Одной из важных составляющих здорового образа жизни является своевременное и правильное питание. Первые очерки о подборе рациона, объёме потребляемых продуктов питания, количестве приёмов пищи в день появились ещё в античности — данными вопросами интересовались такие ученые, как Гиппократ, Пифагор, Клавдий Гален. Достаточное внимание вопросам питания уделял И.И. Мечников, считавший неправильное питание вероятной причиной преждевременного старения. [3].
В наше время рациональное питание изучается диетологами и валеологами. Кроме этого, существует отдельное направление – нутрициология – наука, специализирующаяся на гигиене и аспектах питания. Данная научная дисциплина состоит из двух больших взаимосвязанных разделов, которые рассматривают не только сведения о питании и обмене веществ, но и имеют большое отношение к практической стороне проблем питания. [5].
Питание играет огромную роль в жизнедеятельности человека и в правильном функционировании организма, поэтому важно своевременно собирать и обновлять статистику о качестве питания, его влиянии на здоровье человека. Это позволяет реагировать на изменение психоэмоционального состояния и устанавливать причины их нарушения. При этом современный человек недостаточно потребляет необходимые вещества в результате утраты разнообразия рациона, сведения к узкому стандартному набору нескольких основных групп продуктов и готовых блюд. В рационе возрастает доля продуктов, подвергнутых консервированию, длительному хранению, интенсивной технологической обработке, что неизбежно ведет к тому же к существенной потере витаминов. [4].
Несмотря на регулярные публикации, посвящённые современному питанию школьников, ряд вопросов, связанных с воздействием рациональности питания на самочувствие и настроение учащихся, освещён слабо. Кроме того, под воздействием ряда факторов, прежде всего – социологических, рацион современных школьников подвержен постоянным изменениям [6].
Выявленные недостатки в наших знаниях объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью школьников быть здоровыми, обладающими устойчивым психоэмоциональным состоянием и – недопониманием, воздействует ли рациональность питания на самочувствие и настроение школьника; между объективной необходимостью знания всех факторов и слабой информированностью школьников по этой теме.
С учётом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: воздействует ли рациональность питания на самочувствие, активность и настроение учащихся?
Актуальность проблемы, её значимость и недостаточное понимание вопроса определили тему нашего исследования «Влияние современного питанияна психоэмоциональное состояние учеников среднего школьного возраста».
Цель, объекты исследования и задачи
В связи с этим целью работы явилось изучение воздействия современного питания на психоэмоциональное состояние учеников среднего школьного возраста.
Объект исследования: современное питание человека.
Предмет исследования: рациональность питания, показатели самочувствия, активности, настроения школьников.
Задачи исследования ставились следующие: а) изучить уровень рациональности питания школьников; б) изучить показатели самочувствия, активности, настроения школьников; в) установить наличие и достоверность взаимодействия показателя рациональности питания и показателей опросника САН.
В качестве исследуемой группы были выбраны учащиеся 8-9-х классов, так как именно на данную категорию учеников возлагается высокая психологическая нагрузка в связи с подготовкой к первым крупным в жизни экзаменам. [2]
Было опрошено 56 человек, опрос проводился в середине учебной недели, в период с 10 до 11 часов.
Материалы и методы
Рациональность питания выявлялась авторским опросником, показывающим своевременность питания, его полноту и правильность. Номер ответа соответствовал количеству полученных баллов. Диапазон 0-8 баллов был принят за низкий уровень рациональности питания, 9-17 баллов — за умеренный, 18-27 — за высокий. (прил.1)
Психоэмоциональное состояние изучалось с использованием опросника САН. (прил.2) Методика САН была разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 году и находит широкое применение при оценке самочувствия, активности и настроения. Полученные данные, согласно рекомендациям к использованию опросника, делились на три категории показателей (самочувствие, активность, настроение) с последующим обсчетом полученных данных. [1]
Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы MS Excel 2010 с добавленным пакетом анализа данных. Для изучения корреляции между показателем рациональности питания и психоэмоциональными показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для анализа влияния показателя уровня питания на зависимые показатели, подсчитывался R-квадрат парной линейной регрессии. Коэффициент детерминации R-квадрат считался достоверным при значениях R-квадрат > 0,50; р ≤ 0,05.
Результаты и обсуждение
Среднее арифметическое рациональности питания, согласно проведенному опросу, составило 9 условных баллов, что является нижней границей нормы (табл. 1).
Первым рассматриваемым показателем относительно рациональности питания является самочувствие. Среднее арифметическое данного критерия равно 4,8, данное число ниже критерия нормы согласно интерпретации результатов опросника САН (табл. 1) [1]. Уровень самочувствия отчетливо коррелирует с показателем рациональности питания (прил.3, рис. 1), однако коэффициент детерминации не даёт возможности утверждать, что самочувствие учащихся определяется именно рациональностью питания.
Схожие результаты были получены при изучении уровня активности обучающихся. Среднее арифметическое располагается ниже нормального диапазона, что свидетельствует о пониженной активности (табл. 1). Коэффициент корреляции расположен в диапазоне умеренной взаимосвязи уровня активности и рациональности питания (прил.3, рис. 2), но коэффициент детерминации активности от рациональности питания находится вне диапазона значений, которые дают однозначный положительный ответ о зависимости активности от рационального питания.
Среднее арифметическое третьего критерия - настроения - соответствует критерию нормы. Коэффициент корреляции высокий (0,73), что указывает на высокую взаимосвязь настроения и рационального питания (прил.3, рис. 3). Коэффициент детерминации равен 0, 53, что позволяет с большой долей вероятности утверждать о влиянии рациональности питания на настроение учеников (табл. 1).
Таким образом, выявлено следующее: нельзя однозначно утверждать о влиянии рационального питания на самочувствие и активностьучеников среднего школьного возраста, однако полученные данные свидетельствуют о взаимной корреляции. Вероятно, есть дополнительные факторы, влияющие на взаимосвязь рассматриваемых показателей, которые не учитывались в данной работе. Однозначный положительный вывод, подтверждаемый коэффициентом детерминации, можно сделать лишь о влиянии рационального питания на настроение учащихся среднего звена.
Табл.1
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
|
Среднее арифметическое |
4, 8 |
4, 5 |
5, 2 |
Корреляция |
0, 54 |
0, 48 |
0, 73 |
Коэффициент детерминации, R-квадрат |
0, 29 |
0, 23 |
0, 53 |
Достоверность |
|