Считается, что 90 % информации человек получает посредством зрения и лишь 10 % через другие сенсорные системы.
Обонятельную систему изучали не очень активно, может потому, что у человека она, вроде бы, не играет жизненно важной роли. Но есть и другая причина - ее невероятная сложность. Обонятельные рецепторы были открыты сравнительно недавно, лишь в 1991г., через кодирующие их гены. ( 1)
Из органов чувств человека обоняние является самым мало изученным. Его воздействие на организм человека остается несправедливо недооцененным, запахи оказывают большое влияние в целом на весь организм человека. (3 )
Мне показалось интересным узнать, кто лучше ориентируется в мире запахов: мужчины или женщины? Отчего зависит острота обоняния?
Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны. Неправильное питание, вредные привычки, негативные эмоции, высокая учебная нагрузка, отсутствие физической нагрузки, а также элементарная лень – все это факторы разрушения здоровья. Можно ли посредством обоняния (без особых материальных затрат) восстановить работоспособность, снять стресс, улучшить процесс восприятия, запоминания учебного материала. Я решила изучить, насколько важен мир запахов, молчаливый, иногда кричащий, иногда едва уловимый, в жизни человека. Как влияют ароматические вещества на здоровье человека?
Гипотеза исследования: если я определю остроту обоняния у представителей женского и мужского пола разных возрастных групп, то я смогу найти зависимость остроты обоняния от пола и возраста.
Цель работы: изучение остроты обоняния женского и мужского организма разных возрастных групп и путей положительного воздействия на организм человека посредством обонятельного анализатора.
Задачи работы:
Изучить литературу о строении обонятельного анализатора и его значении для организма человека.
Познакомиться с методиками исследования обоняния человека.
Экспериментальным путем и методом анкетирования исследовать особенности обоняния женского и мужского организма разных возрастных групп.
Изучить литературу о влиянии ароматерапии на организм человека
Познакомиться с основными правилами индивидуального подхода в ароматерапии.
Описать результаты исследования, составить рекомендации для участников образовательного процесса, основанные на проведенном эксперименте.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть работы
2.1.1. В мире запахов
Мир запахов окружает нас всюду и непрерывно. Каждую секунду человек воспринимает большое количество запахов, из которых только немногие он способен различить сознательно. Большинство реакций на запахи у человека происходит подсознательно. Сознательные реакции на запах - это обычно реакции на угрожающие ситуации (например, запах газа или дыма) или реакции на запахи, ассоциирующиеся у нас с приятными воспоминаниями (например, запах ночных фиалок из прошлого или аромат любимого блюда). Реакции на новые запахи тоже сознательны. Однако как только к запаху вырабатывается привычка, человек перестает ощущать его присутствие. Подсознательных реакций на запахи гораздо больше.(2)
Мы не можем охарактеризовать запаха, не называя вещества или предмета, которому он свойствен. Мы говорим о запахе роз или запахе лука, в некоторых случаях мы пытаемся обобщить запахи группы родственных веществ или предметов, говоря о цветочном или фруктовом запахе, запахах кухонных, парфюмерных, лакокрасочных. Точно так же невозможно вызвать в воображении какой-либо запах, не связывая его с определенным предметом.(2)
Вывод: Все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего возбуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную.
2.1.2. Классификация запахов
Мне интересно было узнать существует ли единая система классификации запахов и кому она принадлежит. Я узнала, что запахи неоднократно пытались классифицировать, систематизировать, объединять в группы, используя элементы сходства запахов, но к настоящему времени общей системы классификации запахов не существует.
Я узнала, что самая старая из всех известных классификаций запахов принадлежит хорошо знакомому нам по школьному курсу зоологии Карлу Линнею, который предложил свою классификацию в 1756 году и при этом разбил все запахи на 7 классов.
С тех пор неоднократно предлагались все новые и новые классификации, количество групп запахов в этих классификациях колебалось от 4 до 18, и все-таки ни одна из них не отвечает современным требованиям.
Создать четкую и стройную систему классификации запахов будет возможно только тогда, когда будет создана единая, научно обоснованная теория обоняния. Мне показалось интересным узнать как представляют себе классификацию дети и взрослые. Результаты таких исследований изложены в практической части моей работы.
2.1.3 Факторы, оказывающие влияние на остроту обоняния.
Из научной литературы ( 2) я узнала, что в способности различать запахи человек сильно проигрывает животным. Так израильские и германские ученые, сравнивавшие последовательности 50 рецепторных генов у людей и приматов, обнаружили, что у человека неработающими оказались 54 % генов, а у разных приматов - от 28% до 36%. А по сравнению с мышью человек «потерял» две трети рецепторов обоняния. Вероятно, мутации генов стали накапливаться с момента, когда человек встал на задние конечности и для выживания перестал нуждаться в остром нюхе.(2)
В интернете я нашла данные о том, что обоняние зависит от пола человека. Большинство ученых отмечают, что женщины обычно превосходят мужчин по чувствительности, узнаванию и различению запахов. В очень небольшом количестве работ отмечено превосходство мужского пола. В исследовании Тулуза и Вахида ( 5) говорится о том, что женщины могут лучше мужчин определять запахи камфоры, цитрала, розовой и вишневой воды, мяты и анетона. Аналогичные результаты о превосходстве женского обоняния приводятся и в книге «Ароматерапия» (6).
2.1.4. Утрата обоняния и вкусовых ощущений
Некоторая потеря обоняния обычна для людей пожилого возраста (7). Фактически у половины людей после 65 лет острота обоняния несколько снижается, а у 75% после 80 лет оно практически полностью утрачивается. Я узнала, что помимо возраста есть и другие факторы, которые тоже могут притупить остроту обоняния.
Бросайте курить! Курение повреждает ткани организма, которые отвечают за восприятие запаха и вкуса. Хорошо известно, что у курильщиков снижена чувствительность к запаху и вкусу (7).
