ОХРАНА ПТИЦЫ – СИМВОЛА 2017 ГОДА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОХРАНА ПТИЦЫ – СИМВОЛА 2017 ГОДА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Бородина А.Ю. 1Давлатова Н.Н. 1Ткач А.А. 1
1
Привалова Л.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из важнейших проблем, стоящих перед современной орнитологией, является охрана редких и исчезающих видов птиц. Некоторые виды пернатых находятся на грани исчезновения, что говорит о значимости природоохранных мер. Несмотря на относительную изученность редких видов птиц, она не решает задачу по их сохранению. Экологам предстоит проделать огромный фронт работы, а помочь с этим могут эстетические возможности и творческий подход к решению проблемы.

Выбранная нами тема является актуальной с точки зрения изучения особенностей жизни гаички буроголовой. У нас появляется возможность не только экологического, но и эстетического воспитания детей через создание художественных картин и презентаций. В 2017 год, объявленный в России Годом особо охраняемых природных территорий и Годом экологии, забота о буроголовой гаичке поможет нам всем не только формировать экологическую культуру населения, но сохранить окружающий мир для людей и птиц.

Основной целью данной работы является всестороннее изучение аспектов жизни гаички буроголовой. Текущее состояние волнует в том числе и потому, что центральные районы обитания птицы подвергаются интенсивным освоением земли и созданию охотничьих угодий. К тому же, гаичка является зимующей в нашем регионе птицей, а значит нуждается в дополнительной помощи уже со стороны человека.

В соответствии с поставленными целями в качестве задач выделим:

  • Выявление местообитания буроголовых гаичек;

  • Изучение экологической ситуации в регионе и ее влияние на жизнь птицы;

  • Анализ причин сокращения популяции птиц;

  • Планирование дальнейших экологических шагов помощи птицам;

  • Рекомендации по охране, способам сохранения вида.

Научная новизна работы состоит в том, что мы связали экологическую защиту гаичек буроголовых с эстетическим воспитанием детей. Нами были выявлены сезонные ритмы развития птиц на территории Национального Парка «Нижняя Кама», а также предприняты попытки выделить ряд новых шагов для сохранения популяции птиц отряда синицевых на территории региона.

Практическая ценность представленного материала заключается в том, что он может использоваться для экологического воспитания учащихся на уроках ИЗО и внеклассных мероприятиях. Собранный и проанализированный материал позволил дополнить фонд Национального Парка «Нижняя Кама» в части эстетического сознания людей. Тема может изучаться и по другим направлениям школьных дисциплин.

Калякин Михаил Владимирович и Коблик Евгений Александрович составили «Полный определитель птиц европейской части России», где описываются характерные особенности гаички буроголовой. Ценность изданию придаёт включение карт распространения птицы на территории европейской части России всех встречающихся здесь видов птиц. В частности, можно сделать вывод о том, что пухляш обитает не только в Центральной части России, но и в сибирской тайге и даже в горной местности (например, на Алтае на высоте до 2300 м над уровнем моря).

Не менее интересен для изучения «Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий» Степаняна Л.С. Автор заостряет внимание на проблемах сокращения популяции гаичек буроголовых, а также связывает это с характерными особенностями питания и гнездования птицы. В первую очередь речь идет о создании жилища и запасах птиц на осень и зиму.

Коблик Е.А. в своей книге «Список птиц Российской Федерации» существенно расширяет представление о семействе синицевых. В видовых очерках специально подчеркиваются отличия от других видов, охарактеризованы голос, распространение, биологические особенности пухляшей (сроки миграций, гнездования, особенности размножения, питание).

«Лесная энциклопедия» под научно-редакционным советом во главе с А.М. Прохоровым раскрывает нюансы жизни особей птицы и их птенцов. В частности, говорится о том, что способность к полёту у птенцов появляется через 17—20 дней, однако и после этого в течение 12 дней птенцы неспособны добывать корм самостоятельно и полностью зависимы от родителей. Здесь же даны рекомендации по уходу за пернатыми, в случае их обнаружения подле мест гнездований гаички буроголовой. Авторы поднимают проблему защиты птиц как в летнее, так и в зимнее время.

