Здоровье человека в значительной степени определяется его пищевым статусом и может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физических потребностей в энергии и пищевых веществах. Из всех факторов, действующих на организм человека, важнейшим является питание, обеспечивающее физическую и умственную работоспособность, здоровье, продолжительность жизни. Нарушения в питании приводят к отрицательным последствиям - заболеваниям сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной систем, онкологии и нарушению обмена веществ.
Актуальность работы заключается в том, последнее время, много внимания уделяется вопросу здорового питания: есть огромное множество телевизионных передач, посвященных этой проблеме; пишут много книг и научных статей о том, как правильно питаться и какие продукты могут оказывать отрицательное воздействие на организм человека и на растущий организм ребенка в частности. Но все-таки находятся люди, которые употребляют «неполезные» продукты, зная об их отрицательном влиянии на организм.
Среди наших друзей тоже есть такие, которые считают своей любимой едой чипсы или сухарики, а также напитки кока-кола и флэш. Нам стало интересно, а как много таких людей в нашем классе и действительно ли взрослые правы, когда говорят, что это опасные продукты.
Из литературных источников мы выяснили, что для определения агрессивности, в нашем случае токсичности среды широко применяется метод биотестирования [3].
Чуткова А.Н. Мир одноклеточных животных. с.231 Москва: 2005, 303с.,
Биотестирование — процедура установления токсичности среды с помощью тест-объектов, сигнализирующих об опасности независимо от того, какие вещества и в каком сочетании вызывают изменение жизненно важных функций у тест-объектов. В качестве тест - организмов в экологии обычно используют низшие организмы, в том числе и одноклеточные, поскольку проводить опыты с ними гораздо удобнее, чем с высшими животными. Лучше всего подходят инфузории. Их легко выращивать, и оценить результат несложно[1].
Как следует из исследований учёного А.В. Присного, «при постановке тестов на токсичность, как правило, регистрируются гибель/выживаемость, движение и изменения внешней формы, иногда – изменение интенсивности размножения» [3].
Проблема: Как влияют популярные среди молодёжи продукты на выживаемость инфузории-туфельки?
Цель: изучить влияние любимых продуктов молодёжи на жизнедеятельность инфузорий.
Задачи:
Изучить литературные источники и познакомится со способами выращивания инфузории-туфельки.
Вырастить инфузории-туфельки.
Провести эксперимент
Сделать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что инфузории не способны выжить в диагностируемых средах.
Используемые методы:
-Анализ литературы.
-Социологический опрос.
-Проведение эксперимента данной теме.
Объект исследования: инфузории-туфельки.
Предмет исследования: жизнедеятельность инфузории-туфельки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мы провели опрос и выяснили, что популярностью среди молодого поколения пользуются: чипсы, кириешки, кока-кола и флэш (см. диаграмму «Популярные продукты и напитки молодёжи» ниже).
Диаграмма 1 «Популярные продукты и напитки молодёжи»
1.Афанасьев В.А. Книга для чтения по зоологии. 2-е изд, перераб. и доп. Москва: 1978, 203с.
3.Чуткова А.Н. Мир одноклеточных животных. с.258 Москва: 2005, 303с.,
На вопрос «Знаете ли вы о том, что чипсы, кириешки, флэш и кола опасны?», мы получили следующий результат:
Диаграмма 2 «Знаете ли вы о том, что чипсы, кириешки, флеш и кола опасны?»
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных(14 чел. из 40 чел. респондентов) уверены, что указанные продукты не опасны, или не знают о вредном влиянии чипсов, кириешек и колы на организм.
Биотестирование
Биотестирование с использованием инфузорий основано на определении изменений выживаемости при воздействии токсических веществ, содержащихся в анализируемых образцах. Биотестирование позволяет за короткое время определить токсичность. Критерием токсичности являлся факт гибели всех особей определенный период времени в тестируемом растворе.