Опасайтесь микробов. Грипп, частые насморки, синуситы на протяжении многих лет могут также привести к потере обоняния.
Если вы хотите защитить ваше обоняние, важно активно и адекватно лечить хронический синусит. Примите все меры для предотвращения синусита.
Осторожно на рабочем месте! Эксперты уверены, что постоянное воздействие раздражающих химических веществ губительно для обонятельного эпителия. Наблюдали потерю обоняния у тех рабочих на заводе пластмасс, которые постоянно сталкивались с промышленными химикатами.
Травма головы может привести к постоянной потере обоняния, поэтому пристегивайте ремень всякий раз, когда садитесь в машину. Поскольку нервы, отвечающие за восприятие запаха, проходят через кости носа, их легко повредить, если вы слишком сильно ударитесь обо что-нибудь головой. Травма головы - причина номер один потери обоняния, если не считать старения ( 4 ).
2.1.5. Влияние запахов на физиологические функции организма
Литературные данные (5), говорят о том, что запахи могут непосредственно влиять на настроение: простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. В ароматотерапии известно влияние целого ряда эфирных масел на эмоциональное состояние человека (лаванда, жасмин и др.).
Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию. В таблице (Приложение) представлено влияние растительных запахов на физиологические функции организма.
Вывод: Кроме специфических воздействий, запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить
2.1.6. Виды нарушений, связанных с обонянием.
В 1985 году в Швейцарии был напечатан блистательный и загадочный «Парфюмер»-роман немецкого писателя Патрика Зюсканда. Спустя 22 года он был признан самым знаменитым романом, написанном на немецком языке со времени Ремарка. Роман был издан общим тиражом более 12 млн экземпляров. Переведен на 42 языка и , наконец экранизирован. После прочтения этого романа я испытала потрясение, которое ранее мне не приходилось переживать. Этот роман- настоящая ода обонянию. Мне захотелось узнать, кто же он, Гренуй, главный герой романа- норма, исключение из правил или носитель патологии, связанных с обонянием?
Я узнала, что существует несколько основных нарушений обоняния (3).
Гипосомия- снижение обоняния. Гипосомия может быть по отношению ко всем или лишь к некоторым запахам двусторонней или односторонней. Болезнь возникает при нарушении носового дыхания, острых или хронических воспалениях слизистых оболочек полости носа, при заболеваниях периферического отдела обонятельного нерва, поражениях центра обоняния..
Аносмия- заболевание, для которого характерно полное отсутствие функции обоняния. Причины- разнообразные изменения в полости носа: искривление носовой перегородки, полипы и опухоли носа, отечность слизистой оболочки, гнойные заболевания придаточных пазух, невриты обонятельного нерва при отравлениях никотином, атропином, морфином или после инфекций.
Гиперосмия- чрезмерное повышение остроты обоняния ( как я предполагаю, Гренуй из романа «Парфюмер»).
Паросмия- неправильное восприятие запаха и наличие обонятельных галлюцинаций.
Обонятельные галлюцинации- наличие обонятельных ощущений в отсутствие пахучих веществ. Причины таких расстройств различны. Например, они могут возникать при аллергических ринитах и травмах головы.
Какосмия и дизосмия-обонятельные галлюцинации неприятного характера, наблюдающиеся главным образом при шизофрении. Извращение и ослабление обоняния может возникнуть также при злоупотреблении алкоголем, при сильном стрессе, депрессии, во время беременности, в климактерическом периоде, при употреблении наркотических веществ и некоторых медикаментозных средств.
2.1.7. Методики определения остроты обоняния
В.А. Кац предлагает применять хорошо знакомые всем запахи: мяты, лука, горчицы, дегтя и бензина. Остроту обоняния автор оценивает по 3-балльной системе: единица ставится в том случае, если запах не ощущается, двойка — когда исследуемый воспринимает запах, но не может назвать пахучее вещество, и, наконец, тройка — когда исследуемый точно указывает, что это запах — такого-то вещества.
При разведении пахучих веществ остроту обоняния можно представить в количественном выражении. Так, И. М. Кисилевский определил величину порога раздражения у здоровых лиц в отношении водного раствора спирта и уксусной кислоты. Оказалось, что таковой величиной является 0,2-0,5% раствор спирта и 0,2-0,9% уксусной кислоты.
Более точным способом исследования остроты обоняния является временно адсорбционный, предложенный А. А. Ушаковым. Автор определяет время потери задержанного адсорбером того или другого запаха. По способу А. А. Ушакова, в качестве адсорбера берется определенных размеров листок фильтровальной бумаги, который подвешивается в сосуде с пахучим веществом. Исследуемый периодически (для исключения адаптации) подносит к носу пахнущую бумагу. Через некоторое время исследуемый заявляет, что запаха он уже не ощущает. Это время и является количественным выражением остроты обоняния.
Количественное определение пороговой величины обоняния можно производить и еще более простым способом. Одно какое-либо пахучее вещество в разведениях убывающей крепости разливается в отдельные флаконы. Исследуемый нюхает сначала пахучие вещества в крайне большом разведении и, если он не ощущает запаха, то подносит к носу следующие друг за другом флаконы, заполненные пахучим веществом все в меньшем и в меньшем разведении. Наконец, он заявляет, что запах вещества данного флакона им ясно ощущается. Процент содержания пахучего вещества в жидкости и является величиной порогового раздражения обонятельного рецептора.
Вывод: существует множество методик определения остроты обоняния. В условиях школы вполне реально воспользоваться некоторыми из них. Наиболее приемлемой для меня показалась методика В.А. Каца, ее я и апробировала в своей работе.
Теоретические выводы
Изучив литературу о влияние запахов на организм человека, я установила, что:
Запахи могут непосредственно влиять на настроение: простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение или усиление чувственности.
Все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего возбуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную.
Человек сильно проигрывает в обонятельной способности в сравнении с животными.