Экологические проблемы по охране птиц хотя и были в центре внимания, но рассматривались отдельно от эстетического воспитания школьников. Работая над проблемой, мы расширили горизонты изучения проблемы, связав ее с экологизацией искусства. Это позволило разработать несколько эффективных шагов для сохранения гаички буроголовой на территории нашего региона. Апробация работы происходила в условиях сотрудничества с Национальным Парком «Нижняя Кама» г. Елабуга, что позволило дополнить нашими разработками уже существующие методики по охране птиц. В ходе сбора данных авторы работы прибегали к библиографическому и орнитологическому фондам природоохранной организации Республики Татарстан по Елабужскому району.

Структура научно-практической работы состоит из двух глав: в первой даётся описание жизни гаички буроголовой, а также поднимаются проблемы сокращения популяции птиц. Во второй главе даётся практическая часть, а именно отображение эстетико-экологических шагов помощи пухляшам и другим птицам. В качестве приложений к научной работе можно рассматривать картины, выполненные из природных материалов (флористика).

Раздел 1. Семейство синицевых – гаечка буроголовая (пухляш)

Под названием «гаички» объединяются два разных вида с несколькими подвидами и очень различным, но частично совпадающим распространением. Общие признаки этих мелких синичек: черная шапочка, заходящая и на затылок (без светлого пятна), и буровато-серая или серо-бурая спина (разных оттенков). Крылья и хвост серо-бурые. Нижняя сторона грязно-белая с буроватостью. На горле черное пятно (бородка). Самка неотличима от самца.

Эти признаки, и сами по себе мало заметные, несколько различны у двух видов гаичек — серой (пухляка, прим. ред.) и бурой (черноголовой гаички, прим. ред.). Их часто смешивают даже наблюдатели-специалисты, а между тем, если присмотреться, можно заметить различия не только по окраске, но и по голосу и повадкам. В западных и юго-западных местностях Европейской части России в осенних кочующих стайках встречаются вместе оба вида гаичек, и изучать их биологические различия в это время очень удобно.

По своим гнездовым склонностям эти птички также различаются, так как бурая гаичка предпочитает разреженные широколиственные леса, а серая — сырые смешанные или хвойные и живет даже в глухой тайге. В России шире распространена серая гаичка — от Архангельска до Украины и по всей таежной Сибири до Камчатки и Охотского моря. Во время зимних кочевок стайки появляются южнее, например, на Украине.

У серой гаички окраска спины серая, «мышиного» цвета, черная шапочка далеко заходит на затылок (остроконечной косичкой), и горловое пятно довольно крупное, как бы размытое.Гаички очень подвижны и даже вертлявы: ни минуты не посидят спокойно. Ловко шмыгают они в самых густых ветвях, то тут, то там склевывая насекомых. Более крупную находку гаичка прихватывает пальцами ног и раздалбливает ударами клюва. Ее черные глазенки зорко высматривают добычу, и ни одна щелка или трещинка в коре и ветвях дерева не останется без осмотра. Она кормится всякой мелочью, крошечными яичками паучков и насекомых, но, разыскивая корм с утра до вечера, успевает хорошо наполнить желудок. Только зимой, в морозы и метели, птичкам приходится плохо. Они прячутся тогда в густых ельниках, куда не проникают ветер и снег. С осени появляются и близ жилья, в садах и парках, и легко привыкают к искусственной прикормке и к человеку. Нетрудно добиться, чтобы они брали коноплю или мучных червей прямо с руки.

Серую гаичку в природе легко отличить от бурой по голосу. У серых гаичек есть очень характерный позыв, вроде «ци-ци-гее... гее... гее...» (первые слоги отрывистые, цикающие, последние — хриплые и растянутые, как бы с ударением). Это «гайканье» повторяется почти ежеминутно (перекличка) и сопровождается тонким синичьим писком и циканьем. Кроме того, у серых гаичек есть особый звучный и довольно низкий выкрик: «чи-чи-чи-фиу-цифик...».