Мы проводили исследование в лабораторных условиях при комнатной температуре (20-220), в качестве испытуемой модели была взята культура инфузорий, полученная по методике Догель В.А. [2]. Для этого измельченное разнотравное сено заливали в емкости с водой из под крана. Периодически проводился осмотр культур. Для этого каплю раствора помещали на предметное стекло и рассматривали под микроскопом. Оценка обилия инфузорий производилась по пятибалльной шкале. Если инфузорий в видимом поле было очень много, то культура оценивалась в 5 баллов, много – 4 балла, среднее количество – 3, мало – 2, очень мало, единично – 1 балл. Для опыта брали пробы с 4-5 балльными поликультурами.
В качестве тест-объекта была использована 10-суточная культура сенного настоя, содержащая поликультуру инфузорий.
Для выполнения эксперимента использовались напитки: кока-кола, флэш, которые были разбавлены водой в соотношении 1:2 соответственно, чай чёрный, вытяжки полученные при замачивании киреешек и чипсов, с последующим пропусканием их через фильтр.
Методика выполнения эксперимента.
На предметное стекло помещается культура инфузорий и проводится оценка обилия по пятибалльной шкале.
С помощью шприца вносится контрольный раствор.
Проводится оценка жизнеспособности поликультуры.
Результаты эксперимента занесены в таблицу.
___________________________________________________________________
Трайтак Д.И. Культивирование инфузории. с. 136 Москва: 1981, 195 с.
Таблица 1.
Оценка жизнеспособности поликультуры инфузории-туфельки.
Контрольный раствор |
Жизнеспособность поликультуры |
||
сразу |
Через 2 минуты |
Через 5 минут |
|
Кока-кола |
гибель |
||
Флэш |
активность в передвижении |
замедленная реакция |
гибель |
Чай чёрный |
Свободное естественное передвижение без явных изменений |
||
Вытяжка из чипсов |
гибель |
||
Вытяжка из кириешек |
гибель |
Вывод
В результате проведенного исследования было выявлено, что поликультура инфузории-туфельки при максимальной (пятибалльной) обильности, не способна выживать в растворах кока-колы, вытяжках чипсов и кириешек, а также через непродолжительное время в напитке «Флэш». И достаточно хорошо выживает в чае чёрном. Это значит, что био-тест инфузории-туфельки очень четко указывает на токсичность образцов кока-колы, флэш, чипсов и кириешек. Это значит, что популярные и часто покупаемые продукты среди молодежи опасны для здоровья.
Рекомендации
Подрастающему поколению следует резко ограничить, а лучше исключить из употребления чипсы, кириешки, кока-колу и флэш.
Усилить свой рацион питания овощами, фруктами, витаминами, кашами.
Нами были разработаны буклеты «А как питаешься ты?» и предложены ученикам нашей школы в рамках Дня здоровья и научно-исследовательской конференции (см. Приложение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Нами был проведён литературный обзор в ходе которого было выяснено, что для определения токсичности контрольных образцов используется метод биотестирование. Биотестирование с использованием инфузорий основано на определении изменений выживаемости при воздействии токсических веществ, содержащихся в анализируемых образцах. Биотестирование позволяет за короткое время определить токсичность. Критерием токсичности являлся факт гибели всех особей определенный период времени в тестируемом растворе.
2. Мы провели исследование в лабораторных условиях при комнатной температуре (20-220), в качестве испытуемой модели была взята культура инфузорий, полученная по методике Догель В.А.
3. Провели эксперимент, в ходе которого была доказана токсичность любимых продуктов молодежи.
Список используемой литературы
1.Афанасьев В.А. Книга для чтения по зоологии. 2-е изд, перераб. и доп. Москва: 1978, 203с.
2.Трайтак Д.И. Культивирование инфузории. Москва: 1981, 195 с.
3.Чуткова А.Н. Мир одноклеточных животных. Москва: 2005, 303с.