Классификация запахов очень сложна, мы затрудняемся даже с обозначением действия, посредством которого мы чувствуем запахи. Часть испытуемых ребят сказали: «нюхаем», другие «обоняем», третьи- «мы слышим запахи» т.е. механически перенесли чувство слуха на чувство обоняния. Выходит, что у нас даже нет глагола, который мог бы обозначить обонятельное восприятие.
2.2. Практическая часть работы
2.2.1.Описание метода.
Исследование остроты обоняния у человека проводилось мной по методике В.А. Каца. Она состоит в предъявлении испытуемому ряда растворов пахучего вещества (1-2 капли) в сосудах с притертыми пробками. Пробирку с веществом необходимо было поднести к носу на такое расстояние, чтобы едва ощущался его запах и легкими колебательными движениями дать возможность ощутить его. Если запах неприятен, необходимо немедленно удалить его и, спустя 2-3 минуты, начать тест с новым ароматом. Для лучшей адаптации обонятельных рецепторов перед новой пробой использовались обжаренные зерна кофе. Острота обоняния оценивается по 3-балльной системе:
1,0-1,4 – низкий уровень обоняния,
1,5-2,0 – средний уровень обоняния,
2,1-2,6 – хороший уровень обоняния,
2,7-3,0 – высокий уровень обоняния.
Единица ставится в том случае, если запах не ощущается, двойка — когда исследуемый воспринимает запах, но не может назвать пахучее вещество, и, наконец, тройка — когда исследуемый точно указывает, что это запах — такого-то вещества. В качестве пахучих веществ использовались аромамасла: лимон, эвкалипт, лаванда, герань, шалфей, гвоздика, сосна, мандарин, бергамот, мелисса- купленные в аптеке, которые не имеют негативного побочного действия при соблюдении дозировки и, наоборот, оказывают благоприятные воздействия на организм человека. (7)
2.2.2. Результаты анкетирования
Я провела анкетирование для того чтобы выяснить насколько хорошо ориентируется человек в мире запахов: какие запахи воспринимаются человеком как приятные и наоборот, что знаем мы о влиянии запахов на организм человека, умеем ли классифицировать природные запахи.
Объектом моего исследования являлись учащиеся образовательного процесса в количестве 142 человек: I (6 классы), II (10-11 классы), III (работники школы) возрастных групп.
Результаты анкетирования показали, что участники всех возрастных групп выделяют приблизительно одинаковое число различных запахов. (Приложение II.)
Классификация же оказалось объемной. Участники выделили порядка 50 запахов.
Среди прочих групп оказались запахи: кислые, сладкие, спокойные, холодные, пищевые, горькие, терпкие, приторные и т.д. Эти определения больше подходят к ощущениям других органов чувств. Дело в том, что у людей отсутствует абстрактное представление о запахах. Большинство испытуемых не смогли охарактеризовать запаха, не называя вещества или предмета, которому он свойственен. (Приложение III.)
Среди приятных запахов первой возрастной группы оказались: цветочные, хвойные, (запах розы отдельно выделен); второй возрастной группы: цветочные, цитрусовые, пищевые; третей возрастной группы: цветочные, хвойные, фруктовые. (Приложение IV).
Среди приятных запахов представительницы женского пола выделяют: цветочные, цитрусовые, фруктовые, а представители мужского пола – цветочные, пищевые, хвойные.
Среди неприятных запахов во всех возрастных группах выделены одинаковые запахи: гнилостные, химические и табачные.(Приложение V).
Представители женского и мужского пола совпали с выделением неприятных. Ими оказались: химические, гнилостные, табачные запахи.
На предмет «Знают ли испытуемые о влиянии запахов на организм человека?» получили такие результаты: 47% - знают, что запахи влияют на организм человека и приводят примеры; 33% - знают, что запахи влияют на организм человека, но не знают о конкретном влиянии того или иного запаха на организм человека; 20% - не знают о влиянии запахов на организм человека. (Приложение VI).
2.2.3.Исследование остроты обоняния
Также я провела исследования остроты обоняния женского и мужского организмов в разных возрастных группах экспериментальным путем.
Исследование остроты обоняния показало, что средний коэффициент остроты обоняния во всех возрастных группах соответствует хорошему уровню. Приложение VII.
У представителей всех возрастных групп зафиксирована нормосмия. Гипосмия (способность различать только резкие запахи пахучих веществ из предложенных) не была обнаружена ни у кого, так же, как и аносмия (неспособность различать запахи резких пахучих веществ из предложенных).
Рис.1. Средний коэффициент остроты обоняния в I-III возрастных группах.
РебятаI возрастной группы оказались самыми чувствительными к запахам, они хорошо отличают схожие виды запахов, например, чувствуют различие между запахами лимона и мандарина, сосны и ели, хотя участники других возрастных групп определяют эти запахи более общо: «запах цитрусовых», «запах хвойных». Участники I возрастной группы уступают представителям II возрастной группы ,на мой взгляд, лишь из-за отсутствия более богатого жизненного опыта. Повышенную чувствительность к запахам младших школьников необходимо учитывать при использовании ароматерапии. Для них концентрация пахучих веществ должна быть ниже, чем для старшей возрастной группы.
Ребята II возрастной группы очень хорошо определяют запахи. Коэффициент остроты обоняния самый высокий именно у представителей II группы. III возрастная группа ориентируется в мире запахов хуже всего. У представителей III возрастной группы достаточно большой опыт, все предложенные запахи им хорошо знакомы , но в связи с тем, что с возрастом происходит атрофия обонятельных волокон и их количество в обонятельном нерве неуклонно уменьшается, представители III возрастной группы не смогли определить предложенные одоранты, кроме запаха мандарина.
Рис.2 Средний коэффициент остроты обоняния в I-II,III возрастных группах.
Между представителями I и II возрастных групп маленький временной промежуток, поэтому я объединила их в одну возрастную группу для того, чтобы узнать насколько измениться коэффициент обоняния с возрастом.