Пение обоих видов также совершенно различно. Его можно слышать уже с марта. У серой гаички это звучные и чистые свисты — «тиу-тиу-тиу...», повторяющиеся раз 5-6 подряд. Иногда первые три удара поются выше тоном, чем три последних. Песня имеет как бы печальный оттенок. Попав в ловушку (например, в западню), бурые гаички обычно сидят смирно, как будто оцепеневают, а серые мечутся и пытаются выскочить. Одна и та же бурая гаичка зимой может попадать в западню по 3-4 раза в день, серые же заметно более осторожны.

Раздел 2. Образ жизни гаички буроголовой

С ранней весны гаички возвращаются на свои гнездовые места. Излюбленной гнездовой стацией серой гаички служат, глухие и заболоченные берега лесных речек, с гнилым лиственным сухостоем, среди больших хвойных деревьев. Иногда в совершенно трухлявых тонких стволах или пнях березы, ольхи, осины птички сами выдалбливают (выщипывают) дупло или же селятся в брошенном гнезде дятла. Гнездовая выстилка очень скудная, из тонких размочаленных лубяных волокон или даже просто из древесной трухи. Лишь очень редко бывают перья и пух.

Яички часто различной величины (длиной до 16 миллиметров) и имеют по белому фону буроватые пятнышки, более тусклые, чем у хохлатой или московки. Насиживают оба пола. Десяток подрастающих птенцов иногда битком переполняет тесное дупло. В двухнедельном возрасте они покидают дупло, и выводок отправляется, в кочевки по лесным зарослям. В половине лета (с июля) в таких местах часто можно слышать писк слетков («хии-це-це...»), выпрашивающих пищу у родителей.

В это время гаички питаются исключительно животной пищей, которой вполне достаточно. Только с осени они начинают интересоваться различными семенами. Подбор их очень разнообразен. Установлено, что бурые гаички едят семена подсолнечника, осота, различных васильковых, шалфея, пикульника, серпухи и, многих других, преимущественно сложноцветных. Столь же разнообразен зерновой осенний и зимний корм и у серых гаичек, но точных наблюдений над ними проведено меньше. Охотно долбят они, например, семена пустырника, собирая их с торчащих из-под снега сухих стеблей у окраин лесных дорог и по опушкам. Но очень часто в семенах или среди них гаички находят и зимующих личинок насекомых. На лесных дорогах зимою они часто выбирают овес из конского навоза и раздалбливают зерна, улетев с ними на дерево.

Различия в биотопических предпочтениях пухляка и черноголовой гаички помогают определить вид в полевых условиях. Пухляк повсеместно тяготеет к самым разным типам хвойных лесов, доходя таким образом до зоны тундр. Нередок в различных мелколиственных древостоях, спелых широколиственных лесов избегает. Тяготеет к опушечным участкам и пойменным зарослям. При достаточном количестве корма может выдерживать очень суровые зимы; при массовом неурожае семян хвойных можно наблюдать массовые инвазии в более южные районы. Большую часть года пухляки живут парами и небольшими стайками, в которых существует сложная иерархия, зависящая от пола и возраста птиц.

Питание разнообразное, включает в первую очередь беспозвоночных, а также плоды и семена диких и культурных растений. Ест цветы, почки, пьёт сок различных деревьев. В конце лета и осенью запасает корм на зиму. Обычен зимой на кормушках, типичный участник смешанных синичьих стаек. Гнездится с апреля по июль. Моногамный вид, пары сохраняются на всю жизнь.

