продуктивность (В) |
Количество правильно вычеркнутых букв |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
Точность выполнения задания, % |
Оценка точности, баллы (С) |
Допущенных ошибок (норма 10-15) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
1 |
Андропов Р. |
9 |
09.00 |
1694 |
4 |
131 |
146 |
90 |
9 |
15 |
13 |
ВС |
||
2 |
Галаган Е. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
131 |
146 |
90 |
9 |
14 |
15 |
ВС |
||
3 |
Гук Иван |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
142 |
146 |
97 |
17 |
4 |
23 |
В |
||
4 |
Евдокимова А. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
135 |
146 |
92 |
11 |
11 |
17 |
В |
||
5 |
Кашперская А. |
9 |
09.00 |
1700 |
4 |
111 |
146 |
76 |
1 |
13 |
5 |
НС |
||
6 |
Пшибес А. |
9 |
09.00 |
1857 |
5 |
131 |
146 |
90 |
9 |
15 |
14 |
ВС |
||
7 |
Пшибес К. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
130 |
146 |
89 |
8 |
16 |
14 |
ВС |
||
8 |
Пурчельянов В. |
9 |
09.00 |
1650 |
4 |
133 |
146 |
91 |
10 |
13 |
14 |
ВС |
||
9 |
Пурчельянова В. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
136 |
146 |
93 |
12 |
10 |
18 |
В |
||
10 |
Прядун Д. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
129 |
146 |
88 |
7 |
17 |
13 |
ВС |
||
11 |
Сенченко М. |
9 |
09.00 |
2000 |
6 |
120 |
146 |
82 |
2 |
26 |
8 |
С |
||
12 |
Воробьев И. |
8 |
12.24 |
2000 |
6 |
119 |
146 |
82 |
2 |
27 |
8 |
С |
||
13 |
Масальская Алена |
8 |
12.24 |
2000 |
6 |
112 |
146 |
77 |
1 |
35 |
7 |
НС |
||
14 |
Никитина А. |
8 |
12.24 |
2000 |
6 |
139 |
146 |
95 |
15 |
8 |
21 |
В |
||
15 |
Попович И. |
8 |
12.24 |
2000 |
6 |
87 |
146 |
60 |
1 |
59 |
7 |
НС |
||
16 |
Сяткина Д. |
8 |
12.24 |
2000 |
6 |
135 |
146 |
92 |
11 |
11 |
17 |
В |
||
17 |
Шведас Е. |
8 |
12.24 |
1794 |
5 |
126 |
146 |
86 |
5 |
4 |
10 |
С |
||
18 |
Агафонов А. |
11 |
12.55 |
800 |
3 |
54 |
146 |
37 |
1 |
2 |
4 |
НС |
||
19 |
Белоножкина И. |
11 |
12.55 |
2000 |
6 |
139 |
146 |
95 |
15 |
7 |
21 |
В |
||
20 |
Григорьева А. |
11 |
12.55 |
1600 |
4 |
108 |
146 |
74 |
1 |
9 |
5 |
НС |
||
21 |
Гаммершмидт С. |
11 |
12.55 |
1900 |
6 |
139 |
146 |
95 |
15 |
0 |
21 |
В |
||
22 |
Кремкова В. |
11 |
12.55 |
2000 |
6 |
135 |
146 |
92 |
11 |
11 |
17 |
ВС |
||
23 |
Межекова Е. |
11 |
12.55 |
1361 |
3 |
97 |
146 |
66 |
1 |
4 |
4 |
НС |
||
24 |
Масолова Е. |
11 |
12.55 |
2000 |
6 |
133 |
146 |
91 |
10 |
13 |
16 |
В |
||
25 |
Жулин С. |
7 |
14.45 |
2000 |
6 |
124 |
146 |
85 |
4 |
22 |
10 |
С |
||
26 |
Самигулин А. |
7 |
14.45 |
2000 |
6 |
92 |
146 |
63 |
1 |
54 |
7 |
НС |
||
27 |
Кузьниченко В. |
7 |
14.45 |
2000 |
6 |
124 |
146 |
85 |
4 |
22 |
10 |
С |
Вывод: в учебных кабинетах условия для обучения учеников благоприятны и гарантируют эффективную концентрацию внимания и восприятие информации, за исключением кабинетов истории, химии, технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе проведения работы узнала, что существуют определённые санитарно – гигиенические нормы, предъявляемые к учебным кабинетам.
В результате обследования санитарно – гигиенического состояния школьных кабинетов я пришла к выводу:
площадь помещения – соответствует нормам СанПиН;
школьная мебель – соответствует нормам СанПиН;
температурный режим – соответствует нормам СанПиН, за исключением единичных кабинетов;
относительная влажность воздуха – соответствует нормам СанПиН, за исключением единичных кабинетов;
внутренняя отделка учебных кабинетов – соответствует нормам СанПиН;
измерение радиационного фона – соответствует нормам СанПиН.
в учебных кабинетах условия для обучения учеников благоприятны и гарантируют эффективную концентрацию внимания и восприятие информации, за исключением кабинетов истории, химии, технологии.
Чтобы снизить отрицательные параметры на здоровье учащихся, советую соблюдать режим проветривания кабинета с целью сохранения благоприятного микроклимата.
Выдвинутая мною гипотеза: если микроклимат школьных кабинетов не соответствует требованиям СанПиН, то самочувствие и работоспособность учащихся снижаются - по результатам наших исследований параметров микроклимата учебных кабинетов и проведения тестирования с учащимися частично подтвердилась.
Работа была представлена:
на школьной НПК – 1 место,
на районной НПК – 2 место, вышла в отборочный краевой молодежный форум «научно-технический потенциал Сибири».
Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг» Учебно-методическое пособие – под ред. – М.: АГАР, 2000 г.
Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.–383с
Дублянский В. М., Соцкова Л. М./ «Методики микроклиматических исследований»/ 1981г.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) – URL: http://www.school.edu.ru.
1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) – URL: http://www.school.edu.ru.
2 Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг» Учебно-методическое пособие – под ред. – М.: АГАР, 2000 г.
3 Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.–383с
4 Дублянский В. М., Соцкова Л. М./ «Методики микроклиматических исследований»/ 1981г.