Установила, что за 20 лет коэффициент остроты обоняния уменьшился примерно на 0,3.
Рис.2 Различие коэффициентов обоняния по полу:
В ходе исследований, выяснила, что обоняние зависит от пола человека. Девочки и женщины превосходят мальчиков и мужчин по чувствительности, узнаванию и различению запахов. Это проследилось во всех экспериментальных группах, кроме 11б класса, где девушки уступили в остроте обоняния юношам. На мой взгляд, это в первую очередь связано с тем, что среди них оказалось гораздо большее число курящих, чем среди юношей. А курение, как я выяснила их научной литературы, входит в число факторов, наиболее серьезно влияющих на остроту обоняния.
2.2.4. Изучение путей положительного воздействия на организм человека
Среди путей положительного воздействия на организм человека выделила ароматерапию. Изучила литературу об аромамаслах, узнала об их воздействии на организм человека, правилах применения и противопоказаниях. Выделила 10 аромамасел, которые оказывают благоприятное воздействие на состояние здоровья современных школьников, одновременно хорошо знакомых, привычных для большинства участников эксперимента. Среди них: лимон - стимулирует умственные способности; эвкалипт - укрепляет память, повышает настроение; лаванда - устраняет умственную вялость; герань - успокаивает, повышает настроение, укрепляет уверенность в себе; шалфей - восстанавливает умственные способности, память, концентрацию внимания; гвоздика - применяется при переутомлении; сосна - помогает быстро восстановить силы после тяжелой эмоциональной нагрузки; мандарин – снимает умственные напряжения; бергамот - улучшает память и внимание; мелисса - считается «эликсиром жизни».( 5)
Особо хочу выделить комнатные растения. Их ароматы, раздражая обонятельные рецепторы носа, рефлекторным путем оказывают различное воздействие на центральную нервную систему. Зная эти особенности растений, можно целенаправленно разводить их у себя дома.
Так, тем, у кого повышена возбудимость нервной системы, полезно иметь в своей комнате герань душистую. Вдыхание ее аромата успокаивает, улучшает сон, а у людей с повышенным артериальным давлением - приводит к его снижению. Запахи розы, фиалки, комнатного лимона благотворно воздействуют на эмоциональное состояние человека, улучшают настроение, стимулируют работоспособность.
Эфирные масла, выделяемые растениями в большом количестве, содержатся в так называемых эфирно-масличных растениях: эвкалипте, туе, мирте, цитрусовых.
По данным исследователей, запах эвкалипта снимает чувство усталости и возбуждают нервную систему. Аромат лимонных листьев уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление, увеличивает емкость легких, улучшает сократительную функцию миокарда. Запах листьев пеларгонии душистой помогает при различных неврозах и бессоннице, оптимизирует кровообращение. Аромат мирта улучшает настроение. Летучие вещества алоэ древовидного нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, повышают работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, стимулируют защитные функции организма. Кроме того, алоэ обладает удивительной способностью поглощать из воздуха вредные вещества.
Попробуйте использовать свойства цветочных запахов в свою пользу. Даже если вы скептически отвергаете влияние ароматов на организм, то все равно получите заряд положительных эмоций от общения с природой, от созерцания цветов.( 4)
3. Заключение.
Итак, я пришла к следующим выводам:
Моя гипотеза в ходе работы нашла подтверждение: острота обоняния зависит от возраста и от пола.
Чувствительность обоняния с возрастом уменьшается. Это связано с тем, что с возрастом происходит атрофия обонятельных волокон и их количество в обонятельном нерве неуклонно уменьшается.
Обоняние зависит от пола человека. Женщины обычно превосходят мужчин по чувствительности, узнаванию и различению запахов.
Влияние возраста более значимо, чем влияние пола, причем женщины сохраняют обоняние до более старшего возраста, чем мужчины.
У мужчин с возрастом повышается опасность отравления вредными, опасными для жизни веществами т.к. чувствительность к запаху-«сигналу опасности», понижается.
Среди приятных запахов представительницы женского пола выделяют: цветочные, цитрусовые, фруктовые, а представители мужского пола – цветочные, пищевые, хвойные.
Представители женского и мужского пола совпали с выделением неприятных запахов. Ими оказались: химические, гнилостные, табачные запахи.
Положительное воздействие на организм участников образовательного процесса оказывают аромамасла: лимона, эвкалипта, лаванды, герани, шалфея, гвоздики, сосны, мандарина, бергамота, мелиссы. А также комнатные растения: герань душистая, комнатный лимон, роза, алоэ, цитрусовые.
К факторам, снижающим остроту обоняния, относятся: курение, травмы головы, постоянное воздействие раздражающих химических веществ, частые заболевания носа, горла, хронические воспаления носовых пазух.
Приложения.
Приложение I.
Анкета «Ваше отношение к запахам»
1.Назовите предмет (объект), который ассоциируется у Вас с праздником, праздничным настроением в первую очередь?
2. Ваше отношение к:
А) цветам,
Б) духам,
В) ароматным косметическим средствам?
3. При выборе цветов для себя или в качестве подарка, на что Вы будете обращать внимание в первую очередь:
А) на аромат цветка
Б) На его цвет
В) на форму цветков.
Приложение II.
Таблица 1. Число запахов, выделенных в классификации участниками I-III возрастных групп.
I возрастная группа (6 классы) |
II возрастная группа (10 классы) |
II возрастная группа (11 классы) |
III возрастная группа (работники школы) |
|||||
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Муж. |
Жен. |
|
Сколько видов запахов смогли выделить |
27 |
20 |
24 |
29 |
17 |
25 |
23 |
31 |
Всего |
47 |
53 |
42 |
54 |
||||
Среднее значение |
47 |
48 |
54 |
ПриложениеIII.
Таблица 1. Классификации известных запахов среди учащихся первой возрастной группы
(6 классы).