Гнездо устраивает в старом дупле или естественной нише на высоте до 10 м над землёй, обычно ниже 1 м. Часто делает дупло самостоятельно. Это осуществимо лишь в деревьях с мягкой подгнившей древесиной, из которой оба родителя выщипывают маленькие кусочки. Занимает и старые дупла дятлов. Гнездовую постройку из кусочков коры, древесины, травы, растительных волокон, шерсти и перьев сооружает самка, мох использует редко. В кладке 5–9 белых с красноватыми или коричневатыми крапинками яиц. Насиживает кладку самка в течение 13–15 дней, кормит птенцов 17–20 дней вместе с самцом. Родители продолжают кормить молодняк ещё около 12–15 дней после вылета.

Всего по данным зимних учетов в лесах Европейской России зимой насчитывается около 20-25 миллионов буроголовых гаичек. Всего же их в России, вероятно, в 5-7 раз больше. Много то или мало? Удивительное совпадение – оказывается, что по численности пухляков в России примерно столько же, сколько людей… А в Европейской России пухляков по сравнению с людьми примерно в 4 раза меньше. Казалось бы, что птиц, особенно самых массовых, должно быть больше, чем людей. Но это не так. Кроме того, численность пухляков, зимующих на территории Европейской России, снизилась за последние три десятилетия более чем на четверть. Так, в 1980-1990-х годах их было по расчетам 26-28 миллионов, в первом десятилетии двухтысячных – 21-26, во втором – 19-20 миллионов. Причины этого снижения не до конца ясны; основные среди них, вероятнее всего – это массовые вырубки таежных лесов и изменения климата. Влажные зимы с оттепелями пухляки переносят хуже, чем многоснежье и морозы.

Раздел 3. Эстетико-экологическое воспитание учащихся

В современном арсенале эстетико-экологического образования имеется достаточно много средств, форм и методов формирования новой этики в отношение человечества и природы. Одним из наиболее эффективных средств воспитания высокого уровня эстетико-экологической культуры школьников является изобразительное искусство.

Человек, научившись воплощать окружающий мир в своих творческих работах, начинает по-новому относиться к себе, к своему творчеству, к миру природы, которая является источником его вдохновения.

Особенно нравится учащимся выполнять проекты о природе и ее обитателях. Это связано с тем, что в нашем регионе имеется Национальный Парк «Нижняя Кама» и учащимся нравится бывать в музее Природы этого Парка. Ведь сотрудники не просто показывают, рассказывают о природе нашего края, но и проводят познавательные конкурсы, игры. Ежегодно учащиеся рисуют и изготавливают листовки, делают проекты по экологической тематике «Покормите птиц зимой!», «Сохраним ель!», «Сохраним мир заповедной природы». Работы из природных материалов учащихся школы №6 украшают музей Природы.

В ходе сбора информации по экологической проблематике, мы обращались за консультацией к главному орнитологу г. Елабуга и специалисту Национального Парка «Нижняя Кама» Бекмансурову Ринуру Хадияровичу. В частности, нам стали известны некоторые подробности из жизни пухляшей. Также мы узнали об экологических проблемах нашего региона, связанных с подкормкой птиц в зимнее время года. Часть собранного материала легла в основу научно-практической работы. Кроме того, ежегодно учащимися школы вместе с сотрудниками Национального парка развешиваются кормушки в Танаевском лесу. Школьники принимают участие в трудовых «десантах» по очистке заповедной территории елабужских лесов.

Жак-Ив Кусто сказал, что охрана окружающей среды есть способ продления нас самих любым способом – через знания, любовь, участие, творчество. Действительно, природный материал сам по себе обладает потрясающей энергетикой. Работая с листьями и цветами, вдыхая их аромат и созерцая их красоту, невозможно оставаться равнодушным. Это искусство успокаивает и приносит ощущение внутренней гармонии. К тому же, запахи многих природных материалов обладают целебными свойствами, т.е. это еще и ароматерапия.

Не нужно тратить деньги на лаки, краски и другие материалы. Необходимо приобрести только рамы для создания картин. Такое искусство можно назвать эксклюзивным.

Композицию можно выполнить из засушенных листьев:

1. Рисуем эскиз для картины.

