Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество. Это вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, фиксируется увеличение количества конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и возможные факторы ее провоцирования. В практической части провели исследования, направленные на изучение проявлений агрессии у девиантных подростков.
Объект исследования: подростковая агрессия.
Предмет исследования: агрессия как личностное образование в старшем подростковом возрасте.
Цель: изучение особенностей проявления агрессии у девиантных подростков.
Задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Провести эмпирическое исследования агрессивности личности подростков (с группой «риска»).
Выявить гендерные различия.
Гипотеза:на протяжении старшего подросткового возраста агрессия выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Методы исследования:
Проективная методика исследования личности Э. Вагнера «Тест руки» (Hand Test)
Опросник Казанцевой Г.Н. (самооценка)
Глава 1. Проявления агрессии у девиантных подростков
1.1. Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. deviatio, буквально "отклонение от дороги") поведением понимаются:
Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
«Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
1.2. Факторы, определяющие склонность подростков кдевиантному поведению
1. Биосоциальный- влечение к противоположному полу, стремление удовлетворить половую потребность.
2. Средовой - влияние друзей, знакомых нарушение эмоционального контакта с родителями, невозможность откровенных бесед.
3. Социально-психологический- потребность в эмоциональной близости.
4. Социальной дезадаптации- последствия нарушенной социальной адаптации, сужение круга знакомств до асоциальной компании, праздное времяпрепровождение, отказ от учебы и трудовой деятельности.
5. Нравственно-этический - диссоциация нравственных установок.
6. Реакция эмансипации - стремление стать взрослее, завоевать уважение.
7. Неблагополучная семья - воспитание в условиях деформированной и неполной семьи.
Средовой фактор отражает действие на подростка различных компонентов микро социальной среды. Наибольшую нагрузку несет здесь влияние негативной компании. Попадая под ее влияние, подросток быстро усваивает присущие ей способы проведения свободного времени.
Одним из средств, облегчающих достижение эмоционального контакта со сверстниками, является употребление подростком спиртных напитков. Характерно также то, что раннее начало половой жизни взаимосвязано с отсутствием авторитета родителей, судимостью кого-либо из членов семьи.
Четвертый фактор, получивший название фактор социальной дезадаптации, концентрирует в себе характеристики поведения подростков, которые говорят о нарушении процесса социализации личности, включает признаки, показывающие легко выраженную степень нарушения социализации подростков, и говорит об усилении их конфронтации с окружающими.
Нравственно-этические факторы (5-й компонент) дополняют друг друга, объясняют действие первых четырех. Они говорят о диссоциации нравственных идеалов у большинства трудных подростков.
Фактор реакции эмансипации в определенных случаях является способом приобретения независимости, статуса взрослого человека, позволяет приобрести уважение среди друзей и сверстников.
Не меньшая нагрузка возложена на нарушение эмоционального контакта с родителями. Отчуждение в отношениях с отцом и матерью заставляет подростков удовлетворять потребность в эмоциональном контакте в среде сверстников либо лиц старшего возраста. Нарушение доверительных взаимоотношений с родителями сильно затрудняет воспитание детей и делает почти невозможным решение такого деликатного и сложного вопроса, как половое воспитание и просвещение.
В неполных, а также деформированных, то есть в неблагополучных семьях создаются дополнительные трудности в воспитании ребенка: гиперопека, относительный дефицит эмоционального общения, затруднение идентификации половых ролей и др. В связи с этим девушки из неполных семей значительно быстрее поддаются социальным влияниям.
1.3. Понятие агрессии
В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка). В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющееся определение можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно. В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения. Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
1.4. Социальные условия, способствующие закреплению агрессии.
Подросток в семье.
Всё более очевидным становятся дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания, от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний.
Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании; излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.
Ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
Ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Уровни родительских отношений:
1. Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми.
2. Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.
3.Угождание капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль его поведения. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.
4. Доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.
Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности.
Подросток в группе сверстников.
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, имеют некоторые общие черты. К ним относится бедность и примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития.
Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках.
Для подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростков с определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательства своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой
Глава 2. Психологическое исследование личностидевиантного подростка
Анализ полученных результатов
Были проведены исследования по методу Э. Вагнера и опроснику
Г.Н. Казанцевой. Были получены следующие результаты:
Таблица 1
Показатели агрессивности, группа «риска», 2016 г.