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
21 |
8 |
2 |
Хвойные |
4 |
3 |
3 |
Пищевые |
20 |
5 |
4 |
Фруктовые |
4 |
4 |
5 |
Гнилостные |
14 |
7 |
6 |
Древесные |
13 |
7 |
7 |
Травяные |
5 |
0 |
8 |
Химические |
11 |
2 |
9 |
Морские |
6 |
7 |
10 |
Овощные |
2 |
1 |
11 |
Болотные |
5 |
2 |
12 |
Мятные |
2 |
0 |
13 |
Пряные |
1 |
0 |
14 |
Ягодные |
2 |
1 |
15 |
Рыбные |
4 |
0 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
16 |
Запах свежести |
5 |
2 |
17 |
Запах крови |
1 |
0 |
18 |
Цитрусовые |
3 |
1 |
19 |
Сладкие |
0 |
1 |
20 |
Почвенные |
2 |
0 |
21 |
Растительные |
2 |
1 |
22 |
Табачные |
2 |
0 |
23 |
Паленая шерсть |
1 |
0 |
24 |
Лекарственные |
0 |
2 |
25 |
Тропические |
0 |
1 |
26 |
Грибные |
1 |
1 |
27 |
Запах дыма |
14 |
5 |
28 |
Лесные |
3 |
2 |
29 |
Металлические |
2 |
0 |
30 |
Запах резины |
2 |
0 |
Таблица 2. Классификации известных запахов среди учащихся второй возрастной группы (10 и 11 классы).
10классы:
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
21 |
17 |
2 |
Хвойные |
6 |
8 |
3 |
Пищевые |
10 |
7 |
4 |
Фруктовые |
9 |
15 |
5 |
Гнилостные |
6 |
4 |
6 |
Горькие |
1 |
2 |
7 |
Древесные |
5 |
7 |
8 |
Травяные |
1 |
4 |
9 |
Химические |
6 |
7 |
10 |
Морские |
5 |
3 |
11 |
Овощные |
1 |
2 |
12 |
Болотные |
2 |
2 |
13 |
Мятные |
1 |
2 |
14 |
Пряные |
2 |
6 |
15 |
Ягодные |
1 |
1 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
16 |
Кислые |
2 |
3 |
17 |
Запах свежести |
2 |
5 |
18 |
Холодные |
2 |
4 |
19 |
Резкие |
3 |
2 |
20 |
Цитрусовые |
2 |
12 |
21 |
Сладкие |
4 |
9 |
22 |
Природные |
2 |
2 |
23 |
Спокойные |
2 |
0 |
24 |
Растительные |
1 |
4 |
25 |
Табачные |
0 |
1 |
26 |
Терпкие |
0 |
3 |
27 |
Кофейные |
0 |
1 |
28 |
Приторные |
0 |
1 |
29 |
Лекарственные |
0 |
3 |
30 |
Тропические |
0 |
2 |
11 классы
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
9 |
9 |
2 |
Хвойные |
6 |
6 |
3 |
Пищевые |
1 |
3 |
4 |
Фруктовые |
1 |
7 |
5 |
Гнилостные |
3 |
3 |
6 |
Горькие |
6 |
2 |
7 |
Древесные |
2 |
3 |
8 |
Травяные |
1 |
6 |
9 |
Химические |
5 |
4 |
10 |
Морские |
6 |
7 |
11 |
Ванильные |
3 |
6 |
12 |
Болотные |
0 |
1 |
13 |
Мятные |
0 |
2 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
14 |
Пряные |
0 |
4 |
15 |
Ягодные |
0 |
2 |
16 |
Кислые |
5 |
0 |
17 |
Запах свежести |
6 |
3 |
18 |
Шоколадные |
0 |
1 |
19 |
Лесные |
0 |
1 |
20 |
Цитрусовые |
5 |
7 |
21 |
Сладкие |
7 |
8 |
22 |
Природные |
1 |
2 |
23 |
Табачные |
0 |
1 |
24 |
Кофейные |
0 |
4 |
25 |
Лекарственные |
4 |
3 |
26 |
Овощные |
0 |
1 |
Таблица 3. Классификации известных запахов среди участников третей возрастной группы (работники школы).
№ |
Виды запахов |
Мужчины |
Женщины |
1 |
Цветочные |
5 |
10 |
2 |
Древесные |
4 |
9 |
3 |
Хвойные |
5 |
9 |
4 |
Фруктовые |
3 |
9 |
5 |
Лесные |
0 |
6 |
6 |
Кислые |
0 |
5 |
7 |
Терпкие |
0 |
5 |
8 |
Горькие |
4 |
7 |
9 |
Морские |
3 |
8 |
10 |
Гнилостные |
5 |
10 |
11 |
Запах лакокрасочных изделий |
0 |
2 |
12 |
Запах гари |
0 |
6 |
13 |
Табачные |
4 |
8 |
14 |
Пряные |
2 |
7 |
15 |
Резкие |
1 |
6 |
16 |
Сладкие |
1 |
6 |
17 |
Травяные |
0 |
4 |
18 |
Ягодные |
2 |
9 |
19 |
Тропические |
2 |
3 |
20 |
Цитрусовые |
1 |
2 |
21 |
Спокойные |
3 |
1 |
22 |
Теплые |
1 |
2 |
23 |
Кофейные |
0 |
3 |
24 |
Холодные |
1 |
2 |
25 |
Химические |
5 |
8 |
26 |
Запах свежести |
4 |
6 |
27 |
Травяные |
3 |
4 |
28 |
Природные |
3 |
2 |
29 |
Тошнотворные |
2 |
4 |
30 |
Кофейные |
0 |
1 |
31 |
Пищевые |
3 |
5 |
Приложение IV.
Таблица 1. Приятные запахи для учащихся первой возрастной группы (6 классы).