2. Рисунок птицы и веток выполняется в цвете, чтобы он служил цветовым эскизом для последующей работы.

3. Фон выполнен по принципу «растяжки» от жёлтого цвета к зелёному и тёмно-зелёному.

4. На кальку переводят отдельно каждую деталь, имеющую самостоятельный цвет и выполняют листья для ее выполнения.

5. Когда все детали вырезаны, нужно собрать их в соответствии с эскизом, а затем соединить друг с другом.

6. Собранное изображение птицы, веток, листьев монтируют на подготовленный фон. Работа с этим хрупким материалом требует особой аккуратности.

7. Оформление готовой работы под стекло в рамку.

Флористическая живопись – это декоративно-прикладное искусство, где роль красок выполняют цветы, листья, кора и пух растений. Собирать природный материал можно в любое время года.

Заключение

Еще совсем недавно маленького представителя пернатых под названием «пухляк» относили к синичьему семейству. Но, изучив получше повадки, внешность и образ жизни ученые-орнитологи поняли, что это абсолютно самостоятельная группа птиц. Поэтому их выделили в отдельный род, которому дали смешное и ласковое определение – гаички. Гаички делятся на два подвида: черноголовые и буроголовые. Эти малютки не особо жалуют человека и предпочитают проводит свою жизнь в глухих непроходимых лесных чащах. Наведаться к людскому жилью они могут лишь в крайнем случае, если к визиту их вынудит голод. Даже кормушки с пищей посещают очень неохотно.

Пухляком птицу назвали потому, что во время ненастья или в холода она сильно распушает перья. В эти моменты ее оперение трудно назвать непримечательным. Да, она не начинает сверкать всеми цветами радуги, но ее хвост и крылья с растопыренными перьями в это время похожи на три маленьких стальных веера с четко очерченными краями, соединенными между собой.

Радоваться жизни птахам суровой природой отмерено всего 2-3 года. Очень редко этот срок может достигать лет 9, не больше. Столько же птица способна прожить в домашней обстановке, наверное, потому, что ей не приходится постоянно вести борьбу за собственное существование. Вот тут и наступает один из самых важных моментов – сохранение популяции птицы в нашем регионе.

Начиная с 1996 года, Союз Охраны Птиц России выбирает птицу-символ Года. В 2017 году ей была выбрана гаичка буроголовая из семейства синицевых. Вместе с тем в нашей стране проводится активная природоохранная работа, специальные исследования, распространяются информационные листовки и плакаты, проводятся детские конкурсы рисунков и другие мероприятия. Со своей стороны, мы запустили эстетико-экологическое воспитание учащихся и взрослого населения нашего города. С помощью природных материалов создаются настоящие произведения искусства, что позволяет чувствовать связь с природой.

Пухляк реже других синиц встречается в местах обитания человека, поэтому кормушку надо разместить на окраине села или деревни, а горожанам – в парке или лесопарке. И не забывать пополнять в ней запасы корма! Для подкормки большинства зимующих птиц отлично подходят семена подсолнечника (нежареные!), орехи (очищенные или расколотые), пшено, замороженные или сухие ягоды рябины, свежие яблоки. А для синиц, поползней и дятлов отличным лакомством окажется несоленое свиное сало.

Список использованных источников и литературы
  1. Анна Левада Лузи. Оригинальные картины из цветов и листьев. М.: Контэнт, 2010. – 64 с.

  2. М.П. Калякин. Полный определитель птиц европейской части России. Ч. 2. – М.: Фитон XXL, 2014. – 892 с.

  3. Коблик Е.А. и др. Список птиц Российской Федерации. М.: КМК, 2006. – 288 с.

  4. А.М. Прохоров. Лесная энциклопедия. Том 2. – М.: Советская энциклопедия, 1986 – 631 с.

  5. Л.С. Степанян. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий. — М.: Академкнига, 2003. — 808 с.

Просмотров работы: 271