Испытуемые |
Возраст |
Показатель агрессивности |
|||
Кол-во чел |
% |
Ср. Знач. |
Кол-во чел. |
% |
|
Девочки |
10 |
47,5 |
14,2 г |
4 |
40 |
Мальчики |
11 |
52,5 |
14 |
7 |
63, 63 |
Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности.
Таблица 2
Показатели агрессивности, группа «риска», 2017 г.
Испытуемые |
Возраст |
Показатель агрессивности |
|||
Кол-во чел |
% |
Ср. Знач. |
Кол-во чел. |
% |
|
Девочки |
10 |
47,5 |
15,8 |
5 |
50 |
Мальчики |
11 |
52,5 |
15,6 |
5 |
45,45 |
Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности.
Диаграмма 1
Сравнительная диаграмма. Показатели агрессивности группы «риска»
Анализ результатов: за период с 2016 по 2017 гг. процент «агрессивных» девочек вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. Процент «агрессивных» мальчиков снизился с 63,63% до 45,45%.
Насыщенность категорий
Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых подростков группы «риска» за 2016 и 2017 гг. Три наиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.
Таблица 3
Насыщенность категорий, группа «риска», 2016 год
Категории |
Девочки |
Мальчики |
Агрессивность |
11% |
9 % |
Директивность |
21% |
29% |
Страх |
1% |
- |
Эмоциональность |
2 % |
7 % |
Коммуникация |
18 % |
13 % |
Зависимость |
- |
1 % |
Демонстративность |
12 % |
4 % |
Активность |
27 % |
27 % |
Пассивность |
1% |
1 % |
Описание |
6 % |
7 % |
Насыщенность категорий. Группа «риска». 2016 г.
Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация. При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.
Таблица 4
Насыщенность категорий, группа «риска», 2017 год
Категории |
Девочки |
Мальчики |
Агрессивность |
11 % |
9 % |
Директивность |
21 % |
24 % |
Страх |
2 % |
- |
Эмоциональность |
2 % |
5 % |
Коммуникация |
13 % |
17 % |
Зависимость |
4 % |
2 % |
Демонстративность |
18 % |
7 % |
Активность |
2 % |
29 % |
Пассивность |
3 % |
3 % |
Описание |
1 % |
3 % |
Ущербность |
- |
- |
Диаграмма 3
Насыщенность категорий, группа «риска», 2017 год
Первые три места значимых категорий для девочек изменились незначительно: Активность, Директивность, Демонстративность. Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность, Директивность, Коммуникативность. Для девочек резко снизилась значимость активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у девочек уровень агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность, Директивность, Коммуникативность.
Было проведено исследование уровня самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) в группе «риска» в 2016 и 2017 году. Были получены следующие результаты:
Диаграмма 4
Сравнительная диаграмма. Уровень самооценки группы «риска» (девочки)
По результатам исследования наблюдается спад уровня заниженной самооценки и увеличение уровня завышенной самооценки. Можно сделать вывод, что увеличение процента агрессивности (см. динамику уровня агрессивности) произошло одновременно с подъемом уровня завышенной самооценки.
Диаграмма 5
Сравнительная диаграмма. Уровень самооценки группы «риска» (мальчики)
По результатам исследования наблюдается спад уровня завышенной самооценки и увеличение уровня заниженной самооценки. Можно сделать вывод, что от уровня самооценки личности зависит уровень агрессии.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростков возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях подросток идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным, слишком эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неудача предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
Заключение
Итак, девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.
Учитывая то, что в настоящее время достаточно большая часть семей не всегда справляется с задачами и содержанием воспитания своих детей, то становится ясно, что образовательные учреждения призваны восполнять дефекты семейного воспитания, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения отклонений в поведении и развитии подростков.
Таким образом, поставленная цель и задачи были реализованы с помощью преподавателей, социального педагога. Были изучены особенности проявления агрессии у девиантных подростков. Гипотеза нашла свое подтверждение – на протяжении старшего подросткового возраста агрессия выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Используемая литература
1. Ениколопов С.Н. Психология девиантного поведения. - М.: Академия, 1999
2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988
3. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни.-М., 1990
4. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М,: Просвещение, 1992
5. Игры, обучение, тренинг, досуг.../ под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994
6. Катденко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994
7. Кравцова Е.Е., Нерухонова А.А., Степанова В.В. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. - Кишинев, 1993
8. Кутленд Л. Свобода от бутылки. Как помочь пьющему человеку. - М., 1998
9. Кон И.О. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991