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
15 |
11 |
2 |
Хвойные |
8 |
3 |
3 |
Пищевые |
8 |
0 |
4 |
Выхлопные газы |
1 |
0 |
5 |
Древесные |
5 |
0 |
6 |
Лавровый лист и другие пряности |
3 |
0 |
7 |
Химические |
5 |
1 |
8 |
Бензин |
7 |
1 |
9 |
Кофейные |
2 |
0 |
10 |
Лака |
2 |
0 |
11 |
Ацетон |
3 |
0 |
12 |
Ягодные |
2 |
1 |
13 |
Запах свежести |
4 |
1 |
14 |
Цитрусовые |
5 |
1 |
15 |
Алкоголь |
4 |
1 |
16 |
Пряные |
1 |
0 |
17 |
Шоколадные |
1 |
0 |
18 |
Ванильные |
4 |
0 |
19 |
Природные |
1 |
0 |
20 |
Запах костра |
1 |
0 |
21 |
Мятные |
1 |
3 |
22 |
Краска |
1 |
1 |
23 |
Лекарственные |
0 |
1 |
24 |
Сладкие |
0 |
1 |
25 |
Запах розы |
4 |
11 |
26 |
Морские |
0 |
4 |
27 |
Фруктовый |
0 |
2 |
Таблица 2. Приятные запахи для учащихся второй возрастной группы.
10 классы:
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
14 |
20 |
2 |
Хвойные |
8 |
7 |
3 |
Пищевые |
15 |
10 |
4 |
Фруктовые |
6 |
7 |
5 |
Древесные |
2 |
5 |
6 |
Травяные |
1 |
1 |
7 |
Химические |
10 |
7 |
8 |
Морские |
0 |
4 |
9 |
Овощные |
0 |
2 |
10 |
Мятные |
3 |
5 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
11 |
Пряные |
0 |
3 |
12 |
Ягодные |
1 |
2 |
13 |
Запах свежести |
6 |
2 |
14 |
Цитрусовые |
10 |
17 |
15 |
Сладкие |
1 |
4 |
16 |
Кофейные |
7 |
12 |
17 |
Тропические |
0 |
3 |
18 |
Ванильные |
3 |
6 |
19 |
Шоколадные |
1 |
4 |
20 |
Запах костра |
0 |
5 |
11 классы:
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Цветочный |
7 |
20 |
2 |
Хвойные |
7 |
3 |
3 |
Пищевые |
3 |
9 |
4 |
Фруктовые |
2 |
4 |
5 |
Древесные |
2 |
0 |
6 |
Травяные |
3 |
3 |
7 |
Табачные |
0 |
1 |
8 |
Морские |
4 |
4 |
9 |
Мятные |
0 |
1 |
10 |
Ягодные |
1 |
1 |
11 |
Запах свежести |
6 |
6 |
12 |
Цитрусовые |
8 |
10 |
13 |
Кофейные |
1 |
6 |
14 |
Тропические |
0 |
2 |
15 |
Ванильные |
1 |
4 |
16 |
Шоколадные |
0 |
5 |
17 |
Запах костра |
0 |
5 |
Таблица 3. Приятные запахи для участников третей возрастной группы (работники школы).
№ |
Виды запахов |
Мужчины |
Женщины |
1 |
Цветочный |
5 |
10 |
2 |
Фруктовые |
4 |
9 |
3 |
Древесные |
3 |
7 |
4 |
Хвойные |
5 |
8 |
5 |
Ягодные |
2 |
9 |
6 |
Морские |
1 |
8 |
7 |
Теплые |
0 |
3 |
8 |
Морские |
4 |
8 |
№ |
Виды запахов |
Мужчины |
Женщины |
9 |
Цитрусовые |
4 |
8 |
10 |
Сладкие |
3 |
5 |
11 |
Пряные |
4 |
3 |
12 |
Кофейные |
1 |
1 |
13 |
Запах свежести |
3 |
4 |
14 |
Тропические |
2 |
6 |
15 |
Шоколадные |
1 |
5 |
16 |
Ванильные |
0 |
3 |
Приложение V
Таблица 1. Неприятные запахи для учащихся первой возрастной группы (6 классы).
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Ацетон |
3 |
2 |
2 |
Нефти |
2 |
2 |
3 |
Запах желчи |
4 |
0 |
4 |
Алкоголь |
1 |
0 |
5 |
Табачные |
12 |
3 |
6 |
Краска |
6 |
3 |
7 |
Цветочные |
5 |
1 |
8 |
Гнилостные |
13 |
6 |
9 |
Кофейный |
1 |
0 |
10 |
Клей |
2 |
0 |
11 |
Грибные |
1 |
0 |
12 |
Запах дыма |
9 |
2 |
13 |
Болотные |
2 |
3 |
14 |
Бензин |
8 |
3 |
15 |
Выхлопные газы |
8 |
2 |
16 |
Морские |
1 |
0 |
17 |
Запах сырости |
2 |
0 |
18 |
Запах резины |
2 |
0 |
19 |
Лекарственные |
0 |
2 |
20 |
Овощные |
0 |
1 |
21 |
Древесные |
0 |
1 |
22 |
Цитрусовые |
0 |
2 |
23 |
Хвойные |
0 |
2 |
Таблица 2. Неприятные запахи для учащихся второй возрастной группы (10 и 11 классы). 10 классы:
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Химические |
21 |
38 |
2 |
Хвойные |
0 |
1 |
3 |
Чесночные |
1 |
2 |
4 |
Запах сырости |
1 |
0 |
5 |
Табачные |
12 |
9 |
6 |
Резкие |
3 |
0 |
7 |
Цветочные |
1 |
1 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
8 |
Гнилостные |
11 |
10 |
9 |
Древесные |
0 |
1 |
10 |
Запах резины |
2 |
1 |
11 |
Кофейные |
1 |
0 |
12 |
Запах дыма |
1 |
0 |
13 |
Болотные |
0 |
2 |
14 |
Лекарственные |
0 |
2 |
11 классы:
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
1 |
Химические |
8 |
13 |
2 |
Хвойные |
0 |
2 |
3 |
Чесночные |
1 |
5 |
4 |
Пищевые |
3 |
6 |
5 |
Табачные |
0 |
4 |
№ |
Виды запахов |
Мальчики |
Девочки |
6 |
Гнилостные |
4 |
2 |
7 |
Ванильные |
1 |
0 |
8 |
Запах дыма |
2 |
0 |
9 |
Лекарственные |
2 |
2 |
10 |
Цветочные |
1 |
2 |
Таблица 3. Неприятные запахи для участников третей возрастной группы (работники школы).
№ |
Виды запахов |
Мужчины |
Женщины |
1 |
Химические |
4 |
8 |
2 |
Табачные |
2 |
9 |
3 |
Резкие |
1 |
7 |
4 |
Хвойные |
1 |
0 |
5 |
Гнилостные |
4 |
10 |
6 |
Древесные |
0 |
1 |
7 |
Болотные |
2 |
8 |
8 |
Горькие |
1 |
6 |
9 |
Кислые |
3 |
7 |
10 |
Запах гари |
4 |
7 |
11 |
Кофейные |
2 |
1 |
Приложение 6.
Рис.1. Информированность обучающихся о влиянии запахов на организм человека.
Таблица 1. Какое количество учащихся первой возрастной группы (6 классы) знает о влиянии запахов на организм человека.
Мальчики |
Девочки |
||||
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
14 (40%) |
7(20%) |
14 (40%) |
4 (22%) |
6 (33%) |
8 (45%) |
Примеры: хвоя -улучшает органы дыхания, валериана, ромашка -успокаивает, , бензин- вызывает головные боли. |
Примеры: хвоя – улучшает органы дыхания, краска – вызывает неприятные ощущения. |
10 классы:
Мальчики |
Девочки |
||||
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
8 (36%) |
11 (50%) |
3 (14%) |
10 (45%) |
12 (55%) |
0 (0%) |
Примеры: эвкалипт – помогает при астме, бензин, краска – вызывают головную боль. |
Примеры: эвкалипт- помогает при астме, лаванда – расслабляет, хвойные – улучшает органы дыхания, краска – головная боль. |
11 классы:
Мальчики |
Девочки |
||||
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
4 (29%) |
9 (64%) |
1 (7%) |
12 (63%) |
3 (16%) |
4 (21%) |
Примеры:жасмин, мята, ромашка – успокаивают, бензин, краска – вызывают головную боль. |
Примеры: цитрусовые –улучшают память, придают бодрость цветочные – улучшают настроение, расслабляет, хвойные – улучшает органы дыхания, краска – головная боль, лаванда – успокаивает, герань – бактерицидное средство. |
Таблица 3. Какое количество участников третей возрастной группы (работники школы) знает о влиянии запахов на организм человека.
Мужчины |
Женщины |
||||
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
Знают, что запахи влияют на организм человека. Приводят примеры. |
Знают, что запахи влияют, но не знают какие. |
Не знают о влиянии запахов на организм человека. |
3 (60%) |
1 (20%) |
1 (20%) |
7 (70%) |
2 (30%) |
0 (0%) |
Примеры: герань – повышает настроение, хвоя - улучшает органы дыхания, ромашка – расслабляет. |
Примеры: хвоя – улучшает органы дыхания, валериана – успокаивает, эвкалипт – бактерицидное средство, лаванда, герань, бергамот – успокаивает, краска, клей, лак – вызывают головную боль. |
Таблица 1. Коэффициент обоняния I-III возрастных групп.
Возрастная группа (класс) |
Пол |
Средний коэффициент остроты обоняния |
Средний коэффициент остроты обоняния в возрастной группе |
|
I ( 6 класс) |
девочки |
2,5 |
2,45 |
|
мальчики |
2,4 |
|||
II (10 класс) |
девочки |
2,6 |
2,5 |
2, 48 |
мальчики |
2,4 |
|||
II (11 класс) |
девочки |
2,4 |
2,45 |
|
мальчики |
2,5 |
|||
III (45-55 лет) |
женщины |
2,1 |
2,15 |
|
мужчины |
2,2 |
Таблица 2. Определению остроты обоняния учащихся первой возрастной группы (6 классы)
Мальчики |
||||||||||||||||||
№ |
Лимон |
Эвкалипт |
Лаванда |
Герань |
Шалфей |
Гвоздика |
Сосна |
Мандарин |
Бергамот |
Мелисса |
||||||||
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
6 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
7 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
9 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
11 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
13 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
15 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
16 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
17 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
18 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
19 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
20 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
21 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
22 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
23 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
24 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
25 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
26 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
27 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
28 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
29 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
30 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
31 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
32 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
33 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
34 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
35 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
Всего |
96 |
77 |
80 |
70 |
80 |
85 |
97 |
110 |
76 |
70 |
||||||||
Чувствительная реакция на запахи: герань, мелисса, шалфей, бергамот. |
||||||||||||||||||
Девочки |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||||||||
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||||||||
5 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
7 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
8 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
||||||||
9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
10 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
||||||||
11 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||||||||
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
||||||||
13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
||||||||
14 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
15 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
||||||||
16 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
||||||||
17 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
||||||||
18 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||||||||
Всего |
47 |
42 |
45 |
46 |
36 |
43 |
45 |
52 |
46 |
46 |
||||||||
Связывают ароматы с конфетами, леденцами, мылом, кока-колой, специями, лекарствами. |
Таблица 3. Определению остроты обоняния учащихся второй возрастной группы .
10 классы:
Мальчики |
|||||||||||
№ |
Лимон |
Эвкалипт |
Лаванда |
Герань |
Шалфей |
Гвоздика |
Сосна |
Мандарин |
Бергамот |
Мелисса |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
6 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
8 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
9 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|
10 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
11 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
12 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
13 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
14 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
15 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
16 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
17 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
18 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
19 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
20 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
21 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
22 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего |
64 |
52 |
47 |
46 |
46 |
51 |
55 |
61 |
66 |
51 |
|
Девочки |
|||||||||||
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
6 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
9 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
10 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
11 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
12 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
13 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
14 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
15 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
16 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
17 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
18 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
19 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
20 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
21 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
|
22 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
Всего |
63 |
54 |
53 |
49 |
50 |
62 |
56 |
60 |
50 |
45 |
11 классы:
Мальчики |
|||||||||||
№ |
Лимон |
Эвкалипт |
Лаванда |
Герань |
Шалфей |
Гвоздика |
Сосна |
Мандарин |
Бергамот |
Мелисса |
|
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
6 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
10 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
11 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
Всего |
28 |
27 |
28 |
22 |
22 |
31 |
30 |
33 |
24 |
33 |
|
Девочки |
|||||||||||
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
6 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
8 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
9 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
10 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|
11 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
13 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
14 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
15 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
16 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
17 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
18 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
19 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Всего |
57 |
42 |
49 |
38 |
38 |
47 |
50 |
53 |
40 |
44 |
Таблица 4. Определению остроты обоняния участников третей возрастной группы (учителя и работники школы).
Женщины |
||||||||||
№ |
Лимон |
Эвкалипт |
Лаванда |
Герань |
Шалфей |
Гвоздика |
Сосна |
Мандарин |
Бергамот |
Мелисса |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
7 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Всего |
20 |
20 |
20 |
21 |
20 |
23 |
23 |
28 |
20 |
20 |
Мужчины |
||||||||||
№ |
Лимон |
Эвкалипт |
Лаванда |
Герань |
Шалфей |
Гвоздика |
Сосна |
Мандарин |
Бергамот |
Мелисса |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Всего |
10 |
12 |
10 |
11 |
11 |
12 |
14 |
13 |
11 |
11 |
Приложение 8.
Тип запаха |
Растение |
Воздействие на организм |
Лечебный эффект |
Противопоказания |
Аромат кисловатый, прохладный, легкий, тонкий. |
ЛИМОН (LEMON) |
Способствует восстановлению после тяжелой работы, укрепляет иммунную систему человека. Обеспечивает равновесие эмоций, помогает избавиться от тревоги, повышает настроение и улучшает общее самочувствие. Стимулирует умственные способности. |
Обладает противовирусным и противоинфекционным действием. Снимает головные боли, головокружения, тошноту. Имеет сильные тонизирующие свойства.Рекомендуется для лечения инфекций дыхательных путей: гриппе, простуде, бронхите, синусите. Помогает при астме. |
Может вызвать аллергические заболевания. |
Аромат терпкий, вяжущий, резкий. |
ЭВКАЛИПТ (EUCALYPTUS) |
Стимулирует умственные способности, укрепляет память, повышает настроение, снимает сонливость. |
Мощное антивирусное и противовоспалительное средство. Помогает при астме. |
Исключают прием гомеопатических препаратов. |
Аромат холодный, свежий, тонкий, горьковатый |
ЛАВАНДА(LAVENDER) |
Снимает состояние депрессии, перепады настроения, уменьшает агрессию. Устраняет умственную вялость, раздражительность, истерии и состояния беспричинного страха |
Благоприятно использовать при гриппе, бронхитах, пневмонии. Снимает переутомление, бессонницу, укрепляет иммунитет организма. Стимулирует кровоснабжение сердца, нормализует его ритм, лечит гипертонию, одышку. |
От применения масла лаванды следует воздержаться при химиотерапии. |
Аромат мягкий, терпкий, охлаждающий, свежий. |
ГЕРАНЬ(GERANIUM) |
Успокаивает, повышает настроение, укрепляет уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Помогает справиться с резкими колебаниями настроения, напряженностью, слезливостью и депрессией. |
Обладает сильным противовоспалительным действием, снимает головные боли, мигрени, приступы гипертонии. |
Индивидуальная непереносимость герани. |
Аромат свежий, прохладный, горьковатый |
ШАЛФЕЙ(SAGE) |
Снимает стресс и напряжение.Восстанавливает умственные способности, память, концентрацию внимания. Снимает сонливость. |
Является сильным антисептиком, снимает головную боль. |
Не использовать при гипертонии |
Аромат пряный, острый, душистый. |
ГВОЗДИКА(CLOVE) |
Применяется при переутомлении, головокружении. |
Ее применяют от головных болей, мигрени, глухоты. |
Следует избегать при нервном перевозбуждении. |
Аромат свежий, холодный, легкий, маслянистый. |
СОСНА(PINE) |
Помогает быстро восстановить силы после тяжелого эмоционального удара. Полезен тем, кто испытывает неоправданное чувство вины, освобождает от него. |
Сильный антисептик, применяется для лечения инфекций дыхательных путей. |
Не принимать при острой форме воспаления почек. Не применять детям до 6 лет. |
Аромат кисловатый, прохладный, легкий. |
МАНДАРИН (MANDARINE) |
Расслабляет, снимает умственные напряжения, устраняет депрессии, хандру. |
Улучшает кровообращение, способствует гармонизации системы пищеварения. |
Может вызвать аллергию. |
Аромат холодный, кисло-сладкий, нежный, свежий |
БЕРГАМОТ (BERGAMOT) |
Обладает сильным тонизирующим действием. Успокаивает, дает силы, снимает усталость, напряжение, поднимает настроение, улучшает память и внимание. |
Используется при лечении бронхита, астмы. Используется для снятия эмоциональных стрессов и при нерешительности.Ослабляет тревогу, чрезмерный негативизм, депрессию. |
Масло может вызвать раздражение и повысить чувствительность кожи к солнечной радиации. |
Аромат резкий, кисловатый, прохладный. |
МЕЛИССА(MELISSA) |
Повышает настроение, успокаивает, облегчает боли. Считается «эликсиром жизни». Хорошо справляется с беспокойством, паникой, шоком, гневом, проясняет мысли. |
Исключительно тонизирует деятельность сердца, устраняет сильное сердцебиение. |
Индивидуальная непереносимость. |